УДК 336.647, 336.648 JEL N5, N50, O1, O13, Q14, G23, E6 DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2024-12-1-36-48 Получено: 15.12.2023 Статья доработана после рецензирования: 18.02.2024 Принято: 25.02.2024
Лизинг в аграрной экономике Российской Федерации: современный этап развития
Кирица Алексей Александрович
Канд. экон. наук, экономист-финансист ORCID: 0000-0002-0925-6171, e-mail: [email protected]
Общество с ограниченной ответственностью «Инженерная компания СитиЭнерго», 109263, Шкулева ул., 2А, г. Москва, Россия
Аннотация
Целью настоящей статьи является анализ устойчивого развития лизинга как основного инвестиционного механизма технического перевооружения аграрного сектора Российской Федерации. В работе использованы общенаучные методы (анализ и синтез, экономическо-статистические методы, графические методы и др.). Рассмотрены современное состояние технической оснащенности отечественного аграрного сектора, развитие лизингового рынка сельскохозяйственной техники, проблемы и перспективы использования аграрного лизинга на современном этапе. С учетом сложившейся конъюнктуры внутреннего рынка, снизившихся цен на сельскохозяйственную продукцию и опережающего роста цен на оборудование отечественным сельскохозяйственным производителям необходима системная государственная поддержка для сохранения темпов обновления машинно-тракторного парка. В условиях дефицита сельскохозяйственной техники и инвестиционных ресурсов на ее воспроизводство лизинг является одним из действенных инструментов в решении вопросов укрепления технического потенциала аграрного сектора. Предложены основные перспективные направления применения лизинговых механизмов, способствующие ускорению технического переоснащения в аграрном секторе: проекты устойчивого развития, национальная «зеленая» таксономия, «зеленые» облигации; развитие цифровизации рынка сельскохозяйственной техники; использование лизинговых механизмов для развития машинно-технологических комплексов как современной формы совместного машиноиспользования в сельском хозяйстве. Предложенные направления позволят обеспечить системное развитие и ускорение технического переоснащения аграрного сектора Российской Федерации.
Ключевые слова: аграрный лизинг, сельскохозяйственная техника, сельхозтоваропроизводители, аграрный сектор, устойчивое развитие, техническая оснащенность, ЕВО-инвестиции, машинно-тракторный парк сельского хозяйства
Для цитирования: Кирица А.А. Лизинг в аграрной экономике Российской Федерации: современный этап развития// Управление. 2024. Т. 12. № 1. С. 36-48. Б01: 10.26425/2309-3633-2024-12-1-36-48
© Кирица А.А., 2024.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Received: 15.12.2023 Revised: 18.02.2024 Accepted: 25.02.2024
Leasing in Russian agricultural economy: current stage of development
Aleksei A. Kiritsa
Cand. Sci. (Econ.), Economist-financier ORCID: 0000-0002-0925-6171, e-mail: [email protected]
Engineering Company CityEnergo LLC, 2A, Shkulyova ul., 109263 Moscow, Russia
Abstract
The purpose of the study is to analyze leasing sustainable development as the main investment mechanism of the Russian agrarian sector technical re-equipment. The author uses general scientific methods (analysis and synthesis, economic and statistical methods, graphical methods, etc.). The current state of the domestic agrarian sector technical equipment, the development of agricultural machinery leasing market development, issues and prospects for the use of agrarian leasing at the present stage have been considered. Considering the current situation in the domestic market, decreased prices for agricultural products and outstripping growth of prices for equipment, domestic agricultural producers need systemic state support to maintain the machinery and tractor fleet renewal pace. In conditions of agricultural machinery and investment resources for its reproduction deficit, leasing is one of the effective tools in solving the technical potential of the agricultural sector technical potential strengthening issues. The main promising areas of leasing mechanisms application, contributing to technical re-equipment acceleration in the agricultural sector have been proposed (sustainable development projects, national "green taxonomy", "green" bonds; agricultural machinery market digitalization development; use of leasing mechanisms for the machinery and technology complexes development as a modern form ofjoint machinery use in agriculture). The proposed areas will ensure systemic development and acceleration of Russian agrarian sector technical re-equipment.
Keywords: agroleasing, agricultural equipment, agricultural producers, agricultural sector, sustainable development, technical equipment, ESG investments, agricultural machine and tractor park
For citation: Kiritsa A.A. (2024). Leasing in Russian agricultural economy: current stage of development. Upravlenie / Management (Russia), 12 (1), pp. 36-48. DOI: 10.26425/2309-3633-2024-12-1-36-48
© Kiritsa A.A., 2024.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
Введение / Introduction
По экспертным оценкам, для удовлетворения растущего спроса мировому сельскому хозяйству к 2050 г. необходимо будет производить почти на 50 % больше продуктов питания, чем в 2020 г. [Мустафа-ева, 2021]. При этом поддерживать темпы производства становится все сложнее как из-за изменений климата и растущей нагрузки на природные ресурсы, так и из-за растущей капиталоемкости сельскохозяйственного производства. Для поддержания текущего уровня производительности и устойчивого повышения доходности сельского хозяйства требуются все более совершенные технологии и техника. Следствием стремительных темпов современного технического прогресса является быстрое моральное и физическое устаревание техники, в связи с чем для сохранения производственного потенциала и обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо своевременное обновление машинно-тракторного парка сельского хозяйства.
