ыяплшт ткш дещэд лишни нмшпшям мшшн
ЛИЗИНГ КАК ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ МААНГ1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В Р1ССИИ
А.1. ДОБРОНРАВОВ, финансовый менеджер Мкшсмй дшернтет нтревнтедьсмй шнерации
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в России? является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей малых предприятий, поэтому в сложившихся условиях необходимо уделить особое внимание созданию прогрессивных финансовых механизмов поддержки малых предприятий. И здесь, прежде всего, следует говорить о механизмах внебюджетного финансирования. В частности, необходимо развитие лизинга.
Лизинг во всем мире считается одним из самых эффективных инструментов привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основе договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Обычно у нас и за рубежом под лизингом понимают долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества производственного назначения. Чаще всего российские предприниматели берут в лизинг пищевое, печатное и деревообрабатывающее оборудование, автомобили, компьютеры и оргтехнику.
Предпосылкой выхода предприятия из экономического кризиса и налаживания рентабельной работы является обновление основного капитала, внедрение новых технологий на новом оборудовании. Но для этого необходимы значительные средства, которыми предприятия, как правило, не располагают. Получить же кредиты сложно из-за необходимости предоставления гарантий, дефицита свободных денежных средств, жестких условий выплаты основного долга и процентов по нему в кредитном договоре, поэтому нужно шире использовать такую разновидность
Еще Аристотель в "Риторике"отметил, что богатство составляет не владение имуществом на основе права собственности, а его (имущества) использование
кредита, как лизинг, который обеспечивает полное финансирование капиталовложений, сохраняя предприятиям финансовую устойчивость.
По своей природе лизинг - одна из форм аренды имущества, имеющая определенные особенности:
1) в лизинговых отношениях участвуют не две, а три и более сторон: поставщик оборудования, лизинговая (финансовая) компания (лизингодатель, арендодатель) и пользователь (лизингополучатель, арендатор). Кроме того, могут быть подключены посредники, страховые компании и иные гаранты;
2) лизингодатель покупает именно то имущество, которое ему поручает купить лизингополучатель именно у того продавца, которого лизингополучатель указал;
3) лизингодатель остается собственником имущества, передаваемого в лизинг, а лизингополучатель вправе лишь владеть и пользоваться им в течение определенного срока, установленного договором;
Особый интерес малых и крупных предприятий к лизингу обусловлен рядом преимуществ, которые такое сотрудничество предполагает.
Для арендатора (лизингополучателя) лизинг может быть выгоден в связи со следующими факторами:
• лизинг предполагает 100-процентное финансирование и не требует быстрого возврата всей суммы долга;
• лизинговые платежи, уплачиваемые арендатором, учитываются у него в прочих расходах, связанных с производством и реализацией (включаются в себестоимость), то есть сумма этих платежей уменьшает налогооблагаемую базу по прибыли;
• аренда обеспечивает финансирование арендатора в точном соответствии с потребностями в финансируемых активах. Это особенно вы-
НММДДМШ-ДМДЛИЕСП! 1УПМ ДДЙДХЕСТ-0Ш1СЫ
11
годно малым предприятиям, для которых просто невозможно столь удобное и гибкое финансирование посредством ссуды или возобновляемого кредита, какое получают крупные и солидные компании. Лизинговое соглашение может быть разработано с учетом специфических особенностей арендаторов;
• многие арендаторы имеют долгосрочные финансовые планы в течение реализации которых их финансовые возможности в значительной степени ограничены. Лизинг позволяет преодолеть такие ограничения и тем самым способствует большей мобильности при инвестиционном и финансовом планировании;
• при лизинге вопросы приобретения и финансирования активов решаются одновременно;
• лизинг не увеличивает долга в балансе арендатора и не затрагивает соотношений собственных и заемных средств, то есть возможность лизингополучателя по получению дополнительных займов не снижается;
• приобретение активов посредством лизинга выполняет "золотое правило финансирования", согласно которому финансирование должно осуществляться в течение всего срока использования актива. Если при покупке актива используется заемный капитал, то обычно требуется более быстрое погашение ссуды, чем срок эксплуатации актива;
• лизинг повышает гибкость арендатора в принятии решений. В то время как при покупке существует только альтернатива "не покупать", при лизинге арендатор имеет более широкий выбор. Из лизинговых контрактов с различными условиями арендатор может выбрать тот, который наиболее точно отвечает его потребностям и возможностям;
