Научная статья на тему 'ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АЭС В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС'

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АЭС В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА / LICENSING / NUCLEAR POWER / NUCLEAR SAFETY / NUCLEAR POWER PLANTS / EURASIAN ECONOMIC UNION / ENVIRONMENTAL PROTECTION / CLIMATE CHANGE PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лизикова Марина Сергеевна

В статье исследуется опыт лицензирования атомных электростанций государств-членов ЕАЭС, как уже располагающих функционирующими АЭС, так и планирующих их строительство. Отмечены различные подходы государств к лицензированию деятельности в данной области, что может привести к увеличению сроков и необоснованному удорожанию строительства АЭС. На основе проведенного анализа сделан вывод о необходимости гармонизации процесса лицензирования АЭС в государствах-членах ЕАЭС, а также высказано предложение о целесообразности выработки унифицированных норм лицензировании деятельности в области использования атомной энергии в рамках интеграционного объединения и отражения их в соответствующем международно-правовом акте ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лизикова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LICENSING NUCLEAR POWER PLANTS IN MEMBER COUNTRIES OF THE EAEU

In the article researched the experience of licensing of nuclear power plants of member states of the EAEU, both already having functioning nuclear power plants and planning its construction. It noted the different approaches of states to the licensing of the activity in this area, which can lead to increased time and unnecessary increase in the cost of construction of nuclear power plants. On the basis of the analysis it makes the conclusion on the necessity of harmonization of the process of licensing activity of nuclear power plants in member states of the EAEU, as well as it exprecces an opinion on the expediency of developing unified norms of licensing of activity in the field of usage of atomic energy withing the integration unification and reflection of its in the relevant international-legal act of the EAEU.

Текст научной работы на тему «ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АЭС В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС»

обеспечивается функциональная совместимость и вывод на рынки инновационных цифровых продуктов и услуг. Так, в 2019 году Росстандарт утвердил первый в России национальный стандарт «интернета вещей» (IoT). «Предварительный национальный стандарт РФ «Информационные технологии. Интернет вещей. Протокол беспроводной передачи данных на основе узкополосной модуляции радиосигнала NB-Fi)» утвержден с датой введения в действие 1 апреля 2019 года и сроком действия до 1 апреля 2022 года. Кроме того, технический комитет ТК-194 разрабатывает еще два документа, регулирующие сферу интернета вещей: ГОСТ Р «Информационные технологии. Интернет вещей. Эталонная архитектура интернета вещей и индустриального интернета вещей»; ГОСТ Р «Информационные технологии. Интернет вещей. Термины и определения» [13]. Законодательством РФ предусмотрена гармонизация национальных стандартов с международными и региональными стандартами.

Литература и источники

1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // URL:https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda.

2. ЮНСИТРАЛ. Цели в области устойчивого развития // https://uncitral.un.org/ru/about/sdg.

3. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. №1. 2018. С.89.

4. Лизикова М.С. Обзор второй международной научно-практической конференции «Лаптевские чтения 2018» // Предпринимательское право. 2018. № 4. С. 70-73.

5. Будникова Ю.Е. Правовые проблемы перехода к инновационной экономике// Право и государство: теория и практика.

2017. № 5(149). С. 85-90.

6. Лебедь К.А. Решение Арбитражного суда. М.-Берлин, 2015.

7. Lord Chancellor, Lord Chief Justice and Senior President of Tribunals, Transforming our Justice System: Joint Vision Statement, September 2016. // URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/553261/joint-visionstatement.pdf 4 H.

8. Ashley Morgan. IloT .The trends, opportunities and legal challenges for transforming industry in Asia // URL: https://www.lexology.comAibrary/de1ail.aspx?g=a7e7c260-3a85-414f-94a9-91ffl8a6d8cde.

9. Стратегия развития Сбербанка 2020 // URL:https://www.sberbank.ru/ru/about/today/strategy_2020.

10. Проект федерального закона «О совершении сделок с использованием электронной платформы» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/617867-7.

10. Санникова Л.В., Харитонова Ю.С. Цифровые активы как объекты предпринимательского оборота // Право и экономика.

2018. № 4. С. 27-34.

11. Федеральный закон от 27.06.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств». СЗ РФ. 2018. № 27. Ст. 3950.

12. Проект: Технический комитет 194 «Кибер-физические системы» (ТК 194) https://www.rvc.ru/press-service/news/company/139420.

References and Sources

1. Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda // URL:https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda.

