УДК 7.094
Райхлина Е.Л. (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Тел.:8-910-942-38-71; e-mail: [email protected]
Литературное наследие Л.Н.Толстого на киноэкране
В своей статье автор делится опытом работы со студентами в рамках авторского курса "Лев Толстой и искусство кинематографа". Райхлина Е.Л. акцентирует внимание читателей на особенностях искусства кинематографии в его преломлении к творчеству Л.Н. Толстого, а также упоминает об отношении самого писателя к искусству кино.
Ключевые слова: Кинематограф, искусство кинематографа, авторский курс, Л.Н. Толстой, экранизация.
Литература, кино, музыка, изобразительное искусство, театр, фотография, телевидение - все эти искусства близки друг другу, но каждое из них требует определенных навыков восприятия.
В отличие от традиционных искусств - рукотворных (живопись, музыка, литература) мир экрана имеет особое пространственно-временное измерение, создаваемое при участии "третьего глаза" - кино- или видеокамеры, и требует особых навыков восприятия. Ощутить это измерение - значит, оказаться в особой сфере звукозрительных образов, способных вызвать в человеческом воображении различные чувства, ассоциации, мысли.
Кинематограф, являясь одним из самых молодых и самых массовых искусств, занимает большое социокультурное пространство, выходя далеко за рамки художественного круга. Принято думать, что по сущности своей кино больше всего связано с литературой. И при чтении книги и при восприятии фильма перед нами возникают зрительно-словесные образы.
Экранизации литературных произведений Л.Н.Толстого есть прочнейший ориентир в развитии мирового и российского кинематографа. Начиная с 10-х годов XX в. Л.Н.Толстой считал, что кинематограф должен запечатлевать русскую жизнь во всем ее многообразии. Именно кинематограф позволяет лучше понять русскую душу.
Учитывая все сказанное выше, мы разработали свой авторский курс "Лев Толстой и искусство кинематографа", который активно внедряем на факультете русской филологии и документоведения. В его рамках мы рассказываем студентам о роли кинематографа при изучении творчества Л.Н.Толстого. Цель курса: сформировать у студентов представление о воплощении творчества Л.Н.Толстого в мировом и российском кинематографе. Задачи курса: изучить историю создания ранних документальных фильмов о Л.Н.Толстом; проследить развитие литературного наследия писателя на киноэкране при его жизни, в первые годы после смерти и на современном этапе развития кинематографа. В ходе данной работы мы стараемся рассказать студентам, что с именем нашего великого земляка связаны открытия не только в области литературы и педагогики, но и в области фотографии и
кинопроизводства. Именно Л.Н.Толстой запечатлен на первой в России цветной фотографии, именно с именами Л.Н.Толстого и оператора А.Дранкова связано появление документального кино. Главное, что мы делаем в процессе наших занятий - стараемся привить студентам любовь к творческому наследию Л.Н.Толстого, воплощенному на киноэкране, фильмам, вошедшим в "золотой" фонд мировой киноклассики.
Программа нашего курса имеет практическую направленность.
Лекционное занятие "Зарождение мирового и российского кинематографа" посвящено первым кинопредставлениям в Париже, распространению кинематографа за пределы Франции, а также возникновению русского фильмопроизводства. Во время изучения данной темы студенты убеждаются, насколько широки культурные границы, а понять кинематограф России можно в сопоставлении с мировым. Кроме того, кинематографический репертуар был напрямую связан с развитием истории, с политической ситуацией в России и мире. Период распространения кино в России относится к последним годам XIX и первому десятилетию XX века. Этот период ознаменовался важными политическими событиями, промышленным подъемом. На занятии студенты узнают о жизни и деятельности А.Дранкова и А.Ханжонкова, чьи первые киноначинания напрямую связаны с Л.Н.Толстым. Александр Дранков, расторопный журналист и фотокорреспондент ряда русских и иностранных газет, бизнесмен, не гнушавшийся никакими приемами сенсации и саморекламы, стал пионером русского кинопроизводства. Александр Дранков в 1907 году решил заняться кинопромышленностью и начал снимать хроникальные фильмы. Дранковские киносъемки фиксировали главным образом внешнюю, парадную сторону общественно-политической жизни Российской империи.
