Научная статья на тему 'Литературное творчество молодежи и профессионализация издательского дела'

Литературное творчество молодежи и профессионализация издательского дела Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
321
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературное творчество молодежи и профессионализация издательского дела»

Литературное творчество молодежи и профессионализация издательского дела

Е.А. Копитец,

МГУ им. Ломоносова (факультет иностранных языков)

В силу различных культурных и социальных обстоятельств в последние десять-пятнадцать лет существенно увеличилась оторванность молодого поколения от современной литературы. Между тем литература - не только отражение вечных чувств и вечных проблем; она еще и чутко улавливает пульс времени, реагирует на изменения в культуре и обществе. Отрыв от нее оставляет молодого человека без мощного средства самопознания и самосовершенствования.

Вместе с тем в последнее время в нашей стране наблюдается серьезный всплеск творческой активности молодежи, особенно в литературной сфере. Поэзия молодых авторов отражает их внутренний мир - часть духовного мира современного поколения. Она имеет большое общественное значение, продолжая культурные традиции русской литературы.

Однако сегодня литературный процесс в нашей стране приобретает черты, которые остро ставят проблему взаимодействия автора и читателя. Большинство издательств и книготорговых предприятий в настоящее время находится в частной собственности и функционирует в рыночных условиях. Возрос удельный вес массовых изданий, направленных на удовлетворение «неосознанной» читательской потребности, выполняющих, в основном, развлекательную, «компенсирующую» функцию. В то же время тиражи художественных изданий, ориентированных на квалифицированного читателя, а также литературоведческих работ, сильно уменьшились, что может повлечь за собой депрофессионализацию литературы и разрушение фундамента культуры. Поэтому приобретает особое значение выпуск книг для подготовленного читателя, для которого чтение - прежде всего духовный труд, пробуждающий мысль, побуждающий вступать в диалог с автором.

Итак, в настоящее время становится очевидной необходимость корректировки литературного процесса, направления его в сторону большего профессионализма. И резервы для выполнения этой задачи имеются. Приток молодых талантов, внедрение произведений молодых авторов в литературно-массовый процесс - вот что способно оживить современную литературу, влить в нее новые силы. Как правило, молодые авторы выражают в своем творчестве, прежде всего, свой индивидуальный, оригинальный взгляд на мир, сформировавшийся на основе их, пока еще небольшого, жизненного опыта. С другой стороны, «молодую» литературу отличает предельная откровенность повествования, стремление отразить свой духовный мир в полном объеме. Именно эти особенности молодежного творчества требуют высокопрофессионального подхода к изданию произведений молодых авторов, а значит, могут способствовать профессионализации литературного процесса.

Для иллюстрации данного положения было бы целесообразно произвести сравнительный анализ изданий произведений молодых авторов: профессионального, выпущенного около 15 лет назад, и имеющего непрофессиональную подготовку, выпущенного в последние годы. В результате мы, с одной стороны, выявим характерные недостатки непрофессиональных изданий, а с другой - сможем дать рекомендации по улучшению конкретного, взятого нами для анализа издания.

Перед нами два литературно-художественных издания: Ко-питец Е.А. «Я маленький злой гений» - М., 2007. - 90 с., имеющее непрофессиональную издательско-редакторскую подготовку, и Гаври-лов В.П. «Россия Через Апокалипсис»: стихи. - М.: РИФ «РОЙ», 1994. -176 с., выпущенное профессиональным издательством.

Прежде всего, дадим видо-типологическую характеристику выбранным нами изданиям. Как известно, вид издания является более общей типологической категорией литературно-художественных изданий, основным уровнем их систематизации. Он определяется в первую очередь составом издания: от наиболее широкого комплекса произведений (полное собрание сочинений) до одного отдельно взятого произведения (моноиздание). Тип издания представляет собой дальнейшую конкретизацию понятия «вид издания» и прежде всего определяет собой особенности сопроводительного аппарата издания. Вид и тип конкретного издания устанавливают на основе трех взаимосвязанных типологических признаков: предмета издания, его целевого назначения и читательского адреса [3].

Вначале определим предмет изданий, для чего надо ознакомиться с их составом.

