Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА КУЛЬТУРЫ: МЕДИЙНЫЙ И СОЦИО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ'

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА КУЛЬТУРЫ: МЕДИЙНЫЙ И СОЦИО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЙНАЯ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ / КРИЗИС КУЛЬТУРЫ / ЛИТЕРАТУРА / ПРЕМИИ / ИЗДАТЕЛЬСТВА / СЕТЕВЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЙТЫ / МЕДИЙНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вологина Екатерина Владимировна

Введение. В условиях культурного кризиса и связанных с ним социальных нарушений все более актуальным становится вопрос о преодолении негативных тенденций в культурной среде. Одной из таких негативных тенденций является повышенное влияние коммерческих факторов на внутренние процессы культурной саморегуляции. В представленной статье на примере литературной сферы анализируются институциональные факторы воспроизводства ценностей массовой культуры и анализируется потенциал института литературных премий в преодолении негативных тенденций в литературной среде. Литературные премии понимаются и как социальный институт (литературное премирование), и как фактор развития современной литературы. Оценивается целевой аспект литературных конкурсов как возможное условие их использования для преодоления кризисных тенденций в культуре. Методология. В статье осуществляется опора на классические методы научного исследования (анализ, сравнение, абстрагирование, дедукция, синтез). Также в ходе исследования осуществляется обращение к методологии структурного функционализма. Кроме того, в исследовании применяется аксиологический подход. Результаты. В статье обосновывается точка зрения, согласно которой процессы развития литературы, связанные с деятельностью издательств и сетевых литературных порталов, в значительной степени обусловлены коммерческими факторами, что определяет ориентацию на массовые литературные предпочтения. Одновременно с этим отмечается значение литературных премий как социального лифта для начинающего писателя и отмечается потенциал института литературных премий, связанный с возможностью целенаправленного воздействия на сферу литературы, связанного со стимулированием отдельных тематических и жанровых направлений. Обсуждение. В конце статьи оценивается значение теоретической модели, описывающей опосредованное влияние литературных премий на социальные процессы, а также отмечается дискуссионный характер вопроса о приоритетных направлениях в развитии литературы посредством организации литературных премий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY PRIZES AS A FACTOR OF OVERCOMING THE CRISIS OF CULTURE: MEDIA AND SOCIO-COMMUNICATION ASPECT

Introduction. In the context of the cultural crisis and related social disorders, the issue of overcoming negative trends in the cultural environment is becoming more and more urgent. One of such negative trends is the increased influence of commercial factors on the internal processes of cultural self-regulation. The study analyzed the institutional factors of reproduction of the values of mass culture on the example of the literary sphere and examined the potential of the institute of literary awards in overcoming negative trends in the literary environment. Literary prizes are understood both as a social institution (literary awarding) and as a factor in the development of modern literature. The objective aspect of literary contests is evaluated as a possible condition for their use to overcome crisis trends in culture. Methodology. The article relies on classical methods of scientific research (analysis, comparison, abstraction, deduction, synthesis). Also, in the course of the study, the authors employed the methodology of structural functionalism. In addition, the study uses an axiological approach. Results. The article substantiates the point of view according to which the processes of literature development associated with the activities of publishing houses and online literary portals are largely due to commercial factors, which determines the orientation towards mass literary preferences. At the same time, the importance of literary awards as a social elevator for a novice writer is noted, and the potential of the institute of literary awards associated with the possibility of purposeful impact on the field of literature associated with the stimulation of certain thematic and genre areas is noted. Discussion. We assessed the significance of the theoretical model describing the indirect influence of literary prizes on social processes, and noted the debatable nature of the issue of priority directions in the development of literature through the organization of literary prizes.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА КУЛЬТУРЫ: МЕДИЙНЫЙ И СОЦИО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 82:070 EDN DGESVI

DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(4).800-812 Научная статья

Литературные премии как фактор преодоления кризиса культуры: медийный и социо-коммуникативный аспект

Вологина Е.В. ©

Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация, vokal@list.ru

Аннотация. Введение. В условиях культурного кризиса и связанных с ним социальных нарушений все более актуальным становится вопрос о преодолении негативных тенденций в культурной среде. Одной из таких негативных тенденций является повышенное влияние коммерческих факторов на внутренние процессы культурной саморегуляции. В представленной статье на примере литературной сферы анализируются институциональные факторы воспроизводства ценностей массовой культуры и анализируется потенциал института литературных премий в преодолении негативных тенденций в литературной среде. Литературные премии понимаются и как социальный институт (литературное премирование), и как фактор развития современной литературы. Оценивается целевой аспект литературных конкурсов как возможное условие их использования для преодоления кризисных тенденций в культуре. Методология. В статье осуществляется опора на классические методы научного исследования (анализ, сравнение, абстрагирование, дедукция, синтез). Также в ходе исследования осуществляется обращение к методологии структурного функционализма. Кроме того, в исследовании применяется аксиологический подход. Результаты. В статье обосновывается точка зрения, согласно которой процессы развития литературы, связанные с деятельностью издательств и сетевых литературных порталов, в значительной степени обусловлены коммерческими факторами, что определяет ориентацию на массовые литературные предпочтения. Одновременно с этим отмечается значение литературных премий как социального лифта для начинающего писателя и отмечается потенциал института литературных премий, связанный с возможностью целенаправленного воздействия на сферу литературы, связанного со стимулированием отдельных тематических и жанровых направлений. Обсуждение. В конце статьи оценивается значение теоретической модели, описывающей опосредованное влияние литературных премий на социальные процессы, а также отмечается дискуссионный характер вопроса о приоритетных направлениях в развитии литературы посредством организации литературных премий.

