Научная статья на тему 'ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОШЕНИЯ «СЛУЖЕБНИКА» В ПОСЛЕДОВАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ: ОТЛИЧИЕ ОТ ПРАКТИКИ НАЧАЛА XXI СТОЛЕТИЯ'

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОШЕНИЯ «СЛУЖЕБНИКА» В ПОСЛЕДОВАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ: ОТЛИЧИЕ ОТ ПРАКТИКИ НАЧАЛА XXI СТОЛЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Литургика / Служебник / Божественная Литургия / ектения / возглас / Великий вход / Liturgics / Service book / Divine Liturgy / litany / exclamation / Great Entrance

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алексей Дмитриевич Попов

Настоящее краткое исследование является рассмотрением практического совершения Божественной Литургии в начале XXI столетия от заметок «Служебника» дореволюционного и послереволюционного периода Отечественной истории. Были использованы элементы сравнения и попытка объяснения изменений в богослужебной книге. Работа важна как для литургической, так и для церковно-исторической дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITURGICAL NOTES AND INDIVIDUAL PETITIONS OF THE “SERVICE BOOK” IN THE FOLLOWING OF THE DIVINE LITURGY: DIFFERENCE FROM THE PRACTICE OF THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY

This brief study is an examination of the practical fulfillment of the Divine Liturgy at the beginning of the 21st century from the notes of the “Service book” of the pre-revolutionary and post-revolutionary periods of Russian history. Elements of comparison and an attempt to explain changes in the liturgical book were used. The work is important for both liturgical and church historical disciplines.

Текст научной работы на тему «ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОШЕНИЯ «СЛУЖЕБНИКА» В ПОСЛЕДОВАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ: ОТЛИЧИЕ ОТ ПРАКТИКИ НАЧАЛА XXI СТОЛЕТИЯ»

Ипатьевский вестник. 2023. №4 (24). С. 25-34 Ipatievsky vestnik. 2023. №4 (24). Р. 25-34

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

УДК 264-4

DOI: 10.24412/2309-5164-2023-4-25-34

Литургические заметки

и отдельные прошения «Служебника» в последовании Божественной

Литургии: отличие от практики

начала XXI столетия

Алексий Дмитриевич Попов, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Балашиха, Россия, popovalexey97@mail.ru

Аннотация. Настоящее краткое исследование является рассмотрением практического совершения Божественной Литургии в начале XXI столетия от заметок «Служебника» дореволюционного и послереволюционного периода Отечественной истории. Были использованы элементы сравнения и попытка объяснения изменений в богослужебной книге. Работа важна как для литургической, так и для церковно-исторической дисциплин.

Ключевые слова: Литургика, Служебник, Божественная Литургия, ектения, возглас, Великий вход

Для цитирования: Попов А. Д., диакон. Литургические заметки и отдельные прошения «Служебника» в по-следовании Божественной Литургии: отличие от практики начала XXI столетия // Ипатьевский вестник. 2023. № 4. С. 25-34 https://doi.org/10.24412/2309-5164-2023-4-25-34

© Попов А. Д., 2023.

Диакон Алексий Дмитриевич Попов,

бакалавр богословия, студент заочного отделения Богословского факультета ПСТГУ, клирик Преображенского храма микрорайона Саввино г. Балашихи /

Deacon Alexy Dmitrievich Popov, Bachelor of Theology, correspondence student of the Theological Faculty of PSTGU, cleric of the Transfiguration Church of the Savvino microdistrict of Balashikha

LITURGICAL STUDIES

Scientific article

Liturgical notes and individual petitions of the "Service book" in the following of the Divine Liturgy: difference

from the practice of the beginning of the 21st century

Alexy Dmitrievich Popov, Orthodox St. Tikhon's Humanitarian University, Balashikha, Russia, popovalexey97@mail.ru

Abstract. This brief study is an examination of the practical fulfillment of the Divine Liturgy at the beginning of the 21st century from the notes of the "Service book" of the pre-revolutionary and post-revolutionary periods of Russian history. Elements of comparison and an attempt to explain changes in the liturgical book were used. The work is important for both liturgical and church historical disciplines.

