Научная статья на тему 'Литературогенез как интеллектуально-духовный синтез единого «Кавказского дома»'

Литературогенез как интеллектуально-духовный синтез единого «Кавказского дома» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
49
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лобова Г. В.

Культура народов Северного Кавказа являет собой драматическую картину духовного синтеза, многократно прерываемого вторжениями кочевников. Сложившееся здесь многообразие форм общественной и идейной эволюции уходит своими корнями в глубокую древность (IIII тыс.до н.э.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературогенез как интеллектуально-духовный синтез единого «Кавказского дома»»

Г.В. Лобова

Литературогенез как интеллектуально-духовный синтез единого

«Кавказского дома»

Культура народов Северного Кавказа являет собой драматическую картину духовного синтеза, многократно прерываемого вторжениями кочевников. Сложившееся здесь многообразие форм общественной и идейной эволюции уходит своими корнями в глубокую древность (III- I тыс.до н.э.).

Народы этого региона издревле поддерживали тесные контакты с переднеазиатскими шумеро-аккадскими, хурритской и закавказскими цивилизациями, скифами Причерноморья, а в дальнейшем - с Древней Русью, вступали в экономические и политические контакты с Российским государством.

В древности и средневековье история народов Северного Кавказа была связана с античной цивилизацией. С V - IV веков до н. э. вплоть до 70-х годов IV века н. э. Северо-Западный Кавказ находился под влиянием античной культуры. Наряду с Абхазским царством, позитивное воздействие античности испытывали включенные в состав Боспора этнополитические объединения Северо-Западного Кавказа, Синдика и Меотия (1).

Богатейшие находки археологов, известные в научном мире как «сокровища древней Адыгеи», дают неопровержимые доказательства того, что ранние стадии развития воинственных меотских племен протекали под влиянием культуры Средиземноморья. Дальнейший этап развития целостной философии мира и личности связан в адыгейском обществе с христианством. В VI веке на пепелищах разоренных кочевниками городов возникли новые города с расположенными в них епархиями: Фанагория, Таматарха (позднее древнерусское княжество

Тьмутаракань), Зихонолис, Никопсия и др. Они быстро отстраивались и становились центрами распространения христианской культуры, возможно, греческой письменности и ранней византийской литературы.

На почве многовековых связей древней Лазики с Иберией и Колхидским царством возникли христианско-эллинистические источники Абхазии. Становление письменности продвинувшихся на территорию Передней Азии

древнеабхазских племен (в частности, родственных хаттам касков, принадлежавших к абхазо-адыгской языковой группе) происходит во взаимодействии с малоазийской культурой (майкопская надпись, ХШ-ХП вв. до н.

э.). Некоторые специалисты (например, Г. Турчанинов) рассматривают эту письменность в кругу кавказско-финикийских связей, а поздние этапы ее становления - в контактах с греческой и латинской письменностями (сухумская надпись II в. до н. э. о сооружении крепости в Акуа Саулахом, царем великим; латинская надпись Флавия Арриана, II в. н. э., Себостоподис).

У абхазов, как и у многих народов, развитой была мифология природы (богом солнца был Амра, луны - Амза, земли - Дедопали). Централизация языческого культа завершилась выделением грозного верховного судьи — бога Аюдва, появление которого связано с образованием абхазской народности и государства, возникшего под влиянием хазар. В это время в Абхазии сложилась благоприятная почва для бытования древнего эпоса «Нарты». Христианство, с трудом проникавшее в абхазскую среду, которая сохраняла пережитки родового строя и язычества, стало здесь государственной религией в IV веке. Идеологическая обстановка в регионе изменилась в VII - VIII веках под влиянием ислама и в Х^-ХУП веках вследствие турецкой экспансии.

Становление феодального строя на юге Дагестана сопровождалось христианизацией, проводимой здесь в IV веке просветителем Армении Григорием Пахлавом (Парфянином) и албанской церковью. На этой территории существовало несколько письменностей: кавказско-албанская (агванская), обслуживающая удинский язык, пехлевийская, грузинская в северо-западных районах, прилегающих к Грузии, и на севере - еврейско-хазарская. В Дербенте господствовало христианское мировоззрение. В горах преобладало язычество. О доисламских верованиях жителей страны гор рассказывают арабские путешественники Ибн Русте и аль-Андалуси аль-Гарнати (XII в.). По сообщению того же Ибн Русте, население Кумуха еще в X веке исповедовало иудейство, христианство и ислам. Грузинская письменность получила распространение в X -XV веках в северо-западном Дагестане (Аварии) и в Х1-Х11 веках в Чечне и

Ингушетии.

Начиная с VIII века до н. э. своеобразной зоной слияния древней кавказской культуры с культурой ираноязычного населения степей (киммерийцев, рубеж И-1 тыс. до н. э., скифов, сарматов, аланов н VIII в. до н. э.) была Осетия. Восточно-иранские племена Предкавказья поддерживали тесные связи с древними славянами. В ’УГ-’УП веках сюда начинает проникать христианство, которое проповедовал епископ Исраил, неутомимый подвижник. Известны надписи, рассматриваемые как памятники скифосарматского (древнеосетинского) письма XII века.