2. YUNSITRAL. Celi v oblasti ustojchivogo razvitiya // https://uncitral.un.org/ru/about/sdg.

3. Habrieva T.YA., CHernogor N.N. Pravo v usloviyah cifrovoj real'nosti // ZHurnal rossijskogo prava. №1. 2018. S.89.

4. Lizikova M.S. Obzor vtoroj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Laptevskie chteniya 2018» // Predprinimatel'skoe pravo. 2018. №

4. S. 70-73.

5. Budnikova YU.E. Pravovye problemy perekhoda k innovacionnoj ekonomike// Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2017. № 5(149). S. 85-90.

6. Lebed' K.A. Reshenie Arbitrazhnogo suda. M.-Berlin, 2015.

7. Lord Chancellor, Lord Chief Justice and Senior President of Tribunals, Transforming our Justice System: Joint Vision Statement, September 2016. // URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/553261/joint-visionstatement.pdf 4 H.

8. Ashley Morgan. IloT .The trends, opportunities and legal challenges for transforming industry in Asia // URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=a7e7c260-3a85-414f-94a9-91f08a6d8cde.

9. Strategiya razvitiya Sberbanka 2020 // URL:https://www.sberbank.ru/ru/about/today/strategy_2020.

10. Proekt federal'nogo zakona «O sovershenii sdelok s ispol'zovaniem elektronnoj platformy» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/617867-7.

10. Sannikova L.V., Haritonova YU.S. Cifrovye aktivy kak ob"ekty predprinimatel'skogo oborota // Pravo i ekonomika. 2018. № 4. S. 27-34.

11. Federal'nyj zakon ot 27.06.2018 g. «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti protivodejstviya hishcheniyu denezhnyh sredstv». SZ RF. 2018. № 27. St. 3950.

12. Proekt: Tekhnicheskij komitet 194 «Kiber-fizicheskie sistemy» (TK 194) https://www.rvc.ru/press-service/news/company/139420.

СОЛОВЯНЕНКО НИНА ИВАНОВНА - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права, Институт государства и права РАН ([email protected]) SOLOVYANENKO, NINA I. - Ph.D. in Law, Senior Research Fellow, Business and Corporate Law Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences.

УДК 342.2+346+349.7+621.039

ЛИЗИКОВА М.С. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АЭС В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС

Ключевые слова: лицензирование, атомная энергетика, ядерная безопасность, атомные электростанции, Евразийский экономический союз, охрана окружающей среды, предотвращение изменения климата.

В статье исследуется опыт лицензирования атомных электростанций государств-членов ЕАЭС, как уже располагающих функционирующими АЭС, так и планирующих их строительство. Отмечены различные подходы государств к лицензированию деятельности в данной области, что может привести к увеличению сроков и необоснованному удорожанию строительства АЭС. На основе проведенного анализа сделан вывод о необходимости гармонизации процесса лицензирования АЭС в государствах-членах ЕАЭС, а также высказано предложение о целесообразности выработки унифицированных норм лицензировании деятельности в области использования атомной энергии в рамках интеграционного объединения и отражения их в соответствующем международно-правовом акте ЕАЭС.

LIZIKOVA, MS.

LICENSING NUCLEAR POWER PLANTS IN MEMBER COUNTRIES OF THE EAEU

Keywords: licensing, nuclear power, nuclear safety, nuclear power plants, Eurasian Economic Union, environmental protection, climate change prevention.

In the article researched the experience of licensing of nuclear power plants of member states of the EAEU, both already having functioning nuclear power plants and planning its construction. It noted the different approaches of states to the licensing of the activity in this area, which can lead to increased time and unnecessary increase in the cost of construction of nuclear power plants. On the basis of the analysis it makes the conclusion on the necessity of harmonization of the process of licensing activity of nuclear power plants in member states of the EAEU, as well as it exprecces an opinion on the expediency of developing unified norms of licensing of activity in the field of usage of atomic energy withing the integration unification and reflection of its in the relevant international-legal act of the EAEU.

Возрастающая с каждым годом потребность в электроэнергии является одним из глобальных вызовов современности. Борьба государств за энергоресурсы осложняется геополитическими, стратегическими, экономическими, экологическими и иными факторами, которые определяют тенденции развития мировой энергетической сферы. В числе последних такие, как возникновение новых рынков электроэнергии и диверсификация ее источников в сторону чистых источников энергии, в том числе и атомной энергетики. Это, в свою очередь, призвано способствовать как обеспечению энергетической безопасности отдельных государств или интеграционных объединений, так и делу охраны окружающей среды, в том числе и в части предотвращения изменения климата.

