Научная статья на тему 'Литературная медиа игра - путь к развитию одаренности'

Литературная медиа игра - путь к развитию одаренности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИГРА / ЛИТЕРАТУРА / ОДАРЕННОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ ТЕКСТА / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдушкина О.В.

Интерактивность современных форм изучения литературы позволяет говорить о новом способе развития креативности школьников. Благодаря медиа играм, представленным в интернете, формируются творческие способности, позволяющие развивать литературную одаренность детей с раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Literary media game - the way to the development of giftedness

Interactivity modern forms of literature study suggests a new method of creative students. Thanks to media games shown on the Internet, forming creative abilities that allow to develop the literary gifted children from an early age.

Текст научной работы на тему «Литературная медиа игра - путь к развитию одаренности»

Humanity space International almanac VOL. 5, No 4, 2016: 577-583

Литературная медиа игра - путь к развитию одаренности

О.В. Юдушкина

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования и культурологии Российской

академии образования»

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

Federal State Budget Research Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: oyudushkina@yandex.ru

Ключевые слова: медиаобразование, интерактивность, игра, литература, одаренность, творчество, мультимедийность текста, интернет. Key words: медиаобразование, интерактивность, игра, литература, одаренность, творчество, мультимедийность текста, интернет. Резюме: Интерактивность современных форм изучения литературы позволяет говорить о новом способе развития креативности школьников. Благодаря медиа играм, представленным в интернете, формируются творческие способности, позволяющие развивать литературную одаренность детей с раннего возраста.

Abstract: Interactivity modern forms of literature study suggests a new method of creative students. Thanks to media games shown on the Internet, forming creative abilities that allow to develop the literary gifted children from an early age. [Yudushkina O.V. Literary media game - the way to the development of giftedness]

В век информационных технологий медиаграмотность занимает важнейшее место не только в социальной жизни, но и в образовательном пространстве. С недавнего времени в науке появился новый термин - «медиаобразование», обозначающий «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения медиаграмотности» (Федоров, 2012: 480). Одним из положительных результатов медиаобразования можно определить, прежде всего, «медиакомпетентность личности (media competence of personality)» (Федоров, 2012: 480), то есть развитие креативного мышления в совокупности с

мотивацией к деятельности, информационной грамотностью, способностью к оценке и интерпретации. Безусловно, именно такой подход к образованию современных школьников будет эффективен и принесет свои плоды именно в дополнительном изучении некоторых учебных предметов. И говоря о литературе, заметим, что благодаря медиа формам в этом предмете в последнее время все чаще появляются новые типы изучения материала, направленные на развитие художественной (литературной) одаренности.

Ученик сегодня - это, прежде всего, «мобильная» личность. Мир гаджетов заполняет не только личное пространство подростков: он им необходим везде - в школе, в быту, в развлечении. Книгу проще «скачать» и прочитать на электронном носителе, чем обращаться к тяжеловесным томам, а еще лучше посмотреть фильм и растолковать режиссерский замысел, как наиболее верное прочтение художественного произведения. И чем дальше, тем больше: появляются новые модели телефонов, смартфонов и планшетов, регистрируются новые социальные сети, благодаря которым школьники также могут усваивать школьный материал с помощью различных приложений. Одним словом, мир не стоит на месте, и именно сейчас, когда школьные учреждения активно пополняют техническую базу новым компьютерным

оборудованием, необходимы программы для привлечения подростков к внеурочной деятельности. Дополнительное гуманитарное образование нуждается в информационных технологиях, и, вероятно, подобные занятия привлекут все больше учащихся: их знания в области компьютерной техники, возможности в быстром поиске нужной и доступной информации позволят построить занятия наиболее продуктивно и качественно. Если же мы работаем с литературно одаренными подростками, то эти знания благотворно отразятся на изучении и представлении художественного материала, созданного учениками во время дополнительных занятий в школе.

