Научная статья на тему 'Литература в информационном пространстве'

Литература в информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
533
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / INTERTEXTUALITY / ГИПЕРТЕКСТ / HYPERTEXT / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVENESS / БЛОГ / BLOG / ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА / E-BOOK / СЕТЕВАЯ ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE IN INTERNET

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Олесина Е.П.

Автор рассматривает современный феномен сетевой литературы. Сегодня литература в интернет-пространстве вызывает большой интерес как новое, малоизученное явление, отражающее тенденции постмодернизма. В статье сделан обзор и предложена классификация существующих в Сети художественных произведений, рассмотрены формы влияния данного вида литературы на психику подростков и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Literature in the informational space

The author considers a modern digital (or electronic) literature phenomenon. Nowadays the literature in Internet environment generates the great interest as a new, undiscovered theme, which reflects the general concepts of post-modernism. An article offers a review and it is given the classification of literary works currently existing in the Internet. The author renders the impact of the modern forms of the digital literature on the psychological state of adolescents and youth.

Текст научной работы на тему «Литература в информационном пространстве»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 2, 2015: 132-147

Литература в информационном пространстве

Е.П. Олесина

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования» Российской Академии Образования

119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп.1

Federal State Budget Research Institution of the Russian Academy of Education «Institute of Art Education»

Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: eolesina@yandex.ru

Ключевые слова: интертекстуальность, гипертекст, интерактивность, блог, электронная книга, сетевая литература.

Key words: intertextuality, hypertext, interactiveness, blog, e-book, literature in Internet.

Резюме: автор рассматривает современный феномен сетевой литературы. Сегодня литература в интернет-пространстве вызывает большой интерес как новое, малоизученное явление, отражающее тенденции постмодернизма. В статье сделан обзор и предложена классификация существующих в Сети художественных произведений, рассмотрены формы влияния данного вида литературы на психику подростков и молодежи.

Abstract: The author considers a modern digital (or electronic) literature phenomenon. Nowadays the literature in Internet environment generates the great interest as a new, undiscovered theme, which reflects the general concepts of postmodernism. An article offers a review and it is given the classification of literary works currently existing in the Internet. The author renders the impact of the modern forms of the digital literature on the psychological state of adolescents and youth. [Olesina E.P. Literature in the informational space]

Интернет в современном обществе становится не просто способом передачи информации, но центром формирования новой культуры. Неограниченные возможности киберпространства позволяют огромному числу людей быть не только потребителями какой-либо художественной продукции, но и создателями собственных произведений, формирующими новые художественные каноны и идеалы, активно общающимися и размышляющими.

Интернет-пространство стало одной из важных составляющих культуры постмодернизма и

постпостмодернизма, особенности которой исследовались в трудах Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ж. Лакана, Ю.

Кристевой, Ж. Деррида, М .Фуко, Ж. Бодрийяра и т.д., а также в работах отечественных культурологов Н. Б. Маньковской, В. В. Бычкова, В. М. Розина, А. С. Ахиезера, А. Я. Флиера и пр.

Имплозия эстетического восприятия по Ж. Бодрийяру превращает реальный мир в виртуальный симулякр. В результате снижается активность, ослабевает критичность художественного восприятия, возникают проекты, связанные с прозрачностью границ между действительным и альтернативными мирами. То есть современная культура стремится создать принципиально новую художественную среду (виртуальную реальность), способ ее восприятия (интертекстуальность) и способ отношения с ней (интерактивность). Сегодня Всемирная Сеть все активнее включает в себя художественную среду, в том числе и литературную. Интертекстуальность, выражающаяся в наличии связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга, представлена гипертекстом (как литературным, так и компьютерным). Соответственно, человек, воспринимающий произведение искусства, хочет быть активным участником творческого процесса.

Отвечая этим требованиям на просторах интернет-пространства уже много лет существует и развивается такое явление как сетература.

