Научная статья на тему 'Лицензирование– это качество и надежность'

Лицензирование– это качество и надежность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
452
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лицензирование– это качество и надежность»

Проблемы качества в строительной отрасли

УДК 69:34

Ф. А. Ганиев, директор Филиала ГУ "Федеральный лицензионный центр при Госстрое России" на территории РТ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ - ЭТО КАЧЕСТВО И НАДЕЖНОСТЬ

Лицензирование представляет собой одно из средств государственного регулирования рынка -единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской деятельности. Цель лицензирования - защита прав и свобод человека и гражданина, здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства, а также охрана культурного наследия народов Российской Федерации.

Лицензирование как одно из средств государственного регулирования деятельности по проектированию, строительству и инженерным изысканиям введено с началом реформ, направленных на внедрение рыночной экономики в стране. Защищая права и имущество граждан и юридических лиц, обеспечивая единство экономического пространства, лицензирование непосредственно способствует повышению качества строительной продукции.

Впервые государственное лицензирование строительной деятельности на территории РСФСР введено постановлением Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 года № 593 "О введении государственного лицензирования строительной деятельности на территории РСФСР".

В Республике Татарстан на основании постановления Кабинета Министров РТ от 18 января 1993 года № 14 "О введении государственного лицензирования строительной деятельности" был образован Лицензионный центр Республики Татарстан по проектной и строительной деятельности при Государственном комитете РТ по строительству и архитектуре.

До 2001 года лицензирование всех видов строительной деятельности осуществлялось Госстроем России совместно с субъектами Российской Федерации. При этом действие лицензий, выдаваемых федеральным органом, охватывало всю территорию России, а региональные документы действовали только в пределах определенного субъекта Федерации. И порой условия выдачи местных и центральных лицензий существенно различались, что не могло не сказываться на качестве проектно-строительных работ и нередко приводило к конфликтным ситуациям и арбитражным разбирательствам. Поэтому в целях упорядочения процесса отраслевого лицензирования, обеспечения единого подхода к нему на всей территории России, начиная с 1999 года, вопросы лицензирования строительной деятельности сосредотачивались в

ведении Госстроя РФ, а в субъектах Российской Федерации создавались структурные подразделения. В соответствии с этим для организации и ведения работы с соискателями лицензий и лицензиатами по видам деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госстроя России, приказом № 169 от 28.12.1999 года создан филиал Федерального лицензионного центра при Госстрое России на территории Республики Татарстан. Директором филиала назначен Фирдинат Абдулхакович Ганиев.

Лицензируемые виды деятельности определены Федеральным законом № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. " О лицензировании отдельных видов деятельности".

Согласно постановлению Правительства РФ № 135 от 11 февраля 2002 года " О лицензировании отдельных видов деятельности" к полномочиям Госстроя России отнесены следующие виды деятельности, подлежащей лицензированию:

- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

- проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

- строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

В марте 2004 года Госстрой России был реформирован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Ему переданы все полномочия Госстроя России, в том числе и по выдаче лицензий на инженерные изыскания, проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

Татарстанский филиал - одно из ведущих подразделений Федерального лицензионного центра (ФЛЦ), что является следствием функционирования в республике крупнейшего строительного комплекса, представленного тысячами организаций и предприятий. Только в 2004 году Филиалом ФЛЦ на территории РТ выдано 1433 лицензии, в том числе: на осуществление деятельности по строительству -1219 лицензий, проектирование объектов и сооружений - 193 и производство инженерных изысканий - 21 лицензия. Отказано в выдаче лицензии на отдельные виды работ 7 соискателям из-за отсутствия квалифицированных профессиональных кадров или из-за

Ф.А. Ганиев. Лицензирование — это качество и надежность

недостаточности материально- технической базы. На 1 июня 2005 г. уже выдано 703 лицензии. Такая активность строительных организаций связана с празднованием 1000-летия города Казани. Ведь в городе возводится много новых красивых зданий, реставрируются исторические и культурные памятники, ремонтируются дороги.

