Научная статья на тему 'Литература Швейцарии'

Литература Швейцарии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1481
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШВЕЙЦАРИЯ / литература / Г. Келлер / И. Готхельф / Роберт Вальзер / М. Фриш / Фр. Дюрренматт / G. Keller / J. Gotthelf / M. Frisch / Fr. Dürrenmatt / Switzerland / literature / Robert Walser

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бакши Наталия Александровна

Данный спецкурс рассчитан на студентов-филологов и историков историко-филологического факультета, предмет специализации которых как швейцарская, так и немецкая литература и культура. Предметом спецкурса «Литература Швейцарии» является литература и культура Швейцарии как комплексный историко-культурный феномен, рассматриваемый в диахронном аспекте с XVIII в. до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This special course takes students philologists and historians of the historical-philological faculty into consideration, whose special subject is Swiss and German literature and culture. The theme of the special course «Literature of Switzerland» is the Swiss literature and culture as complex historical and cultural phenomenon, which will be considered in the diachronic aspect from the XVIII century till our days.

Текст научной работы на тему «Литература Швейцарии»

Н.А. Бакши

ЛИТЕРАТУРА ШВЕЙЦАРИИ Программа спецкурса для специальности № 021700 - Филология

Данный спецкурс рассчитан на студентов-филологов и историков историкофилологического факультета, предмет специализации которых как швейцарская, так и немецкая литература и культура. Предметом спецкурса «Литература Швейцарии» является литература и культура Швейцарии как комплексный историко-культурный феномен, рассматриваемый в диахронном аспекте - с XVIII в. до наших дней.

Ключевые слова: Швейцария; литература; Г. Келлер; И. Готхельф; Роберт Вальзер; М. Фриш; Фр. Дюрренматт.

Предисловие

Учебно-методический комплекс «Литература Швейцарии» является составной частью блока предметов, входящих в специализацию «Страноведение. Швейцария», и рассчитан на студентов-филологов и историков историко-филологического факультета. Наряду с программой и тематическим разделом курса в учебно-методический комплекс включен также план семинарских занятий, которые служат неотъемлемой частью обучения и выработки практических навыков у студентов, а также примерные темы письменных работ, которые студенты начинают писать после второго года обучения. Кроме того, в учебно-методический комплекс входят контрольные вопросы по курсу.

Программа спецкурса Пояснительная записка

Данный спецкурс рассчитан на студентов-филологов и историков историко-филологического факультета и является предметом их специализа-

ции. Поскольку он представляет собой составную часть комплексного изучения немецкоязычного пространства, параллельно этому курсу рекомендуется прослушивание курса литературы Г ермании. Постоянное присутствие немецкой составляющей дает возможность более широкой и полной перспективы и позволяет выпускать не только специалистов-гельветистов, но германистов со специализацией в области гельветистики.

Предметом спецкурса «Литература Швейцарии» является литература Швейцарии как комплексный историко-культурный феномен. Принципиальная особенность построения этого курса, как и всех страноведческих курсов, - органическое совмещение филологических, культурологических, исторических, географических, политико-экономических и лингвистических знаний.

Исходной служит идея, что немецкоязычное пространство не является однородной культурой, а состоит как минимум из трех различных, непохожих культур: немецкой, австрийской и швейцарской. При этом культура Швейцарии в свою очередь существенно связана с культурами Германии, Франции и Италии.

В современной культурной и политической ситуации, когда пересматривается роль Швейцарии в мировой истории, в частности во время Второй мировой войны, возникает необходимость дополнения новым культурно-историческим материалом, сложившимся в отдельный курс исторического развития Швейцарии, который органически дополняет данный спецкурс.

Курс рассчитан на 34 часа. По окончании спецкурса проводится контрольный коллоквиум.

