Научная статья на тему 'Литературно-художественные и общественно-публицистические журналы Карелии в середине 1950-х - первой половине 1960-х годов'

Литературно-художественные и общественно-публицистические журналы Карелии в середине 1950-х - первой половине 1960-х годов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
291
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НА РУБЕЖЕ" / "PUNALIPPU" / Д. Я. ГУСАРОВ / У. ВИКСТРЕМ / ФИННОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛИТЕРАТУРА КАРЕЛИИ / "NA RUBEZHE (AT THE TURN)" / D. YA. GUSAROV / U. VIKSTRöM / FINNISH LITERATURE / LITERATURE OF KARELIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шорохова Ирина Викторовна

Статья раскрывает основные направления развития литературно-художественных и общественно-публицистических журналов «На рубеже» и «Punalippu» в середине 1950-х первой половине 1960-х годов. На основе неопубликованных источников проанализированы изменение содержания журналов, причины роста их популярности, обозначены основные проблемы, с которыми столкнулись редакции русскоязычного и финноязычного журналов. Автор пришла к заключению о значительном вкладе редакций журналов «На рубеже» и «Punalippu» в развитие литературы Карелии, сохранение ее национальной культуры и формирование художественного вкуса жителей республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY-ARTISTIC AND SOCIAL-PUBLICISTIC MAGAZINES OF KARELIA IN THE MIDDLE OF THE 1950S - THE FIRST HALF OF THE 1960S

The article reveals the basic directions of the development of the literary-artistic and social-publicistic magazines “Na Rubezhe (At the Turn)” and “Punalippu” in the middle of the 1950s the first half of the 1960s. On the basis of unpublished sources the paper analyzes the change in the contents of the magazines, reasons for the growth of their popularity, identifies the main problems that were faced by the editorial boards of the Russian and Finnish magazines. The author comes to the conclusion about a significant contribution of the editors of the magazines “Na Rubezhe (At the Turn)” and “Punalippu” in the development of literature in Karelia, the preservation of its national culture and the formation of the republic inhabitants’ artistic taste.

Текст научной работы на тему «Литературно-художественные и общественно-публицистические журналы Карелии в середине 1950-х - первой половине 1960-х годов»

Шорохова Ирина Викторовна

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ КАРЕЛИИ В СЕРЕДИНЕ 1950-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-Х ГОДОВ

Статья раскрывает основные направления развития литературно-художественных и общественно-публицистических журналов "На рубеже" и "PunaNppu" в середине 1950-х - первой половине 1960-х годов. На основе неопубликованных источников проанализированы изменение содержания журналов, причины роста их популярности, обозначены основные проблемы, с которыми столкнулись редакции русскоязычного и финноязычного журналов. Автор пришла к заключению о значительном вкладе редакций журналов "На рубеже" и "PunaNppu" в развитие литературы Карелии, сохранение ее национальной культуры и формирование художественного вкуса жителей республики. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/6-2/54.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 2. C. 206-210. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/6-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 070

Исторические науки и археология

Статья раскрывает основные направления развития литературно-художественных и общественно-публицистических журналов «На рубеже» и «Punalippu» в середине 1950-х - первой половине 1960-х годов. На основе неопубликованных источников проанализированы изменение содержания журналов, причины роста их популярности, обозначены основные проблемы, с которыми столкнулись редакции русскоязычного и финноязычного журналов. Автор пришла к заключению о значительном вкладе редакций журналов «На рубеже» и «Punalippu» в развитие литературы Карелии, сохранение ее национальной культуры и формирование художественного вкуса жителей республики.

Ключевые слова и фразы: «На рубеже»; «РипаИрри»; Д. Я. Гусаров; У. Викстрем; финноязычная литература; литература Карелии.

Шорохова Ирина Викторовна, к.и.н., доцент

Петрозаводский государственный университет ivikshor@yandex. т

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ КАРЕЛИИ В СЕРЕДИНЕ 1950-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-Х ГОДОВ

После завершения восстановления разрушенного во время Великой Отечественной войны хозяйства Карелии в середине 1950-х - первой половине 1960-х годов начался период активного экономического роста края. Появились новые отрасли хозяйства, начали работать новые предприятия, за счет организованного переселения увеличилась численность населения республики.

