Научная статья на тему 'ЛИВОНСКОЕ ИСТОРИОПИСАНИЕ XVII ВЕКА И ШВЕДСКИЙ ГОТИЦИЗМ: НА ПРИМЕРЕ ХРОНИКИ ЛОДЕ-ВЕРНЕРА'

ЛИВОНСКОЕ ИСТОРИОПИСАНИЕ XVII ВЕКА И ШВЕДСКИЙ ГОТИЦИЗМ: НА ПРИМЕРЕ ХРОНИКИ ЛОДЕ-ВЕРНЕРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Caurus
Область наук
Ключевые слова
РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ / ЛИВОНИЯ / ЭСТЛЯНДИЯ / ЛИВОНСКОЕ ИСТОРИОПИСАНИЕ / ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МИФ / ХРОНИКА / ГУСТАВ ФОН ЛОДЕ / ДАВИД ВЕРНЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведева Т. Д.

В раннее Новое время общеевропейские тенденции к самоидентификации наций с древними народами привели к активному конструированию этногенетических мифов в историописании. Подъем и продолжение этой общеевропейской традиции повлияли и на историописание в Балтийском регионе в XVI-XVII вв., частично оно оказалось под влиянием шведского готицизма, который распространился здесь после вхождения Эстляндских и Лифляндских территорий в состав шведского королевства. Сочинение второй половины XVII в., известное в историографии как Хроника Ливонии Лоде-Вернера, под влиянием идей шведского готицизма опирается в своем повествовании на этногенетический миф о готах. Ранняя история региона описана в хронике как время активной деятельности на территориях Балтийского региона персонажей готской истории. Тем самым подчеркивается первенство взаимодействия шведских и готских правителей с балтийскими народами, легитимизируя тем самым шведское правление на ливонских территориях. С другой стороны, автор хроники выделяет историю Эстлядских земель из общего контекста ливонской истории, связывая ее в XI-XIII вв. с деятельностью датчан. В этом случае нельзя исключать политический аспект этногенетической мифологии, который повлиял и на некоторые особенности Хроники Лоде-Вернера, в том числе на стремление автора сочинения, ссылаясь не только на шведские, но и на датские источники, в частности, на сочинение Саксона Грамматика, выделить исторические привилегии эстляндского рыцарства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIVONIAN HISTORIOGRAPHY OF THE 17TH CENTURY AND SWEDISH GOTHICISM: THE LODE-WERNER CHRONICLE

In the early modern period, pan-European tendencies towards the self-identification of nations with ancient peoples led to the active construction of ethnogenetic myths in historiography. The rise and continuation of this pan-European tradition also influenced historiography in the Baltic region in the 16th-17th centuries, partly under the influence of Swedish Gothicism, which spread here after the entry of the Estland and Livonian territories into the Swedish kingdom. The work from the second half of the 17th century, known in historiography as the Lode-Werner Chronicle of Livonia, under the influence of the ideas of Swedish Gothicism, is based on the ethnogenetic myth of the Goths. The early history of the region is described in the Chronicle as a time when the characters of Gothic history were active in the territories of the Baltic region. This emphasizes the primacy of the Swedish and Gothic rulers' interaction with the Baltic peoples, thus legitimizing Swedish rule in the Livonian territories. The author of the Chronicle, on the other hand, singles out the history of the Estland lands from the general context of Livonian history, linking it to the activities of the Danes in the 11th-13th centuries. The political aspect of ethnogenetic mythology cannot be ruled out and has also influenced several features of the Lode-Werner Chronicle, including the author's effort to highlight the historical privileges of the Estland knighthood by referring not only to Swedish, but also to Danish sources, in particular, to the work of Saxo Grammaticus.

Текст научной работы на тему «ЛИВОНСКОЕ ИСТОРИОПИСАНИЕ XVII ВЕКА И ШВЕДСКИЙ ГОТИЦИЗМ: НА ПРИМЕРЕ ХРОНИКИ ЛОДЕ-ВЕРНЕРА»

УДК 94(489+485):7.046

ББК 63.3(4Дан+4Шве)+82.3(4)

Эй!: 10.34680/СаигиБ-2022-1(2)-39-52

Т. Д. Медведева

ЛИВОНСКОЕ ИСТОРИОПИСАНИЕ XVII ВЕКА И ШВЕДСКИЙ ГОТИЦИЗМ: НА ПРИМЕРЕ ХРОНИКИ ЛОДЕ-ВЕРНЕРА

Создание мифических истоков народов, наций, правителей, семей или институтов всегда было важным в вопросах определения национальной идентичности1. Поиски общеевропейской культурной идентичности начались еще в Средние века, когда политическая и интеллектуальная элита в лице европейского рыцарства испытала острую необходимость в мифологизации собственного прошлого2. В средневековой Европе активно культивировался и распространялся Троянский миф, превратившийся в результате слияния с этногенетическими представлениями в сознании средневекового человека в культурное основание европейской идентичности3.

Троянский миф стал своеобразным предшественником развития этногенетических мифологий и прототипом генеалогический конструкций в национальных историописаниях раннего Нового времени4. Практически у каждого народа (римлян, франков, британцев, скандинавов) и королевской династии средневековой Европы был предок из числа уцелевших троянцев5.

Однако в начале XVI в. Троянский миф частично потерял свою актуальность, хотя время от времени к нему и обращались. В Новое время, начиная с XV в., проявился новый виток интереса к историческому удревнению. Вслед за Италией, интеллектуальная элита которой стремилась самоотождествить себя с римлянами и претендовала на наследование римской культуры, другие страны Европы также пытались переосмыслить собственную национальную идентичность через создание собственных архаических образов.

Европейские страны в XV-XVI вв. выстраивали национальное историописание вокруг «варварской» модели, противопоставляя такой этногенетический миф римскому образцу и ставя культурное наследие варварских народов в Европе на одну ступень с античным6. Среди древних предков европейцев теперь оказались германцы, франки и галлы, кельты, готы, сарматы, гунны и вандалы.

1 Laidla J. Gootitsismist Balti varauusaegses ajalookirjutuses//Ajalooline Ajakiri. 2013. № 3 (145). S. 300.

2 ФесенкоА. В. Троянский миф как культурное основание европейской идентичности // Вестник МГУКИ. №3. 2010. С. 44.

3 Фесенко А. В. Троянский миф... С. 42

4 Donecker S. Origines Livonorum Frühneuzeitliche Hypothesen zur Herkunft der Esten und Letten (Quellen un Studien zur baltischen Geschichte, 25). Köln, Weimar, Wien, Böhlau, 2017. S. 45.

5 Фесенко А. В. Троянский миф... С. 42.

6 Мобилизованное Средневековье: в 2 т. Т. I: Медиевализм и национальная идеология в Центрально-Восточной Европе и на Балканах / Под ред. Д. Е. Алимова и А. И. Филюшкина. СПб., 2020. С. 78.

Одним из ярких примеров репрезентации европейского прошлого в раннее Новое время является готицизм, возникший в том числе и как реакция на итальянский Ренессанс, который, сосредоточившись на античной традиции, в противопоставление ей всячески умалял значение варварского наследия. Миф о величии готско-германской нации оказал влияние и на скандинавские страны. Скандинавское общество не стало исключением и, когда в европейской традиции историописания возникло стремление к поиску исторических корней, не менее активно развивало идею национального самосознания и поиск своего места среди других народов, в результате чего был культивирован этногенетический миф шведского готицизма, пропагандировавший идею о происхождении шведов и шведского государства от великого древнего народа готов. Готизм был одним из проявлений генеалогических конструкций, характеризующихся ассоциацией происхождения государства, правящей династии или народа с народом готов. Проявления готизма можно увидеть в средневековье и в начале Нового времени во многих частях Европы7.