Что же такое сетература? Под сетературой в широком смысле слова понимается «весь объем литературных текстов, расположенных в Сети, вне зависимости от формы их представления (текст, гипертекст, гипермедиа) и способа написания (индивидуальное авторство, коллективное авторство, создание текста с помощью компьютерных программ)» (Долгополов, 2005).

Поклонники сетературы прогнозируют полное исчезновение литературы в классическом ее понимании. Так, когда-то печатный станок вытеснил рукописную книгу, сложные оды В. К. Тредиаковского заменились более простыми для восприятия стихами А. С. Пушкина. Так и обычная литература должна перейти в Глобальную сеть и, соответственно, поменять форму и в какой-то мере содержание.

Самым главным качеством изменений становится приближение искусства литературы к обычным людям.

Российская сетература начинает существовать в Рунете в 1994-1995 гг. В ноябре 1994 г. появляется «Библиотека Максима Мошкова» - первая полнотекстовая электронная русская библиотека; в том же году возникает первый сетевой литературный конкурс «Тенета» (известный также как «Арт-Тенета» и «Тенета-Ринет»). Однако, несмотря на это, официальной датой рождения русской сетературы принято считать 10 октября 1995 г., когда стартовал гипертекстовый проект Романа Лейбова под лаконичным названием «РОМАН». Суть эксперимента состояла в следующем: Р. Лейбов пишет первую главу «РОМАНА», а продолжение предлагается написать всем желающим. Продолжение можно было прикрепить к любом месту текста на свое усмотрение, благодаря чему «РОМАН» постепенно приобрел довольно сложную нелинейную структуру. Уже через год активного коллективного творчества проект состоял из более чем 100 фрагментов, соединенных между собой сетью взаимных ссылок.

Почему же сетература так быстро самоопределилась в культуре, а сегодня уже претендует на особое место в литературном процессе? Конечно, сразу хочется ответить, что это новое, оригинальное течение, которое интересно в первую очередь, молодым людям. Но, на наш взгляд, главное, что сетература отвечает требованиям и тенденциям времени: динамичности, цитатности, интертекстуальности,

интерактивности, виртуальности. Собственно, сетературные произведения полностью соответствуют художественным особенностям постмодернистской эстетики.

Вроде бы понятно, что сетература - это литература в Глобальной Сети. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что в российском понимании в термин «сетература» означает также и совершенно различные формы подобного творчества.

1. Электронные (оцифрованные) книги, т. е. литература в классическом понимании, которую можно прочитать на экране гаджета.

2. Сетевая литература (т. е. та, которую чаще всего

называют сетературой), представляющая собой публикацию литературных произведений не на бумажных носителях, а только в электронном виде.

3. Блог-литература, в которой блогеры представляют свои произведения и обсуждают их в онлайн режиме.

4. Интерактивная литература (кибература) - специальные произведения-игры, которые опубликовать в виде традиционной книги в принципе невозможно.

Рассмотрим подробнее эти виды сетевой литературы.

Электронная книга представляет собой традиционное литературное произведение, заключенное в технологически новую форму. Текст романа, повести, стихотворения и пр. остается неизменным как в бумажном варианте, так и в электронном. Качество произведений сохраняется, т. к. обычно оцифровываются книги, прошедшие некий отбор, уже опубликованные в издательствах (бренд литературного издательства продолжает пользоваться большим авторитетом, как дающий уверенность в качестве книжной продукции).

Споры о преимуществе бумажной или электронной книги обычно сводятся к обсуждению удобства или неудобства формата. Бесспорны качества ридера: электронную книгу проще носить с собой, она меньше весит, в один маленький аппарат можно вместить целую библиотеку, существует возможность поиска нужной страницы по точной фразе, доступен практически любой текст, который раньше надо было искать на полках магазинов и библиотек, и, что немаловажно, электронные тексты можно скачать бесплатно (бумажные книги сегодня достаточно дорогостоящий товар). На первый взгляд побеждает электронная книга как компактный носитель и хранитель целой библиотеки. Но все не так просто...

