Научная статья на тему 'Литературно-критическая публицистика И. Г. Эренбурга в период Великой Отечественной войны: проблема жанровой типологии'

Литературно-критическая публицистика И. Г. Эренбурга в период Великой Отечественной войны: проблема жанровой типологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3235
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЦИСТИКА / ВОЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / ЭРЕНБУРГ И.Г. / ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ / КРИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ / РЕЦЕНЗИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кулябин А. М.

В данной статье предложен жанровый анализ военной литературно-критической публицистики И. Г. Эренбурга. Автором рассмотрены жанры проблемно-аналитической статьи, литературного портрета, критической статьи, рецензии и творческого отчета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the genre analysis of the military critical publicism by I. G. Erenburg. Genres of the problem and analytic article, literary portraits, critic articles, reviews and creative reports are considered.

Текст научной работы на тему «Литературно-критическая публицистика И. Г. Эренбурга в период Великой Отечественной войны: проблема жанровой типологии»

А. М. Кулябин

ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА И. Г. ЭРЕНБУРГА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРОБЛЕМА ЖАНРОВОЙ ТИПОЛОГИИ

Работа представлена кафедрой литературы Вологодского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор В. Н. Бараков

В данной статье предложен жанровый анализ военной литературно-критической публицистики И. Г. Эренбурга. Автором рассмотрены жанры проблемно-аналитической статьи, литературного портрета, критической статьи, рецензии и творческого отчета.

The article presents the genre analysis of the military critical publicism by I. G. Erenburg. Genres of the problem and analytic article, literary portraits, critic articles, reviews and creative reports are considered.

Илья Григорьевич Эренбург - одна из центральных фигур литературного процесса периода Великой Отечественной войны. Полторы тысячи публицистических произведений, напечатанных в советской и зарубежной периодике в 1941-1945 гг., стали заметным явлением литературной и общественной жизни, закрепив за И. Г. Эренбур-гом звание писателя-антифашиста. Осмысление этого публицистического массива в критике началось в военные годы и продолжается по сей день.

Осложняет работу исследователей тот факт, что до сих пор нет полного собрания военной публицистики И. Г. Эренбурга. Сам писатель начал объединять свою публицистику еще в военный период (трехтомный сборник «Война» и многочисленные брошюры). Среди послевоенных сборников следует отметить книгу «Летопись мужества. Публицистические статьи военных лет» (составитель Л. Лазарев), выдержавшую два издания (1974 и 1983 гг.) и книгу «Война. Очерки 1941-1945 гг.» (составитель Б. Фрезинский), выпущенную в 2004 г. Не стоит также умалять значение коллективных сборников, где среди авторов был И. Г. Эренбург [1].

Война стала качественно новым этапом в творчестве писателя, неслучайно одна из книг известных эренбурговских мемуаров

«Люди, годы, жизнь» целиком посвящена этому периоду.

Хотя исследователями отмечалась разнохарактерность литературного наследия И. Г. Эренбурга (он выступал как поэт, писатель, журналист, критик), некоторые грани его творчества остаются малоизученными. Например, автор монографии о писателе Александр Рубашкин еще в 1990 г. утверждал, что «почти ничего не написано об Эренбурге - художественном критике...» [2]. В рамках данной статьи попытаемся рассмотреть в жанровом аспекте литературно-критическую публицистику И. Г. Эренбурга, опубликованную в советской центральной периодике военных лет (исключение составляет публикация об Э. Хемингуэе, появившаяся в сборнике «Война» в 1943 г.).

Под литературно-критической публицистикой мы понимаем разножанровые материалы периодической печати, объединенные литературной проблематикой. Это публикации, авторы которых рассуждают о роли и месте литературы в целом, значении творчества писателя или отдельного произведения, своем творчестве и т. д.

Жанр в публицистике - категория подвижная, поэтому предложенная классификация имеет условный характер.

Самую большую группу в военной литературно-критической публицистике И. Г. Эренбурга составляют проблемно-аналитические статьи. В их числе «Долг искусства», «Час искусства», «Долг писателя», «В боевом порядке», «Сила слова», «Слово -оружие», «Заметки писателя», «И. Эренбург о профессии писателя» и «Писатель на войне». Эти статьи поднимают вопрос о роли и долге писателя в годы войны. Публикации сравнительно объемны и композиционно схожи: автор рассуждает о войне на широком историческом фоне, анализирует наиболее значительные произведения русской и мировой литературы, приходит к выводу о возрастании роли литературы во время войны. Традиционное сопоставление пера и штыка дополняется у И. Г. Эренбурга другим: слово писателя - «вечевой колокол». И. Г. Эренбург призывает писателей «не только описывать - предписывать» [3]. Стилистически публикации этой группы экспрессивны, яркий призывный пафос сближает их с передовыми статьями.

