Научная статья на тему 'Ливийский кризис и его влияние на нефтяной рынок'

Ливийский кризис и его влияние на нефтяной рынок Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
975
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАКИСТАН / РОССИЯ / ЭНЕРГЕТИКА / НЕФТЬ / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СПГ / МГП «ИРАН ПАКИСТАН ИНДИЯ» / ЭКОНОМИКА / EXTERNAL PLAYERS / OIL PRODUCTION / LIBYAN CRISIS / THE LIBYAN NATIONAL ARMY / NATIONAL OIL CORPORATION OF LIBYA / OIL MARKET / OPEC+ / GOVERNMENT OF NATIONAL ACCORD / SYRIAN RADICAL ISLAMISTS / SKHIRAT AGREEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Евсеев Владимир Валерьевич

Очевиден интерес со стороны международного сообщества к Ливии, которая по доказанным запасам нефти занимает первое место в Африке и пятое среди членов ОПЕК. Помимо этого, в стране имеются значительные запасы природного газа (четвёртое место в Африке). До гражданской войны (2011 г.) добыча нефти в этой стране достигала 1,5 млн барр. в сутки, что составляло 2% мирового производства нефти. Восстановление такого уровня добычи даже в среднесрочной перспективе представляется маловероятным ввиду фактического двоевластия в стране: на западе, в столице Триполи, сформированное при поддержке ООН и ЕС Правительство национального согласия во главе с Ф. Сарраджем. На востоке в Тобруке избранный ливийцами парламент, силовым компонентом которого является Ливийская национальная армия во главе с Х. Хафтаром. Сейчас в Ливии наблюдается относительное перемирие между вооружёнными формированиями ПНС и ЛНА. Вовлечённые в этот конфликт внешние игроки пытаются найти компромисс между противоборствующими сторонами. Однако позиции Триполи и Тобрука остаются непримиримыми, что, скорее всего, приведёт к возобновлению боевых действий за стратегически важный г. Сирт. В таких условиях маловероятно, что контролируемой Триполи Ливийской нефтяной компании удастся в сжатые сроки восстановить в стране нефтедобычу даже на уровне 1 млн барр. в сутки. Потенциально Ливия может оказывать существенное влияние не только на европейский, но и на мировой рынок нефти. В условиях продолжающейся пандемии коронавируса, когда мировая экономика только начинает восстанавливаться, появление на рынке ливийской нефти создаёт для участников рынка, в первую очередь стран, входящих в ОПЕК+, серьёзный вызов. И хотя в ближайшей перспективе Ливия не способна создать серьёзные проблемы на нефтяном рынке, настораживает тот факт, что, начиная с 1990-х гг., Триполи превышал установленные для него квоты по добыче нефти. А NOC до сих пор не контролирует как нефтяные объекты страны, так и пути их транспортировки нефти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIBYAN CRISIS AND ITS IMPACT ON THE OIL MARKET

There is obvious interest on the part of the international community in Libya, which ranks first in Africa and fifth among OPEC members in terms of proven oil reserves. In addition, the country has significant natural gas reserves (the fourth largest in Africa). Before the civil war (2011), oil production in this country reached 1.5 million barrels per day, which was 2% of the world's oil production. Recovery of this level of production even in the medium term seems unlikely due to the de facto dual power in the country: in the West, in the capital Tripoli, the Government of National Accord formed with the support of the UN and the EU, led by F. Al-Sarraj. In the East, in Tobruk, there is a Parliament elected by Libyans, the power component of which is the Libyan national army led by Kh. Haftar. Now in Libya, there is a relative truce between the armed groups of the GNA and LNA. External players involved in this conflict are trying to find a compromise between the warring parties. However, the positions of Tripoli and Tobruk remain irreconcilable, which will most likely lead to the resumption of hostilities for the strategically important city of Sirte. In such circumstances, it is unlikely that the Tripoli-controlled National Oil Corporation of Libya will be able to restore oil production in the country in a short time, even at the level of 1 million barrels per day. Potentially, Libya can have a significant impact not only on the European but also the world oil market. In the context of the ongoing coronavirus pandemic, when the world economy is just beginning to recover, the appearance of Libyan oil on the market creates a serious challenge for market participants, primarily OPEC+ countries. Although in the short term, Libya is not able to create serious problems in the oil market. But still it remains alarming that, since the 1990’s, Tripoli exceeded its oil production quotas. And the NOC still does not control both the country's oil facilities and their ways of transporting oil.

Текст научной работы на тему «Ливийский кризис и его влияние на нефтяной рынок»

ГЕОПОЛИТИКА И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Владимир ЕВСЕЕВ

ЛИВИЙСКИЙ КРИЗИС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА НЕФТЯНОЙ РЫНОК

Очевиден интерес со стороны международного сообщества к Ливии, которая по доказанным запасам нефти занимает первое место в Африке и пятое — среди членов ОПЕК. Помимо этого, в стране имеются значительные запасы природного газа (четвёртое место в Африке). До гражданской войны (2011 г.) добыча нефти в этой стране достигала 1,5 млн барр. в сутки, что составляло 2 % мирового производства нефти. Восстановление такого уровня добычи даже в среднесрочной перспективе представляется маловероятным ввиду фактического двоевластия в стране: на западе, в столице Триполи, сформированное при поддержке ООН и ЕС Правительство национального согласия во главе с Ф. Сарраджем. На востоке в Тобруке — избранный ливийцами парламент, силовым компонентом которого является Ливийская национальная армия во главе с Х. Хафтаром.

Сейчас в Ливии наблюдается относительное перемирие между вооружёнными формированиями ПНС и ЛНА. Вовлечённые в этот конфликт внешние игроки пытаются найти компромисс между противоборствующими сторонами. Однако позиции Триполи и Тобрука остаются непримиримыми, что, скорее всего, приведёт к возобновлению боевых действий за стратегически важный г. Сирт. В таких условиях маловероятно, что контролируемой Триполи Ливийской нефтяной компании удастся в сжатые сроки восстановить в стране нефтедобычу даже на уровне 1 млн барр. в сутки.

