Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК В ВУЗЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК В ВУЗЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УНИВЕРСИТЕТ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санина Ксения Геннадьевна, Гончарова Марина Александровна

В статье представлен анализ деятельности Литературного кружка "Ва или не Ва" (Дальневосточный федеральный университет) в контексте применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в период пандемии COVID-19. В исследовании применялись теоретические (анализ специализированной литературы) и эмпирические методы исследования: диагностические (анкетирование), обсервационные (педагогическое наблюдение). Основным результатом исследования можно считать факт успешной организации литературного кружка с эффективным применением исключительно дистанционного формата обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санина Ксения Геннадьевна, Гончарова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY LITERATURE CLUB AND INTEGRATION OF DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES DURING COVID-19 PANDEMIC

The study sought to define the role of the distance education technologies (DET) influence on effectiveness of the extracurricular activities during COVID-19 pandemic using an example of Book Club "To Wa or not to Wa" at Far Eastern Federal University (FEFU, Vladivostok, Russian Federation). The purpose of the study was to determine the level of DET-based extracurricular activity effectiveness in the context of maintaining the interest and motivation of the book club members. Theoretical methods of research included analysis of pedagogical, methodical, psychological literature on the subject. The empirical data were collected through questionnaires and pedagogical observation. Statistical methods were also partly applied to analyze collected data. The results show that a book club can be effectively and successfully organized operating exclusively with distance education tools on a base of online platform Microsoft Teams and distance education system "1C: E-learning. Corporate University".

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК В ВУЗЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

МЕТОДИКА METHODS

Известия Восточного института. 2022. № 2. С. 128-139. Oriental Institute Journal. 2022. No. 2. P. 128-139.

Научная статья УДК 372.882

https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-2/128-139

Литературный кружок в вузе и интеграция дистанционных образовательных технологий в период пандемии COVID-19

Ксения Геннадьевна САНИНА

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, sanina.kg@dvfu.ru Марина Александровна ГОНЧАРОВА

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, goncharova.ma@students.dvfu.ru

Аннотация. В статье представлен анализ деятельности Литературного кружка "Ва или не Ва" (Дальневосточный федеральный университет) в контексте применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в период пандемии COVID-19. В исследовании применялись теоретические (анализ специализированной литературы) и эмпирические методы исследования: диагностические (анкетирование), обсервационные (педагогическое наблюдение). Основным результатом исследования можно считать факт успешной организации литературного кружка с эффективным применением исключительно дистанционного формата обучения.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, университет, литературный кружок

Авторы выражают глубокую признательность рецензенту за высокую оценку и анализ статьи и благодарность Е.А. Бобровской и Е. В. Бахтиной за помощь в организации литературного кружка.

Для цитирования: Санина К.Г., Гончарова М.А. Литературный кружок в вузе и интеграция дистанционных образовательных технологий в период пандемии COVID-19 // Известия Восточного института. 2022. № 2. С. 128-139. https://doi. org/10.24866/2542-1611/2022-2/128-139

Original article

DOI: 10.24866/2542-1611/2022-1/128-139

University Literature Club and Integration of Distance Education Technologies during

COVID-19 Pandemic

Ksenia G. SANINA

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, sanina.kg@dvfu.ru Marina A. GONCHAROVA

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, goncharova.ma@students.dvfu.ru

Abstract. The study sought to define the role of the distance education technologies (DET) influence on effectiveness of the extracurricular activities during COVID-19 pandemic using an example of Book Club "To Wa or not to Wa" at Far Eastern Federal University (FEFU, Vladivostok, Russian Federation). The purpose of the study was to determine the level of DET-based extracurricular activity effectiveness in the context of maintaining the interest and motivation of the book club members. Theoretical methods of research included analysis of pedagogical, methodical, psychological literature on the subject. The empirical data were collected through questionnaires and pedagogical observation. Statistical methods were also partly applied to analyze collected data. The results show that a book club can be effectively and successfully organized operating exclusively with distance education tools on a base of online platform Microsoft Teams and distance education system "1C: E-learning. Corporate University". Keywords: COVID-19 pandemic, distance education, distance education technologies, university, book club

The authors express their deep appreciation to the reviewer, and gratitude to E. A. Bobrovskaya and E. V. Bakhtina for the help in organization of the book club.

For citation: Sanina K.G., Goncharova M.A. University Literature Club and Integration of Distance Education Technologies during COVID-19 Pandemic // Oriental Institute Journal. 2022. № 2. P. 128-139. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-2/128-139

Пандемия COVID-19 внесла экстренные и кардинальные изменения в развитие образовательного процесса во всем мире. Одной из наиболее существенных

© Санина К.Г., Гончарова М.А., 2022

инноваций стало вынужденное повсеместное внедрение ДОТ, затронувшее фактически все сферы, все ступени, все дисциплины образовательного процесса [30]. Литературный кружок всегда являлся довольно распространенной формой факультативной, внеклассной, внеаудиторной деятельности и для начальной [4; 5; 11], и для средней [8; 13], и для высшей школы [6; 17]. Целью создания подобных объединений всегда было расширение жизненного опыта учащихся, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. В задачи кружков обычно не входила подготовка профессиональных литераторов, но квалифицированное руководство и творческая среда несомненно способствовали эффективному развитию учащихся с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью [15].

В условиях вынужденного перехода к дистанционному формату обучения внеаудиторная деятельность, факультативные занятия учащихся, к которым относятся и литературные кружки, не теряют своей актуальности, а наоборот - приобретают новый импульс к развитию в контексте интеграции ДОТ. Данные технологии позволяют организовывать и реализовывать деятельность литературных кружков исключительно в электронной образовательной среде, не утрачивая достоинств, присущих "консервативному", очному формату деятельности подобных объединений.

