Научная статья на тему 'Лизинг как механизм финансирования капиталовложений российской промышленности'

Лизинг как механизм финансирования капиталовложений российской промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / LEASING / INNOVATIONS / INVESTMENTS / INDUSTRY / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габдрахманов Олег Фаритович, Иванова-якушко Елена Юрьевна

Центральной проблемой настоящего исследования являются процессы формирования и реализации промышленной политики российского государства в части стимулирования модернизации промышленности за счет широкого использования лизинга. Целью исследования является совершенствование путей реализации промышленной политики России на основе эффективного использования лизинга. Предметом исследования являются социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования и реализации промышленной политики государства с использованием лизинга как ее инструмента. Теоретическую основу исследования составили основные положения экономической теории, теории систем и системного анализа. Реализация предлагаемых инвестиционных решений будет способствовать опережающему развитию повышения эффективности деятельности российских промышленных предприятий. Результаты исследования могут быть полезны специалистам в области менеджмента, инвестиций и финансов, занимающихся проблемами привлечения инвестиций в российскую промышленность. Основные положения и материалы статьи также могут быть использованы в учебном процессе при изучении инвестиций, лизинга, экономики предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Габдрахманов Олег Фаритович, Иванова-якушко Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leasing as a mechanism of financing capital investments in the Russian industry

The central issue of the research is the processes of formation and implementation of the Russian state industrial policy in the part of stimulation of industrial modernization due to the wide use of leasing. The purpose of the research is to improve the methods for implementation of the Russian industrial policy based on the effective use of leasing. The subject of the research is social and economic relations established during formation and implementation of the state industrial policy with the use of leasing as its tool. The theoretical base for the research is the main provisions of the economic theory, systems theory and systems analysis. Implementation of the suggested investment solutions will enhance the development and effectiveness of the activity of Russian industrial enterprises. The research results may be useful to experts in the area of management, investments and finance, who deal with the issues of attracting investments to the Russian industry. The main provisions and materials of the article may also be helpful to those who study investments, leasing and economy of enterprise.

Текст научной работы на тему «Лизинг как механизм финансирования капиталовложений российской промышленности»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Габдрахманов О.Ф.1, Иванова-Якушко Е.Ю.1

1 Орехово-Зуевский филиал Академии Международного независимого эколого-политологического университета

Лизинг как механизм финансирования капиталовложений российской промышленности

АННОТАЦИЯ:

Центральной проблемой настоящего исследования являются процессы формирования и реализации промышленной политики российского государства в части стимулирования модернизации промышленности за счет широкого использования лизинга. Целью исследования является совершенствование путей реализации промышленной политики России на основе эффективного использования лизинга.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования и реализации промышленной политики государства с использованием лизинга как ее инструмента.

Теоретическую основу исследования составили основные положения экономической теории, теории систем и системного анализа.

Реализация предлагаемых инвестиционных решений будет способствовать опережающему развитию повышения эффективности деятельности российских промышленных предприятий.

Результаты исследования могут быть полезны специалистам в области менеджмента, инвестиций и финансов, занимающихся проблемами привлечения инвестиций в российскую промышленность.

Основные положения и материалы статьи также могут быть использованы в учебном процессе при изучении инвестиций, лизинга, экономики предприятия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: лизинг, инновации, инвестиции, промышленность, конкурентоспособность

JEL: L21, L50, 030

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Габдрахманов О.Ф., Иванова-Якушко Е.Ю. Лизинг как механизм финансирования капиталовложений российской промышленности // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 9. — С. 1071-1082. — doi: 10.18334/rp.17.9.35183

Габдрахманов Олег Фаритович, кандидат экономических наук, заместитель директора по учебно-методической и научной работе, Орехово-Зуевский филиал Академии Международного независимого эколого-политологического университета ([email protected])

Иванова-Якушко Елена Юрьевна, директор, Орехово-Зуевский филиал Академии Международного независимого эколого-политологического университета

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 09.05.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.05.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/rp.17.9.35183

(с) Габдрахманов О.Ф., Иванова-Якушко Е.Ю. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

