Научная статья на тему 'Литой асфальтобетон для конструкций дорожной одежды мостового полотна'

Литой асфальтобетон для конструкций дорожной одежды мостового полотна Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
406
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Васильев Ю.Э.

Приведена подробная технология устройства дорожной одежды мостового полотна литой асфальтобетонной смесью, на металлической ортотронной плите, а также на металлической ортотронной плите с литым сероасфальтобетоном. Технология дана как для устройства часоп, так и для тротуара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Васильев Ю.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литой асфальтобетон для конструкций дорожной одежды мостового полотна»

УДК 625.851

Ю.Э. ВАСИЛЬЕВ, канд. техн. наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Литой асфальтобетон

для конструкций дорожной одежды

мостового полотна

В настоящее время в России при ремонте покрытий автомобильных дорог и устройстве полотна на мостах и путепроводах используют литой асфальтобетон. Разработаны рекомендации, определяющие особенности устройства дорожной одежды на стальной ортотропной и железобетонной плите проезжей части мостовых сооружений [1].

При разработке рекомендаций учтен отечественный и зарубежный опыт устройства и эксплуатации мостового полотна на стальной и железобетонной плитах пролетных строений отечественных автодорожных мостов и путепроводов. Эти рекомендации обобщают опыт использования литого асфальтобетона в Саратовской области при сооружении мостового перехода через Волгу у с. Пристанное и в Москве при капитальном ремонте Крылатского моста через Москву-реку, содержат требования к материалам, организации производства работ и технологии устройства конструкции мостового полотна с использованием литых асфальтобетонных смесей. Рекомендации предназначены для практического использования организациями, осуще-а 1

ствляющими проектирование, строительство и эксплуатацию мостового полотна на мостах и путепроводах с металлическим и железобетонным пролетным строением.

В рекомендациях использованы следующие термины и определения:

— мостовое полотно — совокупность всех элементов, расположенных на пролетном строении. Включает дорожную одежду проезжей части, тротуары, ограждающие устройства, устройства для водоотвода, обогрева и освещения, деформационные швы и сопряжения моста с подходами;

— литая асфальтобетонная смесь — рационально подобранная горячая смесь минерального материала (щебня, песка, минерального порошка) и органического вяжущего, характеризующаяся повышенной подвижностью и плотностью после укладки, не требует дополнительного уплотнения. Литые асфальтобетонные смеси изготовляют в соответствии с ТУ 400-24-158;

— литой асфальтобетон — сформировавшаяся литая асфальтобетонная смесь;

Рис. 1. Конструкции дорожной одежды мостового полотна, рекомендуемые к применению на металлической ортотропной плите А: с покрытием из литой асфальтобетонной смеси: а - проезжая часть: 1 - россыпь черного щебня фр. 5-10 мм, расход 5-8 кг/м2; 2 - литой асфальтобетон I или II типа, слоем 40 мм; 3 - асфальтобетон типа А, Б, слоем 40 мм; 4 - россыпь щебня фр. 5-10 мм, расход 7-10 кг/м2; 5 - мастика изолирующая, расход 55 кг/м2, слоем 20 мм; 6 - битумно-полимерное вяжущее, расход 3 кг/м2; 7 - разжиженное битумно-полимерное вяжущее, расход 0,5-0,6 кг/м2; 8 - металлическая ортотропная плита; б - тротуар: 1 - россыпь черного щебня фр. 5-10 мм, расход 5-8 кг/м2; 2 - литой асфальтобетон IV типа, слоем 40 мм; 3 - битумно-полимерное вяжущее, расход 3 кг/м2; 4 - металлическая ортотропная плита

Рис. 2. Конструкции дорожной одежды мостового полотна, рекомендуемые к применению на металлической ортотропной плите Б: с покрытием из литой сероасфальтобетонной смеси: а - проезжая часть: 1 - литой сероасфальтобетон I типа, слоем 40 мм; 2 - асфальтобетон типа А, Б или литой сероасфальтобетон I типа, слоем 40 мм; 3 - мастика битумно-полимерная наполненная, расход 55 кг/м2, слоем 20 мм; 4 - битумно-полимерная эмульсия, расход 0,7-0,8 кг/м2; 5 - металлическая ортотропная плита; б - тротуар: 1 - литой сероасфальтобетон II типа, толщиной 30 мм; 2 - мастика битумно-поли-мерная наполненная, расход 27 кг/м2, слоем 10 мм; 3 - битумно-полимерная эмульсия, расход 0,7-0,8 кг/м2; 4 - металлическая ортотропная плита

