Научная статья на тему 'Литература народов Севера: взгляд отечественной критики (на примере творчества ханта Е. Айпина)'

Литература народов Севера: взгляд отечественной критики (на примере творчества ханта Е. Айпина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
574
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА / ПИСАТЕЛИ СЕВЕРА / ХАНТЫЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЕРЕМЕЙ АЙПИН / CRITICAL LITERARY PRACTICE / WRITERS OF THE NORTH / KHANTY LITERATURE / EREMEI AIPINE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исакова Снежана Анатольевна

В статье рассматриваются работы отечественных литературоведов и критиков в области фольклора, культуры и литературы малочисленных народов Севера. Среди литературных исследований отмечаются работы Р. Бикмухаметова, А. Пошатаевой, И. Смольникова, Д. Романенко, а также тюменских критиков А. Омельчука, А. Мищенко, Г. Сазонова, В. Рогачева и др., посвятивших свои работы осмыслению произведений северных писателей. Приводится обзор работ отечественных исследователей о творчестве хантыйского писателя Еремея Айпина в сравнительном аспекте. Автор приводит историко-типологический анализ критических исследований 1970-1990-х гг., посвященных прозе хантыйского писателя. Особое внимание критики уделяют специфике национального мышления автора, его видению национальной картины мира, а также жанровым и стилевым особенностям его произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Literature of the Peoples of the North: a View of Russian Literature Critics (on example of creative work by Eremei Aipine)

This paper observes studies of russian literary experts in literature, folklore and culture of minorities peoples of the North. Article presence review of work of russian scientists about creative work of the Khanty writer Eremei Aipine in comparative aspect. Among literary researchers R. Bikmuhametov, A. Poshataeva, I. Smolnikov, D. Romanenko are marked, as well as A. Omelchuk, A. Mishchenko, G. Sazonov, V. Rogatchyov's Tyumen critics, etc., who devoted their works to judgement of northern creative work. There is historical typological analysis of critical research of 1970 1990 concerning the prose of the Khanty writer. Special attention of criticism give a specific character of national thinking of the author, his vision of a national picture of the world, and as to genre and style features of his works.

Текст научной работы на тему «Литература народов Севера: взгляд отечественной критики (на примере творчества ханта Е. Айпина)»

УДК 821.56.09

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СЕВЕРА: ВЗГЛЯД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ

(на примере творчества ханта Е. Айпина)

© Исакова Снежана Анатольевна аспирант СВФУ им. М. К. Аммосова Россия, 677000, г. Якутск, ул. Кулаковского, 46 E-mail: snejana_issakova@inbox.ru

В статье рассматриваются работы отечественных литературоведов и критиков в области фольклора, культуры и литературы малочисленных народов Севера. Среди литературных исследований отмечаются работы Р. Бикмухаметова, А. Пошатаевой, И. Смольникова, Д. Романенко, а также тюменских критиков А. Омельчука, А. Мищенко, Г. Сазонова, В. Рогачева и др., посвятивших свои работы осмыслению произведений северных писателей. Приводится обзор работ отечественных исследователей о творчестве хантыйского писателя Еремея Айпина в сравнительном аспекте. Автор приводит историко — типологический анализ критических исследований 1970-1990-х гг., посвященных прозе хантыйского писателя. Особое внимание критики уделяют специфике национального мышления автора, его видению национальной картины мира, а также жанровым и стилевым особенностям его произведений. Ключевые слова: литературная критика, писатели Севера, хантыйская литература, Еремей Айпин.

Первый этап становления письменного литературного творчества у большинства народов Севера приходится на начало ХХ века, когда отдельные произведения северных авторов в отредактированном или в пересказанном виде стали выходить в русскоязычной печати. Для многих национальных писателей школой литературного мастерства явилась учеба в Ленинградском педагогическом институте им. А. Герцена, в Московском институте мировой литературы им. М. Горького. Сегодня известно, что советы и поддержка многих известных ученых таких, как Владимир Германович Богораз, Сергей Николаевич Стебницкий, Александра Константиновна Подгорская, Петр Николаевич Жулев и других помогли начинающим писателям-северянам, в том числе и хантыйским, создавать свои первые письменные произведения. В отдельных литературно-критических выступлениях исследовались историческое предназначение культуры народов Севера, их духовность, многовековой путь.