Традиция шведского готицизма8 берет свое начало от церковного собора в Базеле в 1434 г., когда епископ Николаус Рагвальдссон в качестве посланника скандинавского монарха произнес речь, в которой утверждал его превосходство, апеллируя к великим деяниям готского народа, вышедшего со Скандинавского полуострова9. В дальнейшем шведский готицизм окончательно оформляется в XVI в., что непосредственно связано с деятельностью Иоанна (1488-1544) и Олафа (14901557) Магнусов. Иоанн создал объемное сочинение в духе готицизма «Historia de ómnibus Gothorum Sveonumque regibus»10, которое в 1554 г. было опубликовано в Риме его братом Олафом уже после смерти Иоанна11.

Готицизм занял прочное место в исторической письменности и культурной жизни шведов, особенно в начале XVII в. во времена правления Густава II Адольфа12. В это же время, в 1620 г. появляется перевод работы Иоанна Магнуса на шведский язык, осуществленный Эриком Шродерусом13.

В Балтийском регионе в XVI-XVII вв. историописание также развивалось под воздействием протонационального дискурса эпохи и продолжает заложенные еще в XIV-XV веках традиции. Самые известные труды второй половины XVI в. по истории

7 Laidla J. Gootitsismist Balti... S. 301.

8 См.: Schmidt-Voges I. De antiqua claritate et clara antiquitate Gothorum. Gotizismus als Identitätsmodell im frühneuzeitlichen Schweden (Imaginatio borealis, Bd. 4). Frankfurt am Main, 2004.; Mörke O. Bataver, Eidgenossen und Goten. Gründungs- und Begründungsmythen in den Niederlanden, der Schweiz und Schweden in der Frühen Neuzeit // Mythos und Nation, hrsg. v. H. Berding (Studien zur Entwicklung des kollektiven Bewusstseins in der Neuzeit, Bd. 3). Frankfurt am Main, 1996. S. 104-132.

9 Толстиков А. В. «Шведскость» как «готскость»: шведский готицизм XV-XVII вв. // Шведы: Сущность и метаморфозы идентичности. М., 2008. С. 1-2

10 Magnus J. Historia de omnibus Gothorum Sueonumque regibus. Rome, 1554. Переиздание в 1558 г. в Базеле. Перевод на шведский: Magnus J. Swea och Götha crönica ... pä swenska uthtälkat af Erico Schrodero. Stockholm, 1620.; Переиздание на шведском: Magnus J Goternas och svearnas historia. Bd. 1, Översättning av Kurt Johannesson, Bd. 2, Kommentar av Kurt Johannesson och Hans Helander. Stockholm, 2018.

11 Толстиков А. В. «Шведскость» как «готскость»... С. 5.

12 Laidla J. Gootitsismist Balti. S. 303.

13 Толстиков А. В. «Шведскость» как «готскость»...С. 6.

Ливонии принадлежат таким хронистам, как Бальтазар Руссов14, Иоганн Реннер15, Саломон Геннинг16 и Лаврентий Мюллер17. Менее известно сочинение «Historia Livonica», также называемое «Хроника Ливонии» Лоде-Вернера18.

Ряд рукописей этой работы сохранился. При написании этой статьи были использованы рукописи, хранящиеся в Рукописном отделе Библиотеки академии наук в Санкт-Петербурге19. Помимо Рукописного отдела копия на латинском языке хранится в архиве Грайфсвальда20, копии на латыни и на немецком также находятся в Эстонском национальном архиве21 в Тарту и в городском архиве Таллина22.

Рукопись Historia Livonica, хранящаяся в фонде Рукописного отдела Библиотеки академии наук под шифром НИОР БАН Miscellanea - Q № 29 (XX Bc/I), является конволютом, в который вшиты латинский и немецкий тексты хроники. Эстонские

14 Rüssow B. Chronica der Provinz Lyfflandt. Rostock, 1578; В 1584 г. Вышла в Барте. Другие переиздания: Scriptores rerum Livonicarum. Sammlung der wichtigsten Chroniken und Geschichtsdenkmale von Liv-, Ehst- und Kurland, in genauem Wiederabdrucke der besten, bereits gedruckten, aber selten gewordenen Ausgaben. Erste Lieferung. Riga und Leipzig, 1846; Хроника провинции Ливония // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Т. 1-2. Рига, 1879. См. Johansen P. Balthasar Rüssow als Humanist und Geschichtsschreiber. Bearbeitet von Heinz von zur Mühlen. Böhlau, Köln, 1996 (= Quellen und Studien zur Baltischen Geschichte 14).

15 [Renner J]. Johann Renner's Livländische Historien / Hrsg. v. R. Hausmann, K. Höhlbaum Göttingen, 1876.; Другие переиздания: Renner J. Livländische Historien: 1556-1561, zum ersten Mal nach der Urschrift hrsg. Von Peter Karstedt. Lübeck, 1953.; В английском переводе [Renner J.] Johannes Renner's Livonian History 1556-1561 / Transl. By J. Smith and W. Urban with J. Ward Jones. Lewiston, 1997. См. Филюшкин А. И. Особенности рассказа о Ливонской войне хроники Иоганна Реннера // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2011. № 1. С. 93-100.

16 Henning S. Lifflendische Churlendische Chronica: was sich vom Jahr Christi 1554 biss auff 1590, in der langwierigen Moscowiterischen und andern Kriegen an nothdrenglicher veränderunge der Obrigheit und Stände in Lieffland seider dess letzten herrn Meisters, und Ersten in Lieffland zu Churland und Semigalln Hertzogen, gedenckwirdiges zugetrage. Rostock, 1590. В 1594 и 1595 гг. вышла в Лейпциге. Другие переиздания: Lifflendische Churlendische Chronica: was sich vom Jahr Christi 1554 biss auff 1590 gedenckwirdiges zugetragen; mit einer Vorrede von D. Davidis Chytrael. Riga,1848; переиздание Т. Кальмайера (Theodor Kallmeyer): Henning S. Salomon Henning's lifflendische churlendische Chronica von 1554 bis 1590 und Bericht in Religionssachen... Riga, 1857; опубликована в 1858 г. в: Scriptores Rerum Livonicarum. T. II. S. 195-289; Lifflendische Churlendische Chronica: was sich vom Jahr Christi 1554 biss auff 1590, in der langwierigen Moscowiterischen und andern Kriegen. Gedenckwirdiges zugetragen. Hannover, 1968. См. Schiemann T.Salomon Hennings Livländischkurländische Chronik. Mitau, 1874.; Фактологические комментарии в Salomon Henning's Chronicle of Courland and Livonia / Translated, with introduction and notes by J. Smith, J. Ward Jones, and W. Urban; ed. By V. Zeps. Dubuque, Iowa, 1992.; Филюшкин А. И. «Лифляндская хроника» Соломона Геннинга // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2013. № 1. С. 157-168.

17 Müller L. Polnische/Liffländische/Moschowiterische/Schwedische und andere Historien. Frankfurt a.M., 1585; (Gedruckt zu Franckfurt am Mayn: durch Peter Schmidt: in verlegung Sigmund Feyrabends), 1586 г.; В 1595 и 1606 г. вышла в Лейпциге. Перевод на шведский Эрика Шродеруса напечатан в Стокгольме в 1629 г.

18 Вопрос о соавторстве в немецко-балтийской историографии остается открытым. См.: DoneckerS. David Werner «Estonia Rediviva» Kommentar, Transkription und Übersetzung. // Forschungen zur Baltischen Geschichte (= Humaniora historica; 10). Tartu, 2015.

