Библиографический список
1. АПК Алтайского края: состояние, проблемы и основные направления социально-экономического развития отрасли / под ред. А.М. Зубахина, Н.М. Оскорби-на, Е.И. Роговского. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. — 114 с.
2. О мерах по реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // Расширенное заседание коллегии Министерства сельского хозяйства
Российской Федерации (19 октября 2005 г.). — М., 2005.
3. Техническое обеспечение сельхо-зорганизаций Алтайского края — один из факторов стабилизации агропроизводства. 2003-2007: анал. зап. / В.М. Мочалов, Г.А. Прокопова, Н.Н. Дерюга; под ред. В.М. Мочалова; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. — Барнаул, 2008. — 84 с.
+ + +
УДК 65.9(32.641) И.В. Ковалева
ЛИЗИНГ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
Ключевые слова: лизинг, инвестиции, инвестиционный, климат, лизинговый, платеж, расчет, финансовая, аренда, АПК.
Мировой опыт показывает, что в последние десятилетия лизинговые формы инвестиций стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Объемы лизинговых операций развитых государств составляют 25-30% от общей суммы прямых инвестиций [1].
Лизинг является важным механизмом аграрной политики и может рассматриваться как инструмент инвестиционной привлекательности регионального АПК.
Лизинг согласно Федеральному закону «О лизинге» — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем [2].
Специфичность лизинговых отношений дает основание рассматривать их как особые: в одних случаях предметом лизинга становится весь комплекс финансовых отношений, в других — только договор о передаче оборудования во временное пользование с правом последующего выкупа (если такое условие включается). То же самое можно отнести и к экономическому содержанию лизинга, который очень похож на кредит, аренду, продажу
в рассрочку и в то же время отличен от них. В Гражданском кодексе РФ лизинг трактуется как финансовая аренда [3].
В российской литературе функции лизинга рассматриваются, как правило, с микроэкономической точки зрения и, прежде всего, с точки зрения выгод, приносимых лизингополучателю. Однако значение лизинга в современной экономике нельзя ограничивать лишь микроэкономическим подходом. Целесообразно выделить лизинг с точки зрения инструмента повышения инвестиционной активности экономики, а в нынешних российских условиях и преодоления глубокого инвестиционного кризиса; средства ускорения оборачиваемости и накопления капитала и важное финансовое средство ускорения научно-технического прогресса.
Нередко недооценивается сбытовая функция лизинга: она имеет значение
только в том случае, если к лизингу прибегают в целях расширения круга потребителей и завоевания новых рынков сбыта.
Воспроизводственная функция лизинга может быть разделена на две подфункции: инвестиционно-кредитную и реализационную. Через инвестиционно-кредитную подфункцию пользователь на кредитной основе получает инвестиционный ресурс и инвестиционный товар.
Реализационная подфункция лизинга особенно наглядно проявляется в прямом лизинге, когда между поставщиком и пользователем нет посредников. В косвенном лизинге эта подфункция несколько
трансформируется, поскольку между поставщиком и пользователем появляются посредники.
Стимулирующая функция лизинга проявляется в стимулировании инвестиций производства, накопления капитала, научнотехнического прогресса, экономического роста со всеми вытекающими экономическими и социальными последствиями.
Все функции лизинга взаимосвязаны и взаимодействуют. Но степень их реализации может изменяться, усиливаться или ослабляться в зависимости от задач, решаемых государством, и применения дополнительных рычагов, стимулирующих развитие лизинга, особенно налоговых и инвестиционных льгот.
Высокий уровень износа сельскохозяйственных машин и оборудования показывает, что традиционный амортизационный механизм обновления основных средств не способен выполнить инвестиционную функцию в АПК, поскольку сроки службы сельскохозяйственной техники превышают нормативные, а амортизационные отчисления не могут компенсировать выбытие активной части основных средств. Нарушение инвестиционных процессов усугубляется диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и низким уровнем доходности сельскохозяйственных организаций. В этих условиях использование лизинга в комплексе мер может служить инструментом формирования инвестиционной привлекательности регионального АПК, тем самым обеспечивая восстановление и активизацию воспроизводства активной части основных средств. Лизинговые отношения в сфере АПК являются инвестиционно привлекательными, поскольку для изготовления лизингового товара лизинг обеспечивает гарантированное продвижение и сбыт произведенного товара под гарантированные платежи со стороны лизинговой фирмы. По мнению И.Н. Гаранькина, даже по этим поверхностным параметрам лизинг настолько эффективнее кредитования, что доля его могла бы существенно превысить общепринятые 25-30%, что обусловливает необходимость гораздо более активного участия в лизинговых операциях страховых компаний и банков [4].