При решении проблемы технического переоснащения и модернизации для аграрного сектора особенно важна государственная поддержка. Следует отметить, что в Российской Федерации (далее — РФ, Россия) в этой области сейчас решается проблема, которая складывалась в стране на протяжении последних десятилетий. В 1990-х гг. и начале 2000-х гг. уровень обновления машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве был критически низким, и лишь в последние годы положение стало изменяться. Однако комплекс проблем в этой области, связанных как со спецификой аграрной деятельности, так и с разнонаправленностью интересов стейкхолдеров этого рынка и сложностью их взаимосвязей, требует
пристального внимания, особенно в современных условиях [Kiritsa, Romanov, Kushnaryova, 2021].
Современное состояние технической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей аграрного сектора / The current state of agricultural producers' technical equipment in the agricultural sector
За последние годы отечественная экономика испытала несколько сильных шоков, связанных, во-первых, с пандемией COVID-19 и ее последствиями, а во-вторых, с развязанной «коллективным Западом» санкционной войной против России. Экономическая неопределенность, внешнеторговые ограничения и снижение капитальных вложений иностранных компаний оказали негативное влияние на инвестиционную деятельность в стране, но, несмотря это, отечественный бизнес смог адаптироваться к новым условиям. Эксперты отмечают, что в России возник «санкционный парадокс» — на фоне внешнего санкционного давления в стране наблюдается не падение, а рост инвестиций (рис. 1).
Такое положение дел объясняется тем, что исчезновение многих импортных товаров привело к ускорению импортозамещения на предприятиях, замене иностранного оборудования и программного обеспечения, созданию новых цепочек поставок для выхода на альтернативные рынки, а также (в некоторых случаях) «обратной индустриализации» (применению менее сложных технологий).
1 Федеральная служба государственной статистики. Инвестиции в нефинансовые активы. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/investment_ nonfinancial (дата обращения: 05.12.2023).
30 000 -, 25 000 ^ 20 000
S 15 000 ц
5 10 000 5 000 н 0
+20 %
Источник1 / Source1
2018
2019
2020 Год
2021
2022
Рис. 1. Динамика темпов роста инвестиций в основной капитал в РФ в 2018-2022 гг. Fig. 1. Investments growth rates dynamics in fixed assets in Russia in 2018-2022
Своевременная поддержка государства также сыграла значительную положительную роль, увеличив «живучесть» российского бизнеса.
Базовой проблемой аграрного сектора РФ является несоответствие ценового паритета на сельскохозяйственную продукцию (далее — сельхозпродукция) и средства производства, усугубляемое низкой рентабельностью отечественного аграрного сектора. Специфические черты агробизнеса приводят к высоким рискам при инвестировании в аграрный сектор, а также замедляют кругооборот вложенного капитала и, как следствие, сокращают отдачу от вложенных ресурсов и рентабельность производства. С учетом сложившейся конъюнктуры внутреннего рынка, снизившихся цен на сельхозпродукцию и опережающего роста цен на комбайны и трактора отечественным сельскохозяйственным производителям необходима системная поддержка для сохранения темпов обновления парка сельскохозяйственной техники (далее — сельхозтехника).
Как известно, чтобы деятельность предприятия была эффективной с финансовой точки зрения, маржинальная прибыль (то есть выручка за вычетом переменных затрат) должна быть такой, чтобы полностью покрывать постоянные затраты предприятия и формировать прибыль от продаж. Если у предприятия нет возможности увеличить уровень цен на свою продукцию, ему необходимо увеличивать объем производства для того, чтобы получать хотя нулевую прибыль. Привлечение высокопроизводительной техники позволяет значительно увеличивать масштабы обработки полей и, как следствие, увеличивать объем производства.
В настоящее время, несмотря на реализуемые на федеральном и региональных уровнях меры государственной поддержки технического переоснащения аграрного сектора, обеспеченность тракто-
рами и зерноуборочными комбайнами в РФ остается на низком уровне.
В табл. 1 приведены данные по технической оснащенности и энергооснащенности аграрного сектора за последние пять лет.
Как видно из данных табл. 1, в России на 1 тыс. га пашни (посевов) приходится лишь 3 трактора и 2 зерноуборочных комбайна, причем такая ситуация сохраняется на протяжении всего исследуемого периода (2018—2022 гг.). Несколько лучше дело обстоит с льноуборочной и картофелеуборочной техникой, но это не спасает положение. Исследователи отмечают, что техническая оснащенность сельскохозяйственных производителей во многих странах значительно выше, чем в России: так, в Белоруссии обеспеченность составляет 10 тракторов на 1 тыс. га пашни, в Казахстане — 7, Аргентине — 8, Канаде — 16, Соединенных Штатах Америки — 26, Китае — 28, Германии и Франции — по 65 [Чутчева, Коротких, Тюгай, 2022].
Часть специалистов считает, что для корректной оценки темпов технического переоснащения аграрного сектора России необходимо рассчитывать не количество тракторов или комбайнов на единицу площади, а энергообеспеченность сельского хозяйства [Веретнова, 2019]. Такая постановка вопроса справедливо обоснована тем, что современные энергонасыщенные тракторы и высокопроизводительные комбайны способны обрабатывать значительно большие площади, чем техника предыдущих поколений.
Из данных табл. 1 можно сделать вывод о том, что прирост энергообеспеченности за рассматриваемый пятилетний период составил лишь 3 %, в то время как нагрузка пашни на один трактор увеличилась на 10,4 %
2 Федеральная служба государственной статистики. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Режим доступа: https://rosstat.gov. ru/enterprise_economy (дата обращения: 05.12.2023).
