Научная статья на тему 'ЛИЗИНГ ВОЗДУШНОГО СУДНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

ЛИЗИНГ ВОЗДУШНОГО СУДНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лизинг воздушного судна / санкции / запрет на поставки запасных частей воздушного судна / aircraft leasing / sanctions / ban on the supply of aircraft spare parts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.К. Сторожева, Е.Л. Фарафонтова

В работе рассмотрено понятие форс-мажора и его последствий для авиаотрасли России. Дан правовой анализ действиям европейских государств о запрете поставок воздушного судна европейского производства в Россию, в качестве применяемых санкций. Рассмотрены также способы удержания иностранных самолетов с помощью выкупа у лизингодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIRCRAFT LEASING UNDER SANCTIONS

The paper considers the concept of force majeure and its consequences for the Russian aviation industry. A legal analysis is given of the actions of European states to ban the supply of European-made aircraft to Russia, as applied sanctions. Also considered are methods of retaining foreign aircraft with the help of a buyout from lessors.

Текст научной работы на тему «ЛИЗИНГ ВОЗДУШНОГО СУДНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

УДК 34.096

ЛИЗИНГ ВОЗДУШНОГО СУДНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

В.К. Сторожева Научный руководитель - Е.Л. Фарафонтова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: lerok2665@mail.ru

В работе рассмотрено понятие форс-мажора и его последствий для авиаотрасли России. Дан правовой анализ действиям европейских государств о запрете поставок воздушного судна европейского производства в Россию, в качестве применяемых санкций. Рассмотрены также способы удержания иностранных самолетов с помощью выкупа у лизингодателей.

Ключевые слова: лизинг воздушного судна, санкции, запрет на поставки запасных частей воздушного судна

AIRCRAFT LEASING UNDER SANCTIONS

V.K. Storozheva Scientific Supervisor - E.L. Farafontova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: lerok2665@mail.ru

The paper considers the concept of force majeure and its consequences for the Russian aviation industry. A legal analysis is given of the actions of European states to ban the supply of European-made aircraft to Russia, as applied sanctions. Also considered are methods of retaining foreign aircraft with the help of a buyout from lessors.

Keywords: aircraft leasing, sanctions, ban on the supply of aircraft spare parts

В 2022 году на фоне политических разногласий между странами России и Украины возникли сложности в экономическом плане всех стран, но особенно это коснулось России. Европейские власти других государств предприняли меры против России и выдвинули определенные санкции. После проведенных переговоров сторон - европейских властей и лизингодателей - было принято беспрецедентное решение о прекращении обеспечения России воздушными судами европейского производства. Вместе с тем Европа настаивает на прерывании действующих соглашений российских перевозок с лизингодателями, а также на разрыве осуществление страховки и техобслуживания самолетов и вертолетов.

По сообщениям источника Forbes, премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин поручил Министерству юстиций и Министерству экономического развития РФ организовать предложения, которые предусматривают признание западных санкций "чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством" (форс-мажором) для гражданско-правовых договоров [5]. Торгово-промышленная палата РФ также признала сложившеюся ситуацию непреодолимой силой.

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

Согласно ст. 401 ГК РФ форс-мажор - обстоятельства, которые затрудняют или делают невозможным надлежащее исполнение договорных обязательств, не считаются форс-мажором предпринимательские риски: недостаток средств, долги контрагента, отсутствие на рынке нужных товаров, изменение курса валют, финансовый кризис. Исключение - когда в договоре есть пункт, что и это тоже относится к форс-мажору [7]. Если форс-мажор затронул обязанности предпринимателя по договору, он освобождается от неустойки и возмещения кредитору убытков, в том числе упущенной выгоды. Если обязательство стало невыполнимым, оно прекращается. Таким образом. из-за значимого изменения обстоятельств предприниматель имеет право расторгнуть или изменить договор. Неотъемлемое требование: в новых реалиях старый договор стал нерентабельным или вообще убыточным, и это никак нельзя было просчитать.

Министерство транспорта Российской Федерации подготовила программу предложений Правительству РФ, которая призвана помочь отечественным авиакомпаниям в дальнейшем использовать зарубежные воздушные судна, невзирая на принятые санкционные меры Европейского Союза (далее ЕС). [1]. Представителя федерального агентства воздушного транспорта (далее Росавиация) заявляют, что отечественные авиационные компании не намереваются возвращать воздушные судна, находящиеся в лизинге - они нацелены выкупить их. Вдобавок Россия готова помочь авиационным компаниям получить в собственность иностранные воздушные суда. Предоставление российских сертификатов летной годности позволит оставить количество зарубежной воздушной техники внутри страны и осуществлять их пользование в России. Законопроект о поддержке транспорта в условиях санкций введен на рассмотрение в Государственную Думу РФ [1]. По мнению Правительства РФ, такие решения смогут оказать большую помощь российским компаниям, чтобы сберечь зарубежные самолеты и дать право использовать их в пределах страны [3].

