Научная статья на тему '«Лицей-вуз» и качество образования'

«Лицей-вуз» и качество образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Лицей-вуз» и качество образования»

A. РЫЖКИН, профессор, ректор

B. ЛЕБЕДЕВ, доцент, директор технического лицея

В. БУТ, канд. пед. наук

Донской государственный технический

университет

Заметным явлением последнего десятилетия в регионе стало динамичное развитие взаимодействия школ и вузов. Характер этого взаимодействия существенно отличается от процессов в системе непрерывного профессионального образования тем, что акцент в системе «школа-вуз» делается на фундаментальное образование и на развитие первичных навыков научной деятельности.

Наиболее яркие последствия, связанные с повышением качества образования, отмечаются в системе «лицей-вуз», особом виде интеграции общего среднего и высшего профессионального образования.

Сегодня в г. Ростове-на-Дону реализовано несколько моделей организации профильного обучения в муниципальном образовательном пространстве. К однопрофильной модели следует отнести ряд лицеев: коммерческий, юридический, экономический, военнотехнический, школу №1 Пролетарского района, имеющую медицинские классы, гимназии №14, №36, а к многопрофильным — классический лицей, лицей «Многопрофильный», Донскую реальную гимназию.

В течение ряда лет успешно развивается модель сетевой организации профильного обучения. Учебно-научно-педагогические комплексы «РААИ-Школа», «ДГТУ-Школа», «РГСУ-Школа», «РГУ-Школа», «Филиал НГМА-Школа» и другие целенаправленно и организованно привлекают образовательные ресурсы (материально-технические, учебно-методические, кадровые) системы общего, среднего и

«Лицей-вуз» и

качество

образования

высшего профессионального, а также дополнительного образования.

Подобная кооперация позволяет не только дать ученику полное среднее образование, подготовить его кпоступ-лению в вуз, но и способствовать развитию его познавательных и коммуникативных возможностей, формированию творческого и научного мышления.

Практика показывает, что взаимодействие школы и вуза особенно эффективно при наличии в вузе наиболее интегрированного звена — лицея. Такими учебными заведениями в регионе являются технический лицей при ДГТУ, лицей при строительном университете, военно-технический лицей при военном институте. Особенность их функционирования заключается в широком взаимодействии детской микросреды среднего общеобразовательного учреждения и научно-образовательной среды университета: системное взаимодействие детей и взрослых на уровне библиотек, лабораторий, спортивных и культурно-массовых мероприятий, общеобразовательных и выпускающих кафедр; взаимодействие преподавателей лицея и университета в плане научной деятельности, взаимодействие детского театра и культурного центра, совместный отдых в спортивно-оздоровительном лагере университета и др.

Результатом такого взаимодействия является формирование личностноориентированной модели образования, в которой возможно воспитание будущей творческой личности в специально организованной среде.

Рассмотрим образовательный про-

цесс в техническом лицее при ДАТУ, сопоставляя его характеристики с личностно-ориентированной моделью образования [1-2].

Как известно, структурная единица содержания в этой модели представлена ценностями, постоянно переходящими в личностные смыслы. Развитие определяется как становление в человеке системы ценностей, ценностных ориентаций, субъективных смыслов. В лицей на конкурсной основе поступают дети, успешно проявившие себя в области математики, физики, информатики; образовательная программа лицея, рассчитанная на 36 часов в неделю, обеспечивает им повышенную подготовку в этом направлении. Первичный интерес к физико-математическим наукам у учащихся поддерживается и укрепляется за счет уровня и стиля преподавания педагогов лицея и вуза. Особенностью работы этих преподавателей является то, что они активно занимаются конкретными научными исследованиями, а математика, физика, информатика являются инструментами в их работе.

Взаимодействие лицеистов и преподавателей несет в себе особый уровень отношений: ценности одного могут быть поняты другим и отнесены, «примерены» к себе.

В личностной модели образования ценностные ориентации являются содержательной стороной развития, и данный факт призван изменить весь облик образовательного процесса. Практическая деятельность преподавателя и лицеиста в процессе обучения математике, физике, информатике опирается на формирование у учащихся научного стиля мышления.

Отметим, что личностно-ориентированная модель в технологическом плане представляет собой субъектносубъектную модель, т.е. такую структуру общения преподавателя и учаще-

гося, при которой оба выступают как активные агенты.