Наряду с этими лентами А. Дранков снимал и отдельные хроники, имеющие большое культурно-историческое значение. Так, например, в дни празднования 80-летия Л. Н. Толстого он выпустил документальный фильм, показывающий великого писателя во время его поездки из Ясной Поляны в Москву. Это был первый случай отображения на экране гения русской литературы. Свой рассказ мы иллюстрируем показом этих хроник, а затем просим выразить свое отношение к увиденному, поделиться первыми впечатлениями. Для многих студентов демонстрация этих фрагментов является неким откровенным, сакральным действием.
Так, серия дранковских документальных фильмов открывает новый период истории кино в России - период становления русского отечественного фильмопроизводства.
Интерес для обучающихся представляет тема "Ранние документальные фильмы о Л.Н.Толстом". На лекции мы продолжаем демонстрировать прижизненные съемки писателя. Они имеют непреходящую ценность, когда благодаря русским и французским операторам зрители могут познакомиться с писателем, запечатленным в движении. Чтобы слушатели представили масштабы личности писателя, ту утрату, которую понесли русская литературы и культура в связи с его смертью, мы им демонстрируем хроникальные фильмы
"Перевезение тела Л.Н. Толстого из Астапова в Ясную Поляну" и "Ясная Поляна накануне похорон Льва Николаевича". После просмотра мы предлагаем поразмышлять над увиденным, и на одном из практических занятий по соответствующей тематике раскрыть значение исторических съемок Л.Н.Толстого. Надо отметить, что во время просмотра студенты обычно очень эмоциональны, они смотрят, затаив дыхание, стараясь проникнуть в суть происходящего на экране.
Также актуальными в плане изложения представляются лекционные занятия "Первые экранизации толстовских произведений в "немом" кино" и "Этапы экранизации толстовских произведений в России". Мы акцентируем внимание на важности первых театральных и кинематографических постановок произведений Л.Н. Толстого. Любопытно и само отношение великого писателя к кинематографу. Общеизвестно, что в самом начале зарождения этого вида искусства Л.Н.Толстой с известной долей скептицизма к нему относился. По свидетельству композитора А. Б. Гольденвейзера, в течение пятнадцати лет регулярно встречавшегося с Львом Николаевичем, первые впечатления великого писателя от посещения кинотеатра (и просмотра игровых картин) было резко отрицательным. Однако позже, ознакомившись с хроникальными и видовыми картинами, великий писатель высказал иное мнение. Он выразил уверенность, что кинематографом «можно было бы воспользоваться с хорошей целью». По свидетельству ближайших сотрудников Л. Н. Толстого, он стал горячим сторонником документального кино.
В 1912 г., через два года после смерти Л.Н.Толстого, был создан первый художественный фильм с использованием хроники, отснятой при жизни писателя, "Уход великого старца" (другое название "Жизнь Льва Толстого"). Показ этого фильма был запрещен в России семьей Л.Н.Толстого по нескольким причинам. Во-первых, родственникам Толстого, его детям, не понравилось, в каком свете показана жена писателя Софья Андреевна. Известно, что Толстой отказался от авторских прав на свои произведения, от имений - все оформил на супругу. В фильме граф изображен беспомощным, именно поэтому он не властвует теперь, не может никому помочь, потому что все в руках его жены, которая не стремится облегчать жизнь простым людям. Толстой страдает от мучений других людей, нуждающихся в его помощи. Вторая причина запрета картины - семья была против представления публике последних хроникальных кадров фильма, снятых Мейером - Лев Николаевич умирает. В-третьих, совсем непозволительной стала финальная сцена - встреча на небесах Льва Николаевича Толстого и Иисуса Христа. Именно, здесь оператор Александр Левицкий впервые применил двойную экспозицию для создания иллюзии призрака. Молодежь обычно с удовольствием просматривает две серии фильма: привлекательно, что это первый игровой фильм о великом писателе. Безусловно, перед просмотром фильма мы рассказываем о перипетиях последних дней жизни Л.Н.Толстого, так как без знаний автобиографических данных, студентам фильм будет непонятен.