Таблица 1
Динамика технической оснащенности и энергооснащенности аграрного сектора РФ в 2018-2022 гг.
Table 1. Technical equipment and energy efficiency of the Russian agrarian sector in 2018-2022
Показатели Год Темп прироста, % 2022/2018
2018 2019 2020 2021 2022
Тракторы (шт. На 1 тыс. Га пашни) 3 3 3 3 3 0
Комбайны (шт. На 1 тыс. Га посевов): - - - - - -
Зерноуборочные машины 2 2 2 2 2 0
Кукурузоуборочные машины 0,4 0,4 0,3 0,4 0,4 0
Картофелеуборочные машины 15 15 15 14 14 -7
Льноуборочные машины 11 10 9 13 13 18,2
Энергообеспеченность, л.С. На 100 га пашни 42,43 42,17 42,17 42,69 43,70 3,0
Нагрузка пашни на 1 трактор, га 337 345 349 363 372 10,4
Источник2/ Source2
за то же время. Таким образом, нагрузка на новую энергонасыщенную технику в условиях дефицита возрастает, что приводит к ее быстрому износу. Учитывая амбициозную государственную программу вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель и развития мелиоративного комплекса (государственная программа «Земля»), разработанную Министерством сельского хозяйства РФ, по итогам которой планируется за 10 лет (начиная с 2022 г.) ввести в сельскохозяйственный оборот более 13 млн га земель (площадь неиспользуемых сельскохозяйственных земель в России оценивается почти в 44 млн га, из которых 20 млн га — пашня), вопрос о крайне низком темпе технического перевооружения сельского хозяйства встает еще более остро3.
К основным причинам слабой динамики технической модернизации и повышения технической оснащенности в аграрном секторе России, на наш взгляд, можно отнести следующие:
1) низкая платежеспособность отечественных сельскохозяйственных производителей (далее — сельхозтоваропроизводители);
2) повышение цен на отечественную сельхозтехнику;
3) слабая информированность российских аграриев о современных финансово-инвестиционных инструментах;
4) проблемы быстрого морального устаревания сельхозтехники и проблемы ее дальнейшего использования и/или утилизации;
5) затрудненный доступ к инвестиционным средствам (особенно для малого и среднего бизнеса: при выделении льготных заемных средств предпочтение отдается крупным агрохолдингам, так как мелкие и средние производители являются более рискованными клиентами).
Лизинг как перспективный финансово-инвестиционный инструмент технического переоснащения аграрного сектора / Leasing as a promising financial and investment tool for agricultural sector technical re-equipment
Аграрный лизинг как инвестиционный инструмент представляет исключительно важное направление, позволяющее ускорить техническое перевооружение отечественного аграрного сектора экономики,
3 Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. № 731 «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» (ред. от 31 июля 2023 г.). Режим доступа: ШфУ/^'^хошикай. ги^оситеШ:/сош_^с_ЬА^'_384213/ (дата обращения: 05.12.2023).
а также вовлечь в модернизацию сельхозтехники не только крупные агрохолдинги, но и малые фермерские хозяйства, поскольку инструмент лизинга позволяет гибко подходить к вопросам финансовой поддержки предпринимателей.
Практическая проблематика использования лизинга в процессе воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства в современных условиях достаточно широко освещается в работах многих исследователей: Л.В. Агарковой, В.Т. Водян-никова, О.А. Герасименко, А.В. Голубева, В.В. Гу-сакова, Т.Ю. Еприковой, Р.И. Зименкова, Ю.С. Коротких, А.П. Корольковой, Ю.В. Чутчевой и др. Специалистами рассматриваются различные аспекты эволюции и развития форм лизинга в зарубежной и отечественной практике Р.И. Зименков, А.П. Ко-ролькова, применение лизинговых механизмов в условиях цифровизации экономики (А.В. Голубев, Ю.В. Чутчева), специфика и возможности лизинга для технической модернизации различных направлений деятельности агропромышленного комплекса (В.В. Гусаков, Ю.С. Коротких, В.Т. Водянников), изучаются отдельные вопросы, связанные с практикой государственного регулирования лизинга в РФ (Л.В. Агаркова, О.А. Герасименко) и нормативного регулирования учета лизинговых операций в системах Российского стандарта бухгалтерского учета и Международных стандартов финансовой отчетности (Т.Ю. Еприкова).
В последние годы российский лизинговый рынок сельхозтехники значительно вырос (рис. 2).
Как видно из данных рис. 2, объем лизингового рынка сельхозтехники за последние пять лет увеличился более, чем в 3,26 раза, причем основное увеличение пришлось как раз на «шоковые» 2020—2022 гг.
Публикуемые российским аналитическим агентством «Эксперт РА» рэнкинги лизинговых компаний России позволяют говорить о достаточно большом количестве игроков на лизинговом рынке, но в сегменте лизинга сельхозтехники флагманом является акционерное общество «Росагролизинг» (далее — АО «Росагролизинг»). В 2022 г. его доля составила более половины объема рынка в этом секторе (рис. 3).
Динамика объемов нового бизнеса (стоимость лизингового имущества без налога на добавленную стоимость) в 2018—2022 гг. показывает, что за последние годы объем нового бизнеса АО «Росагро-лизинг» увеличился почти в 3,5 раза, составив в 2022 г. более 56 млрд руб.