Ключевые слова. Медийная представленность, кризис культуры, литература, премии, издательства, сетевые литературные сайты, ме-дийность.

Информация о статье. Дата поступления 12 июня 2022 г.; дата поступления после доработки 13 сентября 2022 г.; дата принятия к печати 9 ноября 2022 г.; дата онлайн-размещения 15 декабря 2022 г.

Original article

Literary Prizes as a Factor of Overcoming the Crisis of Culture: Media and Socio-Communication Aspect

Ekaterina V. Vologina ©

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation, vokal@list.ru

Abstract. Introduction. In the context of the cultural crisis and related social disorders, the issue of overcoming negative trends in the cultural environment is becoming more and more urgent. One of such negative trends is the increased influence of commercial factors on the internal processes of cultural self-regulation. The study analyzed the institutional factors of reproduction of the values of mass culture on the example of the literary sphere and examined the potential of the institute of literary awards in overcoming negative trends in the literary environment. Literary prizes are understood both as a social institution (literary awarding) and as a factor in the development of modern literature. The objective aspect of literary contests is evaluated as a possible condition for their use to overcome crisis trends in culture. Methodology. The article relies on classical methods of scientific research (analysis, comparison, abstraction, deduction, synthesis). Also, in the course of the study, the authors employed the methodology of structural functional-ism. In addition, the study uses an axiological approach. Results. The article substantiates the point of view according to which the processes of literature development associated with the activities of publishing houses and online literary portals are largely due to commercial factors, which determines the orientation towards mass literary preferences. At the same time, the importance of literary awards as a social elevator for a novice writer is noted, and the potential of the institute of literary awards associated with the possibility of purposeful impact on the field of literature associated with the stimulation of certain thematic and genre areas is noted. Discussion. We assessed the significance of the theoretical model describing the indirect influence of literary prizes on social processes, and noted the debatable nature of the issue of priority directions in the development of literature through the organization of literary prizes.

Keywords. Media representation, cultural crisis, literature, awards, publishing houses, network literary sites, media exposure.

Article info. Received June 12, 2022; revised September 13, 2022; accepted November 9, 2022; available online December 15, 2022.

Введение

В современной исследовательской среде существенное внимание уделяется проблеме культурных факторов общественной жизни, что в значительной степени обусловлено осознанием высокой степени влияния установок мировоззрения действующего субъекта на его стратегию социальной активности. Еще в работах

Э. Дюркгейма [1; 2], Р. Мертона [3] и Т. Парсонса [4] обращается внимание на то, что культура задает приоритетные цели, к которым стремится социальный субъект, и она же определяет приемлемые методы, посредством применения которых становится возможным достижение данных целей.

Соответственно, если мы наблюдаем ситуацию, когда широко

распространенным становится достижение членами общества общепринятых целей деструктивными средствами, следует обратить внимание на культурные предпосылки данного явления [5].

В настоящее время не является секретом то, что имеет место постепенная тенденция нарушения отношений в обществе, что проявляется в неуклонном росте численности совершаемых преступлений [6], развитии протестных движений [7], росте межгрупповой конфликтности [8] и т.д. Существует множество объяснений данной тенденции, начиная с последствий глобализации [9] и связанного с ней роста темпов социальных изменений, и заканчивая «вызреванием» длительное время существовавших конфликтов, их проявлением под влиянием внешних и внутренних факторов. Так или иначе, среди общего набора причин усугубления кризисных тенденций в обществе в качестве одной из преобладающих исследователи рассматривают кризисные тенденции в культурной сфере [10].

Нарушение механизмов самоидентификации, кризис ценностей, утрата людьми ясных «маршрутов», следуя которым можно достичь самореализации — все это в совокупности приводит, с одной стороны, к нарушению удовлетворенности членов общества собой и жизнью вокруг, с другой — к росту социальной агрессии и, с третьей — к повышенной подверженности членов общества разнообразным манипулятив-ным практикам, которые нередко направлены на еще большее расшатывание ситуации в обществе.

Наличие культурного кризиса, а также тот факт, что он определяет развитие деструктивных по-

следствий в области общественных отношений, в совокупности определяет необходимость принятия мер, направленных на противодействие сложившейся ситуации. Иными словами, недостаточно просто констатировать наличие проблемы — закономерным шагом, следующим за ее обнаружением, является выработка методологии преодоления сложившейся неблагоприятной ситуации. И здесь мы приходим к пониманию важного момента: осознание факта определенного социального нарушения кардинально отличается от понимания средств, при помощи которых можно было бы данному нарушению противостоять. Последнее предполагает существенно более глубокое понимание проблемы.

