ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №1(23)
УДК 372.881.116.11.046.12
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: УЧЕБНИКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
© Ж.Н.Критарова
В статье анализируются учебники по литературному чтению для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения, их содержание и соответствие требованиям современных образовательных стандартов.
Ключевые слова: образовательный стандарт, содержание учебников, литературное чтение.
В начальной школе возрастает роль литературы как гуманитарного предмета, призванного содействовать расширению нравственно-эстетического опыта учащихся и воспитанию уважения к русской культуре и культуре других народов. Сегодня из стен начальной школы выходит уже вполне сформированная личность, со своими вкусами и пристрастиями. И если к этому возрасту ребенку не привит вкус к чтению, уважение к книге, то словесник оказывается в труднейшем положении. И далее в меру своих сил и способностей он пытается исправить его.
Основополагающую роль в литературном образовании учащихся начальной школы играют, что вполне естественно, уроки литературного чтения и, соответственно, учебники по этому предмету. Обратившись к учебникам по литературному чтению для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения (за последние два года Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендовано к использованию около десяти учебников), что ни все из них в полной мере соответствуют своему предназначению.
Остановимся подробнее на завершенной линии учебников "Литературное чтение" для 1-4 классов, которые являются компонентом УМК " Учим русский язык" для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения и являются, на наш взгляд, наиболее удачными. Это:
1. Литературное чтение. 1 класс / Л.Д.Митю-шина, Е.А.Хамраева. - Дрофа. - 110 с.
2. Литературное чтение. 2 класс / ИВ. Сафонова, И.В.Чиж, М.В.Черкезова. - Дрофа. -158 с.
3. Литературное чтение. 3 класс / ИВ. Сафонова, И.В.Чиж, М.В.Черкезова. - Дрофа. - 159 с.
4. Литературное чтение. 4 класс / М.В.Голованова, О.Ю.Шарапова / под ред. профессора М.В.Черкезовой. - Дрофа. - 236 с.
Содержание учебников выстроено в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего об-
разования и Примерной программой по литературному чтению. Учебники данной линии для 24 классов имеют гриф "Рекомендовано" Министерства образования и науки РФ.
В учебниках нашли реализацию следующие образовательные задачи: развитие мотивации учебной деятельности; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; формирование навыков осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление аналогий и причинноследственных связей; формирование уважительного отношения к иному мнению, к культуре русского и других народов и др.
В базисном учебном плане к федеральному образовательному стандарту начального общего образования (3 и 4 варианты), предназначенном для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, в 1 классе на русский язык и литературное чтение вместе отводится 4 часа в неделю. Непосредственно на литературное чтение, которое предлагается для изучения первоклассникам лишь в 4-й четверти, отводится всего 16 часов. С учетом сказанного и выстроен учебник. В первом его разделе "Повторяем алфавит" представлен занимательный материал, который предоставляет учащимся возможность повторить алфавит, отработать на небольших текстах навык чтения. Второй раздел книги "Тренируем технику чтения", который в большей степени соответствует учебному предмету "Литературное чтение", призван решать основные задачи учебного курса.
В качестве дидактического материала подобраны тексты замечательных детских поэтов и писателей, среди которых Я.Аким и Н.Владимирова, Е.Благинина и С.Маршак, В.Сутеев и Б.Захо-дер и др. Предпочтение, естественно, отдается малым жанрам фольклора и литературы.
Методическая часть книги выстроена в соответствии с предложенными в учебнике условны-
ми обозначениями. Красочные значки легко запоминаются младшими школьниками и призваны помочь им ориентироваться в новом учебнике. Весь учебно-методический материал книги отвечает специфике школы с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения: серьезное внимание уделяется работе со словом, с произношением, связи с русским языком, развитию речи.
