Научная статья на тему 'Литературный процесс в Англии на рубеже XIX-XX вв. В контексте диалога культур и времен'

Литературный процесс в Англии на рубеже XIX-XX вв. В контексте диалога культур и времен Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1697
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / ТРАДИЦИЯ / МОДЕРНИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ТЕМАТИКА / ЖАНР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юсупова Патимат Джамалутдиновна

Целью исследования является изучение проблемы литературного процесса в Англии XIX-XX веков в контексте диалога культур и времен. Методы. Культурно-исторический, типологический. Результаты. В статье исследуется литературный контекст в Англии рубежа веков и влияние «великой английской традиции» XIX в. на литературу второй половины ХХ в., которая показывает его глубинную связь, органическую приобщенность к английской классике (Т. Гарди, Г. Лоуренс, М. Брэгг). Выводы. Тонкий лиризм, глубина эмоциональных отношений героев, радость слияния с природой и ее высокая очищающая сила этот пафос пронизывает все романы Лоуренса и М. Брегга, демонстрируя движение эстетических идей и явлений в английской прозе 50-х-начала 90-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературный процесс в Англии на рубеже XIX-XX вв. В контексте диалога культур и времен»

Филологические науки / Philological Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 821.161.1

Литературный процесс в Англии на рубеже XIX-XX вв.

в контексте диалога культур и времен

© 2017 Юсупова П. Д.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: kukueva.asiyat2015@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Целью исследования является изучение проблемы литературного процесса в Англии XIX-XX веков в контексте диалога культур и времен. Методы. Культурно-исторический, типологический. Результаты. В статье исследуется литературный контекст в Англии рубежа веков и влияние «великой английской традиции» XIX в. на литературу второй половины ХХ в., которая показывает его глубинную связь, органическую приобщенность к английской классике (Т. Гарди, Г. Лоуренс, М. Брэгг). Выводы. Тонкий лиризм, глубина эмоциональных отношений героев, радость слияния с природой и ее высокая очищающая сила - этот пафос пронизывает все романы Лоуренса и М. Брегга, демонстрируя движение эстетических идей и явлений в английской прозе 50-х-начала 90-х годов.

Ключевые слова: литературный контекст, традиция, модернизм, постмодернизм, тематика, жанр.

Формат цитирования: Юсупова П. Д. Литературный процесс в Англии на рубеже XIX-XX вв. в контексте диалога культур и времен // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2017. T. 11. № 2. С. 109-112.

The Literary Process in England at the Turn of 19-20th Centuries in the Context of Dialogue of Cultures and Periods

© 2017 Patimat D. Yusupova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: kukueva.asiyat2015@yandex.ru

ABSTRACT. The aim of the study is studying the problems of the literary process in England of the 19-20th centuries in the context of the dialogue of cultures and periods. Methods. Cultural-historical, typological. Results. The author of the article studies the literary context in England at the turn of the centuries and the influence of the "great British tradition" of the 19th century on the literature of the second half of the 20th century, which shows its deep connection, organic inclusion in the English classics (T. Gardy, G. Lawrence, M. Bragg). Conclusions. Lyricism, the depth of the emotional relationships of the characters, the joy of merging with nature and its high cleaning power, this pathos pervades all the novels of Lawrence and M. Bragg, demonstrating the movement of aesthetic ideas and phenomena in English prose of the 50s-early 90s.

Keywords: literary context, tradition, modernism, postmodernism, subject, genre.

For citation: Yusupova P. D. The Literary Process in England at the Turn of 19-20th Centuries in the Context of Dialogue of Cultures and Periods. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. Pp. 109-112. (In Russian)

Введение

Анализ движения эстетических идей и явлений в английской прозе 50-х - начала 90-х годов позволяет представить ту атмосферу -культурную, социальную, политическую - в которой формировалось творчество М. Брэгга и которая многое определила в его

произведениях. Этот контекст позволит яснее оценить динамику развития самого М. Брэгга, его понимание сути великой английской традиции, ориентация на которую с первых же книг явственно обозначилась в его творчестве. Это традиция добротного реалистического социально-бытового романа в

прозе М. Брэгга 60-70-х годов, достигающая порой масштабных эпических обобщений и обогатившаяся в последующие десятилетия все более углубленной психологической прорисовкой и мотивировкой характеров, вниманием к внутреннему миру человека, миру души [2, с. 75].

