ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
В.И. ТАСКАЕВ
Листовое стекло как объект таможенного контроля
Рассматриваются виды строительного стекла, импортируемого из КНР, и способы определения его качества при контроле таможенной стоимости.
Ключевые слова: стандарт, индекс таможенной стоимости, низкоэмиссионное листовое стекло, материал для стеклопакетов.
В настоящее время рынок листового стекла в России переживает период роста и развития, что выражается в увеличении как собственного производства, так и импортных потоков, а также в переориентации спроса и предложения на более качественное стекло. Главным фактором роста спроса на листовое стекло выступает строительная отрасль, которая обеспечивает 70 % потребления продукции стекольной отрасли. По оценкам экспертов доля импортного стекла на российском рынке достигает 35 %. В импортных потоках особую роль играет стекло китайского производства, и в особенности качественное флоат-стекло.
Согласно приказу Минрегионразвития РФ от 28.05.2010 № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», разработанному в соответствии с ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», предусмотрено снижение энергопотребления для новых жилых и общественных зданий, а также реконструируемых зданий и жилья экономического класса. Уровень энергоэффективности зданий и сооружений достигается применением комплекса мер,
ТАСКАЕВ Владимир Иванович — кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
в том числе замены окон на энергоэффективные с сопротивлением теплопередачи 0,56-0,8 с 2011 г. , и далее с 2016 г. переход на окна с еще большей энергоэффективностью с сопротивлением энергопередачи 1,0-1,05.
По данным региональной таможенной статистики, через таможни ДВТУ из Китая было ввезено термически полированного листового стекла (товарная позиция 7005 ТН ВЭД ТС) в 2007 г. 136,5 тыс. т, в 2008 — 111,8 тыс. т, в 2009 — 39,6 тыс. т, в 2010 — 48,3 тыс. т. В ассортименте ввозимого стекла представлено прозрачное стекло различных типоразмеров, а также окрашенное в массе, с отражающими и поглощающими слоями. Наиболее востребовано прозрачное стекло и в особенности стекло толщиной листа 4,0 мм (7005293500 ТН ВЭД ТС): в 2007 г. его ввезено 121,9 тыс. т (827 оформленных ДТ), в 2008 — 100,1 тыс. т (727), в 2009 — 36,4 тыс. т (312), в 2010 — 43,6 тыс. т (277). На его долю приходится до 90 % ввозимого стекла. Таможенная стоимость товара составила в 2007 г. 622,5 млн р., в 2008 — 472 млн р., в 2009 — 195 млн р., в 2010 — 219 млн р.
Стекло толщиной 4,0 мм с отражающими (поглощающими) слоями или энергосберегающее стекло ввозилось в значительно меньших количествах: в 2007 г. — 54 т (3 оформленных ДТ), 2008 — 59 т (4), 2009 — 60 т (3), 2010 — 60 т (2). Таможенная стоимость товара составила в 2007 г. 492,3 тыс. р., в 2008 — 546,6 тыс. р., в 2009 — 631,9 тыс. р., в 2010 — 800,5 тыс. р. (2010 г.). Стекло толщиной 4,0 мм, окрашенное в массе, ввозилось в количествах: в 2007 г. — 337 т (39 оформленных ДТ), 2008 — 1285 т (49), 2009 — 240 т (20), 2010 — 231 т (21).
Ввозимое из Китая термически полированное стекло или флоат-стекло толщиной 4,0 мм (бесцветное листовое стекло, стекло с отражающими (поглощающими) слоями, стекло окрашенное в массе) потребляется строительной отраслью для изготовления дверных и оконных стеклопакетов. В ряде российских регионов уже действуют строительные правила о введении в эксплуатацию нового жилья с двухкамерными и даже трехкамерными стеклопакетами с дополнительными функциями, учитывающими требования по снижению энергозатрат на отопление (использованием низкоэмиссионного (энергосберегающего) стекла или стекла с отражающими (поглощающими) слоями).
