6. Тань Аошуан. Проблемы скрытой грамматики: синтаксис, семантика и прагматика языка изолирующего строя (на примере китайского языка) / Моск. гос. ун-т; Ин-т стран Азии и Африки. М. : Яз. слав. культуры, 2002.
Substantive quantity and referential status of name in the Russian and Chinese languages
There is characterized the system of expressive means of substantive quantity in the Chinese language in the contrastive aspect of the Russian language. There is described the significant interfering influence of discrepancy at the meaning level of the principles of language encoding in the process of teaching foreign students.
Key words: linguodidactics, substantive quantity, the Russian language, the Chinese language, category of definiteness.
о.В. володина
(Петрозаводск)
литература как эмоциональнонравственный феномен становления духовной личности будущего учителя
Анализируется значимость использования литературного материала в системе профессиональнопедагогической подготовки студентов педагогического вуза к будущей деятельности.
Ключевые слова: литературное образование, гуманизация педагогического образования, чтение и осмысление, эмоции и чувства.
Признание человека творцом собственной и окружающей его жизни в условиях гуманизации педагогического образования увеличило значимость гуманитарных дисциплин, направленных на развитие гуманитарной культуры личности - гармонии чувств, знания, общения и творческого взаимодействия. Особое место среди гуманитарных предметов занимает литература как учебный предмет, обеспечивающий восприятие высших нравственных категорий, формирование эмоционально-
творческого отношения к миру и мировоззренческие основы личности. Главными предметами литературы являются человек, его внутренний мир, развивающаяся система его отношений с миром и к миру, к себе и с самим собой. Связь литературы с жизнью не сводится к морализации и назиданиям, а заключается в раскрытии через литературное произведение серьезных проблем жизни человека, общества, мира.
Философы рассматривают литературу как средство раскрытия истины в чувственной форме (Сократ, Платон, Гегель, Н.Г. Чернышевский, В.С. Соловьев, И.А. Ильин, М.М. Бахтин, Н.А. Дмитриев и др.), педагоги-словесники считают литературу основным источником нравственного воспитания (Е.Н. Ильин, Т.Г. Елесеева, Е.Н. Зайцева, Л.Т. Каменецкая, А.К. Киселев, О.Т. Ковалевская, И.А. Копылова, А.М. Левидов, В.А. Лазарева, Л.Н. Лесохина, С.И. Минина, Л.И. Панфилова и др.). Литература как педагогическое средство в процессе подготовки учителя представлена в следующих направлениях: развитие профессионально-эстетической направленности учителей (Л.Е. дементьева, Б.Т. Лихачев, Г.А. Петрова, В.А. Сласте-нин и др.); подготовка студентов педагогических вузов к эстетическому восприятию школьников (Н.В. Долматова, Н.Г. Пешкова, В.Н. Харькин и др.); развитие творчества студентов в процессе ознакомления с художественными произведениями (Л.Г. Жабицкая,
B.А. Кан-Калик, С.Е. Квятковский, Р.Н. На-урызбаева, Г.А. Петрова, Н.Н. Таланчук и др.); создание культурно-эстетической среды в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла (Г.И. Аверьянова,
C.А. Геворгян, Г.В. Давлекамова, Т.К. Мур-манцева, А.Д. Цекатунова и др.); восприятие литературного произведения как средства и важного компонента духовной культуры человечества, позволяющего подготовить студента к самостоятельному общению с литературным произведением, дающего ориентиры построения отношений с людьми и способов личностного взаимодействия и взаимовлияния (Л.С. Айзерман, Я.С. Билинкис, С.М. Бондаренко, Р.Ф. Брандесов, Г.Г. Граник, В.Г. Ма-ранцман, И.Я. Мещерякова, З.С. Смелко-ва, Н.П. Фартухов др.). Педагоги и психологи, указывая на то, что литература является фактором духовно-нравственного становления личности (Е.В. Бондаревская, Л.С. Вы-
© Володина О.В., 2012