19 David Werner Epit Histor Rer: Livonic (НИОР БАН F№39); Gustavi D. Lode. Historia Livonica (НИОР БАН Miscellanea - Q № 29 (XX Bc/I)).

20 Landesarchiv Greigswald Rep. 40, III 69.

21 TÜR KHO Mscr 171, Mscr 171; Ajalooarhiiv [далее EAA] 854.1.767; EAA.2062.2.6.

22 Gustav von Lode Kurzer Auszug der Geschichte die sich in Ehst-, Lieff-, Lett-Churland und Semgallen zugetragen vor nach der Geburth Christe bis Anno 1674. TLA. 236.1.113

исследователи полагают, что этот экземпляр является единственной известной рукописью, содержащей тексты на обоих языках23.

Хроника Ливонии Лоде-Вернера до сегодняшнего времени не была напечатана в ее первоначальном варианте. Адам Фридрих фон Фишбах24 создал вырезку из Хроники Лоде-Вернера в конце XVII в., которая впоследствии стала основой для работы Отто Фабиана фон Врангеля25 (1655-1726), которая была дополнена современными историческими знаниями и в 1845 году впервые была напечатана под редакцией Паукера.

Сочинение «Historia Livonica» датируется примерно концом XVII в., когда Ливония в ее средневековом понимании уже не существовала, а территории Эстляндии и Лифляндии являлись областями, подчиненными Шведскому королевству. Текст включает в себя версии хроники Ливонии на немецком и латинском языках, где за основу взята немецкая хроника Густава фон Лоде, а латинский перевод принадлежит Давиду Вернеру. Текст хроники, вероятнее всего, был написан в Палле26, владении Густава фон Лоде.27

Хроника Ливонии Лоде-Вернера построена таким образом, что состоит из трех книг. Первая книга28 посвящена истории региона до времен христианизации. Вторая книга29 посвящена истории Эстляндии примерно с XI века и до времени написания книги, то есть по 1677 год. Третья книга30 посвящена немецкому владычеству в Ливонии, начиная от времени, когда на эти территории прибыли бременские купцы.

Если обращаться к событиям первой книги, то следует отметить, что традиции шведского готицизма прослеживаются в Хронике Лоде-Вернера достаточно явно. Большое внимание в первой и второй главах книги уделяется деяниям готов и истории готских народов. Эта эпоха представлена как эпоха вождей и героев, средневековых королей, прославивших скандинавскую Готию. Деяния готов гремели по всей Европе.

23 Vahtre S. Balti kroonikate käsikirjadest Peterburi raamatukogudes // Öpetatud Eesti Seltsi aastaraamat 2002/ Tartu, 2004. S. 303; Laidla J. Ajalookirjutust mojutanud tegurid varauusaegsel Eesti-, Liivi- ja Kuramaal. Tartu, 2017. S. 28

24 Fischbach A. Extract (Handschrift, Estnisches Historisches Museum, Tallin: F. 161-1 / 7). См. Donecker S. Origines Livonorum Frühneuzeitliche Hypothesen zur Herkunft der Esten und Letten (Quellen un Studien zur baltischen Geschichte, 25). Köln, Weimar, Wien, Böhlau, 2017. S. 238.

25 Landrath Wrangell's Chronik von Ehstland nebst angehängten Ehstländischen Capitulations-Punkten und Nystädter Friedensschluß. In Druck gegeben von C. J. A. Paucker. Dorpat, 1845. Переиздание: Landrath Wrangell's Chronik von Ehstland nebst angehängten Ehstländischen Capitulations-Punkten und Nystädter Friedensschluß. C. J. A. Paucker. Hannover-Döhren: Harro von Hirschheydt, 1969.

26 «Epitome Historica rerum in Aestonia, Livonia, Lettia, Curlandia, Semgallia, tum ante tum post natum Christum usq ad Annum 1677 gestarum, cum hodierno public harum Provinciarum Statu. Ex antiqvis ex recentioribus Auctoribus, fide dignis Annalibus, ac Documantis ut ex Privilegiis publica auctoritate atq Siqillis abunderoboratis, bona fide, Germanice primum conscripta, ing qratiam eorum, qvi Germanicae lingvae non adeo qnari sunt, Latio postmodum donate. Davide Wenero SS: Th: Cultore nobilissimae tuventutis a Lode in aula Pallensi p: t: infrmatore». David Werner Epit Histor Rer: Livonica (НИОР БАН F№39, fol. 1).

27 Recke J. F. Napiersky K. E. v., Beise Th. Allgemeines Schriftsteller- und Gelehrten-Lexicon der Provinzen Livland, Esthland und Kurland, L - R. Mitau, 1831. Bd.: 3., S. 88.

28 Gustavi D. Lode. Historia Livonica (НИОР БАН Q № 29. fol. 8).

29 Gustavi D. Lode. Historia Livonica (НИОР БАН Q № 29. fol. 71).

30 Gustavi D. Lode. Historia Livonica (НИОР БАН Q № 29. fol. 287).

Автор описывает древнейшую историю Ливонских и Эстляндских территорий, ссылаясь на таких латинских авторов как Тацит31, Плиний Старший32 и Страбон33. Затем следуют сведения об эпохе готского владычества в Скандинавском регионе, которые летописец заимствует из трудов Иоанна Магнуса34, Морица Брандиса35 и Саксона Грамматика36. В этой связи можно отметить, что, по мнению исследовательницы Янет Лайдлы, в Хронике Лоде-Вернера Брандис местами цитируется почти дословно37.

Перечисление готских, шведских и датских правителей в хронологическом порядке в Хронике Лоде-Вернера начинается с пятого короля Швеции и Готии Сигго, который, по сообщению автора, основал город Сигтун в 2004 году от Всемирного потопа. За ним следует четырнадцатый король Берико38, его сын Хумульфус, следующим готским правителем обозначен Гафт, а за ним готы избрали себе королем Аугина. Перечисляя готских правителей, хронист кратко описывает их военные конфликты с балтийскими народами. После смерти Гадериха Великого39 королем готов становится его сын Филимер, который разгромил скифов, продвинулся к территориям меотов, где и расселился его народ.

После описания деяний Филимера хронист обращается сочинению Саксона Граматика, однако в тексте Хроники Лоде-Вернера отсутствуют мифические сюжеты и используются лишь те отрывки, которые имели прямую связь с ливонской историей. Так, король Дании Хадинг взял в плен куршского короля Локера, а его сын Фрото одерживает победу над куршским правителем Дорно и после успешно завоевывает Семгалию, Лифляндию, Эстляндию и часть России. В войне с королем Швеции Рагнаром он терпит поражение. Сын Рагнара Хольбродус также сражался с балтийскими племенами и в результате покоренные народы оказались под властью шведов и готов. В течение длительного времени балтийские народы то освобождались от шведско-готского владычества, то вновь оказывались покорены.

История Балтийского региона после рождения Христа также наполнена многочисленными военными конфликтами балтийских народов и готских, шведских и датских правителей. Одной из самых примечательных фигур готской истории является король остготов Эрманарих, который так же упоминается в хронике. В одном из отрывков хроники автор сравнивается Эрманариха с Александром Македонским40, так же, как и античные авторы, в связи с огромными размерами его империи: в частности,

31 В Хронике Лоде-Вернера в указанных главах автор ссылается на сочинение Тацита «Германия».

32 Сочинение не указано.

33 В Хронике Лоде-Вернера автор указывает сочинение Страбона «География».

34 J. Magnus Historia de omnibus Gothorum Sueonumque regibus.

35 M. Brandis, Ehstländischen Ritterschafts-Secretairen, Chronik, oder älteste Livländische Geschichte nebst den ältesten Ritter- oder Lehn-Rechten ... / hrsg. von C. J. A. Paucker // Monumenta Livoniae antiquae, Bd. 3. Riga, Leipzig, 1842.