Соответственно, для того, чтобы выработать комплекс мер, направленных на преодоление кризисных тенденций в культурной сфере, необходимо для начала определиться с тем, в соответствии с какими принципами и в опоре на какие обстоятельства данная проблема существует.

Поскольку само по себе суждение о кризисе культуры имеет чрезвычайно общий характер, на уровне настоящей работы нами будет подвергнут анализу узкий аспект кризисных процессов, происходящих в культуре, связанный с областью литературного творчества. Анализ текущих тенденций в литературной сфере в данном случае нацелен на решение сразу нескольких задач:

- провести детализацию одного из значимых аспектов современной культурной ситуации;

- на примере литературной сферы проанализировать тенденции репрезентации деструктивных социальных установок в культурной среде;

- осуществить разработку прикладного вопроса о методах противодействия кризисным культурным процессам на уровне литературной сферы.

Реализация данного круга задач осуществляется в рамках настоящей статьи.

Методология

За основу в исследовании взяты элементы структурно-функционалист-ского подхода, на уровне которого описывается взаимосвязь между социокультурными факторами и состоянием общества. Также в исследовании использованы общенаучные методы анализа, сравнения, абстрагирования, дедукции и синтеза. Отдельные аспекты влияния литературного творчества на социальное поведение членов общества проанализированы с опорой на аксиологический подход.

Результаты

Начнем с общей характеристики литературной сферы и ее места в культуре общества. Литература, наряду с иной культурно-информационной продукцией, представляет один из актуальных источников знаний об окружающем мире и доступных социальному субъекту способах взаимодействия с ним. Здесь правомерно обращение к концепции органопроекции М. Маклюэна [11], утверждавшего, что современный человек склонен познавать окружающий мир опосредованно, через различные каналы информационного обмена, в число которых входят разнообразные медиа, книги и т.д.

Примечательно, что, несмотря на вымышленный характер персонажей и событий, представленных в литературной сфере, ознакомление

с литературными произведениями оказывает мощное формирующее воздействие на мировоззрение читателя [12]. Это — та причина, по которой многие исследователи отмечают важность воспитательной функции литературы.

Одна из серьезных проблем в данном случае состоит в том, что «высокое» творчество, включающее в себя классику мировой литературы, представляет собой лишь малую часть от совокупного количества произведений, ежегодно публикуемых на уровне ведущих издательств и сетевых порталов самиздата. При этом, как отмечают исследователи, в настоящее время люди склонны читать, преимущественно, современные литературные произведения, в связи с чем вопрос о том, какое воздействие оказывает литературная сфера на общество, во многом близок к вопросу о том, какое именно по своему содержанию литературное творчество нарождается в данный момент [13]. И здесь напрашивается гипотеза о том, что кризисные тенденции, фиксируемые исследователями на уровне культуры в целом, находят выражение, в том числе, и на уровне литературной сферы, в связи с чем впору ставить вопрос о кризисных процессах в литературной среде.

Следует отметить, что в условиях отсутствия достаточного количества данных о состоянии литературной сферы, правомерны различные предположения о содержательной ее определенности. В частности, например, можно предположить, что современная литература не столько повторяет симптомы болезни, свойственной современной культуре, сколько содержит в себе лекарство

в силу того, что талантливые авторы склонны к отражению актуальных проблем современности и поиску конструктивных решений.

Существует и психологическая проблема, во многом обоснованная недооцененным психологическим эффектом медийности самиздата. В сущности, литературные площадки в сети интернет — это специализированные медиаресурсы со своими внутренними законами и принципами. Литературный портал — это не просто клуб или группа по интересам. Это полноценное объединение, совмещающее интересы писателей, читателей и издателей. Некоторые начинающие авторы слишком рано «выкладывают» недописанные произведения. Они получают медийный резонанс (положительный или отрицательный). Зачастую, для многих авторов ожидание аудитории становится настоящим испытанием. Не все психологически готовы к тому, что от них ждут выход текста в конкретный лимитированный срок. При этом медийность означает работу на авторитет. Как правило, читатели не возвращаются к прочтению незавершенных текстов автора, если он нарушал сроки или и вовсе обманул ожидания, не дописав рукопись.

Еще одна проблема стихийной медийности — это низкий уровень качества рукописей. Речь идет не только о содержании, но и о стилистике, орфографии. Большинство рукописей на площадках самиздата публикуются в авторской редакции.

Вместе с тем, площадки самиздата — это новая струя в развитии литературы. В этой связи логична реакция крупных издательств, которые занимаются мониторингом топовых авторов, представленных в сети, а также самостоятельно ини-

циируют тренды. Наиболее распространенным способом экономического и имиджевого регулирования тенденций в литературе все еще остается институт литературного премирования. На сегодня литературные премии существуют не только в классической форме, но и в рамках регулирования социокультурных процессов в сети интернет.