готский, Т.П. Гаврилова, Е.И. Колокольцев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский и др.), характеризуют ее как средство формирования духовного мира личности (Е.В. Квятковский, В.В. Давыдов, Е.И. Ильин, Г.А. Гуковский и др.) и как средство эмоционально-нравственного формирования развивающейся личности (л.С. Айзерман, И.И. Аркин, Г.И. Беленький, Н.Б. Берхин, Я.С. Билинкис, Г.А. Гуковский, В.В. Давыдов, Е.И. Ильин, В.А. Кан-Калик, Д.С. Лихачев, Т.Д. Полозова, В.А. Сухомлинский, В.И. Ха-зан и др.). Литература и педагогика входят в область гуманитарных знаний. обращенность к человеку - их общее свойство. Художественная литература выступает в роли источника особой формы постижения действительности, в том числе и педагогической. Использование аксиологичеких, гносеологических, коммуникативных, гедонистических, катарсических возможностей литературы, ее нравственнопсихологических и эстетических механизмов управления сознанием и даже подсознанием читателя дает возможность решать различные педагогические проблемы. В связи с этим художественные произведения могут рассматриваться в качестве объекта профессиональнопедагогического анализа будущих учителей. В данном случае имеются в виду не только художественные произведения, в которых представлены конкретные педагогические ситуации в учебном заведении, в общении учителя и ученика, родителей и детей и т.д. Объем художественной литературы не ограничивается очевидными педагогическими явлениями, описанными в произведениях. Человек учится на протяжении всей своей жизни, не только в школьный и вузовский период, поэтому объектом профессионально-педагогического анализа выступают литературные произведения о судьбах героев как в мире детства и отрочества, когда особое место в жизни человека занимает учитель, наставник, воспитатель, так и в зрелом возрасте, когда учишься на своих ошибках, постигаешь мир собственным жизненным опытом. Важным условием развития личности, формирования профессионального мышления будущего учителя является активизация его педагогического опыта. Извлеченное из литературных произведений педагогическое знание о становлении личности предстает как субъектное, эмоциональное, личностное, диалогическое, вероятностное, уникальное, ценностное, чувственно-созерцательное. Педагогический феномен «становление», обозначающий развитие, формирование, движе-
ние личности, ее саморазвитие и самовоспитание, благодаря литературе обретает множество смыслов. Становление предстает как процесс глубоко интимный, тревожный и драматический, как преодоление и восхождение, как глубокая внутренняя работа в контексте судьбы литературного героя и собственной судьбы. Характеристики этого процесса (диалектика, динамичность, подвижность, изменчивость) дополняются понятными для каждого человека состояниями, переживаниями, впечатлениями, мыслями, настроениями, оценками - они провоцируют диалог, сравнение и самоанализ.
Литература понимается как вид искусства. Искусство - объединенные в художественнообразные формы отражения действительности - является подсистемой культуры, занимающей центральное место в системе общечеловеческих ценностей (В.С. Библер, Ю.Б. Бо-рев, Е.В. Волкова, Л.С. Выготский, М. Дюф-рен, М.С. Каган, А.Л. Казин, А.А. Корякин, О.А. Кривпун, А.Ф. Лосев, Б.Н. Неменский,
С.Х. Раппопорт, Н.А. Руднев, Л.Н. Столо-вич, Р.М. Чумичева, Ю.М. Шор и др.). Искусство способно эмоционально, интеллектуально, нравственно воздействовать на личность. А.Н. Леонтьев ввел термин общение с искусством, объясняя, что в каждом произведении читатель должен не только воспринимать содержательную сторону (значение полученных знаний о предметах, явлениях жизни и т.д.), но и осознавать систему личностных смыслов автора. Студент получает знания «в готовом виде», а личностные ценности вырабатывает самостоятельно, поэтому единственная возможность влияния на процесс формирования ценностей - это целенаправленная организация духовной деятельности обучающегося, организация его переживаний [1, с. 60].