Энергетическая интеграция государств в рамках Евразийского экономического союза осуществляется путем создания общего электроэнергетического рынка. Правовые основы его формирования, функционирования и развития определены Протоколом о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза). В результате реализации данного договора планируется достижение «повышения энергетической безопасности государств-членов, формирования в Евразийском экономическом союзе правового пространства», а также «дальнейшего укрепления экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества» [1].

Этим целям отвечает и развитие интеграции в области использования атомной энергии в рамках данного интеграционного объединения. Несмотря на то, что в настоящее время уровень интеграции в данной сфере в форме многостороннего сотрудничества не получил должного отражения в деятельности ЕАЭС, хотя это в большей степени способствовало бы «мирному использованию атомной энергии, совместному принятию решений в атомной отрасли, формированию единой энергетической политики, обеспечению контроля за атомной энергетикой» [2], тем не менее осуществляется сотрудничество в формате двусторонних отношений. И одним из его направлений является строительство атомных электростанций.

В настоящее время на территории ЕАЭС в эксплуатации находятся 11 атомных электростанций (10 российских и 1 армянская АЭС). Близится запуск Белорусской АЭС, генеральным подрядчиком при строительстве которой выступает российская сторона. На БелАЭС уже начала работу миссия МАГАТЭ, призванная подтвердить готовность атомной станции к вводу в эксплуатацию, а также ее безопасную эксплуатацию в будущем [3]. Идет обсуждение строительства АЭС в Казахстане, где уже создано совместное российско-казахское предприятие по проектированию АЭС. Ведутся переговоры с Россией по участию в строительстве АЭС на территории Армении. Еще один участник ЕАЭС - Кыргызская Республика - АЭС не имеет, а также в ближайшей перспективе не имеет планов по их строительству.

Сооружение АЭС требует соблюдения норм и правил ядерной и радиационной безопасности необходимых для обеспечения безопасности, защиты окружающей среды, жизни и

146

здоровья людей. Инструментом государственного регулирования безопасности является лицензирование. В каждом государстве действует собственная нормативно-правовая база, определяющая процесс лицензирования и требования безопасности. Строительство АЭС редко осуществляется силами одного государства, часто генеральными подрядчиками и заказчиками выступают представители разных государств. В связи с этим, крайне важно, чтобы процессы лицензирования не тормозили строительство АЭС, требуя слишком много времени на согласование, и тем самым не приводили к необоснованному требованиями безопасности увеличению затрат. В настоящее время проблема регулирующих барьеров является одной из острых проблем мировой атомной энергетики [4]

С учетом вышесказанного представляется целесообразным рассмотреть законодательство государств-членов ЕАЭС о лицензировании АЭС.

Лицензирование АЭС в Российской Федерации регламентируется положениями ФЗ «Об использовании атомной энергии» [5], а также утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 года № 280 Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии [6], устанавливающим порядок и условия выдачи и прекращения их действия.

Лицензиаром в области использования атомной энергии - Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору [7], - выдаются лицензии на размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок на срок, который, согласно п. 6 Положения, устанавливается «исходя из срока, в течение которого безопасность деятельности и объекта, на котором или в отношении которого планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности, обоснована соискателем лицензии и подтверждена результатом экспертизы обоснования безопасности». Как отмечает Ш.В. Тарба [8], таким образом бремя доказывания безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии возложено на соискателя лицензии, и тем самым у лицензиара сохраняется возможность выдачи лицензии на меньший срок. В отношении тех видов деятельности, процесс осуществления которых не предусматривает проведение ядерно и радиационно опасных работ срок действия лицензии может составлять не более 10 лет.

Выдаче лицензии на рассматриваемые виды деятельности в России предшествует обязательное проведение соискателем лицензии экспертизы обоснования безопасности объектов использования атомной энергии, порядок проведения которой утверждается лицензиаром. Наличие же заключения экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения в отношении деятельности в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами при подаче заявления о предоставлении лицензии не является обязательным. Эти документы соискатель лицензии может предоставить по собственной инициативе.

Исходя из результатов экспертизы обоснования безопасности, формируются условия действия лицензии, которые лицензиат обязан реализовывать и/или соблюдать при осуществлении деятельности с целью обеспечения безопасности объекта использования атомной энергии и/или вида деятельности на нем или в его отношении. Они являются неотъемлемой частью лицензии.

