Научная статья на тему '«Лишний» год гимназиста спасовского (документы и версия)'

«Лишний» год гимназиста спасовского (документы и версия) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ГОДЫ М.М. СПАСОВСКОГО / ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ГИМНАЗИЯ / СОБЫТИЯ 1905 ГОДА В КАЗАНИ / АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Возчиков В. А., Манузина Е. Б.

На основании ранее неопубликованных архивных материалов и писем реконструируются некоторые подробности детских лет и учебы в Казанской Первой гимназии Михаила Спасовского (1890-1971) впоследствии известного публициста, литератора, общественного деятеля русской эмиграции; предлагается оригинальная версия о причинах двухлетнего пребывания Спасовского в пятом классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Лишний» год гимназиста спасовского (документы и версия)»

- в старших классах школы большой популярностью пользуются командные игры, близкие по своему содержанию к спортивным играм;

- заблаговременно проводить подготовку к соревнованиям;

- в организации спортивных соревнований должны принять участие учителя, медработники, общее руководство осуществляется директором школы;

- дети, не участвующие в соревнованиях, выступают в роли судей (для этого их предварительно инструктируют, как производить измерения и запись результатов, подсчет очков).

Педагог сам должен быть эталоном для подражания, вносить в школьную жизнь частички культуры здоровья, благодаря которым каждый ученик в своем внутреннем мире из маленького ростка под названием «здоровый образ жизни» вырастит могучие дерево с крепким здоровым стволом. И спустя годы, будучи здоровым человеком, он с теплотой в душе будет вспоминать об учителях ОБЖ, физической культуры или просто классном руководителе, которые помогли ему в становлении его жизни.

Список литературы:

1. Бахтин Ю.К. Формирование культуры здоровья - ответственная задача учреждений народного образования / Ю.К. Бахтин, Г.И. Сопко, М.В. Па-зыркина // Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С. 445-447.

2. Вайнер Э.Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования / Э.Н. Вайнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. -2009. - № 5. - С. 47-59.

3.Казин, Э.М., Панина Т.С. Проблемы валеологизации образовательной среды // Методологические и организационные подходы к проблеме валеоло-гического образования и воспитания. - Кемерово, 2007. - Разд. 2. - С. 23-44.

4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

«ЛИШНИЙ» ГОД ГИМНАЗИСТА СПАСОВСКОГО (ДОКУМЕНТЫ И ВЕРСИЯ)

© Возчиков В.А.*, Манузина Е.Б.*

Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина,

г. Бийск

На основании ранее неопубликованных архивных материалов и писем реконструируются некоторые подробности детских лет и учебы в

* Профессор кафедры Педагогики и психологии, доктор философских наук, профессор.

* Заведующий кафедрой Педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент.

Казанской Первой гимназии Михаила Спасовского (1890-1971) - впоследствии известного публициста, литератора, общественного деятеля русской эмиграции; предлагается оригинальная версия о причинах двухлетнего пребывания Спасовского в пятом классе.

Ключевые слова детские годы М.М. Спасовского, приходская школа, гимназия, события 1905 года в Казани, аттестат зрелости.

Достоверных сведений о детстве и доуниверситетской юности известного русского публициста, эмигранта Михаила Михайловича Спасовского (1890-1971) крайне мало. Возможно, сохранился архив Императорской Казанской Первой гимназии, где могут находиться интересующие нас документы, однако обратиться к нему возможности пока не представилось.

Пожалуй, самым авторитетным из известных сегодня биографических источников названного периода остается личное письмо Э.Ф. Спасовского Голлербаху от 2 апреля 1919 г. [см.: 4, л. 14-25]. По собственным воспоминаниям Михаила, был он «... тихим, задумчивым ребенком; избегал шумных игр, не любил капризных и брачливых сверстников, органически не переносил ссор, крика и вообще всякого гама, всякого насилия» [4, л. 17]. Слез и обид было в избытке; детство порой жестоко, и тот, кто не может «дать сдачи», становится особенно лакомым объектом насмешек и всевозможных «притеснений». Похоже, Михаил не отличался смелостью и физической крепостью, ибо «. никогда не подымал своей руки на обидчика, а спешил забиться куда-нибудь в уголок и там молча выплакивать свое горе, без злобы и сетований» [4, л. 17]. Так без жалоб, в одиночестве проходило детство. Благо, рядом была матушка - Пелагея Елевфериевна, которая ласкала и баловала, правда, лишь в те немногие часы, когда не была занята шитьем и хозяйственными хлопотами. Однако, как всегда, нет худа без добра!.. В уединении так сладко переживались «. минуты мечтательного настроения. Богатейшая фантазия, упоение яркими грезами, была тем моим миром, которому я поверял всю свою скорбь и все свои обиды и в котором я черпал забвение и утешение ...» [4, л. 17об.].

