Научная статья на тему 'ЛИЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА'

ЛИЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНСТРУМЕНТ / АВТОТРАНСПОРТ / LEASING / FINANCING / SMALL BUSINESS / TOOL / MOTOR TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова А.В.

Малый бизнес не способен устойчиво развиваться без соответствующего инструментария финансирования. Специфика финансов данного сегмента экономики, рисковый характер деятельности, особенно в условиях финансовых кризисов и экономических спадов, говорят о том, что субъекты малого бизнеса особенно нуждаются в эффективном финансовом инструментарии. Одним из таких инструментов выступает лизинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEASING AS A SMALL BUSINESS FINANCING TOOL

Small businesses cannot develop sustainably without adequate financing tools. The specifics of the finance of this segment of economy, the risky nature of activities, especially in the context of financial crises and economic downturns, indicate that small business entities particularly need effective financial tools. One such tool is leasing.

Текст научной работы на тему «ЛИЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА»

УДК 336.64

Орлова А.В. студент магистратуры 3 курс, институт экономики и финансов Волгоградский государственный университет

Россия, г. Волгоград

ЛИЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО

БИЗНЕСА

Аннотация: Малый бизнес не способен устойчиво развиваться без соответствующего инструментария финансирования. Специфика финансов данного сегмента экономики, рисковый характер деятельности, особенно в условиях финансовых кризисов и экономических спадов, говорят о том, что субъекты малого бизнеса особенно нуждаются в эффективном финансовом инструментарии. Одним из таких инструментов выступает лизинг.

Ключевые слова: лизинг, финансирование, малый бизнес, инструмент, автотранспорт.

Orlova A. V. student of a magistracy 3 course, Institute of Economics and Finance

Volgograd State University Russia, Volgograd

LEASING AS A SMALL BUSINESS FINANCING TOOL

Annotation: Small businesses cannot develop sustainably without adequate financing tools. The specifics of the finance of this segment of economy, the risky nature of activities, especially in the context of financial crises and economic downturns, indicate that small business entities particularly need effective financial tools. One such tool is leasing.

Key words: Leasing, financing, small business, tool, motor transport.

Вследствие недостатка средств для единовременной покупки дорогостоящих основных средств субъекты малого бизнеса вынуждены прибегать к приобретению имущества в лизинг. Лизинг является формой аренды и представляет собой вид инвестиционной деятельности, при котором имущество по указанию лизингополучателя приобретается лизинговой компанией и передается во владение и пользование лизингополучателю на основании договора лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Современное российское законодательство позволяет применять к оборудованию, передаваемому в лизинг, ускоренные сроки амортизации и относить лизинговые платежи лизингополучателя на себестоимость

продукции, что позволяет сокращать налоговые отчисления и делает лизинг наиболее привлекательным способом приобретения имущества. Поскольку не привлекается заемный капитал, в балансе субъекта малого бизнеса поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов, что достаточно важно для текущей, кратко- и долгосрочной финансовой устойчивости.

На сегодняшний день лизинг как способ приобретения дорогостоящего имущества вызывает особый интерес у малого бизнеса, в частности, речь идет о получении производственного оборудования или автотранспорта в аренду с возможностью последующего выкупа. Вместе с тем из-за того что крупнейшие лизинговые компании предпочитают работать с равнозначным по масштабу бизнесом, доля малого и среднего бизнеса в структуре лизингополучателей сокращается. По итогам 2018 года доля крупного бизнеса выросла на 7 п. п., до 56%, малого и среднего бизнеса - наоборот, снизилась на 5 п. п., до 42%.