Положением также предусмотрено проведение лицензиатом каждые 10 лет периодической оценки безопасности ядерных установок. Нарушение данного требования является одним из оснований приостановления действия лицензии, наряду с грубым нарушением условий действия лицензии. Ограничения срока приостановления действия лицензии Положением не установлены. Основанием возобновления лицензии является принятие соответствующего решения лицензирующим органом.

В отличии от Российской Федерации в Республике Беларусь правовое регулирование лицензирования АЭС осуществляется не на основе отдельного акта, регулирующего лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, а на основе утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 г. № 450 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности [9].

Глава 13 указанного Положения определяет понятие лицензирования, устанавливает перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату, устанавливает требования к документам, предъявляемым соискателем для получения

лицензии, однако не содержит конкретного их перечня. Также в Положении не прописана процедура получения лицензии, содержание лицензии, условия приостановления ее действия, не закреплены права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующего органа, что, в свою очередь, является существенным недостатком правового регулирования в данной области.

Согласно Положению лицензированию подлежат все этапы жизненного цикла АЭС (проектирование, размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации).

Заявление о выдаче лицензии направляется в Департамент ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, которое является лицензирующим органом. Состав и содержание, прилагаемых к заявлению документов, определяются лицензирующим органом. При этом обязательным является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществление наблюдений за характеристиками площадки размещения ядерной установки и учет их результатов при проектировании, конструировании, изготовлении, монтаже и наладки важных для безопасности систем/элементов, обеспечении их нормального функционирования на протяжении сроков эксплуатации и вывода из эксплуатации.

Как и в Российской Федерации, процесс лицензирования в рассматриваемой сфере в Республике Беларусь предусматривает обязательное предшествующее принятию решения о выдаче лицензии проведение экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Так, «экспертиза безопасности» в отношении Белорусской АЭС, которая осуществляется специалистами ГНУ «ОИЭЯИ - Сосны», включает в себя проверку полноты обоснований безопасности ядерных установок, соответствие обосновывающих документов требованиям законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, а также международным рекомендациям [10].

Также до принятия решения о выдаче лицензии лицензирующий орган имеет право провести оценку и/или назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Этим же правом он обладает и в отношении лицензиата при обращении последнего с заявлением о внесении изменений и дополнений в лицензию.

Кроме того, следует обратить внимание, что согласно законодательству Республики Беларусь лицензированию также подлежит деятельность организаций, связанных с выполнением работ и предоставлением услуг, влияющих на безопасность АЭС, в том числе осуществляющих строительно-монтажные работы, конструирование и изготовление технологического оборудования для объектов использования атомной энергии.

Что касается сроков действия лицензии на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии, то, согласно Положению, он не ограничен.

Как и в Республике Беларусь, в Казахстане отсутствует самостоятельный нормативный правовой акт, регулирующий лицензирование деятельности в рассматриваемой сфере. Общие условия выдачи лицензий и/или приложения к ним, основания отказа в их выдаче, порядок переоформления, основания прекращения действия лицензии, которые распространяются и на деятельность в области использования атомной энергии, установлены законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» [11].

Законом предусмотрены, наряду с иными видами лицензий на деятельность в области использования атомной энергии, лицензии на выполнение работ, охватывающих отдельные этапы жизненного цикла ядерных установок - на их сооружение, эксплуатацию, вывод из эксплуатации, управление работами и проектами при размещении, сооружении, выводе из эксплуатации. На эти виды работ Комитетом атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан - органом, уполномоченным выдавать лицензии на деятельность в области использования атомной энергии [12], выдается неотчуждаемая лицензия сроком на 5 лет.

Особые условия лицензирования деятельности с объектами использования атомной энергии выше уровня изъятия закреплены законом «Об использовании атомной энергии» [13]. Статья 9 закона устанавливает сроки рассмотрения заявления на получение лицензии и (или) приложения к лицензии для работ в области использования атомной энергии (для ядерных установок 1и 2 категорий радиационной опасности он составляет не более 10 месяцев), а также

перечень объектов, работа с которыми требует особых условий выдачи лицензии. В их числе и АЭС.

Прописаны и основания приостановления действия лицензии сроком не более, чем на полгода. Таковыми являются ядерная и радиационная авария, нарушение требований ядерной и радиационной безопасности, ядерной физической безопасности, учета ядерных материалов и источников ионизирующего излучения, предоставление недостоверных сведений при получении лицензии, невыполнение в установленный срок предписаний уполномоченного органа.