Сборник произведений Е.А. Копитец содержит стихотворения, миниатюры, публицистическую статью и художественный рассказ. Издание «Россия Через Апокалипсис» представляет собой собрание стихотворений В.П. Гаврилова.

Итак, предмет обоих изданий - сборник произведений молодого автора.

Целевое назначение данных сборников - знакомство читателя с творчеством молодых авторов. Читательский адрес сборников -массовый читатель.

Итак, видо-типологическая характеристика изданий Е.А. Копитец «Я маленький злой гений» и В.П. Гаврилов «Россия Через Апокалипсис»: массовые литературно-художественные издания.

Теперь проведем сравнительный анализ структуры и композиции сборников.

Основной задачей композиционного построения издания является распределение материала таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей, чтобы наилучшим образом выявить смысл и назначение издания и создать выразительную и гармоничную художественную форму [2].

В сборник В.П. Гаврилова «Россия Через Апокалипсис» вошли стихи, отражающие позицию человека-гражданина, которому небезразлична судьба его родины - России. Название сборника выражает его общее настроение. Апокалипсис - одна из книг Нового завета, излагающая в форме фантастических видений судьбы мира и человечества. Образы «конца света», раздумья о смысле существования всего земного всегда привлекали людей своей таинственностью. Поэтому название сборника будет привлекательно для читателя.

В сборнике три раздела: «Флигель», «Вавилон», «Ковчег». В первый раздел - «Флигель» - включены около 40 стихотворений. Название раздела (флигель - пристройка к жилому дому) может символизировать личный, внутренний дом автора. И это неслучайно. Стихи этого раздела пронизаны лиризмом и создают у читателя некое лирическое настроение.

Самым объемным является раздел «Вавилон» - в нем около 80 стихотворений, достаточно различных по тематике: здесь и философские стихи, и гражданская лирика, и стихи о любви; но такое разнообразие подчеркивается самим названием раздела. Вавилон - знаменитый древний город в Месопотамии, славившийся своим богатством и пышностью. Редактор-составитель попытался собрать здесь большое количество произведений автора, чтобы отразить разные стороны жизни «Вавилона» автора.

Заключительный раздел сборника - «Ковчег». В нем около 25 стихотворений. Ковчег - легендарное судно, в котором, по библейскому рассказу, люди и животные спасались во главе с Ноем от всемирного потопа. В стихах этого раздела присутствует некое настроение обреченности, конца. Поэт прибегает к философской теме, теме Бога и спасения. Именно это настроение и уловил составитель сборника.

Итак, можно заключить, что сборник составлен по тематическому принципу. Стихи очень плотно скомпонованы по трем разделам, каждый из которых имеет краткое и четкое название, отражающее определенное настроение. Разделы сборника последовательно связаны друг с другом и в совокупности представляют собой единое целое, что отвечает основным законам композиции.

Проанализируем структуру и композицию сборника произведений Е.А. Копитец.

Сборник имеет оригинальное название - «Я маленький злой гений», по начальной строчке одного из стихотворений. Стихотворение «Я маленький злой гений» является наиболее удачным в творчестве автора. Оно характеризуется броскостью, вызовом, за которым скрывается слабость женского начала, нуждающегося в мужской защите и любви. Именно по этому качеству - броскости, привлекающей внимание читателя, было выбрано название сборника.

В сборнике представлены все произведения автора, созданные за всю его творческую деятельность. Структура сборника представляет собой ряд жанрово-тематических рубрик. В одних рубриках произведения сгруппированы по определенной теме, в других - по жанру. Название каждой рубрики отражает тему или жанр входящих в нее произведений. Отдельно, вне рубрик, в конце сборника помещено стихотворение «Я».

Каждая тематическая рубрика, за исключением рубрики «Разное», названа по одному из входящих в нее стихотворений. Однако рубрика «Проза» называется по жанру входящих в нее произведений, что нарушает единство композиции сборника.

