ВОПРОСЫ ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЯ
УДК 78.07
DOI 10.24412/2658-7858-2024-38-35-40
Вера Ильинична Вялухина
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Уральской консерватории (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-5067-1203; SPIN-код: 6387-7611
LIRA ORGANIZZATA И «КУЛЬТ ЭКЗОТИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ» В МУЗЫКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
В данной статье в контексте характерной для второй половины XVIII столетия моды на необычные инструменты рассматривается история органной лиры (фр. vielle organisée, ит. lira organizzata). Указываются обстоятельства рождения этого инструмента в середине века во Франции, описываются особенности его устройства, условия бытования. Специальный акцент в статье сделан на роли короля Неаполя Фердинанда IV в распространении органной лиры за пределами Франции. Подробно раскрываются причины увлечения монарха lira organizzata, результатом которого стало появление произведений для органной лиры в творческом наследии таких композиторов, как как итальянец В. Оргитано, чех А. Гировец, немец И. Штеркель, австрийцы И. Плейель и Й. Гайдн. В конце статьи подчёркивается возрастающее внимание сегодня к этой музыке, повлёкшее за собой возрождение инструмента.
Ключевые слова: vielle organisée, lira organizzata, Неаполь, Фердинанд IV, Й. Гайдн
Для цитирования: ВялухинаВ. И. Lira organizzata и «культ экзотических инструментов» в музыке второй половины XVIII века. DOI 10.24412/2658-7858-2024-38-35-40 // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. - 2024. - Вып. 38. - С. 35-40.
Инструментарий в музыке эпохи Классицизма, вопреки всё ещё сохраняющемуся стереотипному представлению, отличается богатством и разнообразием. Подобному положению дел во многом способствовала тенденция, которая чётко прослеживается на протяжении данного периода, связанная с увлечением всех участников музыкальной коммуникации необычными инструментами. Большинство из примеров того носит локальный, частных характер, но в совокупности они образуют феномен, который английский дирижёр и музыковед Питер Холман обозначил фразой, вынесенной
в название статьи, - «культ экзотических инструментов» [8, 148; здесь и далее перевод наш. - В. В.]. А Рейчел Дёркин, в свою очередь, связала этот культ в целом с модой на новизну и экзотику в это время1.
В разряд экзотических инструменты попадали различными путями. Это могли быть совершенно новые - изобретённые, заново сконструированные - инструменты или же модернизированные старые, необычными могли восприниматься инструменты, вышедшие из широкого употребления, но неожиданно актуализировавшиеся, экзотическими также могли стать
инструменты в результате миграции из одного географического ареала в другой или из одного социального слоя в другой. Как правило, за каждой историей увлечения тем или иным необычным инструментом стоит конкретная персона - исполнителя, мастера-изготовителя или заказчика, определяющая уникальные условия бытования данного инструмента и неповторимость его судьбы.
Яркой иллюстрацией сказанному может служить биография органной лиры, познакомить читателя с которой и видит своей целью автор настоящей статьи.
Органная лира (фр. vielle organisée; ит. lira organizzata; нем. Orgelleier) родилась в середине XVIII века во Франции в результате усовершенствования колёсной лиры. Колёсная лира была в XVIII столетии одним из самых популярных инструментов в среде французской аристократии. Проникнув в неё на волне моды на пастораль, колёсная лира утвердилась в знатных кругах как инструмент, предназначенный для приватного музицирования2. Известно, что большой поклонницей колёсной лиры была французская королева, жена Людовика XV Мария Лещинская. Пережив расцвет в 30-50-х годах XVIII столетия, колёсная лира затем стала терять свою популярность при дворе. И к этому времени как раз относятся эксперименты с её устройством. В результате одного из таких экспериментов и появилась органная лира, когда к механизму колёсной лиры были добавлены органные трубы. Они могли располагаться вертикально, вдоль корпуса, либо горизонтально, как бы с проникновением в корпус. Внутри корпуса находились меха, приводимые в движение колесом с рукояткой и подающие воздух в трубы. Перекрывался поток воздуха при помощи деревянных клапанов, управляемых клавишами (тан-гетками).