• ввиду того, что уплата лизинговых платежей осуществляется по фиксированному графику, арендатор имеет больше возможности координировать затраты на финансирование капитальных вложений и поступления от реализации продукции, обеспечивая тем самым большую стабильность финансовых планов, чем это имеет место при покупке оборудования;
• ввиду того, что частью обеспечения возвратности инвестированных средств считается предмет лизинга, являющийся собственностью лизингодателя, проще получить контракт по лизингу, чем альтернативную ему ссуду на приобретение тех же активов;
• при использовании лизинга, арендатор может использовать больше производственных мощностей, чем при покупке того же актива. Временно высвобожденные финансовые ресурсы арендатор может использовать на другие
цели;
• так как лизинг долгое время служит средством реализации продукции производства, то государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций;
• лизинг позволяет арендатору, не имеющему значительных финансовых ресурсов, начать крупный проект;
Преимущества лизинга для лизинговых компаний (лизингодателя):
• поскольку передаваемое в лизинг имущество остается в собственности лизингодателя, последний может использовать это имущество в непроизводственных целях (например, в качестве дополнительного обеспечения возвратности кредитных средств);
• инвестиции в форме имущества, в отличие от денежного кредита, снижают риск невозврата средств, так как лизингодатель сохраняет право собственности на переданное в лизинг имущество;
• основная роль при подготовке и проведении лизинговой операции остается за лизингодателем. Стоимость этих услуг включается в комиссионное вознаграждение лизингодателя;
• лизингодатель имеет возможность изыскивать дополнительные финансовые ресурсы для продолжения и расширения своей деятельности, закладывая сданное в лизинг имущество или уступая право требования лизинговых платежей;
• лизинг направляет финансовые ресурсы непосредственно на приобретение материальных активов, тем самым снимая проблему нецелевого использования кредитных средств;
• инвестиции в производственное оборудование посредством лизинга гарантируют генерирование дохода, покрывающего расходы лизингодателя.
Преимущества лизинга для продавца лизингового имущества:
• продавец предмета лизинга получает дополнительные возможности сбыта своей продукции.
Передаваемое по договору лизинга имущество может учитываться на балансе одной из сторон договора о лизинге (по согласованию).
Стороны лизинговой сделки вправе применять к имуществу, передаваемому по договору, ускоренную амортизацию с коэффициентом не выше трех, то есть списание стоимости имущества происходит в три раза быстрее. При этом амортизация, не являясь реальным оттоком денежных средств предприятия, уменьшает базу для расчета налогооблагаемой прибыли. Деньги, освободившиеся в результате уменьшения величины налога на прибыль, предприятие может направить на развитие производства.
12
НШМЦМШАШИТНЕСИЙ ЮПМ ДД|Д1ЕСТ-М1МШ
Официальным источником статистики по лизинговым операциям является Госкомстат России. По оценкам Госкомстата, затраты на приобретение лизингового имущества с целью последующей передачи в лизинг в 2001 году составили 7,8 млрд руб., то есть приблизительно 267 млн дол. США1, в 2000 году -5,8 млрд руб., или 200 млн дол. США2.
По оценкам Группы по развитию лизинга МФК3, данные Госкомстата, касающиеся объема лизинговых операций, занижены, объем российского рынка лизинговых услуг значительно выше и в 2001 году достиг 1,7 млрд дол. США. В 1999 году доля лизинга в общем объеме инвестиций в России составила лишь 1,5%, что отражало пос-лекризисную нехватку кредитных ресурсов. Однако в 2000 году происходил рост отрасли, и этот показатель вернулся к докризисному уровню в 3%. В 2001 году доля лизинга в общем объеме инвестиций не изменилась и составила 3%. А из 1 825 компаний, получивших к концу 2001 года лицензию на лизинговую деятельность, реально работает по оценкам аналитиков лизингового рынка, лишь 25-30% от их общего числа4.
При всех рассмотренных ранее преимуществах лизинга данные Госкомстата и Группы по развитию лизинга МФК свидетельствуют о том, что лизинговый бизнес в нашей стране пока (находится на этапе становления и его объемы остаются незначительными (для сравнения: в странах ОЭСР5 доля лизинга составляет от 15 до 30% от общего объема инвестиций; в развивающихся странах, с менее развитыми рынками лизинговых услуг, посредством механизма лизинга осуществляются 3-15% капиталовложений).
Можно выделить четыре основных фактора макроуровня, сдерживающих развитие российского лизинга.
Во-первых, это крайне низкая доступность долгосрочного финансирования. Улучшение в данном случае зависит от состояния всей российской экономики и от развития банковской системы.
Во-вторых, система защиты прав собственности в суде. Лизинговые компании все еще испы-
1 Для перевода статистических данных в доллары использовался средний курс за 2001 год, который составил примерно 29 руб. 22 коп.