Влияние лизинга на развитие промышленности не оценивается и, как следствие, не регулируется, не рассматриваются разные варианты использования лизинга для развития промышленности; как следствие, уровень институционального обеспечения использования лизинга для развития промышленности страны и экономики России в целом оказывается недостаточным. Все отмеченное выше и обусловливает актуальность исследования проблемы развития лизинга как инструмента государственной промышленной политики. Оно актуально и в плане ответа на вопрос, почему роль лизинга в развитии промышленности и экономики нашей страны в целом низка в условиях, когда в России практически создана необходимая законодательная база, способствующая развитию лизинговых отношений [6].

Существенной проблемой промышленности выступает недостаточность НИОКР. Отчасти эта проблема является следствием проблемы недостатка квалифицированных исследовательских кадров. К ее причинам относится и низкий уровень коммерциализации науки. В свою очередь, следствием недостаточности НИОКР является выпуск неконкурентоспособной продукции и отсталость применяемых в промышленности техники и технологий.

К проблемам промышленности относится высокая доля импорта в ее конечной продукции. Согласно данным за 2014 г., доля импорта в потреблении различных отраслей промышленности превышает 50%. Так, в станкостроении по разным оценкам импорт в соответствующем показателе превышает 90%, в тяжелом машиностроении - 60-80%, в легкой промышленности - 70-90%, в электронной промышленности -80-90%, в фармацевтической и медицинской промышленности - 7080%, в машиностроении для пищевой промышленности - 60-80%.

Данная проблема в значительной мере является следствием выпуска неконкурентоспособной продукции и утраты целого ряда производств за время рыночного развития.

Импортозависимость российской промышленности создает угрозу сокращения выпуска и снижения технического уровня производства в связи с западными санкциями, а также снижением мировых цен на нефть и укреплением доллара США, оборачивающимися увеличением курса доллара США и

соответствующим удорожанием импорта для российской промышленности.

К проблемам промышленности относится низкая доля малого и среднего бизнеса. Данная проблема в значительной мере является причиной такой проблемы, как низкий объем выпуска обрабатывающих отраслей, в том числе отсутствия (утраты) многих производств, так как некоторые производства эффективны только в условиях малого и среднего предпринимательства. Причиной рассматриваемой проблемы выступает недостаточная поддержка российским государством малого и среднего бизнеса.

Также к проблемам развития промышленности относится слабая восприимчивость российского бизнеса к инновациям, в том числе к передовым методам управления. Одной из причин такой ситуации является недостаточность мер государственной инновационной политики, в том числе слабая поддержка венчурных компаний.

Выделяется проблема монополизма, в частности завышения тарифов на услуги естественных монополий.

Также выделяется проблема поборов со стороны чиновников.

Среди проблем развития промышленности следует отметить недостаточное финансирования ее развития. Частью этой проблемы являются часто выделяемые трудности кредитования и низкой рентабельности обрабатывающих производств, т.е. прибыли, выступающей одним из источников финансирования развития предприятий. Следует отметить такую закономерность российской промышленности, как снижение рентабельности с каждым новым переделом, т.е. наиболее рентабельной является добыча полезных ископаемых.

Трудности кредитования связаны прежде всего с «неподъемными» для промышленных предприятий ставками процентов по кредитам коммерческих банков. Уровень этих ставок непосредственно зависит от ключевой ставки процента, устанавливаемой Банком России. В России эта ставка в 2014 г. (до середины декабря) составляла в среднем 8,25%, а в США - 0,25%, т.е. в США она была ниже более чем в 30 раз. В целях противодействия необоснованному росту курса доллара США (сам этот рост был вызван падением цен на нефть и укреплением доллара по отношению к основным мировым валютам) вследствие спекуляций на валютном рынке в конце 2014 г. российский Центробанк «догнал» эту ставку до 17%, что привело к резкому

удорожанию коммерческого кредита в России и вызвало угрозу остановки деятельности многих промышленных компаний. Затем данная ставка последовательно снижалась, но ее текущий уровень слишком велик для обеспечения необходимого коммерческого кредитования российской промышленности (11,5% с 15 июня 2015 г.).