Сегодня уже сложно сказать, кому принадлежала эта конструктивная идея, но первые упоминания об органной лире -
vielle organisée - встречаются именно во Франции. И похоже, при дворе этот инструмент был так же популярен, как и собственно колёсная лира. Звуковые качества нового инструмента были по достоинству оценены не только любителями, но и профессиональными музыкантами, композиторами. Для органной лиры сочиняли такие известные авторы, как Шарль Батон, Жан-Батист Дюпюи, Жан-Ноэль Маршан и др.
Современная копия vielle organisée (взято из открытых источников сети Интернет)
Vielle organisée (César Pons, около 1770) (взято из открытых источников сети Интернет)
Сказанное, думается, вполне может навести на мысль, что увлечение органной лирой - это сугубо французское явление. Это так, но лишь отчасти. Дело в том, что произведения для органной лиры встречаются в наследии и некоторых других европейских композиторов, таких, например, как итальянец Винченцо Оргитано, богемец Адальберт Гировец, немец Иоганн
Штеркель, австриец Игнац Плейель. Особую ценность представляют сочинения Йозефа Гайдна. Сохранилось пять из шести концертов, созданных композитором для двух органных лир с камерным оркестром, и восемь из девяти ноктюрнов тоже для двух органных лир и инструментального ансамбля. В 1980-х годах в архивах была также найдена рукопись лирного концерта, принадлежащая перу В. А. Моцарта. Однако большинство исследователей сомневаются в его авторстве, предполагая, что найденный экземпляр - это рукописная копия сочинения либо Гировеца, либо Штеркеля. Но чем же всё-таки можно объяснить сам факт существования таких произведений, появившихся за пределами Франции?
Всему причиной был один человек -король Неаполя Фердинанд IV. Личность короля весьма примечательна и противоречива. Литература содержит отнюдь не лестные его характеристики. Он описывается как «странный монарх», «не типичный Бурбон», грубый, пренебрегающий правилами этикета3. Вероятно, на его «имидже» сказались недостатки воспитания. Он стал королём в 1759 году, в восьмилетнем возрасте, после того, как его отец, Карл III, занял испанский трон, покинув Неаполь и оставив Фердинанда на попечение гувернёра и учителя-наставника. Оба воспитателя не отличались особым рвением. В итоге юный король освоил лишь простейшую арифметику, говорил только на родном неаполитанском диалекте и не овладел ни мастерством фехтования, ни искусством танцев. Изысканные формы досуга, такие как чтение, сочинительство, были ему скучны, всем им он предпочитал охоту и активные игры. Среди искусств, пожалуй, только орега bufia привлекала его внимание.
Между тем, этот странный монарх был чрезвычайно предан своему народу, проявлял большой интерес к жизни простых неаполитанцев, находил привлекательными их незатейливые развлечения, поощрял «lazzi» - грубые шутки, ввиду чего его про-
звали королём-Iazzaroш. И народ, которому импонировало демократичное, лишённое аристократических условностей поведение короля, отвечал ему взаимностью.
Невольно возникает вопрос: что же заставило этого эксцентричного, «неотёсанного» человека увлечься искусством музыки, причём инструментальной, и достаточно неплохо овладеть игрой на органной лире? Ответ на этот вопрос, пожалуй, стоит искать в обычаях музыкальной жизни неаполитанского двора.
Как утверждает профессор Техасского университета Ханнс-Бертольд Диетц [4], пока Неаполем правил отец Фердинанда и в период регентства, при дворе любимым развлечением была опера и прочие музыкально-театральные увеселения (серена-ты, музыкальные комедии, разыгрываемые на открытом воздухе и т. п.). Инструментальная музыка не была в большой чести и носила в основном прикладной характер, сопровождая балы, банкеты, звуча фоном для прогулок придворных по королевским садам.