Для того, чтобы определиться в конечных характеристиках текущей ситуации, целесообразно осуществить последовательный анализ вопроса о том, каким образом в настоящее время происходит развитие литературной сферы. А это, в свою очередь, определяет постановку ряда промежуточных вопросов, в число которых входят следующие:

- с какими проблемами сталкиваются начинающие авторы в рамках своего становления в литературной сфере;

- какие существуют основные пути продвижения в литературной сфере;

- какими социальными факторами обусловлены основные литературные институты;

- как соотносятся между собой ведущие процессы в социальной культуре и тенденции развития литературной сферы.

Рассмотрим по порядку каждый из обозначенных вопросов.

Для начала рассмотрим ситуацию начинающего автора, который обладает литературным талантом, однако еще не получил признание как среди коллег и издателей, так и среди читательской аудитории. Произведения такого автора зачастую пишутся «в стол», либо демонстрируются ближнему кругу, состоящему из родственников, друзей и знакомых автора.

Если рассмотреть данную ситуацию, становится понятно, что влияние, которое оказывает творчество такого писателя на культуру общества, сравнительно невелико. Мы можем допустить в условиях современных сетевых процессов коммуникации, что отдельное произведение может быть подвергнуто активному тиражированию в сетевом пространстве, примером чего могут служить другие разновидности медиа, в частности — распространение «вирусных» роликов [14], однако подобного рода взлет популярности представляет скорее исключение из правил, и имеет отношение, преимущественно, к коротким произведениям. Что же касается крупных работ, существует сравнительно небольшой набор путей их продвижения.

Здесь стоит сказать несколько слов о том, что понимается под продвижением литературного творчества, поскольку данная категория является ключевой в общей постановке вопроса о культурных процессах и, в том числе — процессах становления начинающих писателей. Влияние литературного произведения на жизнь общества определяется тем, насколько широкая аудитория ознакомилась с данным произведением, а также тем, насколько сильное впечатление данная работа произвела на читателей. Второй показатель, очевидно, имеет качественный характер и относится к характеристикам самой работы, в то время как первый показатель (численность аудитории) носит сугубо количественный характер. Примечательно, что для писателя размер аудитории также имеет определяющее значение, но уже совсем в ином ключе: речь идет об уровне известности автора (что определяет

момент его статуса в литературном сообществе), а также о возможном уровне доходов, получаемых в виде авторских отчислений.

Таким образом, мы можем судить о том, что количество людей, которые ознакомятся с определенным литературным произведением, в конечном итоге определяет социальный и материальный статус автора, а также уровень культурного воздействия, оказываемого произведением. В этой системе координат деятельность, направленная на увеличение аудитории произведения, приобретает определяющее значение. Таковая деятельность в совокупности обозначается как продвижение литературного творчества, и включает в себя всю совокупность мер, предпринимаемых автором или издательством для повышения уровня аудитории произведения.

Для того, чтобы охарактеризовать условия продвижения литературного творчества в современном мире, следует обратить внимание на такой аспект, как плотность информационных потоков и высокий уровень конкуренции различных информационных продуктов [15]. В настоящее время наблюдается чрезвычайно высокая интенсивность производства информационной продукции различного характера, от просветительской до развлекательной и рекламной. Даже если рассмотреть такой узкий сегмент, как публикация книг, показательным является то, что ежегодно в России публикуется свыше 100 тыс. новых книг [16].

Для среднестатистического человека ключевым моментом в потреблении информационной продукции становится, во-первых, осведомленность о наличии того или иного произведе-

ния, кинофильма, выступления и т.д., и, во-вторых, возможность осуществления выбора из имеющихся предложений на основании первичного знакомства с теми продуктами культуры, о которых он уже имеет информацию.

По сути, уже момент оповещения пользователей о наличии определенного информационного продукта становится важнейшим условием для его продвижения, поскольку в мире бесчисленных информационных предложений именно знание об определенном интересном произведении (если речь идет о литературной сфере) становится первичным условием для ознакомления с ним. Соответственно, первичным аспектом продвижения литературного творчества является оповещение потенциальных читателей о факте существования определенного произведения, и, далее, немаловажным моментом становится презентация произведения, создание выгодных условий для выбора читателей в пользу ознакомления с ней. Если рассматривать способы, посредством которых может осуществляться оповещение о наличии определенного произведения, можно выделить следующее:

- реклама;

- размещение информации о конкретных произведениях на уровне ведущих сетевых сообществ, посвященных определенным литературным жанрам, блогов, посвященных новинкам литературы и т.д.;

- информирование о результатах литературных конкурсов (в условиях, когда произведение вошло в шорт-лист, либо стало призером конкурса);

- размещение произведения в печатном виде в ведущих книжных магазинах (что создает возможность того, что потенциальный читатель

обратит внимание на книгу в процессе просмотра новинок).