Рассмотрим подробнее рубрики сборника. Первая рубрика -«Ах, как я долго не писала!» - посвящена теме поэзии, Музы. Размещение этой рубрики в начале сборника - очень верный шаг с композиционной точки зрения. Она раскрывает взгляд автора на поэзию и задает настроение при дальнейшем чтении сборника. Затем идет рубрика «В моей голове мчатся мысли», посвященная гражданской теме. Стихи в ней убеждают в том, что происходящее в окружающей жизни не оставляет поэта равнодушным; проблемы и беды других людей находят отклик в его душе. Размещение этой рубрики после рубрики о Музе представляет автора с другой стороны и показывает интерес поэта к серьезным темам. Далее идет рубрика «Сегодня, по воле Господней», где представлены стихи на тему веры, православия и Бога; тематически она связана с предыдущей и не нарушает композицию сборника. Затем читателю предлагается «отдохнуть» от серьезных тем. В рубрике «Что такое русская природа?» собраны стихи о природе. От темы Бога внимание читателя переводится к теме природы, божьего творения. Такая скрытая связь говорит о продуманности композиции сборника. Далее - руб-

рика «У Анютки есть кукленок...», включающая детские стихотворения. Переход от предыдущей рубрики не случаен, так как понятие «природа» ассоциируется с продолжением рода, воспитанием детей. Рубрика «Петербургское лето меня.» отражает лирический взгляд поэта на города. С предыдущей рубрикой она тематически не связана, что является недоработкой составителя сборника. Рубрика «Ну почему я думаю как взрослый?» продолжает лирическую тему предыдущей рубрики. Здесь раскрывается критическо-лирический взгляд автора на себя, на собственную личность в различных жизненных ситуациях. Необходимо отметить, что в эту рубрику включено стихотворение «Я - маленький, злой гений», по первой строчке которого назван весь сборник. Являясь одной из важнейших рубрик сборника, она заслуживает особого внимания читателя, однако никак не выделена, что является недоработкой. Следующая рубрика - «А, все-таки, с Днем рождения вас» содержит посвящения определенным людям и событиям. Но связи этой рубрики с предыдущей нет, что нарушает композиционное единство, но в то же время создает динамизм чередования рубрик. Стихи следующей рубрики - «Это любовь?» - отражают тему любви во всех ее проявлениях. Но логического перехода от предыдущей рубрики нет. В то же время следует отметить, что постановка этой рубрики одной из последних в сборнике обоснованна, так как в ней размещены наиболее удачные стихи автора. Рубрика «Разное» содержит различные по тематике стихи, не вошедшие в основные рубрики сборника. Размещение этой рубрики одной из последних - обоснованно, но название рубрики нарушает единый принцип наименования рубрик.

В творчестве Екатерины Копитец особо выделяется цикл «Миниатюры», который на сегодняшний день является одной из последних ее работ. «Миниатюры» - небольшие стихи (четверостишие, пятистишие), написанные в своеобразной, не свойственной ранее автору манере. Они отражают совершенно новую сторону творчества поэта. Цикл «Миниатюры» включен в рубрику «Разное». Миниатюры расположены по три-четыре на странице и разделены звездочками. Такое их размещение представляется необоснованным: оно не дает четкого представления о том, что каждая из них является отдельным, самостоятельным произведением. «Миниатюры» сгруппированы по жанровому принципу, но о том, что это цикл стихотворений, нигде не говорится. В связи с этим читатель не будет подготовлен к восприятию цикла, и у него может возникнуть неверное представление как о «Миниатюрах», так и о творчестве автора. В содержании «Миниатюры» упомянуты в составе рубрики «Разное» как одно произведение, названия же миниатюр отсутствуют. Это говорит о некоторой недооценке «Миниатюр» составителем сборника. Было бы целесообразно выделить цикл «Миниатюры» в отдельную рубрику.

Заключительная рубрика сборника - «Проза». Ее размещение в конце сборника логически обоснованно и говорит о взрослении автора, о поиске новых выразительных форм. В рубрику входят два прозаических произведения, различных по жанру: «Метаморфоза» - художественный рассказ и «От кого зависит будущее?» - публицистическая статья. Однако о жанре этих произведений ни в содержании, ни в основном тексте не сказано. Это является недоработкой, так как при указании жанра произведения читателю дается возможность правильно настроиться на его чтение.

