Научная статья на тему 'ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЕОЛИЗОВАННОГО ТЕКСТА ГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА А. МУР «V – ЗНАЧИТ ВЕНДЕТТА»'

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЕОЛИЗОВАННОГО ТЕКСТА ГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА А. МУР «V – ЗНАЧИТ ВЕНДЕТТА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
графический роман / креолизованный текст / комикс / вербальные элементы / невербальные элементы / стилистический прием / graphic novel / creolised text / comic book / verbal elements / non-verbal elements / stylistic technique

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кононова Анастасия Константиновна

Эта статья исследует графический роман как уникальный литературно-художественный жанр, охватывая его историю от древних нарративов до современности. Работа подчеркивает вклад таких фигур, как Линд Уайт, Огастен Глок, Уилль Эйснер и Алан Мур, в развитие жанра. Особый акцент делается на анализе «V – значит Вендетта» Алана Мура, демонстрирующего интеграцию стилистических приемов и невербальных средств для создания глубокого нарратива. Статья заключает, что графический роман представляет собой синтез текста и изображения, формируя многоплановое выражение и являясь мостом между словом и изображением в литературном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC AND STYLISTIC FEATURES OF THE CREOLISED TEXT OF THE GRAPHIC NOVEL "V FOR VENDETTA" BY A. MOORE

This article explores the graphic novel as a unique literary and artistic genre, covering its history from ancient narratives to the present day. The paper emphasises the contributions of figures such as Lind White, Augusten Glock, Will Eisner and Alan Moore to the development of the genre. Particular emphasis is placed on the analysis of Alan Moore's V for Vendetta, which demonstrates the integration of stylistic techniques and non-verbal means to create a profound narrative. The paper concludes that the graphic novel is a synthesis of text and image, forming a multidimensional expression and being a bridge between word and image in the literary arts.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЕОЛИЗОВАННОГО ТЕКСТА ГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА А. МУР «V – ЗНАЧИТ ВЕНДЕТТА»»

УДК 81

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЕОЛИЗОВАННОГО ТЕКСТА ГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА А. МУР «V - ЗНАЧИТ ВЕНДЕТТА»

© 2024

А.К. Кононова, студент

Поволжская академия образования и искусств имени святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)

Ключевые слова: графический роман; креолизованный текст; комикс; вербальные элементы; невербальные элементы; стилистический прием.

Аннотация. Эта статья исследует графический роман как уникальный литературно-художественный жанр, охватывая его историю от древних нарративов до современности. Работа подчеркивает вклад таких фигур, как Линд Уайт, Огастен Глок, Уилль Эйснер и Алан Мур, в развитие жанра. Особый акцент делается на анализе «V - значит Вендетта» Алана Мура, демонстрирующего интеграцию стилистических приемов и невербальных средств для создания глубокого нарратива. Статья заключает, что графический роман представляет собой синтез текста и изображения, формируя многоплановое выражение и являясь мостом между словом и изображением в литературном искусстве.

ВВЕДЕНИЕ

Графические романы становятся все более влиятельным и распространенным явлением и предоставляют уникальную возможность погрузиться во взаимодействие языка и изобразительного искусства. В силу глобализации и культурного разнообразия изучение того, как графические романы сочетают лингвистические и визуальные аспекты, становится ключевым для понимания уникальных характеристик современного культурного выражения.

МЕТОДЫ

В работе применяется метод лингвопоэтическо-го анализа; стилевой анализ языковых средств; метод лингвостилистического анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Графический роман как литературно-художественный жанр имеет богатую и интересную историю своего возникновения и развития. В его основе лежит синтез текста и изображений, что предоставляет авторам уникальные возможности для передачи сюжета и эмоций.

Истоки графического романа уходят в древность, где нарративные изображения часто использовались в различных культурах для передачи мифов, легенд и историй [3, с. 13]. Однако формирование современного графического романа происходило в контексте развития комиксов в конце XIX - начале XX веков. Важным этапом стало появление комикс-стрипов (представляет собой ленту из 2-4 кадров) в газетах, что существенно расширило аудиторию читателей.