Проблема начинающего писателя состоит в том, что он изначально не обладает выходом на существующие механизмы презентации литературных произведений. Перечислим основные пути, по которым может пройти начинающий автор:

- обращение в действующие издательства с предложением публикации его произведения;

- самостоятельная попытка публикации произведения (с вложением личных средств и дальнейшей попыткой самостоятельной его реализации);

- публикация произведения на сетевых порталах самиздата;

- участие в литературных конкурсах.

Что касается публикации в издательстве, следует отметить, что в течение длительного времени данный путь являлся, по сути, единственным эффективным социальным лифтом для начинающих писателей, однако, в силу ряда причин вероятность успеха даже у талантливого автора при обращении в издательство крайне невысока, что связано с высоким уровнем конкуренции между начинающими писателями и, как следствие — высоким уровнем нагрузки на представителей издательств, ответственных за оценку поступающих на рассмотрение работ. Притом, что успех издательства во многом связан с публикацией произведений талантливых авторов, как отмечают исследователи, риски издательств также связаны с авторами [17], и в этом плане начинающие авторы в наибольшей степени относятся к «зоне риска» не окупаемых проектов. В совокупности это определяет высокую

вероятность отказа в публикации для произведений авторов-новичков.

Что касается самостоятельной публикации литературных произведений, следует обратить внимание на то, что подобного рода шаг предполагает, с одной стороны, существенные вложения личных средств, с другой — необходимость дальнейшей самостоятельной реализации книжной продукции, что весьма проблематично в силу того, что начинающему автору приходится брать на себя широкий спектр задач, в обычной практике разрешаемых на уровне штата сотрудников издательства. Не будучи специалистом в маркетинге, писатель столкнется с рядом сложностей в реализации своего труда, что также минимизирует шансы на успех при выборе данного пути продвижения своего творчества.

Одним из наиболее комфортных для начинающего автора способов продвижения своего творчества является бесплатная его публикация в интернете на действующих литературных сайтах самиздата, предоставляющих авторам возможность самостоятельной публикации произведений как на бесплатной основе, так и на условиях выплаты автору вознаграждения (последнее чаще всего доступно авторам, которые уже имеют определенный уровень аудитории).

В отличие от рассмотренных выше путей, с одной стороны, публикация на сетевых сайтах самиздата не требует привлечения существенных ресурсов, с другой — речь идет о возможности стопроцентной публикации (в отличие от издательств, шанс публикации в которых весьма невелик). Вместе с тем, следует отметить, что при публикации на подобного рода ресурсах сохраняется

проблема наращивания аудитории и, собственно, оповещения потенциальных читателей о наличии конкретного произведения. А это, в свою очередь, ведет к тому, что существует множество авторов, имеющих аудиторию, приближенную по численности к кругу их знакомств. Вместе с тем, если рассматривать специфику сетевой публикации литературных произведений, следует отметить, что в сетевом пространстве автор может рассчитывать на получение обратной связи со стороны читателей, что немаловажно для понимания сильных и слабых сторон публикуемого произведения [18].

Что касается литературных конкурсов — речь идет о литературном институте, который способствует продвижению произведений начинающих авторов, во-первых, через придание положительного статуса работам, вошедшим в шорт-лист конкурса либо ставшим призерами, во-вторых — через информационное освещение ведущих литературных премий и, в-третьих — через сотрудничество ведущих издательств с организаторами литературных конкурсов. Таким образом, литературные премии представляют собой своеобразный социальный лифт для начинающих писателей, поскольку они позволяют им в краткие сроки получить статус, признание читателей и контракт с издателем [19].

Для того, чтобы понять, каким образом действующие литературные институты влияют на процессы развития литературной сферы, следует проанализировать, какие факторы определяют конечные результаты их деятельности. Прежде всего, следует отметить, что издательский процесс имеет, с одной стороны, коммерческую ориентацию, с другой — коммер-

ческую обусловленность. Это определяет то, что издательство не будет публиковать заведомо или потенциально убыточные произведения, даже при условии, если в содержательном плане они представляют существенную ценность. Ключевой «точкой отсчета» в деятельности издательств является интерес читательской аудитории, ее интересы и предпочтения, и в данном контексте ориентация на массового читателя представляет собой одну из ведущих детерминант издательской деятельности.

Издательство вкладывает материальные ресурсы в печать книг и их дальнейшее продвижение, и потому в большинстве случаев принятие решения о публикации того или иного произведения оценивается исходя из предполагаемого внимания читательской аудитории к нему. Очевидно, что в таких условиях наиболее востребованной является та продукция, которая отвечает актуальным культурным запросам масс, и, в частности — соответствует уже сложившимся установкам мировоззрения читателей. Это определяет то, что в издательской сфере, которая обусловлена культурными характеристиками читательской аудитории, по сути, момент коммерческой ориентации издательств влечет за собой формирование механизмов воспроизводства уже действующих культурных тенденций. Как следствие, в условиях культурного кризиса речь идет о воспроизводстве кризисных тенденций.

