Научная статья на тему 'Лоббирование как механизм менеджмента'

Лоббирование как механизм менеджмента Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
731
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никулин Л. Ф., Мамедов Р. А.

В статье раскрыты теоретические аспекты лоббистской деятельности, описан алгоритм организации и ведения лоббистской кампании и лоббистские технологии, дана классификация подходов к лоббированию. Приведены мероприятия, относимые к лоббистским технологиям, показана и обоснована связь процедуры лоббирования и матричной структуры управления, а также рассмотрен правовой аспект лоббизма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lobbying as the mechanism of management

In the article theoretical aspects of lobbist activity are opened, historical data about becoming and development of lobbyism in the world are cited, classification of lobbyists is brought, the algorithm of the organization and conducting lobbist campaign and lobbist technologies is described, classification of approaches to lobbying is given., traceable actions are resulted in lobbist technologies, communication of procedure of lobbying and matrix structure of management, and also legal aspect of lobbyism in Russia is shown and proved.

Текст научной работы на тему «Лоббирование как механизм менеджмента»

♦

Л.Ф. Никулин,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента инвестиций и инноваций, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова

Р.А. Мамедов,

аспирант кафедры менеджмента инвестиций и инноваций, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова

ВЕСТНИК. 2008. № 1(20)

УДК 338.24

ЛОББИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ МЕНЕДЖМЕНТА

Лоббизм - объективное явление демократической политической системы , неизбежная принадлежность общества, которое допускает плюрализм в качестве нормы своей жизнедеятельности. В той или иной форме лоббизм фактически существует в любом обществе, но степень развитости его самого, цивилизованности, интенсивности использования и продуктивности определяются характером политического режима, структурой политической системы, политической культуры, историческими традициями и другими особенностями каждой конкретной страны.

Существует множество технологий реализации лоббистских задач, типичных и рациональных алгоритмов действий при планировании и реализации лоббистской деятельности. Ниже приведены наиболее рационально-необходимые характеристики организации лоббистской деятельности. Анализ ситуации:

а) причины ее возникновения;

б) история субъекта давления;

в) сбор данных и анализ позиций клиента по схеме четырех рубрик (SWOT- анализ): преимущества, слабости, угрозы, возможности;

г) цели - основная и дополнительные. Вероятность достижения. Изучается ситуация, анализируются причина и история вопроса, чтобы понять и прочувствовать проблему изнутри. История субъекта важна для дальнейшего анализа действий конкурентов. SWOT-анализ необходим для обоснования вероятности достижения цели и правильного построения стратегии.

1. Разработка стратегии:

а) анализ предыдущих действий клиента;

б) анализ действий конкурентов;

в) варианты воздействия и вероятность положительного результата;

г) предварительный план:

- объекты давления - законодательная, исполнительная власть, уровень власти, варианты достижения;

- этапность и задачи каждого этапа;

- власть и противоречия - игра на встречных курсах ветвей власти и политических группировок;

- союзники и противники среди объектов давления;

- варианты действий и их политическая/экономическая оценка;

- основные черты вариантов;

д) выбор варианта. Просчет вариантов, анализ действий участников процесса и расчет стоимости - важнейшие составляющие аналитической работы; без их качественной проработки невозможно правильно выстроить правильную стратегию.

2 Подготовка основного плана:

а) проработка выбранного варианта. Имеется в виду:

- решение вопроса о необходимости коалиции; если «да» - то создание коалиции, отсечение нейтральных и неопределившихся сил от конкурентов;

- создание штаба и распределение функций;

- дополнительные усилия - найм субподрядчиков;

- организация реальной поддержки населения; если «да» - то выбор целевой аудитории, использование правильного момента для рекрутирования, избавление участника от личных усилий и инициатив, доведение необхсдимости и смысла предпринимаемых действий до каждого (сущность таких акций и их проведение - письма, шествия, выступления);

- работа с регионами; если «да» - то проработка по каждому региону всех пунктов настоящего плана;

- необходимость дополнительных усилий (общая и по регионам) по следующим пунктам: реклама, публикации в СМИ и связи с общественностью, финансовый план распределения ресурсов;

♦---------------------------------------------

б) контроль за собственной деятельностью:

- аудит действий глазами конкурентов;

- недопущение действий, способных поставить под удар всю кампанию;

- просчитывание процента риска;

в) создание плана урегулирования кризисных ситуаций;

г) выбор правильной даты начала действий;

д) тренинг сил. После выбора основного плана следует его проработка по всем сопутствующим вопросам, а также необходимо учесть все нюансы его подготовки к реализации.