Смена в 1956 году статуса КФССР на КАССР, последовавшие за этим изменения в языковой политике привели к прекращению преподавания на финском языке в школах края. Из-за значительного притока рабочих из других регионов СССР стала сокращаться доля коренного национального населения Карелии, что сделало актуальной задачу сохранения и дальнейшего развития национальных и региональных традиций и культуры республики.

«Оттепель» изменила и культурный облик Карелии. Литература края в середине 1950-х - первой половине 1960-х годов переживала период становления: формировалась плеяда ярких и самобытных писателей республики, работавших на русском и финском языках.

В Карелии активно работало Карельское отделение Союза советских писателей (далее - КО ССП). В середине 1950-х - первой половине 1960-х годов оно не только организовывало и направляло творческую работу писателей, определяло направление развития молодой литературы края, но и оказывало помощь в публикации и популяризации творчества писателей в республике и за ее пределами. При КО ССП работали два литературно-художественных и общественно-публицистических журнала «На рубеже» и «РипаИрри» на русском и финском языках соответственно.

Журнал «На рубеже» издавался с 1940 года. Он был единственным русскоязычным общественно-политическим и литературно-художественным изданием в республике. В первые годы существования журнал был «тоненьким» и «походил на брошюрку». «Небольшой роман или повесть печатались в нем с продолжением в четырех номерах. На публицистику и критику места почти не оставалось. О тираже и подписчиках думать было некому и некогда. Крохотная редакция едва справлялась с ежемесячным выпуском» [1, с. 4].

В начале 1950-х годов «На рубеже» печатал исключительно произведения русскоязычных авторов, поскольку журнал не имел финансовых возможностей для переводов [11, д. 19/225, л. 12-13]. Недостаточное количество материала для публикации в журнале было связано и с тем, что из-за грубой политики советского партийно-государственного руководства в области культуры и искусства в последние годы жизни Сталина творческий энтузиазм художественной интеллигенции угас. Многие писатели Карелии работали по необходимости, чтобы прокормить семью. Это приводило к дефициту «самобытной литературной продукции» в республике. В 1951-1953 годах «из 23 членов и кандидатов в члены Союза писателей в журнале "На рубеже" выступило только 14 писателей» [8, д. 8/157, л. 8]. В одном из постановлений Правления ССП республики в 1953 году записано: «"На рубеже" уже длительное время ощущает острый недостаток в рукописях, делается наспех из материалов, поступающих в редакцию либо самотеком, либо в порядке "вербовки" случайных иногородних литераторов» [Там же, л. 19]. Жители Карелии оставались без литературных произведений о своем крае.

Вторая половина 1950-х годов стала временем активного развития литературного творчества в Карелии. Стала очевидна гуманизация литературы, появились новые художественные темы, жанры и формы, оживилась и литературная жизнь республики. Редакция журнала «На рубеже» стала активнее работать с молодыми авторами. Ведущие писатели края помогали им дорабатывать произведения. В журнале «На рубеже» за 1956-1957 годы со своими дебютными произведениями выступили 102 начинающих литератора, а в 1962 году на его страницах впервые опубликовались 37 молодых авторов [7, д. 73, л. 4, 13].

С середины 1950-х годов все эксперты в области литературы и литературоведения, изучавшие результаты деятельности редакции журнала «На рубеже», отмечали возросший уровень напечатанных в нем литературно-

художественных и публицистических произведений. Заведующий Отделом литературы и народного творчества Института языка, литературы и истории Карельского отделения АН СССР К. В. Чистов отметил лучшие публикации журнала «На рубеже» за 1956 год. Среди них он выделили повесть В. Бабич «Хозяйка леса», роман Д. Гусарова «Боевой призыв», цикл стихов В. Морозова, рассказы Л. Шапиро. Материалы журнала, по оценке К. В. Чистова, стали «живее и разнообразнее» по сравнению с предыдущим периодом, а журнал в целом «перестал быть скучным и кустарным» [3, д. 40, л. 14-16].