36 Saxo Grammaticus Gesta Danorum. Переиздание на латыни: Saxo Grammaticus Gesta Danorum. ed. by Karsten Friis-Jensen, transl. by Peter Fisher. Oxford, 2005.

37 Laidla J. Gootitsismist Balti... S. 308.

38 Вероятно, имеется ввиду легендарный король готов Бериг.

39 Вероятно, имеется ввиду Гунтарих.

40 «A. C. 312 war könig der ost-gothen Armanarich oder Ermenrich <...>war, dass manisn auch den andere Alexandrum Magnum genennt.». Gustavi D. Lode. Historia Livonica (НИОР БАН Q № 29. fol. 65-66).

упоминается о границах, существовавших от Дуная до Балтийского моря41. Автор также указывает на то, что Эрманарих потерпел поражение от гуннов, тем самым «передал эти земли» Эстляндии42.

В 420 году король Дании Ярмерик (1агтепс) воевал с ливами, однако соседние народы воспротивились, заключили союз с шведским королем Адилсом и убили короля Ярмерика, в результате чего Эстляндия и Ливония были освобождены от датского владычества. В 454 году король Швеции Ингвар (^етаг) отправился покорять руссов, эстов и ливов, однако те сдались ему добровольно. После его смерти балтийские народы снова освободились от внешнего владычества. Кратко упоминается также военный конфликт Эрика Победоносного, который вновь подчинил эстов и ливов в 970 году.

Начало христианизации Эстляндских земель хронист связывает с деятельностью датчан и с этого момента он сначала обращается к событиям, происходившим в Эстляндском герцогстве, аргументируя это тем, что Эстляндия была христианизирована раньше, а затем уже возвращается к истории Ливонии. Такое выделение Эстляндской истории из общего контекста истории Ливонии кажется несколько необычным явлением для балтийского историописания раннего Нового времени, поскольку обычно история региона описывается в целом.

Однако в данном случае с первых страниц хроники становится понятно, что автор не рассматривал ливонские территории как целостную политическую единицу, которая вследствие исторических событий оказалась разделена между соседними государствами. Напротив, уже в названии можно увидеть, что в представлении хрониста Ливонии как таковой не существует, а имеются лишь небольшие области: «Краткий рассказ об исторических событиях в Эстляндии, Леттии, Ливляндии, Курляндии, Земгалии, как до, так и после рождения Христа, достигающие года 1677.... »43.

Первая глава второй книги повествует о разделе и территориях Эстляндского герцогства при первом датском правлении в 1075-1224 гг.44. По сообщению хрониста, в 1075 году датский король Кнуд IV Святой45 взял на себя миссию по обращению язычников Эстляндии в христианскую веру. Вторая глава второй книги более подробно раскрывает этот исторический период, сообщая о первом правлении Датского королевства, о том, как они с оружием в руках вторглись в Эстляндию, заставили

41 1) «.und also sein Erich von der denen an den Mäolischen der, und den gegen worden zu, bis an das Baltische Meer oder Ost.» HL. Fol. 66.; 2) «...regni sui terminos a Danubio ad Paludem us Maotidem ad septentrionem versus ad mare Balthicum ampliavit...». David Werner Epit Histor Rer: Livonica (HMOP BAH F№39, fol. 17).

42 «... aber den Günen damalsse beureniaschen mächtig und er nicht vermacht so <.> also haben wir diesen könig Ermunreich mit Krieges macht überzogen, und also denen Aesr- und Einland diesen volekere gelegenheil gegeben.» Gustavi D. Lode. Historia Livonica (HMOP BAH Q № 29. fol. 66).

43 Gustavi D. Lode. Historia Livonica (HMOP BAH Q № 29. fol. 6).

44 Von der Abtheilung und denen gränzen dess Herzogtums Estland irie ireih sus(g= selbige der ersrer däni Herr Regierung von A 1075 bis A 1224 erstlich; Zugleichen von dennen darzu behindlichen Inseln, darin gelegenen Seen, Ströhmen und<....> HL, Fol. 72; De divisione, finibus Ducatus Aestonia quibis illa sub prima Dania Regnum gubernatione ab anno 1075 us que ad annum 1224 suit circumscripta uti etiam de insulis intra Aestiorum terminos contentis, lacibus, sluiis terrag ubertate. David Werner Epit Histor Rer: Livonica (HMOP BAH F№39, fol. 39).

45 König Canutus sanctus

побежденных принять христианство и обратили эти территории в герцогство, подчиненное датской короне.

Автор последовательно перечисляет имена датских правителей с 1075 г. до н.э. до 1224 г.46, отмечая при этом их титулом «король Дании и герцог Эстляндии»47. Помимо Кнуда Святого, названного королем Дании и первым герцогом Эстляндии, который, согласно хронике, начал датскую христианизацию в эстляндских землях, а также подчинил Курляндию и Пруссию.

Густав фон Лоде в своей работе перечисляет и последующих датских монархов, имевших отношение к истории Эстляднии. Так, согласно хронике, следующим правителем и герцогом эстляндским назван Олаф VI48, затем Эрик III49, который в 1093 году приказал построить в землях, именуемых Ревель, монастырь Св. Михаила. Эта информация также совпадает с тем, что сообщает читателю в своей хронике Морис Брандис50, однако в действительности монастырь был построен приблизительно в первой половине XIII в.51.

Последующие правители перечислены автором хроники без упоминаний каких-либо их деяний: Нильс, Эрик IV52, Эрик V53, Свен III54 и Кнуд V55, которые были соправителями в 1148-1157 гг. Следующий король - Вальдемар56 - по сообщению хрониста, помимо того, что был королем Дании и девятым герцогом Эстляндии с 1158 г., считался также правителем и в Лифляндии. Именно он позволил Майнхарду фон Зегебергу построить первую церковь в Икскюле. Автор тем самым подчеркивает ту роль, которую датская корона сыграла в процессе обращения балтийских народов в христианство, а также то, что еще до прихода на ливонские земли немецких епископов и рыцарей именно датчане господствовали в Эстляндии и Лифляндии.

46 Von Erster Königlicher Dähnischer Regierung, wie Estland von Könige ni dännemark bekriegt, zum Christliche glauben gebrach, und denn zum Herzogtum unter der Kron Dännemark gemacht worden <...> und Nahme derer Könige zu Dännemark wie sie <...> von A C 1075 bis A 1224. im Krieg Dännemark gefolget und zugleich mit über diss Herzogtum AEstland regieret habe. auch wie Liev und Lettland A 1220 zu AEstland an König Woldemar gekamen, aber A 1223 und 1224 von denn Liefflandische Bischoff und Schwerd Brüder, da der König in gefänglicher Sass Saff gesessen, nicht allein wirder eingenommen un separiert, sondern auch gan Aestland erobert worden ist. Gustavi D. Lode. Historia Livonica (НИОР БАН Q № 29. fol. 77); De prima Regnum Dania gubernatione , quomodo Aestoniam armis suis invaserunt, victos ad accipiendam de Christo doctrinam compulerint, et ipsam Provincium in Ducatus, —regno Danie subjecti, formam redegerint. Quibus etiam ex Hiusfeldio atg Pontano ad ilita est ordinaria Regum Dania successio, qua illi ratione atg lege ab A C 1075 usg ad annum 1224. Ducatum Aestonia successive gubernarint,. quo denig modo Livonia atg Lettia pos subactam Aestoniam Anno 1220 a Rege Woldemaro subjugata, Anno 1223 A 1224 autem dum Rex incarcerne suit de tentus, ab Episcopo Livoniae atg Ensiteris denuo separata, totag Aestonia ab iis dem occupata sucrit. David Werner Epit Histor Rer: Uvon^ (НИОР БАН F№39, fol. 42).