Проблема интеграции традиционных и дистанционных образовательных технологий достаточно долго и масштабно изучалась до начала пандемии COVID-19 как в общем плане [10; 14], так и относительно конкретных образовательных дисциплин и курсов [7; 9]. И исследователи, рассматривающие ДОТ в глобальном контексте, и те, кто рассматривает их применение на более конкретных примерах, приходят к однозначному выводу о насущной необходимости и неизбежности интеграции этих технологий в образовательный процесс [7; 9; 10; 12; 14]. Однако исследователи, рассматривающие применение ДОТ в рамках отдельно взятых направлений обучения и учебных дисциплин, настаивают на сохранении паритетного подхода к использованию традиционных и дистанционных образовательных технологий [7; 9].

Нужно отметить, что процесс интеграции ДОТ был достаточно трудным - первые отечественные исследователи особенностей дистанционного обучения (ДО) в своих работах зачастую сетуют на стагнацию в развитии этой формы обучения в Российской Федерации. Е. С. Полат в 2005 г. пишет о том, что наша страна может оказаться в "стороне от цивилизационного процесса" из-за нехватки финансирования и отсутствия понимания значимости сферы ДО со стороны региональных властей [12, с. 169], а В. П. Тихомиров в 2010 г. говорит о необходимости формирования законодательной базы, без которой невозможно развитие "электронного образования" в Российской Федерации [16, с. 19]. А. А. Андреев в 2013 г. подробно рассматривает историю и особенности развития ДО в России в контексте вынесенного на общественное обсуждение закона "Об образовании", четко указывая на то, что "использование видеосервисов в учебном процессе позволило приблизить педагогическое общение к привычному очному. В настоящее время, например, ве-бинары становятся такой же привычной организационной формой проведения занятий, как и, например, очные лекции и семинары. Практика их проведения показывает, что дистанционные занятия в этом случае могут быть эффективнее, чем очные" [1, с. 46].

Что касается зарубежных исследований в области дистанционной формы обучения, несмотря на более долгую историю её развития и внедрения за рубежом, западные исследователи, в частности, Р. Новак [29] и К. Мейер [28], указывают на тот факт, что резкий рост популярности ДОТ носит спорный, неоднозначный характер, вызывающий массу разнообразных вопросов и сомнений. С другой стороны, многие ученые придерживаются точки зрения, сходной с той, что высказали в 2001 г. Ч. Мехротра, С. Дэвид Холлистер и Л. Макгахи: "Дистанционная форма обучения или образования - это не возможность будущего, к которой высшему

образованию стоит подготовиться, а реальность сегодняшнего дня, которая создает возможности и вызовы для образовательных институтов; реальность, которая предлагает студентам больше выбора в том, где, когда, как и от кого они хотят получать знания; реальность, которая делает образование доступным для самого большого числа людей, чем когда-либо раньше" [27, с. 5]. На более современном этапе развития образования ДО не теряет актуальности - появляется масса новых исследований, посвященных особенностям и различным аспектам смешанного обучения в целом и в высшем образовании в частности [19; 23; 31]. Предпринимаются попытки сравнительного анализа эффективности традиционных и дистанционных форм обучения в рамках конкретной учебной дисциплины [32], изучения опыта внедрения эффективных методов обучения с применением технологий VR (виртуальной реальности) в образовании [22]. Рассматриваются и более узкие темы, связанные с ДО, такие как паттерны поведения студентов, обучающихся с применением ДОТ, в контексте выполнения и предоставления на проверку заданий [26].

Если говорить о текущей ситуации экстренной интеграции дистанционных технологий обучения в образовательный процесс на фоне пандемии COVID-19, то количество достаточно масштабных аналитических исследований отечественных ученых весьма значительно [2; 3]. За рубежом научных публикаций на эту тему, наоборот, довольно мало, что объяснимо с точки зрения временных рамок (к 2021 г. уровень заболеваемости COVID-19 все еще высок, появляются новые штаммы вируса, пандемия продолжается). В основном публикации на тему влияния пандемии на систему образования зарубежных стран носят обзорно-рекомендательный характер [25]. Научные же изыскания отличаются достаточно локальной, узконаправленной тематикой. Например, Ф. А. Рад, Ф. Отаки, З. Бакаин, Н. Зари и М. Аль-Халаби изучили отношение стоматологов, обучающихся в аспирантуре, и их преподавателей к быстрому переходу на дистанционную форму обучения в ОАЭ в связи с пандемией COVID-19 [30]. А. Бао описывает достоинства использования технологии скринкастинга в условиях ДО-в частности, исследователь указывает на то, что этот тип подкастинга, позволяющий передавать для широкой аудитории видеопоток с записью происходящего на компьютере пользователя, не только сравним по эффективности с традиционными лекциями, но способен помочь в развитии когнитивных способностей у обучающихся с дефектами слуха [20]. А. Адел и Дж. Даян рассматривают характерные особенности смешанного обучения, его внедрения в систему образования Новой Зеландии в контексте пандемии COVID-19 [18]. Исследование С. Дейли отличает более масштабный характер - оно посвящено сравнительному анализу влияния пандемии на высшее образование в странах Африки и других странах. Автор приходит к неутешительному выводу - страны Африки понесут гораздо больший урон в плане высшего образования, поскольку значительная часть студентов не может продолжать учебу из-за экономических трудностей, невозможности пользоваться Интернетом для получения доступа к дистанционной форме обучения и даже оплатить счета за электричество [21].

