Научная статья на тему '«Лишние» люди в создании «Нового» общественно-политического строя страны'

«Лишние» люди в создании «Нового» общественно-политического строя страны Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО ДОХОДАМ / GENERATION / MORALITY / DIFFERENTIATION OF THE POPULATION BY INCOME

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федоров Владимир Анатольевич

В статье рассмотрены современные проблемы отношений между поколениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Лишние» люди в создании «Нового» общественно-политического строя страны»

3. Эскиев М. А. Пути совершенствования социально-экономического развития [Текст] / М. А. Эскиев, М. И. Чажаев, Р. А. Ялмаев // Молодой ученый. — 2015. — № 14. — С. 309-313.

4. Ялмаев Р. А. Разработка сценариев развития региона на основе социально-экономических показателей // 3-ая ежегодная итоговая конференция ППС ЧГУ (20 февраля 2014 г.) «Изд-во Чеченского госуниверситета», Грозный, 2014.

«Лишние» люди в создании «нового» общественно-политического строя страны Федоров В. А.

Федоров Владимир Анатольевич /Fedorov Vladimir Anatol'evich - кандидат экономических

наук, доцент,

кафедра государственного и муниципального управления НИУ, Высшая школа экономики, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрены современные проблемы отношений между поколениями.

Abstract: the article deals with modern problems of relations between the generations.

Ключевые слова: поколение, нравственность, дифференциация населения по доходам.

Keywords: generation, morality, differentiation of the population by income.

УДК 331.1

Переход от всеобщей занятости с «уравнительной» системой распределения материальных благ в обществе, неизбежно приводит к появлению «лишних» людей из числа трудоспособного населения. За фасадом индивидуального персонифицированного подхода (чего стоит только смена последних парадигм от управления персоналом до управления человеческими ресурсами) скрывается кощунственное отношение людей друг к другу. Так, например, возможность реорганизации производства (услуг) в сознании молодых менеджеров заключается в том, чтобы произвести сокращение численности рабочих, в первую очередь, за счет людей старшего поколения, которые менее гибко реагируют на изменение. А экономию фонда оплаты труда поделить между оставшимися работниками, не задумываясь о том, что данный путь, в конечном итоге, приведет к утрате преемственности между поколениями, своего рода «разрыву» между поколениями и увеличению нагрузки между оставшимися работниками. В Западном мире проблема преемственности приобрела неожиданную остроту и актуальность в конце 60—70 гг. Массовая миграция людей из Азии и Африки в Европу, «бархатные революции» и «акции умиротворения» ломают сложившиеся традиции и стереотипы поведения, нарушают процессы наследования в масштабах, неизвестных за всю историю этнографических и социологических исследований. Те же проблемы возникли в последнее десятилетие и в нашей стране, что делает проблему преемственности поколений актуальной не только теоретически, но и практически.

За последние несколько лет безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей. Она не дает возможности им приложить свое умение в том виде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс [1].

Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует стагнации производства и рынка и, как следствие, безработице [2]. Следует также отметить эрозию традиционных ценностей, что приводит к серьезным расстройствам личных убеждений и ценностей. Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Это значительно усложнило систему мотивации и стимулирования работников, прежде всего в связи с приемом на работу по краткосрочным контрактам, выдвижением различных предварительных условий (в том числе испытательного срока), жесткой увязкой материального поощрения с получаемой прибылью и другими факторами.

Возможность создания «нового» общественно-политического строя в сознании руководства страны заключается в сокращении численности неработающего населения, которое, в свою очередь, приведет к уменьшению объема потребления, путем выплат пониженных размеров пенсий и лояльного отношения к неуплате страховых взносов работодателями. Данный путь хотя и ведет к физическому сокращению неработающего населения за счет сокращения жизни, но одновременно приближает конфликт, который неминуемо произойдёт при достижении пенсионного возраста работающего в настоящее время населения.

Отношение между поколениями исторически развивается с развитием общества. На наш взгляд, нельзя согласиться с утверждением о врожденных общечеловеческих отношениях между поколениями. Отношения между поколениями всегда зависят от социального строя, развиваясь вместе с ним. Если раньше проблема отношений между поколениями сводилась к отношениям внутри семьи, то сейчас, не отменяя внутрисемейных отношений, речь должна идти о поколениях как больших социальных группах, различающихся по возрасту, месту и функциям в жизни общества.