Потенциально Ливия может оказывать существенное влияние не только на европейский, но и на мировой рынок нефти. В условиях продолжающейся пандемии коронавируса, когда мировая экономика только начинает восстанавливаться, появление на рынке ливийской нефти создаёт для участников рынка, в первую очередь стран, входящих в ОПЕК+, серьёзный вызов. И хотя в ближайшей перспективе Ливия не способна создать серьёзные проблемы на нефтяном рынке, настораживает тот факт, что, начиная с 1990-х гг., Триполи

ЕВСЕЕВ Владимир Валерьевич, заведующий отделом Евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 119180, ул. Большая Полянка, д. 7/10 стр. 3. E-mail:bladimir111@yandex.ru. SPIN-код: 3792-0060.

Ключевые слова: Пакистан, Россия, энергетика, нефть, природный газ, сотрудничество, СПГ, МГП «Иран — Пакистан — Индия», экономика.

Дата поступления в редакцию 25.07.2020.

превышал установленные для него квоты по добыче нефти. А NOC до сих пор не контролирует как нефтяные объекты страны, так и пути их транспортировки нефти.

Введение

После свержения и убийства в 2011 г. силами западной коалиции ливийского лидера М. Каддафи в стране не прекращаются военные действия. Фактически там наблюдается двоевластие: на западе, в столице Триполи, сформированное при поддержке ООН и ЕС Правительство национального согласия (ПНС) во главе с Ф. Сарраджем. На востоке — избранный ливийцами парламент, силовым компонентом которого является Ливийская национальная армия (ЛНА) во главе с Х. Хафтаром.

В мае — июне 2020 гг. военно-политическая ситуация в Ливии стремительно изменилась. Это было обусловлено военным вмешательством в вооружённый конфликт на стороне ПНС Турции при фактическом содействии со стороны США и НАТО в целом. Информационным прикрытием для этого служило якобы серьёзное военное вовлечение в конфликт России. На самом деле, вмешательство США в ливийский конфликт осуществляется в рамках утверждённой в декабре 2018 г. президентом Д. Трампом «новой африканской стратегии». Как отмечает российский эксперт А. Урнов, в указанной стратегии в качестве главного «конкурента» США в Африке, наряду с Китаем, представлена Россия [Урнов, 2020].

В результате существенно ослабла поддержка ЛНА со стороны члена альянса — Франции. Более активную позицию по этому вопросу занимает Египет, который пытается не допустить захвата вооружёнными отрядами ПНС и сирийских радикальных исламистов г. Сирта, так как это может стать предпосылкой для установления ими контроля над богатыми нефтяными полями Киренаики. Если это удастся, то при посредничестве ведущих международных игроков возможно разделение Ливии на два или три независимых государства (включая Феццан).

Интерес к Ливии со стороны международного сообщества очевиден. Её доказанные запасы нефти составляют 29,5 млрд барр. (5,1 млрд тонн). По этому показателю она занимает первое место в Африке и пятое среди членов ОПЕК. До гражданской войны (2011 г.) добыча нефти в этой стране составляла 1,5 млн барр. в сутки, то есть 2 % мирового производства нефти. Тогда в Ливии работали крупнейшие нефтегазовые компании: итальянская ENI, австрийская OMV, испанская Repsol, французская Total, немецкая Wintershall, российские «Газпром», «Газпром нефть», «Татнефть» и «ЛУКОЙЛ».

Помимо этого, в стране имеются значительные запасы природного газа (общие запасы — 1,6 трлн куб. м, четвёртое место в Африке).

18 января 2020 г. ЛНА начала блокировать объекты нефтяной промышленности, включая морские экспортные терминалы на западе страны, нефтяные месторождения и нефтепроводы. Как следствие, в середине апреля управляемая из Триполи Ливийская нефтяная компания (NOC) была вынуждена объявить ситуацию форс-мажора в связи с невозможностью выполнения своих контрактных обязательств. В январе — мае потери NOC от блокады нефтяной инфраструктуры достигли 6,1 млрд долл.

В нефтяной сфере Ливии сохраняется крайне нестабильная обстановка. Так, 7 июня NOC объявила о возобновлении добычи нефти на крупнейшем месторождении страны Эш-Шарара, 900 км к югу от Триполи. Ранее там ежесуточно добывали 300 тыс. барр. нефти, в июне его удалось возобновить на уровне 20—30 тыс. барр. в сутки. Тогда в NOC полагали, что через 90 дней смогут полностью восстановить добычу на этом месторождении1. Однако уже 26 июня это месторождение перешло под контроль ЛНА.

12 апреля участники так называемой сделки ОПЕК+ сообщили о сокращении добычи нефти в мае — июне 2020 г. на 9,7 млн барр. в сутки (6 июня это ограничение продлили ещё на месяц). Планируется, что ограничения постепенно будут ослабляться: 8 млн барр. в сутки с августа до декабря 2020 г. и 6 млн барр. в сутки с 1 января 2021 г. до 30 апреля 2022 г. Ливия является членом ОПЕК и имеет право на добычу нефти в рамках её квоты. Однако возвращение этой страны на мировой рынок в качестве экспортёра с некоторой тревогой воспринимают другие государства, не заинтересованные в появлении на рынке так называемых «излишков» нефти.

Современное состояние ливийского кризиса

Ещё в конце апреля 2020 г. Ливийская национальная армия под командованием фельдмаршала Х. Хафтара, так и не захватив Триполи, заявила о выходе из Схиратского соглашения*, взятии на себя функций управ-

1 В Ливии объявили о возобновлении добычи нефти на крупнейшем месторождении страны // https://tass.ru/ekonomika/8669865, дата обращения 23.05.2020.

* Схиратское соглашение или Ливийское политическое соглашение было подписано 17 декабря 2015 г. в марокканском г. Схират. Оно основано на мирном плане ООН, предусматривающем создание в Ливии органов власти, в частности Правительства национального согласия и Президентского совета в качестве главы государства. Обе эти структуры базируются в Триполи и возглавляются премьер-министром Ф. Сарраджем. Именно Президентский совет должен был принять командование над Ливийской национальной армией. Это соглашение было единогласно одобрено Советом Безопасности ООН, который приветствовал формирование Совета и признал законность правительства Ф. Сарраджа. Однако Палата представителей (парламент в Тобруке) неоднократно указывала на то, что ПНС, несмотря на международное признание, потеряло легитимность, поскольку так и не получило одобрения парламента. При этом следует учитывать, что сроки действия самих Схиратских соглашений (как и полномочия Ф. Сарраджа и Палаты представителей в Тобруке) уже давно истекли.