Впервые обско-угорские культуры показаны как суверенное духовно-творческое единство в монографии Михаила Алексеевича Сергеева «Народы Обского Севера». М.А. Сергеев один из первых литературных критиков, постоянно публиковавший в 1950-е годы статьи о творчестве северян, в том числе хантыйских авторов. Во вступительной статье к антологии «Север поёт», вышедшей в

1961 году Геннадий Самойлович Гор отметил естественно-природный лад жизни северян, статьи и обзоры писали Б. Комановский, М. Воскобойников.

Наиболее регулярно критические статьи о творчестве северных писателей стали появляться в середине 1970-х гг. Это объясняется тем, что в литературе стали появляться новые имена. Громко заявили о себе поэты — ненец Леонид Лапцуй, ханты Микуль Шульгин, прозаики — манси Юван Шесталов, ханты Роман Ругин, ненка Анна Неркаги, произведения, которых вошли в «золотой фонд» литератур народов Севера. Среди литературных исследований следует отметить работы Р. Бикмухаметова, А. Пошатаевой, И. Смольникова, Д. Романенко, посвятивших свои статьи осмыслению повестей и романов северных писателей — прозаиков.

Формирование хантыйской прозы во многом связано с именем Еремея Даниловича Айпина, дебютировавшего в 1979 году книгой «В ожидании первого снега». Повесть автобиографична. Здесь нашел свое отражение личный опыт писателя, работавшего в экспедициях и на буровой в пору учебы в Литературном институте.

Многие критики писали об этой повести. К примеру, в рецензии тюменского критика А. Омельчука отмечено, что в повести впервые предпринята попытка «художественно разобраться в психологии парня из тайги, попавшего на буровую» [5, с.114].

Исследователи подчеркивают одну особенность повести: внутренние монологи главного героя, построенные на вопросительной интонации. Обилие вопросительных знаков тюменские критики характеризуют, как художественный прием, который «выглядит несколько прямолинейно и слишком публицистично» [5, с.115]. Однако в центральной критике, исследователь Е.С. Роговер в этом рассматривает психологизм писателя, который «более всего сказался в раскрытии колебаний и внутренних борений в душе центрального героя» [6, с.49].

Не менее важной темой является вторая линия повести — тема человека и природы, их сосуществования. В рецензии Т. Н. Комиссаровой, отмечается злободневность темы взаимоотношения человека и природы, дается положительная оценка тех эпизодов, где говорится о пафосе бережного сохранения природы и об особенностях мироощущения северян.

Более содержательной явилась статья М. Н. Умновой «В поисках родственности». Критик выделила тему ухода от традиционного образа жизни к «нежданно объявившейся в тайге новости, к «черной воде» — нефти» [7, с. 118].

Тогда же в газете «Тюменская правда» появились первые статьи о прозе Е. Айпина, написанные А.Мищенко, Г. Сазоновым, В. Рогачевым. Все они положительно и совершенно справедливо оценили повесть и крепнущий талант её автора. Однако, критики 1970-х — начала 80-х гг. стремились, прежде всего, уяснить «социальную проблематику» литератур народов Севера. При этом произведения рассматривались как «отражение эпохи» и являлись «художественными» лишь только если соответствовали социально-идеологическим канонам. Но, несмотря на всю «инструментальность» взглядов, критикам удалось подчеркнуть высокохудожественное начало в прозе хантыйского писателя.

Во второй половине 1980-х начался новый этап в развитии литературной критики. Если ранее не затрагивался вопрос о художественных достоинствах произ-

ведения, а эстетическое начало иногда упускалось, то в этот период внимание исследователей сосредоточилось на познании и оценке произведений по художественно-эстетическим параметрам. Здесь представлены исследования В. А Чал-маева по творчеству Е. Айпина, Г. Сазонова о прозе поэта Р. Ругина, В. В. Огрызко, Т. Н. Комиссаровой, Е.В. Хомутовой и других.

Тюменская критика, как и центральная, сосредотачивает внимание на специфике национального художественного мышления, национальной картины мира в произведениях хантыйских писателей.