Механизм поддержки и регулирования как государственного, так и коммерческого лизинга формируется как элемент ресурсной поддержки АПК. Другие задачи по формированию механизма лизинговых поставок, в том числе по совершенст-
вованию финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики АПК, выступают как важные, но частные в системе стратегических решений реформирования ресурсной поддержки АПК.
На практике возможности решения проблем агропродовольственного сектора связывают главным образом с увеличением спроса на его продукцию. Фактор спроса на продукты питания действительно может выступить одним из главных инструментов, но только при выполнении следующих условий: нормативной окупаемости затрат, необходимого уровня рентабельности их производства и справедливого распределения прибыли между участниками производственного процесса.
Для обеспечения реальной инвестиционной активности в отраслях АПК государство должно последовательно реализовывать мероприятия по повышению доходности сельскохозяйственных организаций и других участников. Традиционно решение этой задачи связывается с совершенствованием амортизационной и налоговой политики в рамках общей политики ресурсной поддержки АПК.
С включением лизинга в воспроизводственную систему АПК принципиально новое значение приобретает прямая ресурсная поддержка сельского хозяйства со стороны государства. Такая поддержка, обеспечивая стабилизацию сельскохозяйственного производства, является условием успешного реформирования аграрного сектора экономики. При всех недостатках государственного лизинга сельскохозяйственной техники, его применение способствовало бы лучшей ориентации сельских товаропроизводителей на рынке средств производства, овладению приемами современного менеджмента. Актуальность проблемы проявляется в том, что до сих пор не удалось добиться главного: кардинального обновления и пополнения парка средств механизации в сельском хозяйстве, развития племенной базы в животноводстве.
Сравнительная оценка лизинговых платежей, где объектом лизинга выступает доильная установка «Карусель», возможна в нескольких вариантах. Стоимость возмещения объекта лизинга — 1,7 млн руб.
По первому варианту договора стоимость имущества полностью возмещается за счет уплаченных сумм амортизационных отчислений, которые начисляются равными долями. Платежи осуществляются 2 раза в год. Годовая ставка ко-
миссионного вознаграждения лизингодателя — 0,2. Маржа лизингодателя:
в = 0,2/2 = 0,1. (1)
Общее количество лизинговых платежей — 10. Возмещение стоимости имущества в каждом периоде постоянно и за период договора стоимость имущества полностью возмещается. Лизинговые платежи определялись по формуле:
Яг = Аг + Вг г = 1, N, (2)
где 12; — лизинговый платеж в нтом пе-
риоде;
А, — величина лизингового вознаграждения в нтом периоде;
Bj — сумма возмещения стоимости имущества в нтом периоде;
N — количество платежей от 1-го до п-го.
Аг = и} в, ' = I, N (3)
где Ц — остаточная стоимость имущества
в нтом периоде;
в — лизинговое вознаграждение лизингодателя в долях.
Величина возмещения имущества (В^ определяется делением общей стоимости имущества (С) на число платежей (К): Вi = С/К
Остаточная стоимость для последующего периода находится по формуле:
и+1 = иг - Вг; г = 1, (N -1); и - С. (4)
Лизинговые платежи за пять лет договора составят 2,65 млн руб.
Приведем расчеты лизинговых платежей с использованием методики, основанной на теории финансовых рент [5]. Особенность данного метода расчета состоит в равенстве современной (текущей) стоимости потока лизинговых платежей и стоимости имущества со всеми дополнительными расходами при его приобретении. При таком подходе определяется единая величина лизинговых платежей по периодам, которая в дальнейшем распределяется на процентные платежи и суммы возмещения стоимости имущества.
Лизинговые платежи рассчитываются по следующей формуле:
Я = С • в : [1 -1/(1 + вп)] = С • ап,в , (5)
где С — стоимость имущества с учетом всех дополнительных затрат;
в — лизинговое вознаграждение лизингодателя в долях;
ап,р — коэффициент рассрочки (погашения).
Коэффициент рассрочки находят по следующей формуле:
ап,в=в:[1 -1/(1 + в)п]. (6)
Причем ап,р показывает, какая доля стоимости имущества погашается в каждый период.
По второму варианту рассчитываем лизинговые платежи по формуле (5). Условия лизингового соглашения те же, что и в варианте 1:
С = 1710000 руб.; N = 10; Р = 0,2;
М = 2; в= Р/М = 0,1, где М — количество платежей в году;
Р — ставка комиссионного вознаграждения.
Лизинговые платежи составят:
Я = С• в:[1 -1/(1 + в)п ] = = 1710000 0,1: [1 -1/(1 + 0,1)10 ] = 27829463 руб.
По третьему варианту рассчитаем размер лизинговых платежей при условии, что они будут осуществляться в начале периода.