Отличительной особенностью учебника "Литературное чтение. 1 класс" является его явно выраженная направленность на диалог культур, на взаимосвязь русской культуры с родной культурой школьников. Способствует этому и особый значок: изображение двух направленных друг к другу телефонных трубок. Предложенные ребятам задания: вспомни и расскажи считалоч-ку на родном языке; напиши название нарисованных предметов на русском и родном языках; расскажи, какие национальные блюда ты особенно любишь; расскажи, какие фрукты и ягоды растут в твоем крае; переведи последнюю фразу сказки на родной язык; назови сказки о труде на своем родном языке и т.д.- призваны развивать в учащихся интерес и уважение как к родной культуре, так и к культурам других народов России.
Учебник 2-ого класса ориентирован на системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества на основе толерантности и диалога культур. Учебник составлен в русле традиционного обучения с элементами обучения развивающего, с ориентацией на речевое развитие ребят.
Структура учебника выстроена в традиционном ключе: он имеет несколько тематических разделов, в содержании которых заключен большой воспитательный потенциал: "Устное народное творчество", "Сказки народов нашей страны", "Народная мудрость в пересказе Л.Н.Толс-того", "Родина наша", "Наши родные", "Верные друзья", "О старании и труде...", "Картины родной природы".
Художественные тексты учебника подобраны с учетом многонационального состава учащихся школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. Так, наряду с русскими народными сказками, в учебник включены сказки народов России (эскимосская сказка "Как лисичка бычка обидела", удмуртская сказка "Мышь и воробей", чукотская сказка "Хвост" и др.). В разделе "Родина наша" второклассникам предстоит познакомиться с художественными текстами К.Ушинского, Ю.Яковлева, З.Александро-вой, Н.Сладкова и др. Учебный материал предла-
гает младшим школьникам задуматься над вопросами: что значит любить свою Родину? почему слово Родина пишется с большой буквы?
Не менее интересен в учебнике раздел "Наши родные", в котором представлены рассказы о самых дорогих людях, о взаимоотношениях в семье, о необходимости любить и беречь родных и близких. Замечательные тексты И. Сурикова, Е.Пермяка, В.Осеевой, Л.Прунцовой, Ф.Кривина направлены на воспитание в школьниках любви и внимания к близким людям.
Важной проблеме - формированию учебных и трудовых умений - посвящен раздел "О старании и труде". Начинается он со стихотворения "Кто начинает день?" (Э.Огнецвет), после которого школьникам предлагается поразмышлять над значимостью каждой профессии. Сказка-притча "Два плуга" раскрывает смысл и красоту труда. О труде как жизненной необходимости говорится в тексте Л.Пантелеева "Две лягушки". Настоящим гимном труду звучат строки В. Брюсова "Великая радость - работа.".
Учебник "Литературное чтение. 2 класс" также базируется на принципе "диалога культур", который реализуется через художественные тексты и методическую составляющую книги. Литература народов России представлена в учебнике фольклорными произведениями. В методической части предложены разнообразные задания, среди которых есть и простые: спой одну из колыбельных песенок своего народа, и более серьезные: расскажи, какие традиции сложились у твоего народа, в твоей семье? кто какие обязанности выполняет? как принято встречать гостей у твоего народа? Авторы предлагают школьникам посмотреть на свой родной край со стороны, описать его неповторимую красоту: расскажи, какой бывает природа твоего родного края в разное время года? При реализации "диалога культур" авторы не просто ведут речь о взаимосвязанном изучении русской и родной литературы, они предлагают ребятам поразмышлять о специфике восприятия произведений иной культуры, например: скажи, какой характер у лисы в сказках твоего народа? как она себя ведет с другими героями?
Стоит отметить, что страницы учебника красочно оформлены, задания сопровождаются запоминающимися значками. Профессионализм иллюстратора учебника художника-мультплика-тора Ю.А.Трофимова обязательно вызовет интерес у второклассников.
