Научная статья на тему 'Литературное произведение как средство создания хореографической постановки'

Литературное произведение как средство создания хореографической постановки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
983
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА / ДРАМАТУРГИЯ / ИДЕЯ / КОНФЛИКТ / ИДЕЙНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карпенко Виктор Николаевич, Фильчакова Елена Александровна, Карпенко Ирина Анатольевна

В данной статье литературный первоисточник рассматривается как основа хореографической композиции. Изучаются различные аспекты влияния литературного произведения на хореографическую постановку. Авторы приходят к выводу, что обращение к литературной основе способствует постановке более ярких хореографических композиций, помогает в выборе интересных сюжетов, неожиданных танцевальных решений и способствует рождению креативных, нестандартных идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Карпенко Виктор Николаевич, Фильчакова Елена Александровна, Карпенко Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературное произведение как средство создания хореографической постановки»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОСТАНОВКИ

Карпенко Виктор Николаевич, Фильчакова Елена Александровна, Карпенко Ирина Анатольевна, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

E-mail: nikita-61@mail.ru

Аннотация. В данной статье литературный первоисточник рассматривается как основа хореографической композиции. Изучаются различные аспекты влияния литературного произведения на хореографическую постановку. Авторы приходят к выводу, что обращение к литературной основе способствует постановке более ярких хореографических композиций, помогает в выборе интересных сюжетов, неожиданных танцевальных решений и способствует рождению креативных, нестандартных идей.

Ключевые слова: литературное произведение, хореографическая постановка, драматургия, идея, конфликт, идейность.

Балетмейстер одерживает безусловную победу, только если в основе произведения лежит яркий хореографический образ. Это предполагает неупрощенные взаимоотношения с текстом романа, пьесы, поэмы. Необходимо отойти от первоисточника, чтобы полней раскрыть его содержание языком танца, создать свой образный строй, свою художественную условность, способную передать авторскую идею.

Для хореографии наших дней, в ее взаимоотношениях с литературой, более характерны такие понятия, как вольная фантазия, версия. Танец может передать образный мир, идею, главный драматический конфликт литературного произведения [1, с. 75]. Но и на этом пути балетмейстеров предостерегает новая опасность - пройти по касательной к тому, что составляет содержание литературного первоисточника. А в отдельных случаях танец может стать настолько «самостоятельным» произведением, что теряет всякую связь с литературной основой.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Чтобы в пластическом движении танца воплотить тему, идею, образ известного литературного произведения, воплотить их убедительно, достоверно, без художественного урона, балетмейстерское решение должно быть не просто ярким и оригинальным. Хореографический вымысел обязан оправдать свое основное назначение: глубинное постижение, раскрытие смысла, содержания данного литературного произведения.

Актуальные проблемы, затронутые в литературе, интересные образы, необычные интригующие сюжеты - все это является богатейшим кладезем для работы балетмейстера. Литература за время своего существования накопила огромный фонд материалов, которые может использовать балетмейстер в своей работе. Поэтому широкий кругозор, знание литературы и других областей искусства - ценный набор знаний, которым должен обладать современный постановщик.

Совпадение драматургических законов построения поэтического произведения и хореографической постановки, позволяет нам совершенно с новой стороны посмотреть на возможности использования литературных произведений, как основ для хореографических работ.

Не только как прямая основа - полное совпадение сюжетов или их копирование, но и как толчок для новых идей балетмейстера, развития событий и образов, литература способна служить первоосновой хореографической постановки.

Мы вправе рассматривать литературу как источник идейности творчества. Идейность - приверженность художника определенной системе идей и соответствующему социальному, нравственному и эстетическому идеалу, образное воплощение этих идей в творчестве. Передовая идейность выражается в духовной ориентации на прогрессивный общественный идеал. Безыдейное искусство мелко и незначительно.

Творчество, опирающееся на правдивое, реалистичное изображение жизни, связанное с прогрессивными идеалами творца, способно порождать великое искусство. Идейность в искусстве органически присуща реалистическим художественным произведениям. Она подразумевает социальную, философскую, политическую или этическую значимость темы.

Художественная идея - это образно-эмоциональная, обобщающая мысль, лежащая в основе содержания литературного или хореографического произведения. Без мысли нет подлинного искусства. Но идея проявляется в искусстве не отвлеченно, а в живой плоти художественных образов, как внутренний смысл изображения окружающего мира, характеров людей и событий их жизни [2, с. 159].

На современных сценах в последнее время можно часто наблюдать

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

постановки, в основе которых лежит литературный первоисточник, в основном это балеты и сюиты, но для менее масштабных хореографических постановок это не свойственно. Многие считают, что намного легче использовать уже существующий сюжет, чем придумать что-то новое. Но на самом деле это не так просто, поскольку надо вычленить самое главное, обнаружить суть произведения, а затем, уже, основываясь на этом поставить принципиально новое хореографическое произведение, не копирующее и не повторяющее дословно поэтическую основу, несущее свою смысловую нагрузку, вдобавок к литературной или немного варьирующей ее. Важным моментом в этом процессе является и то, чтобы поэзия и хореография оказались в гармонии между собой, а не вступили в противоречие за первое место в восприятии зрителя.

