ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
С. Демиденко,
кандидат исторических наук,
доцент (НИУ-ВШЭ)
ЛИВИЯ: ХАОС ПРОДОЛЖАЕТСЯ
До 2011 г. Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (СНЛАД) была богатым и относительно благополучным государством, в котором его глава, полковник Муаммар Каддафи, пытался выстроить рай для отдельно взятой части арабского народа. Все жители получали определенную долю от нефтяных доходов, правительство обеспечивало граждан бесплатным образованием, жильем и медицинским обслуживанием, субсидировало цены на продукты питания и товары первой необходимости. Что касается самой идеи Джамахирии как государственного устройства, то этот проект нельзя рассматривать как эксцентричную идею чудаковатого бедуина Каддафи. В условиях разделения страны по племенному признаку (до 120 только крупных племен1) идея народных собраний в общем соответствовала ливийским реалиям. Джамахирийская система поддерживала традиционный, знакомый испокон веков каждому ливийцу уклад, создавала иллюзию того, что все жители страны участвуют в ее политической жизни и напрямую влияют на принятие важнейших государственных решений. Вдобавок огромная численность высшего законодательного органа - Всеобщего народного конгресса (2700 депутатов2) - обеспечивала представительство в нем каждого из племен.
Однако даже СНЛАД, страна с относительно небольшим населением и очень высокими нефтяными доходами (в сравнении
1 Егорин А.З., Миронова Г.В. Сенуситы в истории Ливии. - М., 2006. -С. 22-32.
2 Егорин А.З. Муаммар Каддафи. - М., 2009. - С. 102. - Шр^/шшш. kommersant.ru/doc/501357
с другими африканскими странами), оказалась затронута волной нестабильности, получившей с легкой руки СМИ название «арабская весна». В основе протеста лежали, во-первых, регионально-племенной фактор (до революции 1969 г. у власти находились представители Киренаики - племенные вожди - выходцы из среды ордена сенуситов, после же переворота, организованного группой «Свободных офицеров юнионистов-социалистов», первенство перешло к представителям Триполитании1), а во-вторых, не вполне адекватная экономическая политика самого Каддафи.
За время своего правления полковник несколько раз кардинальным образом менял экономический курс страны. Начиная с 1969 г. до периода окончательной «джамахиризации» (19761979), государство вело планомерное наступление на частный сектор. В результате этих действий население столкнулось со всеобщим дефицитом, тотальной забюрократизированностью, ростом коррупции и злоупотреблений. Это дало почву для появления и в самой Ливии, и за ее пределами антикаддафистских организаций самого различного толка - от монархических до ультра религиозных. В 1987 г. Каддафи вынужден был снять запрет на частную собственность. Затем вследствие террористических актов в Ла-Белль (1986) и в Локкерби (1988) Ливия попала под действие международных санкций, и уровень жизни поднять не удалось вновь. В начале 2000-х годов полковник пересмотрел теперь уже основы внешней политики, что привело к отмене эмбарго и активизации экономической жизни СНЛАД. Очень кстати начался и нефтяной бум, который дал Триполи исключительные возможности по претворению в жизнь масштабных социальных проектов, «успокоивших» большую часть населения. Однако полностью про-тестная база оппозиции за столь недолгий промежуток времени размыта не была (особенно в Киренаике), чем в 2011 г. и воспользовались внешние силы (страны НАТО и арабские монархии Персидского залива) с целью устранения неугодного им Каддафи.
Справляясь более или менее с поддержанием стабильности внутри страны и разорвав режим международной изоляции, Каддафи, видимо уверовав в свой «дипломатический гений», в международной политике допустил ряд серьезных просчетов, которые и обернулись катастрофой для СНЛАД. Потерпев неудачу
1 См.: Егорин А.З. Муаммар Каддафи. С. 417-426. Анализ биографий вождей революции однозначно свидетельствует в пользу преобладания в их составе выходцев из Западной Ливии.
