УДК 82-3 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-281 -288
Лирические произведения А. С. Пушкина
как средство создания образа поэта в беллетризованной биографии И. А. Новикова «Пушкин в изгнании»
Цзинна Чжан, Д. Н. Черниговский
Вятский государственный университет, г. Киров
Введение. В настоящей статье рассматриваются тексты поэтических произведений А. С. Пушкина, включенные в беллетризованную биографию И. А. Новикова «Пушкин в изгнании». Популярность бел-летризованной биографии в XX веке, обращение писателей к данному жанру объясняется его актуальностью в период изменений в обществе, необходимостью опоры на идеалы прошлого. Беллетризованная биография писателя как особый жанр отчасти раскрывает особенности эпохи; использование художественного домысла помогает реконструировать жизнь героя в ее непрерывном развитии. Цель: обозначить роль лирических текстов А. С. Пушкина для понимания образа поэта в дилогии И. А. Новикова. Материалы и методы. В исследовании применяются методы анализа, синтеза, а также интертекстуальный подход. Предметом исследования являются тексты лирических произведений А. С. Пушкина, включенные в белле-тризованную биографию «Пушкин в изгнании». Результаты исследования, обсуждения. Взаимодействие автора и героя в беллетризованной биографии проявляется в отборе документальных материалов; с помощью интуиции, образного восприятия действительности биограф стремится раскрыть истинную сущность своего героя-писателя. Создавая образ поэта в дилогии, И. А. Новиков активно использует тексты лирических произведений А. С. Пушкина. Автор представляет героя как цельную личность, поэтому рассматривает жизнь поэта в годы ссылки в тесной связи с его творчеством в этот период. Заключение. Новиков подробно воссоздает процесс создания стихотворений, показывает, как формируется гений Пушкина. Лирические тексты иллюстрируют эмоциональное состояние героя, отражают его впечатления, переживания. Наделенный особым мировосприятием, герой Новикова изображает окружающую его действительность в опоэтизированном, преображенном виде.
Ключевые слова: беллетризованная биография писателя, творчество И. А. Новикова, образ А. С. Пушкина, лирические произведения, поэтическое мировосприятие, психологическая реконструкция, внутренний монолог.
A. S. Pushkin's lyrical works as a means
of creating the poet's image in I. A. Novikov's fictionalized biography "Pushkin in exile"
Jingna Zhang, D. N. Chernigovsky
Vyatka State University, Kirov
Introduction. This article analyses A. S. Pushkin's poems, included in the fictionalized biography "Pushkin in exile" by I. A. Novikov The popularity of fictionalized biography in the XX century, the author's attention to this genre are explained by its relevance in the period of changes in society, people's necessity to rely on the ideals of the past. The writer's fictionalized biography, being a specific genre, partly reveals the features of the historical epoch; the use of artistic fiction helps to reconstruct the life of the hero in its continuous development. Purpose: to identify the role of A. S. Pushkin's lyrical texts for understanding the image of the poet in the dilogy by I. A. Novikov. Materials and methods. The main subject of the analysis is the texts of A. S. Pushkin's lyrical works included in the fictionalized biography "Pushkin in exile". Results, discussions. Interaction of the author and the hero in the fictionalized biography reveals in selection of documentary materials; using intuition, figurative perception of reality the biographer tries to reveal the true nature of his hero-writer. Creating the poet's image in the dilogy, Novikov actively uses the texts of Pushkin's poems. The author presents the hero as an integral person, so he reviews the life of the poet in the years of exile in close connection with his works of this period. Conclusion. Novikov recreates thoroughly the process of creating poems, shows the formation of Pushkin's genius. Lyrical texts illustrate the emotional state of the hero, reflect his impressions and experiences. Endowed with a special worldview, the hero depicts the surrounding reality in a poeticized, transformed form.
Keywords: writer's fictionalized biography, I. A. Novikov's works, the image of A. S. Pushkin, lyrical works, poetic perception of the world, psychological reconstruction.
Жанр беллетризованной биографии пользуется популярностью на протяжении длительного периода времени, что обусловлено интересом к личности известного человека. Особое внимание в сравнении с другими жанровыми формами уделяется биографии в XX веке: смена психологического климата, обстановки в обществе заставляет искать идеалы, некую моральную опору в опыте прошлых лет.