Физиологами доказано, что устройство человеческого глаза позволяет воспринимать и усваивать информацию с печатного листа лучше, чем с экрана. Бумага не дрожит как экран (хотя в современных ридерах мелькание экрана сведено к минимуму), не требует настройки контрастности и яркости, на ней нет панели инструментов и окон приложений, отвлекающих внимание читающего.

Человеческое сознание обладает такой особенностью как

визуальная, кинестетическая память, память запахов, которые воздействуют на эмоциональную сферу личности и способствуют созданию художественного образа. Так, когда мы читаем бумажную книгу, то бессознательно запоминаем расположение информации, заголовков, иллюстраций на странице, что помогает помнить, где находится та или иная мысль в данном произведении. Важным моментом для восприятия текста являются кинестетические сигналы, такие как гладкость бумаги, вес книги, формат (глянцевые страницы альбома по искусству или детская книжка с объемными картинками). Многие люди отмечают важность для них особого запаха книги, запаха типографской краски и даже запаха пыльных страниц старого издания. Все это в совокупности создает эстетическое ощущение сопричастности к произведению искусства. Эргономика книги бумажной позволяет создать то, что невозможно (по крайней мере, пока невозможно) в электронном варианте - эстетическую целостность: текст произведения, художественное оформление книги, бумага, шрифт, иллюстрации являются единым художественно-эстетическим произведением.

Для выявления актуальности какого-либо жанра сетературы нами был проведен опрос молодежи 14-22 лет (старшеклассники и студенты). Всего было опрошено 178 учащихся московских школ и педагогических вузов.

Многие молодые люди говорили, что читают в электронном виде учебники, справочники и литературные новинки, когда еще не понятно, будет ли эта книга востребована еще раз или нет. Но если хочется перечитать любимую книгу, то читают именно тот экземпляр, который был в руках первый раз (старый, потрепанный, с загнутыми уголками и пр.), потому что на бессознательном уровне художественное произведение становится не предметом, не смыслом, а «другом». Конкретная книга приобретает индивидуальность. Алина К. (22 года) заметила, что когда ей грустно, она любит перечитывать «Незнайку» Н. Носова, и для нее «очень важно читать именно ту книгу, которую она читала в детстве, с пятном от чая и поцарапанной обложкой». Книга говорит ей больше, чем текст, потому что она напоминает об определенных событиях детства.

Анна Манген (Университет Ставангера, Норвегия) считает, что чтение электронной книги отражается на эмоциональном восприятии произведения человеком. Так, в результате исследования было установлено, что «пользователи iPad существенно меньше сопереживали героям произведения и хуже запоминали подробности текста, чем те, кто читал с листа» (Карпов, 2014).

Можно сделать вывод о том, что для чтения учебной и научной информации удобнее электронный носитель, а для чтения художественной литературы - бумажная книга.

Сетевая литература, представляет собой виртуальный вид литературного творчества, когда любой пользователь Сети, чувствующий в себе задатки писателя и желающий поделиться с сообществом своими мыслями и художественными методами, может разместить свое произведение в интернет-пространстве. Сегодня существует огромное количество специализированных сайтов, которые можно разделить на два вида: а) литературные порталы (Рулинет.Ру, Стих.Ру, Проза.Ру и др.); б) литературные журналы и объединения (сайты без свободного размещения произведений, соединяющие в себе доступность и элитарность, например, «Русская рифма», «Литсовет», «Записки на манжетах»).

В результате мы имеем огромное количество литературных опусов и столь же большое количество желающих что-либо интересное прочитать. Есть мнение, что сетевая литература - самый короткий путь к читателю. Это бесспорно так, но стоит заметить, что этот путь весьма извилист. Вроде бы просто: включи компьютер, войди в Сеть и читай, но огромный выбор и отсутствие ориентиров (что в определенный момент становится проблемой) мешает найти действительно стоящий материал. При проведении опроса выяснилось, что даже среди молодежи не так уж много читателей сетевой литературы: «Жалко время тратить», «Не нашла ничего интересного», «Читать не понравилось, лучше сам напишу» (читает сетевую литературу только четверть респондентов).