2 Обзор рынка 2001-2002 годов. Финансовая аренда (лизинг) в России. Подготовлен Международной финансовой корпорацией. http://ifc.org/russianleasing/rus/analit/leas2002.pdf/
3 Международная финансовая корпорация (МФК), член Группы Всемирного Банка, оказывает содействие развитию экономики 174 стран, являющихся ее членами. МФК стимулирует рост производительности и эффективности предприятий частного сектора и развития рынков капитала.
4 С 2002 года лизинговая деятельность не подлежит лицензированию.
5 Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), объединяющая 29 стран.
тывают трудности с возвратом оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора лизинга.
В-третьих, неразвитость вторичных рынков оборудования. В настоящее время в России вторичные рынки оборудования развиты только для автотранспортных средств. Это, кстати, одна из причин того, что лизинговые компании часто начинают именно со сделок с автотранспортными средствами и, уже получив определенный опыт, расширяют спектр оборудования, с которым они работают. Отсутствие развитых вторичных рынков увеличивает риски лизинговой компании и лизингополучателя (у которого в дальнейшем при выкупе предмета лизинга, могут возникнуть сложности при его реализации, продаже), и серьезно ограничивает развитие лизинговой отрасли. Некоторые поставщики начали решать эту проблему, предоставляя российским предприятиям гарантии обратного выкупа, принимая таким образом часть риска на себя.
В-четвертых, уровень знаний о лизинге потенциальных лизингополучателей достаточно низок. В связи с этим необходима популяризация механизма и преимуществ лизинговой сделки.
Механизм лизинга в Российской Федерации еще недостаточно отработан. До сих пор лизинг все еще не стал новым источником финансирования малых и средних предприятий.
В настоящее время у федерального правительства нет ни стратегии в области лизинга, ни плана действий по ее реализации. Меры, принимаемые им в настоящее время, нередко носят случайный характер и не приносят ожидаемых результатов в связи с тем, что их формированием и осуществлением занимается множество различных государственных ведомств и организаций. Поэтому в качестве первоочередной меры рекомендуется создать под эгидой МАП своего рода базу для формирования политики в области лизинга, на которой ресурсный центр малого предпринимательства проводил бы исследования, контроль и оценку соответствующих мер государственного воздействия.
Рассмотрение законодательных и нормативных актов Российской Федерации, таких как Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге" от 29.01.02 № 10-ФЗ, таможенное законодательство, налоговое законодательство, законодательство об исполнительном производстве и другие , а также изучение практики их применения сторонами лизинговых отношений, позволило выявить ряд недостатков, касающихся нормативно-правового обеспечения лизинга, и внести следующие предложения и рекомендации, направленные на улучшение развития лизинга в России:
impiiwiiiiMMiTHEHii ими дд1д1ЕСТ«Ш1Ш
13
1) в настоящее время правовым основанием, по которому лизинговая компания вправе приобрести предмет договора лизинга, может являться только договор купли-продажи, что исключает возможность для производственных предприятий сдавать произведенное ими оборудование в лизинг, вынуждая их создавать собственные "кэптивные" лизинговые компании для проведения такого рода сделок, кроме того, исключается возможность приобретения предмета лизинга посредством заключения договора подряда, мены и т.д. В этой связи актуальным является необходимость в рамках Гражданского кодекса РФ расширить правовые основания, по которым лизинговая компания вправе приобрести предмет договора лизинга;
2) в целях создания более благоприятных условий для импорта предмета лизинга, в Таможенном кодексе РФ целесообразно предусмотреть возможность получения лизинговыми компаниями, импортирующими предмет договора лизинга, отсрочки уплаты таможенных платежей;
3) рекомендуется улучшить положение дел, касающихся изъятия предмета лизинга и возврата его лизингодателю в случае неплате-
жей со стороны лизингополучателя. В странах Запада договоры о лизинге содержат статьи, допускающие "безусловное получение" задержанных выплат и "безусловное восстановление права собственности" на соответствующие основные средства по истечении определенного срока неплатежей. Поэтому в закон о лизинге в Российской Федерации также рекомендуется включить данный вариант действий. Однако следует отметить, что для этого потребуется соответствующим образом пересмотреть законодательство об исполнительном производстве, в частности для упрощения изъятия предмета лизинга у недобросовестного лизингополучателя, может быть предложено: включить "исполнительную надпись" в перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия;
4) не менее важно отработать механизм своевременного возврата НДС из бюджета при импорте предмета лизинга, так как возврат НДС из бюджета производится в течение многих месяцев, снижая оборачиваемость капитала лизинговых компаний.
14
1тРМА|11111НМ1Т1ЧЕС1111УР1М ДА1Д1ЕСТ-ММ1СЫ