Цель спецкурса: подготовить квалифицированного специалиста-филолога, готового к профессиональной работе с литературными текстами, а также специалиста-культуролога, способного отмечать и прослеживать культурные феномены в их развитии. Кроме того, целью курса является

формирование представления о месте и роли Швейцарии в мировой литературе, введение студентов в своеобразную литературу Швейцарии. Курс ставит целью показать специфику развития швейцарских кантонов (как французских, так и немецких), отнюдь не совпадающих друг с другом.

Задачи спецкурса: поскольку Швейцария - чрезвычайно удобный материал для компаративного изучения литературы, так как здесь в тесном единстве соседствуют разные культуры, задачей спецкурса является выработка у студентов навыка компаративного и культурологического анализа с помощью разбора текстов. В задачи спецкурса входит формирование у студентов знаний о стране специализации, о ее связях с остальным европейским регионом и прежде всего с немецкоязычным пространством, а также о роли Швейцарии в европейской и всемирной литературе и истории.

Требования к уровню освоения дисциплины состоят в выработке у студентов знаний о литературе страны специализации, о ее своеобразии по сравнению с остальным немецкоязычным пространством и ее связях с другими странами Европы, а также в овладении навыками литературоведческого, компаративного, культурологического и семиотического анализа. Кроме того, важным является умение студента ориентироваться в литературной проблематике и пользоваться необходимой литературой вопроса.

Курс тесно связан с литературой и историей Германии, Франции и Италии, а также с читающимся параллельно в рамках специализации «Страноведение. Швейцария» курсом по истории Швейцарии.

Методология курса: историко-филологический, историко-

культурный и компаративный метод. При этом количество лекций едва превышает количество семинаров, что ориентирует студента не столько на получение информации, сколько на совместную работу, более творческий и вместе с тем практический подход к материалу. Курс читается на русском языке.

Формы контроля. Проверка прочности знаний студентов, уровня сформированности у них навыков и умений анализа художественных текстов осуществляется по 100-бальной шкале в форме текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль проводится на каждом занятии в устном виде (беседа, опрос) и имеет целью проверить у студентов степень усвоенности изучаемого материала, а также ход формирования у них навыков анализа.

Промежуточный контроль осуществляется в конце цикла занятий, посвященного определенной теме, в форме контрольного опроса или письменного творческого задания на пройденную тему. Данные формы контроля призваны проверить степень усвоения фоновых страноведческих знаний.

Итоговый контроль проводится в конце спецкурса в форме итоговых опросов по различным аспектам обучения. Итоговая оценка по результатам всех форм контроля составляет до 100 баллов. В зависимости от общего количества баллов, набранных за работу на спецкурсе, студенты получают следующие итоговые оценки:

90-100 - отлично;

75-89 - хорошо;

55-74 - удовлетворительно;

до 55 - неудовлетворительно.

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1

Начало складывания идеализированного образа Швейцарии в XVIII в.

Тема 1

Швейцарский вариант классицизма и его просветительские задачи. А. фон Галлер. Стиль его поэмы «Альпы» (1729). Метафизические поэмы Галлера.

Тема 2

Руссо и Швейцария. С. Гесснер и проблема идиллии. И.К. Лафатер и его физиогномика. И.Я. Бодмер, И.Я. Брайтингер и цюрихское Просвещение.

Тема 3

Швейцарский «роман воспитания»: Ульрих Брекер «Жизнь и безыскусные приключения бедного человека в Токкенбурге» (1788). Педагогические идеи И.Г. Песталоцци. Швейцарские писатели в русском восприятии. Н.М. Карамзин.

РАЗДЕЛ 2

Швейцарская классика и нравственная проблематика

в литературе Тема 4

Споры о Келлере романтике или реалисте. Поэзия Келлера. Много-слойность повествования: современность и вечность, мифологический слой, интертекстуальность. Роль предметного мира. Принципы композиции. Гармония и дисгармония в его творчестве. Смысл юмора у Келлера и иронии у романтиков. Биографический и психоаналитический метод в

приложении к его творчеству. Роман «Зеленый Генрих» в контексте «романа воспитания» XIX в.

