Литература фэнтези:
проблема
классификации
A.A. Кочеткова,
аспирант кафедры издательского дела и редактирования
Издания фэнтези - значительный сегмент современного книжного рынка. Несмотря на неоднозначность оценок, литература фэнтези стала частью социальной реальности, заняла свое место в мировой культуре как особый феномен и на сегодняшний день составляет значительную часть от общего количества литературно-художественных изданий на российском книжном рынке (по данным Российской книжной палаты за последние несколько лет, авторы фэнтези входят в список наиболее издаваемых авторов художественной литературы). Такой устойчивый читательский интерес, и явившийся его результатом издательский бум, обусловливают необходимость научного обоснования этого явления.
Попытки с литературоведческих позиций рассмотреть фэнтези предпринимались и в разнообразных статьях, и в диссертациях: «Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези» О.В. Виноградовой, «Фэнтези и социализация личности: социально-философский анализ» Н.В. Помогаловой, «Жанр "фэнтези"» в литературе Великобритании: проблема утопического мышления» A.M. Приходько, «Некоторые особенности перевода комического в литературе жанра фэнтези: по материалам произведений Т. Прачетта» И.А. Столяровой, «Лингвистические особенности аномального художественного мира произведений жанра фэнтези» М.Ф. Мисник, «Поэтика английской иносказательной прозы XX века: Дж.Р.Р. Толкиен и К.С. Льюис» М.А. Штейман, «Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж.К. Роулинг и их интерпретация в молодежной культуре» Н.Н. Васильевой. Однако на данный момент в современной науке нет даже общепринятого определения фэнтези. В литературе бытует несколько определений фэнтези, подчас противоречащих друг другу, например:
«В современном литературоведческом лексиконе все чаще встречается определение фэнтези (от "фантазия"), представляющее собой целую литературу, где границы реального, фантастического и ирреального, мистического размыты» [6, с. 156-157].
«Фэнтези (англ. fantasy) - вид фантастической литературы, или литературы о необычайном, основанный на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет логической мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению» [1].
«Сказка. От научной фантастики этот жанр отличается отсутствием нравоучения и потуг на мессианство. От традиционной сказки -отсутствием деления на плохих и хороших» [7].
«Этот жанр возник на основе переосмысления авторами традиционного мифологического и фольклорного наследия. И в самых лучших образцах данного жанра можно обнаружить ряд параллелей между авторским вымыслом и мифо-ритуальными представлениями, легшими в его основу» [2].
«Мир фэнтези - это пропущенные через современное сознание и ожившие по воле автора древние мифы, легенды, сказания» [8].
Как видно из приведенных примеров, некоторые исследователи определяют фэнтези как жанр. М.Б. Ладыгин дает следующее определение: «Жанры - это группы произведений внутри литературных родов, имеющие один или несколько общих признаков, противопоставляющих их всем другим жанрам, и общие черты художественного мира, определяемые особенностями художественной условности данной группы произведений» [3, с. 16]. Однако фэнтези не имеет признаков, противопоставляющих его другим жанрам, наоборот - понятие «фэнтези» сформировалось на основе сращения сказки, мифа и рыцарского романа, оно очень близко фантастике и вобрало в себя большой пласт традиций мировой литературы. Более верно было бы сказать, что фэнтези - это литературное явление, определяемое спецификой жанрового содержания.
Классификация произведений фэнтези также вызывает много споров. В работах, посвященных фэнтези, иногда встречается деление на «высокое» и «низкое» фэнтези. К «высокому» фэнтези относят произведения, где перед читателями предстают вымышленные миры («Хроники Амбера» Р. Желязны, «Волшебник Земноморья» У. ле Гуин и др.). Авторы такого фэнтези обращаются к мифу, к различным мифологическим системам и на их основе создают свой причудливый мир, свои эпопеи, где, как отмечает М.И. Мещерякова, имеет место «специфическая замкнутая, целостная картина мира, объединенная типом ми-рочувствования и миропонимания писателя, которая нередко сопровождается воссозданием мифо-синкретических структур мышления» [5, с. 295]. В произведениях «низкого» фэнтези сверхъестественное входит в реальность (например, произведения С. Лукьяненко и Вл. Крапивина).