1 00 000 -|
80 000
ю
ч 60 000
с
40 000
20 000
2018 ' 2019 ' 2020 ' 2021 ' 2022 ' Год
Объем лизингового рынка в секторе сельхозтехники
Источник4 / Source4
Рис. 2. Динамика лизингового рынка сельхозтехники в РФ в 2018-2022 гг. Fig. 2. Agricultural machinery leasing market dynamics in Russia in 2018-2022
60 -I
50 -
40 ■
30 ■
2018
2019
2020 Год
2021
2022
Источник5 / Source5
Рис. 3. Динамика доли лизингового рынка сельхозтехники РФ, приходящейся на АО «Росагролизинг» в 2018-2022 гг. Fig. 3. Dynamics of the Russian agricultural machinery market leasing market share attributable to Rosagroleasing in 2018-2022
Резкий рост объемов нового бизнеса в 2022 г. объясняется, помимо прочих факторов, внедрением цифровых технологий в АО «Росагролизинг». Создание собственной цифровой экосистемы позволило компании расширить круг клиентов, упростить доступ к своим услугам, увеличить охват сельхозтоваропроизводителей в регионах (рис. 4).
Помимо значительного роста объемов нового бизнеса, увеличилось и число заключенных сделок АО «Росагролизинг». Так, если в 2020 г. и 2021 г. количество заключенных компанией сделок составляло 5,290 тыс. и 5,339 тыс. соответственно, то в 2022 г. это число составило 7,406 тыс. (рост в 1,4 раза). По оценке специалистов Национального
4 Эксперт РА. Рэнкинги лизинговых компаний. Режим доступа: https://www.raexpert.ru/rankings/leasing/ (дата обращения: 05.12.2023).
5 Там же.
исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Центр технологического трансфера), потенциальный объем рынка сельского хозяйства России составляет 1,273 трлн руб., из которых потенциальный объем сектора сельхозтехники — 115 млрд руб.6.
Государство в последние годы активно поддерживает внедрение лизинговых механизмов в сельское хозяйство. С 2020 г. вступила в действие программа льготного лизинга, включенная в паспорт проекта «Техническая модернизация АПК» (генеральный оператор — АО «Росагролизинг»). В августе 2021 г. правительство расширило программу льготного лизинга для агропромышленного комплекса (далее —
6 Центр технологического трансфера. Цифровое сельское хозяйство. Режим доступа: https://ctt.hse.ru/digital (дата обращения: 05.12.2023).
АПК)7. В специализированных публикациях была приведена прогнозная динамика поставок сельхозтехники на рынок России до 2024 г. (по данным Министерства сельского хозяйства РФ) с учетом государственных льгот по лизингу (рис. 5).
Как видно из данных рис. 5, в 2024 г. в стоимостном выражении объем поставок техники на российский рынок должен будет составить 183,2 млрд руб., при этом поставки сельхозтехники на условиях лизинга будут нарастать ежегодно, что, в принципе, подтверждается реальной практикой.
В современных публикациях и статьях, посвященных агролизингу в России, иногда можно встретить мнение, что за счет агролизинга можно увеличить и переоборудовать машинно-тракторный парк сельхозтоваропроизводителей лишь на небольшие величины, что не спасет положения, а значит, аг-ролизинг не принесет пользу и переломить ситуацию с дефицитом сельскохозяйственной техники можно
7 Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 2023 г. № 1319 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2050». Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ ^ситет/0001202308110023 (дата обращения: 05.12.2023).
8 Эксперт РА. Рэнкинги лизинговых компаний. Режим доступа:
https://www.raexpert.ru/rankings/leasing/ (дата обращения: 05.12.2023).
ЦФО (за искл. Москвы) СЗФО (за искл. Санкт-Петербург)
ПФО
только огромными «прямыми вливаниями» денег — фактически предлагается, чтобы государство самостоятельно закупило каждому сельхозтоваропроизводителю «по трактору».
Практика подтверждает, что прямое субсидирование покупок сельхозтехники не помогло решить проблему стремительного устаревания технопарка сельского хозяйства страны. Так, принимавшиеся с 2013 г. меры поддержки сельхозтоваропроизводителей в рамках прямого субсидирования (так называемое Постановление № 1432) не смогли улучшить положения, поскольку машинно-тракторный парк приходил в непригодность быстрее, чем правительство успевало выделять деньги на его обновление9. Несмотря на серьезные вложения, с 2013 г. по 2019 г. обеспеченность тракторами снизилась на 20,2 %, комбайнами — на 20,9 %, культиваторами и сеялками — на 19,2 и 25,8 % соответственно [Кирица, Шаванов, 2020]. При этом, согласно расчетам Министерства сельского хозяйства РФ и Министерства промышленности и торговли РФ, при сохранении существующих мер поддержки
9 Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» (ред. от 28 октября 2022 г.). Режим доступа: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140130/ (дата обращения: 05.12.2023).
СКФО
ДФО
УрФО
ЮФО (вкл. Севастополь)
Санкт-Петербург)
5000
I 2020 г.
10000 млн руб.
I 2021 г.
15000
20000
2022 г.
