Научная статья на тему 'Лингвостилистические экспликаторы создания образа в романе Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна»'

Лингвостилистические экспликаторы создания образа в романе Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна» Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
591
66
Поделиться

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Малетина Оксана Андреевна

Цель статьи заключается в анализе образов, стилистических и лексических средств, используемых в произведении «Ночь нежна», написанном Ф.Фитцжеральдом. Наиболее важные образы в произведении являются образами персонажей, так как они помогают читателям понять смысл книги. Существует множество портретных описаний, которые помогают создать образ. Необходимо проанализировать портреты, стилистические и лексические средства, которые используются для создания образов, чтобы лучше понять мысль, которую автор хочет донести до нас. Стилистические и лексические приемы создают особую атмосферу и персонажей, что помогает нам проникнуть в смысл романа.

Похожие темы научных работ по литературе, литературоведению и устному народному творчеству , автор научной работы — Малетина Оксана Андреевна,

Текст научной работы на тему «Лингвостилистические экспликаторы создания образа в романе Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна»»

Язык художественной литературы

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЛИКАТОРЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА В РОМАНЕ Ф.С. ФИЦДЖЕРАЛЬДА «НОЧЬ НЕЖНА»

О. А. Малетина

Цель статьи заключается в анализе образов, стилистических и лексических средств, используемых в произведении «Ночь нежна», написанном Ф.Фитцжеральдом. Наиболее важные образы в произведении являются образами персонажей, так как они помогают читателям понять смысл книги. Существует множество портретных описаний, которые помогают создать образ. Необходимо проанализировать портреты, стилистические и лексические средства, которые используются для создания образов, чтобы лучше понять мысль, которую автор хочет донести до нас. Стилистические и лексические приемы создают особую атмосферу и персонажей, что помогает нам проникнуть в смысл романа.

Ключевые слова: лингвостилистические экспликаторы, образ, Ф. С. Фицджеральд, автобиографический роман.

В романе «Ночь нежна» (1934) Френсис Скотт Фицджеральд изобразил жизнь американской элиты 20-х годов, и поскольку роман является автобиографическим, то в нем описана боль и битва автора за сохранение брака с любимой женой, страдающей шизофренией.

Все герои этого романа больны любовью: аристократ Девре Уоррен, испытывающий не отцовские чувства к своей дочери Николь; Николь, которая пытается излечить порочную страсть с помощью любви к доктору Дику Дайверу; Дик Дайвер, нарушающий грань допустимых отношений между доктором и пациенткой, ощущающий непреодолимую страсть к восходящей звезде Голливуда Розмэри Хойт; Томми Барбан, влюбленный в жену своего друга Дика.

Доктор Дайвер - главный герой, уверенный и перспективный молодой человек, врач. Первый портрет, на который мы обращаем внимание, это описание внутренних качеств, как личностных, так и профессиональных:

He seemed kind and charming - his voice promised that he would take care of her, and that a little later he would open up whole new worlds for her, unroll an endless succession of magnificent possibilities (Fitzgerald, TN, p. 47).

39

Lingua mobilis №1 (20), 2010

Мы видим, что данному персонажу присущи такие качества, как доброта (kind), обаяние (charming), надежность (he would take care of her), душевное богатство (he would open up whole new worlds for her, unroll an endless succession of magnificent possibilities).

Наряду с положительными личностными качествами, герою еще присущ и профессионализм, который проявляется в его поведении: ему удалось (he managеd), ненавязчиво дал понять (let her know easily), а также в произведенном на девушку впечатлении (a courtesy that Rosemary had not met with save from professional people since her success):

He managed the introduction so that her name wasn t mentioned and then let her know easily that everyone knew who she was but was respecting the completeness of her private life - a courtesy that Rosemary had not met with save from professional people since her success (Fitzgerald, TN, p. 32).

На протяжении всего романа Дик описывается как человек аристократичный (не по происхождению), для него характерна острота

ума (the old hypnotism of his intelligence), которой мало кто может противостоять (she could not break or even crack):

While he did not answer she began to feel the old hypnotism of his intelligence, sometimes exercised without power but always with substrata of truth under truth which she could not break or even crack (Fitzgerald, TN, p. 145).

Однако при всех его положительных качествах у него было силы характера, поэтому не именитого профессора Розмэри встречает на пляже, а клоуна в жокейское шапочке, развлекающего своих друзей:

Beyond her was a _ fine man in a jockey cap and red-stripped tights... was giving a little performance for this group; he moved gravely about with a rake, ostensibly removing gravel and meanwhile developing some esoteric burlesque held in suspension by his grave face (Fitzgerald, TN, p. 78).

