УДК 343.2/.7
ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ И ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
© Владимир Юрьевич СТРОМОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса, проректор по экономико-правовым вопросам и инфраструктурному развитию, e-mail: [email protected] © Владимир Алексеевич ФОКИН Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедрa уголовного права и процесса, e-mail: fokin-vladimir- [email protected]
Анализируется наказание в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью по законодательству Соединенных Штатов Америки. На основании проведенного исследования высказываются обоснованные предложения о направлениях оптимизации лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Ключевые слова: лишение права занимать определенные должности; лишение права заниматься определенной деятельностью; лишение права занимать какую-либо должность на государственной службе Соединенных Штатов Америки; виды наказания.
Зарубежное законодательство имеет виды наказаний в отношении должностных лиц и государственных служащих. Срок таких наказаний значительно продолжительнее, чем в отечественном уголовном праве [1-2]. А в некоторых государствах он закреплен даже в основном законе страны. Так, в законодательстве США наказание в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью именуется как лишение права занимать какую-либо должность на государственной службе Соединенных Штатов Америки [3-5]. Первое упоминание об этом виде наказания мы находим в Конституции США 1787 г.
Так, ст. 1 раздел 3 Конституции США говорит о том, что «сенату принадлежит исключительное право суда в порядке импичмента. Заседая с этой целью, сенаторы приносят присягу или делают торжественное заявление. Если подсудимым является Президент Соединенных Штатов, председательствует Главный судья. Ни одно лицо не может быть осуждено без согласия двух третей присутствующих сенаторов.
Приговор в случаях импичмента ограничивается отстранением от должности и лишения права занимать и исполнять какую-
либо почетную, ответственную, оплачиваемую должность на службе Соединенных Штатов. Однако в дальнейшем, тем не менее, производится расследование, отстраненному от должности предъявляется обвинение, он предается суду и несет согласно приговору наказание в соответствии с законом» [6].
Позже, 9 июля 1868 г. происходит ратификация XIV поправки к Конституции США, где в разделе 3 говорится о следующем обстоятельстве: «Никто не должен быть сенатором или представителем в Конгрессе, выборщиком Президента и Вице-президента или занимать гражданскую или военную должность на службе Соединенных Штатов или какого-либо штата, если он, приняв раньше присягу как член Конгресса или должностное лицо Соединенных Штатов, либо как член Законодательного собрания или должностное лицо исполнительной или судебной власти штата в том, что будет соблюдать Конституцию Соединенных Штатов, впоследствии принял участие в восстании или мятеже против них либо оказал помощь или поддержку их врагам. Однако Конгресс двумя третями голосов каждой палаты может отменить указанное ограничение прав» [7].
Из цитируемых статей можно сделать вывод, что никто не может укрыться от правосудия и остаться безнаказанным, не лишившись возможности занимать государственные должности, в т. ч. и президент. Когда мы говорим о Соединенных Штатах Америки как о стране, где ведущее значение имеет судебный прецедент и где наряду с Федеральным законодательством немаловажную роль играют законодательства штатов, следует помнить, что за одно и то же преступление в разных штатах санкции статей могут существенно различаться.
Так, С.П. Кубанцев говорит: «Освобождение от должности или запрет заниматься определенной деятельностью согласно УК штата Калифорния является уголовным наказанием, в то время как в соответствии с УК штата Нью-Йорк эта мера воздействия относится к санкциям гражданско-правового характера, что не исключает ее применения в качестве составляющего элемента обвинительного приговора» [8].
Законодательство штатов играет значительную роль в уголовном праве США. Соединенные Штаты никогда не имели кодифицированного закона и предприняли попытки систематизировать свое законодательство в Своде Законов (US Code) [6]. В результате в 1989 г. появляется 18-й титул, который затрагивает нормы, относящиеся к уголовному праву и процессу (Crimes and criminal procedure) [9]. Ряд статей 18-го титула имеет санкцию в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Так, ст. 212 данного титула предусматривает уголовную ответственность руководителей банков за предоставление ссуды или денежного подарка инспектору или помощнику инспектора, который имеет право проверять его. Также ответственности подлежит сам инспектор или его помощник (ст. 213 титула 18 Свода законов США). Наказанием за данные преступления является лишение свободы на срок до одного года или штраф на сумму ссуды или подарка, а инспектор подлежит дисквалификации.
В ст. 227 мы опять встречаем ответственность сенатора. Если человек, будучи сенатором, предпримет попытки как-то повлиять на принятие нужного для него решения, то он наказывается штрафом или тюремным
сроком на 15 лет, а также может быть лишен права исполнять какую-либо почетную, ответственную либо приносящую доход должность на службе Соединенных Штатов. Такой же вид наказания предусматривает ст. 201, которая говорит о подкупе должностных лиц и свидетелей.