ления государством и подготовке дорожной карты переходного периода в стране, что предполагало принятие новой конституционной декларации. Руководство ЛНА объявило об очередном прекращении боевых действий, но «оставило за собой право незамедлительно и жёстко отвечать на любые нарушения со стороны террористических группировок» [Быстров, 2020а].

Выход из Схиратского соглашения и другие действия Х. Хафтара по расширению собственных полномочий, в том числе за счёт Палаты представителей в Тобруке, негативно восприняло большинство государств, включая РФ и США. Так, министр иностранных дел России С. Лавров заявил, что Россия не одобряет заявление о том, что «теперь маршал Хафтар будет единолично решать, как жить ливийскому народу» [Подругина, 2020]. В ООН указали на то, что поддерживают Ливийское политическое соглашение и выступают против любых изменений, достигаемых военным путём.

Как уже указывалось ранее, в мае — июне 2020 г. ситуация в Ливии стремительно изменилась. Как отмечает российский военный эксперт Максим Казанин, в этой стране были размещены около 7 тыс. турецких военнослужащих, которые выступают в роли советников, инструкторов, разведчиков, бойцов подразделений специального назначения и противовоздушной обороны (ПВО), сапёров, операторов БПЛА, а также других технических специалистов. Основу же боевых подразделений составляют не менее 18 тыс. протурецких исламистов. Последних перевезли в Ливию на пассажирских самолётах разных авиакомпаний по выделенному воздушному коридору под прикрытием истребителей F-16 ВВС Турции [Казанин, 2020].

Как следствие, ПНС удалось не только удержать г. Триполи, но и расширить зону контроля вокруг столицы путём проведения нескольких контрнаступательных операций. Так, 3 июня ПНС стали контролировать Триполи в пределах административных границ города. 5 июня силы, лояльные ПНС, взяли под контроль Тархуну, расположенную в 65 км к юго-востоку от Триполи. Потеря этого стратегически важного объекта и прилегающего к нему аэропорта стала значительным провалом для армии Х. Хафтара. ПНС пытается распространять своё влияние на юг страны (историческая область Феццана), где находятся крупные запасы нефти. Однако никаких «военных побед» в классическом понимании этого слова в Ливии нет: есть покупка или потеря лояльности тех иди иных племён противоборствующими силами.

Военным успехам ПНС способствовали: создание турецкими военнослужащими системы боевого управления, развёртывание систем ПВО, а при помощи американцев систем радиоэлектронной борьбы и радиотехнической (радиолокационной) разведки. В частности, в Ливию были передислоцировано некоторое количество турецких самоходных зенитных артиллерийских установок «Коркут-Д» (спаренные зенитные пушки калибра 35 мм), американских пусковых установок (ПУ) модифицированного зенитного ракетного комплекса (ЗРК) MIM-23 Hawk, украинской автоматизированной

системы радиотехнической разведки «Кольчуга-М» и турецких разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Bayraktar ТВ2.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса Турции на регулярной основе восполняют в Ливии потери в вооружениях и военной технике собственного производства. В пределах территориальных вод Ливии находятся несколько боевых кораблей военно-морских сил Турции, которые ведут радиолокационную разведку воздушного пространства приморских регионов страны.

В ходе вооружённого конфликта в Ливии использовалось оружие различного производства. Так, ЛНА активно применяла как российское (например, системы войсковой ПВО «Панцирь-С1»), так и китайское вооружение: разведывательно-ударные БПЛА «Птеродактиль 2», переносные зенитно-ракетные комплексы FN-6, корректируемые артиллерийские боеприпасы типа GP-1, которые оснащены полуактивной лазерной системой наведения (копия российских снарядов «Краснополь»).

Сейчас в Ливии сложились две коалиции: ПНС поддерживают Италия, Турция, Катар и Тунис; ЛНА — ОАЭ, Саудовская Аравия, Россия, Египет, частично Алжир. Первоначально на стороне ЛНА были Франция и в некоторой степени США, но боязнь расширения влияния Москвы оказалась сильнее, чем влияния Анкары. Как следствие, США и НАТО в целом стали обвинять именно Россию (а не члена альянса—Турцию) в прямом вовлечении в этот вооружённый конфликт. Хотя на самом деле турецкое участие в ливийском конфликте несоизмеримо с российским.

Участие Москвы в ливийском кризисе вызывает в Вашингтоне серьёзную озабоченность, так как считается, что РФ стремится превратить Ливию в «новую Сирию» посредством долгосрочного военного развёртывания. Учитывают американцы и возможность прямого военного столкновения в Ливии между Россией и Турцией, которое в феврале — марте уже имело место в сирийской провинции Идлиб. Как следствие, США и НАТО подтвердили свою поддержку ПНС (ранее они старались занимать нейтральную позицию по урегулированию ливийского кризиса).

26 мая Государственный департамент США обвинил российское АО «Гознак» в подделке ливийских динаров и выразил признательность правительству Мальты за перехват ливийских динаров на сумму 1,1 млрд долл., хотя конфискованные на Мальте ливийские динары были напечатаны в соответствии с заключённым в 2015 г. контрактом между АО «Гознак» и руководителем Центрального банка Ливии, утверждённым Палатой представителей (парламентом) Ливии в Тобруке. Ливийской стороной была осуществлена необходимая предоплата2.

2 МИД отверг обвинения США в печати фальшивых денег для Ливии // https://www. finanz.ru/novosti/valyuty/mid-otverg-obvineniya-ssha-v-pechatanii-falshivykh-deneg-dlya-livii-1029265427, дата обращения 25.06.2020.

В МИД России исходят из того, что указанные «денежные средства необходимы для поддержания стабильного функционирования всей ливийской экономики». Власти на востоке Ливии (Тобрук) считают, что конфискация напечатанных в России динаров «является посягательством на деньги и права ливийского народа». Экспертная комиссия по вопросам Ливии при Совете Безопасности ООН не нашла нарушений санкций при поставке обсуждаемого тиража денег.