Качество стеклопакетов и материалов для стеклопакетов регламентируется ГОСТ 24699-2002 «Блоки оконные деревянные со стеклами и стеклопакетами», ГОСТ 24866-89 «Стеклопакеты клееные. Технические условия», ГОСТ 24700-99 «Блоки оконные деревянные со стеклопакетами».
На изготовление стеклопакетов используется стекло марки М0-М1 по ГОСТ 111-2001 «Листовое стекло. Технические условия». Этот стандарт регламентирует качество листового стекла. Стекло в соответствии с его оптическими искажениями и нормируемыми пороками подразделяется на марки М0-М7. К примеру, категория качества М1 означает, что для данного стекла допускается не более одного дефекта (неоднородности, пузырьки воздуха) на 1 кв.м.
Качество низкоэмиссионного листового стекла с твердым покрытием (низкоэмиссионное к-стекло) регламентирует ГОСТ 30733-2000 «Стекло с низкоэмиссионным твердым покрытием. Технические условия». Кроме к-стекла используется низкоэмиссионное i-стекло (или стекло с мягким покрытием). Низкоэмиссионное стекло (Low-E) является прозрачным, оно не препятствует прохождению света в помещение и вместе с этим отражает инфракрасное тепловое излучение в сторону их излучателя (зимой в сторону квартиры, где работают отопительные приборы, а летом в сторону улицы, где находятся нагретые солнцем камни, асфальт и т. д.). Это значительно снижает расходы на отопление зимой и на кондиционирование летом. В отопительный период такое стекло возвращает в квартиру до 90 % теплового излучения, исходящего от обогревателей.
Согласно ГОСТ 24699-2002 в однокамерных стеклопакетах допускаются следующие комбинации стекла: 4М1 + (4М1-8-4М1), 4М1 + (4М1-12-4М1), 4М1 + (4М1-16-4М1), 4М1 + (4М1-8Лг-К4), 4М1 + (4М1-8Лг-И4), 4М1 + (4М1-12-К4), 4М1 + (4М1-12Лг-К4), 4М1 + (4М1-12Лг-И4). В двухкамерных стекло-пакетах: 4М1+(4М1-8-4М1-8-4М1), 4М1+(4М1-10-4М1-10-4М1). В двухкамерных стеклопакетах с теплоотражающим покрытием: 4М1 + (4М1-8-4М1-8-К4), 4М1 + (4М1-8Лг-4М1-8Лг-К4), 4М1 + (4М1-8Лг-4М1-8Лг-И4), 4М1 + (4М1-10-4М1-10-К4), 4М1+(4М1-10Лг-4М1-10Лг-К4),4М1+(4М1-10Лг-4М1-10Лг-И4).
Принятые обозначения: 4М1 — листовое стекло марки М1 по ГОСТ 1112001 толщиной 4 мм, И4 и К4 — низкоэмиссионные i и k — стекла толщиной 4 мм, 8Лг — расстояние между стеклами стеклопакета 8 мм, пространство между стеклами стеклопакета заполнено инертным газом аргоном.
Через таможни ДВТУ из Китая ввозится флоат-стекло двух крупных корпораций: Fuyao Group — «Фуяо Групп» (г. Цзямусы, г. Тунляо, г. Цзиси) и Qinhuandao Yaohua Glass — «Яхуа Глас» (г. Цинхуандао). Листовое стекло производится в соответствии с двумя национальными стандартами: GB11614-1999 и Q/FSG2, которые делят продукцию на строительное (оконное) стекло и автомобильное (высокого качества). Китайский стандарт на оконное стекло GB11614 не предполагает деления на марки, в нем указывается допустимое количество включений, соответствующее примерно марке стекла М4 по ГОСТ 111-2001. Строительное стекло с одного и того же завода, произведенное согласно стандарту GB11614, может соответствовать как стеклу марки М1, так и стеклу марки М4. Высокое качество листового стекла, соответствующее маркам М0 и М1, гарантирует автомобильное стекло, произведенное в соответствии со стандартом Q/FSG2. Стоимость автомобильного листового стекла выше стоимости строительного стекла, произведенного по стандарту GB11614, в среднем на 30 %. Выпуск автомобильного стекла налажен на стекольных фабриках промышленной группы «Фуяо Глас» (г. Фучжоу). В 2001 г. корпорация «Фуяо Глас» получила «Золотую награду» от корпорации «Форд» как лучший поставщик автомобильных стекол (автостекол) в 2000 г. Это стекло производится
на современных автоматизированных заводах с лазерным контролем качества. Флоат-стекло компании «Яхуа Глас» (Yaohua Glass) сертифицировано в системе качества ISO 9001:2000.