Однако ситуация резко изменилась, когда в 1768 году король женился на австрийской герцогине Марии Каролине, дочери императрицы Марии Терезии. Едва она оказалась при дворе в Неаполе, как принялась за культурные реформы, за обустройство придворной жизни в соответствии со своими привычками и желаниями. Неаполь в этот период открыл свои двери иностранцам. Ко двору были приглашены лучшие умы Европы - «философы», - художники, литераторы4.
Заметно оживилась в это время и музыкальная жизнь. Прекрасно образованная, искусно владевшая клавишными инструментами, Мария Каролина сделала приватное музицирование важной частью досуга королевской семьи и придворных. В королевских покоях постоянно звучала инструментальная музыка. С юных лет музыкальное образование получали и старшие дочери Марии Каролины - Мария Тереза
и Мария Луиза. Но, пожалуй, самым весомым аргументом, указывающим на новый статус музыкально-инструментального искусства, может служить тот факт, что оно стало использоваться в государственно-политическом контексте как неотъемлемая часть официальных мероприятий5.
Изменения, произошедшие при дворе по отношению к музыкальному искусству, привлекли в Неаполь многих композиторов и исполнителей. Как свидетельствует Диетц, в 1770-1780-х годах город с визитом посетили и были приняты при дворе немцы Й. Шустер и И. Штеркель, австриец И. Плейель, чех А. Гировец. Дважды приезжали в Неаполь Леопольд и Вольфганг Моцарты, но по каким-то причинам не получили аудиенции у королевской четы.
Удивительно, но культурная атмосфера, которую создала при дворе Мария Каролина, смогла увлечь и Фердинанда. Он начал интересоваться живописью, с наслаждением внимал игре на клавесине и пению своей супруги, пожелал и сам научиться играть на музыкальном инструменте. И этим инструментом стала органная лира.
Почему же выбор пал именно на lira or-ganizzata? Тому, вероятно, были две причины. Во-первых, в интересе Фердинанда к этому инструменту явно просматривается французский след. Мария Каролина, как известно, была родной сестрой Марии Антуанетты, французской королевы на тот момент. Сёстры вели активную переписку, и потому жена Фердинанда была в курсе всех модных тенденции Лувра, среди которых, как мы выяснили, было и увлечение vielle organisée. Не исключено, что следуя примеру сестры, моду на этот инструмент Мария Каролина стремилась привить и у себя при дворе. Доподлинно известно, что на органной лире играли и сама королева, и Норберт Хадрава, австрийский дипломат, приближённый к чете монархов и разделявший с королевой взгляды на музыкальное искусство. Очевидно, под воздействие этой моды попал и Фердинанд.
Косвенным подтверждением французского влияния на выбор короля может служить тот факт, что, как доказал К. Арингер, в распоряжении Фердинанда был инструмент, имевший именно французское происхождение [см.: 2]. А во-вторых, лира (вероятно, всё же колёсная, а не органная) была любимицей iazzaroni - простых неаполитанцев, что наверняка и определило окончательные предпочтения короля.
Обучить монарха искусству игры на lira organizzata взялся Норберт Хадрава, и, как показали дальнейшие события, король чрезвычайно увлёкся инструментом. Регулярно упражняясь в игре на нём, Фердинанд достиг такого уровня исполнительского мастерства, который позволял ему музицировать даже публично, в том числе и во время упомянутых выше государственных церемоний6. Единственным осложнением, с которым столкнулся король в своём интересе к lira organizzata, было отсутствие достаточного количества музыкального материала, поэтому он стал, при посредничестве Хадравы, заказывать произведения для лиры многим композиторам. В первую очередь заказ поступил тем музыкантам, которые посетили с визитом Неаполь - это уже упоминавшиеся Штеркель, Гировец, Плейель. По понятным причинам музыку для органной лиры писал Винченцо Орги-тано, находившийся на службе при дворе. В этом смысле обращение к Йозефу Гайдну, который в то время пребывал в далёком имении Эстерхаза, выделяется из общего ряда. Вероятно, выбор пал на Гайдна по причине его невероятной популярности в тот период, в том числе и в Италии, и заказ ему шести лирных концертов в 1786 году отражал честолюбивые устремления короля и его супруги.