а

Су ■. ■ научно-технический и производственный журнал www.rifsm.ru

Л] : : ® октябрь 2010 49""

Таблица 1

Показатель Норма Способ определения, документ

Кинематическая вязкость, мм2/с 12-25 ГОСТ 33-82

Температура размягчения остатка по КиШ, оС, не ниже 70 ГОСТ 11506-73 ОСТ 218.010-98

Растворимость остатка в толуоле, %, не менее 97

Эластичность остатка при температуре оС, %, не менее 50

Температура вспышки, оС, не ниже 57 ГОСТ 6356-75

Время высыхания, мин, не более 3 ГОСТ 19007-73

Группа горючести, не ниже II ГОСТ 30244-94

Таблица 2

Показатель Норма Способ определения, документ

Содержание вяжущего вещества, мас.%, не менее 16,5 ТУ 5775-00200011168 00

Количество частиц, %, менее: 0,071 мм 2 мм 25-40 >90

Прогиб 0,1 мм при 25оС при 0оС при -40оС 2,6 0,2 <0,05

Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при 25оС 50-120 ГОСТ 11501-78

Эластичность, % при +5оС >50 ГОСТ 11505-75

— литая сероасфальтобетонная смесь — разновидность литой асфальтобетонной смеси, в которой 40—45% нефтяного битума заменено технической серой. Смесь производится в соответствии с ТУ 5718-00153737504.

Литой сероасфальтобетон — сформировавшаяся литая сероасфальтобетонная смесь. Характеризуется повышенной тепло- и сдвигоустойчивостью.

Рис. 3. Конструкции дорожной одежды мостового полотна, рекомендуемые к применению на металлической ортотропной плите В: с покрытием из литой сероасфальтобетонной смеси: а - проезжая часть: 1 - литой сероасфальтобетон I типа, слоем 40 мм; 2 - асфальтобетон типа А, Б или литой сероасфальтобетон I типа, слоем 40 мм; 3 - рулонный гидроизоляционный материал слоем 20 мм; 4 - металлическая ор-тотропная плита; б - тротуар: 1 - литой сероасфальтобетон II типа, слоем 30 мм; 2 - рулонный гидроизоляционный материал, слоем 10 мм; 3 - металлическая ортотропная плита

Конструкции дорожной одежды мостового полотна, рекомендуемые к применению на металлической орто-тропной плите, представлены на рис. 1—3, а на железобетонной плите пролетного строения — на рис. 4—6.

Для приготовления смесей применяют щебень крупностью 5—10 и 10—20 мм, параметры которого удовлетворяют требованиям ГОСТ 8267.

Для приготовления асфальтобетонных смесей и мастик применяют песок природный и из отсевов дробления, параметры которого удовлетворяют требованиям ГОСТ 8736 и ГОСТ 26193.

Для приготовления смесей и мастик применяют минеральный порошок в соответствии с требованиями ГОСТ 16557.

Для приготовления смесей, мастик, эмульсий применяют битум по ГОСТ 22245.

Для приготовления смесей, мастик, эмульсий применяют битумно-полимерное вяжущее в соответствии с требованиям ОСТ 218.010.

Параметры вяжущего должны удовлетворять требованиям, приведенным в табл. 1. Требования к мастикам приведены в табл. 2. Параметры литого асфальтобетона должны удовлетворять требованиям ТУ 400-24-158, приведены в табл. 3. Требования к литым сероасфальто-бетонным смесям должны удовлетворять ТУ 5718-00153737504 и представлены в табл. 4.

Технология устройства дорожной одежды мостового полотна заключается в следующем.

Подготовительные работы. Началу работ по устройству дорожной одежды мостового полотна предшествует разработка проекта этих работ или привязка типовой технологической карты к местным условиям на данном объекте.

В проекте производства работ должны быть представлены: генеральный план строящегося или ремонтируемого объекта; технологическая последовательность выполнения работ; организация движения автомобильного транспорта; схемы движения общественного транспорта в период строительства или ремонта (при наличии движения общественного транспорта); схемы движения технологического транспорта; места установки ограждений, светильников (прожекторов) для выполнения работ в вечернее и ночное время; календарный график производства работ с указанием сроков, объема работ, подлежащих ежедневному выполнению, и необходимого количества технологических машин, инструментов и материалов; циклограмма транспортирования материалов на объект; пояснительная записка, в которой обосновывается организация и технология работ, указываются мероприятия по обеспечению безопасных условий производства, подробно излагаются особенности объекта.