На территории Китая расположены пять заводов компании Pilkington (Великобритания), входящих в корпорацию «Фуяо Групп» и выпускающих листовое стекло высшего качества. На заводах групп Pilkington тщательно контролируются и регулируются все процессы от изначального сырья до качества бумаги, которой перекладывают листы стекла. Используется особый песок, чтобы избежать зеленого цвета, характерного для китайского стекла. Стекло транспортируется в ящиках из новозеландского просушенного дерева (упаковка стекла «энд-кэп»), используется вощеная бумага из Швеции, которая не налипает, как рисовая бумага с других китайских заводов, просыпка из Японии. Попутно можно отметить, что тип упаковочной бумаги и сорт древесины, из которой изготовлены ящики, могут быть косвенными индикаторными признаками высококачественного стекла при таможенном контроле товара.
Российские компании, работающие в области поставок строительных материалов из Китая, вначале ввозили флоат-стекло, изготовленное по стандарту GB11614. Это стекло, как отмечалось выше, соответствует стеклу марки М2-М4 по ГОСТ 111-2001, и зачастую было непригодно для изготовления стеклопаке-тов. В настоящее время ввозится преимущественно качественное автомобильное стекло по стандарту Q/FSG2 и стекло по стандарту GB11614, изготовленное с учетом ГОСТ 111-2001 и соответствующее стеклу марки М1. В прайс-листах компаний, занимающихся оптовой продажей ввезенного листового стекла, и рекламных источниках все чаще появляется информация о листовом стекле качества M1 производства КНР. Ссылка на стекло качества M1 означает соответствие ввозимого из КНР листового стекла российской марке M1. Однако улучшение качества ввозимого стекла не отразилось на величине таможенной стоимости товара. Индекс таможенной стоимости для стекла толщиной листа 4,0 мм (7005293500 ТН ВЭД ТС) практически не меняется: в 2007 г. он составил 5,1; в 2008 — 4,7; в 2009 — 5,3; в 2010 — 5,0 р./кг.
Листовое флоат-стекло транспортируется в деревянной обрешетке. Количество листов в обрешетке определяется линейными размерами листа и варьирует от 35 листов для стекла с линейными размерами 3300х2140х4 до 120 листов для стекла с линейными размерами 1600х1300х4 мм. Количество листов в обрешетке для стекла одного типоразмера не является постоянной величиной. К примеру, для стекла размером 1500х2000х4 мм количество листов в обрешетке составляло 70, 73, 75, 76, 82, для стекла размером 1650х2200х4 мм — 64, 70, 72, 73, 82. Здесь уместно заметить, что листовое стекло экспортного исполнения независимо от типоразмера листа упаковывается в стопы в количестве не более 36 листов, что обеспечивает лучшую сохранность изделия при транспортировке. Количество листов в стопе может служить диагностическим признаком качественного листового стекла. Между листами стекла в стопе
прокладывается тонкая рисовая бумага. Вся стопа обворачивается полимерной пленкой. Обрешетка стягивается двумя металлическими лентами. На обрешетке имеется маркировка с указанием линейных размеров листа, количества листов, общей площади стекла. К ящику может быть прикреплен бумажный ярлык, представляющий собой сертификат качества завода-изготовителя. Сертификат включает ссылку на технологию изготовления стекла (float), а также толщину листа, линейные размеры, цвет, количество листов в ящике и уровень качества по китайским стандартам (quality grade MGC). Наличие сертификата на обрешетке служит свидетельством высокого качества стекла.