Основными чертами сетературы как творческой среды можно назвать [Ромаданов, 1999]:

- отсутствие такого звена между писателем и читателем, как издатель. Проблема сложных взаимоотношений с издательством решена, каждый может публиковать свое произведение свободно. По этой причине возникает стилевая особенность сетературного языка: «одно дело - писать без уверенности в том, что твое произведение опубликуют, и совсем другое - когда знаешь, что через несколько часов все, что ты написал, прочтут сотни людей. По сути, сетевой литератор превращается из писателя в рассказчика, и это сильно влияет на стиль»;

- отсутствие редакторской правки и цензуры. Некая сетевая вседозволенность, когда каждый писатель сам в соответствии со своими морально-этическими и художественно-эстетическими нормами решает что писать, как писать и где располагать;

- транспарентность автора произведения, т. е. возможность скрытого авторства, мистификации, что ведет к полной свободе изложения и восприятия произведения.

Все выше перечисленные черты имеют как положительную сторону, так и отрицательную. Ничего плохого в свободе художественного самовыражения и быстроте получения оценки читателя, конечно, нет. Но в реальности сетература имеет ряд спорных моментов.

Во-первых, проблема личности автора. Многие исследователи считают, что сетература - это прибежище графоманов. Отсутствие авторитетного рецензирования приводит к снижению качества литературного материала. «Профессиональных писателей, то есть тех, кто зарабатывает литературным ремеслом себе на жизнь, у нас реально, может, от силы тысячи полторы-две. Потому что нынче уже не те тиражи и, соответственно, заработки, что когда-то, - пишет Владимир Жуков, - а вот писателей самодеятельных - тьма-тьмущая. Похоже, из некогда самой читающей страны мы превращаемся в самую пишущую» (Жуков, 2006).

Во-вторых, проблемой этого процесса является не столько наличие некачественных произведений, сколько сложность выбора читателем интересного и нужного текста. По мнению многих авторов, в Сети большая часть произведений

слабая, «графоманская», хотя, без сомнения, можно найти и очень хорошие экземпляры. Правда, поиски таких произведений могут занять слишком много времени.

В-третьих, сетература создает собственную культурную среду, основанную на растиражированных позициях массовой культуры. Произведение считается хорошим, если за него проголосовало большое количество посетителей сайта. Но, к сожалению, как отмечает Г.Тимофеева, в этой среде существует «круговая порука» сетевых авторов, хвалящих друг друга, поэтому очень трудно бывает определить истинное качество произведения.

Сетературу можно считать некой «психотерапией, облегчающей графоманское существование в мире», считает О.Чернорицкая. Она пишет: сетература «как бы не претендует на завоевание мирового культурного пространства, но мир, создаваемый ею, разумеется, можно назвать особым культурным пространством, раскрывающимся по своим собственным жаждущим собственного становления и развития законам. Она отодвинула на задний план все самиздатовские сборники, составлявшие культурный феномен эпохи перестройки. Она переплюнула литературные объединения и студии своей оперативностью, мобильностью и ежедневным, пусть самодельным и самопальным, но всеобучем. Она низвергла авторитет поэтических журналов, опирающихся на десяток-другой имен, которые при современной конкуренции группировок по вкусам не вошли бы в первые строчки рейтингов ни при каких условиях» (Чернорицкая, 2005).

Однако не все исследователи так пессимистичны. «Миф о второсортности сетевой литературы связан со свободной публикацией текстов каждым, кто этого пожелает. Но низкое качество текстов можно было встретить всегда и в книгах, и в журналах», - пишет поэт и публицист В.Монахов.