Только христианские заповеди: «не убий, не укради, возлюби ближнего как самого себя» и другие подобные проповедуются на Земле 2015 лет. Казалось бы, от поколения к поколению желающих нарушить их должно становиться все меньше и меньше. Однако, к сожалению, мы наблюдаем обратную картину. И хотя в открытом доступе нам не удалось найти исследований, посвященных исследованию корреляции между различными поколениями и числом нарушений христианских заповедей, статистика свидетельствует о том, что нарушений становится все больше.

Почему же мы все больше отдаляемся от идеального общества? Для того чтобы выдвинуть гипотезу причины, начнем с определения границ исследуемого явления, а именно - с понятия «поколения». Понятие «поколение» (от «колено», род) тем самым начинает означать уже не родственность по общему предку, а единицу ритма истории и локальные «места» исторических событий. Понятие поколения связано с особым видом социальных отношений - культурным наследованием.

В качестве полярных поколений выберем поколение, достигшее трудоспособного возраста с одной стороны, и достигшее пенсионного возраста с другой. Исследуемой областью в данном случае будут поколения между этими границами. Кроме того, те, чей возраст составляет больше 20 лет, жизнь в период плановой экономики представляют только с позиций средств массовой информации, то есть с позиций правящей партии.

В 1962 году симпозиум геронтологов утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60 - средний возраст; 60-75 - пожилой возраст; 75-90 - старческий возраст; свыше 90 - долгожители. Старость, как явление человеческой жизни, представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает

заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке. В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость («паспортная») - характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса. В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. Практиковалось уничтожение стариков дикими племенами, которые существовали за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. В XX веке положение старых людей значительно ухудшилось [3]. В ходе исторического развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились представления о старости в социальном, психологическом и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Старым людям общество отказывает в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Существует мнение, будто старые люди - ни к чему непригодные потребители, своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам выгоды.

Однако менеджмент должен остерегаться несбалансированной возрастной структуры. В менеджменте предприятий и организаций опасно иметь как преобладание пожилых людей, так и слишком молодых. Слишком молодое руководство означает, что в течение очень долгих лет для молодежи не будет возможности карьерного роста. Все хорошие должности заняты работниками, у которых впереди десятилетия трудовой деятельности. Кроме того, очень велика возможность того, что вследствие этого перспективная часть молодых работников очень скоро превратится в разочарованных бездельников, если они останутся в этой компании. Но а самое страшное ждет впереди, когда молодая команда менеджеров превратится в команду одновозрастных стариков. По нашей оценке в России это случится на рубеже 2030-2040 годов. Собственно, на западе такая ошибка была очень популярна для компаний после Великой депрессии, когда на работу брали одних молодых менеджеров [7]. Результаты такой недальновидности сказались в 1940-1950 годы.

Одной из проблем нравственности становления личности выступает высокая степень эгоизма среди людей, особенно молодых. Эгоизм - точка зрения, позиция, поведение человека, сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье). Эгоизм обнаруживается в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного интереса происходит в ущерб интересу другого человека. С эгоизмом мы обычно связываем такие качества личности, как жестокосердечность, антигуманизм, стяжательство, корысть. «Эгоистичный человек интересуется только собой, желает всего только для себя, чувствует удовлетворение не тогда, когда отдает, а когда берет. На внешний мир он смотрит только с точки зрения того, что он может получить от него; у этого человека отсутствует интерес к потребностям других людей и уважение к их достоинству и целостности. Он не может видеть ничего, кроме самого себя; все и вся он оценивает с позиции полезности ему; он в принципе не способен любить» [2].

Эгоизм конкретизирует зло и является его производной. Студенческая среда характеризуется также и большей злонамеренностью, чем у людей старшего поколения. По данным исследования, проведенного Савельевой Т. В. самый высокий показатель эгоизма - у молодых людей 64 %, а самый низкий у взрослых женщин -21 %. Доброжелательностью отличаются люди из старшей возрастной группы, особенно женщины - 79 %, молодежь - девушки - 70 % [4].

В стремлении к достижению собственной выгоды нет ничего аморального. Другое дело, что эгоисты увеличивают свою выгоду за счет ущемления интересов других людей, за счет нарушения принятых норм закона и морали.

Одним из источников эгоизма является одиночество. Одиночество в западной культуре рассматривается как обязательное условие становления личности. Это -типичная для американского общественного сознания позиция. Для Востока традиционной является ориентация на нормы и долг. Основой общества являются небольшие социальные группы (роды и семьи), а человек является неотъемлемой частичкой общности, группы и должен защищать ее интересы, следовать ее правилам. Его индивидуальные достижения и успехи имеют значение лишь в той мере, в какой они приносят пользу общности, к которой он принадлежит. Отдельная личность, следовательно, занимает подчиненное положение, что закреплено в традиционном общественном сознании. «Личность есть не столько то, что человек умеет и чему обучен, сколько его отношение к миру, к людям, к себе, сумма желаний и целей» [5].

Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет ей свою картину мира, которую образно можно представить по аналогии с человеческим организмом. Речь идет о трудно поддающимся лечению раковым заболеваниям. Раковые клетки, в отличие от остальных, безудержно размножаются, пожирая ткани вокруг себя и образуя опухоль, растущую как лавина. И обладают поразительной способностью к выживанию, вот почему так трудно остановить их рост, а еще труднее вообще уничтожить. В отличие от остальных клеток, срок жизни которых исчисляется днями или неделями, раковые умирают вместе с «хозяином», в теле которого поселились и которого сами же убили. В некоторых лабораториях мира они живут в колбах уже более ста лет и чувствуют себя превосходно. Рак у пожилого человека протекает гораздо медленнее, чем у молодого - процессы в организме заторможены, и раковые клетки делятся не так быстро. Ту же аналогию современного общества с организмом можно представить и в отношении хронических заболеваний и их обострений. Каковы же причины обострения противоречий между поколениями? В 1960-е годы наметились два полюса в оценке межпоколенных различий: «великий разрыв» и «ничего нового» [6].

Сгруппируем проблемы современного общества, порождающие конфликт поколений:

1) преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;

2) приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);

3) передача собственности по наследованию;

4) степень зависимости и ответственности между поколениями;

5) государственная политика по отношению к разным поколениям;

6) соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.

Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в

конфликте поколений являются следующие:

1) понижение социального статуса пожилых людей;

2) изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно-технического прогресса;

3) обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;

4) распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Чтобы сократить разрыв между поколениями, по нашему мнению, необходимо:

1. Создать условия для востребованности старшего поколения. Экономически это можно сделать путем увеличения суммы пенсии старшему поколению за счет увеличения взносов в пенсионный фонд с заработной платы молодого поколения, то есть фактически уменьшив заработную плату молодого работающего поколения. Таким образом, часть средств к существованию молодое поколение будет получать за счет пенсий старшего поколения, что приведет к востребованности последнего.

2. Увеличить время обучения молодого поколения. Например, двухуровневая система образования в вузах только усиливает конфликт между поколениями, так как, с одной стороны, оставляет без работы преподавателей специальных дисциплин пятого года обучения, в конечном счете сокращая их рабочие места. С другой стороны, обучаемое в вузах поколение на один год раньше приступает к работе, усиливая конфликт между поколениями на рынке труда.

Не только Россия, но и весь мир сегодня сталкивается с нарастанием числа «лишних людей». Особенно остро эта проблема встанет с ростом органического строения капитала, когда машины заменяют человека уже не только в индустрии, но и в офисном мире. Это, в том числе, приведёт и к разрушению потребительской экономики - нынешней основы, так как большинство людей не будет обладать достаточными средствами для потребления в нынешних объёмах, что, в свою очередь, подтолкнет к изменению общественно-экономической формации в стране. В России дело осложняется тем, что, в отличие от Запада, государство почти полностью самоустранилось от решения социальных проблем. Вместо предлагаемых коренных изменений преемственность заменяется новой идеологической моделью, принятой в Европе и Америке, когда в частной жизни вам представляется максимальная свобода. Это делается для того, чтобы отвлечь общественное мнение в отношении демократии, которой в современных государствах, считающих себя демократическими, фактически нет.

Литература

1. Исмайлов Л. Э. Факторы спроса и предложения на рынке труда, безработица и формы ее проявления. ИЭ РАН, А., 1993, Рук. деп. в ИНИОН РАН, № 48284.

2. Андреев С. В. Кадровый потенциал: сохранение, использование развитие. // Автореферат дисс. на соиск. ученой степени д. э. н. М., 1997. 14 с.

3. Цой Л. Н. Вечный конфликт поколений: проблемы и перспективы его разрешения [Электронный ресурс]. URL: http://www.klubok.net/article2060.html.

4. Савельева Т. В. Эгоизм в среде молодежи. Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний: В 4 т. - Казань: Изд-во «Юниверсум», 2007. - (Вып. 6).

5. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания: Учебное пособие / О. В.Лишин; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М., 2003.

6. Фромм Э. Искусство любви. - М.: Знание, 1991. - С. 5.

7. Друкер, Питер Ф. Практика менеджмента.: Пер. с англ.: - М: Издательский дом «Вильямс», 2002. - 398 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.