Поскольку в основе большинства произведений в жанре «высокого» фэнтези лежит миф, то и описываемый мир строится по аналогичной модели. Мифологическое мышление не разделяет реальное и фантастическое. Крупнейший специалист в области мифологии Е.М. Мелетинский говорит: «Преломляя принятые формы жизни, миф создает некую новую фантастическую "высшую реальность", которая воспринимается... как первоисточник и идеальный прообраз... Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Практически мифологическое моделирование осуществляется посредством повествования о некоторых событиях прошлого. Всякий достаточно значительный сдвиг проецируется в прошлое, на экран мифического времени, включается в повествование о прошлом и в стабильную семантическую систему» [4, с. 171]. Модель мира в фэнтези всегда замкнута и полностью исчерпаема. Например, «Властелин колец» включает в себя полное и непротиворечивое описание фантастического мира. Этот мир самодостаточен, полностью отделен от мира первичного.
Исследователь М.Ю. Кузьмина («Фэнтези: к вопросу о "жанровой сущности"») считает, что основой классификации фэнтези может быть типология героя. На основе такого подхода можно выделить следующие виды фэнтези:
- герой-одиночка, совершающий великие подвиги, всегда непобедимый - героическое фэнтези (Говард, Муркок, истоки - греческие мифы, героический эпос);
- средний человек (эвримен) преодолевает себя и становится эпическим героем, за которым стоит род, племя - эпическое фэнтези (Толкиен и его последователи, истоки - героический эпос, легенды о Короле Артуре, религиозно-эзотерическая литература);
- герой-плут - приключенческо-игровое, юмористическое фэнтези (М. Успенский, трилогия о Жихаре, истоки - мифы о трикстерах, волшебная сказка, былина, плутовской роман);
- герой-женщина - феминистское фэнтези (Урсула ле Гуин, М. Семенова, истоки - возможно, архаичные мифы о временах матриархата, календарные мифы);
- герой-подросток - детское фэнтези (К. Льюис, Дж. Роу-линг, Вл. Крапивин, истоки - мифы с архетипом Чудесного ребенка, который спасет мир, волшебная сказка, приключенческая повесть).
М.И. Мещерякова в своем справочнике «Русская фантастика XX века в именах и лицах» подчеркивает, что типологическим признаком фэнтези является жанр, и выделяет три жанровые формы фэнтези:
• классическое фэнтези (средневековый мир героики, магии и божественного присутствия);
• мистери (вторжение в повседневную жизнь потустороннего, сверхъестественного);
• хоррор (то же, но ужасы).
Нельзя согласиться в полной мере с этой точкой зрения. Фэнтези активно развивается, появляется много новых произведений, которые дают основания для выделения других жанровых групп. Нам представляется более четкой, последовательной и современной классификация М.Ю. Кузьминой, приведенная выше. Помимо этого, издатели выделяют в отдельные серии историко-мифологическое фэнтези, пародийное фэнтези, славяно-киевское фэнтези, романтическое фэнтези и др. Причем в современной России одним из самых популярных является именно славяно-киевское фэнтези (наполнено образами славянского язычества). И это не случайно. Еще в советский период издательством «Молодая гвардия» были выпущены произведения, в которых основными персонажами были волхвы, берегини, светлые князья, храбрые дружинники (что вполне соответствует характеру фэнтези). Славяно-киевское фэнтези объединилось вокруг писателя Юрия Никитина. Наиболее распространенный сюжетный ход «никитинцев»: Киевская Русь в опасности, разнообразная нечисть и разного рода завоеватели идут на русскую землю с коварными планами, а княжеские дружины самоотверженно обороняют родную землю.
Предпринятый нами обзор выявил две основные тенденции: классифицировать фэнтези возможно по жанровому принципу, по типу героя и по характеру использования культурологических и исторических концептов.
Библиографический список
1. ГопманВ.Л. Фэнтези / В.Л. Гопман; под ред. А.М. Николю-кина // Краткая литературная энциклопедия терминов и понятий. - М. : Н.П.К. Интелфак. - 2001. - С. 1162.
2. Добровольская О. Фэнтези и фольклор / О. Добровольская // Литература. - 1996. - № 43. - С. 13.
3. Ладыгин М.Б. Роды и жанры литературы: книга для учащихся. - М. : Изд-во НОУ «Полярная звезда», 2001. - 60 с. - (Б-ка журн. «Образование в современной школе». Сер. «Литературное образование»; Вып. 2).
4. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. -
М., 2000.
5. Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины XX века. Проблемы поэтики / М.И. Мещерякова. - М., 1997.
6. Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. вузов / И.Г. Минералова. - М. : Владос, 2002. - 176 с.
7. Перумов Н Я люблю гномов, а они любят пиво// Мир за неделю. - 2000. - № 4. - С. 320.
8. Эйдемиллер И.В. Мир фэнтези / И.В. Эйдемиллер, А.Ю. Лебедев // Звезда. - 1993. - № 10. - С. 205.