В цитируемом письме Э.Ф. Голлербаху Михаил Михайлович сообщает, что учиться пошел с семи лет, посещал приходскую школу [см.: 4, л. 17об.]. Однако где находилась его первая школа, а стало быть - в Санкт-Петербурге ли, в Витебской губернии или где-то еще жила тогда маленькая семья Спасов-ских, достоверно пока остается неизвестным. Нечетко обозначает Спасовский и время переезда в Казань - «на девятом году» жизни [см.: 4, л. 17об.]; если строго следовать сказанному, данное событие могло произойти и в 1898-м, и в начале 1899-го года. Нам представляется, что Михаил Михайлович на год или даже на два ошибся. Имеется документальное свидетельство, что в Императорскую Казанскую Первую гимназию Спасовский был принят в августе 1901-го года [см.: 6, л. 4], следовательно, он или год-два после начальных классов приходской школы нигде не учился, что заботливая мать вряд

ли бы допустила, или же семья приехала в Казань в 1901-м, на одиннадцатом году жизни Михаила.

В пятом классе, признавался Спасовский, ему пришлось учиться два года, поскольку «в 1905-м был сильно замешан в революционном движении», что привело к исключению из гимназии в сентябре названного года, однако «... благодаря усиленным хлопотам (чьим? - В.В.) был в феврале 1906-го принят обратно» [4, л. 17об.]. Объяснения Михаила Михайловича не представляются убедительными ни с фактической, ни с психологической стороны. Да, Казань в 1905-м, как и многие российские города, что называется, «бурлила». Однако свидетельство М.М. Спасовского, что его исключили за участие в революционных событиях уже в сентябре, вызывает определенные сомнения. Ведь собственно «события» еще даже и не совершились, грядущий размах их пока только предчувствовался, и у администрации всех уровней совершенно не было реальных оснований для жестких действий. Обнинский В.П. в исследовании «Полгода русской революции» [см.: 3] ничего не сообщает о репрессиях в учебных заведениях Казани осенью 1905-го, хотя более поздние случаи не оставляет без внимания: 1 февраля 1906-го «17 воспитанников инородческой ученической семинарии уволены за бывшие в семинарии беспорядки» [3, с. 144]; 7 февраля «в юнкерском училище произведены обыски. 12 юнкеров отчислены за то, что у них найдены издания «Донской речи», «Молота» и др.» [3, с. 87]; 17 февраля «жандармской полицией арестован гимназист Б.Я. Каплан» [3, с. 90]; в марте «по распоряжению жандармского управления арестованы воспитанницы Нотовской гимназии Лихарева и Костромина» [3, с. 93].

Осенью же 1905-го «бунтующие» учащиеся вызывали, скорее, сочувствие. Так, 24 октября в здании городского Общества было арестовано 131 человек, в том числе 33 студента: «Ректор университета посылает арестованным студентам обеды. У ректора и прокурора (! - В.В.) принимаются пособия арестованным» [3, с. 99].

Малолетние учащиеся, как их называли в газетных сообщениях, видимо, больше из детского любопытства, чем сознательно, принимали участие в митингах и подобных уличных событиях, на которых им порой «доставалось» не меньше, чем взрослым. Жители Казани были потрясены, в частности, происшествием 27 сентября, когда пьяные казаки «... напали на совершенно невинную публику, избив ее нагайками»; спустя три недели произошел кровавый разгон митинга: «Казаки и вызванная пехота начали стрелять. Рабочие отвечали из револьверов. Разыгралась возмутительная сцена, героями которой были казаки и конная полиция. Избивали малолетних учащихся. Казаки были пьяны и стреляли в разных направлениях. Особенно усердно расстреливались окна университета, семинарии и старого пассажа. На улицах виднелись лужи крови от убитых и раненых детей и взрослых» [3, с. 8].

Гимназист Михаил Спасовский.

Фотография сделана в 1910 г. в «Художественной фотографии И. Якобсона» (г. Казань). ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 55910. Л. 2.

(Подготовка к печати и публикация В.А. Возчикова и Е.Б. Манузиной)

Нам представляется весьма маловероятным, что в бурных событиях 1905-го года принимал участие робкий и застенчивый по натуре мальчик (см. выше описание М.М. Спасовским собственного детства!..), не переносивший, напомним, крика и насилия, учившийся всего лишь в пятом классе гимназии, пусть ему и было уже 15 лет!.. Думается, что в цитируемом выше письме Э.Ф. Голлербаху Спасовский несколько «подретушировал» действительные факты (не вдаваясь в детали, заметим, что Михаил Михайлович подобные «неточности» себе позволял), к тому же, весьма прагматично было упомянуть в большевистской России 1919-го года о своей причастности к революционным событиям 1905-го...