Анализ востребованности лизинга автотранспорта показал следующее: из субъектов малого бизнеса, осуществивших намерение приобрести автотранспорт, для финансирования покупки 38% использовали собственные средства, 27% - лизинг, 6% - банковский кредит. Еще 21% использовали личные средства владельца компании или ИП, с оформлением транспорта на себя лично, а 8% взяли автокредит на физическое лицо. При этом был сделан вывод о том, что использование инструментов финансирования покупки автотранспорта прямо коррелируется с размером бизнеса: компании с годовым оборотом до 10 млн рублей чаще всего используют собственные средства и частные средства владельцев (33% и 39% от приобретавших автотранспорт), а доля лизинговых договоров составляет всего 11%. Компании с годовым оборотом от 10 до 50 млн рублей, как наиболее быстрорастущие, используют все возможные источники: собственные средства, средства владельцев и лизинг, а также банковское кредитование и автокредиты на физических лиц, при этом доля лизинга составляет 24%. Компании с оборотом от 50 до 100 млн рублей не используют для покупки автотранспорта банковское кредитование, а доля лизинга в этом сегменте составляет 42%. Наконец, компании с оборотом от 100 до 500 млн рублей используют лизинг для приобретения автотранспорта в 80% случаев. Такая корреляция связана с тем, что, во-первых, у микро- компаний и ИП преобладают недекларируемые наличные денежные потоки, что, с одной стороны, позволяет использовать процедуры автокредитования или покупки автомобиля, в том числе, и подержанного, на физическое лицо. При этом минимальный объем легальной выручки закрывает таким компаниям путь к банковскому кредитованию и лизингу. Во-вторых, с ростом компании и ее безналичной выручки растет важность оптимизации налогообложения и лизинг, который позволяет сэкономить суммарно до 40% на НДС и налоге на прибыль, оказывается наиболее выгодным финансовым инструментом. Наконец, в-третьих, для осознания преимуществ лизинга требуется более высокое, чем есть в малом бизнесе, качество управления, что

подтверждается, например, тем, что в компаниях с оборотом до 10 млн рублей о налоговых преимуществах лизинга известно 29% из числа приобретавших автотранспорт, в компаниях с оборотом от 10 до 50 млн рублей - 50%, от 50 до 100 млн рублей - 72%, а свыше 100 млн рублей -80%.

Наиболее важными факторами при использовании лизинга для субъектов малого бизнеса с оборотом до 100 млн рублей является возможность составления удобного графика платежей, то есть кредитной составляющей лизинга, а для компаний большего масштаба - налоговая экономия и возможность возврата транспорта по окончании договора.

Активно используют лизинг для финансирования покупки автотранспорта и техники в Северо-Западном федеральном округе (50% компаний, приобретавших автотранспорт) и Центральном федеральном округе (46%). Лидером стал Уральский федеральный округ (54% компаний), где, в частности, у САКСАОЕ в 2018 году рост объема нового бизнеса составил более 116% к 2017 году, что свидетельствует о лизинговом буме, происходящем в регионе.

Среди отраслей, чаще всего использующих лизинг, доминируют строительство и ремонт (38%) и торговля (23%), что связано в обоих случаях с большими оборотами компаний, позволяющими интегрировать лизинговые схемы в финансовую деятельность, а для строительства - также с потребностью в единовременном приобретении большого количества техники с оплатой в рассрочку.

В заключение отметим, что у лизинга как инструмента финансирования малого бизнеса есть значительный потенциал роста. Согласно дорожной карте Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего бизнеса, «недостаточное использование инструмента лизинга субъектами МСП» - одна из ключевых проблем, сдерживающих развитие бизнеса. Банк России, в частности, намерен создать дополнительные меры регулирования и надзора за лизингом, которые позволят обеспечить надежность и прозрачность этого вида инструмента финансирования. Повысить доступность и объем использования лизинга стремятся и государственные ведомства. Параллельные программы льготного лизинга для бизнеса реализуют Минэкономразвития и Минпромторг России. Также в сегменте малого бизнеса возможными точками роста объемов лизинга могут стать: автоматизация и оптимизация бизнес-процесса от поиска клиентов до подписания договора; проведение специальных акций совместно с поставщиками и установление льготных условий по сделкам; развитие дополнительных сервисов; внедрение систем по ведению клиентской базы; активизация маркетинговой работы и выстраивание стратегии привлечения клиентов.

Использованные источники: 1. В 2018 году рост рынка лизинга замедлился. В текущем году участники ждут его стагнации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dp.ra/a/2019/02/ШLizmg_poka_rastet

2. Информация Банка России «Дорожная карта Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

3. Лизинг для малого бизнеса. Инструкция по получению [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2019/07/28/807479-lizing-biznesa

4. Лизинговая поддержка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/lizingovaya-podderzhka/

5. О востребованности лизинговых услуг среди компаний малого бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asroad.org/o-vostrebovannosti-lizingovyh-uslug-sredi-kompanij-malogo-biznesa/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.