Что же входит в сферу деятельности Филиала Федерального лицензионного центра? Филиал обеспечивает предварительное рассмотрение и систематизацию документов соискателей лицензий, направляемых в ФЛЦ, обеспечивает участие своих работников в проведении оценки соответствия соискателей лицензий (лицензиатов) лицензионным требованиям и условиям при проведении Федеральным агентством по строительству и ЖКХ мероприятий по лицензированию, создает информационную и техническую базу по формированию и ведению единого реестра лицензий (зарегистрированных, приостановленных и аннулированных), разрабатывает нормативно-методические документы по его ведению. Созданный реестр лицензий Федерального агентства позволяет получать объективную и оперативную информацию о лицензированных участниках российского рынка проектных и строительных услуг и их рейтинге. Данная информация открыта для ознакомления с ней физических и юридических лиц, которые вправе получить ее в соответствии с нормами федерального закона.

Получение лицензии обуславливается наличием у соискателя квалифицированных и опытных кадров, производственно-технической базы, необходимых машин и механизмов, а также нормативно-технической документации в количестве и объемах, обеспечивающих выполнение строительных и проектных работ, оказание услуг согласно лицензионным требованиям. Особое внимание при лицензировании уделяется наличию у соискателя лицензии внутрипроизводственной системы контроля качества выполняемых работ. Это и есть главная задача лицензирования - обеспечить потребителю качественные строительные услуги.

Другим важным направлением деятельности филиала, непосредственно влияющим на повышение качества в строительстве, является контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.

Контрольные проверки проводятся на основании ежеквартальных предписаний, утвержденных в Федеральном агентстве, а также при наличии жалоб и информации о низком качестве работ и услуг, о нарушениях СНиП и при поступлении в филиал соответствующих письменных предложений надзорных и руководящих органов. Проверяются достоверность представленной документации по местонахождению лицензиатов, данные о наличии и квалификации работников, производственной базе,

обеспеченности нормативно-технической документацией, наличии системы контроля качества. За 2004 год филиалом проведено 600 проверок, по результатам которых приостановлено действие 190 лицензий, выдано 139 предупреждений. На 1 июня 2005 г. проведено уже 309 проверок, по результатам которых приостановлено действие 45 лицензий и вынесено предупреждение 189 лицензиатам.

Учитывая, что высокое качество могут обеспечить только квалифицированные специалисты, контроль за укомплектованностью соответствующими кадрами осуществляется при всех проверках. Одно из лицензионных требований -повышение не реже одного раза в пять лет квалификации кадров от руководителей до рядовых специалистов. В этом вопросе филиал плодотворно сотрудничает с Казанским государственным архитектурно-строительным университетом.

При филиале создана экспертная комиссия, которая помогает осуществлять взаимодействие администрации Республики Татарстан и Федерального агентства по строительству и ЖКХ в обеспечении лицензирования, позволяет наиболее объективно решать вопросы, возникающие в процессе лицензирования и контроля за выполнением лицензионных требований и условий. Экспертная комиссия филиала рассматривает документы соискателей лицензии и выдает рекомендации с ходатайством о предоставлении, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия специальных разрешений. На основании этих рекомендаций подготавливаются материалы, необходимые для заседания Лицензионной комиссии Федерального агентства по строительству и ЖКХ, которая и принимает соответствующие решения. Эти данные заносятся в базу данных реестра лицензий Федерального агентства.

Чувство ответственности за результаты своей деятельности, необходимость тесного взаимодействия с местными исполнительными органами власти и контрольными (надзорными) организациями выдвинули дополнительные требования ко всем работникам филиала, как при исполнении своих прямых обязанностей, так и при совместной работе с другими службами. В результате удалось выработать оптимальную форму сотрудничества со всеми структурами и на стадии документального подтверждения пожеланий соискателей лицензий, и на этапе контроля за соблюдением лицензионных требований и условий. Наиболее четкая и тесная форма взаимодействия и координации осуществляется с

Госархстройнадзором РТ, подразделениями Госэкспертизы, Санэпиднадзора, Жилищной инспекцией, что имеет важное значение и в итоге непосредственно влияет на повышение качества

Проблемы качества в строительной отрасли

строительной, проектной и изыскательской продукции, а также создает дополнительные возможности для информирования потребителей и заинтересованных организаций.

