Научная статья на тему 'Лизинг как инструмент финансирования инновационных проектов в промышленности России'

Лизинг как инструмент финансирования инновационных проектов в промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1382
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Ольга Анатольевна

Обосновывается значимость лизинга для развития инновационных процессов в промышленности и регионе. На основе анализа лизинговых отношений в промышленности России и выявления факторов, их сдерживающих, предложены направления совершенствования институциональной среды. Результаты могут применяться при разработке стратегий отраслевого и регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leasing as a financing tool of innovative projects in the industry of Russia

Substantiates the importance of leasing for the development of innovative processes in the industry and the region. Based on analysis of the level of development of leasing relations in Russian industry and to identify the factors constraining them, proposed directions of development of the institutional environment that can be used in sectoral policies and regional development.

Текст научной работы на тему «Лизинг как инструмент финансирования инновационных проектов в промышленности России»

О.А. ЧЕРНОВА

Лизинг как инструмент финансирования инновационных проектов в промышленности России

Обосновывается значимость лизинга для развития инновационных процессов в промышленности и регионе. На основе анализа лизинговых отношений в промышленности России и выявления факторов, их сдерживающих, предложены направления совершенствования институциональной среды. Результаты могут применяться при разработке стратегий отраслевого и регионального развития.

Ключевые слова: лизинг, инновационное развитие, промышленность, региональное развитие.

Leasing as a financing tool of innovative projects in the industry of Russia. O.A. CHERNOVA.

Substantiates the importance of leasing for the development of innovative processes in the industry and the region. Based on analysis of the level of development of leasing relations in Russian industry and to identify the factors constraining them, proposed directions of development of the institutional environment that can be used in sectoral policies and regional development.

Key terms: leasing, innovative development, industry and regional development.

Будущее российской экономики ориентировано на формирование несырьевой модели экономического роста, что неразрывно связано с решением задач инновационного и технического перевооружения мощностей отечественной промышленности. Однако на протяжении последних десяти лет уровень инновационной активности отечественных промышленных предприятий в целом не превышает 12 %. Причем если в сфере производства кокса и нефтепродуктов, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, а также в химическом производстве данный показатель колеблется в пределах 21-35 %, то в традиционных отраслях промышленности (пищевая, текстильная, издательская и полиграфическая деятельность и др.) уровень инновационной активности предприятий составляет 4-6 % [8].

В значительной степени данная ситуация обусловлена высоким уровнем физического и морального износа основных фондов. Так, доля полностью изношенных фондов в обрабатывающих отраслях составляет 13 %, в добывающих - более 20 %, при том что их обновление идет крайне низкими темпами: в среднем по России находится на уровне 13 %. Реализация стратегии обновления для большинства промышленных предприятий сдерживается отсутствием внутренних источников финансирования. Более 30 % организаций промышленности являются убыточными, а рентабельность проданных ими товаров в среднем составляет 13 % [8]. Заемные источники финансирования не всегда доступны для промышленных предприятий (особенно предприятий малого промышленного бизнеса) по причине низких показателей их финансовой устойчивости, а также большей стоимости кредитования высокорискованных инновационных проектов.

В этих условиях актуализируется проблема поиска новых форм и методов финансирования инновационных проектов промышленного бизнеса.

По нашему мнению, одним из эффективных инструментов финансирования инновационных проектов промышленных предприятий является лизинг. Однако до настоящего времени в России лизинг остается достаточно новым явлением. Это обусловило постановку целей данной статьи:

- обосновать преимущества лизинга как инструмента финансирования инновационных проектов промышленности в современных условиях хозяйствования;

- проанализировать уровень развития лизинговых отношений в промышленности регионов России;

- выявить основные проблемы, сдерживающие развитие лизинговых отношений в промышленности России, и на этой основе предложить мероприятия по сглаживанию негативных факторов.

В условиях дефицита собственных средств и недостаточной инвестиционной привлекательности промышленного бизнеса большинство отечественных и зарубежных исследователей проблем инновационного развития промышленности [3-5, 9, 10] справедливо рассматривают лизинг как альтернативу банковскому кредитованию. В данных исследованиях делается акцент на следующие достоинства лизинга: снижение стартовой финансовой нагрузки на предприятие, снижение размера налогооблагаемой прибыли, повышение мобильности производственных мощностей, снижение уровня риска морального и физического старения имущества, а также снижение транзакционных издержек.

По нашему мнению, помимо этого следует выделить и такие значимые преимуществ лизинга перед другими источниками привлечения заемного капитала, как:

- более простая процедура получения по сравнению с банковским кредитом: для получения лизинга лизингополучатель должен

предъявить не кредитную историю, а прогнозируемые финансовые потоки, что делает его единственно возможной формой привлечения денежных средств для многих предприятий;

- возможность получения в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25 апреля 2008 г. № 119 субсидии на реализацию программ развития лизинга промышленного оборудования малыми предприятиями;

- повышение уровня капитализации инновационного потенциала промышленности за счет эффективного связывания ресурсов в проектах модернизации.