Исчерпывающий перечень документов необходимых для получения лицензий на выполнение работ, связанных с этапами жизненного цикла объектов использования атомной энергии, требования к материалам, содержащимся в них, процедура получения лицензии содержатся в Стандарте государственной услуги «Выдача лицензии на выполнение работ, связанных с этапами жизненного цикла объектов использования атомной энергии», утвержденном Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 22 апреля 2015 г. № 299 [14]. Среди документов, необходимых для получения лицензий на выполнение работ, связанных с этапами жизненного цикла объектов использования атомной энергии, нет заключения экологической экспертизы. Однако, обязательное ее проведение, а также проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, предусмотрено ст. 12 закона «Об использовании атомной энергии» для проектной документации ядерных установок. Кроме того, проектная документация по выбору площадок размещения и строительству ядерных установок, на техническую модернизацию ядерных установок, проектная и эксплуатационная документация ядерных установок, документация по выводу из эксплуатации ядерных установок подлежат экспертизе ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности [15]. Такая экспертиза проводится не реже одного раза в три года.

Законодательную базу для лицензирования в области использования атомной энергии в Армении составляют законы Республики Армения «Об безопасном использовании атомной энергии» и «О лицензировании» [16].

Выдающим лицензии органом является Правительство Республики Армения. Деятельность по ведению работ по подбору, подготовке, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, использованию, обслуживанию, выведению из эксплуатации площадок для ядерных установок, проектированию и изготовлению материалов, оборудования, систем для объектов по использованию атомной энергии подлежит лицензированию по сложной процедуре, то есть в соответствии с положениями о лицензировании, где прописаны обязательные предъявляемые к конкретному виду деятельности требования или условия.

Одним из требований необходимых для получения этих видов лицензий является экспертное заключение представленных для лицензирования документов, а также о товарах, предметах, оборудовании. Основанием для выдачи таких лицензий являются заключения лицензионных комиссий, созданных лицензирующими органами.

Таким образом, правовое регулирование лицензирования атомных электростанций в государствах-членах ЕАЭС в определенной мере различается, что может негативно сказаться на планах развития атомной энергетики и энергетической безопасности как отдельных государств, так и всего интеграционного объединения. Потому представляется целесообразной гармонизация процесса лицензирования АЭС в государствах-членах Евразийского экономического союза. Одним из возможных ее путей видится выработка унифицированных норм лицензирования деятельности в области использования атомной энергии и отражение их в соответствующем международно-правовом акте ЕАЭС.

Литература и источники

1. Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 31.05.2019.

2. Телегина Е.А., Халова Г.О., Студеникина Л.А. Энергетическая интеграция в ЕЭС: особенности и перспективы // Энергетика Евразии: новые тенденции и перспективы / Отв. ред. С.В. Жуков. М.: ИМЭМО РАН, 2016. С. 77.

3. Миссия МАГАТЭ Pre-OSART начала работу на Белорусской АЭС // http://belaes.by/ru/novosti/item/2448-missiya-magate-rre-osart-nachala-rabotu-na-belorusskoj-aes.html.

4. IEA says nuclear is needed to achieve sustainable energy goals // https://www.world-nuclear.org/press/press-statements/iea-says-nuclear-is-needed-to-achieve-sustainable.aspx

5. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об использовании атомной энергии» // Российская газета. 1995. 28 ноября. № 230.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 г. № 280 (ред. от 26.11.2016) «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» // СЗ РФ. 08.04.2013. № 14. ст. 1700.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 401 (в ред. от 06.07.2018) «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // СПС «Консультант Плюс».

8. Тарба Ш.В. Сравнительный анализ лицензирования АЭС в Российской Федерации и зарубежных странах // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 1 (80).

9. Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 г. № 450 (с изм. и доп.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31000450.

10. Обзор состояния ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь за 2018 год. Минск, 2019. // https://gosatomnadzor.mchs.gov.by/upload/iblock/956/the_review_of_a_status_of_nrs_in_belarus_2018_ru.pdf.

11. Закон Республики Казахстан от 16.05.2014 г. № 202-V ЗРК (с изм. и доп.) «О разрешениях и уведомлениях» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000202.

12. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23.04.2015 г. № 274 «Об определении лицензиара в сфере использования атомной энергии» // http://kaenk.energo.gov.kz/assets/themes/default/images/upload/p_274_23_04_2015.rus.pdf.

13. Закон Республики Казахстан от 12.01.2016 г. № 442-V ЗРК (с изм. и доп.) «Об использовании атомной энергии» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000442#z134.

14. Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 22 апреля 2015 г. № 299 «Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере использования атомной энергии» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500011222#z16.