В 1956 году в докладной записке в Карельский обком КПСС член Союза писателей, доцент Петрозаводского университета М. М. Гин положительно оценил раздел журнала «Наши интервью», где публиковались материалы о жизни Карелии. Эксперт отметил, что журналу «На рубеже» нужно больше таких очерков, как очерк «Трудная весна» П. Борискова. В нем, по мнению М. М. Гина, «смело» показана «правда о жизни в деревне», причины трудностей, ошибок, рассказано об опыте их преодоления. М. М. Гин высказал свое общее мнение о журнале: «Журнал стал лучше, интереснее, многообразнее» [Там же, л. 28-30].

С приходом в 1954 году на должность редактора журнала «На рубеже» Д. Я. Гусарова начались поиски журналом «своего творческого лица». «На рубеже» находился в активной стадии формирования нового формата. На страницах журнала «На рубеже» появились новые разделы: «Для детей», «Сатира и юмор», «Дневник культуры», «Наши интервью» и др. Эти изменения позволили журналу «На рубеже» «теснее сблизиться с жизнью, оперативнее откликаться на запросы и интересы читателей» [11, д. 19/231, л. 22].

Представляется, что с влиянием «оттепели» связано и то, что журнал «На рубеже» стал отходить от «строгого литературно-журнального академизма». После смягчения режима в 1953 году и XX съезда КПСС контролирующие литературу и искусство инстанции находились в некотором замешательстве и заняли выжидательную позицию. Старые партийно-государственные требования к литературе уже не действовали в полной мере, а новые еще не были четко сформулированы. Творческая интеллигенция опытным путем искала новые границы дозволенного.

С середины 1950-х годов журнал «На рубеже» старался обращаться к человеку и волновавшим его проблемам. Редакция журнала нередко подвергалась критике партийных органов за слабое привлечение «авторов к разработке актуальных тем, соответствующих решениям XX съезда партии и II съезда писателей» [6, д. 21, л. 43]. Журнал «На рубеже» в рассматриваемый период оставался больше литературно-художественным, нежели общественно- публицистическим журналом.

Вклад редакции журнала «На рубеже» в развитие литературного процесса Карелии следует признать значительным. В 1959 году из критических статей, опубликованных в журнале «На рубеже» в разные годы, был подготовлен и издан первый в Карелии сборник работ о карельской литературе. В 1956 году лучшие очерки журнала были изданы отдельной книгой «Будни Севера» [7, д. 58, л. 5-6, д. 73, л. 13-14]. Рост популярности журнала с начала 1960-х годов вызвал необходимость в создании цикла телепередач «У нас в гостях журнал "На рубеже"», в котором писатели Карелии рассказывали о жизни редколлегии журнала, о планах на будущее, отвечали на вопросы телезрителей.

Нельзя забывать и о важной миссии редакции «На рубеже» по формированию хорошего литературного вкуса у своих читателей. Именно «На рубеже» первым опубликовал «Осудареву дорогу» М. Пришвина, познакомил читателей с литературой Финляндии (А. Киви, М. Лассиля, П. Хаанпяя) и лучшими работами ленинградских писателей [1, с. 4; 2, с. 69; 13, с. 224-226].

Журнал «дал путевку в жизнь» целому ряду книг, многие из которых нашли признание не только в Карелии, но и за ее пределами. Знакомство жителей края с романами А. Линевского «Беломорье», А. Тимонена «От Карелии до Карпат» и «Родными тропами», Ф. Трофимова «Над нами наши звезды» произошло на страницах журнала «На рубеже» [12, с. 134].

О росте интереса читателей к журналу свидетельствуют показатели его деятельности. До июля 1954 года объем журнала «На рубеже» составлял 5-6 печатных листов. Затем журнал стал двухмесячником с объемом в 10 печатных листов, что технически позволило «На рубеже» стать «более интересным и содержательным». В период с 1954 по 1957 год тираж журнала «На рубеже» увеличился с 1,6 тыс. экземпляров до 6 тыс. [7, д. 73, л. 2, 12; 11, д. 21/250, л. 22].

Долгое время у журнала не было четко установленного тиража. Тираж «На рубеже» печатался «под фактическую потребность», поэтому количество выпущенных экземпляров каждый месяц было разным [11, д. 21/250, л. 15-16]. Еще одной причиной, сдерживавшей рост подписки на журнал, стала его высокая цена. Один номер «На рубеже» в середине 1950-х годов стоил 3 руб., а стоимость полугодовой подписки на журнал - 18 руб. [Там же, д. 15/179, л. 9]. Для многих жителей Карелии это была существенная сумма.