Следует отметить связь проблемы кредитования с проблемой низкой рентабельности промышленных предприятий. Именно последняя делает невыгодным банковское кредитование по существующим процентным ставкам.

Главным препятствием на пути развития промышленности выступает недостаток финансирования ее развития. Очевидно, что в связи с этим промышленная политика российского государства должна стимулировать все механизмы финансирования промышленности, в частности банковский, страховой, фондовый и лизинговый механизмы. В этих условиях лизинг является тем эффективным инструментом, который позволяет ускорить техническое перевооружение предприятий за счет небольших первоначальных ресурсов (от 10 до 30% от стоимости оборудования), за счет гибкой системы платежей (денежной и/или смешанной) при одновременной эксплуатации нового оборудования и машин. При этом механизм лизинга дает возможность в кратчайшие сроки оперативно обновлять морально устаревшие основные производственные фонды за счет долгосрочных генеральных договоров лизинга.

Однако стимулирование лизингового механизма финансирования инвестиций является недостаточным, о чем говорит, в частности, содержание государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Меры по стимулированию лизингового механизма финансирования промышленных инвестиций в ней практически не предусмотрены. Лишь для реализации такого мероприятия, как «Стимулирование реализации приоритетных инвестиционных проектов» подпрограммы «Индустрия детских товаров», как видно из приложения № 1 к Программе, предусмотрена компенсация части затрат на уплату лизинговых платежей.

Термин «лизинг» происходит от английского глагола «lease» и означает «сдавать и брать имущество в наем». Аналогичные понятия присутствуют в итальянском, немецком и испанском языках. Однако наиболее употребим в различных странах для обозначения соответствующих операций именно английский термин «leasing». В

современных условиях термин «лизинг» используется для обозначения различного рода сделок, основанных на аренде товаров длительного пользования.

Как правило, под краткосрочной арендой понимается аренда, которая осуществляется на срок от одного дня до одного года, под среднесрочной - от одного года до трех лет, под долгосрочной (лизингом) - от трех до двадцати и более лет.

В настоящее время трактовка лизинга как инструмента политики государства, в том числе промышленной, в российской экономической науке еще не закрепилась. Лишь отдельные экономисты называют лизинг инструментом промышленной политики, сама трактовка лизинга как инструмента государственной промышленной политики появилась относительно недавно. Одно из наиболее ранних упоминаний лизинга в рассматриваемом контексте можно отнести к работе Е.А. Сеньшовой «Роль государства в развитии лизингового сектора» (2003 г.).

В работах, посвященных изучению возможностей использования для разработки стратегии и механизмов реализации отечественной промышленной политики зарубежного опыта, лизинг также не трактуется как инструмент промышленной политики государства, не отмечается его использование в промышленной политике соответствующих стран, несмотря на реально широкие масштабы задействования в ней лизингового механизма финансирования инвестиций [5].

Лизинговые компании (лизингодатели) подразделяются на узкоспециализированные и универсальные. Узкоспециализированные компании обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, контейнеры) или с товарами одной группы стандартных видов (строительное оборудование, оборудование для текстильных предприятий). Обычно эти компании располагают собственным парком машин или запасом оборудования и предоставляют их потребителю (арендатору) по первому требованию. Данные лизинговые компании обычно сами осуществляют техническое обслуживание объектов лизинга и следят за поддержанием их в нормальном эксплуатационном состоянии.

Универсальные лизинговые компании передают в аренду самые разнообразные виды машин и оборудования. Они предоставляют арендатору право выбора поставщика необходимого ему оборудования, размещения заказа и приемки объекта сделки. Техническое

обслуживание и ремонт предмета аренды осуществляет или поставщик, или сам лизингополучатель. Лизингодатель здесь фактически выполняет функцию учреждения, организующего финансирование сделки.