В современном образовании сложились следующие концепции преподавания литературы: «литературное образование» - приобщение к культуре и традициям стран и наций посредством литературного материала -и «литературное человековедение» - установка на личностную значимость литературных произведений, воспитание открытости к нравственному воздействию литературы, обеспечение эмоционального фона обучения и адекватности сопереживания. В качестве основы литературно-художественного развития личности будущего учителя принимается словесно-образное мышление (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.). Уровень словесно-образного мышле-
ния личности раскрывается в ее субъективной оценке прочитанного, эмоциональных переживаниях, выявлении личностной значимости, обнаружении авторской точки зрения и понимании логичности и системности структурных связей внутри художественного произведения. На этом уровне происходит эстетическое истолкование художественного образа. Художественный образ как эстетическая категория характеризует особый, присущий только искусству способ и форму освоения и преобразования действительности. Художественный образ предстает как результат творческого преображения чувственного в созерцаемое, это неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и рационального, опосредованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, целого и частного, сущности и явления, содержания и формы. В ходе творческого процесса осмысления, оценки и деятельности происходит слияние этих противоположных сторон в целостный художественный образ. В совокупности словеснообразное мышление дает целостное представление о литературном произведении как о единстве глубинных и многомерных идей. Это достигается в результате как событийнофабульного, так и композиционно-образного постижения произведения.
В современной педагогике используется несколько определений для описания гуманистического подхода к учебно-воспитательному процессу: «аффективный», эмоциональный, психологический, «сливающийся» (confluent) и др. Необходимо признать важную роль эмоций в учебном процессе и целенаправленно использовать их в качестве механизмов развития личности в гуманистическом образовании. Особенно важно учитывать эмоциональный компонент в преподавании литературы как учебного предмета гуманитарного цикла, являющегося одним из средств развития личности в гуманистическом образовании. Литература выступает художественной моделью человеческих эмоций и чувств. Активность чувства, возбужденного произведением, определяет устойчивость выводов в сознании человека. Созданный эмоциональный опыт студента -будущего учителя при общении с литературой помогает ему понять смысл как собственной жизни, так и жизни в целом, дает ориентиры для становления его жизненной философии и личностного отношения к миру, содействует активной жизнедеятельности в творче-
ской самореализации. Понимание и усвоение общечеловеческих ценностей посредством литературы не происходит неосознанно, автоматически. через эмоционально-личный контакт с литературным произведением студент по-своему раскрывает смысл уже существующих истин. Эмоции студента как субъекта общения с литературным произведением становятся его личным внутренним опытом в процессе чувственного переживания прочитанного. В результате общечеловеческие ценности, представленные в литературе, становятся истинными ценностями для читателя как субъекта этого общения. Следует уточнить, что литература вызывает не обыденные, а художественные эмоции (Л.С. Выготский). В обыденных эмоциях сочетаются в большей мере биологический и социальный опыт. Художественные эмоции личностны, социальны, стабильны. Социальность художественных эмоций состоит в их способности развивать ценностные установки человека на явления жизни и искусства, а личностный смысл - в раскрытии его собственной нравственно-эстетической ценности. Такие эмоции фиксируются в виде устойчивой эмоционально-ценностной реакции, а не исчезают из сознания человека вместе с предметным действием, поэтому мы можем говорить о самостоятельности и самоценности художественных эмоций.