Изучение отечественными исследователями деятельности литературных кружков на различных стадиях образовательного цикла носит довольно широкий характер. Е. А. Жесткова, Е. Н. Рыбакова, А. А. Клиппа и Е. А. Овчинникова рассматривают литературный кружок как форму эффективной работы с одаренными детьми в начальных классах средней школы [4; 5; 11]. Учитель русского языка и литературы Д. Я. Райхин рассказывает о своем многолетнем, неоценимом опыте создания и руководства литературным кружком в средней школе [13]. Л. Е. Личко рассматривает деятельность литературного кружка в качестве средства духовно-нравственного воспитания в старших классах средней школы [8]. Е. В. Черкуно-ва и Д. А. Пиняева анализируют особенности реализации творческого потенциала учащихся колледжа в рамках работы литературно-драматического кружка "Вдохновение" [17]. Литературные клубы являются распространенной формой внеаудиторной активности и за рубежом. Например, А. Дженсен пишет о значе-

нии литературного клуба как своеобразного "моста" для взаимопонимания между американскими и иностранными студентами [24]. Однако в данных исследованиях связь деятельности литературных кружков с интеграцией ДОТ фактически не освещается ни в целом, ни в контексте пандемии COVID-19.

В представленной работе на примере особенностей организации и деятельности конкретного литературного кружка определяются роль и характер влияния использования ДОТ на целесообразность и эффективность подобной образовательной активности в условиях пандемии COVID-19. Была также предпринята попытка установить, насколько высоким сохраняется уровень интереса и мотивации студентов при проведении факультативных, внеаудиторных занятий в дистанционной форме и описать особенности организации и деятельности литературного кружка на базе дистанционного формата обучения в вузе.

Материалами для исследования послужили результаты работы по использованию ДОТ в период организации и работы Литературного кружка "Ва или не Ва" в ДВФУ в 2020-2021 гг. В исследовании приняло участие 10 человек - непосредственно участники данного литературного кружка, студенты ДВФУ в возрасте 19 лет (3 мужчин и 7 женщин).

При изучении деятельности данного объединения применялись теоретические методы, в частности, анализ педагогической, методической, психологической литературы в контексте исследуемой проблемы. Использовались и эмпирические методы исследования: диагностические (анкетирование), обсервационные (педагогическое наблюдение - прямое и косвенное, длительное и кратковременное). В некоторой мере были также использованы статистические методы - измерения полученных данных (сбор статистического материала).

Литературный кружок "Ва или не Ва" был организован в ДВФУ в 2020 г. в рамках Программы поддержки талантливых и мотивированных студентов "Academic Excellence and Honors Education" (далее - АЕНЕ). AEHE - программа, призванная помочь талантливым и мотивированным студентам получать максимум от университета для своего развития. Данная программа основной своей целью ставит создание особенной образовательной среды для студентов, показавших наилучшие результаты в обучении, с учётом особенностей и пожеланий каждого отдельного учащегося.

Появление литературного кружка именно в этот период времени было обусловлено тремя основными факторами: 1) критическим сокращением академических часов в учебном плане на изучение дисциплины "История литературы Японии" студентами-бакалаврами направления "Востоковедение и африканистика", профиль "Японоведение" (за последние два года количество академических часов, выделенных на теоретическую часть (лекции) упало ровно в два раза - с 36 ч. в семестр до 18 ч.); 2) сохраняющимся у студентов-японоведов высоким уровнем интереса к японской литературе, который невозможно адекватно удовлетворить во время выделенных учебным планом теоретических и практических занятий; 3) возможностью использовать для организации факультативной деятельности онлайн платформы Microsoft Teams, появившейся в период особо высокого роста заболеваемости коронавирусной инфекцией COVID-19 и вызванного ею перехода вузов Российской Федерации на ДО.

Название литературного кружка "Ва или не Ва" представляет собой игру слов - сочетание знаменитой фразы Гамлета: "Быть или не быть?" и японского иероглифа "ва" (в названии использован не сам иероглиф, а общепринятая русскоязычная транскрипция по системе записи японских слов кириллицей отечественного востоковеда Е. Д. Поливанова) - свой, родной, японский. Именно эти значения являются кардинальными в контексте сложных отношений Японии и Запада, наиболее ярко отразившихся в процессе развития современной японской литературы, то есть название кружка отражает проблему сохранения культурной идентичности японской литературы под мощным воздействием Запада. Деятельность литературного кружка проходит в течение одного учебного семестра, предусматривает проведение онлайн занятий на платформе Microsoft Teams (выбор

платформы определен тем, что ДВФУ закупил программное обеспечение именно этого производителя, в принципе, для занятий может быть выбрана любая другая онлайн платформа по усмотрению организаторов и участников) в объеме 36 ч. - по одному занятию в неделю. Цели создания кружка: 1) формирование условий для восприятия общечеловеческих и художественных ценностей, заложенных в произведениях японской литературы; 2) развитие культурного кругозора участников; 3) создание условий для реализации и развития их творческих способностей. Основными задачами деятельности литературного кружка являются: 1) знакомство студентов-японоведов с более широким диапазоном направлений, авторов и произведений японской литературы, чем это предусмотрено учебным планом; 2) выработка и закрепление навыков анализа литературного произведения, способности адекватно, логично и убедительно донести до аудитории свои выводы по результатам данного анализа, навыков участия в дискуссии по поводу изученного материала.

Все этапы организации и деятельности кружка проводились дистанционно. На первом этапе организационной деятельности некоторые сложности возникли с отбором участников и подбором времени проведения, устраивающим всех участников и руководителя кружка. Изначально планировалось, что количество участников будет не больше десяти человек. Регистрация заявок на участие проходила онлайн, через "Витрину образовательных активностей" - специальный раздел на официальном сайте ДВФУ, где студенты могут выбрать интересующий их проект для внеаудиторной деятельности. Большинство проектов, размещенных на "Витрине образовательных активностей", проходит в рамках программы АЕНЕ. Количество поданных заявок было больше десяти, поэтому перед руководителем стал вопрос - по какому принципу отбирать участников?

