Научная статья на тему 'Литературная периодика для специалистов-филологов'

Литературная периодика для специалистов-филологов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
278
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A choice of rational ways of access to the necessary information, activization of information resources by expansion of information production and services, preparation of traditional and new kinds of information production success of professional work of the teacher.

Текст научной работы на тему «Литературная периодика для специалистов-филологов»

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Вестник Омского университета, 2003. №3. С. 95-98.

© Омский государственный университет УДК 050

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПЕРИОДИКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-ФИЛОЛОГОВ

Е.В. Андрейченко

Омский государственный университет, кафедра библиотековедения и библиографии

644077, Омск, пр. Мира, 55А

Получена 10 июня 2003 г.

A choice of rational ways of access to the necessary information, activization of information resources by expansion of information production and services, preparation of traditional and new kinds of information production - success of professional work of the teacher.

В настоящее время происходят принципиальные изменения в информационном сопровождении учебного процесса, связанные с изменением и самого процесса. Сложившаяся система образования описывает и изучает не только целостную естественно-научную картину мира, но и информационную среду человека. Особенности новых информационных потребностей педагогов являются на сегодня малоизученными, требуют систематического исследования, и должны лежать в основе всех форм информационно-библиотечного обслуживания.

Реформирование образования, отход от унификации обусловливают высокие требования к современному специалисту-педагогу, его профессиональной мобильности, творческому потенциалу, профессиональному росту. Данная статья посвящена информационным потребностям педагогов-филологов, которым необходимо своевременное использование нужной, достоверной, достаточно полной информации в удобной для них форме.

В рамках исследования, проведенного Санкт-Петербургской академией культуры и искусств в 1997 году, педагогами активно используются новые виды информационной продукции - дайджесты, содержащие библиографическую, фактографическую информацию и фрагменты текстов, которые можно использовать в учебном процессе без привлечения первоисточника [7].

Главная задача литературной периодики -отражение литературного процесса, его положительных и негативных явлений. Литературные журналы публикуют новые произведения как отечественных, так и зарубежных авторов, помещают материалы литературно-критического характера, а также публицистику по современ-

ным актуальным темам. Разрабатывая данные направления, литературные журналы становятся весьма значительными, необходимыми в получении библиографической информации [7].

Библиографическая информация (БИ) - это информация о документах, требующаяся для их индентификации и использования. Очень важной частью потока художественной литературы и литературоведения является библиографическая информация на страницах филологических журналов. В пользу филологических журналов как важнейшего канала информации можно привести множество факторов: оперативность, широта охвата явлений литературного процесса, постоянный контингент потребителей, актуальность предлагаемой информации, простота слежения за отраслевой информацией, наличие стабильного коллектива редколлегии и рецензентов и т.

С точки зрения внешней структуры составной частью БИ является библиографическое сообщение, которое вмещает организованные по определенным правилам сведения о документе, его части или группе документов. Библиографическое сообщение может передаваться в недокументальной и документальной форме. Библиографическое сообщение, зафиксированное в документальной форме, называется библиографической записью, состоящей из библиографического описания, аннотации либо реферата и других сведений о документе.

БИ может занимать целые разделы, посвященные критике, библиографии, а также быть составной частью других разделов (ссылки в тексте, в подстрочных данных, в примечаниях, пристатейных списках литературы). БИ на страницах периодических (филологических) изданий

имеет свою специфику: отделы критики и библиографии призваны дополнять существующую систему текущей библиографии перечнями наиболее актуальной литературы, являясь естественным дополнением к другим отделам данного периодического издания и вместе с ними образуя логически законченную систему. Ценность подобной библиографии обусловливается двумя ее важнейшими функциями: информационной (списки новой литературы) и оценочной (в виде рецензий, обзоров). Основными жанрами БИ являются следующие.

