ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОСТАНОВКИ
Карпенко Виктор Николаевич, Фильчакова Елена Александровна, Карпенко Ирина Анатольевна, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород
E-mail: nikita-61@mail.ru
Аннотация. В данной статье литературный первоисточник рассматривается как основа хореографической композиции. Изучаются различные аспекты влияния литературного произведения на хореографическую постановку. Авторы приходят к выводу, что обращение к литературной основе способствует постановке более ярких хореографических композиций, помогает в выборе интересных сюжетов, неожиданных танцевальных решений и способствует рождению креативных, нестандартных идей.
Ключевые слова: литературное произведение, хореографическая постановка, драматургия, идея, конфликт, идейность.
Балетмейстер одерживает безусловную победу, только если в основе произведения лежит яркий хореографический образ. Это предполагает неупрощенные взаимоотношения с текстом романа, пьесы, поэмы. Необходимо отойти от первоисточника, чтобы полней раскрыть его содержание языком танца, создать свой образный строй, свою художественную условность, способную передать авторскую идею.
Для хореографии наших дней, в ее взаимоотношениях с литературой, более характерны такие понятия, как вольная фантазия, версия. Танец может передать образный мир, идею, главный драматический конфликт литературного произведения [1, с. 75]. Но и на этом пути балетмейстеров предостерегает новая опасность - пройти по касательной к тому, что составляет содержание литературного первоисточника. А в отдельных случаях танец может стать настолько «самостоятельным» произведением, что теряет всякую связь с литературной основой.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Чтобы в пластическом движении танца воплотить тему, идею, образ известного литературного произведения, воплотить их убедительно, достоверно, без художественного урона, балетмейстерское решение должно быть не просто ярким и оригинальным. Хореографический вымысел обязан оправдать свое основное назначение: глубинное постижение, раскрытие смысла, содержания данного литературного произведения.
Актуальные проблемы, затронутые в литературе, интересные образы, необычные интригующие сюжеты - все это является богатейшим кладезем для работы балетмейстера. Литература за время своего существования накопила огромный фонд материалов, которые может использовать балетмейстер в своей работе. Поэтому широкий кругозор, знание литературы и других областей искусства - ценный набор знаний, которым должен обладать современный постановщик.
Совпадение драматургических законов построения поэтического произведения и хореографической постановки, позволяет нам совершенно с новой стороны посмотреть на возможности использования литературных произведений, как основ для хореографических работ.
Не только как прямая основа - полное совпадение сюжетов или их копирование, но и как толчок для новых идей балетмейстера, развития событий и образов, литература способна служить первоосновой хореографической постановки.
Мы вправе рассматривать литературу как источник идейности творчества. Идейность - приверженность художника определенной системе идей и соответствующему социальному, нравственному и эстетическому идеалу, образное воплощение этих идей в творчестве. Передовая идейность выражается в духовной ориентации на прогрессивный общественный идеал. Безыдейное искусство мелко и незначительно.
Творчество, опирающееся на правдивое, реалистичное изображение жизни, связанное с прогрессивными идеалами творца, способно порождать великое искусство. Идейность в искусстве органически присуща реалистическим художественным произведениям. Она подразумевает социальную, философскую, политическую или этическую значимость темы.
Художественная идея - это образно-эмоциональная, обобщающая мысль, лежащая в основе содержания литературного или хореографического произведения. Без мысли нет подлинного искусства. Но идея проявляется в искусстве не отвлеченно, а в живой плоти художественных образов, как внутренний смысл изображения окружающего мира, характеров людей и событий их жизни [2, с. 159].
На современных сценах в последнее время можно часто наблюдать
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
постановки, в основе которых лежит литературный первоисточник, в основном это балеты и сюиты, но для менее масштабных хореографических постановок это не свойственно. Многие считают, что намного легче использовать уже существующий сюжет, чем придумать что-то новое. Но на самом деле это не так просто, поскольку надо вычленить самое главное, обнаружить суть произведения, а затем, уже, основываясь на этом поставить принципиально новое хореографическое произведение, не копирующее и не повторяющее дословно поэтическую основу, несущее свою смысловую нагрузку, вдобавок к литературной или немного варьирующей ее. Важным моментом в этом процессе является и то, чтобы поэзия и хореография оказались в гармонии между собой, а не вступили в противоречие за первое место в восприятии зрителя.
