УДК 246:264.0
https://doi.org/10.24158/fik.2018.1.32
Страхова Ирина Александровна
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и теологии Белгородского государственного национального исследовательского университета
Вербина Оксана Викторовна
Strakhova Irina Aleksandrovna
PhD in History, Associate Professor, Department of Philosophy and Theology, Belgorod State National Research University
Verbina Oksana Viktorovna
старший преподаватель кафедры теории и истории культуры Белгородского государственного института искусств и культуры
Гламазда Светлана Николаевна
старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Белгородского государственного института искусств и культуры
ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА В ПРАВОСЛАВИИ, КАТОЛИЦИЗМЕ И ПРОТЕСТАНТИЗМЕ (КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Senior Lecturer, Department of Theory and History of Culture, Belgorod State Institute of Arts and Culture
Glamazda Svetlana Nikolayevna
Senior Lecturer, Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Belgorod State Institute of Arts and Culture
LITURGICAL ARTS IN ORTHODOXY, CATHOLICISM, AND PROTESTANTISM (CULTURAL AND HISTORICAL ANALYSIS)
Аннотация:
В статье рассматривается эволюция в понимании сакральных смыслов храма как культурного события, в его интерпретации как культурно-символической реальности в разных христианских конфессиях. Уточняется смысловая специфика христианского храма и литургических видов искусств как исторически и экзистенциально значимого культурного события, что представляет интерес для культурологических исследований. Анализируются такие виды богослужебного искусства, как архитектура, музыка и живопись. Исследованы взгляды на литургическое пространство христианского храма в соответствии с его евангельскими основаниями и ветхозаветными прообразами. Сравниваются православная, католическая и протестантская богослужебные традиции, каждая из которых оказывает влияние на специфику литургических видов храмового искусства. Отмечено, что искусство в христианском храме глубоко символично, все виды богослужебного искусства неразрывно взаимосвязаны между собой. Именно в храме для человека возможно правильное духовное понимание смыслов, которые заложены в литургическом искусстве.
Ключевые слова:
христианство, православие, католицизм, протестантизм, храм, литургические виды искусства, архитектура, музыка, живопись.
Summary:
The paper deals with the historical evolution that occurred in the understanding of the sacred meanings of a temple as a cultural event, its interpretation as a cultural and symbolic reality in different Christian denominations. The authors clarify the specific meaning of the Christian temple and liturgical arts as the historical and existentially significant cultural event. It is of great interest to cultural researchers. Such types of liturgical arts as architecture, music, and painting are considered. The research examines the views on the liturgical space of the Christian church in accordance with its evangelical foundations and Old Testament prototypes. The study compares Orthodox, Catholic and Protestant liturgical traditions influencing the liturgical forms of temple art. The paper notes that art in the Christian church is deeply symbolic, and all kinds of liturgical art are inextricably intertwined. It is the temple that determines the proper spiritual understanding of the liturgical art's meaning by a person.
Keywords:
Christianity, Orthodoxy, Catholicism, Protestantism, temple, liturgical arts, architecture, music, painting.
Понятие «литургические виды искусства» применимо в настоящей статье к христианским храмам, где храм представляется как культурно-исторический текст. Рассматривая исторические этапы формирования литургического искусства христианского храма, его художественной среды, сначала обратимся к богослужебным формам искусства в Ветхом Завете Священного Писания, затем к новозаветным и современным.
Прежде всего рассмотрим особенности богослужебной среды и живописного искусства в ветхозаветном храме. Уже с этого периода храмовое искусство характеризуется стремлением
объединить в себе различные виды искусства. Все лучшее, что создает человек в области религиозного искусства, создается им во имя Бога. Человек воплощает в себе художника и одновременно «художественное произведение - храм». Об этом сказал апостол Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и дух Божий живет в вас?» (1-е Кор. 3:16). Здесь следует также обратиться к ветхозаветной истории первых людей, жизнь которых можно назвать богослужением в раю, так как оно заключалось в свободном излиянии благоговейного чувства перед Творцом. Грехопадение нарушает живую связь с Создателем. Человек оскверняет свой храм телесный и изгоняется из храма Эдемского. В дальнейшем человечество в разных его представителях пыталось восстановить утерянную связь и общение с Богом. Скиния во времена Моисея становится первым храмом Богу. Сам Бог через Моисея устанавливает все правила, в соответствии с которыми она должна быть построена. Скинию называют «жилищем Бога» или «местом встречи», первоначально она была переносной в виде шатра.