Рассмотрим, каким образом складывается ситуация на уровне сетевых площадок самиздата, на которых начинающие авторы могут публиковать свои работы. Как уже отмечалось выше, для начинающего автора наиболее значимым фактором дости-

жения успеха является привлечение внимания аудитории. Вместе с тем, чем выше конкуренция в информационной среде, тем ниже вероятность случайного перехода пользователя на страницу конкретного произведения. Соответственно, в условиях наличия колоссального количества людей, осуществляющих писательскую деятельность (с различной степенью качества конечной литературной продукции) потенциальному читателю несложно заблудиться в изобилии предлагаемых к прочтению работ.

В этих условиях одним из ключевых вопросов становится то, какими вообще путями возможно узнавание о наличии определенной литературной работы в рамках сетевого пространства. Здесь наблюдается следующий набор вариантов:

- через случайный переход на страницу книги;

- через встроенные виджеты сайта, а также рейтинг наиболее успешных работ в разных жанрах;

- через рекламную деятельность, осуществляемую непосредственно автором.

Наиболее перспективными являются два последних варианта. При этом, в большинстве случаев начинающий писатель не обладает достаточной уверенностью в своем уровне писательского мастерства, в силу чего заинтересован в читательском отклике и не готов вкладываться в продвижение своих книг. По этой причине решающим является то, какие именно механизмы продвижения произведений реализованы на уровне данных литературных площадок.

В основном, все действующие виджеты, предлагающие книги к прочтению, основаны на читательской активности — комментариям к книге,

числу просмотров, лайков и т.д. И здесь действует классический принцип снежного кома: наибольшее продвижение получают те книги, которые уже востребованы у читательской аудитории (книги известных авторов, либо произведения, относящиеся к наиболее востребованным жанровым нишам). Собственно говоря, подобного рода организация механизмов продвижения размещаемой литературной продукции связана с коммерческой ориентированностью литературных порталов.

Ориентация в основных механизмах продвижения в данном случае реализуется, как и в случае с издательствами, в сторону получения организаторами повышенной прибыли, что предполагает преобладание количественных критериев в оценке перспективности работ. Соответственно, здесь также речь идет о том, что происходит ориентация на культурные веяния и тенденции. Как следствие, можно судить о том, что действующие механизмы продвижения литературного творчества на уровне коммерчески-ориентированных литературных порталов также способствуют воспроизводству тех кризисных тенденций, которые имеют место на уровне культурной среды.

Здесь мы приходим к пониманию того, что преодоление существующих кризисных тенденций через литературу возможно лишь при условии, если та литература, которая имеет для этого потенциал, получит продвижение. Вместе с тем, на уровне основных институтов, осуществляющих продвижение литературного творчества, реализуется преимущественно продвижение литературы, которая отражает существующие кризисные тенденции. В этом контексте актуали-

зируется важность механизмов продвижения литературного творчества, которые не имеют исходной коммерческой ориентированности. Именно в роли такого механизма выступает система литературных премий.

Рассматривая потенциал влияния института литературных премий на культурную ситуацию, следует отметить, прежде всего, то, что премии способствуют, с одной стороны, материальной поддержке авторов (что позволяет им сосредоточиться на творческой деятельности), с другой — реализуют многоплановые схемы продвижения перспективных литературных работ и, наконец, способствуют развитию начинающих авторов через экспертные оценки их работ со стороны квалифицированных редакторов, входящих в состав жюри.

Очень важной особенностью литературных премий является то, что они в тематическом плане не привязаны к действующим новомодным культурным течениям. При этом, формирование литературного конкурса оказывает стимулирующее развитие на литературу в той сфере, которая является целевой в рамках данного конкурса. По этой причине правомерна точка зрения, сообразно которой литературные премии выступают в роли мощного инструмента воздействия на литературную сферу через стимуляцию отдельных ее аспектов, о чем мы уже говорили ранее [20].

Подведем итоги. В современной культуре наблюдаются серьезные кризисные тенденции, и, если рассматривать область нарождающегося литературного творчества, можно обнаружить действующие процессы воспроизводства кризисных процессов на уровне литературных институтов, ответственных за продвижение

начинающих авторов. Это связано с тем, что основные литературные институты имеют коммерческую ангажированность, а, в свою очередь, ориентация на коммерческий успех предполагает приоритет интересов массовой аудитории. Как следствие, и на уровне ведущих издательств, и на уровне сетевых литературных площадок наблюдаются процессы воспроизводства кризисных культурных явлений. Вместе с тем, одной из значимых альтернатив в сложившейся ситуации являются литературные премии, посредством которых возможно оказывать целевое воздействие на развитие культуры.