Как самостоятельный жанр беллетризованная биография возникает в XVII веке в европейской литературе и связывается с именами Сэмюэля Джонсона, Литтона Стречи, Андре Моруа. Белле-тризованная биография, в отличие от научной, использует различные художественные средства для описания личности героя, его жизненного и творческого пути; в ней сочетаются документальная основа и вымысел.
В советской и русской эмигрантской литературе беллетризованная биография получает достаточно широкое распространение в 1920-1940-е гг. в творчестве таких писателей, как Б. К. Зайцев (1881-1972), Ю. Н. Тынянов (1894-1943), В. В. Вересаев (1867-1945), В. Ф. Ходасевич (1886-1939), И. А. Новиков (1877-1959) и других.
Биография писателя рассматривается исследователями как одна из разновидностей биографической литературы. «...значительный сегмент в биографической литературе образуют биографии писателей, часто выделяемые в отдельный (под)жанр «автор как персонаж» [3, с. 280]. Художественная биография писателя «исследует жизнь личности, творящей не только свою собственную судьбу, но и создающей модель жизни человека-творца, для воплощения которой наиболее важна история духовной жизни человека»1. Создавая писательскую биографию, автор делает попытку воссоздать жизненное пространство, окружение героя. При этом беллетризованная биография писателя предполагает взаимодействие автора и персонажа, отражение авторского сознания, что проявляется в определенном отборе материала. «.личность автора играет здесь определяющую роль» [1, с. 234]. «Зачастую био-
1 Казанцева Г.В. Беллетризованные биографии В. П. Авенариуса «Пушкин» и «Михаил Юрьевич Лермонтов»: история, теория, поэтика жанра: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.: МГПУ им. М. А. Шолохова, 2004, 28 с. URL: http:// cheloveknauka.com/belletrizovannye-biografii-v-p-avenariusa-pushkin-i-mihail-yurievich-lermontov-istoriya-teoriya-poelika-zhanra (дата обращения: 13.03.2019).
граф и его персонаж связаны на уровне творчества, что отчасти объясняет природу вымысла в беллетризованной биографии. Романисты описывают жизнь романистов.; поэты пишут про поэтов.; выбор поэтической или прозаической формы для автобиографии - все это свидетельствует об особом творческом восприятии» [16, с. 2]. Одной из важных особенностей является также освещение в беллетризованной биографии творчества героя, так как именно творчество является основным, определяющим началом в жизни писателя. «Творческий акт, вдохновение поэта всегда несет в себе что-то «непостижимое уму», нечто таинственное для непосвященного, и художественно раскрыть творческий процесс, рождение гениального произведения - важная задача такого романа» [14, с. 218].
В настоящей статье нами рассматривается роль лирических произведений в создании образа А. С. Пушкина в дилогии И. А. Новикова «Пушкин в изгнании». Автор в романе не только повествует о событиях, он также является литературным критиком, исследуя и оценивая творчество своего героя. Так, Г. В. Казанцева указывает, что одним из первых биографов Пушкина, который предпринял попытку проанализировать внутреннюю жизнь поэта через его произведения, был П. А. Плетнев; цитаты из стихотворений рассматриваются у Плетнева как «фактическая речь героя-писателя» [6, с. 62]. Погружение в сознание писателя путем обращения к тексту позволяет наиболее достоверно смоделировать творческую личность. «Одной из значимых функций интертекстуальных включений в рамках дискурса художественной литературы выступает функция характеризации персонажа» [7, с. 84].
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью образа поэта в дилогии И. А. Новикова «Пушкин в изгнании» необходимостью выявить значение лирических текстов в дилогии для более полного и детального анализа образа главного героя беллетризован-ной биографии.
Материалом для исследования послужил текст дилогии И. А. Новикова «Пушкин в изгнании».
Романы «Пушкин в Михайловском» (1936) и «Пушкин на юге» (1944), объединенные впоследствии в дилогию «Пушкин в изгнании» (1947), являются одними из наиболее известных романов о Пушкине. Идея написать беллетризованную биографию, посвященную жизни и творчеству поэта,
возникает в 1924 году; на протяжении всей жизни Новиков вносит фактологические изменения в текст романов, корректирует стиль.