Данные о зарегистрированных заявках поступали в Личный кабинет руководителя проекта в системе ДО ДВФУ "1С: Электронное обучение. Корпоративный университет". Основная часть заявок была подана студентами-японоведами, но также среди желающих принять участие в деятельности кружка были студенты, изучающие экономику, биологию и т. д. У руководителя проекта возникла идея создать некое студенческое "братство", объединяющее студентов различных Школ и направлений одной идеей, - изучением истории японской литературы. Впоследствии по результатам опроса уже отобранных активных участников Литературного кружка, стало очевидно, что большинство из них (70%) тоже выступают за интеграцию в деятельность кружка студентов с разными специализациями.

К сожалению, идея, при всей её позитивной направленности, оказалась провальной. Трое отобранных студентов, чьим направлением обучения не является "Востоковедение и африканистика", не появлялись на заседаниях кружка ни разу, одна студентка участвовала в заседаниях редко, поскольку время заседаний кружка совпадало с её аудиторными занятиями по основному профилю обучения. Здесь также нужно отметить, что выбор единого времени для коллектива студентов, обучающихся на разных направлениях, - весьма непростая задача. Нужно найти в расписаниях десяти студентов и руководителя свободное время, которое устроит всех, что крайне проблематично - расписания и студентов, и преподавателей достаточно загружены, поэтому крайне непросто найти единую временную лакуну, даже учитывая тот факт, что в ДВФУ существует онлайн сервис "Электронное расписание", с помощью которого можно проанализировать расписания всех участников литературного кружка.

В связи с этим наиболее рациональным представляется вариант набора участников с одного направления обучения (в данном случае - " Востоковедение и африканистика"), в идеале - с одного курса. Это обусловлено более сильной мотивацией таких студентов при изучении предмета факультативных занятий, поскольку он является частью сферы их профессиональных интересов; единым расписанием, в котором проще найти подходящее для всех участников время для заседаний кружка.

Поскольку отобранные изначально трое участников не проявили интереса к работе кружка, их места заняли студенты-японоведы, выразившие желание присоединиться к своим однокурсникам. Таким образом, в 2021 г. костяк кружка составили студенты второго курса направления "Востоковедение и африканистика", профиль "Японоведение". Хотелось бы также отметить, что примерно десять человек - близкое к идеалу число участников подобной формы внеаудиторной работы. Одно заседание длится 90 мин., и обычно этого времени на заседаниях по типу "круглого стола" хватает как раз на выступления десяти участников и короткое сообщение от руководителя.

При оформлении заявки на проведение заседаний Литературного кружка "Ва или не Ва" формировался план работы, но значимым моментом является обсуждение и корректировка данного плана с непосредственным участием студентов на первом заседании кружка. Очень важно, чтобы управление деятельностью кружка не было авторитарным, чтобы студенты чувствовали себя причастными и ответственными за ход работы кружка. Таким образом, на первом заседании кружка было принято коллегиальное решение о том, что его деятельность будет носить смешанный характер - она будет включать и лекции по истории литературы Японии, и обсуждения членами кружка определенных литературных произведений (студентам была предоставлена возможность самостоятельно выбирать эти произведения; несколько произведений были также предложены руководителем), и мастер-классы - например, мастер-класс по созданию поэтических произведений на японском языке.

Для информирования и общения участников была создана страница кружка в социальной сети "Вконтакте" - здесь размещались новости, объявления, материалы и источники, связанные с изучением истории литературы Японии и текущими темами работы кружка, опросы и пр. Группа функционировала в закрытом формате, дабы избежать неуместного внимания со стороны людей, не имеющих непосредственного отношения к кружку. Также для информирования и общения использовались инструменты Microsoft Teams и электронная почта членов кружка.

Нужно отметить действительно высокий уровень интереса и мотивации студентов-японоведов касательно изучения японской литературы - хотя заседания кружка являлись по сути факультативными занятиями, требующими стабильного Интернет-соединения, поскольку проходили на онлайн платформе, явка участников стабильно колебалась от 80 до 100%. Студенты активно предлагали темы и идеи для деятельности кружка, демонстрируя достаточно высокий уровень познаний как в сфере японской литературы в частности, так и мировой литературы в целом. Хотелось бы отметить также, что при анонимном голосовании по поводу проведения заседания кружка в нерабочий день, 90% участников высказалось за проведение заседания, что подчеркивает высокий уровень интереса к мероприятиям, проводимым Литературным кружком "Ва или не Ва", и мотивации к участию в его деятельности у студентов. 100% опрошенных по результатам деятельности Литературного кружка сочли, что внеаудиторная активность такого рода явилась для них полезной (опрос проводился на условиях анонимности).

Поскольку за 36 часов невозможно детально изучить многовековую историю литературы Японии, в теоретической части заседаний, представляющих из себя лекции руководителя кружка, были представлены основные этапы развития, наиболее значимые представители и произведения, определившие ход развития истории японской литературы. Теоретические занятия перемежались с практическими - например, прослушав лекцию о творчестве писателя Танидзаки Дзюнъ-итиро, к следующему занятию участники готовят небольшие сообщения, посвященные прочитанному ими рассказу "Татуировка", который написал Танидзаки. Участники внимательно слушают выступления своих коллег, задают уточняющие вопросы, развивают мысли, почерпнутые из заслушанных сообщений, в своих собственных выступлениях.