В данном случае формула (6) претерпит следующие изменения:
Я = 1: (1 + в)-С • в : [1 -1/(1 + в)п] = (
= 1: (1 + в)-С^пв- ( )
Таким образом, лизинговый платеж в начале периода отличается от лизингового платежа, сделанного в конце периода на величину 1/(1 + в).
Условия сделки: С = 1710000 руб.; Р = 0,2; М = 2; N = 10; в= 0,1.
Лизинговые платежи будут равны:
R = 1710000: (1 + 0,1)*0,1 : [1-1/1+0,1)10] = 252995,10 руб.
Таким образом, лизинговые платежи целесообразно осуществлять в начале периода.
По четвертому варианту лизинговые платежи рассчитаны по рекомендации Минфина РФ [1]. Согласно этим подходам общая сумма лизинговых платежей равняется:
С = А + В + Кр + СТо + D, ( 8)
где Ск — общая сумма лизинговых платежей за весь период договора лизинга;
А — сумма, возмещающая стоимость лизингового имущества за период действия договора лизинга;
В — комиссионное вознаграждение лизингодателю;
Кр — плата лизингодателю за кредитные ресурсы, использованные им для приобретения имущества;
Стр — сумма, выплачиваемая за страхование лизингового имущества, если оно было застраховано лизингодателем;
D — затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.
Таблица
Общая сумма лизинговых платежей при различных вариантах их расчета, тыс. руб.
Вариант Вознаграждение лизингодателя Лизин- говые платежи Удорожание к цене завода-изготовителя, %
Вариант 1 (равномерное возмещение стоимости имущества) 940 2650 54,97
Вариант 2 (сданная по периодам величина лизинговых платежей) 1072 2 782 62,75
Вариант 3 (оплата лизинговых платежей в начале периода) 819 2529 47,95
Вариант 4 (ОАО «Росагролизинг») 95 2249 33,3
Вариант 5. Краевой агролизинг (с использованием бюджетного кредита под 1 /4 учетной ставки рефинансирования Центрального банка РФ, на 3 года, торговая наценка — 5%) 35 (1,5% от остаточной стоимости предмета лизинга) 2180 29,2
При этой форме отношений лизингополучатель в согласованный срок с момента подписания договора обязуется произвести авансовый платеж лизингодателю в размере не менее 10% от лизинговой стоимости передаваемого объекта; страховой взнос за весь срок лизинга — 2%; размер вознаграждения — 1,5%; процент за использование средств на приобретение предмета лизинга — 7%. Последующие лизинговые платежи (возмещение стоимости) и вознаграждение оплачиваются лизингополучателем в размере и сроки согласно графику уплаты лизинговых платежей равномерно по кварталам.
Общая сумма лизинговых платежей по действующей методике ОАО «Росагроли-зинга» (4-й вариант) составит, по нашим расчетам, 2249180 руб. (табл.).
Самым предпочтительным вариантом является 5-й вариант. При четвертом варианте расчетов удорожание к цене за-вода-изготовителя составит 33,3%, при третьем — 47,95%, первом — 54,97 и при втором — 62,75%.
Таким образом, основные функции в механизме поддержки лизинга выполняют органы государственной и местной власти, усилия которых направлены на решение следующих задач:
- определить основные приоритеты государственной политики и ресурсной под-
держки сельскохозяйственного производства и производственного инвестирования АПК;
- на основе федеральной и региональной системы нормативов реализовать стабильный механизм ресурсной поддержки лизинга сельскохозяйственных машин и оборудования, племенного скота;
- обеспечить правовые условия для поддержки лизинга на региональном уровне.
Развитие лизинга в АПК возможно рассматривать как один из инструментов активизации инвестиционной привлекательности отраслевых подкомплексов АПК.
Библиографический список
1. Система комплексного раскрытия информации: http://www.scrin.ru.
2. Федеральный закон № 164-ФЗ от 29.10.1998 г. «О лизинге».
3. Официальный сайт Правительства РФ: http://www.gov.ru.
4. Гаранькин И.Н. Динамика и стабилизация инвестиций в функционировании АПК / И.Н. Гаранькин. — М.: РАГС, 2001.
— 142 с.
5. Гапоненко А.Л. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления: учебно-метод. пособие / А.Л. Гапоненко, В.Г. Полянский. — М.: Инфра-М, 2006. — С. 45-48.
УДК 631.16 А.В. Крохта,
С.Р. Лозинский
АГРАРНЫЙ ХОЛДИНГ -ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Ключевые слова: агрохолдинги, Анализ и оценка современного состоя-
структура холдинга, Сибирский аграр- ния и развития АПК позволяют сделать
ный холдинг, государство. вывод о том, что в настоящее время