Обсуждение

В современной социальной науке проблема влияния литературных премий на состояние общественной струк-

туры слабо изучено, что во многом обусловлено неявным, опосредованным влиянием, которое оказывает институт литературных премий на социальные процессы. Представленные в рамках статьи результаты способствовали формированию базового понимания взаимосвязей между воздействием на область литературного творчества и изменениями в обществе, косвенно инициируемыми воздействием нарождающегося литературного творчества на читателей. К числу вопросов, требующих детализации и, в том числе, имеющих дискуссионный характер, относится вопрос о приоритетных направлениях развития литературного творчества, стимулирование которых в рамках деятельности института литературных премий могло бы способствовать нормализации общественных отношений.

Список использованной литературы

1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. — Москва : Мысль, 1994. — 399 с.

2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. — Москва : Канон, — 1995. — 349 с.

3. Merton R. K. Social Theory and Social Structure / R. K. Merton. — New York : The Free press, 1968. — 702 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Parsons T. The Social System / T. Parsons. — New York : The Free Press, 1951. — 620 p.

5. Merton R.K. Anomie, Anomia and Social Interaction: Context of Deviant Behavior / R.K. Merton; M.B. Clinard (ed.) // Anomie and Deviant Behavior: Discussion and Critique. — New York : Free Press, 1964. — P. 213-242.

6. Упоров И.В. Рост преступности и пределы государственного вторжения в права и свободы граждан / И.В. Упоров. — DOI 10.24412/2500-1000-2021-2-3-115-118. — EDN SMQLPW // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 2-3. — C. 115-118.

7. Воейков М.И. Социальная дифференциация и динамика протестной активности / М.И. Воейков, Г.В. Анисимова, Э.Н. Соболев. — EDN MSTCEJ // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2007. — № 3. — C. 73-99.

8. Сапужак И.П. Особенности межгрупповых конфликтов / И.П. Сапужак. — EDN UPFFQO // Вестник Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института. — 2019. — № 1. — C. 36-43.

9. Competitive Situation in the Russian Federation: Modern Trends and Development Problems / N.V. Yakovenko, I.V. Komov, V. Matyukhin, A. Zigunova. — DOI 10.31435/ rsglobal_ijite/01062018/5668 // International Journal of Innovative Technologies in Economy. — 2018. — № 5. — P. 24-26.

10. Eckermann K. Oswald Spengler und die modern Kulturkritik / K Eckermann. — Bonn, 1980. — 315 s.

11. McLuhan M. Understanding Media / M. McLuhan. — New York : Routledge, 2006. — 392 p.

12. Якупова Г.Х. Роль художественной литературы в воспитании студентов / Г.Х. Якупова. — EDN ZDGJKL // Проблемы Науки. — 2017. — № 28. — C. 50-52.

13. Борусяк Л.Ф. Любимые авторы, любимые книги: что читает современная молодежь (По данным анализа сети ВКонтакте) / Л.Ф. Борусяк. — EDN SVDQKY // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. — 2015. — № 1. — C. 90-105.

14. Узакбаева Р.Б. Особенности интернет-продвижения товара и бренда / Р.Б. Узак-баева. — EDN AJXMFC // Вестник Науки и Творчества. — 2021. — № 5. — C. 21-25.

15. Розова Н.Ю. Книги в «промежуточной» обложке: покетбуки в ХХ — XXI вв. / Н.Ю. Розова. — EDN ZHOJOC // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры. — 2020. — Т. 220. — C. 203-211.

16. Герасимова Т.Ю. Продвижение современной отечественной книжной продукции / Т.Ю. Герасимова, М.Е. Ямских. — EDN YBKKOC // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : материалы Междунар. науч.- практ. конф., Красноярск, 8 апр. 2019 г. / под. ред. Ю.Ю. Логинова. — Красноярск, 2019. — C. 763-766.

17. Мухамадиева Л.И. Издательские проекты Великобритании: сравнительный анализ / Л.И. Мухамадиеваю — EDN PNGERt // Вестник нГу. Серия: История, филология. — 2012. — Т. 1, № 11. — C. 84-90.

18. Гмызина Э.В. Литературный интернет как среда взаимодействия автора и читателя / Э.В. Гмызина. — EDN YPPMOQ // Научное обозрение. — 2018. — № 1. — C. 5.

19. Луков В.А. Премии литературные / В.А. Луков. — EDN OPPEER // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — № 2. — C. 281-286.

20. Вологина Е.В. Литературные премии как инструмент опосредованного воздействия на общество: медийный аспект / Е.В. Вологина. — dOi 10.51965/2076-7919_2021_1_4_83. — EDN RLMQAT // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2021. — № 4. — C. 83-91.

References

1. Durkheim É. Le suicide: étude de sociologie. Paris, 1897. 492p. (Russ. ed.: Durkheim É. Le suicide: étude de sociologie. Moscow, Mysl' Publ., 1994. 399 p.).

2. Durkheim É. The_Rules_of_Sociological_Method. New York, 1982. 269 p. (Russ. ed.: Durkheim É. The_Rules_of_Sociological_Method. Moscow, Kanon Publ., 1995. 349 p.).

3. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. New York, The Free press, 1968, 702 p.