Очевидно, что не только современный писателю литературный климат повлиял на формирование его мировоззрения и эстетических представлений. Анализ произведений М. Брэгга показывает его глубинную связь, органическую приобщенность к английской классике, особенно конца XIX - начала XX веков [3, с. 112]. Хотя в его прозе просматриваются аллюзии, прямые упоминания и явное влияние английских романтиков, романов Ч. Диккенса, Дж. Элиот, главными его учителями были Т. Гарди и Д. Г. Лоуренс.

Во многих произведениях М. Брэгга, особенно ранних, мы встречаем и прямые отсылки к этим великим именам, существенно определившим облик литературы своего времени. Но суть, разумеется, не в том. На М. Брэгга глубоко повлияло мировоззрение этих писателей, художественно-эстетический строй их произведений.

Материалы и методы исследования

Так, Т. Гарди (1840-1928 гг.) писал в сложный переходный период английской истории, когда мощь викторианской Англии уже дала трещину по всему казавшемуся незыблемым фасаду, началась утрата ее монопольного положения в мире. В своих произведениях Т. Гарди воспроизводит сложные психологические процессы, связанные с особенностями переходного времени. Но главное при этом - его неразрывная духовная связь с сельской Англией, животворным источником всего созданного писателем.

Певец родного края, его истории, природы, обычаев, Т. Гарди создает в своем цикле собирательный образ сельской Англии 30-80-х годов прошлого века. Семейный роман, точнее сага - ибо многие романы цикла построены как повествование, охватывающее историю нескольких поколений той или иной семьи, вышедшей из недр Уэссекского края, - перерастает у Т. Гарди в рассказ о судьбе нации, Англии.

Именно эту художественно-мировоззренческую черту великого предшественника так органично усвоит М. Брэгг.

Характерный герой Т. Гарди - молодой человек из народа, на драматических переживаниях которого, душевных и духовных конфликтах и трагических коллизиях сосредоточен писатель.

Результаты и их обсуждение

В творчестве Т. Гарди для М. Брэгга особенно привлекателен «уэссекский цикл», состоящий из семи романов (1872-1825 гг.), связанных прежде всего местом действия. Это графство Уэссекс, старинное название графств юго-западной Англии (в их число входит и Дортсетшир, родина Т. Гарди). Уэс-секс - небольшая, замкнутая территория и вместе с тем целый мир, со своей шкалой ценностей, жизненных интересов, забот, психологических проблем. Основа эмоциональной жизни персонажей - патриархальный уклад, уже расшатывающийся под давлением промышленной цивилизации, но еще способный быть опорой здорового образа жизни и представлений. В этом трагическом противоречии (впоследствии, как мы увидим, остро воспринятым М. Брэггом) и состоит трагедия «уэссекских характеров», блестяще выписанная Т. Гарди в контексте той веками складывавшейся среды, традиционная устойчивость которой подвергается довольно болезненному воздействию грядущих перемен, социальных и экономических.

Одним из первых в английской прозе Т. Гарди коснулся темы разрушения традиционного патриархального уклада сельской Англии под воздействием безжалостного наступления духа «хищничества», «торгашества», т. е. капиталистического предпринимательства, погубившего и традиционную мораль, а в конечном итоге, по мнению Т. Гарди, и национальное сознание.

Тема обращения, возврата к «истокам», которой ностальгически пронизана значительная часть литературы XX века, - именно она особенно явственно отразила разочарование в обеднившем духовную жизнь индивида стремительном и нередко безжалостном техническом прогрессе - едва ли не впервые затронута с такой эмоциональной силой в творчестве Т. Гарди (в частности, романе «Возвращение на родину», 1878, втором романе цикла).

Загадку непреходящего влияния Т. Гарди на последующих писателей очень точно под-

метила и определила М. Дрэббл: «... он достигает в своих произведениях всеобщности через приверженность к особенному, а, останавливаясь на преходящем, добивается вечного»

Умение органично сочетать романтическое и обыденное - эту черту гардиевской поэтики М. Брэгг будет достойно и успешно продолжать в своих произведениях. Да и структура романов Т. Гарди с характерной для них открытой концовкой (даже при завершенности, как бы исчерпанности сюжета, словно не исключающей возможности иного толкования) также повлияла на композиционно-структурную специфику романов М. Брэгга.