Наиболее распространенные линейные размеры ввозимого из КНР стекла составляют 1300x900, 1600x1300, 1600x2500 1650x2400, 1650x2500, 1800x1300, 2000x1500, 2200x1370, 2200x1650, 2440x1370, 2140x3048 2440x3300, 2250x3210 мм. Кроме листа толщиной 4,0 мм ввозится стекло толщиной листа 3,0; 5,0; 6,0; 8,0; 10,0; 12,0; 15,0; 19,0 мм (стандарт GB11614-1999). Автостекло по стандарту Q/FSG2 производится теx же типоразмеров, за исключением меньшего набора значений толщины листа.
Как показывает практика описания товара, в гр. 31 ДТ декларант не указывает назначение листового стекла или указывает общее его назначение («для строительный работ»), не всегда приводит наименование компании-изготовителя товара (вместо нее указывается компания-отправитель, к примеру, Limac Company LTD, Dallian Dongfang Zhengtong Trade LTD), не указывает номер китайского стандарта, в соответствии с которым произведен товар. В качестве примера приведем описание товара в гр. 31 ДТ — «стекло листовое неармированное бесцветное, толщина 4 мм, пр-ва КНР, для строительны« работ, изготовитель компания Лимак ЛТД (г. Далянь)». Иногда в гр. 31 ДТ декларант делает ссылку на ГОСТ 111-2001. Однако указание номера стандарта без указания марки стекла является неинформативным и не позволяет судить о качестве стекла.
Отсутствующая информация может содержаться в китайской спецификации, где указывается станция отгрузки товара (к примеру, Tonglao (г. Тонляо), Qinhuangdao (г. Цижуандао), по которой можно определить изготовителя товара. Информация об изготовителе содержится также в коммерческом инвойсе и сертификате качества, которые участник ВЭД предоставляют к таможенному оформлению.
При документальном контроле в соответствии с приказом ФТС РФ от 04.09.2007 № 1057 следует оценить степень полноты описания товара в гр. 31 ДТ. В этом описании обязательно должны присутствовать номер стандарта (GB 11614 или Q/FSG2), в соответствии с которым было изготовлено стекло, плотность стекла, которая использовалась декларантом для расчета веса стекла (2500 кг/м3), компания-изготовитель стекла и населенный пункт, где расположен стекловаренный завод. Поскольку стандарт GB 11614 не предполагает деление стекла на марки и в целом соответствует марке М2-М4 по ГОСТ 111 -2001,
в гр. 31 ДТ следует указывать назначение листового стекла, которое позволит оценить его марку. Если стекло предназначено для изготовления стеклопаке-тов, оно является стеклом марки М1. В случае международной сертификации стекла, в гр. 31 ДТ необходимо привести номер сертификата. Расходы, связанные с сертификацией, следует включать в таможенную стоимость товара.
Предлагаем вариант № 1 описания товара в гр. 31 ДТ:
— стекло листовое, толщина 4 мм, размеры 1500х2000 мм, изготовитель фабрика «Фуяо Глас», КНР (г. Тонляо), стандарт GB 11614, плотность стекла 2500 кг/м3, неокрашенное, неармированное, неоптическое, полированное, не имеющее поглощающего слоя, для изготовления оконных стеклопакетов. 2-мест 59, деревянные ящики по 35 листов.
В рассмотренном примере ссылка на стандарт не определяет качество товара, необходимое для контроля таможенной стоимости. Качество товара определяется совокупностью данных, включающих стандарт, завод-изготовитель стекла и назначение листового стекла. Кроме того, о качестве листового стекла можно судить по количеству листов в пакете: стекло высокого качества экспортного исполнения транспортируется в ящиках в количестве, не превышающем 35 листов в одном ящике. Указанная совокупность позволяет определенно говорить о качестве стекла М1 по ГОСТ 111-2001 и проводить контроль таможенной стоимости товара.
Вариант № 2 описания автостекла в гр. 31 ДТ:
— стекло листовое, толщина 4 мм, размеры 1500х2000 мм, изготовитель фабрика «Фуяо Глас», КНР (г. Тонляо), стандарт Q/FSG2, плотность стекла 2500 кг/м3, неокрашенное, неармированное, неоптическое, полированное, не имеющее поглощающего слоя, для изготовления оконных стеклопакетов. 2-мест 59, деревянные ящики по 35 листов.