Если поэтическое произведение используется как средство создания хореографической постановки, то наиболее важную роль будет играть сюжет произведения или так называемый конфликт. Существует два вида сюжетных конфликтов:
- локальный и приходящий;
- устойчивый. •
Чаще всего в литературе встречаются конфликты, возникающие по ходу
развития основной линии драматургии, обостряющиеся и преодолевающиеся за счет действий главного героя. Такие сюжеты присутствуют в романах, поэмах, новеллах, баснях и комедиях, традиционном эпосе.
Литература XX века очень хорошо изучила сюжетные линии, где основу образуют локальные и приходящие конфликты. Стандартная модель сюжета реализуется по-разному. В новеллах и схожих жанрах главный герой, как правило, ловок и успешен, он добивается всего благодаря своей хитрости, целеустремленности и героизму. В финалах большинства новелл Возрождения победителями выходят люди энергичные и смелые, те кто не видят никаких преград на пути к успеху. В новеллистической схеме сюжета воспевается важность жизненной силы, энергии и воли.
Совсем по-другому все строиться в притчах, баснях и похожих произведениях, где присутствует дидактизм. Здесь к действиям главного героя отношение скорее критическое, иногда насмешливое, а итог - полное поражение, как представление, своего рода, возмездия.
Басенно-притчевая модель популярна во многих произведениях XIX века, об утрате героем нравственных принципов, стремлении к материальному богатству и карьерному преуспеванию («Утраченные иллюзии» О. де Бальзака, «Обыкновенная история» И.А. Гончарова).
Такие произведения можно понять как художественное воплощение укорененной идеи возмездия за нарушение законов бытия - это наказание может
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
проявиться не в поражениях и проигрыше, а в виде душевной пустоты и обезличенно сти.
Драматургическая линия действий от завязки к финалу - это архетипический сюжет, поскольку он относится к исторически ранней словесности, он лидирует в многовековом литературном опыте. Большую роль в них играют перипетии, этим словом обозначаются неожиданные сдвиги в судьбах героев, различные повороты от счастья к несчастью и от неудачи к удаче.
Перипетии имели большое значение в мифах о героях древности, в сказках, в трагедиях и комедиях античности.
Исследование приводит к выводу, что литература представляет собой готовую платформу для фантазий и размышлений балетмейстера, позволяет ему не только интерпретировать готовый текст, но расширять, обогащать и развивать его.
Словари русского языка характеризуют ряд смыслов слова «произведение». Для нас важен один из них: произведение, как продукт немеханической деятельности человека, как предмет, созданный при участии творческого усилия. •
Литературное произведение - форма существования литературы как искусства слова. Мы всегда ощущаем особую жизненную конкретность литературного произведения. Оно всегда связано с реальной действительностью и в то же время не тождественна ей, является ее изображением, претворением, художественным отражением. Но отражением «в форме жизни», отражением таким, которое не просто рассказывает о жизни, но само предстает как особая жизнь. «Искусство есть воспроизведение действительности, повторенный, как бы вновь созданный мир», - писал В.Г. Белинский. Здесь великолепно уловлена динамика художественного произведения.
Произведение, чтобы реально существовать должно быть создано автором и воспринято читателем. И опять-таки это не просто разные, внешне обоснованные, обособленные, внутренне взаимосвязанные процессы. В истинно художественном произведении «воспринимающий до такой степени сливается с художником, что ему кажется, что воспринимаемый им предмет сделан не кем -либо другим, а им самим» [3, с. 147].
Очень важно не сводить содержание литературного произведения к тому, о чем в нем рассказывается. Содержание - это органическое единство отображения, осмысления и оценки действительности, причем мысли и оценки в художественных произведениях не существуют обособленно, но пронизывают изображаемые события, переживания, действия, и живут только в художественном слове - единственно возможной форме воплощения данного жизненного содержания. В литературном произведении всегда существует
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
противоречие организованности. Искусственно созданное словесно-художественное высказывание преображается в органически жизненное целое, каждый элемент которого необходим, незаменим и жизненно значим [3, с. 147].
Литература:
1. Карпенко В.Н., Карпенко И. А., Свойкина Л.Ф. Хореография и художественная литература: пересечение, взаимовлияние, как фактор особого внимания современного балетного искусства // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2015. - №6 (203). - С. 70-76.
2. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков. -М.: Педагогика, 1988. - 416с.: ил.
3. Энциклопедический словарь юного художника Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М., Педагогика, 1983. - 416 с., ил.