На аксиологическом языке такое общение может быть определено как обмен ценностями. Эта процедура актуализируется в процессе занятий лицеистов на выпускающих кафедрах технического университета. По-видимому, здесь впервые профильное обучение старшеклассников опирается на погружение учащихся в научно-образовательную среду специальных кафедр вуза. Таким образом, усиленная подготовка по фундаментальным дисциплинам подкрепляется групповой и индивидуальной работой с учащимися лицея под руководством ведущих преподавателей ДГТУ. Акцент делается на развитие начальных навыков научной деятельности с использованием механизма «переноса», выстраивается линия «лицеист-студент-аспирант-про-фессор», строятся личные карьерные планы по образцу.

Научные сотрудники кафедр формируют обратную связь по отношению к профильным общеобразовательным предметам, усиливая мотивацию изучения математики, физики, информатики на повышенном уровне. Возрастает роль психолога, активно включающегося в воспитательную программу «Первые шаги в науке на кафедрах вуза». Формируются кафедральные микроколлективы, включающие в себя лицеистов, студентов, аспирантов, выпускников лицея, как динамичные образования, решающие конкретные задачи по этой проблеме. Перед ними ставится, в частности, задача продлить «состояние детства», имея в виду склонность ребенка к наивности, любознательности, эксперименту.

Таким образом, воспитание научного мышления у лицеистов опирается на явную и сильную связь между детским мышлением и научным мышлением высококлассных специалистов, способ-

ных по-новому рассматривать «очевидные» проблемы [3].

Курс «Введение в специальность» на кафедрах «Программное обеспечение вычислительной техники и вычислительных систем», «Автоматизация производственных процессов», «Металлорежущие станки и инструменты», « Экономика и менеджмент» и др. опирается на систему спецкурсов и дисциплины «Основы инженерного творчества» и «Инженерная графика».

Мониторинг качества образования

Традиционные формы контроля соответствуют знаниевой парадигме и опираются на «субъект-объектную» модель образования. Тестовые технологии имеют определенные преимущества, связанные с объективностью оценивания, этот способ контроля отслеживает формализованную часть знаний.

Если реальный образовательный процесс близок к личностно-ориентированной модели, возникает проблема оценивания уровня личностных смыслов учащихся.

По нашему мнению, личностные смыслы могут быть оценены в интегрированных системах в процедурах, близких к процессам их формирования, т.е. в процессах взаимодействия специалистов высокого уровня и учащихся. Такими формами являются диалог, собеседование, дискуссия, семинары, конференции, т.к. они рассматривают учащихся в качестве активных участников взаимодействия, моделирующего формы научной деятельности.

Следует выделить три уровня оценки качества образования в инте-гриро-ванной системе: знаниевый уровень, уровень профилизации, уровень реализации личностных смыслов.

Знаниевый уровень. В интегрированных системах широко развернут внутришкольный мониторинг, опираю-

щийся на соответствующие локальные нормативные акты. В частности, по «Положению о промежуточной аттестации» в техническом лицее при ДГТУ проводятся экзаменационные сессии.

Результаты первой сессии, как правило, указывают на наличие адаптационного процесса, связанного с переходом в структуру повышенного уровня обучения. Значительное место занимает тестовый контроль, а также процедуры, в которых присутствуют элементы отслеживания уровня личностных смыслов. К ним относятся детские региональные конференции «Первые шаги в науке», организуемые ежегодно на базе технического лицея при ДГТУ, конференции Академии наук юных исследователей, олимпиад различного уровня, в которых особое место занимает олимпиада «Эрудит» под эгидой управления образования администрации г. Ростова-на-Дону. Отметим, что на этом этапе обучения измерение качества должно быть организовано так, чтобы не вносить существенные изменения ни в процесс обучения, ни в его структуру.

Результаты работы комиссии министерства образования Ростовской области по аккредитации структур повышенного уровня образования, проведенной в 2003 году, указывают на то, что лицеи при вузах подтвердили свой статус. Приведем результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике в 2002 и 2003 годах. (Табл.1.)

Уровень профилизации. Уровень профильного обучения в профильных классах и школах можно оценить по количеству учащихся, выбравших профессию или направление дальнейшего обучения, которые можно соотнести с проведенной профилизацией. Например, в Ростовскую академию архитектуры и искусств поступает от 55% до 80% выпускников из общеобразовательных учреждений, входящих в ком-

Таблица 1.

