Научная статья на тему 'Литературно-эстетические взгляды А. Н. Майкова'

Литературно-эстетические взгляды А. Н. Майкова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
569
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / "ЧИСТОЕ ИСКУССТВО" / ПРАВОСЛАВИЕ / A. MAYKOV / "PURE ART" / LITERARY-AESTHETIC OPINIONS / ORTHODOXY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абашева Диана Владимировна, Косякова Елена Юрьевна

В статье рассмотрены литературно-эстетические взгляды А.Н. Майкова в контексте его христианских, православно-народных представлений о мире. Интересно понимание поэтом сущности «чистого искусства» как нравственного, духовного диалога автора с читателем, когда в художественном образе соединяются «божественное» и «огонь души» создателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Абашева Диана Владимировна, Косякова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights literary-aesthetic opinions of A.N. Maykov in the aspect of his Christian, Orthodox, national views of the world. It"s interesting the understanding the essence of «pure art» by the poet as moral, spiritual dialogue author with reader when «heavenly» joins with «soul"s fire» of creator in artistic image.

Текст научной работы на тему «Литературно-эстетические взгляды А. Н. Майкова»

Литературоведение

Д. В. Абашева, Е. Ю. Косякова

Литературно-эстетические взгляды А.Н. Майкова

В статье рассмотрены литературно-эстетические взгляды А.Н. Майкова в контексте его христианских, православно-народных представлений о мире. Интересно понимание поэтом сущности «чистого искусства» как нравственного, духовного диалога автора с читателем, когда в художественном образе соединяются «божественное» и «огонь души» создателя.

Ключевые слова: литературно-эстетические взгляды, «чистое искусство», православие.

Литературно-эстетические взгляды и представления А.Н. Майкова по-разному истолковывались критикой и литературоведением. Каждая эпоха находила в воззрениях поэта что-то важное или неприемлемое для своего времени. В литературоведении нашего времени продолжают развиваться споры и противоречия в оценках взглядов писателя, что вызывает необходимость еще раз обратиться к этой проблеме, уделив пристальное внимание основополагающим принципам творчества А.Н. Майкова, проявившимся в его отношении к действительности, духовному миру, искусству и поэзии.

Литературно-эстетические взгляды А. Н. Майкова, его внутренний мир выразились не только в его поэтических произведениях, критических статьях о литературе и искусстве, но и в письмах, написанных художником в разные периоды его жизни. В них поэт обращается к близким ему людям, говорит с полной откровенностью, делится своими мыслями и впечатлениями, радостями и невзгодами.

Письма А.Н. Майкова к родным, друзьям и знакомым неизменно привлекали внимание исследователей с целью характеристики жизни и творчества поэта. Однако и сегодня можно говорить о том, что до сих пор эпистолярное наследие писателя полностью не вошло в научный оборот

и не исследовалось в полной мере с позиций выявления литературно-эстетических взглядов поэта.

Изучение переписки поэта разрушает сложившиеся представления о самоуспокоенности художника, его уверенности в себе и душевной умиротворенности, мнения о том, что жизнь А.Н. Майкова «лишена была каких-либо значительных событий; ее ровное течение ничем не нарушалось» [3]. Письма поэта к ближайшим родственникам опровергают эту ошибочную точку зрения. Для поэта стало тяжелейшим испытанием трагическая гибель младшего брата - Валериана: «Эта смерть унесла с собою, кажется, все, что связывало не только весь круг наших знакомых, но даже самих членов семейства, - писал он о случившемся своей кузине Ю.Д. Ефремовой в сентябре 1847 г. - Я, право, в эти немногие месяцы постарел» [5].

Скоропостижная кончина брата подтолкнула А.Н. Майкова к рассуждениям о сущности современного человека. Поэт сетует на привычку общества делать выводы, не проникая в суть явления, основываясь лишь на поверхностном изучении: «... и только становится горько, что перед человеком надобно метаться и плакать, чтоб он поверил, что другой человек тоже чувствует, и что мало людей, которые могут понять человека, если он не рисуется перед ними в трагической позе, в роли отчаянного или убитого» [5]. Писатель выступает против позы, искусственности. Проблема понимания важна для А.Н. Майкова и в жизни, и в искусстве. Внутренний психологизм, а не явное проявление эмоций, постепенно становится ведущим принципом эстетики поэта.

