Научная статья на тему '«ЛИВЕРПУЛЬСКИЕ ПОЭТЫ», ТВОРЧЕСТВО И СТИЛЬ'

«ЛИВЕРПУЛЬСКИЕ ПОЭТЫ», ТВОРЧЕСТВО И СТИЛЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ливерпульские поэты / идентичность / перформанс / перфоративная поэзия / битпоэт. / Liverpool poets / identity / performance / performative poetry / beat-poet.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хакимова, Максадхон Дильшодбековна

Статья представляет собой краткое введение в творчество «ливерпульских поэтов», группы молодых битпоэтов из Ливерпуля: А. Генри, Р. Макгофа, Б. Паттена, популярных в Великобритании в 60-е годы ХХ века. Современники знаменитой «ливерпульской четверки», «ливерпульские поэты» получили признание не только благодаря чрезвычайной популярности Ливерпуля в молодежной среде по всему миру, но и благодаря собственным оригинальным экспериментам с устным поэтическим словом. Установка на непосредственный живой контакт с аудиторией во многом определила специфику их творческого метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"LIVERPOOL POETS". CREATIVE WORK AND STYLE

The article is a quick introduction to the work of young beat-poets from liverpool: adrian henri, roger mcgough, brian patten, known as «liverpool poets». Contemporaries of «liverpool’s four», they ensured their recognition not only due to extraordinary popu-larity of liverpool in youth culture around the world, but also due to their own unique contribution to experiments with the spoken poetic word. Their approach is largely characterised by emphasis on live performance and direct engagement with the audience.

Текст научной работы на тему ««ЛИВЕРПУЛЬСКИЕ ПОЭТЫ», ТВОРЧЕСТВО И СТИЛЬ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

«ЛИВЕРПУЛЬСКИЕ ПОЭТЫ», ТВОРЧЕСТВО И СТИЛЬ

Хакимова Максадхон Дильшодбековна

преподаватель интегрированного курса английского языка N3, УзГУМЯ

АННОТАЦИЯ

Статья представляет собой краткое введение в творчество «ливерпульских поэтов», группы молодых битпоэтов из Ливерпуля: А. Генри, Р. Макгофа, Б. Паттена, популярных в Великобритании в 60-е годы ХХ века. Современники знаменитой «ливерпульской четверки», «ливерпульские поэты» получили признание не только благодаря чрезвычайной популярности Ливерпуля в молодежной среде по всему миру, но и благодаря собственным оригинальным экспериментам с устным поэтическим словом. Установка на непосредственный живой контакт с аудиторией во многом определила специфику их творческого метода.

Ключевые слова: Ливерпульские поэты, идентичность, перформанс, перфоративная поэзия, битпоэт.

The article is a quick introduction to the work of young beat-poets from liverpool: adrian henri, roger mcgough, brian patten, known as «liverpool poets». Contemporaries of «liverpool's four», they ensured their recognition not only due to extraordinary popu-larity of liverpool in youth culture around the world, but also due to their own unique contribution to experiments with the spoken poetic word. Their approach is largely characterised by emphasis on live performance and direct engagement with the audience.

Keywords: Liverpool poets, identity, performance, performative poetry, beat-

ВВЕДЕНИЕ

«Ливерпульские поэты» это группа английских поэтов: Адриан Генри, Роджер Макгаф, Брайен Пэттен, ставший ее лидером; к ним периодически примыкали Пит Браун, Спайк Хокинс, Генри Грэм. Возникла в 1960-е в период «ливерпульской эйфории», вызванной успехом в Великобритании и за рубежом

"LIVERPOOL POETS". CREATIVE WORK AND STYLE

Khakimova Maksadkhon Dilshodbekovna

Teacher of the integrated English course N3, UzSWLU

ABSTRACT

poet.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

музыкально-поэтической группы «Биттлз». В 1967 вышла составленная Э. Люси-Смитом антология «Ливерпульская сцена», где он представил «Ливерпульских поэтов» как поэтов нового поколения и направления, как группу (он и дал ей название), а также нескольких других поэтов с «периферии» поэзии, где она сочеталась с миром рок-музыки. Антология «Поэзия с берегов Мерси» (1967) принесла «Ливерпульским поэтам» известность. Они вывели на «поверхность» поэзию английского молодежного андерграунда, мир контркультуры. Основа их этико-эстетического кредо, ориентированного на молодежь — нонконформизм. В поэзии «Ливерпульских поэтов» с ее анархическим началом много «розыгрышей», озорства, высмеивания официальных святынь. Буржуазной рутине они противопоставили мифотворчество, игру воображения, создающего праздничную реальность жизни. Намеренно или стихийно, они сочиняли именно то, что хотели слышать тинейджеры, т.е. молодежь от 13 до 19 лет. Это была устная, искренняя и прямая, сносившая все барьеры поэзия, не лишенная, однако, глубокого смысла. Она вышла за пределы университетских аудиторий и поэтических салонов. Материал по теме: Литературные связи и влияния Для «Ливерпульских поэтов» характерно внимание к музыкальному началу стиха, склонность к экспериментированию, игровое начало, бесшабашная игра образами, пародийно-сюрреалистическое преображение действительности, стремление синтезировать поэзию с другими видами искусства.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Поэзия, по их убеждению, рассчитана на общественное, а не сугубо личное восприятие, на устное воспроизведение, восприятие на слух, она — действо, представление, порой хэппенинг, что определяло форму стиха. «Ливерпульские поэты» использовали элементы и приемы массовой культуры, монтируя в ткань стиха лозунги, фрагменты газетных и рекламных текстов, песен, объявления, графически выстраивали стих на странице, продолжали традиции английской «поэзии нелепиц». На первых порах в их поэзии очевидно влияние Дилана Томаса и американских битников, прежде всего А. Гинзберга. Появление «Ливерпульских поэтов» предварила поэзия Адриана Митчелла, возродившего декламационный стиль в поэзии. При всей этико-эстетической общности, «Ливерпульские поэты» индивидуальны в манере письма, тематике творчества: Грэму и Макгафу, поэтическим «близнецам», писавшим в сходной манере, присущи любовь к каламбурам, печаль, воплощаемая в темах утраченной