В мировой практике лизинговое финансирование находит широкое применение в сфере проектов инновационного развития промышленности. Так, в США доля лизинга в общем объеме инвестиций составляет 27 %, в Великобритании - 20,2 %. В России лизинговые отношения еще не получили широкого распространения, однако анализ уровня развития инфраструктуры в сфере финансового лизинга в России позволяет сделать вывод о постепенном наращивании объемов оказываемых лизинговых услуг.

В большей степени в лизинг приобретаются транспортные средства (в первую очередь, железнодорожный и автомобильный транспорт), в то время как доля приобретаемого в лизинг оборудования составляет 32-34 % (рис. 1).

I И

Рис. 1. Стоимость договоров финансового лизинга, млрд руб. [1]: 1 - прочие фонды, 2 - транспортные средства, 3 - машины и оборудование

При этом основными мотивами, побуждающими предпринимателей приобретать основные фонды, являются замена изношенной техники и оборудования (70 %) и технологическое обновление производственного процесса (50 %). Отметим, что по сравнению с 2005 г. мотивы инвестирования - охрана окружающей среды, создание новых рабочих мест, снижение себестоимости производства - стали менее значимыми. Также, несмотря на растущие требования увеличения кон-

курентоспособности отечественного производства и реализации государственных и региональных программ поддержки инновационного промышленного предпринимательства, доля инвестиций с целью внедрения новых производственных технологий снизилась с 46 % до 38 % (рис. 2).

Рис. 2. Распределение организаций по оценке целей инвестирования в основной капитал, % [1]

Анализируя структуру договоров финансового лизинга по направлениям экономической деятельности, можно отметить достаточно тревожную тенденцию снижения доли оборудования, приобретаемого в лизинг, со стороны промышленных предприятий (рис. 3).

Причем приобретение оборудования в лизинг преимущественно практикуют крупные предприятия - 90 % от общего числа предприя-

тий, заключивших договор финансового лизинга. Особо значимым лизинг становится в последние годы в финансировании промышленных кластеров. Лизинговые компании активно включаются в финансирование инновационных проектов кластерных территориальных объединений.

42 -41 -40 39 -38 37 -

36 -I-'-1-'-'-

2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Рис. 3. Доля договоров лизинга на приобретение оборудования, заключаемых промышленными предприятиями в общей структуре договоров, % [1]

В частности, в сфере инновационного промышленного бизнеса активно работает ОАО «МСП Лизинг», которое финансирует модернизацию производства автокомпонентов ООО «Оптима» в индустриальном кластере Калужской области. Объемы финансирования данного кластера в 2011 г. составили 25,4 млн руб., а в 2012 г. уже 128,5 млн руб. [6]. Другим примером является ООО «Региональная лизинговая компания "XXI век"», которая вошла в состав НП «Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий», функционирующего в г. Санкт-Петербург [7].

Анализ уровня развития лизинговых отношений в промышленности в разрезе отдельных регионов России демонстрирует значительную неравномерность использования данного вида финансирования.

Так, по показателю общей стоимости договоров финансового лизинга в 2012 г. 82 % приходится на Центральный федеральный округ, причем 96 % в округе приходится на долю г. Москва. Среди остальных субъектов РФ несколько выделяется Приволжский федеральный округ, доля которого по показателю договоров финансового лизинга составляет 8 %, и Уральский федеральный округ - 5 %. На долю Южного, Дальневосточного и Северного федеральных округов приходится по 1 % от общего объема заключаемых договоров лизинга в России, а Северо-Кавказском федеральном округе данный вид отношений вообще не развит (рис. 4).

В определенной степени такая ситуация связана с уровнем развития инфраструктуры финансирования в регионах. Так, если во всем Южном федеральном округе функционируют 110 лизинговых компаний, то только в г. Москва их насчитывается 220 [2].

Рис. 4. Распределение договоров финансового лизинга по субъектам РФ [6]

Безусловно, количество лизинговых компаний в значительной степени определяется спросом на услуги данного рода.

Результаты выборочных исследований, проводимых в 80 субъектах РФ, которыми были охвачены 10,3 тыс. промышленных предприятий и организаций, позволили выделить следующие основные факторы, сдерживающие развитие лизинговых отношений в России (рис. 5).

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 К^З 2012 г. 2011 г.

Рис. 5. Факторы, сдерживающие развитие лизинга, % [6]

Очевидно, что в данной совокупности факторов можно выделить связанные с:

- несовершенством институциональной среды осуществления лизинговой деятельности;

- неразвитостью механизмов стимулирования развития инновационного промышленного предпринимательства;

- низким уровнем инновационного потенциала отечественного бизнеса (кадровый и научный потенциал, технологическое состояние и др.), неспособного к реализации проектов инновационного развития.

Проблему развития лизинговых отношений в целях реализации проектов инновационного развития промышленности, как нам представляется, необходимо решать не только в отраслевом, но и в региональном разрезе. Это обусловлено тем, что использование лизинга может принести экономический эффект не только самому предприятию и отрасли, но и региону в целом (рис. 6). Посредством лизинга инновационные ресурсы территориально концентрируются в определенных местах промышленными предприятиями, стимулируя экономический рост и предпринимательскую активность в регионе.