Становление христианского единобожия на Западном (1У-У вв.),

Центральном (Осетия, Х-Х1П вв.) и Восточном Кавказе (V в.) было прервано арабами. Картину духовного самоопределения на исламской основе наблюдаем в Дагестане, где письменным языком слал арабский. Исламские идеи самостояния человека медленно, но неуклонно продвигались в горы, шаг за шагом вытесняя христианство и пережитки язычества. «Космография» Казвини (XIII в.) утверждала новый образ мироздания. Житель Дербента Абу Бакр Мухаммад аль-Фарадж аль-Дербенди, автор сочинения «Базилика истин и сад тонкостей» (сер. XI в.), излагал суфистские идеи богопознания и онтологического единства мира.

Борьба с завоевателями стала толчком для возникновения местной историографии. В анонимной «Истории Ширвана и Дербента» (нач. XII в.) описываются события на Восточном Кавказе У1П-Х веков; основные фрагменты «Дербентнаме» (Тарих Баб Ал-Абваб) восходят к X веку, сочинение составлено Мохаммедом Аваби из Акташа (XVI в.) и рассказывает о нашествии арабов на Дагестан. Популярные в народе «История Дагестана» Мухаммеда Рафи (XIV в.). «История» Абу Муслима, «Хроника Махмуда Хиналугского» (1465), «История войн Джара» (на арабском языке) о борьбе горцев Дагестана с 11адир-шахом развивали историографические идеи Востока.

Разнообразна по своему составу литература Дагестана Х1-ХУ веков: сочинения по грамматике, логике, географии, астрономии, медицине, философии. В ХУП-ХУШ веках появились литературные и научные сочинения на лакском (Али из Кумуха, ? - 1580, «Конспект»; Мухаммед «Начало правды», «Мысли о смерти», XVI),

аварском и даргинском языках (Дауд из с. Усища, ? - 1758). Дабир Кади из Хунхаза перевел на аварский язык «Кадилу и Димну» (XVIII в.). Длительный период «примыкания» к арабской литературе завершился к началу XVIII века созданием письменности, основанной на арабской графике (гджам). К XVI веку восходят истоки ашугской поэзии южного Дагестана на азербайджанском и лезгинском языках.

По мнению И. Крачковского, в ХУ1-ХУП веках произошло своеобразное «возрождение» арабской культуры в Дагестане, охватившее своим влиянием Чечню и Ингушетию, Кабарду и Черкесию. Сформировались два направления философской мысли: одно из них пропагандировало естественнонаучные знания арабов (Дамадан из с. Муги, ? - 1708), а другое развивало гуманистические, демократические идеи, выступало с отрицанием крупной земельной собственности, социального и национального угнетения. Видные его представители - Магомед из Кудутли (1633-1706), Магомед из Убра (ум. 1733), Дауд из Усиша, Сайд из Гидатля (? - 1770) - были вдохновителями борьбы с нашествием Надир-шаха.

Феодализация Черкесии началась еще в VIII веке. В Х-Х1У веках на территории, занимаемой племенами абхазо-адыгской языковой группы, сложились новые этнические общности — адыгов, черкесов, кабардинцев. К XII веку относятся попытки создания их национальной письменности (надпись 1581 г., кабардинская приписка к греческой надписи из ст-цы Таманской и грекоадыгейская надпись 1590 г.). У ногайцев письменность, основанная на арабской графике, появилась в ХУ-ХУП веках, когда общество (улус) уже расслоилось, и находилась под влиянием крымско-татарской и турецкой литератур. В ХУ1-

ХУ11 веках началось классообразование в Чечне и Ингушетии, ярко запечатленное в чеченском эпосе «Илли».

Столь же неоднозначным, а во многом и противоречивым был путь народов Северного Кавказа от мистико-религиозных идей к философии творческого разума. Начиная с XVII века на фоне гражданских войн эпохи феодализма здесь осуществляется переход от устной поэзии к письменной

литературе. По окончании русско-кавказской войны на Северном Кавказе возникла новая идеологическая ситуация. Многие северокавказские просветители в своем творчестве сочетали наивную веру в прогрессивную миссию абсолютизма с обличительными идеями религиозно-христианского или исламского толка. Новая художественная мысль Северного Кавказа осваивала критическую эстетику Просвещения, творческие принципы натуральной школы. В русскоязычной ветви северокавказских литератур заметно воздействие поэм Пушкина и Лермонтова, а в публицистике - очерка 6080-х годов XIX века и поэзии Некрасова, что особенно проявилось в творчестве К. Четагурова.

Таковы основные черты литературогенеза на Северном Кавказе в означенный период.

Литература

1. Лордкипапидзе Г. А. Некоторые вопросы античной культуры Грузии // Проблемы античной культуры. Тбилиси, 1986. С. 47-49, 52-56, 59 и др.

2. Гаджиев К. С. Геополитика Кавказа. М., 2001.

3. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца

XVIII в. М., 1988.

4. Великий Волжский путь: материалы науч.-практ. конф. Казань — Астрахань, 6-12 авг. 2001 г. Казань, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.