Примечание: ЦФО - Центральный федеральный округ, СЗФО - Северо-Западный федеральный округ, ПФО - Приволжский федеральный округ, СКФО - Северо-Кавказский федеральный округ, ДФО - Дальневосточный федеральный округ, УрФО - Уральский федеральный округ, ЮФО - Южный федеральный округ, СФО - Сибирский федеральный округ Источник8 / Source8
Рис. 4. Динамика объемов нового бизнеса АО «Росагролизинг» в разрезе регионов в 2020-2022 гг. Fig. 4. Rosagroleasing's new business volumes dynamics by region in 2020-2022
0
200 п
100
Источник9/ Source9
2020 2021 2022 2023 2024
Год
Рис. 5. Прогноз поставок сельскохозяйственной техники на рынок РФ с учетом льготного лизинга в 2020-2024 гг. Fig. 5. Forecast of agricultural machinery supplies to the Russian market with regard to preferential leasing in 2020-2024
по Постановлению № 1432 ежегодная потребность в субсидиях к 2025 г. могла увеличиться до 38,9 млрд руб. (Кирица, Шаванов, 2020).
Проблема обновления и модернизации машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве представляет сложную и многоплановую задачу, которая включает множество факторов влияния, институциональных и правовых условий, экономических и социальных задач, и решать ее предстоит много-планово, с помощью различных инструментов. Лизинг как один из способов взаимодействия участников рынка обеспечивает совмещение интересов прямых и косвенных участников рынка. Таким образом, агролизинг, как и любой финансово-инвестиционный инструмент, представляет «подручное средство», обладающее широким набором функций, гибкостью и адаптивностью. Его задача — значительно расширить возможности приобретения современной техники и обновления машинно-тракторного парка сельхозтоваропроизводителей, но не подменять собой денежную систему государства.
В современных условиях использование агроли-зинга особенно важно и значимо для системного развития различных отраслей и подсистем сельского хозяйства, усиления кооперации сельхозтоваропроизводителей, формирования новых направлений бизнеса. Использование лизинговых механизмов для ускорения технической оснащенности аграрного сектора может значительно способствовать
10 Карабут Т. Дело техники. Что принесет рынку отмена постановления 1432. Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/tech/article/32196-delo-tekhniki/ (дата обращения: 05.12.2023).
развитию такого направления, как формирование машинно-технологических комплексов (далее — МТК). Эта современная форма совместного маши-ноиспользования предполагает предоставление различных услуг сельхозтоваропроизводителям на основании собственного машинно-тракторного парка, комплектуемого МТК в зависимости от потребностей аграриев региона. Для закупки сельхозтехники МТК наиболее выгодно использовать лизинг.
Гибкость и адаптивность лизинга позволяет использовать его не только на рынке новой техники, но и на вторичном рынке, например, в сочетании с программами трейд-ин (от англ. trade-in), получившими достаточно широкое распространение в других странах [Кирица, Шаванов, 2020]. Изучение опыта применения программ трейд-ин c возможностью их адаптации в отечественной практике с учетом лизинговых механизмов представляется интересным. Схема подразумевает, что организация может заключить договор лизинга на новую необходимую технику, покрыв часть авансового платежа по лизингу за счет собственной устаревшей техники.
Экономическая целесообразность такой программы для лизингополучателя состоит в том, что организация получает возможность избавиться от устаревшей техники без дополнительных затрат на поиски покупателей, логистику и др. Все организационные вопросы берет на себя лизинговая компания. Технические специалисты оценивают объект, передаваемый по программе трейд-ин по рыночной стоимости, и эта стоимость (за вычетом комиссии лизинговой компании) засчитывается
лизингополучателю как часть авансового лизингового платежа, после чего сделка может осуществляться по классической схеме.
Лизингодателю такая схема может быть интересна и выгодна по двум причинам.
Во-первых, формируется возможность налаживания более тесных связей с производителями.
Во-вторых, подобного рода диверсификация деятельности способствует росту прибыли за счет выхода лизинговых компаний на новый рынок сельскохозяйственной техники.
Такая форма лизинга сельхозтехники частично снимает риски с сельхозтоваропроизводителей, для которых продажа устаревшей техники сопряжена с дополнительными затратами, а ее сохранение на балансе организации влечет неэффективное использование капитала. Помимо этого, вторичный рынок сельхозтехники всегда представлял интерес для субъектов малого и среднего бизнеса, не обладающих крупными финансовыми ресурсами.
Особое место в проблеме утилизации занимают вопросы обеспечения мотивации для сельскохозяйственных производителей сдавать в утилизацию вышедшую из эксплуатации сельхозтехнику. Наиболее рациональными приемами мотивации, учитывая специфику проведения утилизации оборудования, являются выкуп техники по ее остаточной стоимости у владельца либо обмен ее на скидочные сертификаты (по примеру Казахстана), которые могут быть использованы в качестве оплаты первого взноса лизинга в рамках программ трейд-ин.
Так, в 2021 г. в Казахстане был запущен проект приема устаревшей сельхозтехники на утилизацию в обмен на скидочные сертификаты. Номинал ски-дочного сертификата варьировался от 560 тыс. (за трактор весом менее 50 % от заводской массы) до 2 млн казахстанских тенге (за комбайн в полной комплектации весом более 50 % от заводской массы). Скидочный сертификат можно было использовать на приобретение новой техники, произведенной в Казахстане, либо при покупке выпущенного в Казахстане легкового, грузового и пассажирского транспорта. Программа позволяла суммировать два сертификата при покупке одной агротехники или транспортного средства, а также перерегистрировать сертификат на другое лицо, но не более двух раз. В рамках реализации данной программы пунктами приема в 11 регионах Казахстана было принято 2,38 тыс. ед. аграрной техники: тракторы — 1,9 тыс. ед., комбайны — 480 ед.
