Научная статья на тему 'Лингвосоциокультурный анализ поисковой системы Google'

Лингвосоциокультурный анализ поисковой системы Google Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
466
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУГЛ / ГУГЛБОМБИНГ / АВТОЗАПОЛНЕНИЕ / АВТОПОДСКАЗКИ ГУГЛ / GOOGLE BOMBING / TRANSLATION / AUTOCORRECT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Часовский Павел Вячеславович

Миссия Google – организовать всю имеющуюся в мире информацию, сделав ее доступной и удобной для использования. Статья посвящена лингвосоциокультурному анализу поисковой системы Google и ее скрытого влияния на интернет-пользователей. Автозамена Google, гуглбомбинг и скрытые методы влияния рассматриваются с точки зрения социолингвистики и лингвокультурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lingua-socio-cultural Analysis of Google Web Search

The article is devoted to the lingua-socio-cultural analysis of Google Web Search and its camouflaged influence upon Internet users. We attempt to determine the value of this lingua-socio-cultural phenomenon. Google autocorrect, Google bombing and the hidden methods of influence are considered from the point of view of sociolinguistics and cultural linguistics.

Текст научной работы на тему «Лингвосоциокультурный анализ поисковой системы Google»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 24 (315).

Филология. Искусствоведение. Вып. 82. С. 173-176.

ЛИНГВОСОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ GOOGLE

Миссия Google - организовать всю имеющуюся в мире информацию, сделав ее доступной и удобной для использования.

Статья посвящена лингвосоциокультурному анализу поисковой системы Google и ее скрытого влияния на интернет-пользователей. Автозамена Google, гуглбомбинг и скрытые методы влияния рассматриваются с точки зрения социолингвистики и лингвокультурологии.

Ключевые слова: Гугл, гуглбомбинг, автозаполнение, автоподсказки гугл.

Google [gu:gl], рус. Гугл - крупнейшая поисковая система, принадлежащая корпорации Google Inc. Изначально поисковая система Google была создана в качестве учебного проекта студентов Стэнфордского университета Ларри Пейджа и Сергея Брина. В 1996 г. они работали над поисковой системой BackRub, а в 1998 г. на ее основе создали новую поисковую систему Google.

Домен Google.com был зарегистрирован 15 сентября 1997 г., а сама корпорация основана 2 сентября 1998 г., когда один из основателей компании Sun (Sun Microsystems - американская компания, производитель программного и аппаратного обеспечения, основана в 1982 г., в 2010 г. была поглощена корпорацией Oracle; штаб-квартира компании располагалась в Санта-Кларе, Калифорния, в Силиконовой долине) Энди Бехтольшайм выписал чек на сумму 100 тыс. долларов США на имя еще не существующей организации.

Название Google произошло от намеренно искаженного Сергеем Брином математического термина «гугол» (googol), которое означает «десять в сотой степени» - 10100. Цитата с сайта Google: «По словам одного из основателей компании, Ларри Пейджа, идеальная поисковая система способна точно определить, что имеет в виду пользователь, и показать именно те результаты, которые ему нужны» [5]. Сотрудники компании Google постоянно разрабатывают новые технологии, которые, по их мнению, помогают приблизиться к идеалу. Главной задачей любой технологии, начиная от поиска и заканчивая приложениями Chrome и Gmail, команда Google считает ускорение поиска нужной информации и помощь в реализации задуманного. Именно попытка поисковика точно определить, что имеет в виду пользователь, и вызывает наибольшее количество «не-

чаянных шуток», ляпов и т. д. В данной статье будет рассмотрен лишь один сервис, предоставляемый компанией Google, - Поисковик Google.

Поисковая система Google обладает качественным поисковым «движком». В своей системе она использует механизм PageRank, изменяющий «важность» сайта при выдаче результатов поиска. PageRank (пэйдж-ранк) -один из алгоритмов ссылочного ранжирования. Алгоритм применяется к коллекции документов, связанных гиперссылками (таких, как веб-страницы из Всемирной паутины), и назначает каждому из них некоторое численное значение, измеряющее его «важность» или «авторитетность» среди остальных документов. Вообще говоря, алгоритм может применяться не только к веб-страницам, но и к любому набору объектов, связанных между собой взаимными ссылками, т. е. к любому графу [4].