в открытом противостоянии с Западом, полковник с 2000-х годов стал использовать против «империалистов» нефтяное оружие. Ради углеводородных богатств Ливии европейцы готовы были терпеть и санкции в отношении Швейцарии, и бесконечные скандалы на фешенебельных европейских курортах, связанные с именами сыновей Каддафи1. Италия даже взяла на себя обязательство выплатить Ливии несколько миллиардов долларов в качестве компенсации за многолетнюю оккупацию. Унижая европейцев, Каддафи демонстрировал населению Ливии волю к борьбе и твердость в отстаивании политических принципов. Страна должна была гордиться своим лидером. Однако европейцы, разрабатывая ливийские концессии, не забывали об унижениях, которым подвергал их Каддафи, допуская к разработкам углеводородных месторождений. Скорее всего, план свержения режима и передела местного рынка зрел в столицах Старого Света уже давно. Ждали только удобного случая. Он представился, когда на волне «арабских революций» в Киренаике началось очередное, казалось бы рутинное, выступление мятежников, которое сразу же получило всеобъемлющую поддержку извне.
Свое слово сказали и Саудовская Аравия с Катаром, давно и люто ненавидевшие лидера СНЛАД. Каддафи всегда считал, что основным препятствием для объединения арабов (под эгидой Триполи) является «антинародная» политика консервативных арабских монархий - Саудовской Аравии, Иордании, Катара, Бахрейна, ОАЭ (после обострения отношений между Триполи и Каиром в 1977 г. этот список пополнился Египтом). В этой связи он интриговал на международной арене против «заливников», а также поддерживал силы, дестабилизирующие ситуацию внутри клерикальных арабских монархий. Конфликт Триполи с государствами Персидского залива был настолько глубок, что в 2002 г. Ливия вышла из Лиги арабских государств, а среди экспертов широкую известность получил факт глубокой личной неприязни между Каддафи, с одной стороны, и королем Саудовской Аравии Абдаллой и бывшим эмиром Катара Хамадом аль-Тани - с другой, последнего Каддафи даже оскорблял публично2.
После падения СНЛАД большинство наблюдателей сходилось на том, что страну ждет хаос и, вероятнее всего, гражданская война. На первых порах эти прогнозы не полностью оправдались,
1 См., например: http://newsru.co.il/world/31dec2009/aline706.html
2 http://www.iimes.ru/rus/stat/2012/20-01-12a.htm
что дало некоторым западным авторам повод заявить о победе в Ливии демократических сил1. Основываясь, видимо, на этих оптимистичных прогнозах, крупнейшие игроки углеводородного рынка Европы (Eni, Wintershall, Total, OMV) начали работу в Ливии, активно сбывая добытое сырье в Италии, Китае и Франции2. Однако достаточно скоро оживление сменилось стагнацией, а уровень добычи стал неуклонно снижаться (в августе 2013 г. он составлял 650 тыс. баррелей в сутки, в то время как на протяжении всего 2012 г. он держался на уровне 1,3-1,4 млн баррелей)3. Такому положению дел способствовали нарастающие дезинтеграцион-ные процессы.
Летом 2012 г. в Ливии прошли выборы во Всеобщий национальный конгресс, которые должны были стать первым шагом обновленной страны на пути к демократии. Результаты голосования вселили в европейцев еще больше надежд на стабилизацию ситуации - исламисты проиграли. В парламент было избрано 200 депутатов (80 - по партийным спискам, 120 - независимые)4. Победу праздновал Альянс национальных сил, считавшийся на тот момент условно либеральным (или исламистско-либеральным5). Второе место заняла Партия справедливости и строительства (ПСС) - политическое крыло ливийских «Братьев-мусульман» (основана в марте 2012 г.6). Из оппозиционеров, которых фактически «в обозе» привезли французы и итальянцы, тут же был сформирован кабинет министров, приступивший к созданию сил национальной безопасности7.
1 См., например: http://www.theguardian.com/commentisfree/2011/oct/21/ ЬЬуа-геуоШюп-(!етосгасу-тиаттаг-§а1111а11
2 Касаев Э.О. Нефтяные потери Ливии // Независимая газета. 15 октября
2013 г.
3 Там же.
4 http://www.bbc.com/news/world-africa-18721576
5 Мещерина К.В. Новая Ливия: Тернистый путь... куда? // Азия и Африка сегодня. - № 2 (679) - 2014.