4. Parsons T. The Social System. New York, The Free Press, 1951. 620 p.

5. Merton R.K.; Clinard M.B. (ed.). Anomie, Anomia and Social Interaction: Context of Deviant Behavior. Anomie and Deviant Behavior: Discussion and Critique. New York, Free Press, 1964, pp. 213-242.

6. Uporov I.V. Growth of Crime and the Limits of the State Invasion in the Rights and Freedoms of Citizens. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk = International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2021, no. 2-3, pp. 115-118. (In Russian). EDN: SMQLPW. DOI: 10.24412/2500-1000-2021-2-3-115-118.

7. Voejkov M.I., Anisimova G.V., Sobolev Je.N. Social Differentiation and Dynamics of Protest Activity. Vestnik Instituta Ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk = The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2007, no. 3, pp. 73-99. (In Russian). EDN: MSTCEJ.

8. Sapuzhak I.P. Features of Intergroup Conflicts. Vestnik Moskovskogo informacionno-tehnologicheskogo universiteta — Moskovskogo arhitekturno-stroitel'nogo instituta = Moscow Information and Technology University- Moscow Architecture and Construction Institute Review, 2019, no. 1, pp. 36-43. (In Russian). EDN: UPFFQO.

9. Yakovenko N.V., Komov I.V., Matyukhin V., Zigunova A. Competitive Situation in the Russian Federation: Modern Trends and Development Problems. International Journal of Innovative Technologies in Economy, 2018, no.5, pp. 24-26. DOI: 10.31435/rsglobal_ ijite/01062018/5668.

10. Eckermann K. Oswald Spengler und die modern Kulturkritik. Bonn, 1980. 315 s.

11. McLuhan M. Understanding Media. New York, Routledge, 2006. 392 p.

12. Jakupova G.H. The Role of Fiction in the Education of Students. Problemy Nauki = Problems of Science, 2017, no. 28, pp. 50-52. (In Russian). EDN: ZDGJKL.

13. Borusyak L.F. Favorite Authors, Favorite Books: What Modern Youth Reads (According to the Analysis of the VKontakte Network). Vestnik obshchestvennogo mneniya. Dannye. Analiz. Diskussii = Bulletin of Public Opinion. Data. Analysis. Discussions, 2015, no. 1, pp. 90-105. (In Russian). EDN: SVDQKY.

14. Uzakbaeva R.B. Features of Online Promotion of Goods and Brands. Vestnik Nauki i Tvorchestva = Bulletin of Science and Creativity, 2021, no. 5, pp. 21-25. (In Russian). EDN: AJXMFC.

15. Rozova N.Yu. Books in the "Intermediate" Cover: Pocketbooks in the 20th — 21st Centuries. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury = Proceedings of the Saint Petersburg State University of Culture, 2020, vol. 220, pp. 203-211. (In Russian). EDN: ZHOJOC.

16. Gerasimova T.Yu., Yamskikh M.E. Russian Modern Books Products Promotion. In Loginova Yu.Yu. (ed.). Actual Problems of Aviation and Astronautics. Materials of International Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, April 8, 2019. Krasnoyarsk, 2019, pp. 763766. (In Russian). EDN: YBKKOC.

17. Mukhamadieva L.I. Publishing Projects in the United Kingdom: Comparative Analysis. Vestnik NGU. Seriya: Istoriya, filologiya = NSU Vestnik Journal, Series: history, philosophy, 2012, vol. 11, no. 11, pp. 84-90. (In Russian). EDN: PNGERT.

18. Gmyzina E.V. Online Literary as a Medium of Interaction Between Author and Reader. Nauchnoe obozrenie = Scientific review, 2018, no. 1, p. 5. (In Russian). EDN: YPPMOQ.

19. Lukov V.A. Literary Prizes. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill, 2011, no. 2, pp. 281-286. (In Russian). EDN: OPPEER.

20. Vologina E.V. Literary Prizes as a Tool for Indirect Impact on Society: The Media Aspect. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2021, no. 4. pp. 83-91. (In Russian). EDN: RLMQAT. DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_4_83.

Информация об авторе

Вологина Екатерина Владимировна — кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой электронных СМИ и новых медиа, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федеоация, vokal@list.ru, © https://orcid. org/0000-0002-0977-5991.

Author Information

Ekaterina V. Vologina — PhD in Philology, Associate Professor, Head of the Department of Electronic Media and New Media, Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation, vokal@list.ru, © https://orcid.org/0000-0002-0977-5991.

Для цитирования

Вологина Е.В. Литературные премии как фактор преодоления кризиса культуры: медийный и социо-коммуникативный аспект / Е.В. Вологина. — dOi 10.17150/2308-6203.2022.11(4).800-812. — EDN DGESVI // Вопросы теории и практики журналистики. — 2022. — Т. 11, № 4. — С. 800-812.

For Citation

Vologina E.V. Literary Prizes as a Factor of Overcoming the Crisis of Culture: Media and Socio-Communication Aspect. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 11, no. 4, pp. 800-812. (In Russian). EDN: DGESVI. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(4).800-812.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.