Коллектив ФФЛЦ на территории РТ постоянно работает над обеспечением системности процесса лицензирования и стремится превратить этот процесс в действенный инструмент государственного воздействия на качество и надежность проектно-строительного комплекса, препятствуя вхождению в рынок строительных услуг недобросовестных хозяйствующих субъектов.

В последнее время среди специалистов широко обсуждался вопрос об изменениях в лицензировании, высказывались и все еще дискутируются разные точки зрения. Вплоть до самых радикальных - вообще отменить лицензирование. Отфильтровать профессионалов от "любителей" еще на подступах к производству работ призвана система лицензирования,

предусмотренная соответствующим федеральным законом.

В условиях слабости рыночных институтов отмена лицензирования и соответственно государственного регулирования, а также замена лицензирования альтернативными методами преждевременны. Ослабление государственного регулирования приведет к ухудшению качества строительной продукции, необоснованным градостроительным и проектным решениям, снижению безопасности эксплуатации объектов, а следовательно, безопасности каждого российского гражданина.

Бывают случаи, когда строительная деятельность осуществляется и вовсе без лицензии. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) карается законом.

Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена ликвидация юридического лица по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

В соответствии со ст.14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с

конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Также не обошел стороной этот вопрос и Уголовный кодекс Российской Федерации. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, наказывается штрафом в размере от трехсот минимальных размеров оплаты труда и вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

Лицензирование строительной деятельности осуществляется не только в Российской Федерации, но и во многих иностранных государствах, в том числе и государствах - участниках СНГ.

27 марта 1997 г. подписано Соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств - участников Содружества Независимых Государств. Соглашение вступило в силу для государств: Белоруссия - с 27 мая 1997 года, Узбекистан - с 26 августа 1997 года, Таджикистан - с 3 ноября 1997 года, Украина - с 22 июня 1998 года, Армения - с 4 марта 1999 года, Азербайджан - с 29 марта 2000 года, Казахстан - с 3 мая 2000 года, Киргизия - с 23 ноября 2000 года, Молдавия - с 13 января 2003 года.

Иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, также получают лицензию в Росстрое России в том же порядке, что и российские юридические лица. К перечню документов, представляемых соискателем лицензии, утвержденному Федеральным законом № 128-ФЗ, они представляют решение уполномоченного органа иностранной организации о создании филиала (отделения) в РФ или представительства или копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации, положение о филиале или представительстве юридического лица, доверенность, выданную иностранной организацией на главу российского отделения, свидетельство о внесении филиала или представительства в сводный государственный реестр аккредитованных на территории РФ иностранных компаний.

В мире существуют разные системы контроля строительной деятельности. Лицензирование, соответствующее понятию лицензирования строительной деятельности в России, действует в Китае, Австрии, Финляндии, Турции, Югославии, Нидерландах и других странах.

Везде в обязательном порядке осуществляются

Ф.А. Ганиев. Лицензирование — это качество и надежность

следующие требования к организациям, собирающимся заниматься строительной деятельностью: подтверждение квалификации физических лиц и регулярное ее повышение; наличие безаварийной строительной истории организации и опыта работы в строительстве для физических лиц; экспертиза сложных проектов и согласование их в различных инстанциях; получение разрешения на строительство в местных органах власти и строгий контроль за производством работ. Во всех странах окончательное решение о том, кто виновен в случае аварии, причинения ущерба в результате строительной деятельности, принимает суд.

Мы считаем, что опыт, накопленный российской системой лицензирования строительной деятельности, необходимо развивать и адаптировать к изменяющимся условиям современного рынка, не снижая при этом необходимой жесткости контроля за теми областями, которые связаны с повышенной опасностью.

Таким образом, как для отечественных, так и для иностранных фирм получение лицензии - дело хлопотное, но необходимое для участия на российском рынке, для создания качественной строительной продукции. Федеральный лицензионный центр - в этом надежный помощник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.