27 мая помощник министра обороны США по связям с общественностью Джонатан Хоффман заявил, что не менее 14 военных самолётов МиГ-29 и Су-24 российского производства могут находиться в Ливии. По мнению министра внутренних дел ПНС Ф. Башага, 6 многоцелевых истребителей МиГ-29 и 2 фронтовых бомбардировщика Су-24, ранее размещённые на российской авиабазе «Хмеймим» в Сирии, приземлились на базах ВВС ЛНА «Аль-Джуфра» и «Хадим» [Бистров, 2020Ь]. В настоящее время подтверждено лишь присутствие в Ливии МиГ-29, которые нанесли удар по колонне турецких военнослужащих и протурецких вооружённых формирований, которые двигались в сторону г. Сирт. Возможно, это были египетские боевые самолёты.

Тунис превращается в ещё одну арену международного противостояния США и России. Так, 29 мая состоялась встреча тунисского министра обороны И. Хазги и командующего А/пеош генерала С. Таунсенда. Она продемонстрировала, что Вашингтон отводит Тунису важную роль для противодействия российскому влиянию в Северной Африке. На ней генерал С. Таунсенд отметил готовность американской администрации продолжать оказывать стране военную помощь (с 2011 г. по настоящее время она превысила 1 млрд долл.). Предполагается развёртывание в Ливии так называемой бригады помощи (пока она представляет собой лишь небольшое учебное подразделение, в перспективе эта бригада может быть использована в Ливии). Помимо этого, на территории Туниса находятся не менее двух секретных американских объектов: центров радиоперехвата ЦРУ и БПЛА Пентагона [Балмасов, 2020]. Всё это прикрывается борьбой с терроризмом.

Американская активность вызвала серьёзную обеспокоенность в соседнем Алжире. Там опасаются, что под предлогом отражения явно преувеличенной российской угрозы США готовят новый плацдарм для нападения на страны, проводящие независимый внешнеполитический курс.

Переговорный процесс по урегулированию кризиса

19 января 2020 г. в Берлине прошла Международная конференция по урегулированию конфликта в Ливии. В ней принимали участие президент России В. Путин, государственный секретарь США М. Помпео, премьер-министр Великобритании Б. Джонсон, федеральный канцлер ФРГ

А. Меркель, президент Франции Э. Макрон, генеральный секретарь ООН А. Гутерриш, президент Турции Р. Эрдоган, а также представители Италии, Китая, ОАЭ, Египта, Алжира, ЕС и Африканского союза. Ливию на конференции представляли Ф. Саррадж и Х. Хафтар. При подготовке этой конференции ведущую роль сыграли Москва и Анкара, что вызвало серьёзное раздражение в Вашингтоне.

По итогам Берлинской конференции участники договорились о перемирии в стране с 12 января, введении эмбарго на поставки вооружений и военной техники, прекращении военной поддержки сторон конфликта и проведении в Женеве заседаний военного комитета, в который вошли по пять представителей от противоборствующих сторон. Однако, как показали последующие события, это так и не было выполнено, за исключением военного комитета. Хотя принятые в Берлине решения были поддержаны крупными международными игроками, включая ЕС, и были утверждены Советом Безопасности ООН. Более того, внешние спонсоры сторон (Турция, ОАЭ, Египет) оказались ещё более вовлечёнными в этот вооружённый конфликт. Примечательно, что, в отличие от находящегося под турецким влиянием Ф. Сарраджа, более независимый Х. Хафтар не подписал итоговое соглашение, принятое на указанной конференции по Ливии. Х. Хафтар лишь согласился на перемирие и назвал своих представителей для создаваемого военного комитета3.

С 1 апреля ЕС запустил в Ливии военную операцию ШШ1, мандат которой предусматривает контроль над выполнением оружейного эмбарго в отношении этой страны. Она допускала проведение в открытом море у берегов Ливии инспекции судов, подозреваемых в перевозке оружия или связанных с ним материалов. 1ЯШ1 возглавил итальянский контр-адмирал Ф. Агостини (по-видимому, это было ошибкой, так как Рим активно выступал в поддержку Ф. Сарраджа), а штаб-квартиру миссии расположили в Риме. Трудность реализации этой миссии заключалась в том, что член НАТО — Турция поставляла в Ливию вооружения под прикрытием боевых самолётов и кораблей. Помимо этого, руководство ЕС пытается избежать силового противостояния с Турцией, которая способна инициировать новый миграционный кризис в Европе.

2 мая ПНС официально отказалась от поддержки операции ШШ1 и обвинило ЕС в поддержке Х. Хафтара. В своём письме, направленном председателю Европейского парламента, Ф. Саррадж сообщил, что никаких консультаций с ПНС по вопросу этой военной операции не проводилось. Он также добавил, что, «операция Европейского союза пренебрегает мони-

3 Хафтар не подписал принятое в Берлине соглашение по Ливии // https://iz.ru/ 968237/2020-01-24/khaftar-ne-podpisal-priniatoe-v-berline-soglashenie-po-liviil, дата обращения 23.05.2020.

торингом ливийского воздушного пространства и восточных сухопутных границ» в интересах ЛНА. В результате уже после Берлинской конференции в Ливию было ввезено около 3 тыс. тонн вооружений и военной техники [Бистров, 2020с].

3 июня в Москве министр иностранных дел России С. Лавров провёл переговоры по ливийскому урегулированию с заместителем руководителем Президентского совета, вице-премьером ПНС Ливии А. Майтыгом и министром иностранных дел ПНС М. Т. Сиялой. В ходе встречи С. Лавров подчеркнул важность прекращения боевых действий в Ливии. Одновременно было особо указано, что пребывание в тюрьме Триполи российских граждан остаётся главным препятствием для налаживания сотрудничества между РФ и ПНС Ливии. Перед ливийской стороной был в очередной раз поставлен вопрос о необходимости скорейшего и безусловного освобождения российских граждан М. Шугалея и С. Х. Али Суэйфана, арестованных в Триполи в мае 2019 г. В июне лидеры противоборствующих ливийских сторон провели переговоры со своими спонсорами: Ф. Саррадж в Анкаре — с президентом Турции Р. Эрдоганом, а Х. Хафтар и спикер Палаты представителей Ливии А. Салех в Каире — с президентом Египта А. Ф. ас-Сиси. Так, 4 июня Р. Эрдоган по итогам переговоров с Ф. Сарраджем пообещал увеличить разностороннюю помощь ПНС Ливии, а также усилить с ним сотрудничество, чтобы приступить к геологоразведочным работам в Средиземном море. Ф. Саррадж в Анкаре вновь жёстко заявил, что его правительство «отвергает любые переговоры, в которых будет участвовать ЛНА» [Об изменениях... 2020].