А.Н. Майков неоднократно, анализируя свои произведения, говорил о специфике своего лиризма, его сдержанности, о том, что лиризм, как правило, присутствует в скрытом виде, а не проявляется явно. «Странное еще это чувство объективности, - делится писатель своими мыслями в письме к критику С.С. Дудышкину. - Верь мне, что каждая пьеса, хотя бы она взята была из чуждого мира, возникла вследствие личного впечатления, положения и чувства, но во мне есть способность личному впечатлению дать эпическую важность и восторг, волнение и слезы, сопровождающие рождение всякой почти пьесы, скрыть под спокойным и живописным стихом» [5]. Эта способность за «спокойным и живописным стихом» скрыть личные впечатления и чувства и придавала лирике А. Н. Майкова особую эпичность, объективировала личные чувства, впечатления, положения, которые всегда все же должны быть в основе любого произведения.

В одном из своих ранних стихотворений поэт делает следующее программное заявление:

Филологические

науки

Литературоведение

Ты говоришь: в стихе моем Огня сердечного не блещет,

Он жаром чувства не трепещет,

Он дышит холодом и льдом...

Напрасен сей упрек жестокий... [1]

А.Н. Майков вступает в диалог с современником, который олицетворяет «свет». Внутренний спор с расхожими мнениями о сущности лиризма - важнейшая проблема этого стихотворения и всей эстетической программы поэта:

Не обнаружу перед светом Святую исповедь любви.

Я не могу в ней лицемерить,

Я чувство пылкое храню,

Подобно Вестину огню [1].

Автор использует характерное сравнение «подобно Вестину огню», чтобы подчеркнуть специфику своего лиризма. Веста - богиня огня и домашнего очага в римской мифологии. По мнению А.Н. Майкова, поэт, подобно жрицам богини Весты, должен быть целомудренным, а чувства, которые питают творчество художника, - священны. Поэтому они не должны стать достоянием публики, иначе очаг - душа поэта - будет разрушен. Чувства, как и слова, по А.Н. Майкову, нуждаются в чутком отношении к себе:

Я не могу, подобно многим,

Разбить шалаш на площади И всем творениям двуногим Кричать: пожар в моей груди!

Придите, можете увидеть,

Как я умею изнывать,

Любить, терзаться, проклинать,

Боготворить и ненавидеть... [1]

Поэт полемизирует с эстетикой романтиков, изображающих в произведениях свои терзания, страдания, сомнения, как, например, стихотворение «И скучно и грустно.» М.Ю. Лермонтова.

В творчестве А.Н. Майкова мы наблюдаем иной подход. Нельзя не согласиться с мнением И.Г. Ямпольского, считавшего, что в своей «сдержанности художник склонен был видеть своеобразную целомудренность» [5]. Это подтверждается и сравнением поэтического творчества А.Н. Майкова со «святой исповедью любви», тайна которой должна остаться тайной для «света», для «творений двуногих». Основополагающими для эстетики А.Н. Майкова-христианина были понятия «целомудрие», «стыд» и «святая исповедь любви».

Требовательность, строгость к другим и, в первую очередь, к себе выражались у А. Н. Майкова в постоянной, тщательной работе над словом, о чем свидетельствуют многочисленные черновики, в которых отражен скрупулезный труд автора над формой произведения, над воплощением замысла. Интересно, что поэт после публикации своих творений сравнительно редко занимался их переработкой. А.Н. Майков работал над своими произведениями, стремясь облекать мысли и чувства в достойную их внешнюю форму. В этом отношении он называл себя ювелиром и требовал от молодых поэтов стихов, таких стихов,

Чтоб, взволновав, мне дали мир,

Чтоб я и плакал, и смеялся,

И вместе - старый ювелир -Их обработкой любовался... [2]

Самая тщательная обработка необходима, по мнению писателя, для истиннохудожественной формы и содержания:

Возвышенная мысль достойной хочет брони: <...>

Малейшую черту обдумай строго в ней,

Чтоб выдержан был строй в наружном беспорядке,

Чтобы божественность сквозила в каждой складке,

И образ весь сиял - огнем души твоей!.. [Там же]

А.Н. Майков приходит к мысли о необходимости сочетания в художественном образе «божественности» с «огнем души» лирического героя. Божественные начала должны главенствовать в душе Творца, и в таком случае их проявление в художественном творчестве будет органичным и достойным.

Поэт не однажды обращался в своем творчестве к вопросу о важности формы для художественного произведения. В одном из посланий, не появившемся в печати, А.Н. Майков говорит, обращаясь к молодому поэту:

... но форма -

Это - одежда бессмертного духа! Мы духа не видим,

Но об его совершенствах гласит совершенная форма -То ж, что и в мире, где каждый цветок незабудки, а также Полные звезд небеса проповедуют славу Господню [4].

Главный художник на земле, по А.Н. Майкову, - это Господь, именно он создал красоту неба, земли и человека. А писатель должен стать глашатаем «бессмертного духа».