Если поэтическое произведение используется как средство создания хореографической постановки, то наиболее важную роль будет играть сюжет произведения или так называемый конфликт. Существует два вида сюжетных конфликтов:

- локальный и приходящий;

- устойчивый. •

Чаще всего в литературе встречаются конфликты, возникающие по ходу

развития основной линии драматургии, обостряющиеся и преодолевающиеся за счет действий главного героя. Такие сюжеты присутствуют в романах, поэмах, новеллах, баснях и комедиях, традиционном эпосе.

Литература XX века очень хорошо изучила сюжетные линии, где основу образуют локальные и приходящие конфликты. Стандартная модель сюжета реализуется по-разному. В новеллах и схожих жанрах главный герой, как правило, ловок и успешен, он добивается всего благодаря своей хитрости, целеустремленности и героизму. В финалах большинства новелл Возрождения победителями выходят люди энергичные и смелые, те кто не видят никаких преград на пути к успеху. В новеллистической схеме сюжета воспевается важность жизненной силы, энергии и воли.

Совсем по-другому все строиться в притчах, баснях и похожих произведениях, где присутствует дидактизм. Здесь к действиям главного героя отношение скорее критическое, иногда насмешливое, а итог - полное поражение, как представление, своего рода, возмездия.

Басенно-притчевая модель популярна во многих произведениях XIX века, об утрате героем нравственных принципов, стремлении к материальному богатству и карьерному преуспеванию («Утраченные иллюзии» О. де Бальзака, «Обыкновенная история» И.А. Гончарова).

Такие произведения можно понять как художественное воплощение укорененной идеи возмездия за нарушение законов бытия - это наказание может

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

проявиться не в поражениях и проигрыше, а в виде душевной пустоты и обезличенно сти.

Драматургическая линия действий от завязки к финалу - это архетипический сюжет, поскольку он относится к исторически ранней словесности, он лидирует в многовековом литературном опыте. Большую роль в них играют перипетии, этим словом обозначаются неожиданные сдвиги в судьбах героев, различные повороты от счастья к несчастью и от неудачи к удаче.

Перипетии имели большое значение в мифах о героях древности, в сказках, в трагедиях и комедиях античности.

Исследование приводит к выводу, что литература представляет собой готовую платформу для фантазий и размышлений балетмейстера, позволяет ему не только интерпретировать готовый текст, но расширять, обогащать и развивать его.

Словари русского языка характеризуют ряд смыслов слова «произведение». Для нас важен один из них: произведение, как продукт немеханической деятельности человека, как предмет, созданный при участии творческого усилия. •

Литературное произведение - форма существования литературы как искусства слова. Мы всегда ощущаем особую жизненную конкретность литературного произведения. Оно всегда связано с реальной действительностью и в то же время не тождественна ей, является ее изображением, претворением, художественным отражением. Но отражением «в форме жизни», отражением таким, которое не просто рассказывает о жизни, но само предстает как особая жизнь. «Искусство есть воспроизведение действительности, повторенный, как бы вновь созданный мир», - писал В.Г. Белинский. Здесь великолепно уловлена динамика художественного произведения.

Произведение, чтобы реально существовать должно быть создано автором и воспринято читателем. И опять-таки это не просто разные, внешне обоснованные, обособленные, внутренне взаимосвязанные процессы. В истинно художественном произведении «воспринимающий до такой степени сливается с художником, что ему кажется, что воспринимаемый им предмет сделан не кем -либо другим, а им самим» [3, с. 147].

Очень важно не сводить содержание литературного произведения к тому, о чем в нем рассказывается. Содержание - это органическое единство отображения, осмысления и оценки действительности, причем мысли и оценки в художественных произведениях не существуют обособленно, но пронизывают изображаемые события, переживания, действия, и живут только в художественном слове - единственно возможной форме воплощения данного жизненного содержания. В литературном произведении всегда существует

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

противоречие организованности. Искусственно созданное словесно-художественное высказывание преображается в органически жизненное целое, каждый элемент которого необходим, незаменим и жизненно значим [3, с. 147].

Литература:

1. Карпенко В.Н., Карпенко И. А., Свойкина Л.Ф. Хореография и художественная литература: пересечение, взаимовлияние, как фактор особого внимания современного балетного искусства // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2015. - №6 (203). - С. 70-76.

2. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков. -М.: Педагогика, 1988. - 416с.: ил.

3. Энциклопедический словарь юного художника Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М., Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.