Лизинговые платежи представляют собой плату лизингополучателя за владение и пользование имуществом лизингодателю. Форма осуществления платежей может быть денежной, компенсационной (продукцией или услугами лизингополучателя) или смешанной. Лизинговые платежи могут осуществляться равными долями, в убывающих или возрастающих размерах.

Следует, однако, учитывать, что в каждом случае расчет лизинговых платежей будет зависеть от конкретного вида лизинга, особенностей лизингового соглашения и выбранного вида лизинговых платежей.

Лизинг характеризуется большим разнообразием услуг, которые могут быть предоставлены лизингополучателю. Их можно условно разделить на две группы:

1. технические услуги, т.е. услуги, связанные с организацией транспортировки объекта лизинга к месту его использования клиентом: монтаж и наладка сданного в лизинг оборудования, техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования (особенно при передаче сложного новейшего оборудования);

2. консультационные услуги - услуги по вопросам налогообложения, оформления сделки и др.

Законодательная база для развития лизинговых отношений к настоящему времени в значительной мере усовершенствована. Следует отметить, что многие специалисты считают, что в нашей стране практически создана необходимая законодательная база, способствующая развитию лизинговых операций. Об этом пишут, например, В.И. Чугунов и О.Ю. Канаева в статье «Развитие рынка лизинговых операций в России» (2012 г.). По их мнению, в нашей стране лизинговая деятельность может развиваться весьма эффективно даже в условиях экономической нестабильности, но лишь в случае, если будет осуществлен ряд макроэкономических мероприятий, направленных на создание необходимого благоприятного поля для развития арендных отношений и в частности лизинга [5].

Развитие лизинга в России с 2008 по 2014 г. можно проследить по данным об объеме нового лизинга и доле нового лизинга в ВВП страны.

Следует отметить, что соответствующая динамика ВВП в 20142015 гг. и, следовательно, лизингового рынка в значительной мере вызвана падением мировых цен на нефть в конце 2014 г. и западными экономическими санкциями к нашей стране вокруг событий 2014 г. на Украине (и ответными санкциями России). В связи с этим может быть представлен следующий перечень основных обстоятельств, под влиянием которых происходило развитие лизинга в нашей стране с начала 50-х гг. ХХ в. по настоящее время:

1. степень разработанности нормативно-правовой базы;

2. потребность различных сфер экономической деятельности в лизинге как источнике финансирования для расширения деятельности;

3. степень активности государства в использовании лизинга для развития экономики страны;

4. уровень институционального обеспечения лизинговых процессов;

5. события внешнеполитического характера.

Один из последних опросов руководителей лизинговых компаний позволил выделить следующие основные барьеры, препятствующие деятельности лизинговых компаний, по мнению их руководителей, которые указаны ниже по степени важности:

1. нехватка платежеспособных «качественных» клиентов;

2. нехватка финансирования с длительными сроками;

3. отсутствие необходимого объема финансирования на длительный период;

4. низкий спрос на лизинговые услуги со стороны клиентов;

5. противоречия и недоработки в законодательстве, мешающие развитию отдельных сегментов рынка (оперативный лизинг, лизинг недвижимости) ;

6. повышенное внимания к лизинговым сделкам со стороны налоговых органов;

7. проблемы с возвратом/зачетом НДС;

8. отсутствие своевременного и адекватного регулирования бухгалтерского учета лизинговых операций;

9. другие причины.

Существенным фактором, сдерживающим развитие рынка лизинга, является недостаточная капитализация лизинговых компаний. В отношении лизинговых компаний отсутствуют нормативы достаточности капитала, как в отношении банков. По этой причине

лизинговая деятельность часто характеризуется в банковских инструкциях как рисковая и банки отказывают лизинговым компаниям в кредитах [3].

Гласные или негласные моратории на кредитование сторонних лизинговых организаций существуют даже у тех банков, которые в составе своих холдингов имеют собственные лизинговые компании. Многие российские банки не имеют методологии оценки рисков лизингового бизнеса, что также выступает препятствием в получении у них кредитов [3].