47 König zu Dennemark und <...> Herzog über Estland

48 Имеется в виду Олаф I Голод.

49 Если опираться на датировку, то автор, вероятнее всего, имеет ввиду Эрика I Доброго.

50 M. Brandis Ehstländischen Ritterschafts-Secretairen, Chronik... S. 98.

51 Раам В. Архитектурные памятники Эстонии. М.: Искусство. 1974. С 88.

52 Имеется ввиду Эрик II Достопамятный.

53 Имеется ввиду Эрик III Добрый.

54 Имеется ввиду Свен III Грате.

55 Имеется ввиду Кнуд V Магнуссен.

56 Имеется ввиду Вальдемар I Великий.

Кнуд VI, ставший королем после Вальдемара в 1182 г., в 1196 г. начал военный поход в Эстляндии и Лифляндии, принудительно насаждая там христианскую веру. Однако наибольших успехов в этом деле добился его брат, король Вальдемар II, который продолжил христианизацию языческих народов, строил церкви и монастыри, основал епископства Ревеля, Дерпета и Пильтене в Курляндии57.

На короле Вальдемаре58 заканчивается повествование в этой главе. Летописец также сообщает, что Ливония и Латвия в 1220 г. перешли в подчинение к королю Вальдемару, но в 1223 г. и 1224 г. были возвращены Ливонским епископом и Орденом меченосцев. Кроме того, датский король оказался в плену в заточении, в то время как Эстляндские территории перешли также под власть епископа и Ордена.

В третьей главе второй книги говорится о втором периоде датского правления в Эстляндии, когда короли Дании осуществляли свое правление над провинциями Хариен и Вирланд, в то время как остальные эстляндские провинции перешли под власть ливонского епископа и Ордена. Глава охватывает период с 1238 г. и вплоть до 1347 г., когда эти две провинции Эстляндии были отданы Тевтонскому ордену59. В рамках данной статьи мы не станем подробно останавливаться на содержании третьей главы, однако необходимо упомянуть, что датская корона стремилась установить порядок на своих эстляндских территориях, однако в середине XIV в. она вынуждена была продать их Великому магистру Генриху Дуземеру за 19 000 серебряных марок60.

Таким образом, с одной стороны возможно говорить о том, что ливонское историописание раннего Нового времени оказалось под влиянием шведского готицизма, который распространился на этих территориях после вхождения эстляндских и лифляндских земель в состав шведского королевства. Сочинение второй половины XVII в., известное в историографии как Хроника Ливонии Лоде-Вернера, также впитало в себя идеи шведского готицизма и, следуя традициям национального историописания, опирается на этногенетический миф о готах. Автор обращается к ранней истории региона и, совмещая в своем повествовании как мифологических персонажей, так и реальных исторических личностей, так или иначе действовавших на территориях Балтийского региона, подчеркивает первенство взаимодействия шведских и готских правителей с балтийскими народами, легитимизируя тем самым шведское правление на ливонских территориях. При этом необходимо отметить, что автор хроники во многом опирался при написании своего сочинения на труды Морица

57 В своей работе Отто фон Врангель, опираясь на эту информацию из Хроники Густава фон Лоде, отметил, однако, что Генриху Латвийскому об этом известно не было, в своей работе он писал лишь про основание Ревеля. В целом такое расхождение понятно, поскольку для своей работы Лоде не использовал в качестве источника хронику Генриха Латвийского.

58 Имеется ввиду Вальдемар II.

59 «Das 3 Capitel. Von der andern Dänischen Regieung, wie König in Dnnemark sein Regiment in Aestland wiederum resrauriret, und die Könige von A1238 biss 1346od47 nur über zwei Estalandisch Provincen als Harrien und Wierlandt worunter dassitzige theile???? von ... mit begrief ist regierert haben die übrige AEstlandische Provincen sind denen Lienlamdischen Bischopen und Ritter Orden ?erblies(h f )n, welchen auch beigefüget eine Ordentliche Succession der Könige, und was darinnen passiert, biss dieser zwei Provincen dem Hochmeister zu Preussen ... worden sind.» Gustavi D. Lode. Historia Livonica (НИОР БАН Q № 29. fol. 287).

60 «Magistro Teutonici Ordinis generali domino Heinrico Dusmero pro novemdecim mille marcis argenti»

Брандиса и Иоанна Магнуса. С именем последнего, в свою очередь, связано формирование и закрепления идей шведского готицизма.

С другой стороны, в Хронике Лоде-Вернера прослеживается концепция, не рассматривающая ливонские территории как единое целое. Автор считает, что в результате католической христианизации возникла не единое политическое пространство Ливония, а несколько отдельных политических единиц. При этом история Эстляндии как политико-территориальной единицы выделяется им из общего контекста ливонской истории.

Хронист подчеркивает, что Эстляндия была христианизирована раньше остальной Ливонии, при этом Эстляндская история тесно связана с Данией. Именно датчане, по мнению автора Хроники, еще в XI в. способствовали обращению языческого населения этих земель в христианство, в то время как немецкие колонисты еще даже не появились здесь. Такое выраженное продатское отношение кажется несколько противоречивым, особенно если учесть притязания датчан на Эстляндские территории в XVII в. и противостояние датской короны и Швеции. Однако, вероятнее всего, автор Хроники не столько «сочувствовал» датской короне, сколько стремился легитимировать права и привилегии эстляндского рыцарства Хариена и Вирланда, которое значительно пострадало во времена шведской редукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Политический аспект этногенетической мифологии, который также нельзя исключать, повлиял и на некоторые особенности Хроники Лоде-Вернера, в частности, на стремление автора сочинения, ссылаясь не только на шведские, но и на датские источники, выделить исторические привилегии эстляндского рыцарства.

Информация о статье

Автор: Медведева Татьяна Дмитриевна - аспирант, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия; ORCID: 0000-0002-5498-4880; e-mail: tatiana.medvedeva.d@gmail.com

Заголовок: Ливонское историописание XVII в. и шведский готицизм: на примере хроники Лоде-Вернера

Аннотация. В раннее Новое время общеевропейские тенденции к самоидентификации наций с древними народами привели к активному конструированию этногенетических мифов в историописании. Подъем и продолжение этой общеевропейской традиции повлияли и на историописание в Балтийском регионе в XVI-XVII вв., частично оно оказалось под влиянием шведского готицизма, который распространился здесь после вхождения Эстляндских и Лифляндских территорий в состав шведского королевства. Сочинение второй половины XVII в., известное в историографии как Хроника Ливонии Лоде-Вернера, под влиянием идей шведского готицизма опирается в своем повествовании на этногенетический миф о готах. Ранняя история региона описана в хронике как время активной деятельности на территориях Балтийского региона персонажей готской истории. Тем самым подчеркивается первенство взаимодействия шведских и готских правителей с балтийскими народами, легитимизируя тем самым шведское правление на ливонских территориях. С другой стороны, автор хроники выделяет историю Эстлядских земель из общего контекста ливонской истории, связывая ее в XI-XIII вв. с деятельностью датчан. В этом случае нельзя исключать политический аспект этногенетической мифологии, который повлиял и на некоторые особенности Хроники Лоде-Вернера, в том числе на стремление автора сочинения, ссылаясь не только на шведские, но и на датские источники, в частности, на сочинение Саксона Грамматика, выделить исторические привилегии эстляндского рыцарства.