В ветхозаветной скинии находились богослужебные предметы, которые были сделаны по откровению свыше. Господь сказал Моисею: «Всё <сделайте>, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте. <...> поставь скинию по образцу, который был показан тебе на горе» (Исх. 25:9-40). К вышеупомянутым предметам относились жертвенник из золота, семисвечник (светильник), стол для хлебов предложения, которые находились в святилище, и ковчег Завета - главная святыня, которая находилась в святая святых за завесой, сделанной из разноцветной шерсти и крученого виссона. На завесе искусною работою сделаны херувимы. Крышка ковчега по повелению Бога должна быть выполнена из золота, и на ней были помещены изображения двух херувимов, обращенных друг к другу лицом. «Сделай также крышку из чистого золота. и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края. и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими <будут> друг к другу. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе» (Исх. 25:17-21).
Далее священный текст показывает главный образец ветхозаветного храма, построенного Соломоном в Иерусалиме, который, с одной стороны, повторяет устройство и структуру скинии, но, с другой, принципиальным образом отличался от всего, что ему предшествовало в еврейской истории. Впервые храм был возведен в качестве постоянного и основательного каменного здания.
В этот период большое развитие и профессионализацию получает богослужебное пение. Певцы и музыканты иерусалимского храма объединялись в замкнутую касту, связанную узами родства. Постороннему человеку невозможно было стать членом этой закрытой организации. Храмовым певцом можно было только родиться, и рожденный в этом звании должен был посвятить этому делу всю жизнь. В функции этой организации входило исполнение определенных песнопений, а также создание новых. Обучение и воспитание молодых певчих осуществлялось посредством передачи знаний из уст в уста. Такое объединение храмовых певцов-музыкантов представляло собой единый организм, они одновременно выполняли роль творца, исполнителя, педагога и ученика [1]. Все это представляло некую замкнутую систему, которая гарантировала надежное сохранение традиций богослужебного пения.
В Соломоновом храме изображений херувимов, согласно тексту Священного Писания, было достаточно много. Например, в середине святая святых Соломон поставил двух херувимов, которые были изготовлены из масличного дерева. Оба крыла их были распростерты. На всех стенах храма были различные изображения херувимов, пальмовых деревьев и распускающихся цветов. Иногда синагоги и усыпальницы этого периода украшались фресками и мозаиками, среди которых были орнаменты и символы, а также сцены из Священной истории.
В целом ветхозаветный храм, а затем и синагоги имели несколько развитых типов искусств: архитектуру, пение, живопись. Все предметы ветхозаветного храма носили богоустановленный характер и служили прообразами Нового Завета. Например, жертвенник - возвышенность, на которой (позднее около которого) закалывали жертвенное животное, в Новом Завете символизировал пещеру, в которой родился Иисус Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол, куда Он вознесся после Своего Воскресения. «Медное море» - огромный сосуд для воды, сделанный из меди, внешне напоминавший шестилиственную лилию (3-е Цар. 7:23-26; 2-е Пар. 4:2-5), под верхними краями которого находились литые украшения, - являлось символом очищения.
В новозаветный раннехристианский период постепенно складывается богослужебный канон, формируются структурно-смысловые основы христианского храма, обеспечивающие пространственно-временное единство литургических видов искусств: архитектуры, пения, богослужебного чтения, живописи. Изображения часто носят аллегорический, скрытый характер, они сохраняют особенности дохристианских искусств. Христиане вначале собираются в частных домах, затем в катакомбах, где уже присутствуют символические изображения.
Раннехристианское богослужебное искусство - это фрески с изображением Христа, Бо-жией Матери, святых, событий Священной истории Ветхого и Нового Заветов. Эти изображения разделяются на символические: якорь, голубь, птица феникс, петух, агнец, крест, монограммы с именем Иисуса Христа; аллегорические: притча о десяти девах, о Добром Пастыре; библейские события: Ной в ковчеге, изображения пророка Ионы, Даниил во рву львином, поклонение волхвов, воскрешение Лазаря. В этот период начал складываться иконописный канон.
В византийский период формируется подход к храму, определяющий его назначением воспитание нового человека. Храм становится образом Царствия Небесного. Во времена правления императора Константина христиане выходят из катакомб, количество верующих во много раз увеличивается, изменяется характер храмового искусства и богослужения. Появляется и становится основным в употреблении крестово-купольный тип храма, его внутреннее содержание сформировано на основе синтеза различных искусств, где художественное и реальное пространство сливаются в одно символическое целое, дополняясь литургической поэзией и музыкой.