Тема 5

Особенности литературного развития в романдской литературе. «Кружок Копе»: г-жа де Сталь, Б. Констан. Р. Тепфер и его «Женевские новеллы» (1841). «Дневники» Фр. Амьеля (1883).

Тема 6

И. Готхельф. «Черный паук» и нравственная проблематика швейцарской литературы. Религиозная концепция истории у Готхельфа. Новый характер конфликтов и конец классического реализма.

Тема 7

Творчество К.Ф. Майера - предвестие литературы XX в. Исторические новеллы К.Ф. Майера. Исторический пессимизм Я. Буркхарда и философия истории И.Я. Бахофена.

РАЗДЕЛ 3

Швейцария первой половины XX в.

Тема 8

Швейцарская литература и Первая мировая война. Карл Шпиттелер и его речь «Наша швейцарская точка зрения» (1914) как выражение интернационализма и солидарности с франкоязычными кантонами. Роман Шпиттелера «Имаго» в контексте рубежа веков.

Тема 9

Роберт Вальзер - классик швейцарской литературы первой половины XX в. Роман «Якоб фон Гунтен» и проблема «маленького человека». Стихи Роберта Вальзера. Беньямин о Вальзере.

Тема 10

Х. Моргенталер, Ф. Глаузер и А. Цоллингер как типичные представители швейцарской литературы 20-30-х годов, аутсайдеры и отщепенцы.

Тема 11

«Швейцарское зеркало» М. Инглина как швейцарский эпос XX в. Переосмысление швейцарцами событий Первой мировой войны.

Тема 12

Творчество Ш.Ф. Рамю в контексте романдской литературы. Местный патриотизм и проблема ориентации на «великого соседа».

РАЗДЕЛ 4

Швейцария второй половины XX века

Тема 13

Творчество Макса Фриша. Проблема отчуждения личности и ее идентичности. Учителя и предшественники Фриша.

Тема 14

Творчество Ф. Дюрренматта в контексте европейской драматургии. Гротеск как способ схватить существо действительности. Своеобразие поэтики Дюрренматта.

Тема 15

«Цюрихский литературный спор» и творчество Отто Ф. Вальтера. Петер Биксель и «малая проза».

Тема 16

Творчество современных швейцарских писателей: Герхарда Майера, Курта Марти, Томаса Хюрлиманна и Хуго Летчера.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ Источники: Обязательные

Dtirrenmatt Fr. Theaterprobleme // Dtirrenmatt Fr.Gesammelte Werke: in 7 Bd. Bd. 7. Zurich, 1996. S. 28-70.

Gessner S. Idyllen; Kritische Ausgabe / Hg. E.T. Foss. Stuttgart, 1973. Gotthelf J. Die Schwarze Spinne // Gotthelf J. Ausgewahlte Werke: in 12 Bd. Bd. 10. Basel, 1978. S. 3-102.

Haller A. Die Alpen. Bern, 1959.

Keller G. Romeo und Julia auf dem Dorfe // Keller G. Werke. Bd. 1. Zurich, 1984.

Keller G. Der grune Heinrich // Keller G. Werke. Bd. 3. Zurich, 1984. Meyer C.F. Die Richterin // Meyer C.F. Novellen. Leipzig, 1924.

Meyer C.F. Jurg Jenatsch // Meyer C.F. Werke: in 2 Bd. Berlin; Weimar,

1970.

Бахофен И.Я. Материнское право // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 214-227.

Брекер У. История жизни бедного человека из Токкенбурга. М., 2003. Буркхард Я. О счастье и несчастье в мировой истории // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 199-214.

Вальзер Р. Помощник; Якоб фон Гунтен; Миниатюры. М., 1987.

Дюрренматт Фр. Ромул Великий; Старая дама; Физики // Дюрренматт Фр. Комедии. М., 1969.

Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С. 106112, 119-127. (Литературные памятники).