В современном образовании прочные позиции занимает разработка уроков с помощью информационных технологий. Так, на занятиях обязательно должны использоваться компьютерные и информационно-коммуникационные средства,

экранно-звуковые пособия и технические средства обучения. В этом формате реализуется деятельностный подход к процессу обучения: появляются мультимедийные продукты, создаваемые учащимися, электронные библиотеки, видеотеки и др. Таким образом, программы дополнительного образования позволяют создавать и реализовывать творчество школьников непосредственно на уроках литературы, что отвечает одной из главных целей образовательного стандарта: «развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности». Несомненно, подобная деятельность благотворно влияет на развитие интеллекта подростков, взаимоотношения внутри коллектива (так как деятельность предполагает коллективный труд), и, что главное, личный рост обучающихся. При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности -познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического.

Высокая степень интерактивности, которую демонстрируют ^-технологии, «способствует созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения. Помимо этого, данная среда комбинирует функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций» (Апатова, 1994). Учителя литературы отмечают, что использование информационных технологий способствует активизации мышления и восприятия учащимися художественного произведения. Во внеурочной деятельности школьники проявляют наибольшую активность, так как задания, которые они выполняют в рамках работы кружков, представляют собой наиболее творческих характер и ребята с огромным интересом участвуют как в мастер-классах, проводимых и учителями и приглашенными специалистами, так и в подготовке общешкольных творческих мероприятий.

Особое место в учебном процессе - на уроках литературы,

во внеурочной деятельности - могут занять литературные медиа игры. На сегодняшний день существуют различные формы привлечения медиа материала для изучения предмета. Обратимся к формам интернет-викторин, интерактивных тестовых работ «Проверь себя» (ИД «Федоров»), а также к детскому литературному сайту для наглядности примеров.

Литературная медиа игра представляет собой некую мультимедийную среду, в которую входит литературное произведение, звуковые файлы, файлы с анимированными изображениями и др. Так, например, на сайте ИД «Федоров» размещен диск для учебника начальной школы, на котором в игровой форме представлены задания по предметам 1 класса. В разделе «Литературное чтение» проверяются знания, умения и навыки учеников по пройденным тематическим направлениям: 1. «Книги - твои друзья»; 2. «Путешествие в мир литературы»; 3. «Долина рассказов: тайна за тайной»; 4. «Сады поэзии: из чего растут стихи»; 5. «Сказочные дорожки: твой путеводитель»; 6. «Открытия в литературе и фантазия в науке». В интересной форме даются несложные, но очень увлекательные задания, сопровождаемые анимированным красочным материалом. Для детей такая форма работы полезна тем, что игровые методы, применяемые в тестировании, развивают логическое мышление, а также учат созданию собственного произведения. Задания сформированы таким образом, что, проходя по ссылкам следующих друг за другом разделов, ребенок познает удивительный мир от понимания, что такое книга и художественное произведение, к организации самостоятельной работы, направленной на развитие навыка написания оригинальных текстов. Дети учатся слышать и понимать авторский текст, например, в следующем задании:

«Познакомься с отрывком из книги Геннадия Цыферова «Как лягушки чай пили»:

- Ши-ши-ши, - шуршит осока. - Тише, тише... Камышшши. Рыба в омуте уснула. Прошу вас не шуметь.

Задание: В тексте повторяются звуки. Для чего автор использовал их. Выбери правильный ответ.

- Чтобы изобразить шум дождя.

- Чтобы изобразить шипение змеи.

- Чтобы передать шелест и шорох камышей и осоки» (Диск «Проверь себя». Литературное чтение. М. ИД «Федоров»).

Другой вид задания на развитие одаренности -составление рифм, определение вида текста научный или художественный), сопоставление картины с впечатлениями от художественного текста. Таким образом, мы видим, как на простом литературном материале формируются навыки самостоятельной работы учащихся младших классов, их творческие способности. Именно игровые формы становятся ведущими в процессе знакомства детей со структурой произведений, а также системой создания литературного текста, что определяет в младшем возрасте интерес к созданию собственного оригинального текста.