Образ Пушкина-поэта, воссозданный в дилогии, в разное время привлекал внимание исследователей. Б. С. Мейлах отмечал, что Новикову удалось запечатлеть в беллетризованной биографии творческий рост поэта в годы ссылки; Пушкин показан в развитии: очевидно, что лирика поэта в период ссылки в Михайловское становится более зрелой. Новиков воспроизводит определенные периоды из жизни Пушкина, но важнее для него показать процесс творчества; именно поэтому в дилогии присутствуют многочисленные отсылки к произведениям, прямые и косвенные. Ср.: «Разрешение в поэтическую гармонию «бунтующих страстей», душевных скорбей и недугов -это и составляет основную внутреннюю тему его романа» [2, с. 3]. В дилогии Новикова сложно разделить Пушкина-личность и Пушкина-творца. Творчество становится для поэта источником радости, утешения в ссылке, а источником вдохновения выступает окружающий мир. Посредством поэтических текстов «Новиков вводит нас в сокровенные тайники поэзии, показывает поэта во вдохновении, в творческом волнении, раскрывает «секрет» стихотворчества» [15, с. 121]. Всех исследователей объединяет мнение о том, что у Пушкина творчество тесно связано с жизнью, поэтому представляется невозможным рассматривать биографию поэта без обращения к его стихотворениям (как это сделал, например, В. В. Вересаев в литературном монтаже «Пушкин в жизни»). «Пушкин без творчества - живой труп. Никакие «настроения» и «привычки» <...> не возместят отсутствие того, что было в нем главное <...>: его творческой личности» [12, с. 334].
Пушкин в дилогии - живой, изменяющийся: «Пушкинское «изгнание» показано как позитивный фактор развития дара» [13, с. 19]. Периоды южной ссылки и ссылки в Михайловское действительно становятся плодотворными для поэта, значимыми для его творчества в целом. Поэзию южного периода характеризуют романтические настроения. «Романтическое жизнеощущение было в этот момент спасительно для Пушкина потому, что оно обеспечивало ему столь сейчас для него необходимое чувство единства своей личности» [8]. Южная природа способствуют появлению новых замыслов, впечатлений. Стихотворения периода ссылки в Михайловское носят
иной характер, обусловленный сменой обстановки; спокойная, умиротворяющая природа русского севера вдохновляет на создание глубоких стихотворений. Стремление к простоте, к объективности, к более точной передаче внутреннего и внешнего мира становятся определяющими принципами в творчестве поэта.
Вводя в основное повествование стихотворные тексты, прямо или косвенно, Новиков широко и многогранно раскрывает в дилогии тему поэта и поэзии. В первую очередь, автору важно показать сам процесс создания поэтических произведений. Но при этом раскрываются и особенности личности поэта: создавая стихотворения, он на некоторое время преображается, становится другим, более серьезным, вдумчивым. Ср.: «...и в этом веселом молодом человеке, порою <... > легкомысленном и невоздержанном на слово, карты, вино и увлечения - все эти свойства его и качества в такие минуты, часы стирались...»1. Творчество для Пушкина - всегда некое стихийное явление, однако создаются стихотворения на основе впечатлений, жизненного опыта. «.вдохновение есть прежде всего способность души к принятию впечатлений, то есть к их собиранию, накоплению, всасыванию. <...> По Пушкину, вдохновение созидает в душе целый завод» [12, с. 77]. Новикову удается запечатлеть своего героя в творческом порыве, когда все окружающее становится на какое-то время незначительным. Ср.: <Пушкин работал два дня и ночь между ними. Он пил и вино, чтобы себя подкрепить, но пьян был от ночи бессонной и от обилия чувств и воспоминаний, его охвативших»2; «Краткая формула возникла внезапно, и быстро, размашистым почерком, карандашом, на подоконнике, он записал на небольшой четвертушке, не доканчивая слов, не заботясь о знаках препинания, две короткие строки: Не продается вдохновенье, /Но можно рукопись продать!»3; «... он без конца черкал и правил, кусая перо, вставая и глядя в окно, а взор застилался видениями... Он писал при свече, забыв и ночь, и людей»4. Иногда Пушкин создает стихотворения без черновика. Ср.: «Он написал эти
1 Новиков И.А. Пушкин на юге. Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1986. 382 с. С. 305.
2 Новиков И.А. Пушкин в Михайловском. М. : Советская Россия, 1986. 368 с. С. 201-202.
3 Там же. С. 53.