Если первохристианское богослужение было сосредоточено главным образом на евхаристии, лишено торжественности, то византийское богослужение происходит в пышных государственных базиликах, оно приобретает роскошность, становится театрализованным, эффектным, резко усложняется. Придворный императорский церемониал в данный период становится главным источником литургического творчества. Византийская литургия становится императорской. Появляются обряды процессий, сложная система входов и выходов, которые делают богослужение пышным и выразительным.
Следуя дальше за историческими событиями, мы видим, что после разделения церкви на Западную и Восточную пути христианского искусства расходятся. Западное церковное искусство идет своим особенным путем, преемницей же византийского стиля становится Русь.
Если изначально все храмы на Руси строились в византийской традиции, византийскому стилю соответствовало также внутреннее убранство храма, то позднее появляется самобытный русский стиль храмостроительства религиозной живописи. Постепенно шлемовидный византийский купол заменяет луковичный тип купола как символ глубокого молитвенного горения к небесам, а в дальнейшем луковичный тип купола становится самым популярным на Руси, число его глав глубоко символично. Главный элемент в храме - иконостас. В XVI в. формируется структура высокого иконостаса. Появляется знаменное пение, которое употребляется в православных церквях вплоть до настоящего времени. Затем постепенно входит в употребление партесное (многоголосное) пение. Для русской церковной традиции главным принципом литургического духовного восхождения человека становится соборность.
Формирующим фактором храмового искусства в православной традиции становится канон, главным принципом - взаимодействие литургических искусств на основе соборности, симфонии искусств. Храмовое богослужение, подчиняя единому замыслу элементы изобразительного искусства, словесного творчества, музыки, пения, выступает как организующее начало синтеза искусств. «Звучащее» пространство православного храма выражается в особом звуковом материале, который представляется колокольным звоном, песнопениями. Музыка как бы способна устанавливать космический порядок.
Богослужебная православная музыка - это настоящее богословие в проповедях и звуках, центр молитвенных устремлений. В православном храме музыка всегда исполняется без музыкального сопровождения. Ее характеризуют особый внутренний строй, собранность, чистота, открытость. В церковной музыке отсутствуют эмоциональность, чувственность, крайность - все то, что отвлекало бы человека от молитвы, обращенной к Богу.
Одну из существенных ролей в общем строе православного богослужения выполняет свет и его многочисленные источники. Главный символ света в пространстве храма - это невидимый Божественный свет, который символически обозначен на иконах. Сияние, подобное Божественному свету, исходит от позолоченных предметов в убранстве храма. Золотой цвет присутствует на куполах. Горящие лампады и свечи также создают свет, который напоминает о Божественном. Правильному восприятию иконографических изображений и росписей способствует царящая в православном храме «голубая завеса фимиама». Она вносит во всю атмосферу храма некоторое смягчение и умиротворение.
Весь этот синтез искусств в православном храме направлен на человека, чтобы повысить его религиозные ощущения и восприятие Бога. Идею синтеза литургических искусств сформулировали Н.Ф. Федоров и П.А. Флоренский. Храм, по мнению Н.Ф. Федорова, - это символическое подобие идеальной вселенной, в которую внесен строй и смысл, видимый образ небесной церкви. Храм подобен человеку, и человек - храму [2]. Началом искусства философ считает религию.
П.А. Флоренский, рассуждая в своих книгах о храмовом искусстве, приходит к выводу, что оно включает в себя, кроме архитектуры и живописи, «искусство огня, искусство дыма, искусство
запаха, искусство одежды, искусство древнего распевного пения, искусство своеобразной церковной хореографии, проступающей в размеренности церковных движений, ритуал печения просфор, ритуал прикосновения к иконам и различным вещам в храме - кресту и прочее» [3]. Природа церковной красоты, по его мнению, не земная, а небесная. Источник красоты - это Бог. Все, что наполняет храм, - это образ Божественной красоты.
В отличие от православной традиции на Западе главной тенденцией развития храмового искусства становится процесс секуляризации литургического искусства, историей которого стали разнообразные периоды, которые в итоге привели к большому удалению от традиционных форм богослужебного искусства.
Рассматривая католическую традицию, можно отметить, что главной здесь является идея кафоличности, которая больше всего воплощена в храме, построенном в готическом стиле. Готический храм представляет собой сочетание стремительных линий и пространственного объема. Все это создает представление о величии Бога, Его непостижимости. В основе плана католического храма Средневековья лежит латинский вытянутый крест. В католическом храме можно выделить такие виды искусств, как скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка. Можно говорить об окончании развития богослужебного пения на Западе в то время, когда происходит развитие григорианского пения.