В 20-х годах XX века графический роман начал приобретать самостоятельное значение, выходя за пределы комиксов и находя свое место в литературном мире [2]. В работе Б. Бити и С. Вейнера подчеркивается, что именно этот период является ключевым в развитии графического романа, описывая переход от комиксов к более серьезному и художественному формату. Великий вклад в его развитие внесли такие художники и писатели, как Линд Уайт, Огастен Глок, Уилль Эйснер.

Следующий значимый этап в истории графического романа пришелся на 80-90 годы XX века, когда произошло активное взаимодействие с другими формами искусства, такими как кино и литература. В этот период

появились работы, которые были не только визуально привлекательными, но и обладали глубоким смыслом и сложной структурой.

Термин «графический роман» был впервые сформулирован американским ученым Ричардом Кайлом в 1964 году. Однако он приобрел популярность только после выхода работы «Контракт с богом» Уилла Айснера в 1978 году.

Современные графические романы часто становятся площадкой для исследования различных жанров, включая фантастику, детектив, и даже социокультурные вопросы. Такие произведения, как «Maus» Арта Спигельмана, «Persepolis» Маржан Сатрапи и «V - значит Вендетта» Алана Мура, являются примерами того, как графический роман может стать мощным средством выражения и коммуникации в современном мире.

Графический роман - это результат коллаборации между писателем и художником. Писатель формирует сюжет, диалоги и структуру, аналогично сценаристу кинофильма. Художник-график, в свою очередь, визуализирует произведение, придавая ему уникальный стиль и глубину. Визуальный язык графического романа близок к киноязыку: в обоих решаются проблемы построения кадра, последовательного монтажа, цвета и света [4].

Как литературно-художественный жанр, графический роман уникален своим объединением текста и визуальных элементов, формируя многоплановую среду для передачи смысла. Он влияет на языковые особенности через диалоговые облака, типографию и цвет текста.

Графический роман - это уникальный текст, сочетающий графические (невербальные) и вербальные элементы. Важно отметить, что соотношение между этими двумя компонентами может сильно варьироваться в зависимости от конкретного произведения. В текстах, где графика и текст тесно взаимодействуют друг с другом, нельзя полностью понять смысл только через вербальную составляющую. В графическом романе, герои и сюжет предоставляют автору разнообразные способы выразительности. Они могут использовать текст, символы, изображения и даже макет страницы, чтобы создать цельное произведение и передать его смысл. Например, различные шрифты и цвета текста могут подчер-

кнуть эмоциональный аспект сюжета, а расположение изображений на странице может влиять на темп и ритм повествования [6, с. 106-110].

Говоря об особенностях жанра графического романа, Д.Д. Данилов выделяет творчество Алана Мура. Его тексты отличаются глубоким влиянием классической английской литературы, выраженным в подтекстах и аллюзиях. Особенно примечательными являются глубокие повествовательные аспекты, которые погружают читателя в мир событий и мыслей, при этом стимулируя размышления о смысле и послании произведения.

Роман «V - значит Вендетта» Алана Мура представляет собой яркий пример креолизованного текста, где лингвистические и визуальные элементы соединяются для создания уникального языкового опыта. Вербальные средства включают в себя использование разнообразных языковых элементов, отражающих влияние различных культур и языков. Специфический лексический выбор, структура предложений и диалоги становятся индикаторами креолизации в рамках текста.