Введение программ трейд-ин в сферу агролизин-га целесообразно сочетать с системным развитием и внедрением механизмов утилизации устаревшей
сельхозтехники. Грамотная утилизация сельхозтехники может не только избавить территории от экологического загрязнения, но и помочь сэкономить на производстве других товаров, более полно использовать рециклинговые схемы. Помимо этого, практическая невозможность для малых форм хозяйствования участвовать в лизинговых схемах заключается в основном в недостатке финансовых ресурсов для первоначального взноса по лизингу и наличием устаревшей сельхозтехники, которая, хотя и представляет определенную материальную ценность, не позволяет повысить качество и эффективность работы, а также требует повышенных затрат на ремонт и поддержание в работоспособном состоянии. Применение и развитие в российских условиях схем агролизинга по программе трейд-ин представляется в этой связи значимой возможностью для воспроизводства парка машин в агросекторе.
Дополнительным источником инвестиционных средств для технического перевооружения малого и среднего бизнеса в аграрном секторе могут стать финансовые инструменты устойчивого развития, которые в настоящее время начинают играть все большую роль в развитии экономики страны. К ним относятся, в частности, «зеленые» облигации, ЕвО-кредитование (кредитование проектов устойчивого развития, отвечающих направлениям национальной «зеленой» таксономии, к которым относятся, например, проекты, способствующие ресурсосбережению: закупка новой сельхоз техники, проекты развития органического земледелия и др.). В рамках таких проектов можно получить финансовые ресурсы для технического переоснащения хозяйств с использованием лизинговых механизмов.
Для российских условий отсутствие прямых налоговых выгод от использования лизинговых механизмов для сельхозтоваропроизводителей, применяющих специальные режимы налогообложения (упрощенная система налогообложения, единый сельхозяйственный налог, патентная система налогообложения), компенсируется гибкостью и адаптивностью этого финансово-инвестиционного инструмента, а также множеством косвенных выгод и нефинансовых преференций. Так, например, лизинг может быть оформлен без залога и продолжительного согласования документов (как при кредитовании), ему присущи гибкие графики оплаты, в том числе дифференцированные и учитывающие ярко выраженную в аграрном секторе сезонность (что практически невозможно при кредите и аренде). Он подразумевает выкуп новой техники в собственность с возможностью ее использования в период погашения лизинговых платежей (при аренде
выкуп техники возможен не в долгую рассрочку, а единовременно).
В настоящее время многие отечественные сельхозтоваропроизводители арендуют необходимую им для проведения агротехнических работ сельхозтехнику. Аренда удобна тем, что оборудование можно взять в четко обозначенные сроки, не переплачивая за выкуп (поскольку лизинговые платежи выше арендных на величину выкупной стоимости объекта лизинга). С этой точки зрения можно отметить, что основными конкурентными преимуществами лизинга перед арендой являются срок договора, ассортимент предлагаемых основных средств и качество предмета договора (объекта лизинга или аренды).
Так, в основном срок договора аренды составляет обычно не более года, в то время как срок договора лизинга — от трех до пяти лет, после чего объект лизинга полностью переходит в собственность лизингополучателя. Выбор арендуемой техники ограничен тем, что есть в собственности арендодателя. Лизингополучатель может выбрать технику любого производителя (задача лизингодателя при этом — закупить и передать лизингополучателю выбранную им технику по согласованной на условиях договора лизинга цене). Также велик риск получить у недобросовестного арендодателя технически неисправное оборудование. Учитывая сезонность и цикличность сельскохозяйственных работ, краткосрочная аренда сопряжена с риском получения относительно дешевой, но уже выработавшей свой ресурс или просто некачественной техники, что может негативно отразиться на результатах работы организации. При этом развитие и расширение сферы лизинга (в том числе на вторичном рынке) позволит в перспективе брать в лизинг не только новую, но и бывшую в эксплуатации технику по более низкой цене с учетом ее остаточной стоимости
Перспективные направления развития / Promising development areas
Современная экономика в целом и экономика аграрного сектора в частности все больше ориентированы на экологичные технологии и перестройку на «циркуляционную» модель («шеринговая» экономика, экономика «замкнутого цикла»). То, что в традиционной «линейной» модели считается отходами, в экономике «замкнутого цикла» становится ресурсом. Вторичная переработка, повторное использование ресурсов, продление жизненного срока продукции, безотходное производство, промышленный симбиоз, то есть развитие новых производственных цепочек, где отходы одного производства используются в новых производственных циклах
другой компании или в других отраслях, — все это особенно актуально звучит для предприятий отечественной отрасли сельского хозяйства. С точки зрения обновления машинно-тракторного парка агросектора значительную роль играет проблема утилизации сельхозтехники.
В соответствии с российским законодательством пришедшую в негодность сельхозтехнику и комплекс сельскохозяйственных машин запрещено вывозить на свалки. Такая техника подлежит утилизации после окончания срока службы. С 2019 г. в России предусмотрена обязательная уплата утилизационного сбора на специальную технику11. Размер утилизационного сбора достаточно велик и определяется как произведение базовой ставки (172,5 тыс. руб. без налога на добавленную стоимость) и коэффициента расчета утилизационного сбора, который зависит от кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Чем мощнее машина, тем более высоким утилизационным сбором она облагается.
Помимо этого, утилизационный сбор на машины с датой выпуска более трех лет значительно выше, чем на новые. Так, утилизационный сбор на новые колесные трактора мощностью 340—380 л.с. составляет в настоящее время 1,156 млн руб., а на колесные трактора мощностью более 380 л.с. — 1,552 млн руб. При этом утилизационный сбор на такую же технику, но с датой выпуска более трех лет составляет 4,312 и 6,9 млн руб. соответственно. Это является одной из причин, по которой сельхозтоваропроизводители, даже крупные агрохолдинги, не стремятся к массовому обновлению парка техники.