В рассмотренном примере качество товара (автостекло), необходимое для контроля таможенной стоимости определяет ссылка на стандарт. Другие качественные признаки (завод-изготовитель стекла и назначение листового стекла) позволяют усилить аргументацию в пользу качественного стекла. Указанная совокупность признаков позволяет с большой вероятностью говорить о качестве стекла М1, что в свою очередь позволяет осуществлять контроль таможенной стоимости товара.
В случае заявления стекла с качеством хуже М1 с соответствующим занижением таможенной стоимости возможно назначение таможенной экспертизы с постановкой вопроса: «Какой марке листового стекла согласно ГОСТ 111-2001 соответствует представленное на экспертизу стекло».
Листовое оконное стекло продается и покупается квадратными метрами (дополнительная единица измерения), а таможенные платежи взимаются за единицу веса (основная единица измерения). Вес стекла не указывается в товаросопроводительных документах и не указывается на товарной таре. Прямое взвешивание пакетированного стекла сопровождается большими техническими трудностями, поэтому расчетный способ определения веса является
единственно возможным. Существо пересчета состоит в определении веса стекла путем умножения объема одного листа на количество листов в товарной партии и на плотность стекла. Для расчета объема листа берутся линейные размеры листа, указанные в гр. 31 ДТ.
Риски недостоверного заявления веса, связанные с использованием произвольного значения плотности стекла, были установлены ранее [1]. Они основывались на результатах большого количества таможенных экспертиз, проведенных в ЭКС ДВТУ Было установлено, что все ввозимое листовое стекло имеет плотность 2500 кг/м3. Декларанты при расчетах использовали значения плотности от 1600 до 2400 кг/м3., что приводило к значительному занижению веса стекла. Методические рекомендации по расчету веса стекла в целях таможенного контроля были доведены до таможен письмом ДВТУ от 04.01.2005 № 39-11/196. Принятые меры минимизировали риски, связанные с недостоверным заявлением веса стекла из-за использования произвольного значения его плотности. Декларанты стали использовать значение плотности стекла 2500 кг/м3. Однако сохранились риски недостоверного заявления веса, связанные с неконтролируемым количеством листов стекла в товарной партии. Как уже говорилось, количество листов в одном упаковочном месте для одного типоразмера стекла не является величиной постоянной и не регламентируется нормами стандартов. К примеру, Забайкальской таможней были заведены дела под номерами 10617000-440/2007, 10617000-441/2007, 10617000-1067/2007 об административных правонарушениях в отношении участников ВЭД, перемещающих листовое стекло. Все три дела были возбуждены по ст. 16.2 п.1 КоАП России. Предметом административных дел являлось недостоверное заявление количества листов стекла в оформляемой партии товара, следствием чего явилось недостоверное заявление веса стекла. Это обстоятельство обуславливает необходимость разработки долгосрочного профиля риска, мерой минимизации которого должен быть таможенный досмотр с пересчетом количества листов в ящиках.