Во второй половине 1950-х годов редакция журнала «На рубеже» и КО ССП проделали огромную работу по популяризации журнала среди населения Карелии. До середины 1950-х годов организацией подписки на журнал «На рубеже» занималась Союзпечать. Д. Я. Гусаров, оценивая качество ее работы, отмечал, что Союзпечать брала для «продажи в розницу минимальное количество экземпляров» журнала, поэтому во многих районах Карелии читатели не могли его купить [Там же, д. 15/176, л. 13, 14]. Кроме того, Союзпечать «охватывала подпиской» на журнал «На рубеже» только районные центры и крупные населенные пункты Карелии [Там же, д. 19/231, л. 24]. По этой причине лесопункты и отдаленные деревни края оказывались незнакомы с деятельностью журнала.

На протяжении второй половины 1950-х годов КО ССП осуществлял комплекс мероприятий по улучшению подписки на журнал. Так, в периодической печати, на радио и телевидении Карелии размещалась

реклама журнала, объявления о начале подписки. Через районные библиотеки велась индивидуальная работа с читателем, распространялись рекламные листовки. О журнале говорили на всех творческих встречах писателей с жителями края. В последнем номере журнала за текущий год подробно рассказывалось о планах редакции по публикации произведений в следующих номерах [7, д. 78, л. 12-17; 8, д. 8/15, л. 32].

Росту тиража журнала «На рубеже» способствовало включение его в 1955 году во Всесоюзный каталог периодических изданий. Журнал стал распространяться за пределами Карелии [1, с. 4]. Журнал «На рубеже» стали выписывать жители удаленных от Карелии областей Советского Союза. Так, в архивном фонде журнала «На рубеже» сохранилось письмо жителя Читы, который жаловался редакции на то, что к нему плохо доходят номера журнала [11, д. 21/250, л. 36]. А студентка и работница завода из Свердловска в 1962 году подписались на журнал, когда прочли «замечательное произведение» Д. Я. Гусарова «Цена человеку» и узнали, что его «автор является редактором журнала "На рубеже"» [7, д. 11, л. 23].

В 1958 году в связи с сокращением государственных расходов на печать и культуру объем журнала «На рубеже» сократили до 8 печатных листов. Он стал выходить два раза в месяц. «Началась долгая и горькая пора борьбы за выживание», - с горечью вспоминал Д. Я. Гусаров [1, с. 5].

В условиях конкуренции с московскими журналами эта политика ставила журнал «На рубеже» в заведомо проигрышную позицию. Уже в 1960 году его тираж пришлось сократить на 2 тыс. экземпляров [4, д. 134, л. 4]. При сокращении объема номера «На рубеже» вдвое его цена не изменилась. Это заставляло читателей покупать другие более объемные издания [5, д. 121, л. 40].

При «рассмотрении № 4 журнала "На рубеже" за 1960 год» старший научный сотрудник ИЯЛИ Карельского филиала АН СССР К. В. Чистов обращал внимание партийных органов края на то, что журнал «ни толст, ни тонок». А печатать произведения в отрывках не выгодно ни писателям, потому что ухудшается качество произведения, ни читателям, которым трудно составить впечатление о прочитанном по кускам тексту с интервалом в несколько месяцев [4, д. 134, л. 13].

Широкое обсуждение проблемы возрождения прежнего объема журнала «На рубеже» послужило поводом для поднятия другого важного вопроса - превращения журнала «На рубеже» из республиканского в межобластной по Северо-Западу.

Председатель Правления КО ССП А. Н. Тимонен и редактор журнала «На рубеже» Д. Я. Гусаров обосновывали необходимость превращения журнала в «межобластной журнал русских писателей Карелии, Архангельской, Вологодской, Мурманской областей и Коми АССР» тем, что писатели указанных регионов регулярно печатались в карельском журнале. Изменение статуса журнала принесло бы увеличение тиража «На рубеже», что сделало бы его более рентабельным [7, д. 76, л. 1, 2]. Писатели северных регионов также неоднократно предлагали Правлению Союза писателей РСФСР сделать журнал межобластным [9, д. 5/104, л. 26].