Рецензии - отзыв, критический разбор, письменная оценка какого-то произведения. В рецензии одновременно даются библиографическое описание книги, информация о ее содержании, композиции, критический разбор и оценка книги, ее темы, языка и стиля. Распространены рецензии в виде небольших критических или публицистических статей, развернутых аннотаций, авторецензий, эссе. Систематически публикуются научно-теоретические статьи по актуальным проблемам литературы и литературоведения, обобщается опыт развития отечественной литературы и литературы зарубежных стран в журнале «Вопросы литературы». Стабильна БИ в рубриках «Обзоры. Рецензии. Аннотации», «Мозаика», содержащих обзоры дневников известных личностей, рецензии, а также обзоры-путеводители «По страницам литературоведческих и литературно-критических изданий», «Среди журналов и газет», где сообщается о 100-155 новинках за год. Так, например, в 2001 году количество рецензий увеличивается до 12. Рецензии - на монографии, сборники статей, мемуарную литературу и др. Если говорить о критериях отбора рецензируемых документов, то следует отметить, что выносятся материалы дискуссионного содержания. Подавляющее большинство рецензий освещают какой-либо аспект жизни и творчества известных литературоведов, поэтов и писателей (Д. Андреев, И. Бродский и др.), причем рецензии не ограничены только положительными характеристиками. В целом редакция этого журнала умело сочетает различные виды и формы БИ для информирования специалистов и выступает трибуной для профессиональных литераторов.

Обзоры литературы - эта форма информации весьма эффективна. Она позволяет на сравнительно небольшой площади журнала дать оценку значительному числу изданий, сопоставив и сравнив их.

Информационные сообщения о новых книгах - это перечни новой литературы, представляют собой наиболее оперативную информацию. В журнале «Новое литературное обозрение» в рубрике «Книги с лотка» представлена инфор-

мация о новой продукции от 25-35 названий с алфавитной группировкой материала, а также по жанрам произведений.

Хроникальные заметки. Сложно установить причины появления БИ в таких разделах, они более или менее случайны. Например, в журнале «Новое литературное обозрение» приводятся сообщения о планируемых к изданию книгах какого-либо издательства [6, с. 34].

По своей многоаспектности интересен журнал «Филологические науки», который рассчитан на филолога-специалиста. Издание хорошо известно за рубежом. Большой тематический диапазон публикаций по различным направлениям филологического знания позволяет получить исчерпывающее представление о развитии филологических наук в вузах России, о состоянии научно-исследовательской работы и т. д. Библиографической информации посвящена рубрика «Критика и библиография», где опубликуется 15-20 рецензий в год, преимущественно на новые издания. Типы рецензируемой литературы различны. В основном представлена научная литература. На первый взгляд абсолютно все рецензируемые произведения - сугубо научные, совершенно далеки от интересов неспециалистов и по тематике и по стилю написания материала. Но встречаются научные издания, интересные и широкому кругу читателей. Например, Е.А. Ильюшина и Н.И. Миронова опубликовали рецензию на книгу Н.И. Ленской «Язык ребенка» (Онтогенез речевой коммуникации). Вопросы, связанные с формированием у ребенка речевых навыков и освоением им системы родного языка, в последнее время стали актуальны не только для психологов, но и для лингвистов, т.к. такие исследования помогают ответить на вопрос, что дает людям возможность понимать друг друга, как формируется арсенал необходимых для этого средств. Это изменило научный статус детской речи и позволило включить ее в область как прикладного, так и теоретического языкознания. Задачей работы Н.И. Ленская считает анализ формирования триады аспектов, форм и средств коммуникации в онтогенезе, т. е. предметно-содержательный, фактический и эмоциональный аспекты коммуникации.

Кроме научной литературы рецензируется справочная и учебная (Энциклопедия литературных произведений. М., 1998; Лев Николаевич Толстой и Антон Павлович Чехов: Рассказывают современники, архивы, музеи: Справочник / Сост. A.C. Мелкова. М.,1998; Хализеев В.Е. Теория литературы. М., 1999). Тематика рецензируемых изданий - филология и ее аспекты: лингвистика, семиотика, фольклористика.

Стоит отметить, что за 1999-2001 гг. кроме

Литературная периодика для специалистов-филологов

97

рубрики «Критика и библиография» в одном из номеров (Филологические науки. 1999. № 6) появилась рубрика «Коротко о книгах», которая в 80-90-е гг. была постоянной, затем исчезла и вместо нее появилась «Критика и библиография». Отличие этих рубрик - в объеме библиографической информации. Если в «Критике и библиографии» публикуются объемные рецензии, с оценками авторов, то в рубрике «Коротко о книгах», в соответствии с ее названием печатаются небольшие информационные сообщения (1-2) о вновь вышедших изданиях. Несомненно, что «Критика и библиография» дает более обширную информацию об изданиях и полнее отвечает потребностям профессионалов.

