Научная статья на тему 'Лицензирование права пользования недрами в Российской Федерации'

Лицензирование права пользования недрами в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1919
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / НЕДРА / ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / LICENSING / MINERAL RESOURCES / RIGHT OF USE / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркеев Александр Иванович

Система лицензирования это новое название старой разрешительной системы, альтернатива которой активно предлагалась агентами иностранного влияния в виде договорных отношений. В новых экономических условиях санкционных отношений Запада и России следует внимательно всмотреться в нормы действующего права с целью недопущения разбазаривания оставшихся ресурсов, с одной стороны. Активизации привлечения так называемых инвесторов, способных не только к финансированию, но и к предоставлению передовых технологий в недродобыче, с другой стороны. Нормативные акты приводятся по состоянию на 01.03.2015 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINERAL RESOURCES IN RUSSIAN FEDERATION: RIGHT-TO-USE LICENSING

Licensing system is a new name for the former authorization-based system, whose alternative was offered by foreign-influence agents in the form of contractual relations. Under the new economic conditions of sanctions-based relations between the West and Russia the rules of the active law should be considered in order to, on the one hand, to prevent wasting of the remaining resources and, on the other hand, to attract investors capable of financing and providing advanced technologies for mineral extraction. Normative acts of 01.03.2015 are presented.

Текст научной работы на тему «Лицензирование права пользования недрами в Российской Федерации»

УДК 34

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Александр Иванович Маркеев

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых и социальных наук, тел. 8-903-902-64-10, е-mail: markeev@sapa.nsk.su

Система лицензирования - это новое название старой разрешительной системы, альтернатива которой активно предлагалась агентами иностранного влияния в виде договорных отношений. В новых экономических условиях санкционных отношений Запада и России следует внимательно всмотреться в нормы действующего права с целью недопущения разбазаривания оставшихся ресурсов, с одной стороны. Активизации привлечения так называемых инвесторов, способных не только к финансированию, но и к предоставлению передовых технологий в недродобыче, - с другой стороны. Нормативные акты приводятся по состоянию на 01.03.2015 года.

Ключевые слова: лицензирование, недра, право пользования, Российская Федерация.

MINERAL RESOURCES IN RUSSIAN FEDERATION: RIGHT-TO-USE LICENSING

Alexander I. Markeyev

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof., Department of Legal and Social Sciences, tel. 8-903-902-64-10, е-mail: markeev@sapa.nsk.su

Licensing system is a new name for the former authorization-based system, whose alternative was offered by foreign-influence agents in the form of contractual relations. Under the new economic conditions of sanctions-based relations between the West and Russia the rules of the active law should be considered in order to, on the one hand, to prevent wasting of the remaining resources and, on the other hand, to attract investors capable of financing and providing advanced technologies for mineral extraction. Normative acts of 01.03.2015 are presented.

Key words: licensing, mineral resources, right of use, Russian Federation.

Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление1.

1 Об организации работ по сбору и обобщению информации по лицензиям на пользование недрами: приказ МПР РФ от 12.09.2003 г. № 834 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами2.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на:

Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

2 „ О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами: Пост. ВС РФ от 15.07.1992 г. № 3314-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. - № 33. - Ст. 1917.

Лицензия удостоверяет право на:

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону «О недрах» .

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:

Практической реализации государственных

программ развития добываю щей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности РФ

Социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего наданной территории, и всех граждан РФ

Равных возможностей

всех юридическихлиц и

граждан в получении

лицензий

ЕС.™ ш

Развития

рыночных

отношений.

проведения

антимонопольном

политики в сфере

пользования

недрами

Необходимых

гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их

права пользования недрами

3 О недрах: Фед. закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 (ред.01.03.2015 г.) // Рос. газ. 1992. - 05 мая.

Организационное обеспечение государственной системы лицензирования в соответствии со ст. 16 Закона «О недрах» возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.

Федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы:

- представляют в Правительство РФ предложения о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения;

- о включении в перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются без проведения аукционов:

- участков недр федерального значения континентального шельфа РФ;

- участков недр федерального значения, расположенных на территории РФ и простирающихся на ее континентальный шельф;

- участков недр федерального значения, содержащих газ для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а также о предоставлении права пользования такими участками без проведения аукционов.

- осуществляют подготовку перечня участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование;

- утверждают такой перечень и условия предоставления участков недр, за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения.

- согласовывают перечни участков недр местного значения

- обеспечивают функционирование государственной системы лицензирования, за исключением лицензирования пользования участками недр местного значения.

- осуществляют подготовку условий пользования участками недр для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых относительно каждого участка недр, за исключением участков недр местного значения.

Федеральные органы исполнительной власти участвуют в обеспечении функционирования государственной системы лицензирования в соответствии с их полномочиями, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами4, относительно

4 Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр: Приказ Минприроды России от 29.09.2009 г. № 315 // БНА РФ. -2010. - № 10.

участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубо-

ких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов5, при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения6, и порядок7 рассмотрения таких заявок для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами

о

для геологического изучения недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения), для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого или технологического обеспечения водой объектов промышленности, либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесённых к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и экс-

5 Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов: Пост. Правит. РФ от 22.12.2004 г. № 827 // СЗ РФ. - 2004. - № 52. - Ст. 5495.

6 Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения: Пост. Правительства РФ от 27.11.2008 г. № 897 // СЗ РФ. - 2008. - № 49. - Ст. 5839.

у

7 Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ: Пост. Правительства РФ от 08.01.2009 г. № 4 // СЗ РФ. - 2009. - № 3. - Ст. 405.

8 Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения): Приказ Минприроды РФ от 15.03.2005 г. № 61 // Рос. газ. - 2005. - 12 мая.

плуатации таких нефте- и газохранилищ9, для размещения отходов производства и потребления, для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, для образования особо охраняемых геологических объектов10, для предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр11, для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов12, а также при установлении факта открытия месторожде-

13

ния полезных ископаемых13 на участке недр (за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых, и участка недр местного значения) пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.

Порядок лицензирования пользования участками недр устанавливается законодательством Российской Федерации. Форма бланка14 лицензии на пользо-

9 Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности: Приказ МПР РФ от 29.11.2004 г. № 710 // Рос. газ. - 2005. 19 янв.

10 Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для образования особо охраняемых геологических объектов: Приказ МПР РФ от 29.11.2004 г. № 712 // Рос. газ. - 2004. - 24 дек.

11 Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение краткосрочного (сроком до одного года) права пользования участком недр: Приказ МПР РФ от 24.01.2005 г. № 22

// Рос. газ. - 2005. - 03 марта.

12

12 Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов: Приказ МПР РФ от 29.11.2004 г. № 711 // Рос. газ. - 2004. - 24 дек.

13

13 Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр, за исключением участка недр федерального значения и участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения: Приказ МПР РФ от 24.01.2005 г. № 23 // Рос. газ. - 2005. - 03 марта.

14 Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр: приказ МПР РФ от 29.09.2009 г. № 315 // БНА РФ. - 2010. - № 10.

вание недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Технические ошибки (описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки либо подобные ошибки), допущенные при оформлении или переоформлении лицензий на пользование недрами, в том числе в сведениях о границах участков недр, исправляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, относительно участков недр местного значения - уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в течение 15 календарных дней после обнаружения ими технических ошибок или в течение 60 календарных дней после получения от владельца лицензии на пользование недрами заявления об исправлении в этой лицензии технических ошибок в случае подтверждения указанными органами наличия таких ошибок.

Заявление об исправлении технических ошибок в лицензии на пользование недрами подаётся владельцем лицензии на пользование недрами в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган, относительно участков недр местного значения - в уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган, относительно участков недр местного значения уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ информирует владельца лицензии на пользование недрами об исправлении технических ошибок в лицензии или об отказе в их исправлении в течение семи календарных дней после принятия решения об их исправлении или об отказе в их исправлении. Исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами осуществляется в случае, если такое исправление не влечёт за собой прекращение, возникновение, переход права пользования недрами.