Келлер Г. Политические стихотворения // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 142-145.

Песталоцци И.Г. Отрывок из истории низов человечества // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 73-79.

Рамю Ш. Ф. Великая весна (фрагмент) // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 252-268.

РуссоЖ.Ж. Об общественном договоре. Кн.1: гл. 7-9; кн. 2: гл. 1-4 // Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

Фриш М. Штиллер; Homo Faber; Назову себя Гантенбайн; Из дневников // Фриш М. Избранные произведения: в 3 т. М., 1991.

Швейцарские писатели о своей стране, 1291-1991: антология. М., 1992. С. 73-79.

Шпиттелер К. Наша швейцарская точка зрения // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 227-238.

Дополнительные

Bichsel P. Eigentlich mochte Frau Blum den Milchmann kennenlernen. Olten, 1964.

Hurlimann T. Fraulein Stark: Novelle. Zurich: Ammann, 2001.

Keller G. Die drei gerechten Kammacher; Das Fahnlein der sieben Auf-rechten // Keller G. Werke. Bd. 1. Zurich, 1984.

Loetscher H. Noah. Roman einer Konjunktur. Zurich: Arche, 1967.

Meier G. Land der Winde. Frankfurt a.M., 1990.

Walter Otto F. Zeit des Fasans. Reinbek, 1988.

Вальтер О.Ф. Немой; Фотограф Турель. М., 1974.

Дюрренматт Фр. Правосудие; Авария; Зимняя война в Тибете; Получение // Дюрренматт Фр. Избранное. М., 1990.

Научная литература: Обязательная

Данилевский Р.Ю. Россия и Швейцария: литературные связи XVIII-XIX веков. Л., 1984. С. 38-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

История швейцарской литературы: в 3 т. М., 2002, 2005.

Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 2. Таллин, 1992. С. 40-100.

Лотман Ю.М. Куда может завести физиогномика // Лотман Ю.М. Карамзин. СПб., 1997. С. 82-94.

Павлова Н. Человек и история в творчестве К.Ф. Майера // Павлова Н., Седельник В. Швейцарские варианты. М., 1990. С. 109-138.

Павлова Н.С. О Якобе Буркхарде // Arbor Mundi. 1997. № 5.

Седельник В.Д. Что такое швейцарская литература? // Павлова Н., Седельник В. Швейцарские варианты. М., 1990. С. 3-23.

Седельник В.Д. Споры о своеобразии швейцарской литературы // Литература Швейцарии: очерки. М., 1969. С. 7-38.

Седельник В.Д. Поэзия и правда Готфрида Келлера // Павлова Н., Седельник В. Швейцарские варианты. М., 1990. С. 31-109.

Седельник В.Д. Шарль Фердинанд Рамю: величие и трагедия художника // Павлова Н., Седельник В. Швейцарские варианты. М., 1990. С. 169204.

Дополнительная

Banziger H. Gottfried Keller und Jeremias Gotthelf: Versuch einer Ge-genuberstellung. Bern, 1943.

Boning H. Ulrich Bracker. Konigstein, 1985.

Faesi R. Conrad Ferdinand Meyer. Frauenfeld, 1948.

Heinrich-Korpys M. Tagebuch und Fiktionalitat: Signalstrukturen des lite-rarischen Tagebuchs am Beispiel der Tagebucher von Max Frisch. Rohrig, 2003.

Muschg A. Gottfried Keller. Munchen, 1977.

Zech A. Conrad Ferdinand Meyer: Sein Leben und seine Werke. Stuttgart; Berlin, 1925.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Задача семинарских занятий - закрепление и углубление знаний, полученных в лекционном курсе, и выработка навыков самостоятельной работы с художественными текстами. В соответствии с этим на семинарские занятия вынесены наиболее важные темы курса. План семинарских занятий составлен на основе программы и принятой ею логики хронологического изложения. Принципиально важным остается внимание к широко понимаемой культуре страны. На семинарах проводятся сопоставления с другими литературами мира, прежде всего русской. План семинарских занятий охватывает все разделы курса.