Особо хочется отметить расположение стихотворения «Я», посвященного теме любви, в самом конце сборника, вне рубрик. Но среди других стихов этой тематики оно ничем особо не выделяется, поэтому его можно было включить в рубрику «Это любовь?». При данном расположении стихотворение «Я» необоснованно обращает на себя внимание читателя.

Из приведенного анализа структуры и композиции двух сборников можно заключить, что оба они имеют сходную структуру - распределение по разделам, но по-разному мотивированное. В сборнике В.П. Гаврилова применен тематический принцип распределения произведений, в сборнике Е.А. Копитец - жанрово-тематический. Но если структура первого сборника отвечает основным законам композиции, то структура и композиция второго проработаны не до конца. Нет единства в названиях рубрик, в чередовании рубрик нет общего принципа. Не до конца продумано размещение произведений других жанров. Все это влечет за собой неверное восприятие произведений читателем, поэтому сборник необходимо доработать.

Оформление издания - придание изданию художественной формы художественными и полиграфическими средствами, и сама эта художественная форма. Основные элементы оформления - гарнитура и кегль шрифта, графическая форма заголовков, внешние элементы (обложка, переплет, форзац) - определяются содержанием и формой публикуемых произведений, видом и типом издания [1].

Рассмотрим оформление сборника стихотворений В.П. Гаврилова.

Формат издания - 60 х 90/32 - соответствует сборнику стихотворений. Гарнитура шрифта - «Таймс». Графическая форма заголовков в тексте и в содержании одинакова. Обложка и переплет сборника - мягкие.

На черной обложке в центральной части на белом фоне изображен абстрактный дом, сзади которого размещен черный круг. В верхней части на черном фоне рукописным шрифтом белого цвета написаны имя и фамилия автора. В нижней части, также на черном фоне белым цветом рукописным и печатным шрифтом написано название сборни-

ка. На задней сторонке размещена фотография автора и четверостишие. Такое оформление обложки соответствует стилю и настроению сборника и говорит о целостности оформления издания. Однако мягкая обложка не обеспечивает сборнику долговечность.

Тем не менее, из проделанного анализа можно заключить, что оформление сборника полностью соответствует издательско-редак-торским требованиям к изданию.

Теперь рассмотрим оформление сборника произведений Е.А. Копитец.

Формат сборника - А4 (210 х 297 мм). Гарнитура шрифта издания - «Courier New», размер шрифта 14 пп. Обложка сборника мягкая; она не имеет своего оформления. Сборник начинается с титульного листа, поверх которого находится прозрачный материал, выполняющий защитную функцию.

Заголовки сборника оформлены в едином стиле - жирным курсивом. Однако он иногда нарушается. Некоторые заголовки написаны полностью прописными буквами, некоторые - полностью строчными. В случае, если стихотворение не имеет названия, вместо заголовка ставят три звездочки, а в содержание выносят заключенную в кавычки первую строчку стихотворения. В сборнике есть стихотворения без названия. Однако в заголовке стихотворения «Метели улетели» стоит не три звездочки, а около тридцати. Стихотворение «Девятнадцатая осень» дано без названия, его первая строчка выделена курсивом. Заголовок стихотворения «Награждается» в тексте заключен в кавычки. Графическая форма заголовков в содержании не всегда совпадает с графической формой в тексте. В современной российской печати употребление точки в конце заголовка не принято [4]. Однако в конце названия некоторых стихотворений стоит точка. Все это может отвлекать читателя, и потому является недочетом.

Заголовки рубрик в содержании даны жирным шрифтом; так они отделяются от заголовков произведений. Этот момент положителен, так как помогает читателю в поиске необходимого произведения.

Нумерация страниц сборника начинается с оборота титульного листа, что является недочетом.

Итак, из проделанного анализа оформления сборника произведений Е.А. Копитец можно заключить, что оформление единообразно по стилю, но его отдельные элементы не соответствуют принятым требованиям. Недочеты в оформлении влекут за собой неверное ориентирование читателя и непонимание им произведений. Поэтому оформление сборника требует доработки.