Довольно распространенным в советской периодике военных лет был жанр литературного портрета. Хотя до сих пор у литературоведов не сложилась общая точка зрения на этот жанр, можно определить четыре его разновидности: «юбилейная» статья, некролог, собственно литературный портрет и критико-биографический очерк. Две первые жанровые разновидности являются откликами на события реальной действительности (день рождения, смерть, годовщина творческой деятельности и т. д.) Две последние разновидности рассказывают о жизни и творчестве того или иного автора с преобладанием литературно-критического (литературный портрет) или биографического (критико-биографический очерк) начала.

«Юбилейная» статья подразумевает положительные оценки с точки зрения актуальности творчества юбиляра. Это подтверждает, например, статья И. Г. Эренбурга

«Русский писатель» (к 60-летию со дня рождения А. Н. Толстого), где автор решает проблему гражданской позиции писателя на примере творчества А. Н. Толстого. Функционально близок к «юбилейной» статье некролог. Как правило, в периодической печати военных лет авторами подобных публикаций выступали сразу несколько человек. Поэтому некрологи И. Г. Эренбурга «Писатель-боец» и «Евгений Петров» (памяти Евгения Петрова) скорее можно считать исключениями. В довольно лаконичных публикациях автор осмысляет жизненный и творческий путь Е. Петрова, пытаясь определить значение его литератур-ного наследия.

Примером критико-биографического очерка может служить публикация «Торжество человека» (о литовском поэте Суцве-кере). Автор сосредоточивает внимание на героическом жизненном пути поэта, его партизанской деятельности, практически не касаясь литературного творчества.

Публикация о Хемингуэе («Эрнест Хемингуэй») - по преимуществу собственно литературный портрет (И. Г. Эренбург рассуждает о романах «Прощай, оружие!» и «По ком звонит колокол»). Но в текст органично входят мемуарные элементы (фронтовой Мадрид, встречи с Хемингуэем). Примечательно, что этот литературный портрет был напечатан только спустя год после его написания и не в периодической печати, а в сборнике «Война».

К жанру литературного портрета тесно примыкает критическая статья. Ее задача -осуждение «отсутствующих» и сотрудничающих с фашизмом писателей (по терминологии И. Г. Эренбурга, «поэтов-лакеев»). Существенное отличие критической статьи от литературного портрета - характер оценок творчества. Статьи такого типа обычно очень субъективны, чересчур эмоциональны.

Это подтверждают статьи И. Г. Эренбурга о Кнуте Гамсуне («Значение одного

предательства») и об Андре Жиде («Цепь зла»). Автор практически не обращает внимания на довоенное творчество этих писателей, упрекает их за «молчание», оскорбительно-экспрессивно характеризует их деятельность. Примечательно, что военный период заставил И. Г. Эренбурга отказаться от прежних взглядов - например, еще в 1934 г., выступая на Первом всесоюзном съезде советских писателей, И. Г. Эренбург положительно отзывался о творчестве Андре Жида.

В период войны И. Г. Эренбург написал несколько рецензий, посвященных творчеству Евгения Петрова («Фронтовой дневник»), Михаила Львова («Стихи Михаила Львова») и Семена Гудзенко («Однополчане»). Писательская рецензия, как правило, помимо оценок произведения, тяготеет к широким обобщениям (а оценки, в отличие от профессиональной критики, часто основаны на собственных впечатлениях). И. Г. Эренбург, отмечая сильные и слабые стороны рецензируемых книг, возвращается к вопросу о долге писателя в период войны. Нельзя также забывать, что писательская рецензия содержит собственные взгляды рецензента на искусство. По мнению И. Г. Эренбурга, «природа искусства,

его колдовство раскрывается в патетические часы...» [4].

В период войны некоторые писатели активно рассказывали в периодической печати о своей собственной работе. Такие публикации не только помогали правильно понять авторские замыслы, но и способствовали осмыслению всего литературного процесса военных лет. В частности, центральные издания (прежде всего, «Литературная газета» («Литература и искусство») публиковали творческие отчеты писателей (правда, подобные жаровые формы встречались редко).

В своем творческом отчете И. Г. Эренбург довольно подробно останавливается на проблеме языка и стиля, отстаивая право на «телеграфный» стиль: «Хочу писать так, чтобы читали “не переводя дыхания”. Нельзя писать о войне языком профсоюзного журналиста» [5].

Таким образом, литературно-критическая публицистика И. Г. Эренбурга военных лет, несмотря на содержательную общ -ность, отличается разнообразием жанров, каждый из которых, выполняя определенную функцию, способствовал пониманию литературы как фактора общественной жизни, активно ее изменяющей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. От Советского Информбюро...1941-1945 гг. В двух томах. М., 1982; В одной газете. Константин Симонов. Илья Эренбург (репортажи и статьи 1941-1945 гг.) М., 1984.

2. Рубашкин А. Путь писателя. Л., 1990. С. 5.

3. Эренбург И. Слово - оружие // Новый мир. № 1-2. 1944. С. 211.

4. Эренбург И. Стихи Михаила Львова // Литературная газета. 25 ноября. 1944. № 4. С. 2.

5. Творческий отчет И. Эренбурга // Литература и искусство. 16 января. 1943. № 3. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.