При этом в отечественных нормативно-правовых документах об утилизационном сборе отмечается, что средства, полученные от него, поступят в федеральный бюджет и послужат «базой для последующего расходования средств бюджета на компенсацию затрат по утилизации самоходных машин и прицепов»12. Тем не менее до сих пор нет правовой
11 Российская Федерация. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 4 августа 2023 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 1 октября 2023 г.). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 05.12.2023).
12 Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или
базы, регулирующей целевое перераспределение утилизационного сбора в целях разработки систем утилизации и развития рециклинговых схем, в том числе в комплексе АПК. Разработка механизма перенаправления части утилизационного сбора на формирование организаций утилизации и частичную компенсацию затрат сельхозтоваропроизводителей (с учетом лизинговых механизмов, программ трейд-ин) по утилизации специальной техники позволит стимулировать обновление машинно-транспортного парка сельхозтехники, комплексно и системно решать вопросы по его модернизации.
Еще одним значимым направлением увеличения инвестиционных возможностей в агросекторе является инвестирование в рамках экологического, социального и корпоративного управления (от англ. Environmental, social, and corporate governance, ESG). Несмотря на то что сегмент ESG на российском рынке лишь начинает свое развитие (первые инструменты для ответственного инвестирования появились в России лишь в 2018 г., а для розничных инвесторов стратегии ответственного финансирования стали доступны со второго квартала 2020 г.), к настоящему времени ESG перестает быть лишь имиджевой характеристикой для российских компаний. Этому способствуют многие факторы — от требований инвесторов (все большее количество отечественных банков и инвестиционных фондов вводят стандарты ESG в качестве необходимого условия для получения заемных средств) до ужесточающихся регулятивных государственных мер в области ESG.
Принятие мер государственной поддержки компаний, следующих принципам ESG, создание отечественной «зеленой» и «социальной» таксономии инвестиционных проектов, которым государство оказывает преимущественную поддержку, установление официальных ESG-критериев, создание институциональной среды (создание ESG-верифици-рущего органа (государственная корпорация ВЭБ. РФ), развитие инфраструктуры рынка ESG-обли-гаций, «зеленых» и «устойчивых» банков, законодательства в области ESG) и др. способствуют закреплению и «трансляции» ESG-принципов во все слои бизнеса и общества. Следование данным принципам становится необходимым условием для повышения конкурентоспособности и экономической безопасности организаций. Бизнес реализует проекты социально-ответственного инвестирования
излишне взысканных сумм этого сбора»). Режим доступа: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193573/ (дата обращения: 05.12.2023).
и в стратегической перспективе получает эффект возврата для бизнеса в виде определенной системы защиты со стороны государства, доступа к льготам, устойчивых позиций в регионах присутствия и т.д.
Лизинговые компании также не отстают от современных трендов. По данным аналитического центра «Эксперт РА», в 2022 г. почти пятая часть (19 %) отечественных лизинговых компаний внедрили в свою деятельность ЕвО-критерии13. Такие компании, как АО «Росагролизинг», акционерное общество «Государственная транспортная лизинговая компания» и др., в рамках формирования системы управления устойчивым развитием стали внедрять ЕвО-оценку лизинговых проектов при принятии решений об инвестировании. Это означает, что ЕвО-подход начинает «проникать» в средний и малый бизнес России, а также стимулировать производителей (например, российские машиностроительные заводы, с которыми лизинговые компании заключают договоры о поставках специальной техники: тракторов, комбайнов и др.).
На основе использования лизинговых механизмов развиваются современные формы совместного машиноиспользования. В 2022 г. на базе предприятия «Старожиловоагроснаб» была создана первая в Рязанской области (и самая большая в России) МКТ, парк сельскохозяйственных машин которой насчитывает более 140 ед. За последние годы с помощью АО «Росагролизинг» был модернизирован и обновлен машинно-тракторный парк в 10 МТК (поставлено более 800 ед. техники на общую сумму 3,4 млрд руб.).
В совокупности эти МТК оказывают услуги почти 500 хозяйствам страны на площади 550 тыс. га14. Благодаря созданию таких форм совместного машиноиспользования (МТК) проекты оснащения МТК современной сельхозтехникой стало возможным реализовать лишь с использованием лизинговых механизмов. Развитие МТК позволит малому и среднему бизнесу без существенного финансового обременения получить своевременные и качественные механизированные услуги.
Развитие цифровизации в области аграрного сектора также значительно способствует расширению возможностей сельхозтоваропроизводителей в области приобретения сельхозтехники как
13 Перфильев А., Советкина З., Коршунов Р. Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче. Режим доступа: https:// raexpert.ru/researches/leasing/2022/ (дата обращения: 05.12.2023).
14 Первая в регионе МТК открылась в Рязанской области. Режим доступа: https://www.interfax-russia.ru/center/news/pervaya-v-regione-mtk-otkrylas-v-ryazanskoy-oblasti (дата обращения: 05.12.2023).
на первичном, так и на вторичном рынках. Хотя государственный лизинг (предоставляемый АО «Ро-сагролизинг») достаточно удобный, к сельхозтоваропроизводителям в этом случае предъявляются серьезные требования с точки зрения платежеспособности. Это зачастую становится большой проблемой для многих представителей малого и среднего бизнеса в агросекторе (особенно для «начинающих» аграриев, финансовая история которых еще не дает представления об их возможностях развития).