Описание любви героев - противоречивой, мучительной, нередко с трагической развязкой - занимает большое место в сюжетной системе романов Т. Гарди. Сложность взаимоотношений мужчины и женщины уже осознается писателем как норма. Эти взаимоотношения, пронизанные чувственностью, темными инстинктами, напряженной эмоциональностью, выписаны с редкой для того времени откровенностью; любовь описана Т. Гарди как великая преображающая сила.

Эти мотивы мы без труда обнаружим в произведениях М. Брэгга, и все-таки своей концепцией любовного чувства и манерой его описания М. Брэгг более обязан Д. Г. Ло-уренсу, оказавшему на него сильное влияние.

Долгое время и в отечественной, и в английской критике у Д. Г. Лоуренса (18851930 гг.) сохранялась репутация борца с классической традицией. Действительно, начав как поборник сугубо реалистического романа (в жестко традиционном толковании этого понятия), Д. Г. Лоуренс затем выступил ниспровергателем викторианской морали, социальных устоев, эстетических представлений. Взгляд этот, однако, отличается явной однобокостью.

В самом деле, вклад Д. Г. Лоуренса в обогащение изобразительно-выразительных романических средств огромен: небывало расширились границы воссоздания психологической жизни человека, его чувств, интуиции, психофизических факторов поведения, эмоционального и интимного поведения. Изображение любви в романах Д. Г. Лоуренса, особенно знаменитых - «Сыновья и

любовники» (1913), «Радуга» (1915), «Влюбленные женщины» (1920), «Любовник леди Чаттерли» (1928) - не имело ничего общего с бесцветной викторианской благопристойностью. «Моя великая религия, - писал Д. Г. Лоуренс в 1913 году с полемическим пылом, направленным против викторианской эмоциональной засушенности, - вера в плоть и кровь, ибо они мудрее интеллекта».

Живое полнокровное чувство во всем богатстве земных оттенков, стремление реализовать себя в любви к близкому человеку, мечта об объединении духа и плоти - именно эти представления стали доминантой романов Д. Г. Лоуренса, шокируя пуритански воспитанных современников и восхищая многочисленных последователей с более раскованными взглядами. Среди них и М. Брэгг. Тема любви - ведущая в его творчестве, и ее воплощение претерпело существенные изменения на протяжении тридцати лет [].

Мировую известность Д. Г. Лоуренсу принес роман «Сыновья и любовники» -эпическое, многоплановое повествование о двух поколениях шахтерской семьи Мо-релей. Здесь остро чувствуется автобиографическое начало, поднятое до уровня глубокого социального обобщения. Провинциальный Ноттингем начала века, приобщившийся к достижениям индустриализации, становится воплощением унылой, враждебной человеческому естеству мертвой машиной цивилизации. Т. Гарди ввел в литературу и дал права «гражданства» сельскому труженику, Д. Г. Лоуренс точно так же поступил с рабочим человеком. Поль Морель, сын шахтера, проходит мучительный путь «воспитания чувств», становления личности - рассмотренных на фоне его сложных отношений сначала с матерью, затем с возлюбленной Мириам. В итоге, однако, его ждет поражение, и причина - в его отчужденности от окружения, к которому он так и не приспособился. Незаурядный живописец, он не смог реализовать себя за пределами сферы интимных чувств и переживаний.

Заключение

Обогащаясь новыми оттенками, мотивами, вариациями, тема отчуждения выходит у Д. Г. Лоуренса на первый план в его самом масштабном романе-саге «Радуга», панорамном эпическом полотне,

охватывающем судьбы трех поколений фермерской семьи Бренгуэнов: с 40 -х годов XIX века до начала ХХ века [7, ^ 15].

Использование жанра семейно-бытового романа, перерастающего в эпопею, затрагивающую национальные судьбы - здесь Д. Г. Лоуренс идет вслед за Т. Гарди, передавая затем эстафету послевоенному поколению писателей (М. Брэггу).