Споры, возникшие при исправлении технических ошибок в лицензии на пользование недрами, подлежат разрешению в судебном порядке.

Таковы правовые основы действия лицензионной системы пользования недрами в РФ. Однако в литературе раздаются голоса о необходимости реформирования данной системы.

«Следует признать, что в настоящее время лицензионная система стала тормозом развития горнодобывающего производства, притока инвестиций в отрасли недропользования. Она тормозит процессы перехода к новым организационно-правовым формам, переток капитала в наиболее перспективные горные предприятия и объединения и не позволяет государству оперативно воздействовать на развитие этой отрасли экономики, воздействуя административными методами»15.

15 Клюкин, Б.Д. О развитии договорной основы права пользования недрами // Государство и право. - 2004. -№ 9.

«В целях совершенствования системы лицензирования недропользования предлагается: 1. Разработать и утвердить стандарты государственных услуг в сфере лицензирования недропользования. 2. Разработать и утвердить методику расчета стартового разового платежа за пользование недрами. 3. Законодательно предусмотреть меру ответственности за «спекулятивный срыв» аукционов на получение прав пользования недрами. 4. Внести изменения в действующее законодательство в части разделения сумм разовых платежей за пользование недрами между федеральным и республиканским бюджетами. 5. Переход от формального контроля к реальному»16.

«Система лицензирования за время своего существования (около 15 лет) показала себя как неэффективный способ пользования недрами. Во-первых, в лицензии не прописываются условия деятельности недропользования, что часто приводит к нарушениям со стороны компаний. Во-вторых, из-за того, что не существует прав, обязанностей и ответственности сторон и государство может лишить компанию права пользования недрами в одностороннем порядке, это привело к отсутствие массовых прямых инвестиций за годы действия ли-

17

цензионной системы» .

Правовое регулирование недропользования становилось предметом исследования, начиная с конца XIX века. Первыми сравнительно-правовыми исследованиями на эту тему стали вышедшая в 1870 г. работа В.А. Грамматчикова «Горное законодательство и горная администрация Англии, Бельгии, Франции, Австрии и Пруссии», монография А.А. Штофа «Сравнительное изложение горных законов, действующих в России и в главнейших горнопромышленных государствах Западной Европы».

Следующий этап развития горного законодательства связан с активным привлечением в экономику СССР иностранного капитала, посредством законодательного закрепления концессий. Правовые проблемы недропользования затрагивались в исследованиях, посвященных концессионным договорам. Из работ этой эпохи можно отметить монографию И.Н. Бернштейна «Очерк концессионного права СССР».

В настоящее время в правовой литературе активно продвигается способ регулирования отношений недропользования по Европейскому примеру, -с помощью заключения гражданско-правового договора. По замыслу апологетов данного способа лицензионный порядок непривычен иностранным инвесторам, поэтому следует пойти им навстречу, изменить систему выделения участков недр с разрешительного на договорный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Таханова, С.С. Лицензирование недропользования // Разведка и охрана недр. - 2007. -№ 12. - С. 55.

17

Ажогина, Н.Н. Государственное регулирование эффективного использования природных ресурсов России и проблемы формирования национальной конкурентоспособности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2010. - № 2. С. -99.

В сложившихся экономических условиях, на наш взгляд, следует прекратить дожидаться иностранного инвестора, озабоченного расширением санкций в отношении России. На необъятных просторах такой огромной страны как Россия самым лучшим из двух способов, - разрешительного и договорного, является разрешительный, позволяющий контролировать порядок, интенсивность и полноту геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Данный способ позволяет наилучшим образом обеспечить защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Да, иногда, в некоторых местах, разрешительный способ в силу разных причин (недостаточная грамотность сотрудников Роснедр, неправомерное поведение недропользователей и тому подобное, может быть недостаточно эффективен. Но это отдельные случаи, распространять которые на всю систему не имеет смысла.