Аппарат издания - это комплекс текстовых или нетекстовых элементов, содержащих сведения поискового, справочного или пояснительного характера [5]. Выделяются три группы элементов аппарата

издания: 1) отличительные элементы - выходные сведения, включающие сведения об авторах и других лицах, участвовавших в выпуске издания, заглавие, подзаголовочные данные, выходные данные, выпускные данные, классификационные индексы, знак охраны авторского права; 2) справочно-поисковые элементы: оглавление, содержание, колонцифры, колонтитул, вспомогательные указатели; 3) элементы, дополняющие и поясняющие основной текст: предисловие, вступительная статья, послесловие, аннотация, примечания, комментарии, библиографические списки и ссылки. Для массовых изданий характерен небольшой аппарат.

Рассмотрим аппарат издания сборника стихотворений В.П. Гаврилова.

На титульном листе сборника расположены имя и фамилия автора, заглавие и подзаголовочные данные: место и год выпуска, название издательства. На обороте титульного листа - индивидуальный библиографический шифр, библиографические сведения издания, благодарность автора за помощь в издании сборника, краткие выпускные данные, знаки охраны прав автора и художника издания. На последнем листе размещены имя и фамилия автора, заглавие, жанр произведений сборника, лица, участвовавшие в выпуске издания; затем выпускные данные (производственно-техническая характеристика издания, даты его прохождения в производстве, названия и адреса издательства и типографии). Все выходные сведения издания соответствуют требованиям, установленным в ГОСТ 7.4-95 «Издания. Выходные сведения».

В сборнике присутствует одно подстрочное примечание. Имеется указатель - содержание. Заголовки в содержании и в сборнике совпадают по своей последовательности и текстуально.

Итак, все элементы аппарата сборника стихотворений В.П. Гаврилова отвечают требованиям и нормативам издательского дела и редактирования.

Теперь рассмотрим аппарат издания сборника произведений Е.А. Копитец.

На титульном листе даны имя и фамилия автора, заглавие и подзаголовочные данные: место и год выпуска. На обороте титульного листа - сведения о других лицах, участвовавших в издании. В содержании названия стихотворений даются в той же последовательности, что и в тексте; они совпадают текстуально.

Имеются колонтитулы - справочные строки вверху страницы. Слева указаны имя и фамилия автора, а справа - название рубрики. Однако указание имени и фамилии автора не нужно, так как у всех произведений - один автор.

Аппарат издания сборника Е.А. Копитец очень скуден. Отсутствует такой необходимый элемент выходных сведений, как выпуск-

ные данные. Нет вступительной статьи, предисловия, послесловия и т. д., что обедняет издание. Аппарат издания требует дополнения и доработки.

Итак, в результате сравнения сборника произведений Е.А. Копитец «Я маленький злой гений» с профессионально изданным сборником стихотворений В.П. Гаврилова «Россия Через Апокалипсис» мы увидели основные недостатки непрофессиональных изданий. Очевидно, что для включения творчества Екатерины Копитец в литературно-массовый процесс необходимо разработать новую издательскую модель сборника. Так как только сам автор может составить и отредактировать сборник собственных произведений так, чтобы донести до читателя нужную мысль, то решить данную задачу надо самому автору - Екатерине Копитец, которая имеет высшее образование по специальности «Издатель-ское дело и редактирование».

Библиографический список

1. Дарвин М.НН. Стихотворный сборник как форма творчества Пушкина [www.philology.ru] / режим доступа: http:// www.philology.ru/literature2/darvin-99.htm

2. ДарвинМ.Н. Художественная циклизация лирических произведений. - Кемерово, 1997.

3. Кожевников Г.В. Типология литературно-художественной книги : конспект лекций/ Г.В. Кожевников [www.hi-edu.ru] / режим доступа: http://hi-edu.ru/e-books/KozhevnikovTipologiyaLXDK/ tip_lhdk004.htm

4. Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий: учеб. пособие / под ред. С.М. Болховитиновой [www.hi-edu.ru] / режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/ xbook095/01/index.html

5. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева; редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. [www.rubricon.com] / режим доступа: http:// www.rubricon.com/led_1.asp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.