4 Там же. С. 89.
стихи без единой помарки: все черновое мгновенно перегорало и полностью переплавлялось в нем самом»1. А в некоторых случаях Новиков даже использует черновые рукописи, чтобы воссоздать процесс написания стихотворений. Так, стихотворение «Младенцу» приводится в тексте не только в окончательной редакции, но и в черновой. Ср.: «Несвязные, но напряженные строки выливались из-под его пера, в них повторялись одни и те же слова, настойчиво стучавшие в горячем мозгу. «Дитя, я не скажу причины» - «Я не скажу тебе причины» - «причины», и снова: «Я не скажу тебе причины» / «Ты равнодушно обо мне» - «Клевета - опишет» - «Враги мои - черты мои - тебе» - «Мой тайный клеветник» - «И клевета неверно - чертами неверный образ мой опишет»2.
Практически все происходящее находит отражение в лирике. «Каждое событие, каждое впечатление облекается у него в поэтический образ» [12, с. 122]. На берегу моря поэт, вдохновленный неудержимой силой и мощью морской стихии, мыслит стихами. Ср.: «И каждый раз в душе на него набегали волна за волной и, омывая изломы воспоминаний, рождали свободный и необходимы свой ритм. Шуми, шуми, послушное ветрило, / Волнуйся подо мной, угрюмый океан» 3. Сиюминутные переживания героя, его чувства часто передаются у Новикова с помощью стихотворных строк. Так, например, в строчках из стихотворения «Кораблю» (1824) описан не только вояж графини Воронцовой в Крым, но и отражены чувства поэта. Ср.: «Чувства его несколько позже легли и на бумагу <... > Это было глубокое и полное чувство»4. Любовные переживания отражены в отрывке из стихотворения «Ненастный день потух...», при этом Новиков как исследователь комментирует отсутствие некоторых строчек. Ср.: «Пушкин даже бумаге не доверял этих видений. Он писал и густо вымарывал эти строки. Но чувство нельзя было вычеркнуть из груди...»5.
В подобных эпизодах Новиков зачастую использует внутренний монолог. Ср.: «Чего же
1 Новиков И.А. Пушкин в Михайловском. М. : Советская Россия, 1986. 368 с. С. 257.
2 Там же. С. 103.
3 Новиков И.А. Пушкин на юге. Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1986. 382 с. С. 60.
4 Новиков И.А. Пушкин в Михайловском. М. : Советская Россия, 1986. 368 с. С. 9.
5 Там же. 368 с. С. 91.
я хочу?» - иногда сам себя спрашивал Пушкин. И перед ним вставали образы моря и образ земли. Когда по синеве морей / Зефир скользит и тихо веет <...> Я удаляюсь от морей / В гостеприимные дубровы: / Земля мне кажется верней... Так было, конечно, в Юрзуфе: мирное море души - гармония чувств и стихий, полнота бытия, не расколотого никакою тревогой»6; «И снова думает Пушкин: «Вспомнит ли кто обо мне?» Но если, обо мне потомок поздний мой / Узнав, придет искать в стране сей отдаленной / Близ праха славного мой след уединенный - / Брегов забвения оставя хладну сень, / К нему слетит моя признательная тень, /И будет мило мне его воспоминанье»7. В стихотворениях находят отражение любовные переживания, связанные с Амалией Ризнич, с Марией Раевской. Ср.: «Простишь ли мне ревнивые мечты, /Моей любви безумное волненье?»^;«Вдали от нее он и сам тосковал и отчаивался: Забудь мучительный предмет / Любви отверженной и вечной... Он горячо написал эти строки и. выбросил их, ибо считал себя не вправе говорить открыто
- 9
о своем чувстве к ней» .
Вдохновленный, Пушкин переносит образы на бумагу, воплощает их в поэтических сроках. Ср.: «Образы емки, они не портреты, в них, как ручьи, воды стекаются с разных сторон: так и Екатерина Раевская органично вступала в образ Марины. Взгляни на милую, когда свое чело / Она пред зеркалом цветами окружает, / Играет локоном - и верное стекло / Улыбку, хитрый взор и гордость отражает»10; «С особой нежностью» Пушкин пишет о Денисе Давыдове. Ср.: «Певец-гусар, ты пел биваки, / Раздолье ухарских пиров, / И грозную потеху драки, / И завитки своих усов... »11. В стихах Пушкин обращается к тем, кто ему дорог. Ср.: «Он бескорыстно благословлял ее на молодую любовь, но не хотел, чтобы она совсем забыла его: И в шуме света / Люби, Адель, / Мою свирель»12. В строчках из стихотворения «К Языкову» Пушкин пишет о своем пребывании
6 Новиков И.А. Пушкин на юге. Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1986. 382 с. С. 169.