6 июня президент Египта А. Ф. ас-Сиси по итогам переговоров с Х. Хаф-таром и А. Салехом обнародовал «Каирскую декларацию» — новую политическую инициативу по преодолению кризиса в Ливии. В частности, эта инициатива предусматривает прекращение огня между противоборствующими ливийскими сторонами с 8 июня и продолжение переговоров в Женеве под патронажем ООН в формате совместного военного комитета. Как утверждают в Каире, от успеха работы этого комитета будет зависеть дальнейший прогресс по другим вопросам, в том числе политическому, экономическому и в сфере безопасности4.

Декларация также призывает международное сообщество оказать давление на всех внешних игроков, чтобы они вывели из Ливии иностранных наёмников (подразумевается, конечно, протурецких). А. Ф. ас-Сиси предостерёг от военного решения ливийского конфликта, указав, что единственным вариантом может быть политическое урегулирование. Х. Хафтар призвал к началу межливийского диалога для объединения разрозненных

4 Обнародованы положения Каирской инициативы по Ливии // https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/8666339, дата обращения 25.06.2020.

государственных структур и создания правительства национального единства. Очевидно, что РФ, ОАЭ и ЛНА поддержали «Каирскую декларацию».

ПНС отвергло «Каирскую декларацию». Так, 6 июня руководитель действующего совместно с ПНС Высшего государственного совета Х. аль-Мишри заявил, что любая мирная инициатива, не основанная на Схират-ском соглашении, будет отклоняться. Кроме того, по словам Х. аль-Мишри, власти в Триполи «находятся в состоянии войны с ОАЭ» и «отвергают вмешательство Египта». Тем не менее, 7 июня министр внутренних дел ПНС Ливии Ф. Башага заявил, что силы ПНС будут готовы к мирным переговорам с ЛНА только после того, как вернут контроль над г. Сирт и авиабазой в районе Аль-Джуфра [Об изменениях... 2020].

В середине июня Россия вновь попыталась выступить в качестве посредника в урегулировании ливийского кризиса. Тогда планировался визит в Турцию российской делегации во главе с министром иностранных дел С. Лавровым и министром обороны С. Шойгу. Однако этот визит был отменён в последний момент. Как считают некоторые ливийские эксперты, по итогам переговоров стороны хотели согласовать «дорожную карту» по урегулированию этого кризиса. В частности, предполагалось, что в обмен на мирное соглашение ЛНА оставит г. Сирт [Ласкарис, 2020a]. Однако Каир выступил против этого, так как не может допустить контроля ПНС над основными месторождениями углеводородов и транспортной инфраструктуры центра страны.

Сейчас идут активные консультации по ливийскому кризису с вовлечением европейских государств (прежде всего, Германии, Италии, Франции) при посредничестве России и Египта. Одновременно продолжается поиск компромисса по этой проблеме между Москвой и Анкарой, которая ощущает поддержку со стороны Вашингтона. В некоторой перспективе это должно привести к остановке боевых действий, что, скорее всего, станет прологом к становлению на территории Ливии двух независимых государств (исторические области Триполитания и Киренаика).

Перспективы добычи ливийской нефти и их влияние на мировой рынок

Базисом экономики Ливии является нефтегазовая промышленность, основы которой были заложены в 1960-е гг. Особенностью ливийской нефти является то, что её основные сорта «Брега», «Зуэйтина», «Сиртика» и «Ша-рара» содержат мало серы, поэтому требуют минимальной переработки для получения высокооктановых видов топлива. До революции 1969 г., когда к власти в стране пришёл М. Каддафи, геологоразведка и нефтедобыча велась преимущественно концессионным способом американскими, итальянскими и британскими компаниями. Вся нефтегазовая инфраструктура

полностью контролировалась иностранцами, местные специалисты в основном исполняли вспомогательные технические функции.

Последовавшая за революцией приватизация нефтяной отрасли и создание в 1970 г. Национальной нефтяной компании (NOC) позволили Ливии в 1972—1978 гг. выйти на максимальный уровень добычи нефти порядка 96 млн тонн в год. В дальнейшем этот уровень зависел от мирового спроса. Так, в условиях перенасыщения мирового рынка ливийское правительство было вынуждено пойти на ограничение объёмов добычи, поэтому к 1985 г. этот показатель упал до 51 млн тонн в год, а затем вновь стал расти.

Последние наиболее крупные месторождения нефти на территории страны были обнаружены в 1988 г. Среди них следует выделить: Серир, Бахи, Нафура, Рагуба, Интисар, Насер, Ваха и Самах. Все они находятся к югу от залива Сидра и соединены нефтепроводами с побережьем (в отличие от Ирака и Сирии в стране редко используется автомобильный способ доставки нефти). До начала гражданской войны (2011 г.) отгрузка нефти на экспорт осуществлялась через пять терминалов для нефтеналивных танкеров. Эти терминалы располагались в средиземноморских портах Эс-Сидер, Рас-эль-Ануф, Марса-эль-Бурейка, Марса-эль-Харига и Эз-Зувайтина.

Хатейба является крупнейшим в Ливии месторождением природного газа, его доказанные запасы составляют 339 млрд куб. м. В 1970 г. в Марса-эль-Бурейка была введена в строй установка по сжижению природного газа (СПГ), что позволило начать его экспорт. В начале 1990-х гг. в нефтегазоносном бассейне Сурт (Сирт) были обнаружены новые запасы природного газа.

Крайне негативно на состояние нефтегазовой промышленности Ливии повлиял тот факт, что в 1986 г. администрация Рейгана обвинила ливийское руководство в организации терактов против американских граждан и поддержке террористов и ввела против Триполи финансово-экономические санкции. В результате американские нефтяные компании, которые доминировали в геологоразведке и оказании сервисных услуг, покинули Ливию. В этой области осталась работать только итальянская группа Eni — Agip — Saipem. В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95 %, обеспечивая до 40 % ВВП.