Говоря о кинематографе 10-х-50-х гг. XX вв., мы предлагаем студентам посмотреть "Отца Сергия" (1917-1918 гг.) и "Поликушку" (1918-1919). Роль
Поликея согласился играть знаменитый актер МХТ Иван Москвин. Великий русский актер робко входил в кинематограф. Он думал, что все зависит от оператора, от проявщика пленки и от механика. Фильм закончили к лету 1919 г. Четыре года фильм пролежал на полке, а в 1923 году 'Поликушка" попал в Германию, где его показали в лучшем берлинском кинотеатре. Так "Поликушка" прославил российский кинематограф в эти годы. В 1916 г. Яков Протазанов решил поставить "Отца Сергия" с Иваном Мозжухиным в главной роли. В 1917-1918 годах он осуществил свой замысел. Протазанов хотел применить в своем фильме все лучшие достижения русского кино. В мае 1918 года «Отец Сергий» прошел в столицах первым экраном и имел успех.
В ходе обсуждения просмотренного материала на занятиях мы со студентами обсуждаем известнейшие фильмы "немого" кинематографа по мотивам произведений Л.Н.Толстого. Стоит отметить, что эти фильмы "трогают" молодежь своей выразительностью, эмоциональностью, высоким накалом страстей, выраженных в них.
Нами было предложено сравнить отрывок "Искушение" из раннего фильма "Отец Сергий" и одноименного фильма 1978-го года. Студентам отрывок из первого фильма показался более выразительным и ярким, несмотря на то, что фильм незвуковой. Видимо, отсутствие звука и эмоциональность жестов заставили их придерживаться такого мнения.
Наконец, ключевой темой наших занятий является представление экранизации толстовских произведений в России и мире с 60-х годов XX в. до наших дней. Именно в начальный отрезок этого периода были созданы самые известные фильмы по произведениям великого писателя: "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение", "Живой труп". Процесс этот продолжается и сегодня.
Самым популярным для экранизации произведением Л.Н.Толстого считается "Воскресение". Впервые этот роман был экранизирован в США в 1908 г. Всего существует около 20 экранизаций этого романа, в их число входит и фильм Михаила Швейцера, снятый в 1960-1962 гг. Объясняя загадку популярности романа среди режиссеров кино и продюсеров, Лев Аннинский в работе "Лев Толстой и кинематограф" утверждает, что кинематографисты улавливали зрительское притяжение и симпатию к невинно осужденным, безотказную в городской среде жалость к соблазненной и покинутой бедной девушке [1]. И, конечно, говоря об экранизируемых произведениях Л.Н.Толстого, нельзя не упомянуть о кинофильмах "Война и мир" и "Анна Каренина". Экранизировать "Войну и мир" начали в России с 1915 г. Первую экранизацию осуществили В.Гардин и Я.Протазанов. На сегодняшний день мы можем назвать три известные экранизации. Самая последняя экранизация 2007 г. режиссера Роберта Дорнхельма. В 1956 - 1959 гг. выходит картина режиссера К.Видора "Война и мир", где Наташу Ростову и Пьера Безухова сыграли Одри Хепберн и Генри Фонда. Однако, несмотря на звёздность состава и масштабность, фильм не снискал успеха у американской и западноевропейской публики. К.Видор, выдвинутый за «Войну и мир» на «Оскара», его не получил. Через 10 лет выходит оскароносный фильм "Война
и мир" С.Бондарчука, в котором режиссеру удалось через непревзойденную по мастерству постановки и силе эстетического воздействия батальную линию четырехсерийной ленты великолепно выразить толстовскую мысль о войне как о противоестественной стороне человеческого бытия и о самозабвенном единении людей во имя защиты Родины.