Keywords: Liturgics, Service book, Divine Liturgy, litany, exclamation, Great Entrance For citation: Popov A. D., deacon. Liturgical notes and individual petitions of the "Service book" in the following of the Divine Liturgy: difference from the practice of the beginning of the 21st century // Ipatievsky vestnik. 2023. № . 4. P. 25-34 (In Russian). https://doi.org/10.24412/2309-5164-2023-4-25-34

«Служебник» — богослужебная книга, которая используется священнослужителями (диаконом, пресвитером и архиереем) для совершения отдельных чинопоследований (помещены: Великая вечерня, Утреня, Божественная Литургия святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, а также месяцеслов, дневные, воскресные и праздничные (святым) прокимны). Особый интерес вызывают так называемые «литургические заметки», данные красным цветом, рассказывающие о действиях клириков во время служб. Однако указания, данные в книге, могут отличаться от практики.

Для рассмотрения разницы между литургическими заметками «Служебника» и практики Русской Православной Церкви возьмем Божественную Литургию. Основной книгой для нас является сам «Служебник» издательства Московской Патриархии1. В отдельныхчастяхиспользуется труд протодиакона Максима Синюка «Последование диаконского служения»2.

1 См. Служебник. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. — 592 с.

2 См. Последование диаконского служения: учебное пособие для диаконов в 2-х т. Т. 1. / сост. протодиак. Максим Синюк; общ. ред. архидиакона Андрея Мазура. 2-е изд., испр. и доп. М.: Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2011. — 512 с.

Божественная Литургия по «Служебнику» и по распространенной практике XXI столетия. Перед текстом входных молитв в «Служебнике» читаем: «Времени же наставшу, входит во храм, и соединився со диаконом, творят вкупе к востоку пред святыми дверьми поклонения три»1. Практика некоторых приходов, к сожалению, иная: сначала священник и, если есть, диакон входят в алтарь, делают поклоны, прикладываются к престолу, затем выходят к царским вратам, читают входные молитвы и вновь заходят в алтарь. Данная практика является ошибочной не только по той причине, что совершенно об ином говорит богослужебная книга, но и по самой логике: «входными» молитвы называются по той причине, что они совершаются перед входом в Святая святых (к сожалению, она прочно вошла и в некоторые хорошие учебные книги, например, в «Последование диаконского служения»2). Они совершаются без епитрахили (по греческой традиции, в епитрахили, так как она висит на столбе царских врат).

Привычное слово «подризник» в «Служебнике» не используется: у пресвитера он тоже называется стихарем3. Дело в том, что подризник священника и епископа — это есть тот же стихарь, только без рукавов: их форма изменена для удобства совершения Литургии. Однако от этого не менялось само название, то есть изначально не было наименование «подризником» стихаря.

В «Служебнике» не дано молитвы для диакона на возложение на себя ораря, хотя в «Последовании диаконского служения» указано произносить: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея»4.

В чинопоследовании проскомидии в «Служебнике» указывается, что после диаконских слов «Благослови, владыко, святое соединение» священник просто благословляет, то есть никаких особых слов не указывается: «И взем над ними благословение, вливает во Святый потир от вина вкупе и воды»5. Однако существует практика, согласно которой пресвитер благословляет вливание в Чашу вина и воды еще на словах «Един от воин копием...», когда прободает Святой Хлеб во время произнесения «.И абие изыде кровь и вода».