PageRank зависит от количества и качества ссылок на ресурс. Другими словами, Google выдает страницы в порядке их популярности и «важности», которые высчитываются исходя из количества посещений и запросов. Анализ полученных данных позволяет сделать любопытный лингвосоциокультурный срез той или иной общности, страны.

Визуально это выглядит следующим образом: Гугл автоматически выдает возможные варианты, так называемые «подсказки», которые становятся причиной шуток, приколов или даже причиной судебных разбирательств. Поиск Google неоднократно оказывался в центре внимания СМИ из-за подобных ошибок. Вот несколько наиболее «громких» примеров. В 2003 г. Google спас Джорджа Буша от «бомбы», как сообщает “The New York Times” со ссылкой на заявление представителей Google: раньше на первом месте среди результатов

поиска при введении запроса «жалкии неудачник» (miserable failure) стояла ссылка на раздел страницы Белого Дома, посвященный Президенту США. В 2010 г. сервис на запрос «vatican» первым в списке предложений выдавал сайт www.pedofilo.com. В том же году поиск по французскому выражению trou du cul, означающему «задница», выводил первой ссылку на домашнюю страницу Николя Саркози. Все эти случаи стали результатом так называемого «гуглбомбинга» [2], когда интернет-пользователи в шутку вводили большое количество запросов с сайтом известной личности и бранным выражением.

Проанализировав подсказки Google, мы выделили два наиболее интересных явления -гуглбомбинг и автозаполнение.

Гуглбомбинг (англ. Googlebombing, также известна как link bomb или «поисковая бомба») - феномен функционирования поисковой системы (не обязательно Google), когда какой-нибудь запрос приводит к выдаче абсурдного или провокационного результата. Гугл-бомбы иногда являются случайной ошибкой поисковой системы, но многие из них, особенно связанные с острыми социальными и политическими конфликтами, провоцируются искусственно. Для этого используется техника поискового спама. Другим словами, это намеренное действие, предпринимаемое некоторым количеством пользователей для антипиара, подрыва доверия или в связи с иной корыстной целью, что, несомненно, заслуживает более пристального изучения, поскольку подобный способ оказывается мощным инструментом в борьбе за влияние на массы. Нас, к примеру, возмутил и удивил следующий факт. При наборе в поисковой строке слова «путин» Google предлагает следующие варианты продолжения фразы:

• путин краб (Результатов: примерно 232 000) - выражение вошло в обиход 14 февраля 2008 г. после пресс-конференции по поводу восьмилетнего президентства Путина. Президент произнес фразу: «Все эти восемь лет я пахал каКРАБ на галерах». То ли кто-то про-

сто неправильно расслышал фразу, то ли имеет место намеренный саботаж (автор статьи придерживается последнего варианта), суть не в этом. Эта «шутка», имевшая огромную популярность в 2ОО8 г., до сих пор по результатам поиска оказывается на первом месте, что наводит на размышления об искусственно поддерживаемом рейтинге данного словосочетания;

• путин и кабаева (Результатов: примерно 575 ООО) - строка является откликом на утку, запущенную СМИ. Думается, что по прошествии времени она упадет в рейтинге;

• путин (Результатов: примерно

84 3ОО ООО) - несмотря на то, что Google выдает результат запросов в приблизительном количестве 84 миллиона, запрос только на третьем месте. Почему?

При этом американского президента Google спасает от «бомбы» и даже пиарит Барака Обаму. «Поисковая система Google по-разному учитывает интерес пользователей к Бараку Обаме и Митту Ромни. Как показало исследование The Wall Street Journal, для тех, кто искал Обаму, персонализируются результаты поиска по другим запросам, которые никак не меняются, если пользователь интересовался соперником действующего президента» [7]. Русская служба Google не то что никак не реагирует, а наоборот, поддерживает рейтинг «бомбы», направленной на подрыв доверия к российскому Президенту. Обращает на себя внимание, что правительство России до сих пор никак не реагирует на подобную политику полускрытого интернет-влияния, хотя все основания для того, чтобы бить тревогу, есть. Граждане других стран пристально следят за своим имиджем в Интернете. Так, например, во Франции все утки, создаваемые гуглбомбингом, сразу же подвергаются разоблачению при помощи СМИ [8.].