Если исходить из проблемы изменения самих критериев оценки литературного произведения, то можно сделать вывод, что сегодня нарождается и новая форма, и новый смысл произведения художественной литературы. Актуальной особенностью литературы в Сети стало полное уничтожение дистанции между автором и читателем, что накладывает

определенную ответственность на обе задействованные стороны. В результате, по мнению многих исследователей этой проблемы, отбор качественных литературных произведений должен начаться с появлением собственного сетевого профессионального литературного сообщества, а книга, размещенная в Сети, сама создаст собственную читательскую аудиторию. То есть сетевая литература еще очень молода, поэтому так много некачественного материала, а по мере выработки сетевым сообществом неких правил публикации сетературу можно будет сравнивать в традиционной литературой.

Блог-литература, представляющая блоги, в которых авторы выставляют на суд читателя свои произведения и, в отличие от традиционной литературы, принимают критические замечания, мнения читателей в онлайн режиме в виде комментариев, блогроллов (т.е. интерактивных ссылок), гостевых постов, просто «лайков» и др. Подобная литературная форма имеет свои плюсы: сопутствующие комментарии, возможность вступить в диалог с автором, «незавершенность» произведения, возможность изменить его в любой момент, посоветоваться с читателями.

Наиболее важными функциями блог-литературы являются динамичность и коммуникативность. С.Караевский в статье «Литературный "блог"» отмечает: «Будучи активным участником игры нашего самосознания, «блог» формально открывает и перед литераторами новые возможности, которые исчисляются не только коммуникативными особенностями моментальной публикации и прочее, прочее. Еще точнее, он интересен для литераторов не только этим. Одна из таких особенностей, которая мне кажется значительной - это когда окончание произведения соотносится регламентом публикации с началом нашего чтения. Вернее, последняя заметка, запись, глава. что угодно. И тогда получается, что таковая не может прозвучать как финал, завершающий аккорд чего-либо» (Караевский, 2009). Ярким примером подобного вида творчества могут служить, например, блоги Марии Арбатовой, Алекса Экслера и многих других известных писателей.

Многие из участников нашего опроса ответили, что

вступают в дискуссии с блогерами, но выяснилось, что в основном это блоги не художественно-литературные, а политическо-культурологические. Причиной этому является недостаточная художественность представленных в блогах произведений, а поэтому и отсутствие желания читателя дискутировать с автором.

Интерактивная литература (кибература) является наиболее непривычной для традиционного читателя частью сетературы. Основная особенность этого типа литературы заключается в том, что одна книга имеет несколько вариантов развития сюжета, который приходит к разным окончаниям в зависимости от выбора читателем-игроком тех или иных доступных действий. По мнению известного исследователя постмодернистской эстетики И.П. Ильина, «... постмодернизм с формальной точки зрения выступает как искусство, сознательно отвергающее всякие правила и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией» (Ильин, 1998: 265266).

Кибература полностью соответствует запросам современного сообщества: интерактивности,

гипертекстуальности, игровой сущности культуры, т. к. текст, по мысли Ж. Деррида, - это не объект, а карта, которая имеет «свои дороги и их невидимые ответвления, подземные пути и т.д.» (Петровская Е.В., Иванов А.Т. 1993: 181). Интерактивные книги формируют совершенно нового активного читателя -читателя-участника событий. Литература в ее новом виде перестает быть пассивной мыслительной деятельностью, а становится активным динамичным процессом. Следует отметить, что интерактивность и гипертекстуальность давно используются в литературном творчестве. Так, можно вспомнить «Игру в классики» Х. Кортасара, «Хазарский словарь» М. Павича, «Бесконечный тупик» Д. Галковского и многое другое.

Сегодня, используя информационные технологии, создать гипертекст можно проще и многообразнее. На сегодняшний день существует несколько классификаций художественного гипертекста в сетературе. А. Андреев выделяет три основных способа организации гиперлитературы: «елка с игрушками»

(текст с выделенными ссылками); «сад расходящихся тропок» (книга с набором глав и «путеводителем», позволяющим читателям знакомиться с главами в любом порядке, создавая свой собственный «читательский маршрут»); «макраме» (так называемый «компьютерный роман» - роман, написанный с помощью компьютерной программы).