Следует отметить, что в данном отрывке используется наречие «gravely (looking very serious and worried)» и прилагательное «grave (so serious that you feel worried)», что подчеркивает наличие такой черты характера как серьезность.

В конце произведения Дик, зрелый мужчина (not young anymore), склонен к размышлениям и мечтам (with a lot of nice thoughts and dreams to have about himself), чье душевное богатство и доброта передаются через искреннюю любовь к детям (glad he had given so

40

Язык художественной литературы

much to the little girl, wanted to lift their beautiful heads off their necks and hold them close for hours).

The day before Doctor Diver left the Riviera he spent all his time with his children. He was not young anymore with a lot of nice thoughts and dreams to have about himself, so he wanted to remember them well...He was glad he had given so much to the little girl - about the boy he was more uncertain - always he had been uneasy about what he had to give to the ever-climbing, ever-clinging, breast searching young. But when he said good-bye to them, he wanted to lift their beautiful heads off their necks and hold them close _ for hours (Fitzgerald, TN, p. 278).

Автор уделяет огромное внимание описанию внутреннего мира Дика Дайвера и лишь изредка останавливается на деталях одежды. Основными чертами характера данного героя являются доброта, проницательность, обходительность и надежность.

Рассмотрим портретные описания Николь, жены Дика, чей образ складывается из портретных описаний внешности:

She sat in the car, her lovely face set, controlled, her eyes brave and watchful, looking straight ahead toward nothing. Her dress was bright red and her brown legs were bare. She had thick, dark, gold hair like a chow’s (Fitzgerald, TN, p. 24).

Автор романа многократно повторяет описания одежды и ювелирных украшений героини (her dress was bright red) вместе с отсутствием улыбки (her lovely face set, controlled), ее взгляд устремлен в никуда (looking straight ahead toward nothing), что заставляет читателя относиться к ней с осторожностью. Внешность отражает внутреннюю уверенность Николь, которую ей также придают деньги. Волосы героини (thick, dark, gold hair like a chow’s) описываются через сравнение их с шерстью собаки породы чау-чау (chow - a dog with long thick hair and a purple tongue, originally from China).

Николь с легкостью забывает о муже и обо всем, что он для нее сделал, погружаясь в новую страсть. Она чувствует себя обновленной и счастливой (new and happy), мысли ее чисты как замечательные колокольчики (her thoughts were clear as good bells), что говорит о беззаботности, эго, расцветающее как прекрасная роза (her ego began blooming like a great rich rose), привлекает внимание читателя к эгоистичности героини:

Nicole relaxed and felt new and happy; her thoughts were clear as good bells - she had a sense of being cured and in a new way. Her ego began blooming like a great rich rose as she scrambled back along the

41

Lingua mobilis №1 (20), 2010

labyrinths in which she had wandered for years. She hated the beach, resented the places where she had played planet to Dick’s sun (Fitzgerald, TN, p. 195).

Противоречивость и неоднозначность образа Николь выражается в смешанности ее чувств: ощущая себя абсолютно счастливой (happy, her ego began blooming), здоровой (cured), она чувствует ненависть (hated) к человеку, который способствовал ее нынешнему состоянию, негодование по поводу всего, что с ним связано (resented).

Портретные характеристики, складывающиеся в образ Николь, противопоставляют красоту героини отсутствию морали и нравственности. Ей присущи уверенность, решительность и эгоизм.

Томми Барбан, друг Дика и возлюбленный его жены Николь, является полной противоположностью своего друга:

Barban was less civilized, more skeptical and scoffing, his manners were ^formal, even _perfunctory (Fitzgerald, TN, p. 21).

Читатель получает краткое и четкое представление об этом персонаже: менее воспитанный (less civilized), более недоверчивый (more skeptical), с незамысловатыми манерами (formal, even perfunctory).

Все его портреты достаточно прозрачны, нет никакого подтекста, все предельно ясно:

Well, I’m a soldier<...> My business is to kill people. I _ fought against the Riff because I am a European, and I have fought the communists because they want to take my property from me (Fitzgerald, TN, p. 53).

Дело его жизни заключается в убийстве людей (business is to kill people), а также в войнах и противостояниях тому, кому ему сказали (Ifought against the Riff, the communists). Один второстепенный персонаж считает Томми глупым никчемным человеком:

McKisco knew what ideas were, and as his mind grew he was able to recognize and sort an increasing number of them - but faced by a man whom he considered ‘dumb’, one in whom he _ found no idea was he could recognize as such, and yet to whom he couldn’t feel personally superior, he jumped at the conclusion that Barban was the end _ product of an archaic world, and as such, worthless (Fitzgerald, TN, p. 59).