Результаты экзамена по математике в техническом лицее в форме ЕГЭ

Показатели / Г оды 2002 2003

1. Количество выпускников 80 94

из них получивших оценки:

«5» 26 37

«4» 42 45

«3» 12 12

«2» 0 0

2. Средний балл 4,2 4,27

плекс «РААИ-школа». За 10 лет в муниципальном общеобразовательном пространстве военно-технического лицея 65% его выпускников выбрали профессию военнослужащего. За 15 лет развития технического лицея при ДГТУ до 90% его выпускников поступает в Донской государственный технический университет. Можно с уверенностью говорить о выполнении в этих структурах социальной функции образования. Уровень профилизации в системе «лицей-вуз» оценивается по трем критериям: динамика выбора лицеистами факультетов и специальностей ДГТУ, адаптация лицеистов в вузе по отношению к студентам соответствующих специальностей, корреляция успешности обучения в лицее и в вузе.

С 1991 года в лицее ДГТУ действует структура психологической поддержки: психолог, методист по профильной подготовке, классные воспитатели. Оказание психологической помощи учащимся при выборе будущей специальности является чрезвычайно важной задачей.

Остановимся на анализе адаптационных процессов в системе «лицей-вуз». Нами разработан алгоритм, позволяющий сравнивать адаптационные процессы студентов-лицеистов и сту-дентов-выпускников общеобразовательных школ. В качестве критерия,

оценивающего адаптационную ситуацию, был выбран средний балл успеваемости при допущении, что средний балл успеваемости в аттестате о среднем (полном) образовании является стопроцентным (100%) порогом адаптации, по достижении которого можно говорить о завершении адаптационного периода.

Отслеживая успеваемость по результатам сессии и сравнивая ее средний балл по отношению к выбранному порогу, можно сопоставлять адаптационные процессы разных категорий студентов, определять длительность адаптационного периода. Преимущество данного алгоритма заключается в том, что рассматривается не абсолютный уровень успеваемости, а его отклонение от базового, что дает возможность анализировать процесс адаптации студентов, имеющих разные психофизические, умственные и другие возможности. Недостатком является выбор только одного критерия анализа. Если к предложенному алгоритму добавить критерий, определяющий уровень здоровья студентов, то картина оценки адаптационных процессов будет полной.

Статистический анализ адаптационной ситуации, отслеживаемой специалистами технического лицея на протяжении всех лет его существования, по-

Рис.1. Адаптационные процессы в системе «лицей-вуз»

зволил сделать следующие выводы: учащиеся технического лицея, попав в новый тип учебного заведения (из обычной школы в лицей), на первом году обучения (10 класс) снижают показатели успеваемости в среднем на 20%; на втором году обучения (11 класс) уровень успеваемости выравнивается, что позволяет говорить о завершении адаптационного периода в условиях обучения в техническом лицее. Из рис.1 следует, что уровень успеваемости студен-тов-лицеистов снижается в среднем на 10% (второй адаптационный период в условиях вуза, длительность которого в среднем составляет два семестра), в то время как студенты, пришедшие в вуз из других учебных заведений, проходят адаптационный период с худшими показателями (снижение уровня успеваемости в среднем на 20%, длительность адаптационного периода в среднем 3-4 семестра). Выборка, по которой проводился статистический анализ, составляет 400 человек и включает периоды с 1994 по 1998 годы, что позволяет судить о его достоверности.

Уровень реализации личностных смыслов. За 15 лет функционирования технического лицея как структуры, ра-

Н. ЦЕРЦЕК, гл. специалист Министерство природнъх ресурсов РФ

Н. ПОНОМАРЕВ, профессор Министерство образования РФ Е. ХАБАРОВА, доцент Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова В. КОНСТАНТИНОВ, профессор Московский педагогический государ-ственнъ й университет

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002 г.) - «в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специ-

ботающей в составе и под научным руководством факультета довузовской подготовки ДГТУ, лицей закончили 932 лицеиста (13 выпусков), 427 человек окончили ДГТУ: это 80% по отношению к количеству первых восьми выпусков лицея (1991-1998 гг.).

В частности, наблюдается тенденция переориентации части лицеистов из сферы науки в сферу бизнеса. Макровоздействие на систему «лицей-вуз», которое ответственно за этот процесс, по существу, выявило ее достаточную гибкость: высокий уровень достижения первичной цели (развитие навыков научной деятельности) позволяет формировать и стремление к творческой, высокоинтеллектуальной деятельности в областях, непосредственно не связанных с наукой.

Литература

1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориенти-

рованное образование: опыт разработки парадигмы. — Ростов н/Д, 1997.

2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М., 1999.

3. Дьюи Д. Психология и педагогика мыш-

ления. — М., 1997.

Экологическое образование в высшей школе

алистов в стране устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и выс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.