Планы к каждому семинарскому занятию включают вопросы по теме, сформулированные так, что ответы на них требуют самостоятельной творческой ориентации в материале; указание текстов, на основе которых должен строиться анализ; список основной и дополнительной литературы по теме.

Выбор текстов обусловлен необходимостью знакомства с главными художественными достижениями швейцарской литературы, а также их репрезентативностью для данной эпохи.

Отбор научной литературы обусловлен необходимостью представить прежде всего отечественную литературу по теме, достижимую в условиях наших библиотек, и наиболее важные работы зарубежных исследователей.

СЕМИНАР № 1 Особенности швейцарского «романа воспитания»

Вопросы по теме:

1. Пространство в романах У. Брекера и И.Г. Песталоцци.

2. Значение семьи и дома как начальной ячейки государственного общежития.

3. Особый характер швейцарского «романа воспитания» в сравнении с «романами воспитания» немецкой классики («Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете) и романтизма («Генрих фон Офтердинген» Нова-лиса).

4. Политические и этические идеи швейцарского Просвещения. Тексты:

Брекер У. История жизни бедного человека из Токкенбурга. М., 2003. Песталоцци Г. Избранные педагогические сочинения Генриха Песталоцци. Т.1. Лингард и Гертруда. Ч. 1 и II / пер. с нем. В. Смирнова. 2-е изд. М., 1899. 443 с., портр. (Пед. б-ка / Изд. К. Тихомировым и А. Адольфом).

Обязательная литература:

Песталоцци И.Г. Отрывок из истории низов человечества // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 73-79.

Дополнительная литература:

Boning H. Ulrich Bracker. Konigstein, 1985.

СЕМИНАР № 2 Г армония и дисгармония в творчестве Келлера, композиция его новелл

Вопросы по теме:

1. Светлый Келлер и его солнечные пейзажи. «Круглый» мир.

2. Закругленные концовки, гармонические разрешения его новелл. Возвращения блудного сына домой.

3. Юмор как примирение противоречий, гармонизация.

4. Как Келлер понимает время?

5. Образ Зельдвилы и его антипод.

6. Превращения и ненадежность жизни. Мнимость идеи бессмертия. Видимость и реальность.

7. Симметрия.

8. Новелла как жанр. Обнаруживаются ли у Келлера общие жанровые законы новеллы? Какие? Все ли совпадает с каноном? Характер конфликта - прямое столкновение?

9. Циклы новелл у Келлера. Композиция - мысль о смысле целого.

10. Замедление и убыстрение рассказа, повторы как возвращения подобного. Их смысл.

Тексты:

Keller G. Landfogt von Greifensee; Dietegen; Pankraz der Schmoler; Die arme Baronin; Romeo und Julia auf dem Dorfe // Keller G. Werke. Bd. 1. Zurich, 1984.

Обязательная литература:

Wiese B. von. Keller - Der Landfogt von Greifensee // Wiese B. von. Die deutsche Novelle von Goethe bis Kafka. Bd. 2. Dusseldorf, 1962. S. 173-197. ErmatingerE. Gottfried Kller. Eine Biographie. Zurich, 1950. S. 1-43.

Menning W. Artistische Schrift: Studien zur Kompositionskunst bei G. Keller. Frankfurt a. M., 1982.

СЕМИНАР № 3 Амбивалентность оценок в романе К.Ф.Майера «Юрг Йенач»

Вопросы по теме:

1. «Юрг Йенач» как исторический роман о борьбе за политическую независимость Швейцарского союза в XVII в.

2. «Юрг Йенач» - национальный герой?

3. Цель и средства в политической борьбе.

4. Кругозор автора и кругозор героя.

5. Сильная личность. Майер-Ницше-Достоевский.

