Научная статья на тему '«Литературные дуэли» А. И. Писарева'

«Литературные дуэли» А. И. Писарева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
197
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Немировская И. Д.

В статье анализируются куплеты из водевилей, эпиграммы и полемические статьи А.И.Писарева (1803 1828), направленные против П.А.Вяземского, А.С.Грибоедова и Н.А.Полевого. Впервые опубликованы фрагменты из писем В.Ф.Одоевского и Н.А.Полевого к А.Н.Верстовскому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«LITERARY DUELS» OF A.I.PISAREV

Satiric couplet from vaudevilles, epigrams and A.I.Pisarev`s polemical papers directed against P.A.Vyazemsky, A.S.Griboedov and N.A.Polevoy are analized in the paper. Fragments from V.F.Odoevsky`s and N.A.Polevoy`s letters to A.N.Verstovsky are first published.

Текст научной работы на тему ««Литературные дуэли» А. И. Писарева»

УДК 821. 161. 1. 0. - 2 (Писарев А.И.)

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДУЭЛИ» А.И.ПИСАРЕВА

© 2008 И.Д.Немировская Самарский государственный педагогический университет

В статье анализируются куплеты из водевилей, эпиграммы и полемические статьи А.И.Писарева (1803 - 1828), направленные против П.А.Вяземского, А.С.Грибоедова и Н.А.Полевого. Впервые опубликованы фрагменты из писем В.Ф.Одоевского и Н.А.Полевого к А.Н.Верстовскому.

По сравнению с придворным XVIII веком, где деятельность в любой из областей культуры никогда не сравнилась бы с важностью военной или государственно-административной службы, в александровское время (1801 - 1825), когда литераторами становились чаще всего среднепоместные дворяне, значение личности художника и его независимости приобретало особое значение. Внутренняя творческая свобода и ощущение права на свой взгляд на мир становились превалирующими, основанными на собственной воле и ответственности художника. В России появился человек индивидуального достоинства и чести.

Наиболее впечатляющим и эффектным выражением происшедшего изменения стало распространение в русской дворянской среде дуэлей. Наряду со светскими дуэлями, участие в которых принимали и сам государь, и члены императорской фамилии, огромное место занимали «дуэли литературные». Не удержался от такой «литературной дуэли» поэт и драматург А.И.Писарев. Необходимо отметить, что склонность Писарева к литературным «дракам» была исключительной. Вместе с М.А.Дмитриевым он участвовал на стороне «классиков» почти во всех литературных спорах середины 1820-х годов. Оружием Писарева в его «литературных дуэлях» были эпиграмма, водевильный куплет и полемическая статья.

Его первая эпиграмма и куплеты из его первых водевилей («Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье» и «Хлопотун, или Дело мастера боится») были направлены против П.А.Вяземского и А.С.Грибоедова, и являлись откликом на неудачную постановку их совместного первенца - оперы-водевиля «Кто брат, кто сестра, или Обман за обма-

ном» (1824). Водевиль Грибоедова и Вяземского «упал, как могут падать водевили», и дерзкий юный Писарев, дебют которого в этом жанре был более успешен, с едкой усмешкой спешил обобщить мнение театральной публики в своей эпиграмме, отметив, что «сборный водевиль», который поторопились «скропать» его конкуренты, провалился потому, что являлся «вздором» и «враньем»1. В финале своего водевиля «Хлопотун» Писарев советует авторам-неудачникам «молчать, и помнить припев, что дело мастера боится»2. В ответной эпиграмме Грибоедов отметил, что Писарев и Дмитриев «ругаться удальцы», и назвал их «холопами «Вестника Европы»3.

В этом же году Писарев впервые яростно обрушился с критикой на редактора «Московского телеграфа» Н.А.Полевого. Основными причинами их полемики были мнение Полевого о том, что талантливый Писарев зря тратил свои дарования на «мелкий» жанр водевиля и уверенность Писарева в том, что журналист, не получивший систематического образования, не имеет права критиковать других литераторов. Отвечая Полевому, Писарев грубо называл его в эпиграмме «парнасским уродом» и «враньем

1 Писарев А.И. Эпиграмма на П.А.Вяземского // Русская эпиграмма / вст. ст. И.Б.Мелилиной, сост. и ком-мент. М.И.Гиллельсона. - М.: Сов. Россия, 1988. - С. 179.

2 Писарев А.И. Хлопотун, или Дело мастера боится // Стихотворная комедия конца Х'УШ-начала XIX вв. / вст. ст., подгот. текста и примеч. М.О. Янковского. М.; Л.: Сов. писатель, 1964. - С. 913.

3 Грибоедов А.С. Эпиграмма на М.А.Дмитриева и

А.И.Писарева // Русская эпиграмма / вст. ст.