В период 1994—1995 гг. квота, установленная ОПЕК для Ливии, составляла 69 млн тонн в год. Однако фактический объём её добычи достигал 75 млн тонн.

Санкции США и их союзников против Ливии были ужесточены в 1988 г. после крупной авиационной катастрофы возле г. Локерби в Шотландии, когда погибли 243 пассажира и 16 членов экипажа. Тогда ливийский лидер М. Каддафи отказался выдать лиц, причастных к этому теракту. В конце 1990-х гг. США ввели против Ливии новые санкции за попытку разработки ядерного оружия. Следствием этого стало резкое сокращение экспорта ливийского природного газа.

В 2003 г. американские санкции против Ливии были смягчены после того, как М. Каддафи прекратил реализацию программы по созданию ядерного оружия. В апреле 2004 г. президент США Дж. Буш разрешил американским компаниям вернуться в Ливию. В сентябре этого года американская администрация отменила все санкции против Ливии, но не исключила её из списка стран, финансирующих терроризм, поэтому на ввоз любой продукции туда продолжали действовать жёсткие ограничения.

Как следствие, существенно расширился экспорт ливийской нефти в Германию, Италию и ряд других европейских стран, а также газа по построенному в октябре 2004 г. подводному 520-километровому газопроводу ОгввтКваш между Ливией и итальянским остовом Сицилия. Тогда по нему ежегодно экспортировалось 8 млрд куб. м ливийского природного газа. По мнению экспертов, применение новых методов геологоразведки позволит увеличить разведанные запасы газа в Ливии с 1,6 до 2 трлн куб. м.

Введение в 2007 г. тендерной системы с выходом на соглашение о разделе продукции коренным образом изменило и ситуацию в нефтяной отрасли страны. Национальная нефтяная компания стала контролировать большую часть добычи нефти.

Как уже указывалось ранее, к 2011 г. добыча нефти в Ливии составляла 1,5 млн барр. в сутки. Из них на экспорт шло 1,26 млн барр., в основном в Италию, Испанию, Грецию и страны Латинской Америки. Мощности нефтепереработки достигали 348 тыс. барр. в сутки.

Во время гражданской войны (2011 г.) и иностранной военной интервенции нефтяная инфраструктура Ливии пострадала незначительно. Прямой ущерб от военных действий был причинён главным образом нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) и портовым сооружениям в районе Рас-Лануфа — Марса эль-Бреги. Негативно на состоянии нефтяной отрасли страны повлияли отъезд иностранных специалистов, нарушения правил технической эксплуатации нефтяных объектов, несвоевременный их ремонт и нехватка запасных частей. В результате добыча нефти снизилась на треть от докризисных объёмов [Ласкарис, 2020Ь].

В период 2013—2015 гг. некоторые вооружённые формирования стали пытаться взять под контроль определённые объекты нефтяной инфраструктуры. Для того чтобы этого избежать, ЫОС пришлось им выплачивать от 3 до 10 долл. с барр. нефти формально за охрану нефтяных объектов. Такая «нефтяная рента» не стала обременением для бюджета страны, но она и не способствовала возврату в прежних объёмах иностранных специалистов, ремонтников, буровиков и всех тех, кто до войны составлял не менее 75 — 80 % всех технических кадров отрасли. Поэтому количество отказов и поломок продолжало нарастать, а ремонтный фонд сокращался. Не вводились и новые скважины, хотя требовалось 3 — 5 таких скважин каждый месяц. Как следствие, в стране продолжала снижаться добыча нефти.

Начавшиеся впоследствии интенсивные боевые действия между сторонниками ПНС и ЛНА, а также столкновения между рядом племенных формирований, не имевших прямого отношения к конфликту между Триполи и Бенгази, привели к ещё большему ухудшению ситуации в нефтяной отрасли страны. Тем не менее, в 2018 г., по данным ОПЕК, средний объём экспорта нефти в Ливии составил 998 тыс. барр. в сутки. На долю нефтегазового сектора приходится порядка 60 % ВВП страны и 69 % финансовых поступлений от экспорта5.

В начале 2020 г. ЛНА заблокировала нефтяные терминалы в Бреге, Сидре, Рас-Лануфе, Хариге и Зуетине в центральной и восточной части страны. Это привело к сокращению добычи ливийской нефти на 800 тыс. барр. в сутки. При благоприятном развитии событий в некоторой перспективе такой объём добычи нефти в стране может быть восстановлен. Так, 22 мая правление НПЗ в Аль-Завии подтвердило возобновление поставок нефти с южных месторождений, поступающей по трубопроводу с пропускной мощностью около 350 тыс. барр. в сутки [Ласкарис, 2020с]. Реальные поставки нефти по нему, скорее всего, составят 200 тыс. барр. в сутки.

29 июня 2020 г. вожди ливийских племён и старосты населённых пунктов юга страны выступили с совместным заявлением, в котором объявили о готовности разблокировать нефтяные месторождения страны и передать их под контроль командования ЛНА «для организации контактов с ООН и международным сообществом для поиска решений с тем, чтобы не допустить попадания доходов от нефти в руки террористических группировок». И они готовы вновь их заблокировать, «если доходы от нефти будут использованы с целью убийства ливийцев» [Бистров, 2020d]. Хотя в данном случае речь не идёт о солидарной позиции всех племенных групп Феццана и Киренаики, а только о части племён.

Сейчас идут переговоры, в первую очередь между США, Францией и Египтом о разделе нефтяных доходов между тремя ливийскими регионами: Триполитанией, Киренаикой и Феццаном в обход расположенного в Триполи Центрального банка Ливии, контролируемого ПНС. Это возможно на основе учёта количества нефти, добываемой в каждом регионе, или численности проживающего там населения. Не исключается создание в каждом регионе собственного банка, в котором будут депонироваться доходы от экспорта нефти. Результатом этого может стать раскол страны на три составные части.

Ливийский кризис развивается на фоне того, что 15 июля Саудовская Аравия, Россия и другие страны, входящие в ОПЕК+, договорились увеличить добычу нефти с августа 2020 г., чтобы избежать риска дефицита и со-

5 Нефтяная компания Ливии объявила о форс-мажоре из-за блокировки портов // Ы^:// www.rbc.ru/business/18/01/2020/5e23372a9a7947c7fb18f1d0, дата обращения 21.07.2020.

