Научная статья на тему 'Лирический цикл как идиостилевая константа'

Лирический цикл как идиостилевая константа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
804
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛ / ЦИКЛООБРАЗУЮЩАЯ / ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Касимова Альфия Рифхатовна

Рассматриваются основные признаки лирического цикла, предпосылки его возникновения как особого жанрового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lyrical cycle as idiostyle fixed component

Some basic principles of lyrical cycle and its genre-forming potential are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Лирический цикл как идиостилевая константа»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

39

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 2007. №5 (2)

УДК 882.076 А.Р. Касимова

ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ КАК ИДИОСТИЛЕВАЯ КОНСТАНТА

Рассматриваются основные признаки лирического цикла, предпосылки его возникновения как особого жанрового образования.

Ключевые слова: цикл, циклообразующая, лирическая поэма.

Изучение творчества поэтов начала ХХ в. не представляется плодотворным без обращения к проблеме цикла. Сами поэты осознавали циклы как особую жанровую форму.

A. Белый писал: «Только на основании цикла стихов одного и того же автора медленнее выкристаллизовывается в воспринимающем сознании то общее целое, что можно назвать индивидуальным стилем поэта; и из этого общего целого уже выясняется «зерно» каждого отдельного стихотворения; каждое стихотворение преломляемо всем рядом смежно-лежащих; и весь ряд слагается в целое, не открываемое в каждом стихотворении, взятом порознь» [2. С. 550].

B. Брюсов воспринимал книгу стихов как роман, который «раскрывает свое содержание последовательно от первой страницы к последней... Отделы в книге стихов - не более как главы, поясняющие одна другую, которые нельзя переставлять произвольно» [3. С. 604-605].

Таким образом, лирический цикл для поэтов рубежа Х1Х-ХХ вв. - это произведение, состоящее из нескольких глав-стихотворений, которые не мыслятся отдельно, а только как части целого.

По мнению М.Н.Дарвина, форма цикла была необходима современникам А. Белого для «воплощения некой универсальной модели мира, требующей. обстоятельного и концептуального ее развертывания.» [4. С. 484].

Как же понимают цикл современные исследователи?

В Краткой литературной энциклопедии дается такое определение этого термина: «Цикл - группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общностью персонажей» [5. С. 398].

В.А. Сапогов рассматривает цикл как «новый жанр, стоящий где-то между тематической подборкой стихотворений и поэмой» [7. С.175], а И.В. Фоменко - как «авторский контекст», в котором «единство стихотворений обусловлено уже авторским замыслом», а «отношения между отдельным стихотворением и циклом можно в этом случае рассматривать как отношения между элементом и системой» [9. С. 28].

В своих исследованиях своеобразия циклов того или иного поэта авторы называют эти циклические образования «романом в стихах», желая подчеркнуть их целостность. Однако отдельные стихотворения цикла все же сохраняют свою самостоятельность и вне цикла.

40 А. Р. Касимова

2007. №5 (2) ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Исследователи называют самые разные виды связи стихотворений внутри цикла. Отсюда возникает задача разграничить приемы конструктивных сцеплений стихотворений от жанрообразующих, составляющих типологическую черту цикла.

По справедливому замечанию И. В. Фоменко, этой цели можно достичь, только если не ограничиваться анализом особенностей циклизации в творчестве одного поэта, а основываться на материале циклов поэтов разных периодов и идейно-эстетических установок.

К потенциальным циклообразующим Фоменко относит:

• локализацию цикла автором либо названием, либо названием и римской (арабской) нумерацией стихотворений. Название становится доминантой смысла метатекста, давая установку на восприятие цикла как целостности;

• тематическую близость стихотворений, составляющих целостность

• своеобразный сюжет, под которым понимается внутренняя динамика цикла, когда в пределах цикла происходит развитие темы («романность» книг А. Ахматовой, три тома лирики А. Блока как роман в стихах).

• сквозные образы. Например, образы «памяти», «времени», «тишины» в цикле А. Ахматовой «В сороковом году»:

И тихо, так, Господи, тихо,

Что слышно, как время идет [1. С. 204];

Так вот - над погибшим Парижем Такая теперь тишина [1. С. 204];

Двадцать четвертую драму Шекспира Пишет время бесстрастной рукой [1. С. 205];

И память хищная передо мной колышет Прозрачный профиль твой за стеклами карет [1. С. 205].

• роль лексики в циклообразовании: повторяющиеся слова, которые ориентируют на определенный культурно-исторический пласт, скрытое и прямое цитирование, реминисценции и ассоциации.