Научным журналом, предназначенным для специалистов (исследователей, научных работников, преподавателей, аспирантов) является «Новое литературное обозрение: Теория и история литературы, критика и библиография». Достаточно объемный ежеквартальный журнал с неплохим полиграфическим оформлением. В разделах журнала «Теория заговора», «Проза философа», «Прочтения», в текстах имеются ссылки на различные отечественные и зарубежные издания, приводящиеся в круглых скобках с указанием выходных данных. Ссылка на первоисточник и документ, где позднее упоминается и анализируется цитата, значительно расширяет поисковые возможности педагога.

Библиографическую информацию можно найти в примечаниях к статьям, где количество библиографических описаний доходит до 100 документов на различных языках. В примечаниях в последнее время появляются ссылки не только на библиографическое описание документа, но и на адреса в Интернет ( Текст сделаного Эрвином Алленом Шерманом в 1883 году перевода на английский язык см. на http: //www. infidels, org /librari / modern /).

В «Новом литературном обозрении» существуют разделы, полностью посвященные БИ. Раздел «Библиография» представляет до 37 документов в год по литературоведению с ретроспекцией до 2 лет. Представлены рецензии различных видов, обзоры изданий, выполнены качественно, полно, отзывы достаточно оригинальные, индивидуальные, разработана система ссылок. Раздел «Новые книги» включает информацию о 110-120 документах в год, в основном информируя о произведениях художественной литературы за последние 2 года.

Насыщенностью библиографической информацией отличаются «Известия Академии наук. Серия литературы и языка», «Вестник МГУ. Серия Филология». Журналы продолжают традиции отечественной филологии и призваны отра-

жать современное ее состояние, публикуя статьи по проблемам лингвистики, истории русской и зарубежной литературы, теории литературы, фольклористики, языкознанию и искусствознания.

«Известия Академии наук. Серия литературы и языка» очень полно отвечают критерию научности. В журнале есть специальная библиографическая рубрика «Рецензии», в одном номере количество рецензий колеблется от 1 до 5. Рецензируемые материалы - научные монографии, сборники научных трудов (Рецензия Е.В. Клобукова на книгу Панова М.В. «Позиционная морфология русского языка». М., 1999). Встречаются рецензии на справочную литературу (Словарь европейских литературных направлений и групп XX века. Варшава, 2000) .Четверть рецензий приходится на издания, посвященные известным личностям или материалам, выходящим к юбилейным датам (Рецензия: Опульская ЛД. Литературные памятники 1948-1998. Аннотированный каталог. М., 1998). Рецензируемая книга выпущена в связи с 50-летнем знаменитой серии РАН «Литературные памятники». Отметим, что треть рецензентов приводят после рецензий список использованной литературы, списки включают до 15 названий, причем количество литературы на русском и иностранном языках в равнозначных пропорциях. Большинство статей в журнале сопровождаются библиографическими списками.

«Вестник Московского Университета. Серия 9: Филология» - научный журнал, отражающий научные события из жизни Московского университета и материалы российских и международных конференций по различным вопросам филологии. Библиографической рубрикой является «Критика и библиография» (до 25 рецензий). По типам литературы доминирует научная (монографии, сборники статей, трудов, материалы конференций и т. д.): Рецензия И.М. Солнцевой на монографию Сахно И.М. «Русский авангард. Живописная теория и поэтическая практика». М., 1999; Зыкова Г. Журнал Московского Университета - «Вестник Европы» (1805-1830) - разночинцы в эпоху дворянской культуры». Монографии подобного рода, дающие фундаментальный анализ периодического издания, встречаются нечасто, и автор рецензии отмечает это обстоятельство. В ней дается анализ деятельности журнала, его состояния, содержания, назначения, перспектив и т. д. Книга издана в Москве в 1998 году. Второй тип литературы, отражающийся в рецензиях рубрики «Критика и библиография», - учебная литература. Например, рецензия С.И. Кормилова на учебное пособие Чернец Л.В. «Введение в литературоведение. Литературное

произведение: основные понятия и термины». М., 1999. Отметим, что половину рецензируемых изданий составляют книги, изданные за пределами России. Большинство из них вышли в Польше, Болгарии, Варшаве, Словении и т.д. Например, рецензия H.A. Ганиной и Т.Л. Шенявской на «Конкорданс готского языка», появившаяся в издательстве Университета Исландии в 1998 году. Его автор - доцент кафедры языкознания филологического факультета Магнус Снайдаль.