При производстве работ без закрытия движения автомобильного транспорта место производства работ должно быть ограждено щитами, а с боковых сторон — конусами в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597.

До начала работ следует произвести обучение инженерно-технических работников и рабочих. Бригада рабочих на каждой операции должна быть оснащена необходимым оборудованием и инвентарем.

Подготовка металлической плиты при устройстве мостового полотна на металлической ортотропной плите осуществляется механическим способом с использованием пескоструйной, водоструйной, водопескоструй-ной, дробеструйной или иной технологии в соответствии с ГОСТ 9.402.

Технологический перерыв между окончанием процесса очистки и нанесением разжиженного битумно-полимерного вяжущего или битумно-полимерной эмульсии с адгезионной добавкой не должен превышать 7 ч при влажности воздуха 70 %, при большей влажнос-

www.rifsm.ru научно-технический и производственный журнал (""ЭЙ ^ Г Г Iг ! 13

"~50 октябрь 2010

Таблица 3

Показатель Нормы по типам асфальтобетона Способ определения, документ

I II IV

Пористость минерального остова, об %, не более 20 22 22

Водонасыщение, об %, не более 1 1 7

Глубина вдавливания штампа при 40оС, мм, не более 1-6 14 -

Предел прочности при сжатии при 50оС, МПа, не менее - 1 0,7 ТУ 400-24158-89*

Подвижность смеси при 200оС, мм, не менее 30 25 -

Предел прочности при растяжении при изгибе при 0оС (факультативно), МПа, не менее 6,5 6 -

Модуль упругости при 0оС (факультативно), МПа, не более 8 9 -

ти — 3 ч. Нанесение вышеупомянутых материалов производится пневмораспылителем с широкой факельной форсункой или другими инструментами и оборудованием, позволяющими обеспечить расход 0,5 кг/м2.

При устройстве дорожной одежды мостового полотна после обработки металлической поверхности разжиженным битумно-полимерным вяжущим при температуре воздуха не менее 5оС на него вручную наносят би-тумно-полимерное вяжущее (БПВ 60) из расчета 3 кг/м2.

Температура битумно-полимерного вяжущего при укладке должна быть 180—210оС. Битумно-полимерное вяжущее доставляют на место укладки в битумовозах или автогудронаторах, оборудованных трубками для слива с запирающимися кранами. Розлив БПВ произ-

1

Рис. 4. Конструкции дорожной одежды мостового полотна, рекомендуемые к применению на железобетонной плите А: с покрытием из литой асфальтобетонной смеси: а - проезжая часть: 1 - россыпь черного щебня фр. 5-10 мм, расход 5-8 кг/м2; 2 - литой асфальтобетон I или II типа, слоем 40 мм; 3 - асфальтобетон типа А, Б, слоем 40 мм; 4 - россыпь щебня фр. 5-10 мм, расход 7-10 кг/м2; 5 - мастика изолирующая, расход 55 кг/м2, слоем 20 мм; 6 - сетка из полиэстера; 7 - разжиженное битумно-полимерное вяжущее, расход 0,5-0,6 кг/м2; 8 - железобетонная плита; б - тротуар: 1 - россыпь черного щебня фр. 5-10 мм, расход 5-8 кг/м2; 2 - литой асфальтобетон IV типа, слоем 40 мм; 3 - сетка из полиэстера; 4 - железобетонная плита

водится вручную на поверхность из металлической лейки и разравнивается термостойкими резиновыми шпателями.

Битумно-полимерную мастику укладывают на слой БПВ или битумно-полимерной эмульсии. До нанесения мастики отверстия под водоотводные трубки уплотняют деревянными заглушками на время изоляционной работы. Мастику изготовляют на асфальтобетонном заводе при 180—210оС и выгружают в термос-бункер, оснащенный механической мешалкой и термостатом.

Укладка производится ручным или механизированным способом в один слой. Средний расход мастики составляет 55 кг/м2. При ручной укладке смесь из термоса-бункера через запорный люк выдают в ручную тележку на пневмоходу, которая также оборудована сливным люком шандорного типа.

Разравнивание массы по высоте (не более 20 мм) производят скребком, промер толщины слоя — специальным металлическим щупом.

При механизированном способе (рис. 2.) укладку производят специализированным асфальтоукладчиком или распределителем для литых асфальтобетонных смесей. Температура мастики во время укладки должна быть 180—210оС. Во время укладки температуру мастики постоянно проверяют.