При изъятии частиц из просфор, предназначенных для поминовения о здравии и об упокоении, в «Служебнике» указывается говорить на каждое имя: «Помяни, Господи, (имярек)»6. На практике это неудобно при крупном скоплении имен, поэтому обычно священник говорит при поминовении живых: «О здравии и спасении рабов Божиих», после чего вынимает частицы. При поминовении усопших: «Упокой, Господи, души усопших рабов Божиих», затем вынимает частицы. Существует благочестивая традиция оканчивать поминовения усопших словами: «И всех от века усопших православных хри-

1 Чин Священныя и Божественный Литургии // Служебник. С. 73.

2 См. Чин Священныя и Божественныя Литургии (при служении иереа с одним диаконом) // Последование диаконского служения: учебное пособие для диаконов в 2-х т. Т. 1. С. 89.

3 Чин Священныя и Божественныя Литургии // Служебник. С. 77.

4 Чин Священныя и Божественныя Литургии (при служении иереа с одним диаконом) // Чин Священныя и Божественныя Литургии (при служении иереа с одним диаконом) // Последо-вание диаконского служения: учебное пособие для диаконов в 2-х т. Т. 1. С. 101.

5 Чин Священныя и Божественныя Литургии // Служебник. С. 84.

6 Там же. С. 90.

стиан, и прости имя вся согрешения вольная и невольная и даруй им Царствие Небесное».

Часть мирян и духовенства считают, что проскомидия и часы (именно — Третий и Шестой) связаны друг с другом. Однако «Служебник» о службе часов ничего не говорит. После покрытия Даров и каждения диаконом (или иереем, в случае отсутствия первого) алтаря и всего храма, указывается сразу начинать Литургию: «И покадив Святилище же и храм весь, входит паки во Святый Ол-тарь, и покадив Святую Трапезу паки, и священника, кадильницу убо отлагает на место свое, сам же приходит ко иерею. И ставше вкупе пред Святою Трапезою, покланяются трижды, в себе молящеся, и глаголюще: Царю Небесный...»1 Священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, критикует практику совершения часов параллельно с проскомидией, считая их двумя отдельными службами, которые ни в коем случае нельзя соединять: «Делать два дела: совершать поминовение на просфорах и в то же время внимать совершающемуся другому богослужению — невозможно без ущерба для настроения. Совершение проскомидии и поминовение на просфорах во время часов, ставшее у нас обычным и постоянным, неправильно и незаконно. Совершающий проскомидию во время часов обычно участвует в часах одними только возгласами, о времени произнесения которых ему иногда приходится наблюдать. Все остальное содержание часов проходит совсем вне его внимания»2.

Сразу нужно обратить внимание, что Мирная и Сугубая ектении претерпели изменения — после революции, когда институт правления был изменен, поминовения о Святейшем Синоде, императоре, о его семье вовсе исчезли. Уместно привести для ознакомления эти поминовения ради общего представления.

Поминовения на Мирной ектении3

После прошения «О святем храме сем.»: О Святейшем Правительствующем Синоде, [и о митрополите, или: архиепископе, или: епископе нашем (имярек), егоже область], честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Благочестивейшем, самодержавнейшем, великом Государе нашем императоре Александре Александровиче всея России: и о супруге его, Благочестивейшей Государыне, императрице Марии Феодоровне, Господу помолимся.

Поминовения на Сугубой ектении4

После прошения «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей.»: Еще молимся о Благочестивейшем, самодержавнейшем, великом Государе нашем, императоре Александре Александровиче всея России, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении его, и Господу Богу нашему наипаче поспешити и по-собити ему во всех, и покорити под нозе его всякаго врага и супостата. Еще молимся о супруге его, Благочестивейшей Государыне, императрице Марии Феодоровне.

1 Там же. С. 96.

2 Глава V. Чтение помянников // Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. — СПб.: Сатисъ, 2007. С. 296.

3 Божественная Литургия иже во святых отца нашего Василия Великого. — М.: Синодальная типография, 1893. Л.19 об. - 20 об.

4 Там же. Л.25 об. - Л.26 об.