Особенной популярностью у участников кружка пользовался мастер-класс по созданию поэтического произведения в жанре хайку. После лекции о поэзии хайку, её генезисе, развитии и особенностях, студенты получили задание самостоятельно написать стихотворение хайку на японском языке (не владеющие японским языком - на русском языке). 100% участников выделили именно эту форму образовательной активности как наиболее познавательную и интересную, вторым по популярности стал общий литературный анализ художественных произведений - за него высказались 80% участников. Наименее популярным оказался сопоставительный анализ литературных произведений - всего 30% участников отдали свои голоса за этот вид деятельности. Причиной такого низкого уровня интереса к этому виду литературного анализа, по мнению участников, стала необходимость прочитать и проанализировать два художественных произведения, что достаточно проблематично в связи с загруженным учебным графиком студентов. Таким образом, стоит учитывать, что задачи, которые ставятся перед участниками кружка, не должны быть чересчур затратными по времени исполнения, так как деятельность кружка идет параллельно с основным учебным процессом в вузе, и студенты могут испытывать трудности при одновременном выполнении заданий по своему учебному профилю и факультативным мероприятиям.

Финальным этапом деятельности кружка стали презентации участников, посвященные их любимым литературным произведениям, созданными японскими писателями и поэтами, и эссе на тему достоинств и недостатков деятельности Литературного кружка "Ва или не Ва". В презентациях студенты рассмотрели историю создания произведений, их характерные черты и прочие нюансы, используя опыт литературного анализа, приобретенный в ходе участия в заседаниях кружка. После каждой презентации проводилось обсуждение выступления - участники задавали вопросы по теме презентации, уточняли непонятные моменты, высказывали свое мнение о теме и предмете сообщения. После дискуссии выступал автор сообщения с финальным словом о деятельности кружка, обозначив основные пункты из своего эссе на данную тему, - участник излагал свои мысли о том, что полезного он извлек из заседаний кружка, что бы он хотел изменить или добавить в мероприятия кружка и т.д. Подобная презентация позволяет участнику продемонстрировать знания и навыки, которые он получил за время участия в деятельности кружка; эссе дает возможность руководителю кружка получить фидбэк от участников и определить достоинства и недостатки в работе кружка.

Основной акцент в изучении истории японской литературы делался на влиянии кросскультурных связей на её развитие - студенты учились видеть в произведениях наиболее выдающихся представителей японской литературы не только черты национальной художественной традиции, но и следы влияния других культур. Иными словами, участники кружка приобретали навык анализа литературного произведения с точки зрения его принадлежности не только к национальной, но и мировой литературе. Это помогает студентам расширить кругозор, мыслить в более глобальном плане, научиться видеть в, казалось бы, совершенно инородных явлениях черты давно знакомых явлений.

В целом, несмотря на то, что все мероприятия Литературного кружка "Ва или не Ва" проходили онлайн, 100% опрошенных участников такая форма проведения заседаний устроила полностью, хотя 90% опрошенных при этом отметили, что очная форма заседаний их также устраивает, но они осознают, что в условиях пандемии COVID-19 проведение подобных мероприятий в очном формате нецелесообразно и потенциально опасно для здоровья участников литературного кружка. Причиной такого единодушия явилось и то, что студенты находятся на ДО по основному образовательному профилю с марта 2020 г., они уже освоили онлайн платформу Microsoft Teams, привыкли к особенностям применения ДОТ на собственном опыте, поэтому дистанционная форма проведения заседаний литературного кружка не вызвала у них какого-либо дискомфорта. Microsoft Teams позволяет демонстрировать наглядные материалы (презентации, видео и пр.) без каких-либо технических неполадок (при условии стабильного Интернет-соединения), что зачастую

проблематично при очном проведении образовательных мероприятий, так как не всегда в аудиториях есть возможность подключения мультимедийного оборудования. Этот нюанс 90% опрошенных участников Литературного кружка также отметили в качестве плюса проведения заседаний на онлайн платформе.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, нужно отметить, что использование ДОТ в период пандемии COVID-19 сыграло определяющую роль при организации не только основного учебного процесса в вузах, но и при проведении факультативных мероприятий, что становится совершенно очевидно на примере деятельности Литературного кружка "Ва или не Ва". Роль ДОТ для данного объединения была всеобъемлющей, поскольку весь цикл деятельности реализовывался при помощи онлайн платформы и системы ДО (Microsoft Teams и "1С: Электронное обучение. Корпоративный университет" соответственно). Именно использование ДОТ помогло организации и осуществлению всех запланированных мероприятий кружка в полном объеме в условиях пандемии, когда очное обучение было совершенно невозможно, что говорит о несомненной целесообразности и высокой эффективности применения ДОТ в подобной ситуации.

Нужно также подчеркнуть, что для успешной реализации подобного проекта определяющую роль играет стабильность Интернет-соединения, обеспеченность студентов и преподавателей техническим оборудованием (ноутбуки, планшеты, смартфоны и пр.), уровень их подготовленности (или готовность к обучению) в контексте образовательного процесса с применением ДОТ В случае с Литературным кружком "Ва или не Ва" все эти показатели были на высоком уровне, поскольку участники кружка уже имели как минимум полугодовой опыт обучения с применением ДОТ

Уровень интереса к деятельности кружка со стороны студентов был очень высок, несмотря на достаточно существенную загруженность по основному профилю обучения - явка на занятиях была стабильно высокой, задания участники выполняли добросовестно, за исключением тех случаев, когда задания были слишком сложными и времязатратными. Этот нюанс нужно учесть, так как подобные задания могут снижать мотивацию участника факультативной деятельности, поэтому стоит подбирать задания, которые не отнимут слишком много времени у студента, занятого обучением по основному профилю.

Использование ДОТ повлияло на уровень интереса и мотивации участников кружка только в положительном ключе, о чем говорят результаты их опроса - подавляющее большинство заявило, что именно такая форма обучения устраивает их больше всего в текущей ситуации развития пандемии COVID-19. Использование ДОТ позволило сохранить традиционные формы организации обучения: лекции, семинары, дискуссии и пр., - но вывело их на новый, более высокий уровень технического обеспечения, что позволило увеличить долю использования разнообразных наглядных материалов (презентации, видео и пр.).