15. Постановление Правительства Республики Казахстан от 11.05.2016 г. № 284 «Об утверждении Правил проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1600000284.

16. Закон Республики Армения от 27.06.2001 г. №ЗР-193 «О лицензировании» // http: //www. parliament. am/legislation. php?sel=show&ID= 1719&lang=rus#7.

References and Sources

1. Protokol o vnesenii izmenenij v Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze ot 29 maya 2014 g. (v chasti formirovaniya obshchego elektroenergeticheskogo rynka Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza) // Oficial'nyj sajt Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza http://www.eaeunion.org/, 31.05.2019.

2. Telegina E.A., Halova G.O., Studenikina L.A. Energeticheskaya integraciya v EES: osobennosti i perspektivy // Energetika Evrazii: novye tendencii i perspektivy / Otv. red. S.V. ZHukov. M.: IMEMO RAN, 2016. S. 77.

3. Missiya MAGATE Pre-OSART nachala rabotu na Belorusskoj AES // http://belaes.by/ru/novosti/item/2448-missiya-magate-rre-osart-nachala-rabotu-na-belorusskoj-aes.html.

4. IEA says nuclear is needed to achieve sustainable energy goals // https://www.world-nuclear.org/press/press-statements/iea-says-nuclear-is-needed-to-achieve-sustainable.aspx

5. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 21.11.1995 № 170-FZ (red. ot 26.07.2019) «Ob ispol'zovanii atomnoj energii» // Rossijskaya gazeta. 1995. 28 noyabrya. № 230.

6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.03.2013 g. № 280 (red. ot 26.11.2016) «Ob utverzhdenii Polozheniya o licenzirovanii deyatel'nosti v oblasti ispol'zovaniya atomnoj energii» // SZ RF. 08.04.2013. № 14. st. 1700.

7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30.07.2004 g. № 401 (v red. ot 06.07.2018) «O federal'noj sluzhbe po ekologicheskomu, tekhnologicheskomu i atomnomu nadzoru» // SPS «Konsul'tant Plyus».

8. Tarba SH.V. Sravnitel'nyj analiz licenzirovaniya AES v Rossijskoj Federacii i zarubezhnyh stranah // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2017. № 1 (80).

9. Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 01.09.2010 g. № 450 (s izm. i dop.) «O licenzirovanii otdel'nyh vidov deyatel'nosti» // http://www.pravo.by/document/?guid=3 871&p0=P31000450.

10. Obzor sostoyaniya yadernoj i radiacionnoj bezopasnosti v Respublike Belarus' za 2018 god. Minsk, 2019. // https://gosatomnadzor.mchs.gov.by/upload/iblock/956/the_review_of_a_status_of_nrs_in_belarus_2018_ru.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Zakon Respubliki Kazahstan ot 16.05.2014 g. № 202-V ZRK (s izm. i dop.) «O razresheniyah i uvedomleniyah» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000202.

12. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 23.04.2015 g. № 274 «Ob opredelenii licenziara v sfere ispol'zovaniya atomnoj energii» // http://kaenk.energo.gov.kz/assets/themes/default/images/upload/p_274_23_04_2015.rus.pdf.

13. Zakon Respubliki Kazahstan ot 12.01.2016 g. № 442-V ZRK (s izm. i dop.) «Ob ispol'zovanii atomnoj energii» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000442#z134.

14. Prikaz Ministra energetiki Respubliki Kazahstan ot 22 aprelya 2015 g. № 299 «Ob utverzhdenii standartov gosudarstvennyh uslug v sfere ispol'zovaniya atomnoj energii» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500011222#z16.

15. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 11.05.2016 g. № 284 «Ob utverzhdenii Pravil provedeniya ekspertizy yadernoj, radiacionnoj i yadernoj fizicheskoj bezopasnosti» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1600000284.

16. Zakon Respubliki Armeniya ot 27.06.2001 g. №ZR-193 «O licenzirovanii» // http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1719&lang=rus#7.

ЛИЗИКОВА МАРИНА СЕРГЕЕВНА - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права РАН ([email protected]). LIZIKOVA, MARINA S. - Ph.D. in Law, Senior Researcher of the Business and Corporate Law Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences.

УДК 347.1

БЕЛОБАБЧЕНКО М.К. НОВЫЙ ПОДХОД К ПОРЯДКУ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОКВАРТИРНОГО

ДОМА

Ключевые слова: участие в долевом строительстве, дольщик, счет эскроу, компенсационный фонд, застройщик, Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.