О наследнике его, Благоверном Государе, цесаревиче и великом князе Николае Александровиче, и о всем царствующем доме: о всей палате и воинстве их, Господу помолимся.

О пособити и покорити под нозе их всяка-го врага и супостата, Господу помолимся. Далее: «О граде сем...» * Имена использованы того правителя и его семьи, которые указаны в используемом для научной цели «Служебника» (от 1893 г.)

Еще молимся о наследнике его, благоверном Государе, цесаревиче и великом князе Николае Александровиче: и о всем царствующем доме.

Еще молимся о Святейшем правительствующем Синоде, [аще под митрополитом, приглаголет: и о митрополите нашем (имярек), егоже область,] и всей во Христе братии нашей.

Еще молимся о всем их Христолюбивом воинстве.

Далее: «Еще молимся о братиях наших, священницех...»

Особое внимание на себя обращает вопрос о диаконском возглашении «Господи, спаси благочестивыя...» Изначально здесь находилось поминовение императора и его семьи в Византии1. Однако уже в дореволюционное время подобного не было2 (хотя на Рижском епархиальном Соборе 1905 г., который считается предшественником Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., в пользу упразднения возглашения выступил Б. А. Тураев3). В «Служебнике» за 1995 г. «Господи, спаси благочестивыя» отсутствует4. Однако в начале XXI столетия вводится обязательное произношение «Господи, спаси благочестивыя», которое, однако, судя по литургической заметке из «Служебника» Издательства Московской Патриархии за 2015 г. отличается от практики даже дореволюционной.

Дореволюционная Постреволюционная Практика по литур- Практика русских практика5 практика6 гической заметке православных прихо-

«Служебника» нача- дов начала XXI в. ла XXI столетия7

«Егда же глаголют тропари, священник глаголет молитву Трисвятаго: Боже свя-тый, Иже во святых почиваяй... <...> .и всех святых, от века Тебе благоугодивших.

«Егда же певцы при-идут на последний тропарь, глаголет диакон ко иерею, приклонь главу, и орарь в руце держа треми персты:

«Егда же певцы при-идут на последний тропарь, глаголет диакон ко иерею, приклонь главу, и орарь в руце держа треми персты:

На «И ныне» диакон подходит к южной части престола, дважды крестится с поклоном, пркиладывается к престолу, крестится в третий раз, делает поклон предстоятелю,

1 Глава 6. Совершение Божественной Литургии // Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. / предисл. митр. Кирилла (Гундяева). — М.: Духовная библиотека, 2000. С. 345.

2 См. Божественная Литургия иже во святых отца нашего Василия Великого. Л.24 об.

3 Глава 6. Совершение Божественной Литургии // Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. С. 344.

4 См. Божественная Литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста // Служебник. — М.: Международный Издательский центр православной культуры, 1995. С. 107-108.

5 Божественная Литургия иже во святых отца нашего Василия Великого. Л.24 - 24 об.

6 Божественная Литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста // Служебник. - М.: Международный Издательский центр православной культуры, 1995. С.107-108.

7 Божественная Литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго // Служебник. С.110-111.

Дореволюционная практика

Постреволюционная практика

Скончавшуся же тропарю, приходит диакон близ святых дверий, и наводя орарем, глаголет ко вне стоящим велегласно: И во веки веков. Лик: Аминь».

Практика по литургической заметке «Служебника» начала XXI столетия

Благослови, влады-ко, время Трисвята-го.

Иерей же, знаменуя его, глаголет: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсы-лаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно.

Скончавшуся же тропарю, приходит диакон близ святых дверий, и показуя орарем, первее убо ко иконе Христове, глаголет: Господи, спаси благочести-выя: И поют певцы по ликом тожде. Диакон: И услыши ны. И паки поют певцы по ликом тожде. Также диакон наводит орарем, глаголя ко вне стоящим велегласно: И во веки веков. Лик: Аминь».