При этом основное фондирование лизинговых компаний происходит за счет банковских кредитов, которые составляют в их пассивах от 60 до 70%. Дело в том, что основная часть российского лизингового рынка представлена лизинговыми компаниями, находящимися на первых ступенях развития, когда они еще не могут пользоваться такими инструментами финансирования, как выпуск векселей, облигационных займов, еврооблигаций, IPO.

Среди вызовов промышленной политики современного российского государства специалисты обязательно указывают такой вызов, как недофинансирование развития промышленности.

При этом, как показывает анализ, основная масса других выделяемых проблем развития промышленности (выпуск неконкурентоспособной продукции, низкий уровень выпуска обрабатывающей промышленности, высокая степень износа основных фондов, отсталость техники и технологий, недостаток квалифицированных кадров, трудности с получением кредитов и др.) представляет собой либо элементы проблемы недостатка финансирования, либо относится к непосредственным следствиям недостатка финансирования, что позволяет трактовать недостаточность финансовых ресурсов как главный вызов государственной промышленной политики. Такая трактовка ее главного вызова указывает на необходимость стимулирования посредством мер государственной промышленной политики всех механизмов финансирования промышленных инвестиций, в том числе лизинга.

Лизинг - специфическая форма финансирования вложений в основные фонды при посредничестве специализированной (лизинговой) компании, которая приобретает для третьего лица имущество и отдает ему это имущество в аренду на долгосрочный период.

Целый ряд преимуществ лизинга как формы инвестирования (отсутствие необходимости осуществления единовременных затрат крупных сумм, уменьшение налогооблагаемой прибыли за счет включения лизинговых платежей лизингополучателями, а процентов по кредитам - лизинговыми компаниями, в себестоимость продукции (услуг), возможность применения ускоренной амортизации и др.), делает лизинг важнейшей формой обеспечения потребностей предприятий (особенно новых, малых и средних) в основных средствах.

Некоторые ученые, занимающиеся проблемами лизинга, называют лизинг инструментом промышленной политики, однако лишь с целью привлечения внимания государства к проблемам лизинга. Лизинг как инструмент промышленной политики реально ими не исследовался. Ученые, занимающиеся проблемами российской промышленной политики, в том числе механизмом ее реализации, лизинг в качестве инструмента этой политики не рассматривают, влияние лизинга на развитие промышленности не изучают.

Для целей использования лизинга в качестве инструмента промышленной политики важно выделение типов лизинга по характеру его воздействия на промышленность. Выделяется прямой лизинг, т.е. непосредственно влияющий на развитие промышленности страны, в котором выделяются 5 подтипов:

1. внутрипромышленный лизинг (когда машины и оборудование, производимые российской промышленностью, передаются лизингополучателям-резидентам, относящимся к промышленности);

2. промышленно-экономический (когда машины и оборудование, производимые российской промышленностью, передаются лизингополучателям-резидентам, не относящимся к промышленности);

3. экономико-промышленный (когда непромышленные предметы лизинга, произведенные в России, передаются лизингополучателям-резидентам, относящимся к промышленности);

4. промышленно-экспортный (когда машины и оборудование, производимые российской промышленностью, передаются лизингополучателям-нерезидентам);

5. импортно-промышленный (когда зарубежные машины и оборудование и предметы непромышленного лизинга передаются лизингополучателям-резидентам, относящимся к промышленности).

Косвенный лизинг, влияющий на развитие промышленности через развитие связанных с промышленностью непромышленных

отраслей экономики, представлен в основном импортно-непромышленным лизингом (когда зарубежное оборудование передается лизингополучателям-резидентам, не относящимся к промышленности) [4].

С начала 2001 г. наблюдался бурный и стабильный рост лизингового рынка до 2008 г., затем произошло его более чем 50-процентное падение в 2009 г., бурный рост к 2011 г., стабилизация и определенная стагнация в настоящее время, вызванная, прежде всего, западными санкциями и падением мировых цен на нефть.

Чтобы определить влияние лизинга на развитие российской промышленности, необходимо рассмотреть, как в этот период развивалась российская промышленность. Анализ показал, что в настоящее время происходит только процесс ее восстановления до уровня 1991 года, который, по прогнозам, завершится в 2016 году. При этом реальный ВВП в 2015 г. превысил уровень 1991 г. на 38%, что говорит об общем отставании развития промышленности.