Цифровизация позволяет расширить доступ клиентов не только к инструментам государственного лизинга, но и к коммерческим лизинговым компаниям, которые могут более гибко и адаптивно подходить к запросам и потребностям клиентов. Помимо этого, развитие цифровизации в отрасли сельского хозяйства (чему в настоящее время активно способствует деятельность Министерства сельского хозяйства РФ) позволяет увязать воедино основные процессы воспроизводства и утилизации сельхозтехники, применяя лизинговые механизмы для финансирования.
Использование возможностей передовых информационных технологий в сфере агролизинга позволит лизинговым компаниям более эффективно взаимодействовать с отечественным банковским сектором (финансовый лизинг) и с российскими производителями объектов лизинга (производственный лизинг). Инвестиции в лизинг воспринимаются банками как наиболее надежные, что имеет большое значение для любого банка в условиях экономических шоков и нестабильности. Наблюдается также более тесное партнерство российских компаний-производителей с лизинговыми компаниями, в которых производители видят не только крупномасштабных оптовых и платежеспособных покупателей, но и новый канал продвижения своей продукции к конечному пользователю.
Заключение / Conclusion
В сложных современных условиях решение задачи технической оснащенности аграрного сектора России является залогом обеспечения национальной продовольственной безопасности страны. Лизинг является одним из наиболее перспективных финансовых источников воспроизводства машинно-тракторного парка с учетом специфических особенностей развития материально-технической базы аграрного сектора.
Наиболее перспективными направлениями развития и использования лизинговых механизмов в финансировании воспроизводства машинно-тракторного парка в аграрном секторе являются:
1) применение лизинговых механизмов в проектах устойчивого развития, связанных с ESG-практиками (на основе национальной «зеленой» таксономии, развития рынка «зеленых» облигаций);
2) внедрение лизинговых механизмов в практику инвестиционного обеспечения технического перевооружения аграрного сектора на основе развития цифровизации рынка сельхозтехники и расширения действия лизинга на вторичный рынок и сферу утилизации, в том числе с помощью программ трейд-ин;
3) использование лизинговых механизмов для развития машинно-технологических комплексов как современной формы совместного машиноис-пользования в сельском хозяйстве.
Предложенные направления позволят системно развивать организационно-экономический механизм технического переоснащения аграрного сектора России.
Список литературы
Веретнова А.А. Агролизинг: экономическо-правовые аспекты. В кн.: Вострецов А.И. (ред.) Актуальные вопросы современных научных исследований: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Минск, 7 февраля 2019 г. Нефтегкамск: Мир науки; 2019. С. 180-186.
Кирица А.А., Шаванов М.В. Развитие механизмов государственной поддержки технического перевооружения отрасли АПК. В кн.: Чаяновские чтения: материалы I Международной научно-практической конференции по проблемам развития аграрной экономики, Москва, 14-15 декабря
References
Chutcheva Yu.V., Korotkikh Yu.S., Tyugay K.L. Leasing as a financial instrument for updating the machine and tractor fleet of small businesses in cooperation. Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy. 2022;2:61— 66. (In Russian).
Kiritsa A.A., Shavanov M.V. Development of state support mechanisms for agroindustrial complex technical re-equipment. In: Chayanov Readings: Proceedings of the I International Scientific and Practical Conference on Agrarian Economy Development Issues, Moscow, December 14—15, 2020. Moscow: Russian State Agrarian University; 2020. Pp. 239—245. (In Russian).
2020 г. М.: Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева; 2020. С. 239-245.
Мустафаева Р.Р. Современные тенденции инвестиций в сельское хозяйство. Экономика, предпринимательство и право. 2021;6(11):1457—1468. http://doi.org/10.18334/ epp.11.6.112254
Чутчева Ю.В., КороткихЮ.С., ТюгайК.Л. Лизинг как эко-номическо-финансовый инструмент обновления машинно-тракторного парка субъектов малого бизнеса при кооперации. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2022;2:61-66.
Kiritsa A.A., Romanov A.N., Kushnaryova M.N. Leasing in Agriculture of the Russian Federation: Trends, Development Problems and Ways to Solve Them. In: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science: Proceedings of the 2020 International Scientific Conference on Sustainable and Innovative Development in the Digital Era, Moscow, November 17—18, 2020. IOP Publ. Ltd; 2021. Pp. 012032. https://doi. org/10.1088/1755-1315/650/1/012032
Kiritsa A.A., Romanov A.N., Kushnaryova M.N. Leasing in Agriculture of the Russian Federation: Trends, Development Problems and Ways to Solve Them. In: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science: Proceedings of the 2020 International Scientific Conference on Sustainable and Innovative Development in the Digital Era, Moscow, November 17—18, 2020. IOP Publ. Ltd; 2021. Pp. 012032. https://doi. org/10.1088/1755-1315/650/1/012032
Mustafaeva R.R. Current trends in investment in agriculture. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 2021;6(11):1457—1468. (In Russian). http://doi.org/10.18334/epp.116.112254
Veretnova A.A. Agroleasing: economic and legal aspects. In: Vostretsov A.I. (ed.) Topical issues of modern scientific research: Proceedings of the International (correspondence) Scientific and Practical Conference, Minsk, February 7, 2019. Neftekamsk: Mir nauki; 2019. Pp. 180-186. (In Russian).