Например, в цикле А. Ахматовой «В сороковом году» обращение к Шекспиру и библейской символике становится важнейшим средством внутренней связи между стихотворениями, придавая циклу обобщенный характер:

Сами участники чумного пира,

Лучше мы Гамлета, Цезаря, Лира Будем читать над свинцовой рекой;

Лучше сегодня голубку Джульетту С пеньем и факелом в гроб провожать,

Лучше заглядывать в окна к Макбету,

Вместе с наемным убийцей дрожать [1. С. 205].

Лирический цикл как идиостилевая константа

41

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 2007. №5 (2)

• пространственно-временной континуум;

• музыкальный способ организации («Петербург» Б. Пастернака построен по принципу свободных вариаций: четыре вариации на тему творчества;

С. А. Макарова проводит аналогию лирического цикла А. Фета «Мелодии» с сонатой [6]).

Этот перечень можно дополнить композиционными приемами, предложенными В.А. Сапоговым: общее интонационное поле стихотворений цикла, анафорический союз, общий стихотворный размер или резкая смена ритма, аллитерация [7].

Итак, циклообразующие связи можно проследить на самых разных уровнях: идейно-тематическом и языковом (с точки зрения лексики, фонетики, грамматики и т.д.).

Какие же возможности предоставляет поэту лирический цикл?

Роль циклической формы, по мнению М.Н. Дарвина, в том, что она «позволяет сохранить свойственную лирике прерывистость, «точечность» состояний лирического субъекта», а также она «позволяет обобщать лирическое изображение, укрупняя лирического героя или поэтическую личность, создавая определенное целостное представление о мире и человеке в их единстве» [4. С. 490]. Иными словами, цикл дает возможность выразить свою концепцию действительности, свое мировосприятие, чего нельзя достичь в пределах одного стихотворения.

Каковы же время и предпосылки возникновения цикла?

Предполагается, что цикл как особое жанровое образование возник в начале XIX в. в творчестве поэтов-романтиков, хотя само явление циклизации появилось гораздо раньше (обрядовая поэзия в устном народном творчестве). Романтизм принес смешение стилей и распад классицистической жанровой системы.

Источниками лирического цикла являются: 1) стремление к объединению стихотворений не по жанровым, а по внутренним признакам; 2) распад лирической поэмы вследствие усиления фрагментарности и ослабления сюжетной повествовательности.

Многие исследователи утверждают о необходимости соотнесения проблемы цикла с жанром поэмы. К примеру, Л.В. Спроге считает лирический цикл способным заместить жанр поэмы, называет цикл «поэмообразной» структурой [8].

Совершенно очевидно, что, несмотря на интенсивность разработки проблемы цикла, по-прежнему открытым остается вопрос о самом толковании термина, так как диапазон признаков этого понятия крайне велик. Пока недостаточно ясно, какие же черты определяют цикл именно как жанровое образование, а какие особенности свойственны циклам только того или иного поэта.

Решение этих вопросов необходимо для интерпретации произведений. Исследование структуры поэтических циклов открывает неожиданные, на первый взгляд, незаметные аспекты содержания художественного произведения, позволяет глубже раскрыть концепцию мира и человека в творчестве поэтов.

42

А.Р. Касимова

2007. №5 (2) ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахматова А.А. Собрание сочинений: В 2 т. М.: Правда, 1990. Т.1. 448 с.

2. Белый А. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966.

3. Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. М., 1973. Т.1.

4. Дарвин М.Н. Цикл // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М.: Высш. шк., 2000.

5. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 8. Флобер-Яшпал. М.: Сов. эн-цикл., 1975.

6. Макарова С.А. Принципы сонатной формы в лирическом цикле (А. Фет «Мелодии») // Филологические науки. 1999. № 2.

7. Сапогов В.А. Лирический цикл и лирическая поэма в творчестве А. Блока // Русская литература ХХ века (дооктябрьский период): Сб. ст. Калуга, 1968.

8. Спроге Л.В. Лирический цикл как «поэмообразная» структура (А. Блок «О чем поет ветер») // Жанры в литературном процессе: Межвуз. сб. науч. тр.. Вологда, 1986.

9. Фоменко И.В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.

Поступила в редакцию 12.01.07

A.R. Kasimova

Lyrical cycle as idiostyle fixed component

Some basic principles of lyrical cycle and its genre-forming potential are considered in the article.

Касимова Альфия Рифхатовна

Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко 427621, Россия, г. Глазов, ул. Первомайская, 25 (корп. 1)

E-mail: alfya81@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.