Интерактивная литература создает совершенно новые жанры, новые формы и новые смыслы. На сегодняшний день наиболее популярными жанрами можно назвать: фанфикшен (фанфики); интерактивные форумные ролевые игры; стихи-«пирожки».

Фанфикшен (от англ. fan - поклонник и fiction -художественная литература) представляет собой литературное творчество фанатов, созданное на основе какого-либо кино-, теле-, мультфильма, комикса, компьютерной игры, литературного произведения, использующее его сюжет и персонажей. Фанфик - художественное творчество, фантазия, в которой рассматривается продолжение оригинального сюжета, его предыстория, альтернативная версия, пародия. Данный жанр кибературы ориентирован на узкий круг потребителей, т. к. понять происходящее могут только читатели, знающие сюжет основополагающего произведения. Авторы фанфиков не преследуют коммерческих целей и претендуют на популярность в узком кругу знатоков.

К сожалению, чаще всего фанфики создаются по мотивам произведений массовой культуры и только в очень редких случаях - по мотивам классики. Существует две разновидности сайтов, посвященных публикации фанфиков: тематические фанфикшен-сайты (такие как «Портал фанфикшена», «Книга фанфиков») и сайты, посвященные определенному произведению, на основании которого фанфики и пишутся (hogwartsnet.ru - сайт, посвященный серии книг о Гарри Поттере Дж. К. Роллинг).

Другой вид кибературы - форумно-ролевая игра (от англ. Forum Role Playing Game) является интерактивной литературной игрой, участники которой по очереди выполняют определенные творческие действия на заданную тему. Совокупность всех творческих действий участников в итоге составляет единое (с

точки зрения смысловой нагрузки) произведение (например, «Тюдоры», «Россия. XIX век», «Бесконечное Фэнтези», «Отгадай произведение (по произведениям русской классики)», «Рифмоплет»).

Еще одна разновидность сетературы - это, так называемые, «пирожки», т. е. четверостишия, написанные по строгим правилам: четырехстопный ямб; отсутствие знаков препинания, отсутствие рифмы и пр., то есть современный вариант частушек-нескладушек. Но, главное, что все же делает эти четверостишья жанром литературы, - это обязательный глубокий и законченный смысл (Керимов, 1996).

Как мы видим, формы кибературы в основном носят игровой, интерактивный характер и вряд ли могут быть на сегодняшний момент причислены к литературному творчеству в классическом его понимании. Опрос молодежи показал, что они относятся к кибературе как к эксперименту, игре, «любопытной и веселой, но существующей для отдыха». Кажущаяся игровая легкость кибературы таит в себе опасность, особенно для детей и подростков с еще не оформившейся психикой, - игра подкупает динамизмом и азартом, в результате оказываются невостребованными размышление, сопереживание, эмоции, художественно-образное мышление.

Несомненной оригинальностью произведений сетевой литературы является возможность коллективного творчества, когда автор в своем произведении, игре, блоге предоставляет возможность читателю не просто выразить свое мнение, но и активно поучаствовать в творческом процессе, что практически не возможно в традиционном виде литературного творчества (например, «Сад расходящихся хокку»). В таком случае получается открытое произведение, которое может постоянно меняться и никто не знает какие коллизии ждут героев, какие возможны изменения сюжета. Но это качество сетевой литературы в очередной раз подчеркивает ее игровой характер, при котором глубина смысла может потеряться.

Сетературу определяет читатель, что необычно для восприятия человека, привыкшего к традиционным авторитету и непогрешимости писателя. Этот факт переворачивает представление о литературе, но дает возможность каждому

читателю почувствовать себя творцом. Без сомнения, подобный подход снижает качество литературного текста, но приближает процесс творчества к читательской массе. Происходит деканонизация личности писателя, исчезает сакральное таинство творческого процесса, что можно рассматривать с противоположных точек зрения - от культурной катастрофы до процесса актуализации литературы через массовое приобщение читателей к процессу создания книги.