Интересно понимание А.Н. Майковым «чистого искусства». Это то, что не написано с «чужого голоса» или «под влиянием страсти». Именно отказ от страстности, которая вносит в душу человека-творца сумятицу, заставляет впадать в грех и делает искусство спокойным, бесстрастным,

Филологические

науки

Литературоведение

а значит и безгреховным, делает творчество «чистым». «Чистое искусство» для А. Н. Майкова - это не самолюбование поэта своей творческой индивидуальностью, историей, гармоничностью формы, а следование православным ценностям, уход от греховности в мир спокойствия, бесстрастности, что влечет за собой внушение этой же чистоты и возвышенности читателям. Писатель ответственен за тот диалог, который он ведет с читателем, за пробуждение в своих слушателях или греховных страстей, или высоких, нравственных чувств.

К А.Н. Майкову нередко обращались начинающие поэты с просьбой оценить их произведения, решить, есть ли у них поэтическое дарование, следует ли им и дальше писать. В ответах на эти письма художник четко высказывал свои взгляды на то, что значит быть истинным поэтом. Сочувственно отзываясь о стихах молодых литераторов, А. Н. Майков предостерегал их от «профессионализации», от того, чтобы делать поэзию источником своего существования. Дар Всевышнего - поэтическое дарование - не может приносить материальное благополучие, прибыль, славу в миру, оно должно возвысить писателя до Творца. Убеждение, что «с поэзией должно обращаться бережно», сохранит А. Н. Майков на протяжении всего творческого пути.

Поэт рассуждает об утилитарных целях, губительно действующих на поэта, и вновь обращается к своему опыту: «. я никогда ни одного стиха не написал с какою-нибудь утилитарной целью; мне весело было, мучительно весело, рисовать образы, улавливать тайные движения сердца, делать ясными и видимыми сокровенные явления души. Всю жизнь я шел наперекор господствующим направлениям в обществе и литературе, никогда не соблазнившись тем, что иной, противуположный, образ действия был бы гораздо выгоднее» [6]. Художник справедливо возражал против плоской утилитарности, противопоказанной подлинной поэзии. Но в его высказывании не менее существенно и нечто другое - утверждение независимости поэта от общественного мнения и от сиюминутной выгоды.

Как человек просвещенный и серьезно думавший о «вопросах жизни», А. Н. Майков решал их не с чужого голоса, а сообразно с тем, что говорили ему его собственный ум и его душа. Будучи, по собственному признанию, решительным врагом литературных партий, художник находил, что если поэт принадлежит партии, то он уже «не поэт, а наемник; только личный внутренний мир - источник поэзии» [Там же].

А.Н. Майков идеально высоко ставил призвание поэта, следуя в этом смысле за древнерусской традицией. Каково бы ни было настроение века, чем бы ни угрожала злоба дня, поэт не может поступиться своим призванием и сохранит духовную свободу:

«Не отставай от века» - лозунг лживый,

Коран толпы. Нет: выше века будь! [2]

Художник не раз заявлял: «Я сам все снесу, но за звание литератора, которое, с гордой уверенностью, на Страшном Суде, скажу, что никогда не ронял, постою, ибо знаю, что в художнике мысли и слова - мысль и слово целого народа, и сосуд, где она живет, т.е. душа моя, должен быть чист и свят, и другие его обижать не смей» [4]. Поэта А.Н. Майков считает «художником мысли и слова», но это слово и мысль принадлежат всему народу. Выражая идеалы людей, писатель должен сохранять в божественной чистоте и святости свою душу, бороться с пороками общества, нести в мир Бога и его идеалы, быть Божьим пророком, хранителем святых тайн Книги Жизни. А.Н. Майков открывает исключительные духовные возможности поэзии при условии чистоты духовного мира автора. Главная составляющая поэтического творчества - дуновенье Духа Божья:

Вдохновенье - дуновенье Духа Божья!.. [2]

Таким образом, многое в миросозерцании А.Н. Майкова отвечало христианским, православно-народным представлениям о мире, соответствовало его психологии, его натуре.

Библиографический список

1. Майков А.Н. РО ИРЛИ (Пушкинский дом) Ф. 168 (архив А.Н. Майкова), № 16 474. СУб.3, л. 8.

2. Майков А.Н. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / Под ред. Ф.Я. Приймы. - М., 1984.

3. Степанов Н. А.Н. Майков. Избранные произведения. Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Н. Степанова. - Л., 1957.

4. Сухомлинов М.И. Особенности поэтического творчества А.Н. Майкова, объясненные им самим // Русская старина. 1899. № 3.

5. Ямпольский И.Г. А.Н. Майков. Письма. // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1975 год. - Л., 1977.

6. Ямпольский И.Г. А.Н. Майков. Письма. // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1978 год. - Л., 1980.

Филологические

науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.