Западная и восточная концепции богослужебного пения по мере своего исторического развития приобретали все более значительные и специфические различия. В католической литургической традиции начинает употребляться орган, который прочно утверждается в богослужебной практике. Что касается католических священных изображений, то персонажи подаются в их «естественном состоянии», «как живые». В католических храмах присутствуют скульптурные изображения. Скульптурные изображения более телесны, натуралистичны и позволяют акцентировать доминантную для католицизма идею мученичества, жертвенности [4, с. 123]. Можно отметить, что в православном храме такие изображения отсутствуют. Также в отличие от употребляемой в православной иконописной традиции манеры обратной перспективы в католической традиции употребляется прямая перспектива. Все католические изображения, в том числе и иконописные, наполнены психологизмом и реалистичностью.
Теперь рассмотрим протестантскую традицию. Архитектура церквей протестантского направления совершенно иная, нежели в православной и католической традициях. С внешней стороны протестантские храмы могут отличаться своими размерами, декоративными изображениями религиозного характера, но внутренний интерьер протестантского храма практически ничем не отличается от светского зала. Специфика протестантского вероучения состоит в исключении представлений о храме как «жилище Бога». Храм предназначен для собрания людей, объединенных своими религиозными воззрениями. В англиканских, лютеранских и реформаторских храмах нет архитектурных деталей и предметов, связанных с элементами католического культа.
В то же время здание может иметь колокольню, быть украшено колоннадой, куполом на высоком или низком барабане, скульптурными изображениями, над куполом может быть установлен крест. Иногда внутри протестантского храма можно встретить живописные изображения на библейские темы, в алтаре может быть полотно с сюжетом распятия. В молитвенных домах, например баптистов и представителей более поздних протестантских церквей, не встречается религиозная живопись и скульптура [5, p. 53]. Интерьер этих зданий может содержать только изображение креста и библейских изречений. В связи с тем, что протестантизм - это огромное разнообразие направлений, то говорить о каком-то едином стиле очень сложно.
Главное направление в развитии храмового искусства в протестантизме - это богослужебное пение. Во многих современных протестантских движениях, в частности неохаризматических, музыке на богослужениях уделяется огромное внимание. В общинах современных протестантских направлений употребляется поп- и рок-музыка, на молодежных собраниях звучит так называемый христианский хип-хоп. В неохаризматических общинах это проявляется наиболее радикально. В меньшей степени это выражено в более традиционных направлениях, например в баптистских организациях.
Исследование символических прообразов храма и литургических видов искусств в православии, католицизме и протестантизме показало, что все христианские церкви имеют схожее понимание некоторых богослужебных действий. Так, все священные изображения в храме не являются предметами поклонения, это не идолы, они используются как средство для связи с Первообразом-Богом, являются выражением Божественного присутствия. Молитва человека обращена к Богу, а не к иконе. Главные иконографические изображения в храме - это изображения Христа в Его воплощенном человеческом облике, Богородицы, святых, символы и знаки.
В христианском храмовом искусстве присутствует принцип синтеза, что является свидетельством высочайшего уровня развития. Религиозная живопись и музыка, храмовая архитектура и весь обряд богослужения демонстрируют гармоничную связь религии и искусства.
Соответствие канону в православном храме является главным принципом, по которому создаются храмовая архитектура, живопись, вся православная символика. Можно встретить некоторые отличия во внешнем и внутреннем облике некоторых православных храмов, размещенных в той или иной местности. Они связаны с национальными, местными, климатическими условиями, а также духовным состоянием общества в различные исторические периоды.
Литургическое пространство католического храма допускает наряду с иконами присутствие картин на холсте, мозаики, скульптурных изображений, рельефов, витражей.
В протестантизме не обнаруживаются архитектурные предметы и детали, связанные с элементами католического культа, который не приемлем для протестантов. В поздних протестантских церквях отсутствует религиозная живопись и скульптура.
В целом же христианский храм во всех конфессиях является средством воспитания человека путем его восхождения к Богу, литургическое же искусство, синтез искусств выступает средством создания среды храма. Христианский храм - это не собрание красивых или старинных вещей, а комплекс разнородных искусств, органично взаимосвязанных между собой. Каждое из искусств неотделимо от общего целого и является гранью храмового синтеза. Храм - это та среда, в которой церковное искусство находит свое подлинное прочтение.
Ссылки:
1. Мартынов В. История богослужебного пения. М., 1994. 240 с.
2. Федоров Н.Ф. Сочинения : в 4 т. М., 1995-2000.
3. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 199-215.
4. Комисова Е.И. Специфика религиозной символики западного христианства // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2015. № 2. С. 122-126.
5. Goosen G. Bringing Churches Together. A Popular Introduction to Ecumenism. 2nd ed. Geneva, 2001. 184 p.