6 http://www.tripolipost.com/articledetail.asp?c=1&i=7553
7 Долгое время витриной ливийской оппозиции был Мохаммед Магареф -бывший посол в Индии. В 1980 г. Магареф вместе со всем штатом бюро сбежал на Запад и в 1981 г. основал в Хартуме Национальный фронт спасения Ливии. В августе 2012 г. именно Магареф стал спикером парламента обновленной Ливии. Однако, окунувшись в реальную политическую жизнь и, видимо, поняв, что разобрать весь ворох накапливающихся проблем он не в состоянии, Магареф подал в отставку 28 мая 2013 г. Несколько дольше продержался бывший помощник Магарефа по работе в посольстве Индии Али Зейдан, занимавший до недав-
Однако достаточно быстро выяснилось, что ни парламент, ни его спикер, который в новой Ливии является главой государства, ни правительство не имеют возможности проявить управленческую состоятельность. Негативные прогнозы экспертного сообщества начали сбываться с 2012 г., когда началась полная дезинтеграция ливийского социума. Причиной же этих процессов стало обострение противоречий между крупными племенами и племенными союзами, которые в условиях разрушения ориентированных на поддержание межплеменного мира институтов Джамахирии вступили в борьбу за контроль над недрами, над маршрутами контрабанды вооружений, над поставками продовольствия. Жертвой этих усобиц стал даже посол США в Ливии, убитый мятежниками в сентябре 2012 г.
На первых порах основным источником нестабильности была Киренаика. Региональные лидеры стремились добиться как можно более широких прав автономии, чтобы самим контролировать залежи углеводородов, политическим представителем восточных вождей является полевой командир Ибрагим аль-Джатран1. В условиях ослабления центральной власти фактическими хозяевами положения на востоке страны стали местные шейхи. В 2013 г. «ополченцы» Джатрана, как бы демонстрируя свою мощь, захватили нефтяные терминалы в портах Рас-Лануф, Сидер, Эз-Зувайтина, Харига2 и удерживали их в течение девяти месяцев. Применить против «сепаратистов» войска официальный Триполи так и не решился, опасаясь, видимо, что насилие приве-
него времени пост главы кабинета министров. Зейдан, движимый желанием установить контроль центральной власти над ливийским ТЭКом, отдал приказ вооруженным силам атаковать танкеры, которые нелегально вывозят из страны нефть. После этого в октябре 2013 г. Зейдан был похищен некими людьми, которые препроводили премьера в неизвестном направлении, хотя скоро освободили. По всей видимости, главу кабинета вывезли куда-то для беседы о будущем углеводородного потенциала Ливии. Детали разговора, равно как и тот, кто был собеседником Зейдана, остались неизвестными. В марте же 2014 г. премьеру, которого обвинили в коррупции и неспособности выполнять свои прямые обязанности, был вынесен вотум недоверия, и в его отношении прокуратура начала расследование (см. например: http://www.libyaherald.com/2012/08/11/mohammed-magarief-from-libyas-most-hunted-man-to-national-congress-speaker/# axzz2zb85 YcD3; Его-рин А.З. Муаммар Каддафи. - М., 2009. - С. 191; ИНТЕРФАКС. «Международная информация». 28 мая 2013 г. 22:26).
1 http://www.chicagotribune.com/news/sns-rt-us-libya-oil-20140305,0,4939195.
story
2 Ibid.
дет к социальному взрыву по всему востоку страны. Урегулировать конфликт удалось путем переговоров1.
Несколько позже кризисные процессы стали набирать силу и в Триполитании. Основной очаг напряженности здесь - город Мисурата. Проживающие в его окрестностях племена испокон веку отличались особенной воинственностью, не ладили с соседями и были головной болью и для итальянцев, и для короля Идриса, и для самого Каддафи. Не случайно мисуратцы стали едва ли не основным ударным отрядом повстанцев в борьбе против джамахи-рийского режима; именно они пленили и убили сначала самого Каддафи, а потом захватили и удерживают в качестве боевого трофея его старшего сына Сейф-аль-Ислама. Сначала мисуратцы вели борьбу с берберами Зинтана (в рядах оппозиции они более известны как «Зинтанская бригада»), потом переключились на родное племя бывшего лидера Джамахирии - Каддафа.