Риски недостоверного декларирования флоат-стекла, связанные с его классификацией в товарных позициях 7003 и 7004 ТН ВЭД РФ, были исследованы ранее [1]. Они основывались на результатах таможенных экспертиз, проведенных в ЭКС ДВТУ. С помощью этих экспертиз была решена актуальная проблема о товарной принадлежности ввозимого из КНР листового стекла. Было установлено, что ввозится исключительно флоат-стекло товарной позиции 7005 ТН ВЭД РФ. Как следствие, идентификация прокатного, тянутого, термически полированного стекла в таможенных целях потеряла свою актуальность. Декларанты стали классифицировать товар в позиции 7005 ТН ВЭД РФ. Резко уменьшилось количество экспертиз, назначаемых в ЭКС региональный филиал ЦЭКТУ г. Владивосток. В 2009 г. было назначено две экспертизы, в 2010 г. — 3 экспертизы, при этом предметом экспертизы 2010 г. являлись не вопросы идентификации стекла, а вопросы его рыночной стоимости. Однако сохранились риски недостоверного декларирования флоат-стекла в пределах товарной
позиции 7005 ТН ВЭД ТС, где под видом обычного флоат-стекла может ввозиться низкоэмиссионное к- или i-стекло. Стоимость низкоэмиссионного стекла значительно выше стоимости обычного флоат-стекла. К примеру, индекс таможенной стоимости низкоэмиссионного стекла составлял 9,2 р. (2007 г.), 9,2 р. (2008 г.), 10,5 р. (2009 г.) и 13,4 р./кг. (2010 г.). Низкоэмиссионное к-стекло (с одной поверхностью, обогащенной оловом) встречается при инструментальной диагностике достаточно часто, но наличие олова интерпретируется как частичное загрязнение листа в результате формовки стекломассы на поверхности расплавленного олова. Визуально отличить флоат-стекла с поглощающим (отражающим) слоем от флоат-стекла без поглощающих (отражающих) слоев не просто. Хотя в актах таможенного досмотра должностное лицо безосновательно идентифицирует все прозрачное стекло как листовое стекло без поверхностных слоев.
Все возрастающее количество стеклопакетов с использованием низкоэмиссионных стекол является свидетельством значительных объемов их ввоза. Это не соответствует данным региональной таможенной статистики. Как следствие, требуется усиление контроля достоверности декларирования товара. Поэтому представляется необходимым ввести в схему таможенного досмотра проверку наличия слоя олова или серебра на поверхности стекла методом рентгенрадиометрического анализа. Такой метод реализован в приборах Прим-1РМ или Магний-1, имеющихся в отделах таможен. Возможно и назначение таможенной экспертизы с вынесением на разрешение эксперта вопроса: «Имеется ли на листовом стекле слой, обогащенный оловом (к-стекло) или серебром (i-стекло)». Такая формулировка вопроса потребует использования для диагностики инструментальных методов, с помощью которых данные слои могут быть обнаружены. Известны единичные случаи назначения экспертизы, предметом которых была идентификация низкоэмиссионных стекол. Основанием назначения экспертизы являлось несоответствие между собой представленных к таможенному оформлению документов. К примеру, в гр. 31 ДТ приводилось следующее наименование товара: «стекло, имеющее поглощающий, отражающий слой», в китайской спецификации на товар — «стекло-флоат». В гр. 31 ДТ — «стекло листовое, имеющее поглощающий, отражающий слой», в китайской спецификации на товар — «reflective Dark Blue, reflective Bronze стекло-флоат», т. е. стекло, тонированное в массе.
Таким образом, в настоящее время существуют следующие актуальные проблемы таможенного контроля листового стекла:
1. Ввозится флоат-стекло разного качества, изготовленное по стандарту КНР GB 11614 или Q/FSG2. Однако описание товара в гр. 31 ДТ не учитывает качество ввозимого стекла. Это затрудняет контроль таможенной стоимости товара.
2. Количество листов стекла в упаковочном месте не является постоянной величиной. Оно может изменяться при переходе от одного упаковочного места к другому в пределах торговой партии. Однако, в гр. 31 ДТ указывается
фиксированное значение листов, которое участвует в расчете веса стекла. Это приводит к занижению веса стекла.
3. Существует вероятность декларирования низкоэмиссионного стекла — стекла с поглощающими (отражающими) слоями под видом прозрачного стекла без слоев. Результатом недостоверного заявления низкоэмиссионного стекла является занижение таможенной стоимости.
Решению указанных проблем будет способствовать описание товара в гр. 31 ДТ в соответствии с вышеизложенными рекомендациями и применение долгосрочного профиля риска. В качестве меры минимизации рисков предлагается проведение таможенного досмотра с пересчетом листов стекла в каждом упаковочном месте и диагностикой поверхностных слоев с использованием анализатора Прим-1РМ или Магний-1.
Список литературы
1. Таскаев В.И. Риски таможенного оформления листового стекла / В.И. Таскаев, Н.Н. Таскаева // Таможенное дело в период реформ: региональные проблемы. Владивосток: ВФ РТА, 2005. С. 7-19.