Engineering sciences
УДК 69
йй! 10.21661/Г-465141 Е.В. Орехова
LMS как инструмент организации и поддержки электронного образования
Аннотация
В статье приводится пример разработки информационной системы управления учебной деятельностью. Сформулированы базовые функциональные требования к системе, созданы модели бизнес-процессов.
I Ключевые слова: дистанционное обучение, непрерывное образование, информатизация образования, информационная среда.
E.V. Orekhova
LMS as a tool for organization and support of e-education
Abstract
The article provides an example of information system development to control education activity; defines basic functional requirements to the system and designs models of business processes.
| Keywords: distance learning, continuing education, information technology in education, information environment.
На протяжении нескольких последних лет электронное образование является одним из перспективных направлений развития образовательных систем, причем в совершенствовании этого направления заинтересованы не только образовательные организации, но и корпоративный сектор. Создаются специализированные образовательные (учебные) ресурсы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения, мониторинга и контроля приобретаемых знаний. Разработаны регламенты и требования к электронным образовательным ресурсам, цель которых наиболее эффективно донести до обучающегося учебный материал и закрепить приобретенные знания. Электронные образовательные ресурсы характеризуются высоким уровнем интерактивности и позволяют участвовать в процессе обучения людям, находящимся в разных странах. Помимо качества образовательного контента немаловажную роль играет инструментарий, задачами которого являются осуществление доставки,
управление и предоставление доступа к образовательным ресурсам, а также организация всей образовательной деятельности.
Lеаming mаnаgеmеnt systеm (LMS) - система управления образовательной деятельностью, функциональные возможности которой позволяют разрабатывать, управлять, публиковать и обеспечивать доступ к электронным образовательным ресурсам. Существует ряд систем управления обучением, которые реализуют электронное дистанционное образование посредством распределенных инфокоммуникацион-ных сетей [1; 2].
Система LMS состоит из ряда подсистем, каждая из которых выполняет свой ряд задач, формируя на выходе определенный продукт. Для выявления и уточнения всех бизнес-процессов, требующих автоматизации, выполним детализацию системы LMS на функциональные блоки и покажем потоки данных, соединяющие подсистемы (рисунок 1) [1; 3-5].
Технические науки
Рис. 1. Диаграмма потоков данных подсистем LMS
Рис. 2. Диаграмма потоков данных «Подсистемы управления обучением»
LMS детализируется с помощью нескольких подсистем:
- подсистема управления обучением;
- подсистема управления контентом;
- подсистема обучения;
- подсистема тестирования и аттестации;
- подсистема обработки и документирования результатов обучения.
Описанные подсистемы далее так же можно декомпозировать. Графически интерпретация декомпозиции подсистемы управления обучением представлена на рисунке 2.
В результате декомпозиции получаем следующие процессы:
- создать курс обучения;
- загрузить учебные материалы;
- зачислить пользователей Системы на курсы обучения;
- организовать учебный процесс;
- завершить курс обучения для слушателей.
Накопителями данных здесь являются:
- библиотека курсов обучения;
- библиотека учебных материалов по курсам.
Графически интерпретация декомпозиции подсистемы управления контентом представлена на рисунке 3.
В результате декомпозиции получаем следующие процессы:
- создать учебные материалы;
- загрузить учебные материалы в курс обучения.
Накопителем данных здесь является:
- библиотека учебных материалов по курсам.
Входящие потоки данных:
- данные о курсе обучения;
- сведения о работе обучающихся в курсе.
Исходящие потоки данных:
- запрос сеанса видеоконфе-ренцсвязи;
- запрос образовательного ресурса.
Графически интерпретация декомпозиции подсистемы обучения представлена на рисунке 4.
В результате декомпозиции получаем следующие процессы:
- изучить учебный материал;
- ответить на тестовые задания теста по курсу;
- посмотреть успеваемость;
- сформировать портфолио пользователя Системы.
Накопителем данных здесь является:
- реестр успеваемости пользователя системы.
Входящие потоки данных:
- запрашиваемый образовательный ресурс;
- данные о курсе обучения;
- данные об обучающемся;
- данные об учебных материалах;
Рис. 3 Диаграмма потоков данных «Подсистемы управления контентом»
Engineering sciences
Рис. 4. Диаграмма потоков данных «Подсистемы обучения»
Рис. 5. Диаграмма потоков данных «Подсистемы тестирования и аттестация»
- данные о тестовых заданиях;
- запись данных о результатах тестирования.
Исходящие потоки данных:
- сведения о работе обучающегося в курсе.
Графически интерпретация декомпозиции подсистемы тестирования и аттестации представлена на рисунке 5.
В результате декомпозиции получаем следующие процессы:
- создать банк тестовых заданий;
- сформировать контрольно-измерительные материалы для курса;
- назначить тест слушателю;
- сформировать протокол тестирования.
Накопителями данных здесь являются:
- библиотека тестовых заданий;
- реестр успеваемости пользователя Системы.
Входящие потоки данных:
- сведения о работе обучающегося в курсе.
Исходящие потоки данных:
- данные о тестовых заданиях;
- запись данных о результатах тестирования;
- сведения о работе обучающегося в курсе;
Графически интерпретация декомпозиции подсистемы обработки и документирования результатов обучения представлена на рисунке 6.
В результате декомпозиции получаем следующие процессы:
- проанализировать успеваемости;
- сформировать бланк документа об обучении;
- напечатать бланк документа;
Накопителем данных здесь является:
- реестр документов об образовании пользователей.
Входящие потоки данных:
- сведения о работе обучающемся в курсе;
- нормативные документы в сфере образования, регламенты, инструкции.
Исходящие потоки данных:
- результат обучения пользователя Системы на курсе;
- сведения о документах об образовании.
В результате проектирования были определены бизнес-процессы функциональных блоков LMS, что позволило определить функциональные требования к системе в целом.
Рис. 6. Диаграмма потоков данных «Подсистемы обработки и документирования результатов обучения»
Технические науки
Литература
1. Ромашкова О.Н. Единая образовательная информационная среда организации и поддержки открытого и непрерывного образования О.Н. Ромашкова, Е.В. Орехова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2016. - №1. - С. 128-134.
2. Бакалов В.П. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление / В.П. Бакалов, Б.И. Крук, О.Б. Журавлева. - М.: Горячая Линия - Телеком, 2008.
3. Горелов Г.В. Оценка качества обслуживания в сетях с пакетной передачей речи и данных / Г.В. Горелов, О.Н. Ромашкова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Прикладная и компьютерная математика. - 2003. - Т. 2. - №1. - С. 23-31.
4. Лукова О.Н. Анализ качества стохастической цифровой передачи речевой информации (методика и ее использование при разработке информационных систем) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. - М.: МИИТ, 1994. - 149 с.
5. Ромашкова О.Н. Алгоритм работы с модулем «Учебная деятельность» управленческой информационной системы для образовательного комплекса / О.Н. Ромашкова, Ермакова Т.Н. // Исследование различных направлений современной науки: VIII Международная научно-практическая конференция. - 2016. - С. 917-924.
6. Ромашкова О.Н. Нейросетевая компьютерная модель для поддержки принятия решений в образовательных комплексах / О.Н. Ромашкова, Ф.О. Федин, Т.Н. Ермакова // Вестник РГРТУ - 2017. - №61. - С. 54-59.
(