7 Там же. С. 262.
8 Там же. С. 346.
9 Там же. С. 349.
10 Новиков И.А. Пушкин в Михайловском. М. : Советская Россия, 1986. 368 с. С. 137.
11 Новиков И.А. Пушкин на юге. Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1986. 382 с. С. 201.
12 Там же. С. 323.
в Михайловском, обращаясь к образу прадеда. Подобный ракурс укрупняет образ поэта, делает его частью истории. Ср.: «Порою казалось ему, что и прадед, знаменитый арап Ибрагим, питомец Петра, скрывался от дворцовых гроз здесь же, в Михайловском. Под тенью липовых аллей / Он думал в охлажденны леты / О дальней Африке своей... »1.
Строчки из «Подражания Корану» используются Новиковым, чтобы проиллюстрировать напряженное эмоциональное состояние героя. Ср.: «Горечь его настигала при малейшем движении мысли, горечь косила его, и силы порой покидали. Слаб и робок человек, / Слеп умом -и все тревожит, - пел в нем Коран»2. Воспоминания о друзьях помогают Пушкину обрести душевное спокойствие; погружаясь в себя, он обращается к счастливым моментам прошлого. Ср.: «Любви, надежды, тихой славы / Не долго тешил нас обман, <... > Пушкин припомнил сейчас эти стихи, написанные им Чаадаеву два тому года назад, и перед ним, живые, воскресли восторженные их ночные беседы, чтения, споры»3.
Конфликт с графом Воронцовым находит отражение в эпиграмме. Ср.: «Певец Давид был ростом мал, / Но повалил же Голиафа, / Который был и генерал / И, положусь, не проще графа»4. Новиков использует отрывок из стихотворения N. N чтобы проиллюстрировать недовольство народа правлением царя. Ср.: «Насчет небесного царя, / А иногда насчет земного»5. Автор изображает процесс «преображения поэта в бойца»6. Ср.: «Так, вдохновение его, само обрызганное кровью, открывало в поэте «пророка», и отныне он хотел говорить как власть имеющий»7. Царь отказывает Пушкину в отпуске - и появляется стихотворение «Птичка», в котором лирический герой, сам лишенный свободы, освобождает пернатое создание. Ср.: «Вскоре пришел и ответ из Петербурга, адресованный Инзову: царь в отпуске Пушкину отказал. Пушкин ответил царю, выпустив на пасхальной неделе одну из птичек,
1 Новиков И.А. Пушкин в Михайловском. М. : Советская Россия, 1986. 368 с. С. 97.
2 Там же. С. 102.
3 Новиков И.А. Пушкин на юге. Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1986. 382 с. С. 88.
4 Новиков И.А. Пушкин в Михайловском. М. : Советская Россия, 1986. 368 с. С. 21.
5 Там же. С. 32.
6 Там же. С. 344.
7 Там же. С. 344.
живших у Инзова в клетках. В чужбине свято наблюдаю / Родной обычай старины: / На волю птичку выпускаю / При светлом празднике вес-ны»8. Также в лирике южного периода находит отражение связь с декабристами. Например, Новиков приводит строки из стихотворения «Кинжал» (1821), где поэт мечтает о цареубийстве, а два года спустя выражает разочарование в декабристских идеалах.