Текст:

Майер К.Ф. Юрг Йенач. М., 1970.

Обязательная литература:

Павлова Н. Человек и история в творчестве К.Ф. Майера // Павлова Н., Седельник В. Швейцарские варианты. М., 1990. С. 109-138.

Дополнительная литература:

Faesi R. Conrad Ferdinand Meyer. Frauenfeld, 1948.

Zech A. Conrad Ferdinand Meyer: Sein Leben und seine Werke. Stuttgart; Berlin, 1925.

СЕМИНАР № 4 Роберт Вальзер и проблема «маленького человека»

Вопросы по теме:

1. Как соотносится фигура Якоба фон Гунтена с фигурой «маленького человека» в русской литературе - в социальном, моральном, религиозном плане?

2. Истоки фигуры Якоба фон Гунтена. Как Вы понимаете утверждение В. Беньямина о том, что фигуры Вальзера «вышли из сказок», «они излечились от безумия»?

3. Стиль романа «Якоб фон Гунтен» - где кончается серьезность и начинается ирония?

4. Сны Якоба: как характеризуют героя и какую роль играют в структуре романа.

5. Какие классические повествовательные жанры можно обнаружить в романе?

Тексты:

Walser Robert. Jacob von Gunten. Zurich, 1985.

Гоголь Н.В. Шинель.

Достоевский Ф.М. Униженные и оскорбленные.

Обязательная литература:

Benjamin W. Robert Walser. // Benjamin W. Illuminationen. Ausgewahlte Schriften 1. Frankfurt a. Main, 1977. S. 324-328.

Манн Ю.И. Метаморфозы литературного героя: от Акакия Акакиевича Башмачкина к Макару Девушкину // Манн Ю.В. Творчество Гоголя: смысл и форма. СПб., 2007. С. 616-642.

Паульс А. Меньше нуля. // Textonly. 2006. № 15. ЦКЪ:

http://www.textonly.m^ase/?issue=15&artide=5780 (дата обращения

31.10.2009).

СЕМИНАР № 5 Макс Фриш и традиция

Вопросы по теме:

1. Фриш - швейцарский писатель?

2. Современная критика о Фрише. Две позиции: 1) Фриш как пи-

сатель мирового значения не может рассматриваться в узком контексте швейцарской литературы; 2) Фриш как гражданин Швейцарии должен рассматриваться в контексте литературы своей страны. «Мировая» и «региональная» перспектива: «за» и «против».

3. Периодизация творчества Фриша.

4. Что такое «традиция»? Традиция и заимствование. Традиция и

преемственность. Традиция и новаторство.

5. Учителя и предшественники Фриша: Альбин Цоллингер и Людвиг Холь.

6. Влияние литературного дневника на роман и драму Фриша. Эффект очуждения.

Тексты:

Холь Л. Поскольку все - иначе...// Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 352-361.

Цоллингер А. Русские лошади // Альпы и свобода: антология. М., 1992. С. 327-337.

Фриш М. Листки из вещевого мешка. Художественная публицистика. М., 1987.

Фриш М. Дон Жуан, или любовь к геометрии: комедия в пяти актах. М., 1967.

Обязательная литература:

Keiser R. Max Frisch: Das literarische Tagebuch. N.Y., 1971.

Архипов Ю. Макс Фриш в поисках утраченного единства // Фриш М. Пьесы. М., 1970. С. 514-573.

Дополнительная литература:

Heinrich-Korpys M. Tagebuch und Fiktionalitat: Signalstrukturen des literari-schen Tagebuchs am Beispiel der Tagebucher von Max Frisch. Rohrig, 2003

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СЕМИНАР № 6 Творчество Дюрренматта в контексте европейской драматургии: Брехт-Сартр-Дюрренматт

Вопросы по теме:

1. «Мухи» Сартра - «Мамаша Кураж» Брехта - «Ромул Великий» Дюрренматта: парабола - «вторая» действительность, комментирующая первую.