Заключение

Об отставании в развитии машиностроения хорошо говорит ситуация с износом оборудования как в промышленности, так и в экономике в целом, уровень которого в среднем достиг 50%, и ситуация продолжает ухудшаться.

В виду отсутствия данных, вызванного тем, что реально лизинг не рассматривается в качестве инструмента промышленной политики, можно дать лишь приблизительную оценку влияния лизинга на развитие промышленности. О влиянии на развитие промышленности лизинга косвенно можно судить по тому, в какой мере в стране решаются те проблемы промышленности, решение которых связывается учеными с развитием лизинга. Таких проблем три - развитие промышленности, ее модернизация и развитие малого и среднего бизнеса. Итоги восстановления промышленности, степень износа промышленного оборудования и показатели, отражающие роль малого и среднего бизнеса в экономике, говорят о том, что лизинг крайне слабо используется для развития промышленности.

О незначительном использовании лизинга для развития промышленности Российской Федерации говорят межстрановые сравнения места лизинга в развитии экономики в целом (так, доля

лизинга в общем объеме приобретаемых в нашей стране основных средств значительно ниже, чем на Западе и в Азии).

Направления использования лизинга в промышленной политике соответствуют подтипам прямого лизинга, выделяемого по признаку характера влияния лизинга на развитие промышленности:

1) внутрипромышленное;

2) промышленно-экономическое;

3) экономико-промышленное;

4) промышленно- экспортное;

5) импортно-промышленное.

Наиболее эффективным является внутрипромышленное направление, поскольку оно содействует развитию национальной промышленности как со стороны спроса на ее продукцию, так и со стороны предложения ей ресурсов.

Меры поддержки лизинговой деятельности должны быть дифференцированы в зависимости от направления использования лизинга в промышленной политике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ред. от

31.12.2014).

2. Винокуров М. О валютном кризисе России в 2014 году // Аргументы недели. - 2014. - №

49. - 25 декабря. - С. 10

3. Дубенецкий Я.Н. Реиндустриализация: условия, цели, этапы // Проблемы

прогнозирования. - 2014. - № 4. - С. 17-25.

4. Дун И.Р. Лизинговая деятельность в России и за рубежом: Учебное пособие. - М.:

Наука, 2014. - 211 с.

5. Касьянова Г.Ю. Амортизация основных средств: бухгалтерская и налоговая. - М.: АБАК,

2014. - 144 с.

6. Чугунов В.И., Канаева О.Ю. Развитие рынка лизинговых операций в России // Проблемы

современной науки. - 2014. - № 11-2. - С. 89-98.

Oleg F. Gabdrakhmanov, Candidate of Science, Economics; Deputy Director for Teaching, Guiding and Reasearch, Orekhovo-Zuevo Branch of the Academy of International Independent University of Environmental and Political Sciences

Elena Yu. Ivanova-Yakushko, Director, Orekhovo-Zuevo Branch of the Academy of the International Independent University of Environmental and Political Sciences

Leasing as a mechanism of financing capital investments in the

Russian industry

ABSTRACT:

The central issue of the research is the processes of formation and implementation of the Russian state industrial policy in the part of stimulation of industrial modernization due to the wide use of leasing.

The purpose of the research is to improve the methods for implementation of the Russian industrial policy based on the effective use of leasing.

The subject of the research is social and economic relations established during formation and implementation of the state industrial policy with the use of leasing as its tool. The theoretical base for the research is the main provisions of the economic theory, systems theory and systems analysis.

Implementation of the suggested investment solutions will enhance the development and effectiveness of the activity of Russian industrial enterprises.

The research results may be useful to experts in the area of management, investments and finance, who deal with the issues of attracting investments to the Russian industry. The main provisions and materials of the article may also be helpful to those who study investments, leasing and economy of enterprise.

KEYWORDS: leasing, innovations, investments, industry, competitiveness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.