И.Б.Мелилиной, сост. и коммент. М.И.Гиллельсона. -

М.: Сов. Россия, 1988. - С. 92.

природы» . Причем он позволил себе назвать фамилию Полевого открыто, не зашифровывая ее. Писарев бросил вызов Полевому. Неудивительно, что спустя год (1825), когда в куплетах оперы-водевиля «Три десятки» он уже более мягко, завуалировано, вновь упомянул фамилию Полевого («всем мил цветок оранжерейный, и всем наскучил полевой»)5, то этот «цветочный» намек был воспринят публикой как продолжение опасной игры -игры Поэта с журналистом «без просвеще-нья», который силился прослыть умником, «не кончивши учения». Не ограничиваясь открытыми публикациями в прессе и куплетами со сцены, Писарев позволял себе писать оскорбительные рукописные эпиграммы на Полевого. Молодой задор перешел во взаимное ожесточение, дерзость в оскорбление. Полемика переставала быть литературной.

В 1826 году Писарев собрал все свои обвинения в адрес «телеграфиста» Полевого в одну брошюру (состоящую из 34-х страниц!) и издал ее под заглавием «АнтиТелеграф, или Отражение несправедливых нападений г-на Полевого». Писарева задевало, что «Публику равно занимают и хорошие сочинения Автора (А.И.Писарева. - И.Н.), и острая (а часто и не острая) шутка журналиста (Н.А.Полевого. - И. Н. ) над этим сочинением, хотя последняя есть плод минутной веселости, а первое требовало многолетних усилий ума»6. Это замечание Писарева соответствовало действительности. Публика любила «петушиный бой, и, осыпая громкими рукоплесканьями острые и злые куплеты Писарева, она с таким же удовольствием читала язвительные выходки против него в «Московском телеграфе», не разбирая, справедливы они или нет. Публика тешилась, а бойцам была накладна эта потеха; для Писарева, по крайней мере, она была очень вред-

Стихотворная комедия конца ХУШ-начала XIX вв. / вст. ст., подгот. текста и примеч. М.О.Янковского. -М.; Л.: Сов. писатель, 1964. - С.180.

5 Стихотворная комедия конца ХУШ-начала XIX вв. / вст. ст., подгот. текста и примеч. М.О.Янковского. -М.; Л.: Сов. писатель, 1964. - С.117.

6 Писарев А.И. Анти-Телеграф или отражение несправедливых нападений г-на Полевого. - М.: В типограф. Имп. Московского театра. У содержателя А.Похорского, 1826. - С. 3.

на» . Писарев понимал, что эта «дуэль» необратима, когда писал: «Чувствую, что иду на поприще опасное, где победа не может принести никакой чести, и где невозможно словами выразить всего стыда поражения; но, несмотря на это, приступаю к своему оправданию, ибо дорожу мнением людей образованных. Прежде всего, замечу, что вступаю в бой неравный: я, как Писатель, подвергаюсь всей жесткости критики г-на Полевого; его же произведений мне ценить невозможно, ибо их никто не видал и не знает» .

Устав от изнурительной полемики с Полевым, Писарев в отчаянии взывал к нему: «Пока вы волею или неволею не станете соблюдать приличий, прошу избавить меня от помещения имени моего в «Телеграфе»9. Но и в этот период он вел себя не последовательно: призывая и даже умоляя Полевого отказаться от дальнейшей полемики, он сам не сдержался и продолжил ее на следующий год (1827). В куплетах своих новых опер-водевилей («Дядя напрокат» и «Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам) он, не назвав фамилию Полевого, опять упомянул некоего журналиста, который пытался учить других, «не вышедши из класса», и обобщил свои предыдущие высказывания в адрес Полевого в форме «правил и целей современных журналистов»: «Всех судить ужасно строго и хвалить себя самих»; «пустым изданьем (Изданием журнала «Московский телеграф». - И.Н.) дань с невежества снимать»; не писать собственных произведений, а «чужим умом и знаньем брать известность напрокат»; «давить чужие сочиненья, талант за деньги уважать» и «делать рынок из Парнаса»10.

Аксаков С. Т. Литературные и театральные воспоминания // Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3 т. М.: Худ. лит., 1986. Т. 2. - С. 416.

8 Писарев А.И. Анти-Телеграф или отражение несправедливых нападений г-на Полевого. - М.: В типограф. Имп. Московского театра. У содержателя А.Похорского, 1826. - С. 3.

9 Писарев А.И. Анти-Телеграф или отражение несправедливых нападений г-на Полевого. - М.: В типограф. Имп. Московского театра. У содержателя А. Похор-ского, 1826. - С. 20.