По горячей мастике вручную совковой лопатой распределяют щебень фракции 5—10 мм с расходом 7—10 кг/м2. Укатку катком не производят (если это не предусмотрено проектом).

При укладке в качестве гидроизоляции наполненной гидроизоляционной битумно-полимерной мастики распределять сверху щебень не требуется.

Ровность поверхности мастики проверяют 3- или 5-метровой рейкой.

Водоотводные трубки устанавливают на горячую мастику. Готовая поверхность мастики должна быть гладкой, без пор и трещин. В случае их появления изоляцию исправляют битумно-полимерным вяжущим БПВ 40 или 60 или полностью заменяют.

Защитный слой из горячего мелкозернистого асфальтобетона типов А и Б (ГОСТ 9128) толщиной 40 мм (рис. 1—3) укладывают на слой мастики. Температура смеси должна соответствовать данным табл. 5.

Укладку смеси производят асфальтоукладчиком с резиновыми колесами оборудованным автоматикой для выравнивания укладываемого слоя. Показатель ровности уложенного асфальтобетона должен отвечать требованиям СНиП 3.06.03.

Уплотнение асфальтобетона производят катком массой 3—4 т за 4—5 проходов. Прежде чем уложить основной верхний слой, ровность предыдущего слоя проверяют и возможные неровности исправляют тонким слоем асфальтобетона. После укладки слоя асфальтобетона по нему можно открыть движение только для технологического транспорта, занятого на устройстве мостового полотна.

Защитный слой из литого сероасфальтобетона (рис. 2, 3) толщиной 40 мм укладывают на слой мастики. Транспортирование смеси к месту производства работ производят в специальных самоходных установках с котлом-термосом, оборудованных обогревом и мешалкой. При транспортировании должны обеспечиваться непрерывное перемешивание и температура смеси 140—160оС, а в необходимых случаях — порционная выгрузка с варьированием скорости выдачи смеси.

Запрещается использовать самоходные установки с приводом вала мешалки от двигателя автомобиля через раздаточную коробку.

Перед началом загрузки котел-термос (бункер) прогревают до 120—140оС двумя подогревателями или форсунками (в зависимости от погодных условий время прогрева может быть увеличено). Запрещается включать

■f: ■ научно-технический и производственный журнал www.rifsm.ru

AÜ октябрь 2010 51"

Таблица 4

Показатель Нормы для смеси типа асфальтобетона Способ определения, документ

I II

Пористость минерального остова, об %, не более 22 22

Водонасыщение, об %, не более 0,5 1 ГОСТ 12801-98

Предел прочности при сжатии при 50оС, МПа, не менее 1 0,7

Подвижность смеси при 150оС, мм, не менее 30 40

Глубина вдавливания штампа при 40оС, мм, в пределах 1-5 3-7

Предел прочности при растяжении при изгибе при 0оС (факультативно), МПа, не менее 7 6 ТУ 400-24158-89*

Модуль упругости при 0оС (факультативно), МПа, не более 8,5 7,5

сцепление привода мешалки до прогрева бункера и при наличии в нем остатков затвердевшей (неразогретой) смеси, препятствующей движению лопастей мешалки. Крышка загрузочного отверстия передвижного котла должна быть открыта непосредственно перед подачей автомобиля под погрузку.

В процессе транспортирования перемешивание смеси в передвижной установке должно быть непрерывным. Температуру в котле поддерживают периодическим включением форсунок и водитель контролирует по установленному в кабине водителя прибору. Категорически запрещается нагревать смесь свыше 160оС.

Рис. 5. Конструкции дорожной одежды мостового полотна, рекомендуемые к применению на железобетонной плите Б: с покрытием из литой сероасфальтобетонной смеси: а - проезжая часть: 1 - литой сероасфальтобетон I типа, слоем 40 мм; 2 - асфальтобетон типа А, Б или литой сероасфальтобетон I типа, слоем 40 мм; 3 - мастика битумно-поли-мерная наполненная, расход 55 кг/м2, слоем 20 мм; 4 - эмульсия би-тумно-полимерная, расход 0,7-0,8 кг/м2; 5 - железобетонная плита; б - тротуар: 1 - литой сероасфальтобетон II типа, слоем 30 мм; 2 - мастика битумно-полимерная наполненная, расход 55 кг/м2, слоем 10 мм; 3 - эмульсия битумно-полимерная, расход 0,7-0,8 кг/м2; 4 - железобетонная плита

На месте укладки смесь выгружают при наклоне выпускного лотка и одновременной работе лопастной мешалки в котле.