Если говорить об изменениях в данной системе, то представляется необходимым изменение конституционного положения о разграничении предметов ведения в отношении участков недр на федеральный, субъектов федерации и местный уровни. Данное разграничение затрудняет разработку полезных ископаемых, геологическое изучение, охрану недр.

Процесс упрощённого изъятия участков земли для государственных и муниципальных нужд уже принят и с 01.04.2015 г. принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя), - ст. 56.3 Земельного кодекса РФ.

Следует не только совершенствовать администрирование в данной сфере, но и возвращаться к необходимости преимущественного предоставления лицензий на недропользование государственным унитарным предприятиям и акционерным обществам с преобладающим государственным капиталом.

В экономической литературе дореформенного периода встречалось утверждение о том, что государственные предприятия работают хуже частных. Данное утверждение не основано на реальных фактах и должно быть ревизовано. При равных возможностях в энерговооружённости частного и государственного предприятий выработка в больших объёмах возможна только при интенсификации труда, сокращении затрат на охрану жизни и здоровья работников.

Мы сталкивались уже неоднократно с трагедиями в данной сфере, - взрывами на шахтах, завалами рабочих, пожарами на скважинах и транспортных магистралях. Государство обязано готовить высококвалифицированных работников горной сферы, предоставлять им фронт работ, гарантировать возмещение вреда при наступлении несчастного случая, достойное пенсионное содержание. Частник в эту схему целиком не вписывается, опыт прошедших лет доказал нам это с очевидностью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Об организации работ по сбору и обобщению информации по лицензиям на пользование недрами: приказ МПР РФ от 12.09.2003 г. № 834 [Электронный ресурс] // Консультан-тПлюс: [справочно-поисковая система].

2. О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами: Пост. ВС РФ от 15.07.1992 г. № 3314-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. - № 33. - Ст. 1917.

3. О недрах: Фед. закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 (ред.01.03.2015 г.) // Рос. газ. -1992. - 05 мая.

4. Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр: Приказ Минприроды России от 29.09.2009 г. № 315 // БНА РФ. - 2010. - № 10.

5. Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов: Пост. Правит. РФ от 22.12.2004 г. № 827 // СЗ РФ. - 2004. - № 52. - Ст. 5495.

6. Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения: Пост. Правительства РФ от 27.11.2008 г. № 897 // СЗ РФ. - 2008. - № 49. - Ст. 5839.

7. Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ: Пост. Правительства РФ от 08.01.2009 г. № 4 // СЗ РФ. - 2009. - № 3. - Ст. 405.

8. Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения): Приказ Минприроды РФ от 15.03.2005 г. № 61 // Рос. газ. - 2005. - 12 мая.

9. Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности: Приказ МПР РФ от 29.11.2004 г. № 710 // Рос. газ. - 2005. 19 янв.

10. Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для образования особо охраняемых геологических объектов: Приказ МПР РФ от 29.11.2004 г. № 712 // Рос. газ. - 2004. - 24 дек.

11. Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение краткосрочного (сроком до одного года) права пользования участком недр: Приказ МПР РФ от 24.01.2005 г. № 22 // Рос. газ. - 2005. - 03 марта.

12. Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов: Приказ МПР РФ от 29.11.2004 г. № 711 // Рос. газ. - 2004. -24 дек.

13. Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр, за исключением участка недр федерального значения и участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения: Приказ МПР РФ от 24.01.2005 г. № 23 // Рос. газ. - 2005. - 03 марта.

14. Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр: приказ МПР РФ от 29.09.2009 г. № 315 // БНА РФ. - 2010. - № 10.

15. Клюкин, Б.Д. О развитии договорной основы права пользования недрами // Государство и право. - 2004. -№ 9.

16. Таханова, С.С. Лицензирование недропользования // Разведка и охрана недр. -2007. - № 12. - С. 55.

17. Ажогина, Н.Н. Государственное регулирование эффективного использования природных ресурсов России и проблемы формирования национальной конкурентоспособности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2010. - № 2. С. - 99.

© А. И. Маркеев, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.