На разбой, чинимый мисуратцами, до поры до времени никто не обращал особенного внимания, пока воинственные бедуины не бросили вызов могущественным кланам Востока, став во главе происламского альянса «Рассвет Ливии». В данный союз, помимо Мисураты, вошли также ориентированные крайне радикально организации «Ансар аш-Шариа», «Аль-Каида в Средиземноморье» и местные «Братья-мусульмане». Вероятнее всего, под этими названиями скрываются представители мелких восточных племен, которые под эгидой радикального ислама и могущественной Мисураты выступили против диктата племенных союзов Киренаики2. Имеются также сведения об участии в этом объединении боевиков из ИГИЛ3.
Летом 2014 г. «Рассвет Ливии» захватил ключевые города страны - сначала «колыбель революции» и экономический центр -Бенгази, а позже и саму столицу. Под напором мисуратцев из Триполи бежали депутаты избранного в июле 2014 г. нового парламента, которые теперь уже в изгнании, в Тобруке, создали «единственный законный» орган власти - Палату представителей. Его признает мировое сообщество, от его лица действует и «законный» премьер Абдалла аль-Тани. Что касается мятежников, то они создали в Триполи свой законодательный орган и своё
1 http://www.angi.ru/news.shtml?oid=2811485
2 ИТАР-ТАСС. «Международная панорама». 4 декабря 2014 г. 18:52.
3 ИТАР-ТАСС. «Международная панорама». 5 декабря 2014 г. 11:26.
марионеточное правительство Омара аль-Хаси1, которое в ноябре 2014 г. даже решилось отправить своих представителей на саммит ОПЕК2.
Таким образом, сейчас в Ливии действует два парламента и два кабинета министров, противостояние между которыми углубляет раскол в обществе и погружает страну в пучину политического хаоса. Всё чаще при описании ситуации в бывшей Джамахирии звучит термин «сомализация». И это действительно так. Гражданская война, начавшаяся в 2011 г., с падением режима Каддафи лишь набирает обороты. Восточная элита, скоординировав действия и проведя ревизию своих военных сил, выступила против захвативших контроль над крупнейшими экономическими центрами страны мисуратцев и союзных им племен (исламистов). Операцию под названием «Достоинство Ливии» возглавил один из оппозиционных режиму Каддафи генералов Халифа Хафтар3 (по данным американских источников - гражданин США4). Подконтрольные ему подразделения носят название Ливийской национальной армии, и им уже (хотя и негласно) придан статус Вооруженных сил страны, поскольку созданные под эгидой «законного» правительства и при поддержке европейцев армия и полиция со своей задачей очевидно не справились.
Теперь бои с переменным успехом идут за Бенгази и Триполи. О победах сообщает то одна, то другая сторона. Перелома в ходе боевых действий, однако, не происходит, по всей видимости, в силу того, что Ливия по сей день является плацдармом борьбы не только внутренних, но и региональных сил. Исламистам Мисураты помогает Катар5, а восточным шейхам ориентированное теперь просаудовски египетское руководство президента А. Ас-Сисси6. Противостояние между этими центрами силы (Дохой и Эр-Риядом) определяет с недавнего времени политическое лицо всего Ближневосточного региона.
1 http://www.reuters.com/article/2014/ll/28/us-libya-security-rival-idUSKCN0 JC1A320141128
2 ИТАР-ТАСС. «Международная панорама». 26 ноября 2014 г. 17:15.
3 ИТАР-ТАСС. «Международная панорама». 2 декабря 2014 г. 15:07.
4 http://www.nytimes.com/2014/05/28/opinion/the-new-danger-in-benghazi; html?action=click&contentCollection=Opinion®ion=Footer&module=MoreInSec-tion&pgtype=article&_r=0
5 ИТАР-ТАСС. «Международная панорама». 31 октября 2014 г. 17:48.