В возникшей в 1920-1930 годы полемике в СССР и русском Зарубежье об автобиографичности пушкинского творчества [12, с. 55], Новиков был на стороне М. О. Гершензона и В. Ф. Ходасевича. Первый из них полагал, что «Пушкин необыкновенно правдив, в самом элементарном смысле этого слова; каждый его личный стих заключает в себе автобиографическое признание совершенно реального свойства, - надо только пристально читать эти стихи и верить Пушкину» [4, с. 55]. Второй же заявлял, что «Пушкин автобиографичен насквозь. Автобиография проступает иногда в общей концепции пьесы, иногда -в частностях, в мельчайших деталях» [12, с. 80]. Рассматривая стихотворения Пушкина в тесной связи с событиями его жизни, Новиков делает образ поэта более глубоким. «Как бы ни были совершенны творения Пушкина, взятые в отвлечении от биографии, - их глубина и значительность удесятеряются, когда мы знаем те «впечатления», которые лежали в основе его вдохновений. Творческий акт Пушкина лежит между «впечатлением» и художественным созданием. Сопоставляя то и другое, слышим его живое дыхание, видим ходы его мысли и чувства» [14, с. 80]. В стихотворениях Пушкин раскрывает свой внутренний мир, чувства, мысли и переживания. Ср.: «Открытый до дна в стихах своих, он был в них открыт -для себя. Стихи вырастали, как ветка на дереве, и были полны последнего кровного смысла лишь в сочетании с целым. Для него они были неотделимы от жизни, в них протекала действительно настоящая кровь и бился пульс живого его сердца. <... > Какое дело свету до сокровенных этих биений, когда он всем им чужой?»9. Воспоминания и живые впечатления становятся источником вдохновения для создания новых стихотворений. Ср.: «Глядя на поджарых подневольных инзовских
8 Новиков И.А. Пушкин на юге. Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1986. 382 с. С. 336.
9 Новиков И.А. Пушкин в Михайловском. М. : Советская Россия, 1986. 368 с. С. 75.
орлов, он вспоминал и тюремных орлов на цепи, и самого Тараса Кириллова, и песенку ту, что иногда бормотал разбойник в усы <... > Этот мотив и этот размер запели и в нем. И он быстро набрасывал первые строки об узнике и об орле: И тихо и грустно в темнице глухой, / Пленен, обескрылен орел молодой, / Мой верный товарищ в изгнанье моем /Кровавую пищу клюет под окном»1.
Мы видим, что выбранные Новиковым стихотворения не случайны: в них находят отражение взгляды поэта, особенности мировоззрения, а также взаимоотношения с окружающими его людьми. Роль лирики Пушкина как средства создания его образа в дилогии Новикова значительна.
Использованные И. А. Новиковым стихотворения иллюстрируют эмоциональное состояние героя; многообразие чувств, состояний находит отклик в стихотворениях, прямо или косвенно включенных в текст романа. Также в поэзии Пушкина отражается внешний мир, его окружение; впечатления становятся источником вдохновения. Жизнь поэта в беллетризованной биографии Новикова тесно переплетается с творчеством, которое дает «исход внутренним силам»2, позволяет поэту раскрыться в полной мере; подробно воссоздавая процесс творчества, автор показывает рост поэтического таланта.
Литература
1. Аюпова К.Ф. Беллетризация как прием в биографиях Джорджианы, герцогини Девонширской // Ученые записки Казанского университета. 2017. Т. 159, кн. 1. С. 231-241. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/belletrizatsiya-kak-priyom-v-biografiyah-dzhordzhiany-gertsogini-devonshirskoy (дата обращения: 13.03.2019).
2. Благой Д.Д. Пушкин на юге: роман // Литературная газета. 1945. № 7.
3. Высоцкая Н.А. Де/ремифологизация образа Шекспира как драматического персонажа в биографической фантазии Дона Нигро «Успешные усилия любви». Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 278-286. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/de-remifologizatsiya-obraza-shekspira-kak-dramaticheskogo-personazha-v-biograficheskoy-fantazii-dona-nigro-uspeshnye-usiliya-lyubvi (дата обращения: 13.03.2019).
4. Гершензон М.О. Северная любовь Пушкина // Утаенная любовь Пушкина : сборник статей. СПб. : Академический проект, 1997. С. 51-75.
5. Голубков С.А. Беллетризованная биография и проблема психологической реконструкции личности художника. Культура и текст. 2017. № 2. С. 47-59. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/belletrizovannaya-biografiya-i-problema-psihologicheskoy-rekonstruktsii-lichnosti-hudozhnika (дата обращения: 10.12.2018).
6. Казанцева Г.В. К проблеме «автор - герой» в биографии писателя («Александр Сергеевич Пушкин» П. А. Плетнева и «Материалы для биографии Пушкина» П. В. Анненкова) // Вестник Военного университета. 2011. № 2. С. 58-64.