♦Вы Поиск Карт

Карты Play YouTube Новости Понта Документы Календарь Еще -

Поиск

| Все результаты Картинки Карты

бюро похорон бюро похорон

бюро похорон сайт минздрава первый

бюро похоронных услуг бюро похоронных услуг епб

Министерство здравоохранения и социального развития РФ ...

у\лллл/ гтилгскаУБОС ги/

Направления деятельности и структура министерства. Мониторинг ситуации в сфере здравоохранения и социального развития. Правовая и ...

Банк документов - Справочная информация - Здравоохранение - Карта сайта

Гуглбомбинг направлен не только на физических лиц, но также и на организации: при запросе бюро похорон, первой строчкой Google выдает Минздрав РФ.

Поисковик Yandex («Яндекс» - российская ИТ-компания, владеющая одноименной системой поиска в Сети и интернет-порталом. Поисковая система «Яндекс» является 5-й среди поисковых сайтов мира по количеству обработанных поисковых запросов. По данным за сентябрь 2011 г., им было обработано более 3 млрд запросов [9]) себе такого не позволяет. Может быть, дело в том, что он отечественный?

Автозаполнение представляет собой социолингвистический феномен, позволяющий охватить сферу интересов среднестатистического пользователя. Если проанализировать, как меняется первая десятка результатов на запросы, начинающиеся со слов «как», «почему» и «сколько», в течение года, то получится интересная картина, отражающая социальные потребности и мировосприятие среднестатистического российского пользователя.

Необходимо упомянуть, что со временем результаты поисковых запросов претерпевают изменения, откликаясь на внешнеполитические или внутренние события. Так, к примеру, во время прохождения чемпионата Европы по футболу Евро 2012 после ввода фамилии нападающего российской сборной Кержакова Александра Анатольевича, Google предлагал следующие варианты: «промахнулся» (примерно 70 600 результатов), «не попал» (примерно 934 000 результатов) или «промахнулся видео» (примерно 35 300 результатов). Эти данные были взяты из Интернета в июле 2012 г. Повторив запрос в январе 2013 г. путем ввода в поисковую строку слова «Кержаков», мы получили следующий результат.

+Вы Поиск Картинки Карты Play YouTUbe

ного событиями Евро 2012, с другой стороны (и это самое интересное), на вариант «Кержаков не попал» Google выдал примерно 556 000 запросов, что почти в два раза меньше, чем в июле. Что это как не обнуление счетчика? Однако почему в этом случае не обнуляются, но, наоборот, поддерживаются нелицеприятные для россиян результаты поиска, касающиеся нашего президента?

При поиске информации Google предлагает интерпретацию или продолжение запросов, нередко совершенно нелепые:

Google

погода

® Поиск в Интернете О Поиск страні

Веб

Возможно, вы имели в виду резиновые сапоги

Иногда же Google тонко «шутит», намекая, например, на рост количества арабского населения во Франции (хотя данное явление относится, скорее всего, к «пасхалкам» или easter eggs [3]):

♦13ы Поиск Картинки Карты Play YouTube Новости Почта Документы

Google

Поиск

Все результаты Картинки Карты Видео

парижские мелодии

Результатов: примерно 519 ООО (0,17 сек.)

Показаны результаты по запросу арабские мелодии

Искать вместо этого парижские мелодии

Арабские мелодии - скачать и слушать онлайн бесплг

mpleer ги/^эба-Арабские+мелодии

Арабские мелодии слушать онлайн. MP3 бесплатно, без реклам

Больше всего скандалов и судебных исков на компанию Google связано именно с функцией автозаполнения, что не ускользает от внимания пользователей. Судить об этом можно по появлению в сети множества демотиваторов [1. С. 125].