Зимой следующего года, как явствует из письма композитора английскому издателю В. Форстеру от 8 апреля 1787 года, Гайдн должен был посетить Неаполь, видимо, для личного ознакомления королевских особ с заказанными концертами, но поездка
не состоялась. Тем не менее Фердинанд оказался весьма удовлетворён сочинённой для него музыкой, и потому в 1790 году последовал ещё один заказ - на сей раз девяти ноктюрнов для двух органных лир с инструментальным ансамблем (сохранилось восемь). В этом же году произошла встреча композитора с Фердинандом IV и Марией Каролиной. Во время пребывания последних в Вене музыкант получил приглашение на приватную аудиенцию с королевской четой для собственного представления партитуры ноктюрнов. В знак благодарности и не без тайного желания принимать у себя одного из лучших музыкантов Европы, король вновь пригласил Гайдна в Неаполь. Однако и в этот раз Гайдн был вынужден ответить отказом, даже рискуя вызвать негодование королевской особы. Он только что освободился от службы у Эстергази, и его уже ждал Лондон.
А что же Фердинанд? Совсем скоро, буквально через три года, эхо революционных событий во Франции докатится до Неаполя, положив тем самым конец безмятежной, полной удовольствий и увеселений жизни королевского двора. А вме-
сте с этим закончится и история органной лиры.
Как видим, эта история оказалась чрезвычайно короткой - всего лишь около полувека. Но, по счастью, она оставила нам в наследство замечательную музыку. Сегодня сочинения для lira organizzata, казалось бы, уже канувшие в Лету, начинают обретать невероятную популярность. Правда, исполняются они зачастую в переложениях: партии лир поручаются либо деревянным духовым инструментам - гобоям, флейтам, - либо органу. Однако в некоторых записях можно услышать и органную лиру. Интерес к музыке повлёк за собой интерес к инструменту, который получил шанс на вторую жизнь. Благодаря группе мастеров-энтузиастов были отреставрированы некоторые музейные экспонаты, а также создан ряд реконструированных копий7. Звучание произведений XVIII столетия на этих реконструированных инструментах позволяет нам сегодня окунуться в мир звуков давно ушедшей эпохи, почувствовать её «аромат» и в какой-то мере приобщиться к тому «культу экзотических инструментов», который был два с половиной века тому назад.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 «В XVIII веке идея новизны сама по себе стала модной чертой, ведущей в музыкальном контексте к презентации... новых или необычных инструментов» [5, 234].
2 Подробнее об этом см.: [7].
3 См., в частности: [6].
4 Подробнее об этом см.: [1].
5 О роли Марии Каролины в музыкальной жизни Неаполя см.: [3].
6 См., к примеру, описание торжественного приёма по случаю официального визита в Неаполь посла Марокко: [3, 190].
7 Информация об этом содержится в статье «Vielle Organisée» французской версии Википедии (URL: https://fr.wikipedia.org/wiki/Vielle_organisee).
ЛИТЕРАТУРА
1. СальцаЛ. Неаполь. От барокко к Просвещению. Москва : Вече, 2017. 304 с.
2. AringerK. Haydn, Neapel und die Lira organizzata // Die Wiener Klassiker und das Italien ihrer Zeit / Hrsg. von Petra Weber. Paderborn : Fink, 2015. S. 29-42.
3. DelDonnaА. Instrumental music in late eighteenth-century Naples: politics, patronage and artistic culture. New York : Cambridge Univ. Press, 2021. 322 p.
4. Dietz. H.-B. Instrumental Music at the Court of Ferdinand IV of Naples and Sicily and the Works of Vincenzo Orgitano // International Journal of Musicology / Published by: Peter Lang AG. 1992. Vol. 1. Р. 99-126.