читатель больше расположен к нравственно-функциональному и эстетико-нравственному анализу литературного произведения [Дворникова, 2002]. Эмоционально-творческое восприятие литературы - это динамический процесс, в котором соединяются активная деятельность по освоению строя и смысла произведения, а также эмоциональных и предметных ассоциаций, вызванных ходом развития произведения. Ассоциация как «подсказка» (С.Л. Рубинштейн), «сложная работа припоминания» (Л.С. Выготский) выступает «творческим синтезом» в процессе восприятия литературного произведения. Наличие ассоциаций у читателя свидетельствует о начавшемся творческом осмыслении литературного произведения. Восприятие литературного произведения обусловлено многими факторами: позицией автора литературного произведения, его отношением; эстетическим настроением, сопровождающим обучение; возбуждением и поддержанием интереса к чтению через индивидуальную и коллективную формы художественного восприятия, «общением с искус-
ством»; эмоциональным погружением и «эмоциональной проекцией» в текст; осознанным анализом художественного произведения, творческим решением художественно-педагогических задач и т.д. Центральным моментом является катарсис - душевное очищение (Н.Б. Берхин). Выделяют следующие аспекты катарсиса: эмоционально-психический - освобождающий от отрицательных переживаний, например, через слезы, и ведущий к эмоциональному облегчению; эстетический - ведущий к чувствам, гармонии, красоте в их сложном диалектическом выражении; этический -выражающий гуманные чувства, переживание вины и покаяние. Единство указанных видов катарсиса формирует мироощущение и мировоззрение человека, понимание высших духовных ценностей. Достижение высшего проявления катарсиса (этического) и его закрепление кумулятивным эффектом является главным назначением литературы. Путь к катарсису сопровождается самопознанием, самовоспитанием, «са-мостроением».
Оценка и принятие читателем авторской позиции, представленной в литературном произведении, обогащает его жизненный опыт и создает для него вторую действительность. Важными функциями литературы являются диалогичность - развертывание диалога как способа существования и функционирования художественного образа - и полинимичность - другопонимание, учет «противослова» (системы контрвозражений) и ориентация на него (М.М. Бахтин). через диалог и полилог с писателем формируется взгляд на мир и собственная жизненная позиция читателя.
Итак, художественная литература как источник и пример разнообразных эмоций, эмоционального отношения читателя к мыслям и поступкам литературных героев, эмоционально-нравственным рассуждениям автора и конкретным жизненным ситуациям, представленным в произведениях, выступает мощным средством развития личности читателей. В результативной совокупности всего этого происходит непринужденное, но действенное влияние на становление личностной и профессиональной культуры будущего учителя, приближение к модели учителя гуманистически ориентированного образования. Литература несет в себе общечеловеческие и духовные ценности, переживая и усваивая которые человек преобразу-
ет свой внутренний мир. Литература является средством познания, осмысления и освоения человеческих чувств, отношений; она развивает эмоционально-чувственную сферу человека, способствует формированию опыта эмоционально-ценностных отношений при восприятии и переживании поступков других людей, рефлексии и выявлении мотивов их деятельности; опыта ценностноориентированной деятельности, предполагающего сформированность критериев нравственного поведения; опыта творческой самореализации в процессе самопознания и актах самовыражения в словах и художественной форме, а также в межличностных взаимодействиях. Побудительная и регулятивная функции эмоций, инициированных у читателя при чтении литературного произведения, являются особо важными для студентов педагогического вуза. Будущему учителю весьма важно научиться понимать, принимать и осмысливать эмоциональное состояние литературного героя путем идентификации себя с ним для лучшего понимания эмоционального состояния своих будущих учеников. Предмет понимания - человек, который познается через интерпретацию результатов его деятельности - поведения, поступков и др. Познание подразумевает осмысление деятельности человека и ее «оценивание», определение тех ценностей, которые руководили человеком при совершении действия. Процесс понимания человека как «оценивание» назван «оправданием» (Л. Витгенштейн). Наверно, такое «оправдывающее» понимание имел в виду Сент-Экзюпери, говоря о счастье.
литература
Дворникова Е.И. Развитие эмоционального мира личности средствами художественной литературы. Ставрополь : Сервисшкола, 2002. С. 64.
Literature as the emotional and moral phenomenon of future teacher’s spiritual personality formation
There is analyzed the significance of literature material use in the system ofprofessional and pedagogical training of higher school students.
Key words: literature education, humanization of pedagogical education, reading and comprehension, emotions and feelings.