хранить устойчивость цен на фоне восстановления спроса. Однако из-за Ирака, Нигерии, Анголы и Конго, которые превысили свои квоты по добыче в мае и июне, добыча вырастет на 1,5 млн барр. в сутки [Россия и ОПЕК договорились увеличить добычу, 2020]. Пока ливийская нефть существенной роли на мировом рынке не играет. Но если в ближайшей перспективе её экспорт восстановится на уровне 1 млн барр. в сутки, то при недостаточном спросе придётся вновь пересматривать квоты добычи в рамках ОПЕК+.

Заключение

Ливия как страна, обладающая значительными запасами нефти и природного газа, потенциально может оказывать существенное влияние не только на европейский, но и мировой рынок углеводородного сырья. При этом основное влияние оказывается именно на нефтяной рынок, так как финансово-экономические санкции США и их союзников, введённые в 1980-90-х гг. существенно ослабили национальную газовую промышленность. В результате не наращивался потенциал по сжижению природного газа, а возможности его транспортировки в Италию по подводному газопроводу Огввт^ваш являются ограниченными.

В условиях продолжающейся пандемии коронавируса, когда мировая экономика только начинает восстанавливаться, появление на рынке 1 млн барр. ливийской нефти в сутки создаёт для участников рынка, в первую очередь стран, входящих в ОПЕК+, серьёзный вызов. Это может потребовать пересмотра нынешних квот на добычу, что негативно повлияет на их финансово-экономическое положение. Особенно настораживает тот факт, что, начиная с 1990-х гг., Триполи превышал установленные для него квоты по добыче нефти, а Ливийская нефтяная компания до сих пор не контролирует как нефтяные объекты страны, так и пути транспортировки нефти, включая соответствующие терминалы в морских портах. Это создаёт условия для продолжения контрабанды нефти на фоне продолжающегося двоевластия в стране.

Сейчас в Ливии наблюдается относительное перемирие между вооружёнными формированиями Правительства национального согласия Ф. Сарраджа, которое активно поддерживается Турцией, и Ливийской национальной армией под командованием Х. Хафтара. Последняя также имеет внешних спонсоров в лице ОАЭ, Египта, частично Франции и России. Внешние игроки пытаются найти компромисс с целью достижения мирного соглашения между противоборствующими сторонами. Однако позиции Триполи и Тобрука остаются непримиримыми, что, скорее всего, приведёт к возобновлению боевых действий за стратегически важный г. Сирт. К этому подталкивает и агрессивная политика Анкары в восточной части Средиземного моря и на Ближнем Востоке. В таких условиях маловероятно, что

NOC удастся в сжатые сроки восстановить в стране нефтедобычу. Следовательно, в ближайшей перспективе Ливия не способна создать серьёзные проблемы на нефтяном рынке.

Список литературы

Урнов А. Ю. 2020. Новая африканская стратегия администрации Д. Трампа — Азия и Африка сегодня. № 5. С. 6-13. DOI: 10.31857/8032150750004743-9

Балмасов С. С. 2020. США и Турция намереваются сдерживать Россию и ОАЭ в Тунисе // http://www.iimes.ru/?p=70277, дата обращения 25.06.2020.

Бистров А. А. 2020. О ситуации в нефтяной отрасли Ливии и активизации роли США // http://www.iimes.ru/?p=71198, дата обращения 16.07.2020.

Бистров А. А. 2020а. Что стоит за заявлениями командующего ЛНА Х. Хафта-ра о недействительности Схиратских соглашений по Ливии // http://www.nmes. ru/?p=69170, дата обращения 23.05.2020.

Бистров А. А. 2020Ь. Что стоит за американской информационной кампанией о расширении российского военного присутствия в Ливии // http://www.nmes. ru/?p=70252, дата обращения 23.05.2020.

Бистров А. А. 2020с. О некоторых проблемных моментах по урегулированию ливийского кризиса // http://www.iimes.ru/?p=69479, дата обращения 23.05.2020.

Казанин М. В. 2020. Оценки китайских специалистов развития вооружённого конфликта в Ливии в мае 2020 г. // http://www.iimes.ru/?p=69911, дата обращения 25.06.2020.

Ласкарис Ф. И. 2020a. Ситуация в Ливии и отмена заявленной российско-турецкой встречи // http://www.iimes.ru/?p=70470, дата обращения 30.06.2020.

Ласкарис Ф. И. 2020Ь. Об особенностях экономической ситуации в Ливии в условиях гражданской войны // http://www.iimes.ru/?p=68221, дата обращения 16.07.2020.

Ласкарис Ф. И. 2020с. О некоторых факторах, влияющих на экономическую ситуацию в Ливии // http://www.iimes.ru/?p=69859, дата обращения 16.07.2020.

Подругина В. 2020. Ливийский фельдмаршал Хафтар объявил себя главой Ливии // https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/04/28/829227-liviiskii-feldmarshal, дата обращения 23.05.2020.

Титова Ю., Кравченко Е. 2020. Россия и ОПЕК договорились увеличить добычу. Что будет с ценами на нефть и рублём? // https://www.forbes.ru/ finansy-i-investicii/404953-rossiya-i-opek-dogovorilis-uvelichit-dobychu-chto-budet-s-cenami-na-neft, дата обращения 16.07.2020.

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (21-7 июня 2020 г.) // http://www.iimes.ru/?p=70350, дата обращения 25.06.2020.

Экономика Ливии. Проблемы и перспективы развития экономики Ливии // http://www.gecont.ru/articles/econ/livia.htm, дата обращения 30.06.2020.

В Ливии объявили о возобновлении добычи нефти на крупнейшем месторождении страны // https://tass.ru/ekonomika/8669865, дата обращения 23.05.2020.

Нефтяная компания Ливии объявила о форс-мажоре из-за блокировки портов // https://www.rbc.ru/business/18/01/2020/5e23372a9a7947c7fb18f1d0, дата обращения 21.07.2020.

Обнародованы положения Каирской инициативы по Ливии // https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/8666339, дата обращения 25.06.2020.