Традицию сохранения единства продолжают повести Е. Айпина «Я слушаю Землю» (1983), «В тени старого кедра» (1986).

Повести вызвали ряд критических откликов. В статьях и рецензиях И. Прит-чиной, Ю. Лукина, В. Огрызко, Г. Скороспелкиной, О. Лагуновой рассматривается художественное моделирование поведения хантыйского подростка в соотношении с различными периодами национальной жизни. Сюжетно-композиционные особенности и система персонажей повестей выражают, как отмечает О.К. Лагунова, «модель именно должного, а не вариативного или возможного течения в ее этнографических подробностях» [3, с.136].

Большое внимание критики придают прочности связи младшего со старшим, инициативность ребенка в познании мира через совместную деятельность со старшим, через умение слушать и доверять его слову, через стремление быть достойным имени и авторитета представителей своего рода. Память и преемственность родовой жизни, как показывает Айпин, обеспечивают устойчивость и вечность хантыйского народа.

Литературно-художественная критика 90-х годов начинает новый путь своего исследования в литературе народов Севера. В региональных изданиях появляются острые дискуссионные статьи, обзоры и рецензии. Стремление региональной критической мысли к выявлению тенденций развития национальных литератур определило сближение литературной критики с филологической наукой в регионе. Тюменские литературоведы О. Лагунова, Н. Рогачева, Г. Данилина, чьи статьи неоднократно публикуются в региональной печати, являются авторами и соавторами учебных пособий: «Литература Тюменского края» (1997); хрестоматий: «Слово народов Севера» (1997) и др.

Выходят в свет «другие» по форме и содержанию произведения. К последним, например, следует отнести роман сибирского писателя Г. Сазонова, написанный в соавторстве с прозаиком-манси А. Коньковой «И лун медлительных поток» (1988), повести ненцев Ивана Истомина «Живун» (1988) и Анны Неркаги «Молчащий» (1996), роман ханта Еремея Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» (1990) и другие. Критики оценивают эти произведения, как попытку возвратить северной словесности самобытность, обогатить и усовершенствовать ее поэтику через проникновение в суть национального характера, национальной психологии и национального менталитета в реальном историческом контексте.

Избавляясь от идеологических канонов, исследователи используют новые подходы в литературной критике и выходят на качественно иной уровень исследования — историко-культурный. Выдающимся творением этого периода в хантыйской литературе стал роман Еремея Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» (1990).

Ранняя автобиографическая проза, по мнению ученых, подготовила Е. Айпина к освоению эпических жанров. Это особенно наглядно показал его роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари». Как отмечает В. Огрызко, «эта книга, осмысливающая более чем драматическую судьбу малочисленного народа в условиях бурных политических и социальных катаклизмов двадцатого века, стала новым словом не только для Обского севера, но и во всей российской прозе» [4, с. 24].

Роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари» несет в себе ряд авторских нововведений. Исследователи отмечают авторские эксперименты — философские размышления, исторические комментарии и описания, в том числе и статистические данные, официальные документы, нормативные акты, данные переписи населения, социальный статус героев и т.п.

Вводит автор в текст и элементы мифа и фольклорные традиции. Мифологизм повествования, метафоричность образов придают особую поэтичность тексту. Все это создает сложный синтез, который именуют авторским стилем и на который обращают внимание исследователи.

Н. В Цымбалистенко, исследуя творчество хантыйских писателей Романа Ру-гина и Еремея Айпина, подчеркивает: «мифология, фольклор, национальные традиции, связи с природой, несколько отстраненное отношение к «большому» миру — основа хантыйского психологоса. Поэтому мифология и фольклор — яркие и бесконечно глубокие источники мотивов и образов в хантыйской прозе, показатель ее самобытности» [8, с. 179].

В существующих рецензиях Косинцевой Е., Ляшевой Р., Виноградова И., Литовской М., Хазанкович Ю., Цымбалистенко Н. на сочинение Е. Айпина, рассматривается историко-социальный контекст романа, затрагивается проблема жанра, осмысливается авторский стиль. Проблема жанра является наиболее спорным вопросом современного айпиноведения. Вот что об этом пишет Е.В. Косинцева: «Айпин создал социально-историко-философский роман, если рассматривать произведение в контексте мировой литературы. Если же оценивать сочинение прозаика только в рамках истории хантыйской литературы, то по ряду признаков его можно отнести к эпопее» [2, с. 36].