Работу в последующих классах можно продолжить, привлекая следующие медиа ресурсы - Детский литературный сайт «Сокровища Папча» (http://skarb-papcha.ru/ru/) и рубрика «Викторины» на сайте Год литературы

(https://godliteratury.ru/gl-projects/viktorina). На Детском сайте в отдельном разделе «Литературные игры для детей и взрослых» представлены интересные материалы: игры в рифмы, когда предлагается продолжить стихотворение - «буриме» (достаточно интересный вид игры для развития мелодичности слуха и креативности в решении литературных «задач»), а также викторины по произведениям русской и зарубежной классики. Для детей среднего школьного возраста такая работа не только занимательна, но и полезна для развития навыков писательского искусства и предназначена, прежде всего, для детей с уникальным литературным чутьем, что впоследствии может стать и хорошим стимулом для создания произведений сложной структуры. Обращение к этому ресурсу станет плодотворным как во внеурочной деятельности, так и в дополнении к урокам литературы при изучении внеклассного материала. Также на этом сайте огромное количество мультимедийного материала, используя который учащиеся могут глубже познакомиться с автором и его произведениями.

Сайт Год литературы представляет собой объемный и

многоструктурный ресурс. В разделе Образование мы можем найти круг статей по проблемам литературного образования современных подростков. Так, в статье Ирины Ивойловой «Малыш и браузер» автор обращает внимание на просветительский проект по истории, литературе и географии Arzamas. «Название для проекта авторы позаимствовали в русской истории. Так 200 лет назад называлось литературное общество в Петербурге, куда входили поэты, политические деятели, такие как Батюшков, Жуковский.

Заходим на страничку спецпроекта «Заполните свои пробелы в стихах и образовании». Здесь, как мне сообщают, собраны сто стихотворений 50 известных поэтов. На экране мобильного телефона или другого гаджета появляются строки стихотворения, где пропущены слова. Под текстом стоят эмодзи - нужные картинки, похожие на смайлики, которые надо перетащить в строчку.

Не уверена, что таким образом выучишь Пушкина или Лермонтова, но, в конце концов, потренируешь зрительную память» (https://godliteratury.ru/events-post/malysh-i-brauzer).

А в разделе «Викторины» этого же сайта мы видим достаточно интересные материалы в тестовом виде, которые также представляют незатейливую мультимедийную игру. Вот некоторые темы: «Знаете ли вы военную прозу?», «Михаилу Булгакову - 125 лет», «Чехов или не Чехов?» и др. Конечно, этот материал не является высокоинтеллектуальным, но, тем не менее, и он будет полезен для приобщения к литературному творчеству, раскрытию граней произведения.

Таким образом, медиа ресурсы, в том числе медиа игры, способствуют более активному изучению произведений русской и зарубежной классики, а работа, подкрепленная IT-технологиями, эффективна и значима с литературно одаренными подростками во внеурочной деятельности. Приоритетным направлением определяется развитие художественной одаренности на примере литературного творчества учащихся. Современным подросткам средства ИКТ необходимы для решения коммуникационных и познавательных задач; для учителей же важно овладение эффективными методиками обучения, адекватными психолого-возрастным

особенностям и возможностям учащихся и недостаточной разработанностью в науке и практике средств и методов обучения, обеспечивающих творческое развитие подростков в условиях современной школы.

ЛИТЕРАТУРА

Апатова Н.В. 1994. Информационные технологии в школьном образовании.

М.: изд-во РАО. 228 с. Диск «Проверь себя». Литературное чтение. М. ИД «Федоров». URL:

http://media.idfedorov.ru. Федоров А.В. 2012. Медиаобразование. Большая российская энциклопедия. Т. 17. М.: Большая российская энциклопедия. С. 480.

Получена/Received: 29.09.2016 Принята/Accepted: 13.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.