Особое место наказание в виде лишения права занимать какую-либо должность на государственной службе занимает в параграфе 115 (измена, призыв к мятежу и подрывные действия). Так, ст. 2381 (измена) говорит нам о следующем фактическом обстоятельстве: «Тот, кто, будучи обязанным хранить верность Соединенным Штатам, начинает войну против них или примыкает к их врагам, оказывая им помощь и поддержку в Соединенных Штатах или в каком-либо другом месте, считается виновным в измене и наказывается смертной казнью или тюремным заключением на срок не менее пяти лет и штрафом не менее 10000 долларов, а также лишается права занимать какую-либо должность на государственной службе Соединенных Штатов».
Указанная статья вытекает из Конституции США и дополняет ее в части усиления мер наказания. Если же проводить аналогию с российским уголовным законодательством, то в ст. 275 УК РФ, которая называется «Государственная измена», мы не встречаем упоминания о наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Конечно же, это совсем не значит, что этот вид наказания не может назначаться, однако законодателю следует дополнить указанную статью и перевести этот вид наказания в разряд обязательных из разряда дополнительных, ведь это будет одной из дополнительных гарантий защиты государственного строя страны. А вот в статье «Разглашение государственной тайны» (ст. 283 УК РФ) он уже фактически появляется.
В ст. 2383 18-го титула нам говорится о восстании или неповиновении:
«Тот, кто принимает участие в подстрекательстве к неповиновению или восстанию, помогает, принимает участие в организации неповиновения или восстания, поднимает восстание против власти Соединенных Штатов или против их законов либо оказывает услуги или поддержку в этом,
- наказывается штрафом до 10000 долларов или тюремным заключением на срок до десяти лет либо подвергается обоим наказаниям, а также лишается права занимать какую-либо должность на государственной службе Соединенных Штатов».
Подобной статьи в УК РФ мы не находим. Есть, конечно же, похожие, это ст. 279 УК РФ (вооруженный мятеж) или ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), но все же их формулировки не позволяют сделать вывод о большом сходстве со ст. 2383.
Подводя итог, хочется отметить тот факт, что российское уголовное законодательство в плане защиты интересов государства неидеально. Поэтому законодателям следует обратить внимание на нормы американского уголовного права, которые ограничивают доступ к государственной службе даже на уровне Конституции. Мы предлагаем дополнить санкции ст. 30 главы УК РФ, где отсутствует наказание в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, таким видом наказания, а также увеличить срок лишения права занимать государственные должности. В ряде статей вообще можно ввести ограничение в виде пожизненного лишения права занимать должности.
1. Дворецкий М.Ю., Стромов В.Ю. Система уголовных наказаний: история развития,
сущность, цели, применение и эффективность: монография. Тамбов, 2007.
2. Дворецкий М.Ю. Эффективная реализация уголовной ответственности как оптимальное средство предупреждения преступлений и преступности: монография. Тамбов, 2009.
3. Дворецкий М. Ю. Эффективная реализация уголовной ответственности и процессы глобализации // Сборник материалов 5 Российского Конгресса уголовного права. 27-28 мая 2010 г. / отв. ред. В.С. Комиссаров. М., 2010. С. 651-655.
4. Дворецкий М.Ю., Стромов В.Ю. Эффективная реализация уголовной ответственности // Сборник материалов 7 Российского Конгресса уголовного права. 31 мая - 1 июня 2012 г. / отв. ред. В.С. Комиссаров. М., 2012. С. 51-60.
5. Дворецкий М.Ю., Стромов В.Ю., Кононы-хин С.Ю., Курманова О.Н. Проблемы назначения наказания в контексте оптимизации уголовной ответственности: вопросы уголовно-правовой теории и эффективной правоприменительной практики. Тамбов, 2011.
6. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. М., 2000.
7. Кубанцев С.П. Основные виды наказания в уголовном праве США // Журнал российского права. 2004. № 9. С. 120-131.
8. ЦЯЬ: http://www.law.comell.edu/uscode/text (дата обращения: 27.11.2012).
9. иКЬ: http://www.law.comell.edu/uscode/text/18 (дата обращения: 27.11.2012).
Поступила в редакцию 4.12.2012 г.
UDC 343.2/.7
DEPRIVATION OF RIGHT TO HOLD CERTAIN POSTS OR ENGAGE IN CERTAIN ACTIVITIES OF CRIMINAL LEGISLATION OF THE UNITED STATES OF AMERICA
Vladimir Yuryevich STROMOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor of Criminal Law and Process Department, Vice Rector for Economical and Law Questions and Infrastructural Development, e-mail: [email protected]
Vladimir Alekseyevich FOKIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Criminal Law and Process Department, e-mail: [email protected]
The penalty of deprivation of the right to hold certain posts or engage in certain activities on the United States of America legislation is analyzed. Based on this study the offers for optimization of disqualification to hold certain posts or practice certain activities in the Criminal Code of the Russian Federation expressed.
Key words: right disqualification to hold certain posts; hold on certain activities; disqualification from holding any public office of the United States of America; types of punishment.