3. Основной план действий и реализация:

а) расчет «пика» усилий, без чего кампания становится либо исключительно дорогой, либо нерезультативной;

б) четкий контроль за всеми действиями;

в) работа со СМИ;

г) техническая сторона, обеспечение материалами;

д) готовность к дополнительным усилиям по ходу реализации акций:

- опросы общественного мнения;

- покупка рекламного времени и пространства;

- действия в конкретных регионах, если число сторонников там невелико;

- перестроение стратегии на ходу (использование запасной стратегии и кризисного варианта).

Этап реализации основного плана предполагает кон -троль на всех уровнях, проведение необходимых мероприятий, обеспечение материалами для успешной реализации плана.

4. Итоги реализации процедуры.

При любом исходе должен быть проведен анализ действий, выявлены ошибки как на этапе выбора стратегии, так и в реализации плана. Опыт должен быть доведен до сведения сотрудников, которые могут столкнуться с подобными проблемами еще раз.

В мировой и российской практике распространены следующие технологии организации лоббистской дея-тел ьности1.

1. Выступления в профильных комитетах законодательного органа. В работе комитетов допускается участие как депутатов, так и заинтересованных лоббистов и экспертов.

2. Составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента, что практикуется лоббистами и органами законодательной и исполнительной власти с участием заинтересованных групп. Данная технология лоббирования реализуется посредством «проталкивания» определенного законопроекта или отдельных поправок в него. Возможны разнообразные запросы и письма депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации в различные федеральные органы государственной власти. В лоббистской деятельности важен личный контакт с депутатом: можно определить, поддержит он необходимый законопроект или нет.

Лоббирование законодательного предложения или законопроекта в парламенте, как правило, начинается с поиска сторонников (единомышленников) среди депутатов. После того, как они найдены, парламентарий или группа депутатов вносят предложенный законопроект в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу. Истинными разработчиками в этой ситуации могут быть не лоббисты, а те, кто за ними стоит. Поэтому часто настоящий заказчик неизвестен. Работа лоббиста в парламенте не ограничивается только поиском

сторонников или единомышленников. Важное значение имеет способность переубедить или склонить на свою сторону «колеблющихся» депутатов, не имеющих четкой позиции по данному законопроекту. Их количество может стать решающим при обсуждении и принятии законопроекта.

3. Организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации по поводу готовящихся или принятых решений.

4. Проведение научнс-практических конференций с участием представителей законодательной и исполнительной властей, ставшее повседневной практикой в деятельности российских политических партий и движений.

5. Организация торжественных встреч и приемов для полномочных представителей законодательной и исполнительной властей, что практикуется руководителями регионов и крупных предприятий.

6. Психологическое давление на депутатов и представителей исполнительной власти (звонки, письма, телеграммы в их адрес, личные визиты влиятельных деятелей и местных избирателей).

7. Митинги и забастовки, наиболее характерные для профсоюзных объединений, отстаивающих социально-экономические интересы работников своей отрасли.

8. Подкуп должностных лиц, с чем связано во многом отрицательное отношение общества к лоббизму.

9. Личные связи, или «коридорный лоббизм». Реализуются посредством личных, дружеских контактов и ви -зитов к государственным деятелям. Так, в 1995 г министр экономики Е. Ясин признавал, что «у президента есть «любимые» директора такие как директор «Ростсельмаша» или ЗИЛа. Они входят к нему в кабинет и подписывают любые дотации» Однако при этом «за три года «Ростсельмаш» получил и израсходовал столько денег, сколько хватило бы на модернизацию десяти заводов».

10. Интернет-технологии (электронные слухи, компромат и т.п.). Для информационного лоббизма, преследующего политические цели, удобная среда - сфера «деловых слухов», политико-экономические новости, публично официальными лицами не подтвержденные.

Практикующие лоббисты, как правило, неохотно делятся тайнами своего мастерства Потому что исключено, чтобы кто-либо обменял секрет действительно эффективной схемы зарабатывания больших денег на мимолетную популярность. Большинство предлагаемых технологий принципиально неверны, не имеют под собой научной базы. Рекомендуемые схемы почти никогда не подтверждаются реальными статистическими данными, те. базируются исключительно на слухах. Можно сказать, что любая система перестает работать, когда ею начинают пользоваться слишком многие.