7. Кремнева А.В. Интертекстуальные включения в художественном тексте: функция характеризации персонажа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Языкознание. 2018. С. 81-85. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/intertekstualnye-vklyucheniya-v-hudozhestvennom-tekste-funktsiya-harakterizatsii-personazha (дата обращения: 12.03.2019).
8. Лотман Ю.М. Пушкин: биография писателя. СПб. : Искусство-СПБ, 1995. 847 с. URL: https://www.booksite.ru/localtxt/ pus/kin/bio/gra/phy/lotman/index.htm (дата обращения: 18.12.2018).
9. Мейлах Б.С. Пушкин в Михайловском: роман // Книга и пролетарская революция. 1937. № 6. С. 120-121.
10. Михеичева Е.А. Тема «Мой Пушкин» в творчестве И. Новикова и М. Цветаевой // Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения И. А. Новикова. Мценск, 2017. С. 23-30.
11. Петров С.М. Русский советский исторический роман. М. : Современник, 1980. 413 с.
12. Ходасевич В.Ф. Книги и люди. М. : Русский мир, 2002. 480 с.
13. Черниговский Д.Н. Проблема создания биографии А. С. Пушкина в СССР и русском зарубежье в 20-30-е годы. М. : Прометей, 2002. 171 с.
14. Шеметова Т.Г. Пушкиноведческий роман-исследование как жанр // Вестник РУДН. 2009. Вып. 4. С. 14-22.
15. Яковлева Т.М. Образ поэта: Пушкин в историческом романе И. А. Новикова. Тбилиси: Издательство Союза писателей Грузии «Заря Востока», 1962. 132 с.
16. Benton M. Literary Biography: An Introduction. Wiley-Blackwell, 2009, 280 p.
1 Новиков И.А. Пушкин на юге. Горький : Волго-Вятское 2 Новиков И.А. Пушкин в Михайловском. М. : Советская
кн. изд-во, 1986. 382 с. С. 291. Россия, 1986. 368 с. С. 170.
References
1. Ayupova K.F. Belletrizatsiya kak priem v biografiyakh Dzhordzhiany, gertsogini Devonshirskoi [Novelization as a literary device in the biographies of Georgiana, Duchess of Devonshire]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta = Proceedings of Kazan University. Humanities Series, 2017, vol. 159, part 1, pp. 231-241. Available at: https://cyberleninka. ru/article/v/belletrizatsiya-kak-priyom-v-biografiyah-dzhordzhiany-gertsogini-devonshirskoy (accessed 13.03.2019). (In Russ.).
2. Blagoy D.D. Pushkin na yuge: roman [Pushkin in the South: a novel]. Literaturnaya gazeta = Literary newspaper, 1945, no. 7, p. 3. (In Russ.).
3. Vysotskaya N.A. De/remifologizatsiya obraza Shekspira kak dramaticheskogo personazha v biograficheskoi fantazii Dona Nigro «Uspeshnye usiliya lyubvi» [De / remythologizing Shakespeare as a dramatic persona in Don Nigro's biographic fantasy "Loves Labours Wonne"]. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill, 2016, no. 1, pp. 278-286. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/de-remifologizatsiya-obraza-shekspira-kak-dramaticheskogo-personazha-v-biograficheskoy-fantazii-dona-nigro-uspeshnye-usiliya-lyubvi (accessed 13.03.2019). (In Russ.).
4. Gershenzon M.O. Severnaya lyubov Pushkina [Pushkin's Northen Love]. Utaennaya lyubov Pushkina = Pushkin's secret love. Saint-Petersburg: Academic project, 1997. pp. 51-75. (In Russ.).
5. Golubkov S.A. Belletrizovannaya biografiya i problema psikhologicheskoi rekonstruktsii lichnosti khudozhnika [Fictionalized biography and the problem of psychological reconstruction of the artist's personality]. Kul'tura i tekst = Culture and text, 2017, no. 2, pp. 47-59. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/belletrizovannaya-biografiya-i-problema-psihologicheskoy-rekonstruktsii-lichnosti-hudozhnika (accessed 10.12.2018). (In Russ.).
6. Kazantseva G.V. K probleme "avtor - geroi" v biografii pisatelya ("Aleksandr Sergeevich Pushkin" P. A. Pletneva i "Materialy dlya biografii Pushkina" P. V. Annenkova) [The "author-hero" problem in the writer's biography ("Aleksander Sergeevich Pushkin" by P. A. Pletnev and "Materials for Pushkin's biography" by P. V. Annenkov]. Vestnik Voennogo universiteta = Vestnik of The Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, 2011, no. 2, pp. 58-64. (In Russ.).
