Научная статья на тему 'Лизинг как фактор финансовой устойчивости авиакомпании'

Лизинг как фактор финансовой устойчивости авиакомпании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / АВИАКОМПАНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ / СТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давитадзе Г.М.

В работе затрагивается актуальная проблема выбора и анализа эффективности применения различных источников финансирования авиакомпании. Рассматриваются основные преимущества и роль лизинга в осуществлении инновационной стратегии, положительный эффект его использования в условиях нестабильной экономики, делается вывод о том, что лизинг может и должен быть активно использован в рамках развития авиакомпании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лизинг как фактор финансовой устойчивости авиакомпании»

УДК 336

Давитадзе Г.М.

Магистрант экономического факультета РУДН

г. Москва, РФ G-DavitadzeM@mail. ru

ЛИЗИНГ КАК ФАКТОР ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АВИАКОМПАНИИ

Аннотация

В работе затрагивается актуальная проблема выбора и анализа эффективности применения различных источников финансирования авиакомпании. Рассматриваются основные преимущества и роль лизинга в осуществлении инновационной стратегии, положительный эффект его использования в условиях нестабильной экономики, делается вывод о том, что лизинг может и должен быть активно использован в рамках развития авиакомпании.

Ключевые слова

Лизинг, авиакомпания, финансирование, устойчивость, стабильность.

Актуальность темы обусловлена тем, что развитие и функционирование авиакомпаний на современном этапе рыночной экономики требуется повышение эффективности производства, а также формирование конкурентных преимуществ на основе внедрения эффективных форм хозяйствования и управления авиакомпанией. Поэтому перед авиакомпаниями становится проблема поиска и реализации альтернативных решений и выбор путей повышения эффективности деятельности авиакомпании, которые в наибольшей степени отвечают целям авиакомпании. В данном случае, можно говорить о лизинге, как факторе финансовой стабильности и устойчивости авиакомпании [2, с.110].

Лизинг представляет собой вид инвестиционной деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, при котором лизингодатель (арендодатель) по договору лизинга (финансовой аренды) обязуется приобрести в собственность имущество у определенного продавца и предоставить его лизингополучателю (арендатору) за плату во временное пользование для предпринимательских целей [1, с. 13]. В качестве лизингодателя могут выступать лизинговые фирмы, банки.

Необходимо рассмотреть лизинг, как фактор устойчивого развития на примере авиакомпании - Utair. Сейчас в парке у Utair 66 самолетов. Но лишь один - Boeing 737-800, пополнивший флот в 2018 году, -находится в операционном лизинге [3]. Это значит, что по истечении срока контракта перевозчик вернет лайнер лизинговой компании. Остальные 65 судов находятся в финансовом лизинге, по истечении срока которого станут собственностью Utair.

В 2019-2025 гг. Utair будет масштабно обновлять флот. Компания готовится получать по пять новых самолетов ежегодно и параллельно выводить из эксплуатации нынешнюю основу парка - Boeing 737-500. У компании 32 таких самолета. Их возраст колеблется в пределах 24-28 лет, тогда как у остальных лайнеров составляет в среднем 20, рассказал Пермяков. Все без исключения новые самолеты будут браться в операционный лизинг. Так, в следующем году придут два Boeing 737-800 и три Boeing 737 МАХ 8 (новейшая ремоторизированная модель). Все 32 Boeing 737-500 уже в этом и 2019 г. полностью перейдут в собственность Utair [3].

Финансовый лизинг - это, по сути, кредитование банком покупки самолета. Он предполагает принятие авиакомпанией на себя долгосрочных рисков возможного падения рынка, но у компании сейчас осторожная модель развития.

Самолет является интересным активом для лизингодателей: стоимость судна легко прогнозируема, а стоимость наиболее ликвидных самолетов семейств Boeing 737 NG и A320 демонстрирует высокую стабильность и устойчивость к экономическим и политическим кризисам в мире.

По итогам 2017 года, доля сегмента лизинга воздушных судов в объеме нового бизнеса выросла по сравнению с 2012 годом на 7,2 процентного пункта и составила 15,9% (при сохранении объема рынка на уровне 2012 года) [3]. В силу наиболее низких ставок фондирования и высоких международных кредитных рейтингов лидерами по объему сделок в сегменте были государственные лизинговые компании (компании при госбанках и компании с госучастием).

Ключевым фактором, препятствующим росту сегмента лизинга воздушных судов, будет ограниченность и высокая стоимость финансирования. Возможным выходом станет переориентация с европейского и американского на азиатские рынки финансовых ресурсов, однако вряд ли удастся быстро и полностью компенсировать негативные последствия санкций. Кроме того, вероятна коррекция инвестиционных планов авиакомпаний в связи с ростом финансовой нагрузки и возможным снижением темпов прироста пассажирооборота.

В итоге необходимо отметить, что драйвером сегмента могут стать сделки по лизингу судов для внутренних перелетов, однако развитие данного направления будет во многом зависеть от государственной поддержки. Развивать собственную авиационную промышленность стратегически важно для России, и именно в этом сегменте ведущую роль должны сыграть государственные лизинговые компании. Список использованной литературы:

1. Гражданская авиация в России. Статистический ежегодник / Москва. 2016.— 88 с.

2. Костромина Е.В. Экономика авиакомпании / Е.В. Костромина. Москва, 2015. С. 199.

3. Последние тенденции на рынке авиационного финансирования: Форум Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ [Электронный ресурс] / Авиатранспортное обозрение. 2018, http://www.ato.ru. (дата обращения: 21.12.2018)

© Давитадзе Г.М., 2018

УДК 336

Ю.Н.Жданова

Студентка Оренбургского государственного университета, г. Оренбург, РФ E-mail: yulechka.zhdanova.2014@mail.ru

КОНТРОЛЬ ЗА ДВИЖЕНИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ РАСЧЕТОВ

Аннотация

В данной работе рассмотрена сущность и значение контроля за движением денежных средств и осуществляемых расчетов. Дано определение понятию «денежные средства организации». В статье приведены основные формы и виды контроля за движением денежных средств и осуществляемых расчетов. Отражена важность внешнего контроля.

Ключевые слова:

Денежные средства, внутренний контроль, внешний контроль, финансовые вложения, ценные бумаги.

Денежные средства организации - это совокупность средств находящихся в кассе, на расчетных счетах, валютных, специальных и прочих счетах в банках [2].

Любое движение денежных средств требует постоянного контроля, который можно разделить на внутренний и внешний [3].

Для того, чтобы денежные средства использовались рационально и обеспечивалась их сохранность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.