Необходимо отметить, что не все члены КО ССП поддерживали идею изменения статуса журнала «На рубеже». Против высказывались писатели республики, работавшие на финском языке. Они боялись превращения журнала в печатный орган исключительно для коллег, писавших по-русски. Я. Ругоева беспокоило то, что после смены статуса журнал «На рубеже» потеряет свое лицо, станет «гибридом». А У. Викстрем считал, что «вопрос поднимается несвоевременно, еще не создана база для его положительного решения» [Там же, д. 5/106, л. 24, 25]. Возможно, этих писателей также пугала судьба «своего» журнала «РипаИрри», издававшегося на финском языке. До смены статуса «На рубеже» и финансирование, и положение, и внимание со стороны партийно-государственных структур и Правления КО ССП к обоим журналам было одинаковым.

Однако решением московских властей в 1965 году на базе журнала «На рубеже» появился новый межобластной журнал «Север». Это изменение расширило авторский коллектив издания, раздвинуло географические рамки его распространения. Изменился и состав редакции. В нее вошли литераторы Архангельска, Вологды и Мурманска [7, д. 59, л. 15, 16, 17].

С 1940 года при КО ССП работала редакция финноязычного литературно-художественного и общественно-публицистического журнала «РипаИрри». Первоначально он был альманахом. Только в середине 1950-х годов «РипаИрри» приобрел статус журнала с шестиразовым выходом в год. В 1950-е - первой половине 1960-х годов ответственным редактором журнала был У. Викстрем.

До Великой Отечественной войны журнал «РипаИрри» основывался «сплошь на переводном материале», но в 1950-е годы журнал стал «богаче и авторами, и произведениями» [6, д. 28, л. 3]. В нем стали печататься известные и начинающие писатели Карелии, работавшие на финском языке (Т. Хуусконен, О. Степанов, Т. Сумма-нен, П. Пертту, Н. Гиппиев). В журнале были опубликованы заслужившие любовь читателя романы А. Тимонена «Белокрылая птица» и Т. Хуусконена «Всходы будущего», лучшие стихи Я. Ругоева и Н. Лайне. «РипаИрри» печатал также переводы русскоязычных писателей Карелии и классиков советской поэзии.

В 1954 году Я. В. Ругоеву удалось добиться выделения журнала «РипаИрри» на самостоятельный баланс. В записках Председатель Правления КО ССП писал, что «оставаясь в финансовой зависимости от состояния Госиздата, журнал по-прежнему находится в крайне тяжелом финансовом положении. На многие месяцы задерживается выплата авторского гонорара, журнал не имеет никаких средств для проведения других финансовых операций». По этим причинам журнал «РипаИрри» постепенно терял свой авторский коллектив, не выполнял договорных обязательств с писателями [8, д. 8/151, л. 15, 23; 11, д. 11/142, 11/143].

С середины 1950-х годов несколько улучшилось финансовое положение журнала «РипаИрри». Большую работу проделала редакция журнала, пытаясь выправить положение с отсутствием художественного материала для перспективного издания. Стремясь «подстегнуть» авторов на создание произведений, редакция

журнала «РипаИрри» практиковала выдачу им авансов. Не всегда выплаченные деньги возвращались в редакцию в виде высокохудожественных рассказов, романов, повестей или очерков. Это было связано с молодостью национальной литературы Карелии. Писателям республики, работавшим на финском языке, не всегда удавалось создать высокохудожественные произведения. В этих условиях журналу нередко приходилось анонсировать произведения, которые еще не были написаны авторами.

Нервозность обстановки в редколлегии во время работы и спешка в издании произведений часто приводили к публикации на страницах «РипаИрри» плохо отредактированных и невычитанных произведений. «Пустота редакционного портфеля» приводила к тому, что членам редакции журнала «РипаИрри» часто приходилось публиковать свои произведения. Так, в шести номерах за 1961 год произведения Н. Гиппиева печатались 13 раз, У. Викстрема - 11 [6, д. 2, л. 6, 17].