На примере деятельности Литературного кружка "Ва или не Ва" можно утверждать, что эффективность проведения факультативных занятий с применением ДОТ вполне сопоставима с эффективностью подобных занятий в традиционной форме обучения. По результатам анализа деятельности данного кружка можно сделать обоснованный вывод о том, что факультативные занятия не теряют своей актуальности и в период пандемии, более того - они помогают восполнить лакуны, возникающие в процессе профильного обучения. Мероприятия факультативного характера можно регулярно и эффективно проводить с применением ДОТ без ущерба показателям уровня интереса и мотивации со стороны учащихся.

В дальнейшем было бы целесообразно провести более развернутые исследования по сравнению показателей эффективности деятельности подобных объединений в формате ДО и традиционной формы обучения. С течением времени ДОТ будут приобретать более доминантный характер во всех областях системы образования, поэтому на данном этапе было бы полезно изучить алгоритмы организации факультативных мероприятий и внеаудиторной деятельности с приме-

нением ДОТ, уровень их востребованности и эффективности для разных ступеней образовательного цикла.

Литература

1. Андреев А. А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Открытое образование. 2013. № 5 (100). С. 40-46.

2. Гончаров И. Л. Пандемия как вызов системе образования в России // Инновации и инвестиции. 2020. № 10. С. 16-18.

3. Грунт Е. В. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию / Е. В. Грунт, Е. А. Беляева, С. Лисситса. // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 45-58. DOI 10.32744/pse.2020.5.3.

4. Жесткова Е. А. Литературный кружок как форма организации внеурочной деятельности с одаренными детьми / Е. А. Жесткова, Е. Н. Рыбакова. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (2). (сайт). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19783 (дата обращения: 04.05.2021).

5. Клиппа А. А. Литературный кружок как средство формирования литературоведческой компетентности младших школьников // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Абакан, 22 ноября 2019 года. Абакан: ФГБОУ ВО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2019. 200 с. С. 95-96.

6. Кошелева И. Н. Литературные кружки как средство реализации теории читательского отклика при обучении экстенсивному чтению на английском языке в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 4 (76). С. 223-231. DOI 10.21603/2078-8975-2018-4-223-231

7. Кудрявцева О. А. Интеграция традиционных и дистанционных образовательных технологий в курсе "Физика" / О. А. Кудрявцева, Е. Ю. Ющкова. // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 5 (95), ч. 3. С. 173-177. DOI 10.23670/IRJ.2020.95.5.116

8. Личко Л. Е. Опыт работы литературного кружка как средства обогащающего обучения (в контексте духовно-нравственного воспитания) // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 3. С. 74-78.

9. Махмутова М. В. Интеграция традиционной и дистанционной технологий обучения в образовательной среде специалиста в университете // Электротехнические системы и комплексы. 2015. № 1 (26). С. 43-47.

10. Никуличева Н. В. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе / Н. В. Никули-чева, О. И. Дьякова, В. И. Глуховская. // Открытое образование. 2020. № 5. Т. 24. С. 4-17. DOI https://doi. org/10.21686/1818-4243-2020-5-4-17

11. Овчинникова Е. А. Содержание и формы работы литературного кружка в начальной школе // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов в рамках "Дней науки МГПУ-2019", Москва, 19 апреля 2019 года. Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2019. 246 с. С. 182-184.

12. Полат Е. С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 4. С. 166-169.

13. Райхин Д. Я. Литературный кружок в школе (из опыта работы) // Народное образование. 2019. №3. С. 161-166.

14. Скворцов А. А. Эволюция и внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс студента в наукоемкой образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Выпуск 1 (141). С. 1-9.

15. Тайнулова В. О. Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях. Ростов-на-Дону, 2002. 105 с.

16. Тихомиров В. П. Без электронного образования инновации невозможны // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 8. С. 19-23.

17. Черкунова Е. В. Реализация творческого и научно-познавательного потенциала учащихся колледжа в работе литературно-драматического кружка "Вдохновение" / Е. В. Черкунова, Д. А. Пиняева. // Интеграция образования. 2015. № 1. Т. 9. С. 131-135. DOI 10.15507/ Inted.078.019.201501.131

18. Adel A. Towards an Intelligent Blended System of Learning Activities Model for New Zealand Institutions: An Investigative Approach / A. Adel, J. Dayan. // Humanities and Social Science Communications. 2021. Vol. 8, no. 72. P. 1-14.

19. Anthony B. Blended Learning Adoption and Implementation in Higher Education: A Theoretical and Systematic Review / B. Anthony, A. Kamaludin, A. Romli [и др.]. // Technology, Knowing and Learning. 2020. (сайт). URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s10758-020-09477-z.pdf (дата обращения 14.06.2021). DOI 10.1007/s10758-020-09477-z.

20. Bao A. Online Learning with a Bonus // ASEE Prism. 2020. Vol. 29, no. 8. P. 41.

21. Daly S. Mind the Gap: COVID-19's Impact on Higher Education in Africa and Abroad // Institute for

Defense Analyses. Africa Watch: COVID-19 Edition. 2021. Vol. 25. P. 5-7.

22. Holly M. Designing VR Experiences - Expectations for Teaching and Learning in VR / M. Holly, J. Pirker, S. Resch [m gp.]. // Educational Technology & Society. 2021. Vol. 24, no. 2. P. 107-119.