Процедура лоббирования связана с матричной структурой управления. Матричная структура с точки зрения лоббирования - это руководители проекта (люди, наделенные на определенный срок полномочиями высшего руководства по определенному вопросу); отделы, подразделения и прочие структурные элементы организации. Руководитель проекта контролирует все процессы в рамках своей компетенции, отдает указания на любых (необходимых) уровнях. Возможно внедрение на определенные уровни для работы в группе. В лоббировании также фигурирует лоббист (руководитель проекта), об -

ластью работы которого является как субъект, так и объект лоббирования.

Лоббист внедряется в организацию - объект лоббирования - для оказания влияния на принятие определенного решения, что можно осуществить только работая с определенными должностными лицами, группами либо отделами (не обязательно высшим руководством). Лоббист участвует в круглых столах, конференциях, слушаниях, заседаниях, в написании законопроекта и вносит свои предложения:

- корректирует действия субъекта;

- работает с отделом по связи с общественностью;

- проводит аналитическую работу на предмет возможностей субъекта придерживаться той или иной стратегии;

- исследует рынок и возможные действия конкурентов.

Матричная структура лоббистской деятельности приведена на рис. 1.

ГС

М (Л) •*-

З

Рис. 2. Треугольник интересов сторон как модель для внешнего лобби:

ГС - это государственные структуры в условиях рынка; З - заказчи< лоббистской кампании; НР - наемные рабочие; П - федприниматель, М (Л) - менеджер, лобби

Рис.1. Матричная структура лоббистской деятельности (целево е ре шен ие ин те ре сов субъе кта лоббиро ван ия): ЛФР - лшейно-функциона/ъные руководителе РЦФ - руководитель целевой функции; РЦФ(Л) - руководитель целевой функции (лобби); Р - руководителе З (Р) - заказчик лоббирования; М - менеджеры

Лоббизм - это временные взаимоотношения с федеральными, законодательными и исполнительными региональными, муниципальными и другими органами и организациями; с заказчиком лоббирования. Для успешного завершения лоббистской деятельности необходимо учитывать интересы всех сторон, участвующих в проекте, с приоритетом интересов заказчика. Есть два варианта проведения лоббистской кампании. В зависимости от применяемой модели лобби действует как целеустремленный внешний фактор (рис. 2) и как целеустремленный внутрисистемный фактор (рис. 3).

Рис. 3. Ромб интересов сторон как модели для внутреннего лобби

При возникновении какого-либо вопроса зачастую образуются три заинтересованных стороны (см. рис. 2): государственные структуры в условиях рынка, наемные работники , предприниматели. Для разрешения вопроса необходимо удовлетворить потребности каждой из сторон. Лобби участвует как стороннее лицо, но изучает потребности обеих сторон, пытается влияние на «конечного потребителя» и на «государственные структуры». Можно искусственно создать давление со стороны населения, и государственные власти увидят необходимость принятия решения, являющееся целью заказчика. Но при этом лобби остается в стороне и лоббистская компания не предается огласке.

На рис. 3. приведена схема взаимодействий сторон при активной и открытой работе лоббиста как участника конкретного бизнес-процесса. В данном случае лобби действует полноценно как четвертая сторона, которая вынуждает учитывать интересы трех других сторон (ГС + П + НР). Эффективность внутреннего лобби заметнее, но и более ресурсоемкая и трудоемкая, так как требует учитывать интересы всех сторон.

Процессы при лоббистской компании в своей основе и структуре - это стандартные бизнес-процессы, сами по себе не несущие ничего аморального и преступного. Это взаимоотношения между лицами - физическими и юридическими.

Конституцией РФ закреплены основания для признания и регулирования лоббизма в России. Гарантии лоббистской деятельности закреплены п. 1 ст. 30, 32-33, п. 2 ст. 45 Конституции РФ. Основное обоснование институт лоббизма находит в ст. 33 Конституции РФ. Тем не менее в России отсутствуют нормативные акты, регламентирующие лоббистскую деятельность. Законодатели юристы и политологи выделяют два основных подхода к правовому регулированию лоббизма.

Первый - поставить лоббизм в России под контроль общественных и государственных институтов. Суть второго подхода - правовое стимулирование лоббизма, по -скольку всякого рода запреты малоэффективны и легко преодолимы. Российский закон о регламентации лоббизма должен сочетать оба подхода: ограничение внепра-вового лоббизма и стимулирование наиболее цивилизованных его форм.

1 См.: Любимов А .П. Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе. (Антикоррупционный проект). М.: Издание Государственной Думы, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.