При анализе произведения «V - for Vendetta» наиболее часто встречающимися стилистическими приемами являются:

• ономатопея: RRRRRR (звук мотора); Ho-hum (звук сна); CRRNNCH (звук ломающихся костей от удара); FFT (инъекция); AUGHHH! [7];

• апозиопеза: «HER TRANSACTIONS, HER DECISIONS, ARE INSIGNIFICANT THEY AFFECT NO ONE...» [7];

• эпентеза: I dunno; A canna; hunnerd; aggravatin' [7];

• аллитерация - звуки s, sh (SHE DOESN'T SEEM TO MIND, SHE TELLS ME THAT THE PUNCH ...) [7];

• риторический вопрос - «THIS ROOM LOOKS FAMILIAR TOO, BUT I DON'T KNOW WHY I WONDER IF HE'S ILL?» [7];

• разговорная лексика - «I dunno», «fat bastard riding me» [7].

Невербальные средства в виде комикс-панелей, изображений и композиции страниц являются ключевыми элементами креолизованности графического романа. Использование визуальных метафор и символики обогащает смысловую глубину, а стилизация и цветовая гамма акцентируют культурные влияния.

Так, например, на протяжении всего произведения встречается изображение маски Гая Фокса, самый известный участник Порохового заговора против английского и шотландского короля (рис. 1). Она является символом протестного духа и анархистского движения. Также маска - это символом анонимности (так как не позволяет узнать личность главного героя V).

Рис. 2

На страницах произведения «V - значит Вендетта», выдержанных в приглушенной, тревожной гамме, иллюстрации выстраиваются четкими рядами, то непривычно вытянутые по вертикали, то горизонтальными полосами (рис. 2).

В заключение отметим, что графический роман - это не просто формат, это уникальный мост между словом и изображением, между прошлым и будущим литературного искусства. Это не только лингвистический, но и культурный продукт, где взаимодействие различных языковых и художественных элементов создает уникальный креолизованный текст.

ВЫВОДЫ

Графические романы Алана Мура, особенно «V - значит Вендетта», выделяются в жанре своим глубоким синтезом литературных и визуальных элементов. Мур использует сложные языковые стилистики, включая ономатопею и аллитерацию, а также визуальные метафоры, чтобы создать многослойные и символически насыщенные произведения. Его работы отражают влияние классической английской литературы и демонстрируют креолизованность текста, сочетая различные культурные и языковые элементы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алимурадов О.А., Шубитидзе В.З. Графический роман: вехи эволюции жанра в англоязычной и русскоязычной лингвокультурах. Черты креолизации в текстовом пространстве графического романа как переводчески значимая особенность // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 09 (65).

2. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: кинотекст // Политическая лингвистика. 2007. № 22. С. 106110.

3. Исаева О.А. Эволюция стиля ранних графических романов Англии и США // Вестник СПбГИК. 2016. № 2 (27).

4. Столярова Л.Г. Анализ структурных элементов комикса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 391.

5. Moore A. V for Vendetta. URL: https://archive org/ detaNsVForVendettaComics/V0/o20for%20Vendetta%20 %28vol0/o2001%20of%2010%29/mode/2up (дата обращения: 30.11.2023)/

6. Beaty B., & Weiner S. Critical Survey of Graphic Novels: History, Theme, and Technique. Salem Press, 2012.

7. McCloud S. Understanding comics. N.Y: Harper Collins

Publishers, 1994.

LINGUISTIC AND STYLISTIC FEATURES OF THE CREOLISED TEXT OF THE GRAPHIC NOVEL "V FOR VENDETTA" BY A. MOORE

© 2024

A.K. Kononova, student

St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)

Keywords: graphic novel; creolised text; comic book; verbal elements; non-verbal elements; stylistic technique.

Abstract. This article explores the graphic novel as a unique literary and artistic genre, covering its history from ancient narratives to the present day. The paper emphasises the contributions of figures such as Lind White, Augusten Glock, Will Eisner and Alan Moore to the development of the genre. Particular emphasis is placed on the analysis of Alan Moore's V for Vendetta, which demonstrates the integration of stylistic techniques and nonverbal means to create a profound narrative. The paper concludes that the graphic novel is a synthesis of text and image, forming a multidimensional expression and being a bridge between word and image in the literary arts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.