2. Своеобразие поэтики Дюрренматта. Непредсказуемое и неуправляемое на сцене. Иная роль сюжета. Темп пьесы.

3. Значение поступка. Значение свободного выбора. Роль случая.

4. Богатство действительности, быстро опровергающей все возможные предположения и расчеты.

5. Роль зрелищности, шутовства, юмора, игры.

6. Можно ли изменить мир? У Сартра? У Брехта? У Дюрренматта? Комедия или трагедия - жанр, подобающий современной пьесе? Гротеск как способ схватить существо действительности.

Тексты:

Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети // Брехт Б. Театр: в 5 т. Т. 1. М., 1963. СартрЖ.П. Мухи // СартрЖ.П. Пьесы. М., 2008.

Дюрренматт Фр. Ромул Великий // Дюрренматт Фр. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 4. М., 1998. С. 5-74.

Обязательная литература:

Павлова Н. Концепция современной пьесы у Дюрренматта // Литература Швейцарии: очерки. М., 1969. С. 230-274.

Dtirrenmatt Fr. Theaterprobleme // Dtirrenmatt Fr.Gesammelte Werke: in 7 Bd. Bd. 7. Zurich, 1996. S. 28-70.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА

Тема Лекции Семинары Всего

А.фон Галлер. Стиль его поэмы «Альпы» (1729). Метафизические поэмы Г аллера. 2 2

Особенности Просвещения в Швейцарии: Руссо, Лафатер, Бодмер и Брайтингер. 2 2

Швейцарский «роман воспитания»: У. Бре-кер, И.Г. Песталоцци. 2 2

Споры о Келлере. 2 2 4

Особенности литературного развития в ро-мандской литературе. 2 2

«Черный паук» И. Г от-хельфа и религиознонравственная проблематика швейцарской литературы. 2 2

Исторические сочинения Майера. «Юрг Йе-нач». 2 2

Швейцарская литература и Первая мировая война. К. Шпиттелер. 2 2

Творчество Роберта Вальзера. «Якоб фон Г унтер» и проблема «маленького человека». 2 2

Швейцарские писатели 20-30-х гг. - аутсайдеры и отщепенцы. 2 2

«Швейцарское зеркало» М. Инглина как швейцарский эпос XX в. 2 2

Творчество Ш.Ф. Рамю в контексте романд- 2 2

ской литературы.

Творчество Макса Фриша и его предшественники. 2 2

Творчество Фр. Дюрренматта в контексте европейской драматургии. 2 2

«Цюрихский литературный спор». Отто Ф. Вальтер. 2 2

Современные швейцарские писатели -тенденции развития. 2 2

ИТОГО: 22 12 34

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

1. Швейцарский вариант классицизма. Ф. фон Галлер и его поэма «Альпы». Галлер и Державин.

2. С. Г есснер и проблема идиллии.

3. Руссо - швейцарец?

4. Швейцарский «роман воспитания»: У. Брекер, И.Г. Песталоцци.

5. Лафатер и следствия его «Физиогномических фрагментов» для русской литературы.

6. Г. Келлер. Новелла «Сельские Ромео и Джульетта».

7. Композиция новелл Келлера.

8. Характер пространства и проблема границы в творчестве И. Гот-хельфа.

9. Особенности исторического романа К.Ф. Майера «Юрг Йенач».

10. Г отхельф и Майер: от нравственной твердости к амбивалентности.

11. К.Ф. Майер и Ф.М. Достоевский.

12. К. Шпиттелер - Ш.Ф. Рамю: проблема единства конфедерации.

13. Р. Вальзер - классик швейцарской литературы XX в.

14. М. Фриш и швейцарская традиция.

15. Зрелое творчество Фриша.

16. Концепция современной пьесы у Дюрренматта.

17. «Цюрихский литературный спор» и участие в нем М. Фриша и Отто Ф. Вальтера.

18. Современные швейцарские писатели - перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.