Практика русских православных приходов начала XXI в.

после чего, подойдя к последнему с протянутым под благословение орарем, говорит: «Благослови, владыко, время Трис-вятаго». Практика ответа у пресвитеров разная («Благословен Бог наш всегда.», «Яко свят еси, Боже наш.»). Диакон, ответив «Аминь», выходит через царские врата на амвон и, повернувшись лицом на восток, возглашает: «Господу помолимся». Лик: «Господи, помилуй». Иерей: «Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно». Диакон возглашает (кто-то стоит на месте, а кто-то поворачивается к образу Христа): «Господи, спаси благочести-выя». Лик повторяет. Диакон: «И услыши ны». Лик повторяет. Диакон, повернувшись лицом к народу и проводя орарем по воздуху от южной к северной стороне громогласно возглашает: «И во веки веков». Затем диакон входит в алтарь, делает такие же поклоны с южной стороны Престола, как и в начале, после чего встает на свое место для молитвы Трисвятого.

Возглас: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возслыаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно. Диакон: И во веки веков. Лик: Аминь.

И поющу лику Трис-вятое.»

Благослови, влады-ко, время Трисвята-го.

Иерей же, знаменуя его, глаголет: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсы-лаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно.

Далее бросается в глаза отличие литургической заметки в «Служебнике» о каждении на чтении Апостола: «Апостолу же чтому, диакон, приемь кадильницу и фимиам, приходит ко священнику, и приемь благословение от него, кадит Святую Трапезу окрест, и Олтарь весь, и священника»1. То есть, каждение должно, согласно указанию из богослужебной книги, не во время чтения апостольского зачала, как принято в традиции Русской Церкви, а во время пения аллилуария.

Далее «Служебник» указывает о том, какие должны быть действия и слова перед чтением Святого Евангелия, если Литургия совершается вместе с диаконом: «Священник же, стоя пред Святою Трапезою, глаголет молитву сию: Воз-сияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный свет. <...> Диакон же, кадило отложив на обычное место, приходит ко священнику, и подклонив ему главу свою, держа орарь крайними персты и указуя на Святое Евангелие, глаголет: Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста (имярек). Священник, знаменуя его, глаголет: Бог, молитвами святаго славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имярек), да даст тебе глагол благовествующему. <.> И подает ему Святое Евангелие. Диакон же, рек: Аминь, и поклонився Святому Евангелию, приемлет е, и изшед Святыми дверьми, предходящим ему лампадам, приходит и стоит на амвоне, или на учиненнем месте. Иерей же, стоя пред Святою Трапезою и зря к западу, возглашает: Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Таже: Мир всем»2. То есть священник стоит перед престолом, читает молитву «Возсияй в сердцах наших.», после чего диакон, подойдя к пастырю, просит благословения: «Благослови, владыко, благовестителя...». Иерей читает молитву «Бог, молитвами святаго славнаго...», после чего отдает Евангелие диакону, который, после «Аминь», исходит через царские врата на амвон. Все это, по идее, должно происходит в алтаре между пресвитером и диаконом, то есть народ диалог не должен слышать. Возглашение для церковного собрания начинается со слов священника: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия».

Согласно современной традиции, во время возглашения чтецом аллилуа-рия, пресвитер и диакон подходят к престолу, где крестятся и прикладываются, после чего иерей дает Евангелие диакону, который, в свою очередь, обносит Книгу вокруг престола и, выйдя через царские врата, ставит (не кладет) ее на аналой (на который кладет орарь) лицевой стороной на восток. В это время иерей идет на горнее место, читая молитву «Возсияй в сердцах наших.» После окончания чтения и пения аллилуария, диакон обращается к пресвитеру: «Благослови, владыко, благовестителя.». Священник, стоя на горнем месте и благословляет: «Бог, молитвами святаго славнаго.» Диакон в это время приклоняет главу, по традиции, опираясь на верхнюю часть Евангелия. После молитвы диакон говорит: «Аминь», после чего кладет Книгу и открывает ее. Пресвитер возглашает: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем».