Хафтар не подписал принятое в Берлине соглашение по Ливии // https:// iz.ru/968237/2020-01-24/khaftar-ne-podpisal-priniatoe-v-berline-soglashenie-po-1МП, дата обращения 23.05.2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МИД отверг обвинения США в печати фальшивых денег для Ливии // https:// www.finanz.ru/novosti/valyuty/mid-otverg-obvineniya-ssha-v-pechatanii-falshivykh-deneg-dlya-livii-1029265427, дата обращения 25.06.2020.

VLADIMIR V. EVSEEV,

Head Division of Eurasian Integration and Shanghai Cooperation Organization Extension of the Institute of CIS. Address: 7/10 b. 3 B. Polyanka str., Moscow, 119180, Russian Federation.

E-mail: bladimir111@yandex.ru SPIN-code: 3792-0060

THE LIBYAN CRISIS AND ITS IMPACT ON THE OIL MARKET

Keywords: external players, oil production, Libyan crisis, The Libyan National Army, National Oil Corporation of Libya, oil market, OPEC+, Government of National Accord, Syrian radical Islamists, Skhirat agreement.

Abstract

There is obvious interest on the part of the international community in Libya, which ranks first in Africa and fifth among OPEC members in terms of proven oil reserves. In addition, the country has significant natural gas reserves (the fourth largest in Africa). Before the civil war (2011), oil production in this country reached 1.5 million barrels per day, which was 2 % of the world's oil production. Recovery of this level of production even in the medium term seems unlikely due to the de facto dual power in the country: in the West, in the capital Tripoli, the Government of National Accord formed with the support of the UN and the EU, led by F. Al-Sarraj. In the East, in Tobruk, there is a Parliament elected by Libyans, the power component of which is the Libyan national army led by Kh. Haftar.

Now in Libya, there is a relative truce between the armed groups of the GNA and LNA. External players involved in this conflict are trying to find a compromise between the warring parties. However, the positions of Tripoli and Tobruk remain irreconcilable, which will most likely lead to the resumption of hostilities for the strategically important city ofSirte. In such circumstances, it is unlikely that the Tripoli-controlled National Oil Corporation of Libya will be able to restore oil production in the country in a short time, even at the level of 1 million barrels per day.

Potentially, Libya can have a significant impact not only on the European but also the world oil market. In the context of the ongoing coronavirus pandemic, when the world economy is just beginning to recover, the appearance of Libyan oil on the market creates a serious challenge for market participants, primarily OPEC+ countries. Although in the short term, Libya is not able to create serious problems in the oil market. But still it remains alarming that, since the 1990's, Tripoli exceeded its oil production quotas. And the NOC still does not control both the country's oil facilities and their ways of transporting oil.

Received 25.07.2020.

References

Urnov A. Yu. 2020. Trump's new African strategy — Asia and Africa today. № 5. P. 6-13. DOI: 10.31857/S032150750004743-9. (InRuss.)

Balmasov S. S. 2020. US and Turkey intend to contain Russia and the UAE in Tunisia // http://www.iimes.ru/?p=70277, accessed 25.06.2020. (InRuss.)

Bystrov A. A. 2020. On the situation in the oil industry of Libya and the activation of the US role // http://www.iimes.ru/?p=71198, accessed 16.07.2020. (InRuss.)

Bystrov A A. 2020a. What is behind the statements of the LNA commander H. Haftar about the invalidity of the Skhirat agreements on Libya // http://www.iimes.ru/ ?p=69170, accessed 23.05.2020. (InRuss.)

Bystrov A. A. 2020b. What is behind the American information campaign on the expansion of the Russian military presence in Libya // http://www.iimes.ru/?p=70252, accessed 23.05.2020. (InRuss.)

Bystrov A. A. 2020c. On some problematic points in resolving the Libyan crisis // http://www.iimes.ru/?p=69479, accessed 23.05.2020. (InRuss.)

Kazanin M. V. 2020. Estimates by Chinese experts of the development of the armed conflict in Libya in May 2020 // http://www.iimes.ru/?p=69911, accessed 25.06.2020. (InRuss.)

Laskaris F. I. 2020a. The situation in Libya and the cancellation of the Russian-Turkish meeting // http://www.iimes.ru/?p=70470, accessed 30.06.2020. (InRuss.)

Laskaris F. I. 2020b. On the peculiarities of the economic situation in Libya during the civil war // http://www.iimes.ru/?p=68221, accessed 16.07.2020. (InRuss.)

Laskaris F. I. 2020c. On some factors affecting the economic situation in Libya // http://www.iimes.ru/?p=69859, accessed 16.07.2020. (InRuss.)

Podrugina V. 2020. Libyan Field Marshal Haftar declared himself head of Libya // https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/04/28/829227-liviiskii-feldmarshal, accessed 23.05.2020. (InRuss.)

Titova Yu., XpameHKo E. 2020. Russia and OPEC agreed to increase production. What will happen to oil prices and the ruble? // https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/ 404953-rossiya-i-opek-dogovorilis-uvelichit-dobychu-chto-budet-s-cenami-na-neft, accessed 16.07.2020. (InRuss.)

On changes in the military-political situation in the Middle East and North Africa (June 21-7, 2020) // http://www.iimes.ru/?p=70350, accessed 25.06.2020. (InRuss.)

Libya's economy. Problems and prospects for the development of the Libyan economy // http://www.gecont.ru/articles/econ/livia.htm, accessed 30.06.2020. (InRuss.)

Libya announced the resumption of oil production at the country's largest field // https://tass.ru/ekonomika/8669865, accessed 23.05.2020. (InRuss.)

Libyan oil company announces force majeure due to port blockingB // https://www. rbc.ru/business/18/01/2020/5e23372a9a7947c7fb18f1d0, accessed 21.07.2020. (InRuss.)

Cairo Initiative Regulations on Libya Announced // https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/8666339, accessed 25.06.2020. (InRuss.)

Haftar did not sign the Berlin agreement on Libya // https://iz.ru/968237/2020-01-24/ khaftar-ne-podpisal-priniatoe-v-berline-soglashenie-po-liviil, accessed 23.05.2020. (InRuss.)

Foreign Ministry denies US accusations of printing counterfeit money for Libya // https://www.finanz.ru/novosti/valyuty/mid-otverg-obvineniya-ssha-v-pechatanii-falshivykh-deneg-dlya-livii-1029265427, accessed 25.06.2020. (InRuss.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.