Перед распределением литой смеси выглаживающую плиту асфальтоукладчика или распределителя устанавливают на край ранее уложенного слоя или на брус, толщина которого соответствует толщине устраиваемого слоя, включают двигатель и приборы разогрева плиты и бункера, устанавливают в рабочее положение следящую систему. Для предотвращения растекания укладываемого слоя применяют скользящую опалубку. При ее отсутствии до начала распределения смеси должны быть установлены в продольном направлении и закреплены упорные деревянные или металлические брусья, состоящие из звеньев длиной до 6 м. Высота бруса должна соответствовать проектной толщине укладываемого слоя. По мере остывания уложенного слоя брусья переставляют. При работе с одним асфальтоукладчиком или распределителем длину захватки устанавливают так, чтобы край уложенной полосы при устройстве смежной полосы имел температуру не менее 70-80оС.

Приемку специализированных автомобилей и выгрузку из них смеси в приемный бункер асфальтоукладчика осуществляют под руководством специально выделенного опытного рабочего сигнальщика в специальной форме. Смесь распределяют специализированными асфальтоукладчиками для литых асфальтобетонных смесей типа Vogelе 15-02 GAF или специализированными распределителями типа ЕВ фирмы Linhoff или типа GB фирмы Faendrich AG без последующего уплотнения.

Специализированные асфальтоукладчики для литого асфальтобетона должны быть оборудованы электронной следящей системой, обогреваемой выглаживающей плитой и обогреваемым бункером, позволяющими осуществлять приемку смеси из передвижных котлов-термосов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самоходные распределители оборудуют электронной следящей системой, дистанционным управлением плавности хода и устройством, обеспечивающим однородность смеси при укладке. Распределитель не имеет обогреваемого приемного бункера. Смесь из котлов-термосов выгружают перед распределителем на существующее основание или нижний слой покрытия. Поэтому применять распределитель целесообразно только при температуре воздуха выше 10оС. Если температура ранее уложенной смежной полосы ниже требуемой, ее край на ширину до 150 мм прогревают с помощью ли-нейки-разогревателя, использующей тепловую энергию инфракрасного излучателя.

Линейка-разогреватель обеспечивает разогрев асфальтобетона на глубину 30—40 мм за 2—3 мин до 80—100оС. При сопряжении смежных полос линейку-разогреватель перемещают впереди асфальтоукладчика по краю ранее уложенной полосы асфальтобетона. Обнаруженные дефекты на поверхности покрытия непосредственно после распределения смеси, особенно в местах примыкания к бортовому камню и брусьям для упора, обрабатывают вручную с помощью специального ручного инструмента.

По окончании укладки смеси слой ее клинообразно утончается. При возобновлении работ клинообразную часть слоя обрубают вертикально по рейке или шнуру в направлении, перпендикулярном оси дороги. Толщина покрытия в местах обрубки должна быть не меньше проектной.

Температура смеси при укладке должна быть не ниже 140оС в летнее время и не выше 155оС при пониженной температуре.

Движение автомобильного транспорта по готовому покрытию открывается по достижении им температуры

www.rifsm.ru научно-технический и производственный журнал ifâ'ff Cjy'j'r^jjjjj-jbj^

"~52 октябрь 2010 J&MsWiAJJiif

Таблица 5

Вид смеси Температура смеси, оС, в зависимости от характеристик битума

глубины проникания иглы 0,1 мм при 25оС, мм

40/60 61/90 91/130

Горячая 150-160 145-155 140-150

наружного воздуха, но не ранее чем через час после завершения работ.

Литой асфальтобетон на битумно-полимерном вяжущем I, II типа укладывают на защитный слой из горячего мелкозернистого асфальтобетона или на защитный слой из литого сероасфальтобетона. Литой асфальтобетон на битумно-полимерном вяжущем IV типа на тротуарах укладывают непосредственно на слой гидроизоляции.

Окончательное приготовление литой асфальтобетонной смеси осуществляют в термосах-бункерах в течение 2 ч, включая время доставки на объект, при 200оС с принудительным перемешиванием массы. Во время укладки температуру смеси постоянно проверяют и она должна быть не менее 190оС.

Перед началом загрузки передвижного котла смесью в нем зажигают форсунки и производят нагрев до 180—190оС. Крышка загрузочного отверстия передвижного котла должна быть открыта не ранее чем за 5 мин до его загрузки смесью. В процессе транспортирования смесь непрерывно перемешивают, а ее температуру в котле поддерживают на уровне 200—210оС.