1 Божественная Литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго // Служебник.

С. 113.

2 Там же. С. 113-115.

В дореволюционное время на сугубой ектении прошение «Еще молимся о блаженных и приснопамятных.» выглядело так: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных Святейших патриарсех православных, благочестивых царех, и благоверных царицах, и создателех святаго храма сего [или: святыя обители сея], и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду православных»1. После революционных событий в этом прошении убираются упоминания о «благочестивых царех и благоверных царицах»: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных Святейших патриарсех православных, и создателех святаго храма сего [аще во обители: святыя обители сея], и о всех пре-ждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных»2.

В 2004 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви добавил прошение в сугубую ектению перед последним «Еще молимся о плодоносящих и добродеющих.»: «Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего [аще во обители: святыя обители сея]»3.

На этом же Архиерейском Соборе был изменен диалог между священником и диаконом после Великого входа и поставления Святых Даров на престол.

Диалог после Великого входа до 2004 г.4

Диалог после Великого входа после 2004 г.5

И отдав кадильницу, приклонив главу, глаголет диакону:

Помяни мя, брате и сослужителю. И диакон ему: Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем. Таже и диакон, поклонив и сам главу, держа вкупе и орарь треми персты десницы, глаголет ко священнику: Помолися о мне, владыко святый. И священник: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя.

И диакон: Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего.

И паки тойжде: Помяни мя, Владыко святый. И священник: Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Диакон же, рек: Аминь, и целовав десницу священника, исходит северными дверьми, и став на обычнемместе, глаголет: Исполним молитву нашу Господеви.

И отдав кадильницу, приклонив главу, глаголет диакону: Помолися о мне, брате и сослужи-телю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И диакон к нему: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. И священник: Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего. Таже и диакон, поклонив и сам главу, держа вкупе и орарь треми персты десницы, глаголет ко священнику: Помяни и мя, владыко святый. И священник: Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков. Диакон же, рек: Аминь, и целовав десницу священника, исходит северными дверьми, и став на обычнем месте, глаголет: Исполним молитву нашу Господеви.

1 Божественная Литургия иже во святых отца нашего Василия Великого. Л.27.

2 Божественная Литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго // Служебник. С. 118.

3 Там же. С. 118.

4 Божественная Литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго // Служебник. — М.: Международный Издательский центр православной культуры, 1995. С. 131-132.

5 Божественная Литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго // Служебник. С. 134135.

В «Последовании диаконском служении» находим следующее указание перед Символом веры во время пения хором «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную.»: «Диакон (тихо): Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое»1. Однако мы не видим такого указания в «Служебнике», кроме того, что диакон (или диаконы) совершают молчаливое целование креста на ораре: «И диакони, аще будут два, или три, целуют кийждо орарь свой, идеже креста образ, и друг друга в рамена, тожде глаголюще, еще и священницы [до этого речь шла о приветствии «Христос посреде нас» и «Иесть, и будет» — прим.]. Подобне же и диакон спокланяется, на немже стоит месте, и целует орарь свой, идеже есть креста образ, и тако возглашает: Двери, двери, премудростию вонмем»2. При этом слова «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя.» по «Служебнику» произносит только иерей.

Согласно «Последованию диаконского служения», после пресвитерского возгласа «Святая святым» диакон, войдя в алтарь и подойдя к престолу, говорит: «Раздроби, владыко, Святый Агнец»3. В «Служебнике» указывается произносить диакону так: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб»4. Также в «Последовании» указывается, что диакон, приобщаясь Тела и Крови Христовой, говорит текст с упоминанием своего имени: «Преподаждь ми, владыко, диакону (имярек), Честное Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»5, «Преподаждь ми, владыко, диакону (имярек), Честную и Святую Кровь Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа»6. В «Служебнике» даны следующие строки: «Пре-подаждь ми, владыко, Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»7, «Преподаждь ми, владыко, Честную и Святую Кровь Господа

и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»8.