Определенную опасность сетературное творчество представляет для молодежи (как и вообще интернет-пространство в целом). Психологи фиксируют распад детско-взрослой общности в современном мире (Дж. Палфри, У. Гассер, В. И. Слободчиков, Д.А. Леонтьев и др.) и, как следствие, формирование особых свойств психики у современных подростков и молодежи. Интернет-пространство, в частности существующие формы сетературы, принимают активное участие в становлении личности молодого человека.

Какие же противоречия, порожденные влиянием на молодежь виртуальной реальности и сетевого искусства, можно выделить?

1. Коммуникативные способности молодого человека, бесспорно, развиваются в онлайн общении с автором в блоге, на литературном сайте, но активно общающиеся в Сети подростки, юноши и девушки зачастую не умеют действовать в реальном мире.

2. Литература в Сети дает неограниченные возможности для выражения своего творческого потенциала, для раскрытия литературного таланта, но при этом у большинства молодых людей отсутствует интерес и способность к самостоятельным действиям в области художественного творчества.

3. Клиповость сознания усугубляется новыми формами интернет-литературы и не дает возможности подросткам и молодежи научиться мыслительно концентрироваться, в результате ослабляется способность к воображению, рефлексии, пониманию, в том числе, пониманию Другого и т.д.

4. Предоставленная Сетью возможность безграничного общения создает ситуацию растерянности, когда подростки и молодые люди практически не умеют строить проблемную

коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение.

5. Большинство произведений сетературы создано на основе классических сюжетов, и, для того чтобы понять авторскую задумку, надо обладать достаточными знаниями в области художественной культуры. Молодые люди имеют недостаточное образование в области истории искусства, а, следовательно, многие художественно-эстетические смыслы им недоступны.

6. Происходит, так называемый, «эго-распад», когда «Я-реальное» и «Я-виртуальное» в сознании молодого человека не соответствую друг другу.

7. Сетература, как и любая форма компьютерных технологий, может вызвать зависимость (так, например, в форумных ролевых играх часто есть требование об обязательном посещении сайта не менее 4 или 5 раз в неделю).

Несмотря на ряд проблем (а проблемы возникают всегда с появлением новых форм искусства), можно констатировать существование нового вида литературного творчества -литературы в Сети. Как бы к ней не относились представители художественного сообщества, сетература прочно вошла в жизнь современного человека, совершенствуется и развивается, внося в традиционный вид искусства - художественную литературу разнообразие формы и смыслового наполнения (иногда спорное, но всегда непривычное).

А. Маслоу выделяет два вида креативности: креативность таланта и креативность самоактуализации. Конечно, говоря о сетературе, блог-литературе, кибературе, в большей степени подразумевается креативность самоактуализации, включающая в себя открытое восприятие, самовыражение, «вторую наивность» и влечение к неизведанному. Если воспринимать сетературное творчество по этим критериям, то его актуальность и оригинальность становятся неоспоримыми. И сколько бы исследователи не спорили, а сетература существует, оказывая? как любое культурное явление? и отрицательное, и положительное воздействие на читателей.

Если мы рассмотрим произведения в Сети по категориям, предложенным И. Хассаном, то увидим, что сетература -порождение эпохи и полностью отражает особенности

постмодернистской эстетики: 1) неопределенность, включающая в себя все виды неясностей, двусмысленностей, разрывов повествования, перестановок; 2) фрагментарность, деконструкция, коллажность, расчленение литературного текста; 3) деканонизация, относящаяся ко всем канонам и всем официальным условностям; 4) поверхностность, стирание личности; 5) непредставляемость, ирреалистичность; 6) ирония;

7) мутантное изменение жанров, порождающее неясные формы;

8) карнавализация, участие в диком беспорядке жизни; 9) перформанс, участие в театрализации; 10) конструирование реальности; 11) имманентность, возможность при помощи новых технических средств охватывать мир от тайн подсознания до черных дыр в космосе и переводить его на язык знаков (Керимов, 1996: 381-382).