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

юности, разочарований любви, жизни в городе, порождающей у человека чувство одиночества. Поэзия Пэттена, наиболее популярного из «Ливерпульских поэтов», — более строгая, последовательная в раскрытии главной темы — молодости, отравленной привкусами горечи и цинизма, отмечена иронией, нежностью, детской мечтательностью и осознанием странности и боли бытия — именно такое состояние духа было созвучно молодежи конца 1960-х — начала 1970-х. «Ливерпульские поэты» многим обязаны молодежной «контркультуре» (на языке которой они и писали свои произведения) Кризис «контркультуры» в 1970-е сказался и на них: Грэм отошел от поэзии, Макгаф занялся формальным экспериментом в духе Э. Э. Каммингса. Существование «Ливерпульских поэтов» как группы завершилось выходом в 1976 сборника стихов Пэттена «Фокус исчезновения». Элементами такого метода следует считать, во-первых, неформально-развлекательный, перформативный характер выступлений и перекрестное использование различных сценических приемов воздействия: музыкальное сопровождение, вокализация, распев, визуальная наглядность, костюмы, короткие драматические этюды-пародии. Во-вторых, акцент на разговорную тональность как выступлений, так и языка самих поэтических произведений. В-третьих, активное использование местных ливерпульских реалий и особенностей повседневной жизни рядового горожанина. В этом смысле, деятельность «ливерпульских поэтов» можно было бы считать провинциальной. С другой стороны, демонстративная провинциальность обычно заключает в себе вызов истэблишменту. В данном случае, вызов столичному Лондону, традиционному законодателю мод, новых веяний и критических оценок. Ориентация на популярный массовый вкус позволяет критикам поместить «ливерпульских поэтов» в категорию поп-поэтов. Но если для какого-то поэта такая оценка может звучать смертельным приговором, то для ливерпульской тройки - это знак признания и успеха. Главные культурные события тогда происходили в провинциальном Ливерпуле. Важной отличительной особенностью этой среды являлась исторически тесная связь с американской культурой. В первую очередь, с американской массовой культурой. Американская популярная музыка, американские журналы и комиксы, американское радио, американские фильмы, американская поэзия, американский образ жизни как таковой попадали в Англию, прежде всего, через портовый город Ливерпуль. Ливерпульские моряки, работавшие на трансатлантических судах, регулярно привозили из Нью-Йорка и Нового Орлеана пластинки с записями современной

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

музыки и главное - американский образ мысли. Ливерпульская молодежь мгновенно впитывала эти влияния, сначала просто старательно копируя американские образцы, а затем творчески перерабатывая их, создавая свои собственные работы: музыкальные, поэтические, музыкально-поэтические и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С самого начала «ливерпульские поэты» отмежевались от поэтических бит-групп, увлекавшихся поэтическими чтениями под музыку авангардного американского джаза и работавших на удовлетворение эстетических запросов образованного среднего класса. Вместо слепого подражания американской моде, они попытались синтезировать свой собственный перформативный стиль. Так их целевой аудиторией стал простой человек с улицы, рабочий класс - не слишком эрудированный, не особенно разбирающийся в поэзии или в музыке, но умеющий оценить хорошую шутку, веселый номер или смешную песню. Попросту говоря, «ливерпульские поэты» стали писать поп-поэзию для простого народа.

REFERENCES

1. Лебедев А.Ю. Творчество и стиль «Ливерпульских поэтов» // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. К., 2016. № 3.

2. The Liverpool Scene / ed. by Edward Lucie-Smith. -Garden City, N.Y.: Doubleday & Co, 1968. - 127 p.

3. The Mersey Sound Revised / ed. by Henri,Adrian, McGough, Roger, Patten, Brian. L.: PenguinBooks, 1983. - 153 p.

4. Francesca Pirate Radio. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.franceska.fm/(date of access: 04/10/2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.