При укладке (ВСН 60) асфальтобетонных смесей в два и более слоев их продольные швы следует смещать на 100—200 мм, причем продольный шов верхнего слоя должен совпадать с осью дороги.

Смесь из котлов через запорный люк выдают порциями на проезжую часть в зону захвата распределителя литого асфальта или в приемный бункер специализированного асфальтоукладчика, который распределяет смесь и обеспечивает заданную толщину слоя. Следом за распределителем смеси следует распределитель черного щебня крупностью 5—10 мм, который равномерно

а

1

Рис. 6. Конструкции дорожной одежды мостового полотна, рекомендуемые к применению на железобетонной плите В: с покрытием из литой сероасфальтобетонной смеси: а - проезжая часть: 1 - литой сероас-фальтобетон I типа, слоем 40 мм; 2 - асфальтобетон типа А, Б или литой сероасфальтобетон I типа, слоем 40 мм; 3 - рулонный гидроизоляционный материал; 4 - железобетонная плита; б - тротуар: 1 - литой сероасфальтобетон II типа, слоем 30 мм; 2 - лулонный гидроизоляционный материал; 3 - железобетонная плита

распределяет его по уложенной поверхности литого асфальтобетона с расходом 5—8 кг/м2. Колеса распределителя щебня не должны перемещаться по свежеуложен-ному асфальтобетону. Через 10—15 мин по слою щебня проходит каток массой 3 т для вдавливания черного щебня в асфальтобетон.

Стыки в местах примыкания литого асфальтобетона к бордюру, стойкам барьерного ограждения, деформационным швам, а также в местах сопряжения слоев проливают битумно-полимерным вяжущим БПВ 60.

Литой асфальтобетон необходимо укладывать только на сухой слой асфальтобетона. Особое внимание необходимо обращать на обеспечение толщины слоев дорожной одежды мостового полотна в зоне деформационных швов. На расстоянии 3 м в обе стороны от оси шва должна быть соблюдена ровность поверхности дорожной одежды мостового полотна как вдоль, так и поперек оси моста на уровне верхней отметки шва.

Доставка смеси к месту укладки должна быть непрерывной и производиться навстречу движению строительного потока. Производительность смесительной установки, количество передвижных котлов и производительность асфальтоукладчика или распределителя должны быть согласованы между собой.

Перед распределением литой смеси выглаживающую плиту асфальтоукладчика устанавливают на край ранее уложенного слоя или на брус, толщина которого соответствует толщине укладываемого слоя. Для предотвращения растекания укладываемого слоя применяется скользящая опалубка, перемещающаяся за асфальтоукладчиком. При ее отсутствии до начала распределения смеси должны быть установлены в продольном направлении и закреплены деревянные или металлические брусья, состоящие из звеньев общей длиной до 20 м. Высота бруса должна соответствовать проектной толщине укладываемого слоя. По мере остывания уложенного слоя брусья переставляют. Распределение смеси производят одновременно и непрерывно по всей ширине проезжей части. При работе нескольких асфальтоукладчиков или распределителей они должны двигаться уступами с опережением 25—30 м. При работе с одним асфальтоукладчиком или распределителем длина захватки устанавливается так, чтобы край уложенной полосы при устройстве смежной имел температуру 100-130оС.

Обнаруженные дефекты на поверхности покрытия после распределения смеси, особенно в местах примыкания к упорным брусьям, обрабатывают вручную с помощью специальных гладилок.

Черный горячий щебень для втапливания в покрытие доставляют на объект в автомобилях-самосвалах до начала распределения смеси в количестве, необходимом для бесперебойной работы, и равномерно распределяют щебнераспределителем или вручную по поверхности устраиваемого покрытия.

Движение автомобильного транспорта по готовому покрытию открывают по достижении им температуры наружного воздуха, но не ранее чем через три часа после завершения работ.

Ключевые слова: ремонт автомобильных дорог, стальная ортотропная и железобетонная плиты, асфальтобетонная смесь, асфальтобетон, сероасфальтобетонная смесь, технология укладки.

Литература

1. Кочетков А.В., Васильев Ю.Э., Макаров В.Н., Овчинников И.Г. Устройство конструкций дорожной одежды мостового полотна с использованием литого асфальтобетона. Саратов: АНО ЭК. Проект СТО. 2009.

■f: ■ научно-технический и производственный журнал www.rifsm.ru

AÜ октябрь 2010 53""

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.