* * *

Настоящее краткое исследование показывает нам на примере «Служебников» Х1Х-ХХ1 столетий, что развитие богослужебных текстов происходит постоянно, что непременно входит в церковную и литургическую историю. Любые изменения обосновываются либо практическими моментами (которые, чаще всего, так и остаются в устной традиции), либо историческими. И те, и другие учитываются, но не всегда находят отражение в новоизданных богослужебных книгах. Однако и устные (практические), и исторические (чаще всего вписы-

1 Чин священныя и Божественныя Литургии // Исследование диаконского служения: учебное пособие для диаконов в 2-х т. Т. 1. С. 147.

2 Божественная Литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго // Служебник. С. 139-140.

3 Чин священныя и Божественныя Литургии // Последование диаконского служения: учебное пособие для диаконов в 2-х т. Т. 1. С. 167.

4 Божественная Литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго // Служебник. С. 161.

5 Чин священныя и Божественныя Литургии // Последование диаконского служения: учебное пособие для диаконов в 2-х т. Т. 1. С. 168-169.

6 Там же. С. 170.

7 Божественная Литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго // Служебник. С. 164.

8 Там же. С. 167.

ваемые в «Служебники» и иные литургического характера издания) моменты должны быть описываемы и впоследствии сравниваемы для выявления либо полезности, либо нецелесообразности моментов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатисъ, 2007. — 366 с.

2. Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. / предисл. митр. Кирилла (Гундяева). М.: Духовная библиотека, 2000. — 509 с. — (серия «Церковные реформы»).

3. Божественная Литургия иже во святых отца нашего Василия Великого. М.: Синодальная типография, 1893. — 60 об. л.

4. Последование диаконского служения: учебное пособие для диаконов в 2-х т. Т. 1. / сост. протодиак. Максим Синюк; общ. ред. архидиак. Андрея Мазура. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Храм святых бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2011. — 512 с.

5. Служебник. М.: Международный Издательский центр православной литературы, 1995. — 504 с.

6. Служебник / Изд. 8-е. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. — 592 с.

REFERENCES

1. Afanasij (Saharov), svt. O pominovenii usopshih po Ustavu Pravoslavnoj Cerkvi. SPb.: Satis", 2007. — 366 s. (In Russian).

2. Balashov N., prot. Na puti k liturgicheskomu vozrozhdeniyu. / predisl. mitr. Kirilla (Gundyaeva). M.: Duhovnaya biblioteka, 2000. — 509 s. — (seriya «Cerkovnye reformy»). (In Russian).

3. Bozhestvennaya Liturgiya izhe vo svyatyh otca nashego Vasiliya Velikogo. M.: Sino-dal'naya tipografiya, 1893. — 60 ob. l. (In Russian).

4. Posledovanie diakonskogo sluzheniya: uchebnoe posobie dlya diakonov v 2-h t. T.1. / sost. protodiak. Maksim Sinyuk; obshch. red. arhidiak. Andreya Mazura. — 2-e izd., ispr. i dop. M.: Hram svyatyh bessrebrennikov i chudotvorcev Kosmy i Damiana na Marosejke, 2011. — 512 s. (In Russian).

5. Sluzhebnik. M.: Mezhdunarodnyj Izdatel'skij centr pravoslavnoj literatury, 1995. — 504 s. (In Russian).

6. Sluzhebnik / Izd. 8-e. M.: Izdatel'stvo Moskovskoj Patriarhii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 2015. — 592 s. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 11.10.2023; одобрена после рецензирования: 21.11.2023; принята к публикации 5.12.2023.

The article was submitted 11.10.2023; approved after reviewing: 21.11.2023; accepted for publication 5.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.