6 http://bigstory.ap.org/article/7fe66b72c56a49479c46d19ef2e3bf66/clashes-libyas-benghazi-kill-least-3
Сегодня Ливия как бы выкинута из мирового информационного пространства. О ней мало пишут, еще меньше говорят. Подобная информационная блокада объясняется тем, что несостоятельность очередного, на этот раз европейского, эксперимента по модернизации арабского государства путем широкого применения силовых методов очевидна. Вместо демократии, свободы и процветания ливийский народ получил горе, нищету и тотальную исламизацию. Можно сказать, что европейцы, вторгнувшись в СНЛАД (американцы, как известно, отозвали свою авиацию после первых же дней налетов1), наступили там на те же грабли, что и США в Ираке. Желая сделать покоренную страну более лояльной и управляемой, они уделили много внимания военной фазе (к слову сказать, и здесь у Брюсселя получилось не слишком удачно), не разработав никакого внятного плана послевоенного ее обустройства. Европейцы понадеялись на универсальность либеральных методов, решив, что демократия всё наладит сама собой. Однако, как это уже не раз подтверждалось политической и исторической практикой, что хорошо для развитых в социально-экономическом отношении сообществ, плохо для структур отсталых и архаичных. Именно к таким структурам необходимо отнести и ливийское общество, которое к моменту начала агрессии так и не сумело разорвать тенета племенной раздробленности. В результате у южных рубежей Старого Света тлеет очаг политической нестабильности, распространяющий вокруг гуманитарные проблемы, исламизацию и контрабанду наркотиков и вооружений (в том числе и массового уничтожения2).
Сегодня как никогда ясно - хаос в Ливии будет лишь нарастать. Помимо противостояния между Мисуратой и восточными шейхами, дезинтеграционные процессы усиливаются вследствие конфликтов друг с другом отдельных племен - каддафы и ауляд сулейман3, тубу и туарегов4 и т.д.). Управлять конгломератом воинственных и своевольных племен мог лишь человек, изнутри понимавший специфику организации местного сообщества. Однако человек этот канул в Лету, а новые рецепты формирования государственности оказались в Ливии нежизнеспособны. Сравнение
1 Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами. - М., 2012. - С. 387-388.
2 ИТАР-ТАСС. «Политика». 19 ноября 2014 г. 22:28.
3 ИТАР-ТАСС. «Международная панорама». 28 сентября 2014 г. 23:09.
4 ИТАР-ТАСС. «Международная панорама». 21 сентября 2014 г. 19:12.
с Сомали более чем уместно, ибо теперь это не государство, а всего лишь географическая территория на политической карте Северной Африки.
«Запад - Восток - Россия 2014. Ежегодник. ИМЭМО РАН», М., 2015 г., с. 111-116.
В. Кириченко,
востоковед (ИВ РАН)
ТРАНСГРАНИЧНАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ШИИТЫ И ВЛАСТЬ В ИРАКЕ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ САДДАМА ХУСЕЙНА (1979-2003)
Ареал той или иной конфессиональной общности часто не ограничивается территорией одного государства. Наличие в двух или нескольких соседних государствах разделенного границами крупного массива одной религиозной группы может восприниматься в том из этих государств, где данная группа не является господствующей в политическом отношении, как потенциальный вызов национальной государственности на стадии ее становления. Ибо возникают опасения, что религиозная идентичность пересилит гражданскую, и политические лояльности ее носителей будут определяться из-за границы.
Примером такого восприятия может служить режим Саддама Хусейна в Ираке. И на его внутреннюю политику, и на отношения Ирака с соседним Ираном значительное влияние оказывал факт присутствия в обоих государствах миллионов шиитов. По оценке ЦРУ США, они составляют 60-65% населения в Ираке1 и 90-95% - в Иране2. Эти цифры оспариваются как завышенные: так, ряд экспертов и международных организаций считают, что доля шиитов в Ираке - не более 53-54% ; однако в любом случае
1 См.: Middle East: Iraq // Central Intelligence Agency. The World Fact Book. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/iz.html (access date: 29.08.2014.)
2 Middle East: Iran // Ibid. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ir.html (access date: 29.08.2014.)
3 См., например: Тульский М. Все религии Ирака // Портал Credo.ru. URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=96 (Дата обращения: 29.08.2014.)