Особенность рецензирования иностранной литературы присуща «Известиям АН» и «Вестнику МГУ». В списках литературы к рецензиям в «Известиях... » и в примечаниях к рецензиям в «Вестнике МГУ» достаточное число иностранных источников литературы, на что желательно обратить внимание специалистов, глубоко изучающих литературный процесс.

В целом библиографическая информация в журналах представлена на высоком профессиональном уровне и успешно решает задачи информирования специалистов-филологов. Изучение использования различных форм библиографической информации позволяет сказать, что филологические журналы используют их неравномерно. Одни журналы («Новое литературное обозрение», «Вопросы литературы», «Новая русская книга», «Континент») отдают предпочтение рецензиям и обзорам, посвящая им целые разделы , другие тяготеют к пристатейным спискам литературы («Известия АН», «Вестник МГУ»). Наиболее разнообразно и полно информируют своих читателей о новинках литературы, используя перспективную БИ, журналы «Новое литературное обозрение», «Литературная учеба», «Континент». Положительным моментом в филологических журналах стали ссылки на адреса в Интернет, что значительно расширяет поисковые возможности специалистов в научно-исследовательской работе.

Таким образом, несмотря на разные подходы к решению информирования специалистов научные журналы являются ценными источниками информации для специалистов [6, с. 48].

Обновление содержания и методов образования осуществляется, как правило, путем гуманитаризации обучения и интеграции знаний, а это требует наличия у специалистов специальных, дополнительных для самостоятельного поиска, анализа, переработки информации, использования рациональных приемов работы с текстом, а также владения методами передачи знаний и умений. Иными словами, профессиональная деятельность современного педагога-филолога требует высокого уровня информационной культуры, которая относится как к категории личностно значимых, так и к категории профессионально

значимых качеств [9, с. 15].

Содействовать повышению уровня информационной культуры может: предоставление сведений о всей совокупности существующих информационных ресурсов, в том числе о базах и банках данных, компьютерных сетях, интеллектуальной продукции (неопубликованной или малотиражной) педагогических вузов и центров; оказание помощи в выборе рациональных путей доступа к необходимой информации; активизация использования информационных ресурсов путем расширения рынка информационной продукции и услуг, в том числе создание интегрированных АБД, подключение к отечественным и зарубежным специализированным компьютерным сетям, подготовка традиционных и новых видов информационной продукции.

[1] ГОСТ 7.0 - 99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения: Межгосударственный стандарт// Стандарты по биб. делу: Сб. / Сост. Т.В. Захарчук и др. СПб.: Профессия, 2000. С. 14-50.

[2] Галкина H.H. Цитирование электронных публикаций // Мир библиографии. 1999. № 4. С. 21-24.

[3] Кампфенс Н. Настоящее и будущее электронных изданий // Информ. ресурсы России. 2000. № 4. С. 20-23.

[4] Костырко С. Сетевая литература // Новый мир. 2000. № 10. С. 251-255.

[5] Кузнецова И. П. Литературно-художественные журналы как источник библиографической и фактографической информации // Современное библиотечно-информационное образование: Учеб. тетради. Вып. 1. СПб., 1996. С. 77-91.

[6] Лауфер Ю.М. Характерные черты литературной библиографической информации / / Современные проблемы библиографии и библиотековедения: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1985. С. 4-56.

[7] Соколова Н.Ю. Типология журнальных литературоведческих публикаций // Библиогр. 2000. № 2. С. 32-36.

[8] Соколова Н., Рябев В. Цифровые библиотеки наших университетов: Планы и реалии // Библиотека. 1999. № 5. С. 59-62.

[9] Позднякова Г.И., Лебедев М.О., Старовойтова O.P. Концепция информационного обеспечения учителей на базе автоматизированного центра коллективного пользования: Результаты исследования / М-во культуры РФ, СПбГАКИ. СПб., 1997. С. 10-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.