Пытаясь решить проблемы с недостаточным количеством финноязычных произведений, достойных печати на страницах журнала, его редакция вела большую работу с начинающими авторами и писателями из районов республики. При редакции журнала «РипаИрри» активно действовало литературное объединение. Опытные и признанные писатели Карелии оказывали теоретическую и практическую помощь молодым коллегам, учили их литературному финскому языку. Это направление работы редакции журнала «РипаИрри» было весьма актуальным, поскольку в школах Карелии с середины 1950-х годов финский язык стали преподавать исключительно как иностранный.

Благодаря кропотливой работе редакции журнала «РипаИрри» во второй половине 1950-х годов удалось выправить ситуацию с качеством издаваемых произведений. Тематика выходивших в журнале «РипаИрри» публикаций была разнообразной. Помимо художественных сочинений печатались критические статьи по проблемам реализма, о модернизме в литературе, выходило большое число рецензий-размышлений. В разделе публицистики печатали очерки о передовиках республики. В отличие от журнала «На рубеже» «РипаИрри» на своих страницах больше отражал общественно-политическое развитие региона. Для молодых авторов в начале 1960-х годов было проще написать на финском языке очерк о современности, чем создать высокохудожественное произведение на фактически уже иностранном для них языке.

Однако творческое и деловое сотрудничество редакций двух журналов КО ССП позволило «На рубеже» и «РипаИрри» решить многие трудные моменты в их работе. Главный редактор журнала «На рубеже» Д. Я. Гусаров в 1963 году отметил, что между журналами установилось «тесное сотрудничество». Удачные произведения, вышедшие в журнале «РипаИрри», редакция русскоязычного журнала печатала на своих страницах в переводе [Там же, д. 29, л. 57].

Изменения в национальном составе Карелии, смена государственно-политического статуса республики, а также языковая политика КАССР во второй половине 1950-х годов негативно сказались как на развитии национальной культуры и литературы Карелии, так и на работе журнала «РипаИрри». К началу 1960-х годов его читателями являлись в основном «пожилые люди, которые не владели русским языком». Национальная молодежь края уже читала по-русски [Там же, д. 28, л. 5]. Эти изменения отразились на подписке журнала. В 1964 году она составила 6 878 экземпляров, из них 5 590 (81%) уходило в Финляндию [10, д. 34/184, л. 2]. Но по этой причине качество полиграфии и оформления журнала «РипаИрри» были выше, чем у журнала «На рубеже» [6, д. 28, л. 5].

В середине 1950-х - первой половине 1960-х годов литературно-художественные и общественно-публицистические журналы «На рубеже» и «РипаИрри» проделали большую работу по привлечению к себе внимания читателей, расширили тематику издававшихся в них произведений. Несмотря на проблемы роста карельской литературы, неблагоприятную национальную и языковую политику в республике, журналы «На рубеже» и «РипаИрри» активно участвовали в развитии литературного творчества Карелии. Редакции журналов оказывали творческую и профессиональную помощь начинающим литераторам республики, знакомили жителей Карелии, других советских регионов и Финляндии с лучшими русскоязычными и финно-язычными произведениями авторов Карелии, советской литературой периода «оттепели», русской и зарубежной классикой. Увеличение тиража изданий позволяет говорить о важном положительном влиянии журналов «На рубеже» и «РипаИрри» на формирование художественного вкуса жителей районов Карелии.

Однако в середине 1950-х - первой половине 1960-х годов развитие журнала «На рубеже» следует признать более успешным. В условиях русификации культуры и литературы Карелии сложились благоприятные предпосылки для повышения статуса журнала «На рубеже» и превращения его в межобластной по Северо-Западу литературно-художественный журнал «Север». Журнал «РипаИрри» сосредоточился на сохранении финно-язычной литературной традиции Карелии. Реализуя свой потенциал больше в общественно-публицистическом направлении, редакция стремилась к отражению, главным образом, современных тенденций развития региона.

Список литературы

1. Гусаров Д. Я. Раздумья в дни юбилея // Север. 1990. № 6. С. 2-8.

2. Карело-Финская ССР в послевоенные годы. Петрозаводск: Государственное издательство КФССР, 1955. 386 с.

3. Национальный архив Республики Карелия (НАРК). Ф. П-3. Оп. 7.

4. НАРК. Ф. П-3. Оп. 11.

5. НАРК. Ф. П-3. Оп. 13.

6. НАРК. Ф. П-4995. Оп. 1.