23. Hrastinski S. What Do We Mean by Blended Learning? // TechTrends. 2019. Vol. 63. P. 564-569. DOI 10.1007/s11528-019-00375-5

24. Jansen A. Building Bridges with Book Club: Supporting International Students' Comfort and Belonging on Campus // College & Research Libraries News. 2019. Vol. 80, no. 10. P. 580. DOI 10.5860/crln.80.10.580

25. Kelley A. P. College in the Time of Coronavirus: Challenges Facing American Higher Education / A. P. Kelley, R. Columbus. - Washington: American Enterprise Institute, 2020. 31 p.

26. Kokog M. Unfolding Students' Online Assignment Submission Behavioral Patterns using Temporal Learning Analytics / M. Kokog, G. Akgapinar, M. N. Hasnine // Educational Technology & Society. 2021. Vol. 24, no. 1. P. 223-235.

27. Mehrotra C.M. Distance learning: Principles for effective design, delivery, and evaluation / C. M. Mehrotra, C. D. Hollister, L. McGahey. - Thousand Oaks, CA: Sage Publications, Inc., 2001. 256 p.

28. Meyer K. A. Quality in Distance Education: Focus on On-line Learning // ASHE-ERIC Higher Education Report. 2002. Vol. 29. P. 1-134.

29. Novak R. J. Benchmarking Distance Education // New Directions for Higher Education. Special Issue: Using Benchmarking to Inform Practice in Higher Education. 2002. Vol. 2002, issue 118. P. 79-92. DOI https:// doi.org/10.1002/he.57

30. Rad F. A. Rapid transition to distance learning due to COVID-19: Perceptions of postgraduate dental learners and instructors / F. A. Rad, F. Otaki, Z. Baqain [m gp.]. // PLOS ONE. 2021. Vol. 16, issue 2. DOI 10.1371/journal.pone.0246584

31. Suebsom K. The Use of Blended Learning: Social Media and Flipped Classroom to Encourage Thinking Skills and Collaborate Work in Higher Education // ICCMB 2020: Proceedings of The 2020 The 3rd International Conference on Computers in Management and Business (ICCMB 2020). New York: Association for Computing Machinery, 2020. 252 p. P. 201-206. DOI: 10.1145/3383845.3383883

32. Yoon S. A. Comparative Study of High-Quality Professional Development for High School Biology in a Face-to-Face versus Online Delivery Mode / S. A. Yoon, K. Miller, T. Richman // Educational Technology & Society. 2020. Vol. 23, no. 3. P. 68-80.

References

1. Andreev A. A. Distantsionnoe obuchenie i distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii // Otkrytoe obrazovanie. 2013. № 5 (100). S. 40-46.

2. Goncharov I. L. Pandemiya kak vyzov sisteme obrazovaniya v Rossii // Innovatsii i investitsii. 2020. № 10. S. 16-18.

3. Grunt E. V. Distantsionnoe obrazovanie v usloviyakh pandemii: novye vyzovy rossijskomu vysshemu obrazovaniyu / E. V. Grunt, E. A. Belyaeva, S. Lissitsa. // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2020. № 5 (47). S. 45-58. DOI 10.32744/pse.2020.5.3.

4. ZHestkova E. A. Literaturnyj kruzhok kak forma organizatsii vneurochnoj deyatel'nosti s odarennymi det'mi / E. A. ZHestkova, E. N. Rybakova. // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1 (2). (sajt). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19783 (data obrashheniya: 04.05.2021).

5. Klippa A. A. Literaturnyj kruzhok kak sredstvo formirovaniya literaturovedcheskoj kompetentnosti mladshikh shkol'nikov // Razvitie sotsial'no-ustojchivoj innovatsionnoj sredy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, Abakan, 22 noyabrya 2019 goda. Abakan: FGBOU VO "KHakasskij gosudarstvennyj universitet im. N. F. Katanova", 2019. 200 s. S. 95-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kosheleva I. N. Literaturnye kruzhki kak sredstvo realizatsii teorii chitatel'skogo otklika pri obuchenii ehkstensivnomu chteniyu na anglijskom yazyke v vuze // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 4 (76). S. 223-231. DOI 10.21603/2078-8975-2018-4-223-231

7. Kudryavtseva O. A. Integratsiya traditsionnykh i distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologij v kurse "Fizika" / O. A. Kudryavtseva, E. YU. YUshhkova. // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2020. № 5 (95), ch. 3. S. 173-177. DOI 10.23670/IRJ.2020.95.5.116

8. Lichko L. E. Opyt raboty literaturnogo kruzhka kak sredstva obogashhayushhego obucheniya (v kontekste dukhovno-nravstvennogo vospitaniya) // Uspekhi gumanitarnykh nauk. 2021. № 3. S. 74-78.

9. Makhmutova M. V. Integratsiya traditsionnoj i distantsionnoj tekhnologij obucheniya v obrazovatel'noj srede spetsialista v universitete // EHlektrotekhnicheskie sistemy i kompleksy. 2015. № 1 (26). S. 43-47.

10. Nikulicheva N. V. Organizatsiya distantsionnogo obucheniya v shkole, kolledzhe, vuze / N. V. Nikulicheva, O. I. D'yakova, V. I. Glukhovskaya. // Otkrytoe obrazovanie. 2020. № 5. T. 24. S. 4-17. DOI https://doi. org/10.21686/1818-4243-2020-5-4-17

11. Ovchinnikova E. A. Soderzhanie i formy raboty literaturnogo kruzhka v nachal'noj shkole // Aktual'nye problemy doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya: Materialy nauchno-prakticheskoj konferentsii prepodavatelej, aspirantov, magistrantov, studentov v ramkakh "Dnej nauki MGPU-2019", Moskva, 19 aprelya

2019 goda. Ul'yanovsk: IP Ken'shenskaya Viktoriya Valer'evna (izdatel'stvo "Zebra"), 2019. 246 s. S. 182-184.