Ключевые слова: раннее Новое время, Ливония, Эстляндия, ливонское историописание, этногенетический миф, хроника, Густав фон Лоде, Давид Вернер

Библиографический список

Мобилизованное Средневековье: в 2 т. Т. I: Медиевализм и национальная идеология в Центрально-Восточной Европе и на Балканах / Под ред. Д. Е. Алимова и А. И. Филюшкина. Санкт-Петербург.: издательство Санкт-Петербургского университета, 2020. 484 с.

Раам Виллем Вольдемарович. Архитектурные памятники Эстонии. М.: Искусство. 1974. 277 с.

Толстиков, Андрей Викторович. «Шведскость» как «готскость»: шведский готицизм XV-XVII вв. // Шведы: Сущность и метаморфозы идентичности. Москва: РГГУ, 2008. С. 59-76.

Фесенко, Андрей Васильевич. Троянский миф как культурное основание европейской идентичности // Вестник МГУКИ. №3. 2010. С. 41-47.

Филюшкин, Александр Ильич. «Лифляндская хроника» Соломона Геннинга // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2013. № 1. С. 157-168.

Филюшкин, Александр Ильич. Особенности рассказа о Ливонской войне хроники Иоганна Реннера // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2011. № 1. С. 93-100.

Хроника провинции Ливония // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Т. 1-2. Рига, 1879. 592 c.

Brandis, Moritz. Ehstländischen Ritterschafts-Secretairen, Chronik, oder älteste Livländische Geschichte nebst den ältesten Ritter- oder Lehn-Rechten ... / hrsg. von C. J. A. Paucker // Monumenta Livoniae antiquae, Bd. 3. Riga, Leipzig, 1842.

Donecker, Stefan. David Werner «Estonia Rediviva» Kommentar, Transkription und Übersetzung. // Forschungen zur Baltischen Geschichte. 2015. № 10. S. 223-269.

Donecker, Stefan. Origines Livonorum Frühneuzeitliche Hypothesen zur Herkunft der Esten und Letten (Quellen und Studien zur baltischen Geschichte, 25). Köln, Weimar, Wien: Böhlau, 2017. 470 s.

Fischbach, Adam. Extract. Handschrift, Estnisches Historisches Museum, Tallin: F. 161-1 / 7.

Gustav von Lode Kurzer Auszug der Geschichte die sich in Ehst-, Lieff-, Lett-Churland und Semgallen zugetragen vor nach der Geburth Christe bis Anno 1674. Tallinna Linnaarhiiv (TLA) 236.1.113.

Henning, Salomon. Lifflendische Churlendische Chronica: was sich vom Jahr Christi 1554 biss auff 1590, in der langwierigen Moscowiterischen und andern Kriegen an nothdrenglicher veränderunge der Obrigheit und Stände in Lieffland seider dess letzten herrn Meisters, und Ersten in Lieffland zu Churland und Semigalln Hertzogen, gedenckwirdiges zugetrage. Rostock, 1590.

Henning, Salomon. Lifflendische Churlendische Chronica: was sich vom Jahr Christi 1554 biss auff 1590 gedenckwirdiges zugetragen; mit einer Vorrede von D. Davidis Chytrael. Riga, 1848.

Henning, Salomon. Lifflendische Churlendische Chronica: was sich vom Jahr Christi 1554 biss auff 1590, in der langwierigen Moscowiterischen und andern Kriegen. Gedenckwirdiges zugetragen. Hannover, 1968. 174 s.

Henning, Salomon. Salomon Henning's lifflendische churlendische Chronica von 1554 bis 1590 und Bericht in Religionssachen, wiederum neu abgedr. u. mit Erl. &c versehen von Theodor Kallmeyer. Riga, 1857.

Johann Renner's Livländische Historien / Hrsg. v. R. Hausmann, K. Höhlbaum. Göttingen, 1876.

Johannes Renner's Livonian History 1556-1561 / Transl. By J. Smith and W. Urban with J. Ward Jones. Lewiston: Edwin Mellen Press, 1997. 225 p.

Johansen, Paul. Balthasar Rüssow als Humanist und Geschichtsschreiber. Bearbeitet von Heinz von zur Mühlen. Böhlau, Köln, 1996. (= Quellen und Studien zur Baltischen Geschichte 14)

Laidla, Janet. Ajalookirjutust mojutanud tegurid varauusaegsel Eesti-, Liivi- ja Kuramaal / Dissertationes historiae universitatis tartuensis. Tartu: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2017. 311 s.

Laidla, Janet. Gootitsismist Balti varauusaegses ajalookirjutuses // Ajalooline Ajakiri. 2013. № 3 (145). S. 299-320.

Landrath Wrangell's Chronik von Ehstland nebst angehängten Ehstländischen Capitulations-Punkten und Nystädter Friedensschluß. In Druck gegeben von C. J. A. Paucker. Dorpat, 1845.

Landrath Wrangell's Chronik von Ehstland nebst angehängten Ehstländischen Capitulations-Punkten und Nystädter Friedensschluß. C. J. A. Paucker. Hannover-Döhren: Harro von Hirschheydt, 1969.

Lode, Gustavi D. Historia Livonica. Научно-исследовательский отдел рукописей Библиотеки Академии наук (НИОР БАН) Miscellanea - Q № 29 (XX Bc/I).

Lode-Werner Eesti Ajalooarhiiv (EAA) 854.1.767; 2062.2.6.

Lode-Werner Eesti Ajalooarhiiv (EAA) TÜR KHO Mscr 171.

Magnus, Johannes. Goternas och svearnas historia. Bd. 1, Översättning av Kurt Johannesson, Bd. 2, Kommentar av Kurt Johannesson och Hans Helander. Stockholm, 2018. 378 s.

Magnus, Johannes. Historia de omnibus Gothorum Sueonumque regibus. Rome, 1554.

Magnus, Johannes. Historia de omnibus Gothorum Sueonumque regibus. Basel, 1558.

Magnus, Johannes. Swea och Götha crönica ... pä swenska uthtälkat af Erico Schrodero. Stockholm, 1620.

Mörke, Olaf. Bataver, Eidgenossen und Goten. Gründungs- und Begründungsmythen in den Niederlanden, der Schweiz und Schweden in der Frühen Neuzeit // Mythos und Nation, hrsg. v. H. Berding (Studien zur Entwicklung des kollektiven Bewusstseins in der Neuzeit, Bd. 3). Frankfurt am Main, 1996. S. 104-132. Müller, Lorenz. Polnische/Liffländische/Moschowiterische/Schwedische und andere Historien o sich unter diesem

jetzigen König zu Polen zugetragen. Frankfurt am Main: Martin Lechler & Sigmund Feyerabend, 1585. Recke, Johann Freidrich, Napiersky, Karl Eduard. Allgemeines Schriftsteller- und Gelehrten-Lexicon der Provinzen

Livland, Esthland und Kurland. Mitau, 1831. Bd.: 3. 620 s. Rüssow, Balthasar Chronica der Provinz Lyfflandt. Rostock, 1578.

Salomon Henning's Chronicle of Courland and Livonia / Translated, with introduction and notes by J. Smith, J. Ward

Jones, and W. Urban; ed. By V. Zeps. Dubuque, Iowa, 1992. Saxo Grammaticus Gesta Danorum. ed. by Karsten Friis-Jensen, transl. by Peter Fisher. Oxford: Oxford University Press, 2005. 880 p.

Schiemann, Theodor. Salomon Hennings Livländischkurländische Chronik. Mitau: Behre, 1874. 44 s. Schmidt-Voges, Inken. De antiqua claritate et clara antiquitate Gothorum. Gotizismus als Identitätsmodell im

frühneuzeitlichen Schweden (Imaginatio borealis, Bd. 4). Frankfurt am Main, 2004. 422 s. Scriptores rerum Livonicarum. Sammlung der wichtigsten Chroniken und Geschichtsdenkmale von Liv-, Ehst- und Kurland, in genauem Wiederabdrucke der besten, bereits gedruckten, aber selten gewordenen Ausgaben. Erste Lieferung. Riga und LeipzigL Eduard Frantzen's Verlags-Comptoir. 1846. 906 s. Vahtre, Sulev. Balti kroonikate käsikirjadest Peterburi raamatukogudes // Öpetatud Eesti Seltsi aastaraamat, 2002.