Google

кержаков |

кержаков википедия кержаков не попал кержаков лурк кержаков михаил

Для поиска нажмите "Ввод”

Прокомментируем этот результат. С одной стороны, произошел спад ажиотажа, вызван-

РУССКИЙ ГУГЛ

он не ищет, он предлагает

г

И вновь дальше высмеивания этого, на наш взгляд, весьма опасного влияния в России дело не идет. При этом, как сообщает “Japan Times”, окружной суд Токио запретил компании Google использовать функцию автозаполнения запросов пользователей в поисковике по требованию неназванного человека [8]. Газета “Le Monde” сообщает следующее: «Французские правозащитные организации подали в суд на корпорацию Google из-за «антисемитских» подсказок в поисковике. Истцы отметили, что во многих случаях механизм автоподсказок предлагает пользователям дополнить поисковый запрос, связанный с именами известных людей, словом «еврей». Такое поведение, в частности, они обнаружили при вводе имен кандидатов в президенты Франции» [11].

Гуглобомбинг и функция автозаполнения на первый взгляд являются разными интерпретациями одного и того же лингвосоциокультурного явления, но если в первом случае создание бомбы является делом частных рук, то во втором - это полностью инициатива компании Google. И вновь возникает вопрос: почему российские спецслужбы ничего не предпринимают для борьбы с этим негативным интернет-влиянием?

В ходе лингвосоциокультурного анализа поискового сайта Google мы попытались ответить на вопрос, являются ли подсказки, выдаваемые Google в строке ввода, преднамеренными. Представители Google заявляют, что поисковик предлагает закончить фразу по итогам популярности обращений, а первая десятка результатов формируется по количеству обращений к данной теме. Таким образом, компания Google, на которую уже подано огромное количество исков по всему миру, успешно избегает ответственности за понижающие статус определенных организаций и лиц подсказки, ссылаясь на запросы пользователей. Однако изучение сервиса Google-переводчик вновь заставляет задуматься о причастности компании к негативному интернет-влиянию и воздействию на определенные группы людей. Бездействие государственных структур, к сожалению. приводит к тому, что интеренет-пользователи в ответ на свои запросы получают полуправду [2. C. 238].

Таким образом, с лингвосоциокультурной точки зрения анализ средств скрытого влияния, используемых в сети Интернет в целом и в поисковом сервисе Google в частности,

представляет не только научный, но и государственный интерес, поскольку касается вопросов национальной безопасности. Вне всякого сомнения, поднятая в настоящей статье тема заслуживает самого детального и пристального научного изучения.

Список литературы

1. Голиков, А. С. Демотиваторы в Интернет-коммуникации: генезис, смыслы, типология / А. С. Голиков, А. А. Калашникова // Вестн, Харьк. гос. ун-та. 2010. Вып. 16. С. 124-130.

2. Шелестюк, Е. В. Уклон как прием речевого воздействия // Лексические и грамматические категории в свете типологии языков и лингвокультурологии : материалы Всерос. науч. конф. Уфа, 2007. С. 238-240.

3. Часовский, П. В. Семиотика «Easter eggs», или Игровое начало в компьютерных играх // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2012. № 36 (290). С. 63-67.

4. Sullivan, D. Google Bombs Aren’t So Scary [Электронный ресурс] // Search Engine Watch, 17.03.2002. URL: http://searchenginewatch.com/ article/2064860/Google-Bombs-Arent-So-Scary.

5. Google, Inc. What we do [Электронный ресурс]. URL: http://www.google.com/intl/com/ about/company/products.

6. Как рассчитывается Pagerank [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/ pagerankclub/matematiceskij-algoritm-pagerank.

7. Поисковик Google уличили в «под-

держке» Обамы [Электронный ресурс] // Lenta.ru, 05.11.2012. URL: http://lenta.ru/

news/2012/11/05/findobama.

8. Саркози стал жертвой «бомбы» в Google [Электронный ресурс] // Lenta.ru, 6.09.2010. URL: http://lenta.ru/news/2010/09/06/sarko.

9. Яндекс вошел в пятерку самых популярных поисковиков мира [Электронный ресурс] // Lenta.ru, 27.10.2011. URL: http://lenta.ru/ news/2011/10/27/yandex.

10.Google ordered to delete terms from au-tocomplete [Электронный ресурс] // The Japan Times. 26.03.2012. URL: http://wwwjapantimes. co jp/text/nn20120326a2.html.

11.Google poursuivi pour les suggestions de son moteur de recherche // LeMonde. 26.04.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.lem-onde.fr/societe/article/2012/04/28/google-pour-suivi-pour-les-suggestions-de-son-moteur-derech-erche 1692742 3224.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.