5. DurkinR. "Magnificence of promises": novelty instruments in concert in Britain, c. 1750-1800 // Early Music. 2023. Vol. 51, iss. 2. P. 234-251. DOI 10.1093/em/caad012
6. Edwall H. R. Ferdinand IV and Haydn's concertos for the lira organizzata // The Musical Quarterly. 1962. Vol. 48, iss. 2. Р. 190-203.
7. Green R. A. The Hurdy-Gurdy in Eighteenth-Century France. 2nd ed. Bloomington : Indiana Univ. Press, 2017. 146 p.
8. HolmanP. Life after death: the viola da gamba in Britain from Purcell to Dolmetsch. Woodbridge : Boydell Press, 2010. 394 р.
Vera I. Vyalukhina
Ural Mussorgsky State Conservatory, Yekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-5067-1203. SPIN-код: 6387-7611
LIRA ORGANIZZATA AND THE "CULT OF EXOTIC INSTRUMENTS" IN THE MUSIC OF THE SECOND HALF OF THE 18th CENTURY
Abstract. This article examines the history of the vielle organisée fr.) / lira organizzata (it.) in the context of the fashion for unusual instruments that was characteristic of the second half of the 18th century. It gives the circumstances of the birth of this instrument in mid-century France, describes the features of its design, and the conditions of its use. The article places special emphasis on the role of the King of Naples Ferdinand IV in the spread of the lira organizzata outside of France. It details the reasons for the monarch's passion for the lira organizzata, which resulted in the appearance of works for this instrument in the creative heritage of such composers as the ItalianV. Orgitano, the CzechA. Gyrovec, the German I. Sterkel, and the Austrians I. Pleyel and J. Haydn. The article concludes by emphasizing the growing attention today to this music, which has led to the revival of the instrument.
Keywords: vielle organisée; lira organizzata; Naples; Ferdinand IV; J. Haydn
For citation: VyalukhinaV. I. Lira organizzata i «kul't ekzoticheskikh instrumentov» v muzyke vtoroy polovi-ny XVIII veka [Lira organizzata and the "cult of exotic instruments" in the music of the second half of the 18th century], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2024, iss. 38, pp. 35-40. DOI 10.24412/2658-7858-2024-38-35-40 (in Russ.).
REFERENCE
1. Salza L. Neapol'. Ot barokko k Prosveshcheniyu [Naples between Baroque and Enlightenment], Moscow, Veche, 2017, 304 p (in Russ.).
2. AringerK. Haydn, Neapel und die Lira organizzata [Haydn, Naples and the Lira organizzata], P. Weber (ed.), Die Wiener Klassiker und das Italien ihrer Zeit, Paderborn, Fink, 2015, pp. 29-42. (in German).
3. DelDonnaA. Instrumental music in late eighteenth-century Naples: politics, patronage and artistic culture, New York, Cambridge Univ. Press, 2021, 322 p.
4. Dietz. H.-B. Instrumental Music at the Court of Ferdinand IV of Naples and Sicily and the Works of Vincenzo Orgitano, International Journal of Musicology, 1992, vol. 1, pp. 99-126.
5. DurkinR. «Magnificence of promises»: novelty instruments in concert in Britain, c. 1750-1800, Early Music, 2023, vol. 51, iss. 2, pp. 234-251. DOI 10.1093/em/caad012
6. EdwallH. R. Ferdinand IV and Haydn's concertos for the lira organizzata, The Musical Quarterly, 1962, vol. 48, iss. 2, pp. 190-203.
7. GreenR.A. The Hurdy-Gurdy in Eighteenth-Century France, 2nd ed., Bloomington, Indiana Univ. Press, 2017, 146 p.
8. HolmanP. Life after death: the viola da gamba in Britain from Purcell to Dolmetsch, Woodbridge, Boydell Press, 2010, 394 р.