Tartu, 2004. S. 297-206. Werner, David. Epitome Histore Rerum Livonicarum. Landesarchiv Greigswald Rep. 40, III 69.

Werner, David. Epitome Histore Rerum Livonicarum. Научно-исследовательский отдел рукописей Библиотеки Академии наук (НИОР БАН), F№39.

Information about the article

Author: Medvedeva Tatyana Dmitrievna - postgraduate student, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia; ORCID: 0000-0002-5498-4880; e-mail: tatia-na.medvedeva.d@gmail.com

Title: Livonian Historiography of the 17th century and Swedish Gothicism: The Lode-Werner Chronicle

Abstract: In the early modern period, pan-European tendencies towards the self-identification of nations with ancient peoples led to the active construction of ethnogenetic myths in historiography. The rise and continuation of this pan-European tradition also influenced historiography in the Baltic region in the 16th-17th centuries, partly under the influence of Swedish Gothicism, which spread here after the entry of the Estland and Livonian territories into the Swedish kingdom. The work from the second half of the 17th century, known in historiography as the Lode-Werner Chronicle of Livonia, under the influence of the ideas of Swedish Gothicism, is based on the ethnogenetic myth of the Goths. The early history of the region is described in the Chronicle as a time when the characters of Gothic history were active in the territories of the Baltic region. This emphasizes the primacy of the Swedish and Gothic rulers' interaction with the Baltic peoples, thus legitimizing Swedish rule in the Livonian territories. The author of the Chronicle, on the other hand, singles out the history of the Estland lands from the general context of Livonian history, linking it to the activities of the Danes in the 11th-13th centuries. The political aspect of ethnogenetic mythology cannot be ruled out and has also influenced several features of the Lode-Werner Chronicle, including the author's effort to highlight the historical privileges of the Estland knighthood by referring not only to Swedish, but also to Danish sources, in particular, to the work of Saxo Grammaticus.

Keywords: early modern period, Livonia, Estland, Livonian historiography, ethnogenetic myth, chronicle, Gustav von Lode, David Werner

References

Brandis, Moritz. Ehstländischen Ritterschafts-Secretairen, Chronik, oder älteste Livländische Geschichte nebst den ältesten Ritter- oder Lehn-Rechten ... / hrsg. von C. J. A. Paucker [Estonian knighthood secretaries, chronicle, or oldest Livonian history together with the oldest knight or fief rights ... / ed. by C.J.A. Paucker], in Monumenta Livoniae antiquae, Vol. 3. Riga, Leipzig, 1842. (in German). Donecker, Stefan. David Werner «Estonia Rediviva» Kommentar, Transkription und Übersetzung [David Werner "Estonia Rediviva" commentary, transcription and translation], in Forschungen zur Baltischen Geschichte. 2015. No. 10. Pp. 223-269. (in German).

Donecker, Stefan. Origines Livonorum Frühneuzeitliche Hypothesen zur Herkunft der Esten und Letten (Quellen und Studien zur baltischen Geschichte, 25) [Origines Livonorum Early Modern Hypotheses on the Origin of Estonians and Latvians (Sources and Studies on Baltic History, 25)]. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Publ, 2017. 470 p. (in German).

Fesenko, Andrey Vasil'evich. Troyanskiy mif kak kul'turnoe osnovanie evropeyskoy identichnosti [The Trojan myth as the cultural basis of European identity], in The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. No. 3. 2010. Pp. 41-47. (in Russian).

Filyushkin, Aleksandr Il'ich. «Liflyandskaya khronika» Solomona Genninga [Solomon Henning's Livonian Chronicle], in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2013. No. 1. Pp. 157-168. (in Russian).

Filyushkin, Aleksandr Il'ich. Osobennosti rasskaza o Livonskoy voyne khroniki loganna Rennera [Features of the story of the Livonian War chronicled by Johann Renner], in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2011. No. 1. Pp. 93-100. (in Russian).

Fischbach, Adam. Extract. Handschrift, Estnisches Historisches Museum, Tallin: F. 161-1 / 7.

Gustav von Lode. Kurzer Auszug der Geschichte die sich in Ehst-, Lieff-, Lett-Churland und Semgallen zugetragen vor nach der Geburth Christe bis Anno 1674 [Short excerpt of the history that took place in Ehst-, Lieff-, Lett-Churland and Sem-gallen before after the birth of Christ until Anno 1674]. Tallinna Linnaarhiiv (TLA) 236.1.113. (in German).

Henning, Salomon. Lifflendische Churlendische Chronica: was sich vom Jahr Christi 1554 biss auff 1590, in der langwierigen Moscowiterischen und andern Kriegen an nothdrenglicher veränderunge der Obrigheit und Stände in Lieffland seider dess letzten herrn Meisters, und Ersten in Lieffland zu Churland und Semigalln Hertzogen, gedenckwirdiges zugetrage [Chronicle of Courland and Livonia]. Rostock, 1590. (in German).

Henning, Salomon. Lifflendische Churlendische Chronica: was sich vom Jahr Christi 1554 biss auff 1590 gedenckwirdiges zugetragen; mit einer Vorrede von D. Davidis Chytrael [Chronicle of Courland and Livonia; with a preface by D. Davidis Chytrael]. Riga, 1848. (in German).

Henning, Salomon. Lifflendische Churlendische Chronica: was sich vom Jahr Christi 1554 biss auff 1590, in der langwierigen Moscowiterischen und andern Kriegen... Gedenckwirdiges zugetragen [Chronicle of Courland and Livonia]. Hannover, 1968. 174 p. (in German).

Henning, Salomon. Salomon Henning's lifflendische churlendische Chronica von 1554 bis 1590 und Bericht in Religionssachen, wiederum neu abgedr. u. mit Erl. &c versehen von Theodor Kallmeyer [Salomon Henning's Lifflendische Churlendische Chronica from 1554 to 1590 and report on religious matters, again reprinted & provided by Theodor Kallmeyer]. Riga, 1857. (in German).

Khronika provintsii Livoniya [Chronicle of the Livonian province], in Sbornik materialov i statey po istorii Pribaltiyskogo kraya [Collection of materials and articles on the history of the Baltic region]. Vol. 1-2. Riga, 1879. 592 p. (in Russian).

Johann Renner's Livländische Historien [Johann Renner's Livonian Histories]. Hrsg. v. R. Hausmann, K. Höhlbaum. Göttingen, 1876. (in German).

Johannes Renner's Livonian History 1556-1561. Transl. By J. Smith and W. Urban with J. Ward Jones. Lewiston: Edwin Mellen Press, 1997. 225 p.

Johansen, Paul. Balthasar Rüssow als Humanist und Geschichtsschreiber. Bearbeitet von Heinz von zur Mühlen [Balthasar Rüssow as a humanist and historian. Edited by Heinz von zur Mühlen]. Köln: Böhlau, 1996. (= Quellen und Studien zur Baltischen Geschichte 14). (in German).

Laidla, Janet. Ajalookirjutust möjutanud tegurid varauusaegsel Eesti-, Liivi- ja Kuramaal [Factors influencing historiography in early medieval Estonia, Livonia and Courland]. Dissertationes historiae universitatis tartuensis. Tartu: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2017. 311 p. (in Estonian).