10 Аксаков С.Т. Литературные и театральные воспоминания // Аксаков С.Т. Собр. соч. - М.: Худ. лит., 1986. - Т. 2. - С. 441.

Немалую роль сыграло в этом конфликте обостренное авторское самолюбие

A.И.Писарева. По мнению современников, его литературные выпады были не объективны и носили личный характер: С.Т.Аксаков отмечал: «Он (А.И.Писарев. - И.Н.) был прав, но, может быть, поступил слишком резко и нажил себе заклятого врага <...>. Умея наносить жестокие язвы своим противникам, он не умел равнодушно сносить никакой царапинки»11. Это понимал и сам Писарев, отмечая, что «Поэт в этом случае имеет, так сказать, слабость женщины; малейшая неудача может сильно поразить душу его»12. Раздражительность, желчность ослепляли Писарева, и в число его литературных врагов попадали такие люди, которые заслуживали полного уважения по своим талантам. Необъективность его оценок отмечал и

B.Ф.Одоевский, подтверждая тем самым мнение Аксакова. Узнав о смерти Писарева, он с сожалением написал в своем письме к А.Н.Верстовскому: «Потеря его (Писарева. -И.Н.) была мне чувствительна: с летами он мог бы сделать чудеса <...>, но только знаю, что люди, которых я защищал и на которых он нападал, теперь сделались классическими; те же, которых он защищал, упали в грязь»13.

Спустя год (в 1828) А.И.Писарев умер от чахотки в возрасте двадцати пяти лет. Не последнюю роль сыграла здесь эта вредная для него «литературная дуэль». После смерти Писарева многие личные и творческие взаимоотношения ранее окружающих его людей изменились. М.А.Дмитриев вступил в масонское общество (в 1830). Постоянный оппонент Писарева, Н.А.Полевой, стал (в 1829) Действительным членом Общества

любителей

(ОЛРС)14. Неизменный соавтор Писарева,

российской

словесности

композитор А.Н.Верстовский, обвенчавшись в бывшей невестой Писарева, актрисой Н.В.Репиной, начал сотрудничать и даже дружить с Полевым15. Партнерские отношения между ними продолжились и в следующем десятилетии. Это отчетливо видно из сохранившегося письма от 16 апреля 1837 года, в котором Полевой с подобострастием пишет Верстовскому: «Подчиню мою Музу вашей Музыке <...>, говорите что надобно -все будет по-вашему, только бы создать ваше прекрасное творение» (Выделено Н.А.Полевым. - И.Н.)1 . А преданный друг Писарева, С.Т.Аксаков, повел себя совершенно иначе: в связи с тем, что Общество все же утвердило кандидатуру Полевого, он демонстративно вышел из ОЛРС в знак протеста, считая Полевого главным виновником «травли» Писарева и его смерти, которая так

17

рано «отняла его у друзей и литературы» .

Аксаков С.Т. Литературные и театральные воспоминания // Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3 т. М.: Худ. лит., 1986. Т. 2. - С. 416.

12 Писарев А.И. О нравственных качествах Поэта. М.: Университетская типогр., 1821. - С. 10.

13 Одоевский В.Ф. Письмо к А.Н.Верстовскому. Ав-тогр. Рук. отд. ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. - Москва. Ф. № 53 (А.Н.Верстовского), ед. хр. № 275. Публикуется впервые.

14 Общество любителей российской словесности при Московском университете. Историческая записка и

материалы за 100 лет / сост. действ. чл.

Н.М.Мендельсоном. - М.: Печатня А.Снегиревой, 1911 (протокол от 30 марта 1829 г.). 15 Полевой Н.А. Материалы по истории русской литературы и журналистики 1830-х годов / ред., вступ. ст. и коммент. В.Орлова. - Л.: Изд-во писателей, 1934. -С. 346.

Полевой Н.А. Письмо А.Н.Верстовскому от 16 апреля 1837 г. Автогр. Рук. отд. ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. - Москва. Ф. № 53 (Верстовского А.Н.), ед. хр. № 320. Публикуется впервые. 17 Янковский М.О. Вступительная статья, подготовка текста и примечания // Стихотворная комедия конца Х'УШ-начала XIX вв. - М.; Л.: Сов. писатель, 1964. -С. 16.

«LITERARY DUELS» OF A.I.PISAREV

© 2008 I.D.Nemirovskaj a

Samara state pedagogical university

Satiric couplet from vaudevilles, epigrams and A.I.Pisarev's polemical papers directed against P.A.Vyazemsky, A.S.Griboedov and N.A.Polevoy are analized in the paper. Fragments from V.F.Odoevsky's and N.A.Polevoy's letters to A.N.Verstovsky are first published.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.