7. Kremneva A.V. Intertekstual'nye vklyucheniya v khudozhestvennom tekste: funktsiya kharakterizatsii personazha [Intertextual inclusions in literary texts: function of describing a character]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Yazykoznanie = Izvestiya of the Volgograd State Pedagogical University. Series: Linguistics, 2018, no. 3 (126), pp. 81-85. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/intertekstualnye-vklyucheniya-v-hudozhestvennom-tekste-funktsiya-harakterizatsii-personazha (accessed 12.03.2019). (In Russ.).
8. Lotman Yu.M. Pushkin: biografiya pisatelya [Pushkin: biography of the writer]. Saint-Petersburg : Iskusstvo SPb, 1995, 847 p. Available at: https://www.booksite. ru/localtxt/pus/kin/bio/gra/phy/lotman/index.htm (accessed 18.12.2018). (In Russ.).
9. Meylakh B.S. Pushkin v Mikhailovskom: roman [Pushkin in Mikhaylovskoe: a novel]. Kniga iproletarskaya revolyutsiya = The book and the proletarian revolution, 1937, no. 6, pp. 120-121. (In Russ.).
10. Mikheicheva E.A. Tema «Moi Pushkin» v tvorchestve I. Novikova i M. Tsvetaevoy ["My Pushkin" theme in the works of I. Novikov and M. Tsvetaeva]. Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 140-letiyu so dnya rozhdeniya I. A. Novikova = Materials of the All-Russian scientific conference dedicated to the 140th anniversary of the birth of I. A. Novikov, 2017, pp. 23-30. (In Russ.).
11. Petrov S.M. Russkii sovetskii istoricheskii roman [Russian Soviet historical novel]. Moscow : Contemporary, 1980, 413 p. (In Russ.).
12. Khodasevich V.F. Knigi i lyudi [Books and people]. Moscow : Russian World, 2002, 480 p. (In Russ.).
13. Chernigovskiy D.N. Problema sozdaniya biografii A. S. Pushkina v SSSR i russkom zarubezh'e v 20-30-e gody [The problem of creating Pushkin's biography in the USSR and in literature of Russian Emigration in 20-30s]. Moscow : Prometheus, 2002, 171 p. (In Russ.).
14. Shemetova T.G. Pushkinovedcheskii roman-issledovanie kak zhanr [The research-novel about Pushkin as genre]. Vestnik RUDN = RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2009, issue 4, pp. 14-22. (In Russ.).
15. Yakovleva T.M. Obraz poeta: Pushkin v istoricheskom romane I. A. Novikova [Poet's image: Pushkin in the historical novel by I. A. Novikov]. Tbilisi: Publishing House of the Union of writers of Georgia "Zarya Vostoka", 1962, 132 p. (In Russ.).
16. Benton M. Literary Biography: An Introduction. Wiley-Blackwell, 2009, 280 p.
Статья поступила в редакцию 19.04.2019 г.; принята к публикации 22.05.2019 г.
Submitted 19.04.2019; revised22.05.2019.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Чжан Цзинна, Черниговский Д. Н. Лирические произведения А. С. Пушкина как средство создания образа поэта в беллетризованной биографии И. А. Новикова «Пушкин в изгнании» // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 2. С. 281-288. DOI: 10.30914/2072-67832019-13-2-281-288
Об авторах Чжан Цзинна
выпускница аспирантуры, Вятский государственный университет, г. Киров, [email protected]
Черниговский Дмитрий Николаевич
доктор филологических наук, доцент, Вятский государственный университет, г. Киров,
02@yandex. т
Citation for an article :
Jingna Zhang, Chernigovsky D. N. A. S. Pushkin's lyrical works as means of creating the image of the poet in I. A. Novikov's fictionalized biography "Pushkin in exile". Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 2, pp. 281-288. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-281-288 (In Russ.).
About the authors Jingna Zhang
applicant for candidate's degree, Vyatka State University, Kirov, [email protected]
Dmitry N. Chernigovsky
Dr. Sci. (Philology), Associate Professor, Vyatka State University, Kirov, [email protected]