Еще одно из самых экранизируемых произведений Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Первый немой фильм в 1910 году был снят в Германии. Роман подряд два раза экранизировали в России - в 1911 и в 1914 годах. Об экранизации 1911 года нет никаких данных. А немой фильм 1914 года производства «Венгеров и К°», режиссера Владимира Гардина считается одним из лучших отечественных немых кинофильмов. "Анну Каренину" снимали по несколько раз в США и в СССР, в Англии, Венгрии, даже в Аргентине и Индии. Первой из великих актрис Анну Каренину сыграла Грета Гарбо. Закат несравненной Гарбо совпал с восхождением в Голливуде еще одной выдающейся кино-Анны — Вивьен Ли. В Анне актрисе удалось по-настоящему ярко раскрыть лишь одну, зато самую русскую черту — сердечную искренность, столь часто подчеркиваемую Толстым. В отличие от Гарбо, Вивьен Ли подняла в своей Анне Карениной на символическую высоту гибель классической женственности, которая сильна именно в своей слабости. В 1968 г. Александр Зархи заканчивает съемки "Анны Карениной" с Татьяной Самойловой в главной роли. Фильм стал шестнадцатой мировой экранизацией «Анны Карениной», но первым цветным полнометражным художественным фильмом по этому произведению в нашей стране. До этого, в 1953 году, кинорежиссером Татьяной Лукашевич был снят одноименный фильм-спектакль Московского художественного театра в постановке В. Немировича-Данченко и В. Сахновского с Аллой Тарасовой в главной роли. Татьяна Самойлова показала в Анне, прежде всего, свободу и силу. В 1997 г. вышла американская экранизация романа "Анна Каренина" с Софи Марсо в главной роли. Как и подобает Анне, она естественна, обаятельна и порывиста. В 2009 г. на экраны вышел отснятый еще в 2007 г. фильм С. Соловьева "Анна Каренина" с Татьяной Друбич в роли Анны. 5 сентября 2012 г. в Лондоне состоялась премьера "Анны Карениной" режиссера Джо Райта с Кирой Найтли в главной роли. Такой подробный обзор по экранизациям роман Л.Н.Толстого "Анна Каренина" мы делаем неслучайно. Во-первых, фильмы по мотивам романа довольно часто снимали и продолжают снимать; во-вторых, каждый образ Анны, созданный великими актрисами, настолько ярок и неповторим, что достоин обсуждения; в-третьих, судьба главной героини, психологизм и драматизм романа продолжают волновать зрителей.
В ходе практической работы в рамках нашего курса слушатели представляют результаты своей самостоятельной деятельности. Например, группу мы делим на несколько творческих подгрупп и даем задания: подготовить презентации, посвященные зарождению мирового кинематографа, возникновению русского фильмопроизводства, созданию документальных фильмов о Л.Н.Толстом. В процессе такой подготовки проводится большая исследовательская работа в области искусствоведения, истории кино,
используются Интернет-ресурсы, посещается библиотека. Тем самым приобретается тот необходимый набор знаний, который позволяет молодым людям чувствовать себя интеллигентными, развитыми людьми.
Еще один вид работы - это подготовка собственного проекта. Так, после тщательного изучения темы, посвященной "немому" кинематографу и экранизации в нем произведений Л.Н.Толстого, мы предлагаем создать свои фильмы в стиле "ретро", посвященные творчеству Л.Н.Толстого, масштабам его личности. Как правило, такие задания находят отклик, так как по своей сути очень актуальны.
Особый интерес для слушателей представляют прижизненные экранизации произведений Л.Н.Толстого. Сама мысль о том, что писатель мог видеть эти фильмы, снятые по его книгам, восхищает молодых людей. Они с удовольствием готовят доклады по данной тематике.
Большой популярностью среди молодежи на практических занятиях по нашей дисциплине пользуется сравнительная характеристика работы исполнителей главных ролей в фильмах "Анна Каренина" и "Война и мир", а также исследования, посвященные истории экранизации этих кинофильмов различными режиссерами. Мы представляем возможность выявлять сходства, различия, установки, которые были даны актерам, игравшим в обеих экранизациях. С большой тщательностью слушатели выполняют работу по выявлению особенностей экранизации романа Л.Н.Толстого "Воскресение".
Итак, в ходе изучения авторского курса "Лев Толстой и искусство кинематографа" слушатели глубоко усваивают материал, соотнося толстовский кинематограф с проблемами современного общества.
Литература
1. Аннинский Л.А. Лев Толстой и кинематограф. М.: Искусство, 1980. 288 с.
Richlina E.L.
LITERARY HERITAGE OF LEO TOLSTOY ON THE SIL VER SCREEN
In the article the author shares her know-how of the studentsл work within the framework of her authors course "Tolstoy and cinematograph". E.L.Raichlina focuses the attention of the readers on special features of cinematograph being interpreted in Tolstoy^s creative work. The author also mentions Tolstoy^s attitude to cinematography.
Key words: Cinematograph, cinematography, an authors course, Tolstoy, filming, film version.