В чем же тогда причина второгодничества Михаила?.. Рискнем предложить довольно простое объяснение: очень даже возможно, что дело было в учебных успехах, вернее сказать - неуспехах гимназиста Спасовского. Оценки в Аттестате зрелости повзрослевшего выпускника неплохие, но отнюдь не блестящие: Закон Божий - 4, русский язык и словесность - 4, латинский язык - 3, философская пропедевтика - 5, законоведение - 5, математика - 3, немецкий язык - 4, французский язык - 4 [см.: 6, л. 4]. Наше предположение представляется логичным, во-первых, потому, что «снимает» вопрос о труднообъяснимых «хлопотах», позволивших исключенному по политическим

мотивам гимназисту уже через полгода вновь приступить к учебе, а во-вторых - объясняет, почему Спасовский называет 1907-й год - первой гранью «перехода к более сложному течению мысли» [см.: 4, л. 17-18об.]: молодой человек, что называется, «взялся за ум», сумел настроить себя на учебную работу и добился впоследствии определенных успехов.

Со старшими классами гимназии Михаил Михайлович связывает начало своего духовного становления: «Знакомство с Шопенгауером. Первые публицистические статьи, изучение спиритизма, - начинаю вести научные записки. К этому времени (к какому?.. Логичнее предположить, что Спасовский имеет в виду не исключительно 1907-й год, но и последующий гимназический период. - В.В.) полностью прочитаны - Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Лесков, Данилевский, Лев Толстой, Ал. Толстой, Достоевский - и целая вереница романов Купера, Густав Эмара, Буссенара и др.» [4, л. 18]. Спасовский с гордостью сообщает Э.Ф. Голлербаху, что его сочинение «Русская литература всегда была кафедрой, с которой раздавалось поучительное слово» педагогическим Советом гимназии единодушно было признано лучшим (а держало экзамен более семидесяти человек!), удостоилось оценки «пять с плюсом» и похвалы от попечителя. «Работа эта оставлена при гимназии, как классическая», - как бы небрежно замечает Михаил Михайлович [см.: 4, л. 18-18об.]. Ценная информация для возможного будущего архивного поиска!..

Билет студента М.М. Спасовского для входа в Санкт-Петербургский университет на 1913-1914 учебный год. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 55910. Л. 15-16.

(Подготовка к печати и публикация В.А. Возчикова и Е.Б. Манузиной)

Среди подписавших Аттестат зрелости Михаила Спасовского - художник, преподаватель рисования и черчения Иван Андреевич Денисов, преподаватель французского языка Леон Осипович Синклер, преподаватель русского языка и словесности Василий Михайлович Сокольский, преподаватель немецкого языка Павел Иванович Шульц, преподаватель географии Василий Николаевич Афанасьев, преподаватель математики Петр Андреевич Максимов, законоучитель православного вероисповедания протоиерей Павел Митрофанович Руфимский [см.: 6, л. 4об.; см. также: 5, с. 66; 1, с. 222-223]. Некоторые из них, например, П.М. Руфимский и В.Н. Афанасьев, сопровождали Спасовского все его гимназические годы. А вот директор гимназии за время учебы Михаила сменился: если принимал Спасовского в 1901 году статский советник Дмитрий Владимирович Никифоров, то напутствовал в самостоятельную жизнь в 1910-м действительный статский советник Николай Александрович Клюев [о Н.А. Клюеве см., напр.: 2, с. 15]. Аттестат зрелости засвидетельствовал отличное поведение гимназиста Спасовского [см.: 6, л. 4], что еще раз позволяет нам усомниться в каком-то заметном участии Михаила Михайловича в революционных событиях 1905-го года.

С Аттестатом зрелости № 894, выданным императорской Казанской Первой гимназией 5 июня 1910 г., двадцатилетний Михаил с матушкой Пе-лагеей Елевфериевной отправились в Санкт-Петербург.

Список литературы:

1. Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1915 год. Издание Казанского губернского Статистического комитета [Текст]. - Казань: Типография Губернского правления, 1914. - XLШ, 819 с.

2. Краткий исторический очерк Казанской городской публичной Библиотеки за 50 лет ее существования (10 января 1865 - 10 января 1915) [Текст]. - Казань: Электрич. типография Л.П. Антонова, 1915. -18 с.

3. Обнинский, В.П. Полгода русской революции: Сборник материалов к истории русской революции (октябрь 1905 - апрель 1906 гг.). Вып. 1 [Текст] / В.П. Обнинский. - М.: Тип. И.Н. Холчев и Ко, 1906. - VIII, 180 с., с табл.; [10] л. табл., карт., график.

4. ОР РНБ. Архив Э.Ф. Голлербаха. Ф. 207. Ед. хр. 89.

5. Памятная книжка Казанской губернии на 1901 год. Издание Казанского губернского Статистического комитета под редакцией секретаря комитета Н.П. Кильдюшевского [Текст] - Казань: Тип. Губернского правления, 1901. -[2], ХХХ, 14, [6], 311, 75, 52 с.

6. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 55910.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.