Эпопея Д. Г. Лоуренса отличается от цикла Т. Гарди - это словно бурный жизненный поток, охватывающий все стороны жизни героев, размывающий - и расширяющий - привычные представления о границах жанра, вводящий в роман всю непосредственность жизненного опыта. Изменчиво-неуловимая диалектика взаимоотношений между мужчиной и женщиной, начиная с «Радуги», безраздельно приковывает к себе внимание Д. Г. Лоуренса.

Тонкий лиризм, глубина эмоциональных отношений героев, радость слияния с природой и ее высокая очищающая сила - этот пафос пронизывает все романы Лоуренса, достигая ни с чем не сравнимой вы-

1. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л.: Советский писатель, 1980. 595 с.

2. Затонский Д. В. Искусство романа и XX век. М.: Художественная литература, 1973. 534 с.

3. Ивашева В. В. Литература Великобритании XX века. М.: Высшая школа, 1984. 480 с.

4. Левидов А. М. Литература и действительность. Л.: Советский писатель, 1987. 450 с.

5. Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков. М.: Советский пи-

1. Dneprov V. Idei vremeni i formy vremeni [Ideas of time and tense form]. Leningrad, So-vetsky Pisatel publ., 1980. 595 p. (In Russian)

2. Zatonsky V. D. Art of the novel and the 20th century. Moscow, Khudozhestvennaya Literatura Publ., 1973. 534 p. (In Russian)

3. Ivashov V. V. Literature of Great Britain of the 20th century. Moscow, Vyshaya Shkola, 1984. 480 p. (In Russian)

4. Levidov A. M. Literature and reality. Leningrad, Sovetsky Pisatel, 1987. 450 p. (In Russian)

5. Epstein M. Paradoksy novizny. O litera-turnom razvitiiXIX-XX vekov [Paradoxes of novelty.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Юсупова Патимат Джамалутдиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры литера-

соты в «Радуге» и «Любовнике леди Чат-терли».

«Ничто не имеет значения, кроме жизни, -писал Д. Г. Лоуренс в своей программной статье «Почему важен роман». - ... Все живущее изумляет. Мое живое "я" необъятнее, нежели моя душа, дух, тело, ум, сознание, или что бы то ни было, являющееся всего лишь одной из частей моей личности». «Роман - книга жизни». «Я человек, и я жив ... По этой причине я романист».

Эти мысли Лоуренса весьма близки взглядам М. Брэгга, как свидетельствует его творчество. Очевидно, впрочем, что, следуя заветам Т. Гарди и Д. Г. Лоуренса, современный английский писатель проецирует их на усложнившуюся ситуацию второй половины XX века. Проявляя бережное внимание к наследию этих великих художников слова, М. Брэгг демонстрирует творческое отношение к традиции, стремление к ее обновлению, оправданное движением времени.

caTeAb, 1988. 415 c.

6. Ackroyd P. The English Novel Now. Listener, 1981. Jan. 15. Pp. 72-74.

7. Allen W. The English Novel. A Short Crlticl History. Harmondsworth: Penguin, 1978. 376 p.

8. Bergonzi B. The Situation of the Novel. Lnd.: Macmillan, 1979. 226 p.

9. Bradbury M. Possibilities. Essays on the State of the Novel. Lnd.: Oxford Univ. Press, 1973. 397 p.

The literary development of the 19-20th centuries]. Moscow, Sovetsky Pisatel Publ., 1988. 415 p. (In Russian)

6. Ackroyd P. The English Novel Now. Listener, 1981. Jan. 15. Pp. 72-74.

7. Allen W. The English Novel. A Short Crlticl History. Harmondsworth: Penguin, 1978. 376 p.

8. Bergonzi B. The Situation of the Novel. Lnd.: Macmillan, 1979. 226 p.

9. Bradbury M. Possibilities. Essays on the State of the Novel. Lnd.: Oxford Univ. Press, 1973. 397 p.

THE AUTHOR INFORMATION Affiliation

Patimat D. Yusupova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Literature, Dagestan

Литература

References

туры, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); e-mail: ku-kueva.asiyat2015@yandex.ru

State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: kukueva.asiyat2015@ yan-dex.ru

Принята в печать 25.05.2017 г.

Received 25.05.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.