12. Polat E. S. Razvitie distantsionnoj formy obucheniya v shkol'nom obrazovanii // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizatsiya obrazovaniya. 2005. № 4. S. 166-169.

13. Rajkhin D. YA. Literaturnyj kruzhok v shkole (iz opyta raboty) // Narodnoe obrazovanie. 2019. №3. S. 161-166.

14. Skvortsov A. A. EHvolyutsiya i vnedrenie distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologij v uchebnyj protsess studenta v naukoemkoj obrazovatel'noj srede // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2015. Vypusk 1 (141). S. 1-9.

15. Tajnulova V. O. Razvitie tvorcheskikh sposobnostej detej v ob" edineniyakh yunykh zhurnalistov i literaturno-tvorcheskikh ob" edineniyakh. Rostov-na-Donu, 2002. 105 s.

16. Tikhomirov V. P. Bez ehlektronnogo obrazovaniya innovatsii nevozmozhny // Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. 2010. № 8. S. 19-23.

17. CHerkunova E. V. Realizatsiya tvorcheskogo i nauchno-poznavatel'nogo potentsiala uchashhikhsya kolledzha v rabote literaturno-dramaticheskogo kruzhka "Vdokhnovenie" / E. V. CHerkunova, D. A. Pinyaeva. // Integratsiya obrazovaniya. 2015. № 1. T. 9. S. 131-135. DOI 10.15507/ Inted.078.019.201501.131

18. Adel A. Towards an Intelligent Blended System of Learning Activities Model for New Zealand Institutions: An Investigative Approach / A. Adel, J. Dayan. // Humanities and Social Science Communications. 2021. Vol. 8, no. 72. P. 1-14.

19. Anthony B. Blended Learning Adoption and Implementation in Higher Education: A Theoretical and Systematic Review / B. Anthony, A. Kamaludin, A. Romli [i dr.]. // Technology, Knowing and Learning. 2020. (sajt). URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s10758-020-09477-z.pdf (data obrashheniya 14.06.2021). DOI 10.1007/s10758-020-09477-z.

20. Bao A. Online Learning with a Bonus // ASEE Prism. 2020. Vol. 29, no. 8. P. 41.

21. Daly S. Mind the Gap: COVID-19's Impact on Higher Education in Africa and Abroad // Institute for Defense Analyses. Africa Watch: COVID-19 Edition. 2021. Vol. 25. P. 5-7.

22. Holly M. Designing VR Experiences - Expectations for Teaching and Learning in VR / M. Holly, J. Pirker, S. Resch [i dr.]. // Educational Technology & Society. 2021. Vol. 24, no. 2. P. 107-119.

23. Hrastinski S. What Do We Mean by Blended Learning? // TechTrends. 2019. Vol. 63. P. 564-569. DOI 10.1007/s11528-019-00375-5

24. Jansen A. Building Bridges with Book Club: Supporting International Students' Comfort and Belonging on Campus // College & Research Libraries News. 2019. Vol. 80, no. 10. P. 580. DOI 10.5860/crln.80.10.580

25. Kelley A. P. College in the Time of Coronavirus: Challenges Facing American Higher Education / A. P. Kelley, R. Columbus. - Washington: American Enterprise Institute, 2020. 31 p.

26. Kokog M. Unfolding Students' Online Assignment Submission Behavioral Patterns using Temporal Learning Analytics / M. Kokog, G. Akgapinar, M. N. Hasnine // Educational Technology & Society. 2021. Vol. 24, no. 1. P. 223-235.

27. Mehrotra C.M. Distance learning: Principles for effective design, delivery, and evaluation / C. M. Mehrotra, C. D. Hollister, L. McGahey. - Thousand Oaks, CA: Sage Publications, Inc., 2001. 256 p.

28. Meyer K. A. Quality in Distance Education: Focus on On-line Learning // ASHE-ERIC Higher Education Report. 2002. Vol. 29. P. 1-134.

29. Novak R. J. Benchmarking Distance Education // New Directions for Higher Education. Special Issue: Using Benchmarking to Inform Practice in Higher Education. 2002. Vol. 2002, issue 118. P. 79-92. DOI https:// doi.org/10.1002/he.57

30. Rad F. A. Rapid transition to distance learning due to COVID-19: Perceptions of postgraduate dental learners and instructors / F. A. Rad, F. Otaki, Z. Baqain [i dr.]. // PLOS ONE. 2021. Vol. 16, issue 2. DOI 10.1371/ journal.pone.0246584

31. Suebsom K. The Use of Blended Learning: Social Media and Flipped Classroom to Encourage Thinking Skills and Collaborate Work in Higher Education // ICCMB 2020: Proceedings of The 2020 The 3rd International Conference on Computers in Management and Business (ICCMB 2020). New York: Association for Computing Machinery, 2020. 252 p. P. 201-206. DOI: 10.1145/3383845.3383883

32. Yoon S. A. Comparative Study of High-Quality Professional Development for High School Biology in a Face-to-Face versus Online Delivery Mode / S. A. Yoon, K. Miller, T. Richman // Educational Technology & Society. 2020. Vol. 23, no. 3. P. 68-80.

Ксения Геннадьевна САНИНА, канд. филол. наук, доцент кафедры японоведения Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия, e-mail: sanina.kg@dvfu.ru

Марина Александровна ГОНЧАРОВА, студентка Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия, e-mail: goncharova.ma@students.dvfu.ru

Ksenia G. SANINA, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Japanese Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: sanina.kg@dvfu.ru

Marina A. GONCHAROVA, Student, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: goncharova.ma@ students.dvfu.ru

Поступила в редакцию Одобрена после рецензирования Принята к публикации

(Received) 19.12.2021 (Approved) 10.05.2022 (Accepted) 30.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.