Таким образом, сетевая литература сегодня - это новая форма литературного произведения. Но нельзя не замечать, что с развитием этого вида литературы начинает меняться содержание произведений. Сетература ярче и откровеннее, чем литература традиционная, отвечает всем признакам постмодернистской культуры (зачастую за формой теряется смысловая глубина).

ЛИТЕРАТУРА

Андреев А. 1999. Литература без бумаги. - Мир Internet. №1: С. 76-81. Долгополов А. 2005. Дискуссия о сетературе в Рунете // RELGA: научно-культурологический журнал широкого профиля. № 2(104). - URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-

www.woa/wa/Main?searchPattern=долгополов&textid=320&level1=main &level2=articles [07.02.2005] Житинский А. 2003. Сетевое будущее русской литературы. «Липки-2003»: круглый стол. - Сетевая поэзия. № 2. - URL: http://www.litafisha.ru/periodica/?id=55&;t=t&n_id=8 [01.09.2003] Жуков В. 2006. Как войти в литературу за шестьдесят секунд. - Октябрь. № 7: 125-137.

Ильин Е.П. 2011. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер. 444 с.

Ильин И.П. 1998. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция

научного мифа. М.: Интрада. 231 с. Караевский С. 2009. Литературный «блог». - Топос: литературно-философский журнал. - URL: http://www.topos.ru/article/6675 [03.05.2009]

Карпов М. 2014. Душа бумаги. - Русская планета. - URL: http://rusplt.ru/world/dusha-bumagi-12416.html [29.08.2014]

Керимов Т.Х. 1996. Постмодернизм. С.382. - В кн. Современный философский словарь. М.; Бишкек; Екатеринбург: Одиссей. 608 с.

Кузьмин Д. 1999. Краткий катехизис русского литературного Интернета. -Иностранная литература. № 10. - URL: http://magazines.russ.ru/inostran/1999/10/kuzmin.html

Маньковская Н. 2009. Феномен постмодернизма: Художественно-эстетический ракурс. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив. 495 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маслоу А. 1999. Мотивация и личность. СПб.: Евразия. 479 с.

Палфри Дж. 2011. Дети цифровой эры. Дж. Палфри, У. Гассер. М. Эксмо. 368 с.

Петровская Е.В., Иванов А.Т. 1993. Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия: Сборник. Ред. Е.В. Петровская, А.Т. Иванов; Предисл. М.Рыклина. М:: РИК «Культура». 199 с. (Философия по краям: Международная коллекция современной мысли: Литература. Искусство. Политика.)

Ромаданов А. (псевд. Алексрома). 1999. Сетера и Литера. - Сетевая словесность. - Режим доступа: http://www.netslova.ru/teoriya/cet-lit.htm [28.08.1999]

Суминова Т.Н. 2006. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания): автореф. дис. ... докт. филос. наук: 24.00.01. Москва: Московский государственный университет культуры и искусств. 40 с.

Тимофеева Г.Л. (псевдоним Шефер). 2010. Сетевая литература: профессионализм или дилетанство? - RELGA: научно-культурологический журнал широкого профиля. № 14(212). - URL: http://www. relga. ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2739&level1=main&level2=articles [15.09.2010]

Олесина Е.П. 2012. Диалогичность как форма существования современной художественной культуры. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 1. № 3: 593-600.

Чернорицкая О. 2005. Самосознание сетевой литературы. Феноменология сетевого авторства. - Самиздат. - URL:

http://samlib.ru/c/chernorickaja_o_l/samosoznanie.shtml [28.02.2005]

Юхнева С.А. 2013. Сетература. - Гуманитарные научные исследования. № 1(17). - URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2234 [17.01.2013].

Получена /Received: 21.10.2014 Принята/Accepted: 15.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.