Laidla, Janet. Gootitsismist Balti varauusaegses ajalookirjutuses [Gothicism in Baltic Early Modern History], in Ajalooline Ajakiri. 2013. No. 3 (145). Pp. 299-320. (in Estonian).

Landrath Wrangell's Chronik von Ehstland nebst angehängten Ehstländischen Capitulations-Punkten und Nystädter Friedensschluß [Landrath Wrangell's Chronicle of Ehstland together with attached Ehstland Capitulation Points and Nystadt Peace Treaty]. In Druck gegeben von C. J. A. Paucker. Dorpat, 1845. (in German).

Landrath Wrangell's Chronik von Ehstland nebst angehängten Ehstländischen Capitulations-Punkten und Nystädter Friedensschluß [Landrath Wrangell's Chronicle of Ehstland together with attached Ehstland Capitulation Points and Nystadt Peace Treaty]. C. J. A. Paucker. Hannover-Döhren: Harro von Hirschheydt, 1969. (in German).

Lode, Gustavi D. Historia Livonica [Livonian history]. Research manuscripts department of the Library of the Academy of Sciences, Miscellanea - Q No. 29 (XX Bc/I).

Lode-Werner Eesti Ajalooarhiiv (EAA) 854.1.767; 2062.2.6.

Lode-Werner Eesti Ajalooarhiiv (EAA) TÜR KHO Mscr 171.

Magnus, Johannes. Goternas och svearnas historia. Bd. 1, Översättning av Kurt Johannesson, Bd. 2, Kommentar av Kurt Johannesson och Hans Helander [History of the Goths and the Swedes. Vol. 1, Translation by Kurt Johannesson, Vol. 2, Commentary by Kurt Johannesson and Hans Helander]. Stockholm, 2018. 378 p. (in Swedish).

Magnus, Johannes. Historia de omnibus Gothorum Sueonumque regibus [The history of all Geatish and Swedish kings]. Rome, 1554. (in Latin).

Magnus, Johannes. Historia de omnibus Gothorum Sueonumque regibus [The history of all Geatish and Swedish kings]. Basel, 1558. (in Latin).

Magnus, Johannes. Swea och Götha crönica ... pä swenska uthtalkat af Erico Schrodero [Swea and Götha crönica ... in Swedish translated by Erico Schrodero]. Stockholm, 1620. (in Swedish).

Mobilizovannoye Srednevekov'ye: v 21. T. I: Mediyevalizm i natsional'naya ideologiya v Tsentral'no-Vostochnoy Yevrope i na Balkanakh [Mobilized Middle Ages: in 2 vols. Vol. I: Medievalism and National Ideology in Central-Eastern Europe and the Balkans]. Ed.

D.E. Alimov and A.I. Filyushkin. St. Petersburg: St. Petersburg University Press Publ., 2020. 484 p. (in Russian).

Mörke, Olaf. Bataver, Eidgenossen und Goten. Gründungs- und Begründungsmythen in den Niederlanden, der Schweiz und Schweden in der Frühen Neuzeit, in Mythos und Nation, hrsg. v. H. Berding (Studien zur Entwicklung des kollektiven Bewusstseins in der Neuzeit, Bd. 3) [Batavians, Confederates and Goths. Foundation and Justification Myths in the Netherlands, Switzerland and Sweden in the Early Modern Period, in Mythos und Nation, ed. v. H. Berding (Studies on the Development of Collective Consciousness in the Modern Era, Vol. 3)]. Frankfurt am Main, 1996. Pp. 104-132. (in German).

Müller, Lorenz. Polnische/Liffländische/Moschowiterische/Schwedische und andere Historien o sich unter diesem jetzigen König zu Polen zugetragen [Polish/Flemish/Moscowite/Swedish and other histories o have taken place under this present King of Poland]. Frankfurt am Main: Martin Lechler & Sigmund Feyerabend, 1585. (in German).

Raam, Villem Vol'demarovich. Arkhitekturnyye pamyatniki Estonii [Estonian architectural monuments]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1974. 277 p. (in Russian).

Recke, Johann, Freidrich, Napiersky, Karl Eduard. Allgemeines Schriftsteller- und Gelehrten-Lexicon der Provinzen Livland, Esthland und Kurland [General Lexicon of Writers and Scholars of the Provinces of Livonia, Esthonia and Courland]. Mitau, 1831. Vol. 3. 620 p. (in German).

Rüssow, Balthasar. Chronica der Provinz Lyfflandt [The Chronicle of Livonia]. Rostock, 1578. (in German).

Salomon Henning's Chronicle of Courland and Livonia. Translated, with introduction and notes by J. Smith, J. Ward Jones, and W. Urban; ed. By V. Zeps. Dubuque, Iowa, 1992.

Saxo Grammaticus. Gesta Danorum [Deeds of the Danes], ed. by Karsten Friis-Jensen, transl. by Peter Fisher. Oxford: Oxford University Press, 2005. 880 p.

Schiemann, Theodor. Salomon Hennings Livländischkurländische Chronik [Salomon Henning's Livonia-Curland Chronicle]. Mitau: Behre Publ., 1874. 44 p. (in German).

Schmidt-Voges, Inken. De antiqua claritate et clara antiquitate Gothorum. Gotizismus als Identitätsmodell im frühneuzeitlichen Schweden (Imaginatio borealis, Bd. 4) [De antiqua claritate et clara antiquitate Gothorum. Gothicism as a Model of Identity in Early Modern Sweden (Imaginatio borealis, Vol. 4)]. Frankfurt am Main, 2004. 422 p. (in German).

Scriptores rerum Livonicarum. Sammlung der wichtigsten Chroniken und Geschichtsdenkmale von Liv-, Ehst- und Kurland, in genauem Wiederabdrucke der besten, bereits gedruckten, aber selten gewordenen Ausgaben. Erste Lieferung [Scriptores rerum Livonicarum. Collection of the most important chronicles and historical monuments of Livonia, Estonia and Courland, in exact reprint of the best, already printed, but now rare editions. First delivery]. Riga und Leipzig. Eduard Frantzen's Verlags-Comptoir. 1846. 906 p. (in German).

Tolstikov, Andrey Viktorovich. «Shvedskost'» kak «gotskost'»: shvedskiy gotitsizm XV-XVII vv. ["Swedishness" as "Gothness": Swedish Gothicism in the fifteenth and seventeenth centuries], in Shvedy: Sushchnost' i metamorfozy identichnost [Swedes: Essence and Metamorphosis of Identity]. Moscow: Russian State University for the Humanities Publ, 2008. Pp. 59-76. (in Russian).

Vahtre, Sulev. Balti kroonikate käsikirjadest Peterburi raamatukogudes [Baltic Chronicles manuscripts in St Petersburg libraries], in Öpetatud Eesti Seltsi aastaraamat, 2002. Tartu, 2004. Pp. 297-206. (in Estonian).

Werner, David. Epitome Historiae Rerum Livonicarum [Epitome of the History of Livonian Affairs]. Research manuscripts department of the Library of the Academy of Sciences, F No. 39.

Werner, David. Epitome Historiae Rerum Livonicarum [Epitome of the History of Livonian Affairs]. Landesarchiv Greigswald Rep. 40, III 69.

Для цитирования статьи:

Медведева Т. Д. Ливонское историописание XVII в. и шведский готицизм: на примере хроники Лоде-Вернера. Caurus. 2022. Т. 1. № 2. С. 39-52. DOI: 10.34680/Caurus-2022-1(2)-39-52

For citation:

Medvedeva T. D. Livonian Historiography of the 17th century and Swedish Gothicism: The Lode-Werner Chronicle. Caurus. 2022. Vol. 1(2). P. 39-52. (in Russian) DOI: 10.34680/Caurus-2022-1(2)-39-52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.