7. НАРК. Ф. Р-470. Оп. 1.

8. НАРК. Ф. Р-2923. Оп. 1.

9. НАРК. Ф. Р-2923. Оп. 2.

10. НАРК. Ф. Р-3088. Оп. 1.

11. НАРК. Ф. Р-3089. Оп. 1.

12. Тихонов О. Неюбилейные раздумья // Север. 2000. № 5-6. С. 132-136.

13. Филиппов В. Н. Журнал «Север» и общественно-политическая жизнь Карелии // Интеллигенция современной России: духовные процессы, исторические традиции и идеалы: тезисы докладов XIII международной научно-практической конференции (г. Иваново, 26-28 сентября 2002 г.). Иваново: Ивановский государственный ун-т, 2002. С. 224-226.

LITERARY-ARTISTIC AND SOCIAL-PUBLICISTIC MAGAZINES OF KARELIA IN THE MIDDLE OF THE 1950S - THE FIRST HALF OF THE 1960S

Shorokhova Irina Viktorovna, Ph. D. in History, Associate Professor Petrozavodsk State University ivikshor@yandex. ru

The article reveals the basic directions of the development of the literary-artistic and social-publicistic magazines "Na Rubezhe (At the Turn)" and "Punalippu" in the middle of the 1950s - the first half of the 1960s. On the basis of unpublished sources the paper analyzes the change in the contents of the magazines, reasons for the growth of their popularity, identifies the main problems that were faced by the editorial boards of the Russian and Finnish magazines. The author comes to the conclusion about a significant contribution of the editors of the magazines "Na Rubezhe (At the Turn)" and "Punalippu" in the development of literature in Karelia, the preservation of its national culture and the formation of the republic inhabitants' artistic taste.

Key words and phrases: "Na Rubezhe (At the Turn)"; "Punalippu"; D. Ya. Gusarov; U. Vikstrom; Finnish literature; literature of Karelia.

УДК 17.03

Философские науки

В статье поставлена проблема социальной детерминации информационной этики. Источники ее развития сопоставляются с понятием «возможность» и соотносятся с системой социальных противоречий. Движущие силы развития информационной этики сопоставляются с понятием «действительность» и трактуются как совокупность объективных и субъективных факторов, способствующих разрешению социальных противоречий. Поскольку они разрешаются только через деятельность людей, то главной движущей силой выступают люди - субъекты этических отношений.

Ключевые слова и фразы: этика; информационная этика; источники развития; движущие силы; социальные противоречия; социальная деятельность.

Щипунов Олег Константинович

Российский государственный социальный университет explorer07@inbox. т

ИСТОЧНИКИ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭТИКИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Традиционный подход [1; 7; 12] связывает информационную этику только с информационным обществом (мы не касаемся вопроса о корректности этого термина), поэтому весь спектр социальных детерминант принадлежит именно этому - современному - обществу. Автором разделяется подход к информационной этике как к понятию, характеризующему «универсальные черты этоса информационного обмена (как системы соответствующих этому процессу нравственных понятий и этических норм) на любом этапе социального развития» [16, с. 134]. Такое понимание заставляет по-новому осмысливать проблему социальных детерминант развития информационной этики, требует более широкого подхода к пониманию источников и движущих сил ее развития.

По И. А. Гобозову, важнейшая задача философии истории - выявление факторов детерминации исторического процесса, поскольку история - «сложный и многогранный процесс, в котором воедино связаны географические, материальные, духовные и другие факторы. Поэтому очень сложно найти среди них такой фактор, который бы играл решающую роль...» [6, с. 36]. Тем не менее философы разных времен и народов стремились выявить социальные детерминанты такого рода.

В результате сформировались следующие типы социального детерминизма: 1) географический (Ш. Монтескье, Л. И. Мечников и др.): система географических факторов - ведущий фактор «кооперации» людей и соответствующего развития общества; 2) духовный (идеалистический: Платон, Г. В. Ф. Гегель, философы Просвещения и др.): идеи (в другом варианте - мнения) управляют миром; 3) материалистический (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.): материальные общественные отношения - ведущие детерминанты всех других форм деятельности людей. Одна из разновидностей такого детерминизма - технологический детерминизм, выявляющий особую роль техники и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.