По словам экспертов, национализация флота - единственное решение в этой ситуации, иных альтернатив сохранить воздушные судна нет. Государство должно вынести определенное решение, так как сами авиакомпании не обладают законными основаниями удерживать летательные аппараты, если имеется условие лизинговых компаний их вернуть. Если будет установлено распоряжение выкупать самолеты, то государству потребуется рассматривать эту вероятность с США и Европейским Союзом. Как технически способна осуществляться «национализация» зарубежного воздушного судна, источники не сообщают [6].

Согласно подсчетам авиационного экономиста, председателя правления Ассоциации малых авиационных компаний Сергея Детенышева, данная идея лежит в плоскости правовых отношений и является краткосрочной. Однако такие действия не смогут повлиять на решение проблемы поддержки летной годности: тема с обеспечением комплектующих для воздушного судна, а также технического обслуживания и ремонта, является открытой [2]. В соответствии с определенными данными, «запаса прочности» российских перевозчиков будет достаточно в лучшем случае на месяц. В условиях нынешней ситуации крайне сложно производить оценку дальнейшим перспективам, в отсутствии решений о поиске иных альтернативных возможностей поставок запчастей.

По сообщению Министерства транспорта РФ, в нынешней ситуации возврат зарубежной воздушной техники будет проходить по заключению особой правительственной комиссии по импортозамещению, руководителем является вице-премьер Юрий Борисов [1]. При наступлении ситуации, когда лизингодатель хочет прекратить сотрудничество и просит о преждевременном возврате зарубежных самолетов или авиационного двигателя, то лизингополучатель осуществит возврат в соответствии с принятым решением правительственной комиссии по импортозамещению с установленным порядком условий реализации данного возврата. При этом отмечается, что если такого распоряжения правительственной комиссией не принято, то авиакомпания будет и дальше реализовывать

пользование воздушным транспортом [4]. Если же российские авиакомпании соберутся отдавать воздушную технику лизингодателям таких стран, входящих в список иностранных стран, осуществляющих по отношению к России «недоброжелательную деятельность», то расчет за воздушный транспорт будет проводиться в валюте РФ в порядке, назначенном Центральным банком [4].

Хочется верить, что ситуация с санкциями продержится ненадолго, форс-мажорная ситуаций закончится и авиасообщение между странами восстановится. Разрыв договорных связей не выгоден как лизингодателям, так и лизингополучателям, государствам необходимо искать компромиссные решения. Неприменение силы, сотрудничество участников международного процесса, добросовестное исполнение международных обязательств -принципиальные положения международного права, в аспекте которых и должна разрешаться геополитическая ситуация.

Библиографические ссылки

1. Новости в России и мире - РБК. Минтранс предложил способ удержать иностранные самолеты в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/ 10/03/2022/622904ff9a794711f0289982 (дата обращения 27.03.22)

2. Новости России и мира за сегодня - BFM. Росавиация: авиакомпании не собираются возвращать самолеты из лизинга. [Электронный ресурс]. URL: https://www. bfm.ru/news/494914 (дата обращения 27.03.22)

3. Ассоциация туроператоров - Россия не отдаст «подсанкционные» самолеты лизингодателям. Какие перспективы у авиакомпаний? [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/news%20/press-centre/new/58914.html (дата обращения 28.03.22)

4. Правительство предложило регистрировать права на самолеты в лизинге. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/10/03/2022/622a0ee69a79477d1 d2837fb (дата обращения 28.03.22)

5. Может ли Россия не отдавать самолеты в лизинге. [Электронный ресурс]. URL: https://ratanews.ru/news/news_3032022_7.stm (дата обращения 30.03.22)

6. В России санкции могут признать форс-мажором для бизнеса. [Электронный ресурс]. URL:https://news.rambler.ru/conflicts/48321084/?utm_content=news_media&utm_medium=read_ more&utm_source=copylink (дата обращения 30.03.22)

7. Текущая ситуация с экономикой - это форс-мажор? [Электронный ресурс]. URL: https://e-kontur.ru/blog/15848/fors-mazhor (дата обращения 02.04.22)

© Сторожева В.К., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.