Помимо глупости автор приписывает персонажу мужественность и отвагу (courage), которые передаются как его личностными качествами - он был командиром (ruler), героем (hero), внешним видом - не было восьмой части черепа (an eighth of the area of his skull had been removed), так и боязливым отношением к нему со стороны окружающих (his companions were always a little afraid of him):

42

Язык художественной литературы

Tommy Barban was a ruler. Tommy was a hero...his martial laugh... as a rule he drank little; courage was his game and his companions were always a little afraid of him. Recently an eighth of the area of his skull had been removed by a Warsaw surgeon and was knitting under his hair, and the weakest person in the cafe could have killed him with a flip of a knotted napkin (Fitzgerald, TN, p. 82).

Томми отличает простота, неприхотливость, отсутствие изысканности, он не похож на Дика, и это привлекает Николь. Томми - привлекательный мужчина (handsome face), утративший присущее его лицу обаяние (have lost the pleasantness):

His handsome _face was so dark as to have lost the _pleasantness of deep tan, without attaining the blue beauty of negroes - it was _ just worn leather. The foreignness of his _ pigmentation by unknown suns. his nourishment by strange soils, his tongue awkward with the curl of many dialects. his reactions attuned to odd alarms - these things fascinated and rested Nicole... (Fitzgerald, TN, p. 121).

Описывая манеры персонажа, Ф.С. Фицджеральд рисует в воображении читателя образ грубого, невоспитанного и некультурного человека: невнятная речь (his tongue awkward with the curl of many dialects), «выдрессированность» (his reactions attuned to odd alarms). Томми Барбан производит впечатление внешне небрежного человека, ограниченного, но в то же время преданного делу.

Еще один персонаж, Розмери, представляет собой романтичную натуру (romantic), несамостоятельную и зависимую морально от своей матери, у которой свои планы по поводу карьеры дочери (with the idea of a career for Rosemary):

Rosemary was a romantic and her career had not provided many satisfactory opportunities on that score. Her mother, with the idea of a career _ for Rosemary, would not tolerate any such spurious substitutes as the excitations available on all sides, and indeed Rosemary was already beyond that - she was in the movies but not at all them. So when she had seen approval of Dick Diver in her mother’s _ face it meant that he was ‘the real thing’; it meant _ permission to go as far as she could (Fitzgerald, TN, p. 37).

Розмери чувствует себя по-настоящему счастливой рядом с любимым мужчиной (the happiest), рядом с ним она расцветает с двойной силой и не боится это демонстрировать (like a bright bouquet, a piece of precious cloth).

Afterward she remembered the times when she had felt the happiest. The first time was when she and Dick danced together and she felt her

43

Lingua mobilis №1 (20), 2010

beauty sparkling bright against his tall, strong form as theyfloated, hovering like people in an amusing dream - he turned her here and there with such a delicacy of suggestion that she was like a bright bouquet, a _ piece of precious cloth being displayed before fifty eyes (Fitzgerald, TN, p. 162).

Розмери беззаботна, она летает по жизни как пестрая бабочка, поэтому в ее жизни события стремительно сменяют друг друга (counting benefits, counting hopes, telling off Dick, Nicole, her mother, the director she met yesterday), и все, казавшееся таким серьезным, может легко отойти на второй план, давая место новым эмоциям (full of emotions no one else knew of).

Rosemary opened her door _ full of emotions no one else knew of. She was now what is sometimes called a ‘little wild thing’- by twenty four full hours she was not yet unified and she was absorbed in playing around with chaos; as if her destiny were a picture puzzle - counting benefits, counting hopes, telling off Dick, Nicole, her mother, the director she met yesterday, like stops on a string of beads (Fitzgerald, TN, p. 241).

Итак, проанализировав портретные описания основных персонажей, составляющие их образ, мы составили таблицу основных черт и их лексическую репрезентацию в художественном тексте:

Персонаж Основные черты Лексическая репрезентация

Дик доброта проницательность обходительность надежность Kind; hypnotism of his intelligence; a courtesy; he would take care of her

Николь уверенность решительность эгоизм felt new and happy; her eyes brave and watchful, looking straight ahead toward nothing; to scramble back along the labyrinths in which she had wandered for years; to begin to slight that love; to hate the beach, to resent the places where she had played planet to Dick's sun.

44

Язык художественной литературы

‘dumb’;

Томми глупость невежество пре- one in whom he found no idea; manners were formal, even

данность делу perfunctory; my business is to kill people

романтично сть беззаботность romantic; full of emotions no one else knew of;

Розмери

моральная зависимость approval in her mother's face it meant permission

Список названий использованных художественных произведений и их сокращений

TN - Fitzgerald F. Tender is night. Moscow: Foreign Languages Publishing House,1961.

45