В целом, критики приходят к единому мнению — Е. Д. Айпин создал весьма сложное произведение: сложное и в жанровом восприятии, и в стилевом. Все авторские эксперименты позволили роману «Ханты, или Звезда Утренней Зари» оставаться самым изучаемым сочинением автора.

Анализ вышеприведенных произведений хантыйского писателя Е. Айпина свидетельствует о том, что критерии формально-содержательного единства, психологизма стали главными в оценке отражаемых проблем современной жизни хантыйского народа, в концепции его истории. Понимание специфики развития хантыйской литературы оказывается неполным, необъективным без учета этапов развития истории и духовной культуры народа ханты. Также актуальным направлением в изучении творчества Е. Айпина является анализ жанровых и стилевых особенностей его произведений.

Таким образом, рассмотренный материал позволяет сделать вывод о том, что критические рецензии активно способствовали становлению литератур народов Севера. В 1970-х — начала 80-х гг. при оценке творчества писателей — северян критики исходили из социально-идеологических канонов, в которых произведе-

ния рассматривались, как отражение эпохи и роль критики на данном этапе — популяризаторская. Во второй половине 1980-х актуальным направлением в изучении северной прозы становится национальная картина мира, специфика национального художественного мышления. Исследователи отмечают, что для интерпретации смысла произведений северных писателей важно учитывать биографический и историко-культурный контекст.

Общей тенденцией критики последних лет можно считать появление работ обобщающего характера, в которых внимание исследователей обращено к типам проявления авторской эмоциональности — драматизм, трагическое, эпичность, лиричность, что позволяет глубже воспринять художественную идею произведений народов Севера.

Литература

1. Комиссарова Т. Н. Оранжевый колонок сна // На Севере Дальнем. — 1982. — № 2 — С. 107-110.

2. Косинцева Е. В. Роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари» (к вопросу об идейно-художественном своеобразии) // Гуманитарный вектор. — 2009. — № 4. — С. 35-39.

3. Лагунова О. К. Пятикнижие от Еремея Айпина // Хантыйская литература. — М.: Литературная Россия, 2002. — С. 117-134.

4. Огрызко В. В. Литература отчаяния и надежды // Хантыйская литература. — М.: Литературная Россия, 2002. — С.3-29.

5. Омельчук А. К. Преодоление материала // Полярная звезда. — 1980. -№1. — С.114-

116

6. Роговер Е. С. Творчество Еремея Айпина: Монография. — СПб: «Олимп-СПб», 2007. — 212с.

7. Умнова М.Н. В поисках родственности // Литературная учеба. — 1987. — № 2 — С. 118-125.

8. Цымбалистенко Н.В. Утрата корней // Хантыйская литература. — М.: Литературная Россия, 2002. — С.179-190.

LITERATURE OF THE PEOPLES OF THE NORTH: A VIEW OF RUSSIAN LITERATURE CRITICS (on example of creative work by Eremei Aipine)

© Snezhana A. Isakova

postgraduate student, Northeast Federal University named after M. K. Ammosov 46 Kulakovskogo St., Yakutsk, 677000 Russia

This paper observes studies of russian literary experts in literature, folklore and culture of minorities peoples of the North. Article presence review of work of russian scientists about creative work of the Khanty writer Eremei Aipine in comparative aspect. Among literary researchers R. Bikmuhametov, A. Poshataeva, I. Smolnikov, D. Romanenko are marked, as well as A. Omelchuk, A. Mishchenko, G. Sazonov, V. Rogatchyov's Tyumen critics, etc., who devoted their works to judgement of northern creative work. There is historical — typological analysis of critical research of 1970 — 1990 concerning the prose of the Khanty writer. Special attention of criticism give a specific character of national thinking of the author, his vision of a national picture of the world, and as to genre and style features of his works.

Keywords: critical literary practice, writers of the North, Khanty literature, Eremei Aipine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.