Рис. 6. Эффекты от использования лизинга в финансировании инновационных проектов промышленных предприятий

Однако можно отметить недостаточное внимание со стороны органов региональной власти к стимулированию лизинговых сделок в отношении приобретения высокотехнологичного оборудования для реализации проектов инноватизации и модернизации промышленного производства. В частности, не во всех регионах действует федеральная программа обновления парка оборудования. Например, Ставропольский край, несмотря на ярко выраженную агропромышленную специализацию, в 2012-2013 гг. не вошел в число участников программы по обновлению парка сельхозтехники. Государственная поддержка лизинговых сделок осуществляется только в отношении малых предприятий, тогда как наибольший потенциал к реализации крупномасштабных инновационных проектов в промышленной сфере имеют крупный и средний бизнес.

Таким образом, несмотря на несомненные преимущества лизинга в финансировании инновационных проектов промышленных предприятий, в настоящее время в России данная форма привлечения финансовых источников является маловостребованной, что в большей степени обусловлено неразвитостью соответствующей институциональной среды. В связи с этим, приоритетными направлениями развития лизинговых отношений для финансирования инновационных проектов промышленности должны стать:

- прямое государственное стимулирование промышленного бизнеса к реализации инновационных проектов с использованием механизмов финансового лизинга;

- усиление инновационной направленности деятельности лизинговых компаний;

- реализация региональных программ поддержки проектов инновационного развития промышленных предприятий с использованием механизмов лизинга;

- развитие механизмов финансового лизинга при реализации государственно-частных проектов.

Данные предложения могут быть использованы при разработке стратегий отраслевого и регионального развития, позволят повысить роль лизинга как одного из эффективных инструментов финансирования инновационных проектов промышленности России.

Литература

1 Инвестиции: стат.сб. М.: Росстат, 2013. 290 с.

2. Информационный портал «Лизинг в России». Режим доступа: http://www.all-leasing.ru/ (дата обращения 26.05.2014).

3. Кувшинова Е.С. О лизинге, его природе, формах и развитии // Государственная служба. 2007. № 5(49). С. 94-98.

4. Миндич Д. Финансы растущего бизнеса. М.: Эксмо, 2009. 288 с.

5. Недоспасова О.П. Оценка эффективности различных источников финансирования инвестиций // Проблемы современной экономики. 2011. № 3. С. 165-167.

6. Официальный сайт ОАО «МСП Лизинг». Режим доступа: http:// www.mspleasing.ru/ (дата обращения 26.05.2014).

7. Официальный сайт Региональной лизинговой компании «XXI век». Режим доступа: http://www.xxi-leasing.ru/ (дата обращения 26.05.2014).

8. Регионы России. 2013: стат. сб. М.: Росстат, 2013. 990 с.

9. Crawford, R.D. Intellectual Property: The Leasing Industry's Future// Journal of Equipment Lease Financing. 2002. Vol. 20, № 2. P. 59-63.

10. Kishore Kagolanu. Analysis of Leasing: Application of Options Technology // Journal of Equipment Lease Financing. 2000. Vol. 18, № l. P. 82-88.

References

1. Investitsii: stat.sb. [Investments: Statistic Collection]. Moscow: Rosstat, 2013. 290 p.

2. Informatsionnyy portal «Lizing v Rossii» [Leasing Information portal in Russia]. Available at: http://www.all-leasing.ru/ (accessed 26.05.2014).

3. Kuvshinova E.S. O lizinge, ego prirode, formakh i razvitii [On leasing, its nature, forms and development]. Gosudarstvennaya sluzhba = Public service, 2007, no. 5 (49), pp. 94-98.

4. Mindich D. Finansy rastushchego biznesa [Finance growing business]. Moscow: Exmo, 2009. 288 p.

5. Nedospasova O.P. Otsenka effektivnosti razlichnykh istochnikov finansirovaniya investitsiy [Evaluating the effectiveness of various sources of investment financing]. Problemy sovremennoy ekonomiki = Problems of the modern economy, 2011, no. 3, pp. 165-167.

6. Ofitsialnyy sayt OAO «MSP Lizing» [Official website of «SME Leasing»]. Available at: http://www.mspleasing.ru/ (accessed 26.05.2014)

7. Ofitsialnyy sayt Regionalnoy lizingovoy kompanii «XXI vek» [Official website of the Regional leasing company «XXI Century»]. Available at: http://www.xxi-leasing.ru/ (accessed 26.05.2014).

8. Regiony Rossii. 2013: stat.sb. [Regions of Russia. 2013: statistic collection]. Moscow: Statistics, 2013. 990 p.

9. Crawford, R.D. Intellectual Property: The Leasing Industry's Future. Journal of Equipment Lease Financing, 2002, vol. 20, no. 2, pp. 59-63.

10. Kishore Kagolanu. Analysis of Leasing: Application of Options Technology. Journal of Equipment Lease Financing, 2000, vol. 18, no. l, pp. 82-88.

© Чернова O.A., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.