Учебник "Литературное чтение. 3 класс" продолжает линию учебников для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения под редакцией М.В.Черкезовой, в связи
ПЕДАГОГИКА
с чем прослеживается преемственность в изложении учебного материала, в структуре учебника, в аппарате ориентировки.
Большой удачей авторов можно назвать учебный материал, представленный в рубрике "Из быта русского народа". Важно, чтобы ребята, для которых русский язык и русская культура не являются родными, с младшего школьного возраста знакомились не только с русской литературой, но и с русской культурой. Раздел открывает текст В.Кузьмина и Э.Кубышкиной "Почему в России звонят колокола?", в котором тактично по отношению к отличным от христианства религиям рассказывается о предназначении колоколов. Далее ребятам предстоит узнать о самых ярких проявлениях русского быта. Художественные тексты "Пряники" и "Русская прялка" (В.Сухомлинский), "Гжель", "Дымковская игрушка", "Вологодские кружева" (В.Кузьмин,
Э.Кубышкина) знакомят младших школьников с русскими народными художественными промыслами. Учебный материал данного раздела предполагает не только работу с книжными иллюстрациями, но и обращение к конкретным предметам. Представленные на уроке керамические изделия ярко-синего цвета гжельских мастеров, затейливая резьба прялки, оригинальные глиняные дымковские игрушки, изящные вологодские кружева будут направлены на развитие интереса учащихся.
В учебнике планомерно осуществляется работа по реализации "диалога культур". Например, вопросы и задания: есть ли у твоего народа волшебные сказки в стихах? назови эти сказки...; есть ли у твоего народа сказки об осени? если знаешь, расскажи; какие изменения происходят в природе твоего края поздней осенью? расскажи о зимних забавах своего народа и др. -заставляют школьников задуматься о взаимосвязи родной и русской литературы, развивают умение самостоятельно мыслить, делать выводы, осуществлять причинно-следственные связи.
На литературное чтение в 4-ом классе школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения отводится по программе 105 часов.
Содержательная часть учебника в соответствии с программой разбита на разделы: "Устное народное творчестве", "Литературные сказки", "Литература Х1Х века" и "Литература ХХ века".
Одной из задач данного учебника является знакомство учащихся с отдельными произведениями литератур народов России. И, в первую очередь, с фольклорными произведениями разных народов, которые увлекают детей яркими поэтическими образами, вызывают у них положительные эмоции, укрепляют светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогают понять, что хорошо и плохо, что красиво и что некрасиво. Другими словами, фольклор имеет ярко выраженную дидактическую направленность. Тем более что отдельные фольклорные произведения создавались именно для детей: колыбельные песни, загадки, потешки и др. В учебнике весь раздел "Устное народное творчество" построен на параллельном изучении произведений русского и родного фольклора. Так, русские народные песни изучаются вместе с удмуртскими и коми-пермяцкими песнями, а загадки представлены адыгейским, карельским, карачаевским и ногайским фольклором.
Учебник 4 класса, с одной стороны, завершает линию УМК "Литературное чтение" для 1-4 классов, а с другой - является основой систематического курса литературы для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения под редакцией профессора М.В.Черкезовой. Курс "Литературное чтение" призван стать пропедевтическим, подготавливающим учащихся к основной школе. Литературное чтение в начальной школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения является одним из основных в перечне обязательных предметов. И это очевидно, так как именно чтение способствует как развитию грамотности, так и разностороннему развитию и воспитанию учащихся. В процессе литературного чтения у младших школьников формируются учебные навыки, которые помогут им в освоении всех предметных областей.
LITERARY READING AT ELEMENTARY SCHOOL: TEXTBOOKS OF NEW GENERATION
Z.N.Kritarova
The author of the article analyzes textbooks on literary reading for schools with native (non-Russian) and Russian (non-native) languages of teaching, their maintenance and conformity to requirements of modern educational standards.
Key words: educational standard, maintenance of textbooks, literary reading.
Критарова Жанна Николаевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 23.01.2011